Власти Ленобласти закроют туристам доступ на могилу Вещего Олега в Старой Ладоге
26 июня 2020, 05:06
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 июня. /ТАСС/. Курган Вещего Олега, расположенный на берегу реки Волхов рядом с селом Старая Ладога — древнейшей столицей Руси, — закроют для доступа туристов. Место, где, по легенде, находится могила одного из первых древнерусских князей, огородят, чтобы сохранить от дальнейшего разрушения. Но для туристов рассматривается идея создания смотровой площадки, сообщил ТАСС глава администрации Волховского района Ленинградской области Алексей Брицун.
«Это объект культурного наследия, поэтому решение может быть только одно: ограничить хождение людей по кургану, — сказал Брицун. — Параллельно мы будем смотреть, как оборудовать цивилизованную, красивую, удобную площадку, которая бы не затрагивала курган, но открывала бы хорошие виды на Староладожское поселение». По его словам, люди поднимаются на курган как на хорошую смотровую площадку, откуда открывается вид на излучину реки Волхов, Староладожскую крепость и на прекрасные памятники вокруг, но хождение туристов по кургану приводит к разрушению культурного слоя памятника.
Глава района отметил, что в настоящее время речь идет только об ограждении кургана, и что дальнейшие действия будут согласовываться с Департаментом по сохранению объектов культурного наследия области. Он подчеркнул, что это — общее решение властей Ленобласти, сама идея родилась еще в прошлом году: власти рассчитывают найти компромисс между тем, чтобы люди могли посещать памятник, и чтобы сохранить его для потомков.
Курган Вещего Олега
Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, — князь Новгородский с 879 года и великий князь Киевский с 882 года. Летописный рассказ о смерти Олега стал основой литературных произведений Александра Пушкина, Кондратия Рылеева, Владимира Высоцкого.
«Олегова могила» или «Курган вещего Олега» — сопка под номером 5-III по нумерации сопок северного Поволховья советского археолога Валерия Петренко в урочище «Сопки» рядом с селом Старая Ладога, имеющая около 10 м высоты. Гибель князя Олега на территории Ладоги описывается в Новгородской первой летописи. Другая версия смерти описана в Повести временных лет (1116 год) и передает сообщение о могиле Олега в Киеве.
Древняя столица Руси
Старая Ладога — один из древнейших населенных пунктов страны, основанный в VIII веке, первая столица древнерусского государства, куда, по данным русских летописей, в IX веке были призваны первые варяжские князья во главе с Рюриком.
На территории Старой Ладоги расположены самые северные православные храмы Древней Руси. В комплекс памятников Старой Ладоги входят крепость, храмы и два монастыря, ведущие свою историю от Средневековья. Старую Ладогу посещают около 140 тыс. российских и зарубежных туристов в год.
Теги:
РоссияЛенинградская область
Читайте ТАСС
Новости
Дзен
Как правил князь Олег Вещий
Олег (Вещий Оле́г, др.-рус. Ольгъ, ум. 912) — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882.
Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика как опекун над его малолетним сыном Игорем, Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу, покорил и присоединил много славянских племен в Восточной Европе. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее. Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.
Из темной глубины веков. Картина Бориса Михайловича Ольшанского
В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «ПВЛ»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.
Согласно «ПВЛ», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно (по Иоакимовской летописи) его шурином. После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.
Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир. И увидел Олег, что Аскольд и Дир княжат, и отправил посла к ним со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Аскольд и Дир пришли… Олег, спрятал одних воинов в ладьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд, и нёс на руках юного княжича Игоря, и объявил им: «Вꙑ нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ». Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А он — сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира.
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь» — и тут же убил Аскольда и Дира.
Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен.
Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть Временных Лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань.» К радимичам: «Кому дань даете?». Те ответили «Козарам». И говорит Олег: «Не давайте Козаромъ, но мне давайте». И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличями и тиверцами имъяше рать.
898 годом «Повесть временных лет» датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад.
Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839
В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.
Б. А. Чориков. Олег пред Царьградом, 906 год. Гравюра. XIX в.
В 912 году, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.
В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году.
Гибель русского флота под Царьградом. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ⁙ Друзии жє сказаютъ · ꙗко идущє єму за морє · и уклюнѫ змиꙗ въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года, где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода.
Где-то после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.
Действие греческого огня при осаждении Константинополя Игорем. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь.
Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи. Возможно, что в восточных сочинениях, описывающих походы в Закавказье, упоминается другая группа русов, не связанная с Киевом.
Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839
Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом. За этим царём следует из стран славян царь Турок». Под «турками» традиционно понимают венгров. На этом основании территорию, которой владел Олег размещают и в Прикарпатье. В частности, с Олегом связывают Плиснеское городище.
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. ПВЛ сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии (ПВЛ), его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».
Олег у костей коня. В. В. Васнецов, 1899
В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.
Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания русской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы:
И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ. И после этого умирает Одд.
Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем
Кончина Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839
Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.
Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.
Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.
Русское произношение имени Олег возникло, возможно, от скандинавского имени Helgе, что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.
Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. По мнению Л. П. Грот, связывать имя Олега со шведским именем «Helge» затруднительно по семантическим причинам, поскольку значение последнего — «святой» — противоположно по смыслу языческому прозвищу русского князя.
Изображение на обложке книги Б. Васильева «Вещий Олег»
Королева Бони Бони
Песня Wise Prince Oleg
Часть II
FANDOM: Vikings, Vikings AU
Персонажи: Oleg Пророк, Fem! Reader
Отношения: Oleg/Fem! Читатель
Предупреждений: скорее нет / Слов: 4,949
Краткое содержание: Услышав о прекрасной и жестокой принцессе, Олег решает увидеть своими глазами, так ли это на самом деле. Сначала все началось со слуха.
Первоначально отправлено therealcalicali
Слух о своеобразной принцессе, живущей на Востоке, которая убивала всех своих женихов, которые не выиграли у нее в гонке. Одного этого было достаточно, чтобы князь Олег заинтересовался ею и послал своих людей узнать больше.
Второй слух, который он получил от восточных купцов, заключался в том, что она была самым красивым существом, которое когда-либо жило в этом регионе, и даже принцессы в Константинополе не могли сравниться с ней. Он начал задумываться, стоит ли рисковать и бороться за ее руку.
Третий слух Олег услышал среди своих охотников, когда гончие вынюхивали медведя. Мне сказали, что ее отец так хотел наследника мужского пола, что, увидев свою новорожденную дочь, оставил ее в лесу, чтобы судьба позаботилась о ней. И так как милосердный Бог любит всех Своих детей, Он послал медведицу, чтобы выкормить ребенка, пока охотники не нашли ее и не присмотрели за ней. «Должно быть, это дикое существо», — подумал Олег, выстрелив в преследуемого зверя. Медведь безжизненно лежал в тающем снегу, который начинал краснеть от его крови.
«Сегодня мы будем пировать. Береги его мех, — нахмурился Олег, внимательно глядя на мертвое животное и немного жалея его смерть. Волнение охоты закончилось, и оно уже не было таким волнительным, как обычно. Его голова была полна другим диким животным, которого он хотел приручить, гораздо более стройным и гораздо более привлекательным для него. Олег мог поклясться, что видел ее, дальнюю фигуру, смотрящую на него и ожидающую. И каждая попытка приблизиться к этому спектру заканчивалась фиаско.
Он толкнул голову медведя, гадая, как его мех будет выглядеть на полу его комнаты, еще один трофей, чтобы заполнить его пустоту. На короткое мгновение Олегу стало жаль себя и то, что большинство его поступков стали бессмысленными, или как ему хотелось бы на мгновение умереть, вообще перестать что-либо чувствовать.
Однако он быстро отбросил эти мысли, когда получил известие о возвращении своих посланников, ожидавших его во дворце.
«И? Какие новости?», Олег бросился через зал к своим слугам. — Скажи мне сейчас.
«Правда говорят. Принцесса безжалостна к женихам, но любит свой народ. Они полностью обожают ее».
«Кроме того, она превосходная наездница и лучница. Совершенно сверхъестественное для женщины.
«Принцесса посылает тебе подарок».
«Подарок?» Олег поерзал на троне и встал, чтобы открыть сундук. — Копье и ткань?
Он немного подержал копье в руках, изучая его, но не нашел в нем ничего неожиданного или интересного. Внезапно он взмахнул копьем и с силой метнул его в деревянную колонну. Копье разрезало воздух почти в абсолютной тишине и глубоко вонзилось в дерево.
«Принцесса Т/и передает привет и это копье в знак доброй воли. Она хотела, чтобы вы ознакомились с ним, так как это то самое оружие, которым она убьет вас, принц. В случае ее победы в скачках… — Олег с насмешкой приподнял бровь, — и синего шелка твоим слугам, чтобы покрыть твое мертвое тело и перевезти обратно в отечество твое.
«Она мне уже нравится. Готовьтесь к путешествию».
***
— Миледи, он прибыл, — прошептала вам на ухо служанка и быстро встала позади вас.
Ваши глаза поднялись и остановились на приближающейся фигуре. Ты позволил себе быструю ухмылку, увидев сундук, который подарил ему.
— Князь Олег, приветствую тебя, — ты медленно встала и подошла к нему поближе. «Надеюсь, у вас было приятное путешествие. Было бы стыдно проделать такой долгий путь, чтобы быть убитым, — вы ходили вокруг него, изучая его фигуру и отмечая, подходит ли он под все истории, которые вы слышали о нем. С тихим мычанием ты вернулась на свое место и села, все еще ожидая его ответа.
— Приветствую вас, принцесса, и у меня есть для вас ответный подарок, кроме сундука, который я получил от вас, — его слуги поднесли поближе сундук и медвежью шкуру. «Знак доброй воли».
«Из доброжелательности говоришь, а может, чтобы похвастаться, как хорошо умеешь приручать зверя, мой дражайший принц?», — ты удостоила его короткой дерзкой улыбкой.
«Нет зверя, который мог бы устоять передо мной, моя госпожа. В конце концов он либо мертв, либо становится домашним животным, — уверенно ответил он, оглядывая комнату, только чтобы через мгновение зафиксировать свой взгляд на тебе. Казалось, он хотел сжечь тебя таким пристальным взглядом. «Путешествие было довольно приятным, но у меня было постоянное чувство, что кто-то наблюдает за нами».
«У меня есть патрули по всем моим землям, и именно благодаря им я узнал сначала о ваших посланниках, а теперь о вашем прибытии, мой принц. У меня везде глаза, — ты поерзала на троне, прижав его взглядом. «Именно поэтому я знал, что вы прибыли два дня назад, и тем не менее вы удостоили меня своим присутствием сегодня. Почему это?»
«Иногда мне нравится видеть землю, прежде чем я увижу ее правителя», почему он чувствует, как будто его допрашивают? Он не чувствовал себя уверенно в таком положении, в том, что он меньше, чем привык, но в то же время Олег знал, что это была игра, в которую он так хотел играть.
— Князь Олег, — насмешливо произнесла ты с самой милой улыбкой, какую только могла себе позволить. «Я знаю, почему люди приходят на мою землю. Чтобы увидеть, как я разбираюсь со своими потерянными женихами. Вам понравилось зрелище?
«Было очень волнующе наблюдать за гонкой и за тем, как ты выиграла, принцесса. Ты, безусловно, самая жестокая жемчужина, которую я когда-либо видел, — ты слегка покачала головой со вздохом недоверия.
«Да, должен сказать, что мне это очень нравится. Когда-то я была замужем за человеком, которого выбрал для меня мой отец. Поскольку мой муж, к сожалению, умер, я решила, что выйду замуж только за того, кто победит меня в гонке. Как видишь, князь Олег, никому не повезло, — он не двигался, внимательно наблюдая за тобой. — Ты не боишься, что закончишь, как многие до тебя?
«Нет».
«Тогда ты точно сумасшедший», — заявила ты, пытаясь действовать ему на нервы, но это не сработало. Он стоял там, не двигаясь. Вы бы слышали его смешок.
«Я Пророк, я знаю, что будет завтра», — ответил вам Олег, восприняв это как маленькую победу.
— Пророк ты или нет, но только быстротой твоих ног, а не словами, ты победишь завтра, мой принц, — ты высоко поднял голову. «Но если ты можешь быть пророком, то, когда я выиграю, я сохраню твою голову, чтобы ты мог предсказывать мне, мой принц».
«Тогда я буду служить тебе с радостью», — ты сузила глаза, но не смогла сдержать улыбку на губах. Он хорошо говорил, и, честно говоря, вам слишком понравился этот разговор.
— Ну что же, мой принц, — ты начала медленно вставать со своего места и приближаться к нему. «Завтра довольно день; ты должен сейчас отдохнуть, а вечером будет пир. Примите приглашение, князь Олег. Ты дала ему руку для поцелуя.
— Я обязательно приду, — он легонько поцеловал твою руку и подержал ее мгновение, довольно долгое, по твоему мнению, прежде чем отпустить.
«Сегодня вечером мой слуга отведет вас в вашу комнату».
Князь Олег поклонился и вышел из зала с самодовольной улыбкой. Вы смотрели, как он уходит, задаваясь вопросом, действительно ли он пророк, в которого он верил, или это была просто удача и ничего более. Он оказался таким интригующим, как вы и ожидали, и вам почти стало жалко себя, что завтра убьете его. Хотя какая-то часть вас надеялась, что, может быть, князь Олег действительно победит.
Ты тяжело вздохнул и сел на отцовский трон. В его отсутствие ты был правителем, и иногда иметь дело с княжеством было так утомительно, ты завидовал своему младшему брату, который смог весело играть и вырасти наследником.
«Пришлите эмиссаров и этого константинопольского дворянина. Кажется, у Князя Олега завтра будет соревнование, — ты легко улыбнулась про себя и поприветствовала пришедших.
***
Вечернее застолье было довольно утомительным после долгого дня дел, связанных со служебными делами, и хотелось только еще одной чашечки вина. Ты оглядела банкетный зал над своей чашей и сделала еще глоток. На мгновение вы устремили свой взор на князя Олега, который так оживленно беседовал с другими гуляками. Он был гораздо более расслабленным и даже дерзким в своем поведении, совсем другим человеком, чем тот, которого вы встречали днем. Но опять-таки неудивительно, что о нем ходили слухи, и что Олега звали не только Вещим. Должно быть, он заработал оба этих имени в соответствии со своими действиями.
Вы намеренно дистанцировались от людей, в основном женихов, чтобы спокойно судить их во время пира и не слишком углубляться в их знакомство. И поскольку это работало с дворянином, эта стратегия мастерски провалилась, когда дело дошло до князя Олега. В какой-то момент вы начали думать о нем как о назойливой мухе, постоянно пытающейся тем или иным образом привлечь ваше внимание. Вас это точно не раздражало и не злило, у вас за головой была мысль, что это стратегия Олега залезть к вам в голову. Это было ожидаемо, но не такой интенсивности.
«Правда ли, что тебя воспитал медведь, принцесса?» прежде чем ответить, ты сделал большой глоток вина.
«Это одна из моих любимых историй. Я действительно не знаю, кто это придумал, но это довольно оригинально, не так ли?» Олег кивнул, ожидая объяснений. «Мой дорогой принц, как бы мне не хотелось, чтобы меня принес медведь, это, вероятно, потому, что мой отец всегда хотел сына, и он получил меня первым. Я был воспитан принцем, может быть, эта необычная моя натура дала жизнь этой дикой принцессе, вскормленной медведем в глуши, — ты легко усмехнулся в чашку и приказал слуге наполнить ее. «Скажи мне, князь, почему так люди называют тебя Пророком?»
«Однажды я совершил набег на Константинополь объединенными силами моей армии и армий моих братьев, город долго не мог защитить себя. Видя превосходящую силу неприятеля, они пригласили меня на пир для подписания договора, — он сделал паузу, выпил, а потом Олег продолжил. «Во время него мне предложили чашу с вином, которое я не принял. Я видел, как его отравили, чтобы скорее проститься с жизнью, а с городом — с опасностью».
— Надеюсь, вы заключили с собой даже лучший договор, чем тот, который вам предлагали изначально, принц?
«Это правда, к большому неудовольствию императора и его чиновников».
— Могу только представить, — весело пробормотал ты. «Тогда мне любопытно, не боишься ли ты теперь есть и пить, мой князь? Что, может быть, я хочу ослабить тебя на завтра, князь Олег?
«Если бы это было так, ты бы не ела и не пила то, что мы делаем, принцесса…»
«Может быть, я принял противоядие?» — насмешливо спросила ты.
«Не верю. Ты, принцесса, ценишь вызов, у тебя нет причин отравлять нас каким-либо образом, чтобы иметь преимущество передо мной или ним, — указал он на другого жениха. — Ты хочешь испытать себя, принцесса Т/И. Вот почему ты не отравил ни еду, ни питье.
— Верно, но больше, чем вызов, я ценю правду, — Олег поднял бровь с вопросом в глазах. «Правда, мой принц, о вас. Конечно, вы можете провернуть акт очаровательного и соблазнительного мужчины, но это не все из вас, мой дорогой принц. Сними эту маску и покажи себя».
«Что ты хочешь увидеть, принцесса?» ты почувствовала легкое раздражение в его голосе: «То, что ты могла слышать обо мне, неправда, принцесса Т/И. Ну, не все». Он звучал так, как будто его задели твои слова. «Мы, Руси, известны своим темпераментом, но это только тогда, когда кто-то пересекается с нами».
– Итак, вы говорите, что лучше быть вашим другом, чем врагом, принц? вы удостоили его легкой улыбкой, которую он принял одним кивком. «Но разве это не друзья, которые могут причинить нам боль больше всего?»
— Похоже, кто-то сделал это с тобой, принцесса, — грустно улыбнулась ты.
«Мой дорого умерший муж. На мой взгляд, у него была манера получать от женщин слишком много удовольствия, — ты потребовал еще одного наполнения своей чаши. Вы предпочли бы похоронить его так же глубоко, как тело вашего покойного мужа. Вам всегда было стыдно и неполноценно то, что он искал утешения в объятиях другой женщины. Ты чувствовала на себе взгляд Олега, какой-то какой-то своеобразный, мягкий и какой-то сочувствующий, чего не скажешь. «К моему счастью, он также упивался пьянством, что и послужило причиной его ухода из этого мира, когда я отравил его вино».
Улыбка самодовольства появилась на твоих губах при этой мысли: «На мгновение мне стало очень хорошо видеть, как он испускает последний вздох. Но теперь все это прошло. Это в прошлом, и мы идем вперед, мой принц, — ты посмотрела на него, ища подтверждения своим словам.
«Возможно, это осталось в прошлом, но оставляет след, который горит каждый раз, когда вы думаете об этом».
«Я выпью за это», — ты поднял чашку в жесте тоста и осушил ее. «Я ухожу отдыхать. Этот день был довольно утомительным, — неожиданно для себя сказала ты. Не день, а разговор о муже утомил вас.
Князь Олег стоял перед вами, протягивая руку, чтобы помочь вам встать и проводить вас обратно в ваши покои. Вы приняли его с содержанием.
– Так ты уже встретил своего противника, князь Олег? — спросила ты, когда шла в уединенный зал.
«Да, но он мне не соперник».
«Боюсь, завтра вам придется ждать своей очереди, потому что, как бы мне ни хотелось взять вас обоих сразу, я не знаю, справлюсь ли я с этим». Ты наклонила голову, наблюдая за его лицом, которое было настолько близко к твоему, что ты чувствовала его дыхание на щеках.
«Я бы не осмелился просить тебя о таком, принцесса. Сначала разберитесь с этим другим мужчиной, а потом разберитесь со мной. Я могу с радостью подождать.
«Похоже, ты не человек выжидательный…»
«Нет, — ты позволила себе положить руку ему на плечо с деликатной улыбкой.
«Тогда зачем такое изменение персонажа?», вы чувствовали искушение только его присутствием сделать что-то против ваших собственных правил.
«Должна признаться, я чувствую себя немного напуганной тобой, принцесса», ты искала фальшь в его глазах, но ее не было. Он сказал правду. «И я действительно не хочу умирать завтра, но если я умру, я с радостью приму это из твоих рук». Сказав это, Олег поднял твою руку и положил на нее еще один поцелуй.
— Я думал, ты знаешь, что с тобой будет, принц, — это было очень интимно, позволяя ему все еще держать тебя за руку и в то же время смотреть прямо в его темные глаза, безумно зацикленные на тебе. Внезапно вы забыли, как дышать.
«О, я знаю, я хочу подразнить вас, принцы Т/И». было что-то особенное в том, как Олег произносил твое имя, как будто ты слышал свое имя в первый раз, каждый раз, когда он его произносил.
«Ну что ж, иди отдыхай, мой принц. Это может быть последний сон, который у тебя будет, — ты взяла себя в руки, убрала руку и положила ее на спину.
— Возможно, хотя мы можем думать о другой причине этого лишения сна, — на его губах появилась широкая и многозначительная улыбка, заставляющая закатывать глаза.
«Спокойной ночи князь Олег. Я считаю, что пора отдохнуть».
— Принцесса, — он поклонился и оставил вас наедине со своими мыслями в сумрачном коридоре.
***
Следующий день встретил вас прекрасным солнцем и резкой температурой. Вы наслаждались чашкой чая — нового напитка из Китая, на балконе дворца, наблюдая за пролетом гусей над замерзшим озером, на котором через несколько часов состоится гонка. Вернувшись в покои, вы услышали непрерывный шум слуг, чистящих и готовящих вашу сегодняшнюю одежду. Ваши руки были заняты веретеном и ниткой, которую вы готовили для великого гобелена, над которым вы работали в течение некоторого времени. Вы приводите веретено в движение плавным движением пальцев, внимательно наблюдая за его вращением и натяжением нити. Он медленно перестал вращаться, и вы рассмотрели шнур, свободно скручивающийся в вашей руке. Не идеально, как хотелось бы, но и не плохо. Это как раз подойдет для крови святого на гобелене.
— Аня, — позвала ты своего самого доверенного слугу, заметив на льдине озера фигуру. «Кто идет по озеру?»
«Кажется, это князь Олег, княгиня». ты услышала сзади. «Я слышал на корте, что он хотел проверить место гонки до ее начала».
«Что ты задумал, Олег?», — спрашивал ты себя, внимательно наблюдая за блуждающей фигурой. На мгновение вы почувствовали себя неловко, задаваясь вопросом, играет ли он в эту игру лучше, чем вы, но вы стряхнули это. Невозможно было быть таким, раз ты был хозяином этого с самого начала.
Тихий вздох вырвался из ваших уст, когда вы собрались, чтобы встать. «Аня, приготовь мне ванну, мне нужно приготовиться к непредумышленному убийству…» «Все готово, миледи». Слуга открыл для вас дверь, ведущую внутрь. «И передайте весть, что я буду мчаться с князем Олегом и Василием Константинопольским в одно и то же время».
Вы вошли внутрь, сняв ночную одежду, и направились в ванную комнату, из которой лениво поднимались пары горячей воды. Вы позволили тонкому аромату масел и трав окутать вас, прежде чем погрузиться в ванну. С закрытыми глазами ты глубоко вдохнула тяжелый стеблевой воздух и наполнила легкие наслаждением. Если это был процесс подготовки тела к похоронам, вы с нетерпением ждали этого. Чистое блаженство и спокойствие момента, когда никто не может помешать. Вы опустили свои усталые плечи в воду, чтобы снять любое напряжение, которое могло быть там. Они должны быть отдохнувшими и в отличной форме, чтобы идеально метнуть это копье и убить одним ударом. Вы не получали удовольствия от садистских и долгих убийств. Твоим женихам не повезло, что они рассматривали тебя как возможного супруга и не беспокоились о своей смерти.
Это было поистине завораживающе, как люди были готовы умереть только для того, чтобы проявить себя или удовлетворить эту дурацкую, по-вашему, гордость. Каждый из них явился ко двору твоего отца со странной уверенностью, от которой ты внутренне смеялся. Ох уж эти дураки, развлекаются и хвастаются друг перед другом, подумала ты с легкой улыбкой уголком губ. За эти годы ты убил так много женихов, что сбился со счета. Это почти стало вашей повседневной рутиной: встать, принять ванну, убить человека или двух, пообедать и отдохнуть. Возможно, вы устали от того, что никто из женихов не может победить вас, и куча мертвых тел на вашем копье становилась все выше. Но вы делали это так долго, что не хотели в этом признаваться.
Вы вытерлись из ванны, а слуги натерлись маслом, прежде чем пройти в спальню, чтобы одеться. Было необычно, что ты предпочитала одеваться сама, а не стоять и ждать, пока служанки сделают это за тебя. Вы потянулись к узкой полоске ткани, чтобы обернуть ее вокруг груди, так как вы сочли весьма полезным держать грудь на одном месте во время бега. Затем нижнее белье и мягкие льняные брюки, которые подпоясывались и заправлялись в сапоги. Вы посмотрели на тунику, которую шьете из тонкого отбеленного полотна. Оно было чуть выше колена, с круглым воротником, прямым вырезом посередине груди и длинными рукавами. Чтобы сделать его более изысканным, вы добавили красную шелковую вставку на место разреза и лацкана, которая также украсила манжеты туники. Вы надели его и закрепили тонким кожаным ремнем, усыпанным серебряными украшениями.
Весь этот процесс переодевания позволял тебе сосредоточиться на том, что должно было произойти через короткое время. Это было почти как вооружаться для борьбы, не столько за свою жизнь, сколько за свою свободу и способность решать за себя, что ты ценил превыше всего. Ты просто привыкла жить без мужчины и иметь возможность делать все, что хочешь, к большому ужасу отца. Но, возможно, вам пора измениться.
Последним шагом к подготовке к работе было заплести косу, а затем заколоть ее вокруг головы, чтобы получилась корона. Глядя на себя в зеркало, ты видел грозного, стройного мальчика, который шел на охоту, а не хрупкую женщину, которую все хотели бы видеть. Ты ободряюще улыбнулась и вышла из спальни.
«Принцесса, ваше копье», — взяла ты оружие в руку и пошла по коридору к выходу. Перед встречей с бодрым воздухом надеваешь мохнатую шапку и длинную шинель, чтобы не замерзнуть перед бегом.
Проходя через двор, вы позвали нескольких слуг, чтобы они взяли с собой другие необходимые вам вещи: двух лошадей, небольшой кинжал и несколько теплых пальто. Краем глаза вы заметили людей, спешащих к замерзшему озеру. В этом было что-то захватывающее, если не захватывающее. Зная, что они собираются наблюдать за тобой там. И, возможно, даже надеялись, что женихи на этот раз избегут своего кровавого финала, ну хотя бы один из них. Вы на самом деле уже молились, чтобы пережить это.
«Добрый день, принцесса Т/И», — услышала ты за собой и повернулась навстречу Олегу.
— Я удивлен, что ты узнал меня, князь, — свежий воздух залил щеки и кончик носа румянцем, хотя ты не был уверен, что это не из-за взгляда, который он тебе подарил. Его темные глаза остановились на твоем лице, завороженные игрой света на твоих чертах.
«Это было не так сложно, хотя ты выглядишь совсем по-другому, принцесса».
Вы оба молча шли навстречу неизбежному. Интересно, что вы не возражали против этой тишины, она казалась почти естественной между вами двумя. Когда вы подошли к озеру, там уже собралась целая толпа, и шли еще люди.
«Надо сказать, князь Олег, Бог Всевышний подарил нам прекрасный день. Ни облачка на небе, — ты снял шапку и плащ и передал их слуге вместе с копьем. Вы искали другого жениха, который шел к вам. — Мы скоро начнем.
Вы отошли от них, чтобы отдать последний приказ, и привязали полученный от слуги кинжал к поясу и закинули его за спину, чтобы он вас никак не беспокоил. У вас была твердая рука с копьем, но в случае, если что-то пошло не так, было безопаснее иметь другой вариант, чтобы быстрее закончить чью-то жизнь.
— Господа, подойдите, пожалуйста, — вы посмотрели на них обоих, стоящих по бокам. «Мы собираемся начать. Бежим на другую сторону озера, где можно увидеть красный вымпел. Если в какой-то момент я догоню одного из вас, вы умрете. Приготовься.»
Они сняли тяжелые меховые пальто и более теплую одежду, которая утяжеляла бы их, и встали на стартовой линии. Ты схватил копье и встал между ними.
– Желаю вам обоим удачи, милорды.
Вы уставились на красный вымпел, развевающийся на ветру примерно в миле от вас. То, что происходило вокруг вас, не касалось вас, все, что имело значение, это добраться до финиша. Один из слуг подал сигнал, и все началось.
Вы почувствовали, как ваше сердце бьется быстрее, а кровь живее течет по венам с возрастающим уровнем адреналина. Было как-то волнительно смотреть, как они бегут перед тобой. Вы отпускаете их легким бегом трусцой только для того, чтобы решительно ускориться после одной трети дистанции. Вы наслаждались моментом, когда подбегаете ближе к своей первой жертве. Было видно, что скорость для него непосильна и он устал. В ту же секунду, как он повернулся, чтобы посмотреть на вас, вы размахнулись и метнули копье, короткий полет которого закончился в спину вельможи.
В тот самый момент, увидев, как безжизненное тело жениха ударилось о замерзшую поверхность озера, ты почувствовал себя самым живым, почти в экстазе. Все мысли об усталости и одиночестве ушли, сменившись чистым зарядом адреналина и силы. Вы с силой выдернули оружие и свистнули слугам, чтобы они позаботились о теле, так как вам нужно было убить еще одну дичь.
Вы снова побежали за другим женихом, который уже преодолел половину дистанции. Возможно, он был быстрее и выиграл некоторое время, но сейчас вы были безжалостным охотником и не заботились о своих предыдущих взаимодействиях. Твое тело, твоя рука жаждали еще раз метнуть копье прямо в спину Олега. И как только вы размахнулись, чтобы выпустить свое копье, вы увидели, что он что-то уронил. Ты остановилась и посмотрела на него.
Золотое яблоко. Вы взяли его свободной рукой и взвесили. Совершенно чудесная вещь, чтобы избавиться от него в такой момент. Вы снова пустились в погоню, и снова, пока вы догоняли князя Олега, он бросал вам еще одно яблоко, чтобы вы его собрали. И ты делал это снова и снова, пока не заметил, что он успел добежать до финиша раньше тебя, тяжело дыша, даже паря на прохладном воздухе.
«Ты перехитрил меня, мой принц», — заявила ты, подходя ближе с горстью золотых яблок. Олег взял копье из твоей руки и некоторое время изучал его окровавленное острие.
«Если бы ты действительно хотела меня убить, ты бы сделала это, принцесса. Вы могли бы собрать их потом, принцесса, — ответил он, передавая копье слуге.
«Возможно…»
Олег шикнул на тебя от ответа голодным поцелуем в губы. Его руки обхватили твое лицо и притянулись ближе к нему. Ты ответила на поцелуй Олега, сложив руки на его шее. Яблоки, которые вы держали в руках, лежали на снегу между вами двумя, отражая солнечный свет.
— И должен сказать, я рад, что ты не пронзила меня насквозь, принцесса, — сказал он, задыхаясь, в твой рот, прижавшись лбом к твоему.
«Как дела, мой милый принц? Я буду убит или приручен твоей рукой?»
«Время покажет, моя Т/И. Но то, что я хочу сделать с тобой, — ты почувствовала его руку в своих волосах, крепко схватив их, откинув голову назад. «Так много всего», за каждым словом следовал нежный поцелуй на твоей коже. Вы извращенно чувствовали, что роли изменились и что теперь вам предстоит стать его жертвой, и хотя это было странное чувство, вы хотели, чтобы оно продолжалось. Олег действительно опьянял.
«Ты как медведь, если не возражаешь, поваляться в снегу, как зверь, мой принц. Новгородский медведь, — ты высвободился из его хватки, и, хотя слова его казались тебе весьма заманчивыми, ты хотел заставить его ждать. Просто ради поддразнивания. Олег молча фыркнул и помог тебе переодеться в пальто и кепку. Вы сели на свою лошадь и ждали, пока он сделает то же самое.
«Принцесса, если бы вы были полудикой, как я слышал, вы бы не возражали и против снега», ну, он не ошибся в этом, но вы не хотели доставлять ему удовольствие быть правым.
«Князь Олег, предлагаю еще одну гонку, на этот раз без призрака смерти. Вернуться в город. Что бы вы сказали на это? вы погладили лошадь по шее, чтобы успокоить ее.
«Только если я смогу назвать цену, когда выиграю», — весело засмеялась ты.
«Посмотрим, любезнейший Олег», — ты пришпорила коня и поскакала вперед, не оглядываясь на него.
Тебе нравилось побеждать, и на этот раз ты не собирался позволить ему снова победить тебя.
опубликовано 2 года назад с 24 нотами
#пророк олег #викинги #олег/читатель #ff #vikings au #олег x читатель #пророк олег x читатель
(Визуальная теология) Купол Скалы (Олег Грабарь)
Как я делаю мой Пройдя немного Исламики, я чувствую, что мне нужно оправдывать каждый шаг. Для такого обширного и масштабного явления должно быть какое-то обоснование того, что я читаю, когда и почему. Так что, если кто-нибудь знает критическую литературу по книге Олега Грабаря «Купол Скалы », пожалуйста, откликнитесь. Я видел упоминание имени Грабаря в связи с его книгой о формировании исламского искусства, а затем я увидел книгу «Купол Скалы». . За это поручился коллега, и я согласился, потому что меня интересует Иерусалим, а также искусство и архитектура. Если я склоняюсь к чтению материала, который можно было бы назвать «востоковедным», мне хотелось бы думать, что он находится в лучших традициях этой традиции.
Сын историка византийского искусства Андрея Грабаря, Олег Грабарь был ведущей фигурой в изучении исламского искусства. Он провел время, шатаясь по Харам аш-Шариф, когда это место было более заброшенным под властью Иордании в 1950-х годах. Его интерес к этому месту является как историческим, так и эстетическим. Купол Скалы выделяется как произведение искусства с ярко выраженной визуальной силой, объект эстетического чувства или ощущения, одновременно связанный с религиозным смыслом и независимый от него.
Основной темой Купол Скалы является эволюция религиозных значений по отношению к эстетической силе самого присутствия и образа места.
Расположение глав выполняется в хронологическом порядке. Глава 1 начинается с места, которое нашли арабские оккупанты, а именно, как поврежденное физическое пространство, оставленное пустым во время византийского правления, но полное воспоминаний. Глава 2 говорит о визуальном эффекте места как о прозрачном и доминирующем. Глава 3 рассматривает дизайн-формирование всего Харама в визуально согласованное целое между 700-1100 годами, особенно при правлении Фатимидов, за это время религиозная идентичность здания затвердевает. Глава 4 посвящена превращению Купола в панисламское место под властью Айюбидов после крестовых походов, когда Иерусалим стал ассоциироваться с Меккой и Мединой.
Грабарь отмечает на месте две функции. Первая функция – памятная. В архитектурном отношении восьмиугольная форма Купола Скалы — это старая (греко-римская?) и необычная фигура или форма, которая, по мнению Грабаря, должна была привлечь к себе внимание. Часть аргумента заключается в том, что здание изначально предназначалось, в первую очередь, для привлечения визуального внимания к себе как к политической и эстетической фигуре. Невозможно не смотреть, здание похоже на любой вид монументальной архитектуры. Здание и его строители хотят, чтобы на них смотрели, чтобы доминировать в поле зрения. Помимо любого конкретного религиозного значения, общее или то, что мы могли бы назвать универсальной целью восьмиугольной формы, является памятным, предназначенным для привлечения внимания к человеку, божеству и событию (стр. 9).8).
Религиозная функция более специфична. Надписи в здании (внутри и снаружи) говорят об истине ислама, а не христианства, а именно о единстве Бога, «нет Бога, кроме Бога, Единого», Который «не рождает сына и не имеет соратников во власти». ». По правде говоря, здание представляет собой время и место, которые являются эсхатологическими и райскими. Добавляя лестницы и михрабы через равные промежутки времени, именно при Фатимидах в 11 -м -м веке это место превращается в место для молитв. В качестве места для молитв Купол Скалы и платформа, на которой он стоит, служат точками для сосредоточения религиозного внимания. Объектом этого внимания является «истина божественного присутствия и божественного суда», «Бог, Явитель или Тот, кто сотворил землю и пришел снова судить мужчин и женщин», послание, которое теперь, наконец, «отфильтровано через присутствие». Пророка» (стр. 175, 154).
Помимо того или иного религиозного значения, для Грабаря важнее всего в здании его чистая эстетическая сила, иконическая сила означать, а не вещь или сообщение, которое на самом деле обозначается. Для него важен внешний вид места, что именно эта сила объясняет политические и религиозные значения, которые были приданы ей с течением времени, со времен Омейядов до сегодняшнего дня как символ палестинского национализма. Он ссылается на тип архитектуры внутри мусульманской традиции, в которой визуальное присутствие памятника гораздо важнее, чем действия, совершаемые внутри (стр. 206).
Две последние вещи: Грабарь отмечает, что все элементы дизайна в Куполе Скалы являются реконструкцией 20 го века, призванной отразить происхождение этого места в 7 ом веке (стр.