Ода вечернее размышление ломоносов: Вечернее размышление о Божием величестве — Ломоносов. Полный текст стихотворения — Вечернее размышление о Божием величестве

Содержание

Темы и идеи од Ломоносова

Темы и идеи од Ломоносова

Тему «Вечернего размышления о Божием величестве при случае, великого северного сияния» можно определить как вос­торженное преклонение перед могуществом Творца, сумевшего создать тысячи обитаемых миров, создать пространство настоль­ко бескрайнее и насытить его настолько неисчерпаемыми загад­ками, что ум отказывается воспринимать и вмещать в себя такое разнообразие.

Так, смысл строчек «Открылась бездна, звезд полна; // Звез­дам числа нет, бездне — дна» в том, что при проявлении не­большой наблюдательности можно обратить внимание на неис­черпаемость мира, свидетельства которой находятся совсем близко. Вселенная тогда предстаёт настолько безграничной и не­понятной в своей сложности, что её можно сравнить только с бездной, наполненной бесчисленными звёздами. Сама мысль об этом будоражит ум и воображение, вызывает невольные размыш­ления о необыкновенной сложности божеского творения.

Тем не менее главная мысль произведения состоит в том, что разум для того и дан человеку, чтобы тот сумел постичь законы мира, научился задавать «натуре» вопросы, искать и находить на них ответы.

Тему «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» можно определить как возвеличение преобразований Петра I, утверждение национальной самодостаточности и само­бытности русского государства, огромных природных богатств страны и великих способностей русского народа.

Двадцатилетнее царствование Елизаветы Петровны началось в ноябре 1741 года. Ода написана к шестой годовщине царство­вания дочери Петра, за шесть лет уже проявились основные тен­денции правления Елизаветы, и можно было подводить промежу­точные итоги.

Главной заслугой Елизаветы Ломоносов считает установле­ние «возлюбленной тишины», которая даёт спокойствие «рос­сам» и которой не нужен «крови ток» (Елизавета в первые 15 лет правления не вела войн).

Вторая заслуга — возвращение к политике Петра (были вос­становлены полномочия Сената, воссозданы коллегии, ликвиди­рован созданный Анной Иоанновной Кабинет министров): «…Когда от радостной премены / Петровы возвышали стены / До звёзд плескание и клик!» Эту же мысль подчёркивает обширное прославление Петровых деяний и резюме: «…Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает, / Довольство муз усугубляет / И к счастью отверзает дверь».

Третья заслуга — покровительство наукам: «…Здесь в мире расширять науки / Изволила Елисавет». На самом деле Елизавета наукам уделяла немного внимания. Но её фаворитом был И. И. Шувалов, известный покровитель наук и искусств, дру­живший с Ломоносовым, переписывавшийся с Вольтером и Гельвецием, который способствовал открытию Московского университета и Академии художеств.

Важнейшее достижение Ломоносова состоит в том, что он не только восхвалял Елизавету, но учил её тому, что она должна де­лать как императрица: если Всевышний поручил в «счастливое подданство» такое «земель пространство» и открыл сокровища, то надо знать, что

…требует к тому Россия Искусством утверждённых рук.

Сие злату очистит жилу;

Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

Право поэта учить царей проявилось в том же веке в творче­стве Державина.

Темы и идеи од Ломоносова

1.1 (22.27%) 97 votes
На этой странице искали :
  • ломоносов фильм стихзвездам числа нет бездне дна
  • какая тема од ломоносова
  • какая тема од м в ломоносова
  • тема од ломоносова
  • тема оды вечернее размышление о божием величестве

Сохрани к себе на стену!

анализ и основная мысль произведения

М. В. Ломоносов – это не только выдающийся ученый своего времени, в зону внимания которого входило множество наук и дисциплин. Это еще и замечательный литератор, сумевший создать множество подлинно поэтических текстов. Помимо этого, Ломоносов известен нам как реформатор русского языка, приблизивший его к современному звучанию. Проведем анализ оды «Вечернее размышление о Божием величестве».

Время создания

Стихотворный текст был создан автором в середине 18-го столетия, когда наука только начинала свое бурное развитие, а просвещение постепенно завоевывало умы человечества. Анализ «Вечернего размышления о Божием величестве» необходимо проводить именно в сопоставлении с особенностями эпохи. Поэты и мыслители той поры считали, что через печатное слово можно донести идеи просвещения, ценности научного познания до миллионов читателей. Вот почему в оде, торжественном жанре, призванном прославлять героическое событие, подвиг или монарха, Ломоносов обращается к интересному, прекрасному, но все же довольно обычному явлению – северному сиянию.

Задача автора – заинтересовать своих читателей наукой, показать им связь научного взгляда на жизнь с царившим в те времена догматизмом церкви. Именно поэтому и поэтические произведения Ломоносова, и его научные работы представители церкви восприняли очень негативно.

Особенности жизни поэта в период написания

Продолжим анализ «Вечернего размышления о Божием величестве» определением тех жизненных обстоятельств, в которых оказался Ломоносов в момент написания оды. Поэтический текст написан в 1743 году, в то время, когда поэт и ученый находился в заключении из-за конфликтной ситуации с профессором-иностранцем. В тюрьме Ломоносов пробыл целых восемь месяцев, это время исследователи считают довольно продуктивным в его творчестве. Так, стихотворение «Вечернее размышления о Божием величестве», анализ которого мы проводим, было создано именно в неволе.

Интересно, что упоминание бога в заглавии текста было продиктовано необходимостью оставить благосклонное ощущение у цензоров.

Специфика жанра

При создании текста не зря Ломоносов выбрал оду, свой любимый жанр, в котором он смог быть максимально объективным. Главная цель написания стихотворения – пропаганда просвещения, поэт старался привлечь внимание своих читателей к научному взгляду на жизнь, вызвать в них интерес к исследованиям.

Духовно-философская ода как нельзя лучше соответствовала цели написания поэтического текста – подчеркнуть важность и значимость научного познания мира. Использование большого числа метафор и выразительных сравнений помогало автору привлечь внимание читателя к описываемому явлению.

Особенности языка

Следующий этап проведения анализа «Вечернего размышления о Божием величестве» — определение его языковых особенностей. Несмотря на то что Ломоносов был реформатором русского языка, во многих своих произведениях он использовал его возвышенную форму, поэтому ода изобилует старославянизмами, которые придают ей торжественное звучание. Довольно часто поэт использует такие формы:

  • Усеченные прилагательные (мрачна, черна, мала, жирна).
  • Особые формы существительных (мысльми, огнь, лице).
  • Устаревшую лексику (уста, натура (природа), хладный, окрест).

Все это придает поэтическому тексту возвышенное, торжественное звучание. Приемы используются не случайно: именно в подобных тонах воспевались подвиги, описывались важнейшие государственные события. Ломоносов же в столь высокопарной, но понятной читателю его эпохи манере изобразил интересное явление природы — северное сияние. Таким образом, он подчеркнул значимость науки.

Сюжет

Проведение краткого анализа «Вечернего размышления о Божием величестве» продолжим определением развития сюжета:

  • С первых строк Ломоносов рисует нам наступление ночи в природе: тьма постепенно захватывает поля, горы, солнце скрывается с горизонта. Образ неба рисуется автором с восхищением, он любуется загадочной вселенной, которая еще не открыла человеку все свои тайны. Не зря поэт сравнивает небо с бездонной бездной, полной звезд.
  • Сравнение исследователя с песчинкой, которая бесконечно мала. Лирический герой оды формулирует вопросы, которые волнуют его разум.
  • Пересказ гипотез прошлых лет, в которых поэт не видит рационального зерна, и спор с ними. Ломоносов призывает не относиться со святой верой ко всему, о чем пишут религиозные труды прошлого, необходимо стремиться к научному открытию и познанию мира.
  • Наконец, поэт вступает в полемику со своими невидимыми оппонентами, в стихотворной форме доказывая несостоятельность их аргументов.
  • Завершается поэтический текст риторическим вопросом.

Таково сюжетное повествование, учитывать которое необходимо при анализе стиха «Вечернее размышление о Божием величестве». В целом мы видим, что сюжет является линейным, посвящен описанию единого явления и размышлениям по его поводу.

Тематика и проблематика

Продолжим анализ стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве», определение его темы и основной идеи. В этой оде Ломоносов пытается найти ответы на вопросы, которые волновали его всю жизнь:

  • Место человека в мире.
  • Особенности Вселенной.
  • Возможности человеческого разума – может ли он постичь тайны окружающего мира.

Хотя в наименовании поэтического текста имеется слово «божие», в действительности религиозного подтекста в нем нет. Ода прославляет природу, которая в сознании поэта предстает великим творцом. Читая оду, можно заметить, что мысли, которые поэт высказывает в своем произведении, далеки от официальных церковных канонов. Ломоносов придерживается материалистических взглядов на строение мира и роль человека в нем.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что поэт и ученый не боролся с самой идеей существования бога, но призывал не слепо верить церковным догматам, а использовать разум, стремиться к научному познанию, изучать мир. Именно эта идея и стала основной мыслью «Вечернего размышления о Божием величестве».

Тематика произведения напрямую связана с теми научными интересами, которые были присущи поэту и ученому в этот период. Так, Ломоносов не просто пытается понять природу и сущность северного сияния (как исследователь), но еще и любуется этим прекрасным явлением (как подлинный поэт), восхищается величием природы.

Спор в стихах

Многие свои поэтические тексты Ломоносов использовал весьма оригинально для своего времени: он посвящал оды тем явлениям и предметам, которые входили в область его научных интересов. Для чего он это сделал? Будучи ярым пропагандистом просвещения и идей силы разума, поэт-ученый пытался донести их до как можно большего числа людей.

Проще всего это было сделать, используя стихи – произведения, которые читались широкими массами. При анализе данного поэтического текста следует упомянуть интересный факт, который характеризует Ломоносова как подлинного новатора – он в оду, это торжественное стихотворение, внес элемент полемики.

«Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?» — читаем в тексте.

Данный вопрос имеет своего адресата, это Христиан фон Вольф, ученый, обладающий энциклопедическими знаниями. Он полагал, что природа северного сияния состоит в испарениях, которые зарождаются в недрах земли, а затем сгорают в небе. Ломоносов был не согласен с этой идеей.

Затем в оде он обращается к авторам еще одной концепции, согласно которой прекрасное явление было связано с деятельностью вулкана.

Наконец, оспорив версии оппонентов, в завершающей части произведения ученый высказывает собственную гипотезу: северное сияние напрямую связано с электричеством.

Особенности построения и средства выразительности

Следующий этап анализа «Вечернего размышления о Божием величестве» — определение специфики построения текста и использованных тропов – то есть всего того, что помогло автору передать свои мысли в стихотворной форме.

Можно отметить, что ода дышит волнением, экспрессией, поэт отнюдь не равнодушен, он страстно пытается донести до читателя мысли, которые волнуют его разум. Передать волнение Ломоносову удается использованием особых синтаксических конструкций:

  • Большого количества вопросов.
  • Обращения «о вы», «скажите ж».
  • Множества восклицательных предложений.

Такие предложения помогают создать напряженную атмосферу, полную эмоций и переживаний.

Будучи ученым, Ломоносов оставался им даже в своем поэтическом творчестве. При анализе «Вечернего размышления о Божием величестве» следует отметить, что завершается произведение вопросом. Автор ставит под сомнение силу небесного Творца, призывая своих современников к познанию мира посредством науки.

Для создания понятного поэтического текста о прекрасном природном явлении автор использует четырехстопный ямб, а также мужские рифмы.

Завершение анализа

Проведенный анализ произведения «Вечернее размышление о Божием величестве» помогает убедиться в том, что Ломоносов сумел в стихотворной форме воплотить свои научные представления о природе северного сияния, а также высказать идею о значимости научного познания.

М. В. Ломоносов. Оды. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». 8 класс

М. В. Ломоносов
(1711 – 1765)

У. Вспомните, чем в области русской истории и культуры было ознаменовано переломное время конца ХVII – начала ХVIII вв. ?

Д. и У. — Правление первого в русской истории императора Петра I.

— Установление связей с Европой.

— Преобразования Петра I, определившие новое направление развития России.

— Россия стала осмысляться как светское европейское государство, устраивающее свою судьбу по воле самодержавного монарха.

— Личный труд на благо Отечества стал рассматриваться как возможный путь ко спасению.

— Материальный прогресс, научные открытия повлияли на обмирщение сознания русского человека, пробудили в человеке горделивое представление о его безграничных возможностях. Ценными стали ум, талант и практичность, личные способности, ведущие к земному благоденствию.

— Рост светской литературы.

У. Вспомните, каково было влияние М. В. Ломоносова на отечественную словесность?

Д. и У. — Написал «Краткое руководство к риторике», объясняющее, как нужно правильно, грамотно, точно, красиво излагать мысли, как располагать их, какими словесными украшениями пользоваться.

Утверждал гармонизирующий тип убеждения.

— Заложил основы современного русского литературного языка. В России существовало многовековое двуязычие, две разновидности книжного письменного языка: церковнославянский и разговорный. Во времена Петра I потоком хлынули еще и иностранные слова. В языке произошла смесь разнородных элементов. Главной частью русского литературного языка должна была стать письменная и разговорная речь широких слоев народа, поэтому ее нужно было оберегать от перегрузки церковнославянизмами и заимствованиями.

— Создал учение о трех «штилях». В высоком стиле должны были писаться героические поэмы, оды, важные речи. В среднем — театральные сочинения, письма, сатиры, элегии, исторические описания. В низком — комедии, увеселительные песни, описания обыкновенных дел.

— Выделил различия прозы и поэзии: «В прозе располагаются все слова обыкновенным порядком, и части не имеют точно определенной меры и согласия складов». «В поэме все части определены известною мерою и притом имеют согласие складов в силе и звоне».

— Осуществил реформу русского стихосложения. Ввел силлабо-тоническое стихосложение, основанное на регулярном чередовании ударных и безударных слогов. В стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые размеры — стопы.

— Создал четырехстопный ямб.

— Писал торжественные, патриотические и духовные оды.

— Стихотворные переложения псалмов послужили неким «мостиком» от древнерусской средневековой книжности к русской лирике.

— Освоение европейских традиций сочеталось в творчестве М. В. Ломоносова с активным использованием национального опыта.

— Открытие М. В. Ломоносова — строгое соблюдение исторической истины в художественном произведении.

— Совершил множество научных открытий.

У. — Мы говорили, что русская литература первой трети ХVII в. пребывала в переходном периоде. Но время ученичества было очень стремительным. За 60 лет русская литература прошла все ступени, которые европейская прошла за 200 лет. Этим объясняется и единовременное сосуществование различных направлений в русской светской литературе, которые осваивались Европой поступательно. Ведущим направлением в эпоху М. В. Ломоносова был классицизм, который постепенно вытеснял предшествовавшее ему барокко.

— Вспомните, что означает слово классический?

Д. Образцовый.

У. Для классицизма характерно обращение к образцам античности и искусства Возрождения. В основе классицизма лежит идея разумности, упорядоченности мира. Человек представляется как существо прежде всего разумное, а человеческое общество — как рационально устроенный механизм. Точно так же и художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, повторяя разумность и упорядоченность Вселенной. В классицизме был принят свод обязательных строгих правил, которым должно отвечать художественное произведение. Важнейшие из них — требование равновесия красоты и истины, логической ясности, стройности и законченности композиции, строгих пропорций, четкого разграничения жанров, обладания общественной пользой.

 

Ода на день восшествия
на всероссийский престол
ея величества государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года

 

У. — Поэзия М. В. Ломоносова стояла всецело на принципах классицизма. В то время она не имела самостоятельного значения, а признавалась лишь в качестве развлечения, высокопарной хвалы или должна была иметь чисто практическое применение — наставлять и назидать. Но «классические оды и при дворе, и в обществе нравились не только разлитым в них “лилейным фимиамом”, но и “прелестью стиха”» (А. С. Архангельский).

— Ода, посвященная восшествию на престол дочери Петра I, императрицы Елизаветы, приурочена к ее 37-летию. Еще в царствование Анны Иоанновны, при которой полновластным правителем России был её фаворит Бирон, русские придворные возлагали большие надежды на Елизавету. Ее называли «искрой Петра Великого». Взойдя на престол, Елизавета Петровна приблизила к себе русских, а позиции немецкой партии при дворе ослабила.

Императрица благосклонно относилась к развитию русской науки, искусства, образования.

Императрица Елизавета Петровна

— С прославления чего начинает поэт свою оду?

Д. С прославления тишины.

У. — В течение всего 1747 г. русское правительство вело сложные дипломатические переговоры с Австрией, Англией и Голландией, которые, воюя с Францией и Пруссией, настаивали на посылке русских войск к берегам Рейна. М. В. Ломоносову было известно, что императрица дала согласие на рейнскую военную экспедицию. Со дня на день ожидали указ о выступлении войск в поход. М. В. Ломоносов, считавший справедливыми только оборонительные войны, относился отрицательно к намеченному опасному военному предприятию.

— Найдите подтверждение в 3-й строфе.

Д.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

 

У. Поэт придал своей оде характер пламенного политического предостережения. Подтвердите это примерами из текста.

Д. — Поэт прославляет мир, тишину. Тишина — «возлюбленная», «царей и царств земных отрада», несет «блаженство».

— Распространяет красоту, богатство: «Вокруг тебя цветы пестреют и класы на полях желтеют», «ты сыплешь щедрою рукою свое богатство по земли».

— Солнце, «возводящее взор во все страны»

, не находит в свете ничего краше, чем тишина и Елисавета.

У. Какими словами поэт ставит красо́ты императрицы в один ряд с красо́тами тишины?

Д. «Душа ее зефира тише, и зрак прекраснее рая́».

Первая страница первого издания Оды 1747 г.

У. Что подразумевается под «радостной пременой»?

Д. Дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон.

У. Как повторяется мотив мира и тишины в 6-й строфе?

Д.

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши времена.

В безмолвии внимай, вселенна…

 

У. Как метафорически передано ликование поклонников наследия Петра I?

Д. «Петровы возвышали стены до звезд плескание и клик!»

У. Обязателен в одах М. В. Ломоносова исторический экскурс. Что сказано в 7–11 строфах о Петре I и его преобразованиях?

Д. — Творец «Послал в Россию Человека, каков неслыхан был от века».

— Петр I «Россию, грубостью попранну, с собой возвысил до небес».

— Бог Марс «страшился, свой меч в Петровых зря руках».

— Нептун «чудился, взирая на российский флаг» на флоте Петровом.

— Через образ Невы сказано, что император построил Санкт-Петербург. Нева сомневается:

 

Или я ныне позабылась

И с оного пути склонилась,

Которым прежде я текла?

 

— Замыслив создать Академию наук, Петр I заботился о привлечении в Россию европейских ученых:

 

Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки. ..

 

— Смерть императора: «Бессмертия достойный Муж… завистливым отторжен роком».

— Супруга Петра I «кроткая Екатерина» открывает Академию наук, способную «постыдить Секвану», под которой подразумевается Парижская Академия наук.

У. Что сопутствует воцарению дочери Петра?

Д. «Светлость» на Парнасе, «приятных струн сладчайший глас», крики восторга.

У. Что вменяется в заслугу императрице?

Д. Щедроты:

 

Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает,

Довольство муз усугубляет

И к счастью отверзает дверь.

 

У. Щедроты императрицы воодушевляют не только парнасских муз, но и подданных. Как об этом сказано в 5-й строфе?

Д.  

Наш дух и к бегу устремляют,

Как в понт пловца способный ветр

Чрез яры волны порывает:

Он брег с весельем оставляет;

Летит корма меж водных недр.

 

У. — Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. Но «путешествие во времени» сменяется «путешествием в пространстве».

— Описание чего следует в 14–20 строфах?

Д. Описание «пространной» Российской державы с запада на восток: «горы превысоки», «поля широки», «Волга, Днепр… Обь течет», «богатство, в оных потаенно», «сокровища, какими хвалится Инди́я», «всегдашними снегами покрыта северна страна», «там Лена чистой быстриной, как Нил, народы напояет», «густостью животным тесны стоят глубокие леса», «на пастве скачущих еленей ловящих крик не разгонял», «солнца всход», «Амур в зеленых берегах крутится», «тьмою островов посеян, реке подобен Океан».

У. — Ода М. В. Ломоносова являлась не только поздравительным приветствием к годовщине вступления Елизаветы Петровны на престол, но и «благодарственными восклицаниями» по случаю утверждения императрицей указа, увеличивавшего бюджет академии и определявшего состав ее студентов. И потому автора нельзя заподозрить в неискренности. Более того, хваления Елизаветы вылились в целое славословие науке. И достоинства «прекрасной Елисаветы» постепенно отошли на второй план.

— Найдите в 6-й строфе подтверждение покровительства императрицы наукам.

Д. «Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет».

У. С чем поэт-ученый связывает процветание своего Отечества?

Д. — С освоением его недр:

 

И се Минерва ударяет

В верхи Рифейски копием;

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что россам в руки предается

Драгой его металл из гор,

Который там натура скрыла…

 

— С рождением из «недр» Российской земли «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» — ученых, способных освоить ее недра.

У. М. В. Ломоносов разработал на практике и утвердил на долгие годы оду. Обобщите черты оды как жанра.

Д. — Масштабные образы.

— Величественный стиль, подымающий описываемые картины над обыденностью.

— Пышный поэтический язык, насыщенный церковнославянизмами, красочными метафорами и гиперболами.

— Строгость построения.

— Гармония стиха: выдержанный четырехстопный ямб, строфа из десяти строк, рифмовка абабввгддг.

Декламирование отрывка «О вы, которых ожидает… В покое сладки и в труде». На дом дается задание выучить этот отрывок наизусть.

Ода «Богиня, дщерь божеств, науки основавших…» — для самостоятельного чтения детьми.

 

Из «Слова о рождении металлов
от трясения земли»

 

У. — Вопросам освоения российских недр посвящено и «Слово о рождении металлов от трясения земли». Оно было произнесено в публичном собрании императорской Академии наук и обращено к научному сообществу. Наука в те времена была устремлена на овладение силами природы посредством познания ее законов и совершала открытие за открытием.

— Что доказывает М. В. Ломоносов в своей речи?

Д. Божественным промыслом совершено так, что в делах натуры — природы — «нет ни единого из них толь страшного, нет ни единого толь опасного и вредного, которое бы купно пользы и услаждения не приносило».

У. Какими наглядными примерами это подтверждено?

Д. — Волны морские ужасают, но они же доставляют корабли с грузами.

— Холодная зима тягостна, но она уничтожает заразу.

— Тучи, наполненные «электрической силою», гром, извечно пугавшие людей, позволили людям открыть физику.

«Трясение» земли «сурово и плачевно», но оно «для избыточества служит, производя, кроме других многих угодий, преполезные в многочисленных употреблениях металлы».

У. Что несет человеку «откровение естественных тайн»?

Д. Просвещение.

У. Сколько видов землетрясений перечисляет М. В. Ломоносов в своем «Слове…»?

Д. Четыре.

У. В какой последовательности они описаны?

Д. От слабых и не опасных до разрушительных.

У. Научный язык формировался вместе с развитием знаний. Найдите в перечислении видов землетрясений научные термины. Много ли их?

Д. «Перпендикулярный», «колебание».

У. Какими языковыми средствами ученый описывает физические явления?

Д. С помощью наглядных словесных образов, использует иносказания, яркие метафоры, эпитеты:

«…Дрожит земля частыми и мелкими ударами и трещат стены зданий, но без великой опасности».

— Земля, «надувшись, встает кверху».

— Колебание земли подобно колебанию волн.

— Бездна названа церковнославянизмом «хлябь». Хляби «на бледнеющих людей зияют и часто пожирают».

«…Земля из-под строений якобы похищается».

 — «…Бывают подземные стенания, урчания, иногда человеческому крику и оружному треску подобные звучания».

— Истечения из земли «умножают ужас смертных».

У. Каким образом эмоционально нагнетается представление о степени опасности различных видов землетрясений?

Д. Умножаются наглядные примеры. Удлиняются предложения.

У. — Подобное наращение доводов мы видели в риторике. Риторические приемы убеждения используются М. В. Ломоносовым и в научной речи.

— Какое вещество ученый считает важным для горения подземного огня, преобразующего материю и рождающего металлы?

Д. Сера.

У. Чему автор уподобляет горящие недра земли?

Д. Огнедышащим горам, из челюсти которых «отрыгается» огонь и лава.

У. Сколько серы необходимо для горения земных пород?

Д. «…Сера имеет малую весьма пропорцию, как тонкая скорлупа земной поверхности ко всей толстоте оныя».

Отрывок из «Слова о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» — для самостоятельного чтения детьми.

Просмотр видеороликов «Северное сияние в Финляндии».