Ода на день восшествия на престол елизаветы петровны 1747 презентация: «(1711 – 1765). « Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Оды Ломоносова — презентация онлайн

Похожие презентации:

Оды М. Ломоносова

«Ода на день восшествия…» – типичное произведение русского классицизма

Тематика «Оды 1747 года» М.В. Ломоносова

Литературное творчество М.В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов. Оды

Поэзия М.В. Ломоносова

Презентация-обзор по литературной деятельности М.В. Ломоносова

Систематизация лирических произведений по традиционным темам

Русский классицизм. Михаил Васильевич Ломоносов

Подготовка к ЕГЭ по литературе

1. Ода – (гр. – песнь) – жанр лирической поэзии, стихотворение лирического характера в честь какого-то лица или события.

Жанр возник в античности.

2. В русском классицизме оды положили начало поэзии государственного служения, т.е. заказной поэзии.

В одах воспевали монархов, потому что они
олицетворяли государство, героев – потому
что они государству служили, географические
просторы – потому что они свидетельствовали
о могуществе государства, мир – потому что
он способствовал процветанию государства.

3. Ода написана в 1747 году.

Отмечалась пятая годовщина воцарения
Елизаветы Петровны.
День восшествия на престол занимал
центральное место в годовом цикле
придворных праздников.

4. Тема оды – прославление императрицы Елисаветы Петровны как просвещенной монархини.

А какие микротемы можно выделить
при чтении произведения?

5. 1-ая микротема

Прославление мира – «возлюбленной
тишины»

6. 2-ая микротема

Прославление Елисаветы, потому что
она

7. — «войне поставила конец» (русско-шведская война 1741 – 1743 г.г.)

«войне поставила конец»
шведская война 1741 – 1743 г.г.)

(русско-
— «здесь в мире расширять науки
изволила Елисавет» (в этом году
Российской
академии
наук
был
«дарован» новый устав, и Ломоносов
возлагал на него большие надежды в
деле распространения просвещения в
России)

8. 3-я микротема

Гимн Петру
Что ставится ему в заслугу?

9.

— воинские подвиги— морские победы
— строительство Санкт-Петербурга
— учреждение Российской академии
наук и художеств

10. 4-ая микротема

Упоминание о «кроткой» Екатерине

11. 5-ая микротема

Описание безграничных просторов и
богатств России
Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и
Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых-картографов
открывают новые земли, прокладывая путь к «неведомым народам»,
живущим как на севере, так и на юге («Колумб российский через воды
спешит в неведомы народы твои щедроты возвестить»)

12. 6-ая микротема

Обращение к юношеству с призывом
овладевать науками и значение
науки для жизни человека

13. 7-ая микротема

Пожелание Божьей помощи и
защиты Елизавете Петровне, «ангелу
мирных наших лет».

14. В оде традиционно выделяются 3 части: вступление, центральная часть и заключение.

Распределите микротемы по частям

15.

Итак, перед нами величественная, монументальная и в то же время стройная композиция, благодаря которой становится ясна идеяпроизведения. Сформулируйте идею

16. Идея литературного произведения — это единство всех сторон его содержания; это образная, эмоциональная, обобщающая мысль

писателя, проявляющаяся и в
выборе, и в осмыслении, и в оценке
системы образов произведения. Писатель
хочет донести свою идею до читателя, а
читатель должен понять идею автора.

English     Русский Правила

Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Категория: География.

Тема: Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Цель урока:

образовательная: углубить знания учащихся в литературоведении и географии; использование частично – поискового метода работы в мини-исследованиях, изучая литературное произведение, чтении и анализе карт, определения свойств минералов.

воспитательная: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; эстетическое воспитание, развитие творческого мышления, познавательного интереса, информационной культуры.

развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения работы с литературным текстом, картами, таблицами; развитие внимательности, логического мышления; расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.

Проблема урока: Как перекликается в оде Ломоносова красота поэтического слова и богатства

Рифейских гор?

Форма урока: Урок-исследование с использованием информационно-коммуникационных и личностно-ориентированных технологий.

Оборудование урока: доска с плакатом со словами В. Г. Белинского, портрет М. В. Ломоносова, демонстрационный стол со свечами, глобусом, перьями-ручками, кейсы-папки «Академики», отчеты учащихся, минералы, грамоты, атласы, компьютер, проектор, презентация MicrosoftOfficePowerPoint.

Оформление доски:

Портрет Ломоносова, контурная карта России.

Плакат со словами В. Г. Белинского: «С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим», « …на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!».

Ход урока

1. Оргмомент. Звучит музыка В. Моцарта. Входят в класс учитель географии в костюме М. В. Ломоносова и учитель литературы в костюме Елизаветы Петровны.

Слайд 1

Уч. Л. : Доброе утро, ребята!

Уч. Г. : Мы рады встречи с вами.

Я – учитель географии Медведева Надежда Алексеевна.

Уч. Г. : Я учитель русского языка и литературы Каразбаева Р. Ш.

2. Вводная часть урока.

Елизавета Петровна: Сегодня наш урок необычен. Мы с вами, ребята, окунемся в прошлое, на два века назад. Встретимся с историческими и государственными деятелями.

Ломоносов: Я – Михайло Васильевич Ломоносов, буду возглавлять научное общество юных академиков. У нас на ученом совете будет три кафедры: «стихотворцы» – литераторы, «ландкартисты» – картографы и «минерологи» – геологи.

Слайд 2

Елизавета Петровна: Так называл данные специальности сам Ломоносов. Слайд 3

Как вы думаете, почему мы переместились именно в Академию Ломоносова? (в 2011 году у Ломоносова юбилей – 300 лет со дня рождения).

3. Основная часть урока.

Цель урока для учащихся:

Слайд 4

Елизавета Петровна: Я пришла к вам на заседание ученого совета, дабы полезно мне будет узнать, как перекликается в оде Ломоносова красота поэтического слова и богатства Рифейских гор?

На какие такие щедроты обращаете мой взор в Рифейских горах и Сибири, какая полезность и богатство исходят из них. Хочу самолично утвердиться, знают ли академики приемы стихотворства в Вашей «Оде на день восшествии на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Все желаю узреть и ведать обо всех делах ваших.

Ломоносов: Академики мои, высокочтимые, не посрамим имя славныя нашей Академии, докажем правоту моих слов великодержавной Императрице Елисавете Петровне. Проведем мини-исследование по трем направлениям. Вам в помощь предлагаются кейсы с материалами исследования. Откройте их и ознакомьтесь с ними.

Елизавета Петровна: Вам, Михайло Васильевич, хочу сказать, славно слагаете оды, ладно, торжественно. Отца моего, Петра Алексеевича, почитаете. А знают ли наши академики, что такое ода, кому обычно посвящается, какие основные признаки у этого произведения? (Отвечают ученики)

Молодцы! Ода Михаила Васильевича большая, а мы обратимся к отрывку из произведения, где речь идёт о нашем крае: Слайд 5

И се Минерва ударяет

В верьхи Рифейски копиём;

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоём.

Плутон в расселинах мятется

Что россам в руки предается

Драгой металл из гор;

Который там натура скрыла

От блеску дневного светила

Он мрачный отвращает взор.

Обратитесь снова к строкам. Что подразумевается под Рифейскими горами? (Уральские горы)

Сможете ли вы растолковать мне щедроты земли Уральской, которые прославляет Михайло Васильевич?

Ломоносов: Что ж, уважаемые академики, приступим к работе.

4. Мини-исследования учеников.

Знакомим с задачами исследования. Слайд 6

Елизавета Петровна: Задание для группы «Стихотворцы». Я хочу, чтобы академики показали свои знания в стихотворчестве. Какие изобразительно-выразительные средства (тропы), характерные для поэтической речи, встречаются в этом отрывке? Коли хватит вам времени, то переложите эти же строки на современный лад. Кейс для стихотворцев

Слайд 7

Ломоносов: Задание для группы «Ланкартисты». Задача исследования: обнаружить минералы, определить, какими минерально-сырьевыми ресурсами богат Урал? Какие отрасли промышленности получили развитие на Урале? Кейс для ланкартистов

Слайд 8

Ломоносов: Задание для минерологов. Ломоносов говорил, что илецкая соль дюже высокого качества. По внешним признакам сравните поваренную соль двух разных месторождений. Сделайте вывод о её качестве.

Кейс для минерологов

Звучит музыка В. И Моцарта. Идёт работа в группах. 8/

Елизавета Петровна: Уважаемые академики! Вам слово.

Выступление групп

1. Стихотворцы.

2. Ландкартисты.

3. Минерологи.

Елизавета Петровна

: (стихотворцам после выступления)

Ода – торжественное произведение, в котором поэт выражал восторг перед величием свершившихся деяний. Михаил Васильевич. славил просвещенный разум высокой речью, насыщенной церковнославянизмами( токмо, сей, раченья, дщерь), речь в оде украшена неожиданными, смелыми сравнениями (Минерва – царица), изысканными метафорами ( Верьхи Рифейски), риторическими фигурами, инверсиями, вспоминая античных богов. Возвышенной стихотворной речи соответствовала интонация, создаваемая ораторскими оборотами. Итак, основная разновидность оды – торжественная, похвальная ода просвещенного разума, государственной мудрости монархини.

Уважаемые академики, знание этих и других особенностей художественных произведений, тропов вам весьма полезны будут, особенно при сдачи экзаменов в форме ГИА в конце этого учебного года.

Ломоносов: (после выступления ландкартистов)

Слайд 9 – 10

Мое предположение подтвердилось. В настоящее время Урал является главным районом добычи и переработки полезных ископаемых.

Существует две гипотезы происхождения нефти. Автором биогенной гипотезы считают М. В. Ломоносова. Именно ее преподают в школах: нефть образовалась из останков мертвых организмом и буйной растительностью, некогда покрывающей планету. Параллельно развивалась минеральная (неорганическая) гипотеза. Её суть в том, что «черное золото» – продукт химических реакций, которые идут на большой глубине, которая через трещины выдавливается ближе к поверхности. Эту версию отстаивал Д. И Менделеев.

Одна теория отличается от другой еще и продолжительностью процесса. Если нефть произошла из биоостанков, значит, на это ушли миллионы лет. А если в результате химических реакций – то в течение нескольких веков, а то и десятилетий. Значит, запасы возобновляются быстрее, чем принято считать».

На границе Грузии и Азербайджана есть два крохотных месторождения, но они более 100 лет дают нефть. И вот спустя 50 лет запасы восстанавливаются, причем колоссальными темпами. Так кто же был прав, Ломоносов или Менделеев? (по статье Д. Писаренко, «Аргументы и факты»,2007,№4)

Ломоносов – минерологам. Визитной карточкой Урала являются и другие минералы.

Слайд 11 – 15

Озеро Развал. Слайд 16 – 18

В конце первой половины XVIII века илексой солью заинтересовался оренбургский губернатор Неплюев. Он послал туда экспедицию во главе с маором Кублицким. О несметных запасах соли было сообщено в Санкт-Петербург. Туда же были отправлены образцы соли. Ее всесторонне исследовал великий русский ученый М. В. Ломоносов. Исследования были произведены не тщательно, однако и они достаочно убеждали в выгодности разработки здешней соли более рациональным образом. Благодаря добычи соли появился уникальный объект – Бальнеологический курорт, который пользуется большим спросом не только у населения области, но и России.

5. Подведение итогов исследований.

Елизавета Петровна: Вижу, академики, доказали, что в этих строках вся красота и дивность слога, щедротами несметными богата Россиия – матушка и Урал. Согласно я, Михайло Васильевич, “России могущество будет прирастать Уралом и Сибирью” и слагаете Вы:

О вы, которых ожидает

Отечество из недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собствнных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Не зря я вам жаловала две тысячи монет за эту оду.

Ломоносов: Да, да, два воза медных монет доставили мне.

Елизавета Петровна: На тот момент других в казне не было.

7. Подведение итогов урока.

Елизавета Петровна: Академики! Вернемся к нашей проблеме. Слайд 19

В этом небольшом произведении вы смолги увидеть красоту поэтического слова и богатство земли Уральской, где обнаружено 15 тысяч минералов и др. Слайд 20

И замечательная наша Илецкая соль, известная во всем мире. Слайд 21

Как не порадоваться таким щедротам, такими славными академиками, доказавшими это.

Ломоносов: Хорошо поработали, не посрамили честь нашей академии. Теперь нам надо собрать доказательства рачений ваших. Обратимся к кейсам. Задания: сочините оду, выполните сейнквейны и обозначьте положение Уральских гор и этой самой Илецкой соли на карте, дабы труды ваши представить императрице для обозрения. . .

Работа в группах

Выступление учеников.

8. Заключительная часть урока.

Елизавета Петровна: Премного довольна я вами и потому не просто пришла, а с подарками – грамотами за ваши труды. Михайло Васильевич, кто отличился сегодя, кто достоин награды государевой?

Ломоносов: “Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вождленное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы. . . ” (награждение грамотами учеников)

Ломоносов: Об олимпиадах в честь М. В. Ломоносова, сообщение о сайте. Слайд 22

Елизавета Петровна: Обращение к эпиграфу автора В. Г. Белинского:

«С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим»,

« …на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Благодарят учеников за урок.

Список использованной литературы:

1. Алексеев А. И. География: население и хозяйство России: учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений – М. : Просвещение, 2007;

2. Ром В. Я, Дронов В. П. География России: Население и хозяйство. 9 кл. : Учеб. для общеобразовательных учебных заведений – М. : Дрофа ;

3. . Коровина В. Я. Литература: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 – М. : Просвещение, 2008.

Интернет ресурсы:

1. http://lomonocov. pomorsu. ru/dates. html \\ http://www. hrono. ru/text/2005/uzi12_05. html

2. http://www. litera. ru/stixiya/articles/783. html

3. http://virlib. eunnet. net/lithica/ural/1953/04. htm

4. gov. cap. ru/home/121/raznoe/russkij_yazyk/300_lomonosov/pril k pi998 (урок Ломоносова). doc

5. http:// ru. wikipedia. org/wiki/Ломоносов,_Михаил_Васильевич – 558k

6. http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:African_Buffalo.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *