Оды Ломоносова — презентация онлайн
Похожие презентации:
Оды М. Ломоносова
«Ода на день восшествия…» – типичное произведение русского классицизма
Тематика «Оды 1747 года» М.В. Ломоносова
Литературное творчество М.В. Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов. Оды
Поэзия М.В. Ломоносова
Презентация-обзор по литературной деятельности М.В. Ломоносова
Систематизация лирических произведений по традиционным темам
Русский классицизм. Михаил Васильевич Ломоносов
Подготовка к ЕГЭ по литературе
1. Ода – (гр. – песнь) – жанр лирической поэзии, стихотворение лирического характера в честь какого-то лица или события.
Жанр возник в античности.2. В русском классицизме оды положили начало поэзии государственного служения, т.е. заказной поэзии.
В одах воспевали монархов, потому что ониолицетворяли государство, героев – потому
что они государству служили, географические
просторы – потому что они свидетельствовали
о могуществе государства, мир – потому что
он способствовал процветанию государства.

3. Ода написана в 1747 году.
Отмечалась пятая годовщина воцаренияЕлизаветы Петровны.
День восшествия на престол занимал
центральное место в годовом цикле
придворных праздников.
4. Тема оды – прославление императрицы Елисаветы Петровны как просвещенной монархини.
А какие микротемы можно выделитьпри чтении произведения?
5. 1-ая микротема
Прославление мира – «возлюбленнойтишины»
6. 2-ая микротема
Прославление Елисаветы, потому чтоона
7. — «войне поставила конец» (русско-шведская война 1741 – 1743 г.г.)
«войне поставила конец»шведская война 1741 – 1743 г.г.)
—
(русско-
— «здесь в мире расширять науки
изволила Елисавет» (в этом году
Российской
академии
наук
был
«дарован» новый устав, и Ломоносов
возлагал на него большие надежды в
деле распространения просвещения в
России)
8. 3-я микротема
Гимн ПетруЧто ставится ему в заслугу?
9.

— строительство Санкт-Петербурга
— учреждение Российской академии
наук и художеств
10. 4-ая микротема
Упоминание о «кроткой» Екатерине11. 5-ая микротема
Описание безграничных просторов ибогатств России
Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и
Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых-картографов
открывают новые земли, прокладывая путь к «неведомым народам»,
живущим как на севере, так и на юге («Колумб российский через воды
спешит в неведомы народы твои щедроты возвестить»)
12. 6-ая микротема
Обращение к юношеству с призывомовладевать науками и значение
науки для жизни человека
13. 7-ая микротема
Пожелание Божьей помощи изащиты Елизавете Петровне, «ангелу
мирных наших лет».
14. В оде традиционно выделяются 3 части: вступление, центральная часть и заключение.
Распределите микротемы по частям15.

16. Идея литературного произведения — это единство всех сторон его содержания; это образная, эмоциональная, обобщающая мысль
писателя, проявляющаяся и ввыборе, и в осмыслении, и в оценке
системы образов произведения. Писатель
хочет донести свою идею до читателя, а
читатель должен понять идею автора.
English Русский Правила
Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Категория: География.
Тема: Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Цель урока:
образовательная: углубить знания учащихся в литературоведении и географии; использование частично – поискового метода работы в мини-исследованиях, изучая литературное произведение, чтении и анализе карт, определения свойств минералов.
воспитательная: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; эстетическое воспитание, развитие творческого мышления, познавательного интереса, информационной культуры.
развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения работы с литературным текстом, картами, таблицами; развитие внимательности, логического мышления; расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.
Проблема урока: Как перекликается в оде Ломоносова красота поэтического слова и богатства
Рифейских гор?
Форма урока: Урок-исследование с использованием информационно-коммуникационных и личностно-ориентированных технологий.
Оборудование урока: доска с плакатом со словами В. Г. Белинского, портрет М. В. Ломоносова, демонстрационный стол со свечами, глобусом, перьями-ручками, кейсы-папки «Академики», отчеты учащихся, минералы, грамоты, атласы, компьютер, проектор, презентация MicrosoftOfficePowerPoint.
Оформление доски:
Портрет Ломоносова, контурная карта России.
Плакат со словами В. Г. Белинского: «С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим», « …на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!».
Ход урока
1. Оргмомент. Звучит музыка В. Моцарта. Входят в класс учитель географии в костюме М. В. Ломоносова и учитель литературы в костюме Елизаветы Петровны.
Уч. Л. : Доброе утро, ребята!
Уч. Г. : Мы рады встречи с вами.
Я – учитель географии Медведева Надежда Алексеевна.
Уч. Г. : Я учитель русского языка и литературы Каразбаева Р. Ш.
2. Вводная часть урока.
Елизавета Петровна: Сегодня наш урок необычен. Мы с вами, ребята, окунемся в прошлое, на два века назад. Встретимся с историческими и государственными деятелями.
Ломоносов: Я – Михайло Васильевич Ломоносов, буду возглавлять научное общество юных академиков. У нас на ученом совете будет три кафедры: «стихотворцы» – литераторы, «ландкартисты» – картографы и «минерологи» – геологи. Слайд 2
Елизавета Петровна: Так называл данные специальности сам Ломоносов. Слайд 3
Как вы думаете, почему мы переместились именно в Академию Ломоносова? (в 2011 году у Ломоносова юбилей – 300 лет со дня рождения).
3. Основная часть урока.
Цель урока для учащихся:
Слайд 4
Елизавета Петровна: Я пришла к вам на заседание ученого совета, дабы полезно мне будет узнать, как перекликается в оде Ломоносова красота поэтического слова и богатства Рифейских гор?
На какие такие щедроты обращаете мой взор в Рифейских горах и Сибири, какая полезность и богатство исходят из них. Хочу самолично утвердиться, знают ли академики приемы стихотворства в Вашей «Оде на день восшествии на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Все желаю узреть и ведать обо всех делах ваших.
Ломоносов: Академики мои, высокочтимые, не посрамим имя славныя нашей Академии, докажем правоту моих слов великодержавной Императрице Елисавете Петровне. Проведем мини-исследование по трем направлениям. Вам в помощь предлагаются кейсы с материалами исследования. Откройте их и ознакомьтесь с ними.
Елизавета Петровна: Вам, Михайло Васильевич, хочу сказать, славно слагаете оды, ладно, торжественно. Отца моего, Петра Алексеевича, почитаете. А знают ли наши академики, что такое ода, кому обычно посвящается, какие основные признаки у этого произведения? (Отвечают ученики)
Молодцы! Ода Михаила Васильевича большая, а мы обратимся к отрывку из произведения, где речь идёт о нашем крае: Слайд 5
И се Минерва ударяет
В верьхи Рифейски копиём;
Сребро и злато истекает
Во всем наследии твоём.
Плутон в расселинах мятется
Что россам в руки предается
Драгой металл из гор;
Который там натура скрыла
От блеску дневного светила
Он мрачный отвращает взор.
Обратитесь снова к строкам. Что подразумевается под Рифейскими горами? (Уральские горы)
Сможете ли вы растолковать мне щедроты земли Уральской, которые прославляет Михайло Васильевич?
Ломоносов: Что ж, уважаемые академики, приступим к работе.
4. Мини-исследования учеников.
Знакомим с задачами исследования. Слайд 6
Елизавета Петровна: Задание для группы «Стихотворцы». Я хочу, чтобы академики показали свои знания в стихотворчестве. Какие изобразительно-выразительные средства (тропы), характерные для поэтической речи, встречаются в этом отрывке? Коли хватит вам времени, то переложите эти же строки на современный лад. Кейс для стихотворцев
Слайд 7
Ломоносов: Задание для группы «Ланкартисты». Задача исследования: обнаружить минералы, определить, какими минерально-сырьевыми ресурсами богат Урал? Какие отрасли промышленности получили развитие на Урале? Кейс для ланкартистов
Слайд 8
Ломоносов: Задание для минерологов. Ломоносов говорил, что илецкая соль дюже высокого качества. По внешним признакам сравните поваренную соль двух разных месторождений. Сделайте вывод о её качестве.
Кейс для минерологов
Звучит музыка В. И Моцарта. Идёт работа в группах. 8/
Елизавета Петровна: Уважаемые академики! Вам слово.
Выступление групп
1. Стихотворцы.
2. Ландкартисты.
3. Минерологи.
Елизавета Петровна
: (стихотворцам после выступления)Ода – торжественное произведение, в котором поэт выражал восторг перед величием свершившихся деяний. Михаил Васильевич. славил просвещенный разум высокой речью, насыщенной церковнославянизмами( токмо, сей, раченья, дщерь), речь в оде украшена неожиданными, смелыми сравнениями (Минерва – царица), изысканными метафорами ( Верьхи Рифейски), риторическими фигурами, инверсиями, вспоминая античных богов. Возвышенной стихотворной речи соответствовала интонация, создаваемая ораторскими оборотами. Итак, основная разновидность оды – торжественная, похвальная ода просвещенного разума, государственной мудрости монархини.
Уважаемые академики, знание этих и других особенностей художественных произведений, тропов вам весьма полезны будут, особенно при сдачи экзаменов в форме ГИА в конце этого учебного года.
Ломоносов: (после выступления ландкартистов)
Мое предположение подтвердилось. В настоящее время Урал является главным районом добычи и переработки полезных ископаемых.
Существует две гипотезы происхождения нефти. Автором биогенной гипотезы считают М. В. Ломоносова. Именно ее преподают в школах: нефть образовалась из останков мертвых организмом и буйной растительностью, некогда покрывающей планету. Параллельно развивалась минеральная (неорганическая) гипотеза. Её суть в том, что «черное золото» – продукт химических реакций, которые идут на большой глубине, которая через трещины выдавливается ближе к поверхности. Эту версию отстаивал Д. И Менделеев.
Одна теория отличается от другой еще и продолжительностью процесса. Если нефть произошла из биоостанков, значит, на это ушли миллионы лет. А если в результате химических реакций – то в течение нескольких веков, а то и десятилетий. Значит, запасы возобновляются быстрее, чем принято считать».
На границе Грузии и Азербайджана есть два крохотных месторождения, но они более 100 лет дают нефть. И вот спустя 50 лет запасы восстанавливаются, причем колоссальными темпами. Так кто же был прав, Ломоносов или Менделеев? (по статье Д. Писаренко, «Аргументы и факты»,2007,№4)
Ломоносов – минерологам. Визитной карточкой Урала являются и другие минералы.
Слайд 11 – 15
Озеро Развал. Слайд 16 – 18
В конце первой половины XVIII века илексой солью заинтересовался оренбургский губернатор Неплюев. Он послал туда экспедицию во главе с маором Кублицким. О несметных запасах соли было сообщено в Санкт-Петербург. Туда же были отправлены образцы соли. Ее всесторонне исследовал великий русский ученый М. В. Ломоносов. Исследования были произведены не тщательно, однако и они достаочно убеждали в выгодности разработки здешней соли более рациональным образом. Благодаря добычи соли появился уникальный объект – Бальнеологический курорт, который пользуется большим спросом не только у населения области, но и России.
5. Подведение итогов исследований.
Елизавета Петровна: Вижу, академики, доказали, что в этих строках вся красота и дивность слога, щедротами несметными богата Россиия – матушка и Урал. Согласно я, Михайло Васильевич, “России могущество будет прирастать Уралом и Сибирью” и слагаете Вы:
О вы, которых ожидает
Отечество из недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собствнных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Не зря я вам жаловала две тысячи монет за эту оду.
Ломоносов: Да, да, два воза медных монет доставили мне.
Елизавета Петровна: На тот момент других в казне не было.
7. Подведение итогов урока.
Елизавета Петровна: Академики! Вернемся к нашей проблеме. Слайд 19
В этом небольшом произведении вы смолги увидеть красоту поэтического слова и богатство земли Уральской, где обнаружено 15 тысяч минералов и др. Слайд 20
И замечательная наша Илецкая соль, известная во всем мире. Слайд 21
Как не порадоваться таким щедротам, такими славными академиками, доказавшими это.
Ломоносов: Хорошо поработали, не посрамили честь нашей академии. Теперь нам надо собрать доказательства рачений ваших. Обратимся к кейсам. Задания: сочините оду, выполните сейнквейны и обозначьте положение Уральских гор и этой самой Илецкой соли на карте, дабы труды ваши представить императрице для обозрения. . .
Работа в группах
Выступление учеников.
8. Заключительная часть урока.
Елизавета Петровна: Премного довольна я вами и потому не просто пришла, а с подарками – грамотами за ваши труды. Михайло Васильевич, кто отличился сегодя, кто достоин награды государевой?
Ломоносов: “Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вождленное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы. . . ” (награждение грамотами учеников)
Ломоносов: Об олимпиадах в честь М. В. Ломоносова, сообщение о сайте. Слайд 22
Елизавета Петровна: Обращение к эпиграфу автора В. Г. Белинского:
«С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим»,
« …на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!»
Благодарят учеников за урок.
Список использованной литературы:
1. Алексеев А. И. География: население и хозяйство России: учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений – М. : Просвещение, 2007;
2. Ром В. Я, Дронов В. П. География России: Население и хозяйство. 9 кл. : Учеб. для общеобразовательных учебных заведений – М. : Дрофа ;
3. . Коровина В. Я. Литература: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 – М. : Просвещение, 2008.
Интернет ресурсы:
1. http://lomonocov. pomorsu. ru/dates. html \\ http://www. hrono. ru/text/2005/uzi12_05. html
2. http://www. litera. ru/stixiya/articles/783. html
3. http://virlib. eunnet. net/lithica/ural/1953/04. htm
4. gov. cap. ru/home/121/raznoe/russkij_yazyk/300_lomonosov/pril k pi998 (урок Ломоносова). doc
5. http:// ru. wikipedia. org/wiki/Ломоносов,_Михаил_Васильевич – 558k
6. http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:African_Buffalo.