Характеристика Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль» :: Умняшка.Ру
Пьеса «Недоросль» — яркое произведение эпохи классицизма. В нем автор, Денис Иванович Фонвизин, раскрывает пороки, характерные для государственного устройства и общества того времени. Писатель противопоставляет высокие моральные принципы таким низким нравственным качествам, как невежество и лень. А главным олицетворением этих отрицательных черт становится Митрофанушка. О нем мы и поведем сегодня разговор.
Посмотрев в толковом словаре значение слова «недоросль», мы отметили два толкования: глупый, невежественный юноша и молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не приступивший к службе. Наиболее полно описывает образ Митрофанушки первое значение. В лице этого молодого человека предстает собирательный образ всех крепостников девятнадцатого столетия. Фонвизин предлагает читателю оценить проблему дворянского воспитания на примере одного из представителей рода Простаковых. Нрав высшего сословия той поры и его разрушительная сила видны невооруженным глазом!
Митрофан — избалованный маменькин сынок, поведением полностью копирующий свою родительницу. Окруженный излишней заботой и опекой с самых ранних лет, он вырос эгоистичным и избалованным. Он не уважает никого вокруг. Причем не только слуг, но и собственную мать. Благодарности от Митрофана тоже не дождешься. Молодой человек считал такое отношение к себе должным, иначе и быть не может.
Обстановка, сложившаяся в доме Простаковых, развратила Митрофана до крайней степени. Он ленивый, не желающий ничего делать человек. При этом его нельзя назвать глупым, если речь идет о получении личной выгоды, Митрофан способен проявить и ум, и сообразительность. Но вот что касается знаний, то их, конечно, у сынка госпожи Простаковой не было. Митрофан вырос необразованным и безграмотным. Хотя в этой семье это не было страшным грехом, скорее даже наоборот. Митрофан всеми способами стремится избавиться от умственного труда, даже мечтает жениться, только бы не учиться.
Отношение к людям у молодого человека определяется по их положению в обществе. Хорошее, соответственно, к тем, кто выше по социальному статусу. Если люди теряют этот статус, то и отношение Митрофана резко меняется. И от собственной матери он отворачивается, когда та теряет все свои блага: деревню и дом.
Отсутствие самостоятельности — главная черта воспитания Митрофана. Ему самому ничего не нужно делать, все выполнят другие: и напоят, и накормят, и даже оденут. Поэтому-то молодой человек не видит необходимости в том, чтобы учиться, да и вообще чем-то заниматься. Фонвизин показывает нам, что дети, которые воспитываются без просвещения, не приучаются к труду, вырастают невежественными потребителями.
Таким образом, подводя итог сказанному выше, мы можем отметить, что в образе Митрофана воплощены характерные черты подрастающего дворянского поколения: невежество, лень и глупость. Дети, не приученные к самостоятельности, вырастают грубыми и эгоистичными людьми. Настоящую же личность можно воспитать только трудом.
Смотри еще сочинения по комедии «Недоросль»:
характеристика героев и их назначение в произведении
Сочинения
12. 11.21
16 мин.
«Недоросль» — пьеса выдающегося русского литератора, драматурга и сатирика екатерининской эпохи — Дениса Ивановича Фонвизина. Важные вопросы, связанные с моральным обликом человека и его нравственными установками, которые поднимает комедия, актуальны и интересны для современного читателя. Отрицательные герои в пьесе «Недоросль», как и положительные, внесли свою лепту в раскрытии пороков и недостатков общества того времени.
Оглавление:
- Особенности написания
- Содержание произведения
- Роль отрицательных персонажей
- Характеристика героев
Особенности написания
Идея написания произведения такого рода появилось у Фонвизина в конце 1778 года после его длительного пребывания во Франции. Там он посещал многие концерты и пьесы и знакомился с французской философией. Комедия «Недоросль» написана в 1782 году во время расцвета такого литературного направления, как классицизм, поэтому содержит свойственные этому периоду черты.
В пьесе существует чёткое подразделение героев на положительных и отрицательных, персонажи наделены «говорящими» фамилиями, господствует проблема осуждения дворян и дворянского строя. Целью комедии является наставление и поучение.
Содержание произведения
В имении дворянской семьи Простаковых над всеми властвует деспотичная и грубая госпожа Простакова. Полгода назад их семья взяла себе дальнюю родственницу, осиротевшую девушку Софью. Спустя некоторое время, она получает письмо от своего дядюшки Стародума, который обещает оставить племяннице всё своё наследство. Узнав об этом, хитрая помещица сразу принимает решение женить своего шестнадцатилетнего сына Митрофана, недоросля, на девушке, чтобы получить всё состояние. Но у Софьи уже есть возлюбленный — офицер Милон. Вовремя приехавший Стародум помогает разрешить ситуацию своим вмешательством.
Попытка Простаковой насильно выдать Софью замуж за глупого сына терпит крах. Сама же госпожа теряет власть над имением и крестьянами из-за деспотичности и плохого обращения. А любимый сын, которого так опекала и баловала мать, грубо отталкивает её.
Роль отрицательных персонажей
Значение отрицательных героев в «Недоросле» очень велико. Каждый из них отражает некоторую негативную черту общества той эпохи. На их примере Д. И. Фонвизин раскрывает многие социальные и нравственные проблемы:
- отрицательные черты влияния крепостного права;
- жестокость и негуманное отношение помещиков к крестьянам;
- обнищание былого величия дворян и их злонравие;
- проблема воспитания и саморазвития.
Отрицательные герои комедии «Недоросль» вызывают множество различных эмоций у читателя.
Характеристика героев
Несмотря на различия, всех негативных персонажей комедии объединяют такие черты, как желание владеть чужим, тяга к накопительству, жестокосердие, оскорбительная речь, отсутствие воспитания и чувства такта. Все они аморальны. Отрицательными героями произведения являются:
- Господин и госпожа Простаковы.
Митрофан.- Господин Скотинин.
- Учитель Вральман.
С помощью эпитетов, жаргонизмов, просторечных слов и других приёмов автор очень реалистично передал атмосферу, царящую в имении Простаковых.
Помещица Простакова
Госпожа Простакова — главный отрицательный персонаж пьесы — немолодая дворянка, живущая в родовом поместье со своей семьёй: мужем Терентием, братом Тарасом и сыном Митрофаном. В девичестве была Скотининой, что означает подобие скоту, отсутствие каких-либо манер, невежество.
Несмотря на то что героиня гордилась своим происхождением, её семью нельзя было назвать воспитанной и образцовой — главным для её родителей было накопление и сохранение богатства. Подтверждением этому служит тот факт, что отец Простаковой умер от голода на сундуке с деньгами. А из восемнадцати детей выжило только двое и, скорее всего, по недосмотру родителей.
Становится понятно, почему героиня получила плохое воспитание.С детства в неё не были заложены нормы поведения и нравственные принципы, что негативно отразилось на характере, складе ума, поступках.
Будучи замужем за Терентием Простаковым, не проявляет к нему никакого уважения. Напротив, как и с остальными, может помыкать, командовать им и даже унижать его. Именно она осуществляет главенство в семье. Простакова необразованна. По всей видимости, она даже не умела читать. Она считала, что образование — это «дурацкая наука», которая вовсе не нужна дворянам. Главное — знатность рода и власть, с помощью которой можно заставить крестьян выполнить всё что угодно.
Единственной причиной того, что героиня наняла учителей своему сыну, является указ, гласивший, что необразованным дворянам будет не положено занимать должность в государстве. Но даже такое образование Митрофана нельзя назвать приемлемым: учителями его были бывший невежественный кучер и недоучившийся семинарист.
К крепостным крестьянам она относится крайне жестоко и грубо. Считает, что управлять своими людьми возможно лишь с помощью криков и побоев. Так, в пьесе сказано, что кормилица Митрофана, Еремеевна, получала по пять пощёчин каждый день, а на портного Тришку обрушился целый шквал бранных слов и ругательств за то, что тот сшил кафтан якобы уже нужного.
Крепостных помещица считала низшими существами и своей собственностью, которой распоряжалась как хотела. Люди в её поместье жили очень бедно и впроголодь, ведь она забирала у них последнее ради собственного обогащения. Поистине любезна и мила госпожа была лишь со своим сыном, которого окружила со всех сторон своей безрассудной и душащей любовью.
Простакова также отличалась двуличностью: при домашних и слугах она была невероятно жестока и зла, а при важных или состоятельных особах она начинала пресмыкаться и льстить. Например, при первом появлении Стародума она грубо назвала его «неведомо кто», а позже, поняв, что перед ней их родственник, стала называть его «гостем родным» и раскланиваться перед ним.
«Злонравная», — так называет автор свою героиню, и это будет самое точное описание госпожи. Нет в ней доброго и милосердного, лишь притворство, грубость, хитрость — лишь злые нравы.
Терентий Простаков
Глава семейства и муж главной героини. Его фамилия означает, что он человек глупый и слабый, «простак»
В нём нет мужественности и силы, ведь при желании он мог бы навести порядок дома, взяв управление поместьем в свои руки и поставив на место жену-узурпаторшу. Но ему хорошо живётся и в сложившихся обстоятельствах, он не хочет что-либо менять, он приспособился. Единственной положительной чертой можно назвать его искреннюю любовь к сыну, которая не слабеет, даже несмотря на грубость и невежество мальчика.
Господина Простакова нельзя считать ни хорошим, ни плохим персонажем.
Недоросль Митрофан
В XVIII веке молодых дворян, которые ещё не имели документа, подтверждающего их обучение, называли недорослями. В пьесе таким человеком является сын главной героини, Митрофан, представляющий дворянство той эпохи.
Митрофан был единственным и долгожданным ребёнком в семье. Значение его имени полностью отражает его натуру — «являющий собой мать». Невоспитанный, жадный и глупый, он на самом деле является своеобразной копией родительницы. Она воспитывала Митрофанушку с идеей, что главное в жизни — это материальное благополучие, получение удовольствий и праздность. Поэтому даже по достижении осознанного возраста — шестнадцати лет — мальчик только и умеет, что гонять голубей да вдоволь наедаться.
Его отношение к учёбе ясно выражено в словах: «Не хочу учиться, хочу жениться». О необразованности мальчика можно судить по случаю, когда он определил, что слово «дверь» является прилагательным, так как она приложена к месту. И даже спустя четыре года обучения, он всё ещё читает по слогам, делает ошибки в элементарных упражнениях, а считать научился лишь до трёх.
Так же, как и мать, он постоянно унижал учителей, называя одного из них «гарнизонной крысой», а свою старую кормилицу — «хрычовкой». У него не было понимания, что старших нужно уважать и слушаться. В доме всё ему было дозволено, и он считал, что ему все обязаны.
Несмотря на то что госпожа Простакова души не чаяла в сыне, он не отвечал ей взаимностью. Для Митрофана было обычным делом унижать, шантажировать и высмеивать мать. Он любил лишь себя, был эгоистом и лицемером. Можно только предположить, каково было в конце пьесы помещице, когда она, оставшись ни с чем, обращается к сыну в поисках утешения, но он грубо отталкивает её, говоря: «Отвяжись».
Дворянство и выгодное материальное положение семьи сулило большие возможности Митрофану, но ему это попросту было не нужно. В его жизни отсутствовала цель, и всё сводилось к удовлетворению плотских желаний.
Тарас Скотинин
Брат госпожи Простаковой. Получил такое же воспитание и образование, как сестра, имеет с ней сходный нрав. «Говорящая» фамилия, удачно подобранная автором, точно отражает сущность и увлечения героя — он очень любит свиней и относится к ним лучше, чем к людям.
Тарас обожает хвалиться собой, является упрямым, гордым, циничным и ищущим во всём выгоду человеком, что проявляется в его желании жениться на Софье, чтобы получить её состояние, на которое он смог бы развести ещё больше свиней.
Адам Адамович Вральман
Бывший кучер, который хитростью сумел стать учителем Митрофана по французскому языку. Адам Адамович утверждает, что он немец по рождению, поэтому имеет небольшой акцент. На самом же деле он имеет врождённый дефект речи. Простаковы в силу своей полной необразованности даже не понимают, что этот человек не имеет никаких знаний и навыков, они хорошо платят ему и позволяют жить в их доме с роскошью.
Вральман ловко обманывает семью, о чём и свидетельствует его фамилия. Чтобы быть на хорошем счету у госпожи, он постоянно хвалит Митрофана и рассказывает про его якобы превосходные способности, в то время как он вовсе не учит мальчика и мешает двум другим учителям это делать.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что образы отрицательных героев очень яркие и запоминающиеся. У читателя не остаётся сомнений, что их поведение глупо, бесчестно, наиграно и даже неприлично. Назначение пьесы кроется в обличении русского мещанства и крепостного строя в целом.