Ода на день восшествия на престол елизаветы петровны 1747 о чем: Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

Тема урока: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». | Учебно-методический материал по литературе (9 класс):

 Чоповская

  1. Объяснение темы: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Добрый день. Тема нашего урока: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Славная биография Ломоносова ныне хорошо известна каждому школьнику. Закончив обучение в Славяно-греко-латинской академии, а затем в Германии, Ломоносов 8 июня 1741 года прибыл в Петербург. Здесь началась его блестящая академическая и писательская деятельность.

По словам Пушкина, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения… Историк, ритор, механик, химик, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Горячий патриот России, Ломоносов выступал за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт Московский университет. Впрочем, он сам был, по глубокому и верному замечанию Пушкина, «первым нашим университетом».
     

    Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины.

В 1757 году ученый написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором изложил знаменитую теорию «трех штилей». В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль: «высокий» — церковнославянские слова и русские, «средний» — русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, «низкий» — русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

            Каждому стилю соответствуют свои жанры: «высокие» — героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи; «средние» — драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии; «низкие» — комедии, эпиграммы, песни, басни.

 

Россия в XVIII веке стала догонять ведущие европейские страны. Петр I мощной державной рукой двинул страну по пути европейской цивилизации. Петровские реформы разбудили нацию, всколыхнули ее внутренние силы. Это было время, когда, по словам Пушкина, «Россия молодая/В бореньях силы напрягая,/ Мужала с гением Петра». Поэтому Петр I стал для Ломоносова образцом идеального просвещенного монарха.

          Когда Петр I умер (1725 г.), Ломоносову было всего 14 лет, и он еще жил в глухом поморском селе Денисовка Архангельской губернии. Трудным, тернистым путем «архангельский мужик» восходил к вершинам науки и искусства. Он стал одним из крупнейших ученых 18 века и замечательным поэтом, стремился распространять просвещение.

         В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность. В это верил и Ломоносов.

        «Ода на день восшествия…» написана в 1747 г. Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот же год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на её нужды. Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России.

Прежде чем мы перейдем непосредственно к анализу текста оды, необходимо сказать несколько слов о том, что же это за странный жанр для нашего времени.

Когда школьники знакомятся с этим жанром, их охватывает недоумение: как же так? Наши великие русские поэты по отношению к царям вели себя как льстецы. Для того чтобы понять, как же так получилось, и отнестись к нашим классикам с должным уважением, давайте вспомним о том, что жанр ода принадлежит к литературному направлению классицизм, а тот, в свою очередь, базируется на идеологии эпохи Просвещения.

Французские просветители: Вольтер, Дидро, породившие его, — полагали, что к наибольшему благу для народа приведет просвещенная монархия. То есть, во главе государства должен стоять просвещенный царь и разумно руководить подданными. Проблема только в том, что монархи необязательно оказывались просвещенными. Поэтому поэты придумали жанр оды, когда монарха восхваляют за те черты характера, которые хотели бы видеть в нем. Расчет при этом такой: послушает человек, какой он милосердный, мудрый, просвещенный, и решит, что резонно поступать именно так.

Теперь обратимся к оде. Рассмотрим, что М.В. Ломоносов хочет донести до Елизаветы 1.

Начало оды удивляет. Вроде поэт должен прославлять императрицу, а он прославляет какую-то тишину. Что имеет в виду Ломоносов, говоря о тишине? Ответ в 3 строфе:

Тебя в Россию возвратила,

             Войне поставила конец;

То есть, тишина – это мир, отсутствие войны. В данном случае имеется в виду окончание войны со Швецией 1741-1743 года.

Но идея мира в оде шире. Обратим внимание на строки:

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

             На целый запад и восток.

То есть, для правителя важно не расширение границ государства, а счастье его подданных. (Согласитесь, мысль, не потерявшая актуальность.)

И черты характера императрице приписываются соответствующие: кротость, смиренность.

 Душа ее зефира тише,

              И зрак прекраснее рая.

Только кроткий царь ради своей гордыни не будет губить своих подданных.

Наконец, в 6 строфе звучит основная идея оды, ради которой он решил написать свое произведение. Ломоносов – ученый, создатель Российской Академии Наук- прославляет науку. Обратите внимание на масштаб происходящего:

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши времена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет лира восхищенна

             Гласить велики имена.

В 7 строфе появляется новый персонаж, который сразу не называется по имени, а упоминается как человек с большой буквы, его послал в Россию сам Зиждитель, т. е. творец. Зиждитель, по мнению М. В. Ломоносова, почтеннее Марса и Нептуна. Этот человек – Петр I, он строит новую Россию, новый город, и именно он подпишет указ об учреждении Академии наук. Организует академию уже Екатерина I.

Обратите внимание, как в девятой строфе науки превращаются в живых существ. В классицизме это распространенный прием. У наук есть руки, которые простирают их к Петру в знак почтения.

Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки

Оплакав смерть Петра Великого и кратко упомянув о Екатерине, автор в оде возвращается к Елизавете Петровне, которая важна ему как дщерь Петра, продолжательница дела отца.

Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает,

Довольство муз усугубляет

             И к счастью отверзает дверь.

Вернувшись к образу Елизаветы, Ломоносов возвращается к знакомой нам мысли ценности мира и недопустимости войны.

В 13 строфе удивительные строки:

И шум в полках со всех сторон

Звучащу славу заглушает,

И грому труб ее мешает

             Плачевный побежденных стон.

То есть воинская слава для Ломоносова затмевается не плачем о своих погибших, а стоном побежденных, которые такие же люди.

И опять про науку. Автору важно уверить Елизавету I и читателя, что наука России необходима. Логика тут проста: богатство страны огромно и освоить его можно с помощью науки. Для описания просторов государства автор использует семь строф (с 15 по 21) и ведет описание с позиции творца и человека, созерцающего творение.

Но бог меж льдистыми горами

Велик своими чудесами:

Там Лена чистой быстриной,

             Как Нил, народы напояет…

Где густостью животным тесны

             Стоят глубокие леса, …

Широкое открыто поле,

              Где музам путь свой простирать!

Две последние строфы оды (самые цитируемые) посвящены человеку, который с помощью науки овладеет сотворенными богатствами. Но почему в них возникают Исаак Ньютон, названный Невтоном, и Платон? Для Ломоносова важна идея создания научной школы российских ученых. Дело в том, что в те времена дворянских детей учили кучер Вральман, кондитер Дефорж, парикмахер Бопре. Слова иностранец и ученый были почти синонимами, хотя эти люди учеными никак не являлись. Для Ломоносова было важно вырастить российских исследователей.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

             Российская земля рождать.

Реже цитируют предпоследнюю строфу, которая написана в ином стиле. Здесь Ломоносов обращается к каждому человеку, пытаясь убедить его в том, что не только ради служения отечеству, а ради собственной пользы, хорошо заниматься наукой.

Обратите внимание, как меняются слова, которые использует писатель. Было: ободренны, раченьем, рождать. А сейчас: помеха, трудности, несчастной случай.

Он обращается к нам как старший друг, убеждая, что науки необходимы.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

             В покое сладки и в труде.

Наконец, в завершении текста, как и положено по канонам оды, возвращается он к образу Елизаветы, в очередной раз прославляя ее.

Таким образом, основные идеи, изложенные в оде, – это прославление мира и отрицание войны, утверждение необходимости счастья для каждого человека, прославление Петра I, Екатерины и Елизаветы, а самая главная идея – прославление науки и ее величайших возможностей.

Композиция оды, которую он выстраивает для воплощения замысла, такова:

— идея мира;                                — Елизавета;

— Елизавета;                                — идея мира;

— Петр;                                         — величие России;

— науки;                                       — науки.

То есть Ломоносов как бы проходит два круга, чтобы окончательно убедить в своих идеях читателя.

Итак, мы с вами познакомились с одой М.В. Ломоносова на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, и надеюсь, вы убедились в том, что Ломоносов, безусловно, не только достойный ученый, но и превосходный философ, политик, поэт. И идеи этой оды актуальны и поныне.

Всего доброго. Благодарю за внимание.

Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года [eBook] — Михаил Васильевич Ломоносов — Электронные Книги Бесплатно

JavaScript seems to be disabled in your browser.
You must have JavaScript enabled in your browser to utilize the functionality of this website.

Search:

Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года [eBook]

Михаил Васильевич Ломоносов

*Formate eBook

Descriere

М. В. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли. Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.

Большая часть од была адресована Елизавете Петровне. Это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра!, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца.

Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить «языком богов» о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям.

Так, в 1747 г., когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Ломоносов не был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью Российского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое он назвал словом «тишина».

Ода начинается вступлением, содержащим хвалу этой тишине, т. е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа.

Об Авторe

Михаил Васильевич Ломоносов — Родился в зажиточной семье холмогорских мещан. Учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве, в Киевской духовной академии, в университете при Академии наук в Петербурге. Систематизированное научное образование получил в Германии (с 1736 по 1741).

 

Втечение 3-х лет обучался философии у немецкого философа Христиана Вольфа (1679-1754). В 1753 году по Указу императрицы Елизаветы Петровны Ломоносову были присвоены права дворянства. В Копорском уезде ему выделены были земля и крепостные крестьяне, которых он использовал для работы на мозаичной фабрике. Ломоносову принадлежит заслуга быть основателем Московского университета (1755).

 

Умер Михаил Ломоносов в 1765 году, оставив после себя богатое научное и литературное наследство.

Cine a cumpărat acest produs, a mai cumpărat:

Detaliile Produsului

Limba:Rusă
Compatibil cu:iPhone, iPad, Android, Kindle
Dimensiunea Fișierului:1-2 MB
Compatibil cu Kindle:Da

Pareri

Bestseller.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *