Ода на день восшествия на престол елизаветы петровны 1747 лермонтов: . . . , , 1746 (« …»).

Содержание

Анализ стихотворения «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Ломоносов и русский классицизм. Ломоносов явился основоположником русского литературного классицизма, который нельзя считать национальным вариантом европейского классицизма. Это естественный итог всего предшествующего развития русской литературы. Классицизм — метод и направление в литературе XVII — начала XIX века, использующее античное наследие как норму и образец.

Главная тема классицизма — конфликт общественных и личных интересов, долга и чувства. Классицизм стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, логических, ясных и гармонических образов. Учение о «трех штилях». Ломоносов был виднейшим русским поэтом XVIII века. Поэзия привлекала Ломоносова еще в годы учебы в Славяно-греко-латинской академии, где он изучал греческий и латинский языки на образцах античных стихов.

В 1758 году Ломоносов создает учение «о трех штилях», ставшее авторитетным трудом для русских литераторов на многие десятилетия. Ломоносов разделяет лексику (словарный состав) русского языка на три разряда и в соответствии с этим вьделяет три стиля: высокий, средний и низкий.

Каждый «штиль» представлен своими жанрами: высоким «штилем» приличествует писать трагедии, оды, героические поэмы; средним должно писать драмы, дружеские письма, элегии; а низким — комедии, песни, басни, эпиграммы. «Как материи, которые словом человеческим изображаются, различествуют по мере разной своей важности, так и российский язык чрез употребление книг церковных по приличности имеет разные 42 Степени: высокий, посредственный и низкий.

Сие происходит от трех родов речений российского языка. К первому причитаются, которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны, например: бог, слава, рука, ныне, почитаю. Ко второму принадлежат, кои хотя обще употребляются мало, а особливо в разговорах, однако всем грамотным людям вразумительны, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю.

Неупотребительные и весьма обетшалые отсюда выключаются, рясны, овогда, свене и сим подобные. К третьему роду относятся, которых нет в остатках славенского языка, то есть в церковных книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь. Выключаются отсюда презренные слова, которых ни в каком штиле употребить непристойно, как только в подлых комедиях.

От рассудительного употребления и разбору сих трех родов речений рождаются три штиля: высокий, посредственный и низкий. Первый составляется из речений славенороссийских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из славенских, россиянам вразумительных и не весьма обетшалых. Сим штилем составляться должны героические поэмы, оды, прозаичные речи о важных материях, которым они от обыкновенной простоты к важному великолепию возвышаются. Сим штилем преимуществует российский язык перед многими нынешними европейскими, пользуясь языком славенским из книг церковных. Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском языке употребительных, куда можно принять некоторые речения славенские, в высоком штиле употребительные, однако с великою осторожностию, чтобы слог не казался надутым.

Равным образом употребить в нем можно низкие слова, однако остерегаться, чтобы не опуститься в подлость. И, словом, в сем штиле должно наблюдать всевозможную равность, которая особливо тем теряется, когда речение славенское положено будет подле российского простонародного. Сим штилем писать все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому пред Ставлению действия. Однако может и первого рода штиль иметь в них место, где потребно изобразить геройство и высокие мысли; в нежностях должно от того удаляться. Стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги и элегии сего штиля больше должны держаться.

В прозе предлагать им пристойно описания дел достопамятных и учений благородных. Низкий штиль принимает речения третьего рода, то есть которых нет в славенском диалекте, смешивая со средними, и от славенских обще не употребительных вовсе удаляться по пристойности материй, каковы суть комедии, увеселительные эпиграммы, песни, в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению. Но всего сего подробное показание надлежит до нарочного наставления о чистоте российского штиля.

Сколько в высокой поэзии служат однем речением славенским сокращенные мысли, как причастиями и деепричастиями, в обыкновенном российском языке неупотребительными, то всяк чувстовать может, кто в сочинении стихов испытал свои силы. Сия польза наша, что мы приобрели от книг церковных богатство к сильному изображению идей важных и высоких, хотя велика, однако еще находим другие выгоды, каковых лишены многие языки, и сие, во-первых, по месту».

(Предисловие о пользе книг церковных, Собрание разных сочинений в стихах и в прозе г. коллежского советника и профессора Михаила Ломоносова, Московский Университет, 1757) Перу Ломоносова принадлежат произведения разных «штилей»: он написал две трагедии, героическую поэму о Петре Великом, создавал оды, элегии, подражания античной лирике, басни, легкую поэзию. Метрический строй, ритм поэзии Ломоносова был богаче, чем у поэтов-предшественников, например у В. К. Тредиаковского, потому что Ломоносов учитывал подвижность ударения в русском языке, и оттого его стих становился подвижнее.

Простая лирика Ломоносова отличалась пластичностью и использованием разговорного языка, поэтому его стихотворения могли стать песней, как, на — 44 Пример, стихотворение «Ночною темнотою покрылись небеса…». Основной тон лирики Ломоносова — торжественный, величавый, хорошо подходящий для выражения ее главных тем и идей. Это темы величия и могущества России, грандиозности преобразований и реформ послепетровского времени, нравственной жизни, и самое главное для Ломоносова — веры в просвещение, разум и науку. Разновидности жанра оды в поэзии Ломоносова.

Излюбленный жанр поэзии Ломоносова — ода. Ода — жанр лирической поэзии, торжественное прославляющее произведение, посвященное какому-нибудь значительному лицу или событию. Этот жанр соединяет лирику и публицистику, является не просто литературным текстом, но своеобразным обрядом. Ломоносов писал оды двух типов: Похвальные оды; Духовные оды. Первые адресованы внешнему миру, событиям общественной жизни, вторые обращены к внутренним переживаниям и размышлениям человека. Похвальные оды слагались на торжественные случаи жизни императорского двора, они восхваляли монарха, расточали похвалы великолепию монаршей власти и ее окружению, однако при этом они поучали властителей, указывали им идеалы благочестивого и мудрого правления на благо России. К похвальным одам относится и «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Духовные оды носили характер глубокого размышления, дух автора в них воспарял к высотам мироздания, они сочетали религиозность и философию. Поэтому в духовных одах можно найти стихи, восхищающие своей грандиозностью: Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде. Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне. Так я, в сей бездне углублен. Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят: Там разных множество светов; Несчетны солнца там горят. Народы там и круг веков: Для общей славы божества Там равна сила естества. Но где ж, натура, твой закон? С полночных стран встает заря! Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил! О вы, которых быстрый зрак Пронзает в книгу вечных прав. Которым малый вещи знак Являет естества устав. Вам путь известен всех планет, — Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар? Там спорит жирна мгла с водой; Иль солнечны лучи блестят, Склонясь сквозь воздух к нам густой; Иль тучных гор верхи горят; Иль в море дуть престал зефир, И гладки волны бьют в эфир. Сомнений полон ваш ответ О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет? И что малейших дале звезд? Несведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик творец? («Вечернее рашышление о Божием величестве…») Идейно-тематическое содержание оды «На день восшествия…». Самой значительной похвальной одой Ломоносова является «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

В ней поэт, прославляя государыню и ее дела, высказывает высокие патриотические идеи, а также призывает юношество к наукам. При чтении произведения обращает на себя внимание тон поэта, пишущего хвалебную оду императрице, гордость, которая в нем звучит. Одописец, казалось бы, должен льстить властной самодержице, славословить ее и расточать пышные хвалы, положенные по этикету. Однако Ломоносов, отдавая должную дань закону жанра, хотя и возвеличивает императрицу, сравнив с солнцем — «великим светилом миру», вменяет в заслуги царице конкретные деяния и поступки. Ломоносов благодарит Елизавету Петровну за мир, за то, что она «поставила войне конец», за то, что она заботится о счастье подданных, блюдет интересы России: Я россов счастьем услаждаюсь, Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток.

Ода написана на день шестой годовщины царствования императрицы. В оде Ломоносов отмечает положительные достижения правления Елизаветы, продолжающие славные начинания Петра I. Особенно благодарен поэт и ученый за поддержку науки и русских ученых: Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет… Завершает оду обращение к студентам Петербургской академии, настоящим и будущим. Эти выражения настолько отточены по форме и важны по содержанию, что они стали крылатыми. Каждый русский человек слышал фразу «науки юношей питают». И, конечно, утверждение, пронизанное чувством национального достоинства и верой в будущее: Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать.

Что может собственных Платонов И быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать. Художественные особенности оды «На день восшествия…». Основными особенностями языка и стиля произведения являются: Аллегоричность, неясные сопоставления, описания. Например, «Зиждитель мира»… «Послал в Россию Человека,/ Каков неслыхан был от века». Ломоносов здесь говорит о роадении будущего императора Петра I; Сложный и архаичный синтаксис, строй поэтической фразы.

Вот поэт обращается к монарху науки: Мы с крайним тщанием готовы Подать в российском роде новы Чистейшего ума плоды. Значение этой фразы чрезвычайно просто: «российская наука способна совершить новые открытия»; — устаревшая лексика: о значении некоторых слов и их употреблении приходится догадываться. В некоторых случаях помогает контекст, то есть словесное окружение неясных слов: к примеру, эпитет в сочетании «сомненная Нева» означает «закованная построенными берегами».

В других случаях читатель узнает значение благодаря однокоренным словам. Так, во фразе «раченьем вашим показать» несовременное слово «раченье» легко понимается и из контекста, и с помощью прилагательного «рачительный», т. е. старательный. Таким образом, ода Ломоносова в полной мере соответствует теории автора о трех «штилях» в отношении выбора жанра и характера поэтической речи. Лирический герой поэзии Ломоносова. «Эмоциональный подъем од Ломоносова композиционно сосредоточивается вокруг темы лирического восторга самого поэта-одописца.

Этот поэт, присутствующий во всех одах Ломоносова, — не сам Ломоносов. Его образ лишен конкретных индивидуальных человеческих черт. Это — как бы дух поэзии, дух государства и народа, выразивший себя в стихах и, конечно, не в стихах камерного стиля. Земные предметы не могут предстоять взору этого поэта, воспарившего духом к сверхчеловеческому величию истории народа; все представляется ему увеличенным, возведенным в достоинство божественного. Конкретные предметы, темы, чувства, даже понятия предстают в виде аллегорий, обобщенных до предела… Иногда Ломоносов разрывает тематическое движение оды, осуществляя переход от картины к картине самоописаниями лирического восторга…».

Творчество Ломоносова в оценке критиков и литературоведов. «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим. Нужно ли говорить, что это был человек великий и ознаменованный печатью гения? Все это истина несомненная. Нужно ли доказывать, что он дал направление, хотя и временное, нашему языку и нашей литературе?

«Ломоносов был первый индивидуум, возникший в истории нашей литературы и начавший собою новый ее период. Он оторвал русский язык от исключительной национальности и поставил существенные, истинные отношения между ним и церковнославянским, ввел язык в высшую сферу и дал ему там самобытное место, право гражданства. Вот великий подвиг, осуществляющий в себе великое значение Ломоносова» (К. С. Аксаков). «Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объемом своим, своим ритмом производят впечатление гигантского подъема мысли и пафоса».

5 / 5. 2

.

“Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны” 👍

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

“Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны”, ноября 25 дня, 1747 года”

История создания.

Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечав­шихся ежегодно: Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Пет­ровне, Петру III и Екатерине II. Чтение од составляло часть празднично­го церемониала, поэтому правительство их заказывало. В каждой из них поэт развивал

свои идеи, связанные с судьбами русского государ­ства, выходя за рамки официально-придворной речи.

В торжественных одах поэт поднимает важнейшие гражданские, социальные, политиче­ские проблемы, прямо высказывая по ним свою точку зрения. Так было создано и рассматриваемое нами произведение.

Жанр и композиция.

Традиционно оды подразделяются на следующие типы: победно­патриотические, торжественные (похвальные), философские, духовные и анакреонтические. Данное произведение относится к жанру торже­ственной оды.

Композиция оды в соответствии с требованиями классицизма отли­чается логической

стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вы­текает из предыдущей.

Рассматриваемая ода состоит из 24 десятистишных строф с повто­ряющейся рифмовкой.

1-2-я строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы.

В последующих 3-6-ой строфах прославляются деяния императри­цы Елизаветы Петровны, а в 7-11-й строфах поэт с восхищением вспо­минает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончи­не которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I. Начиная с 12-й строфы поэт вновь возвращается к восхва­лению “Великой Петровой дщери”, уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъят­ность просторов ее державы. Завершается это описание призывом к ос­воению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки.

22-23-я строфы – знаменитое обращение к соотечест­венникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой.

Последняя, 24-я строфа – заключительное прославление императ­рицы и благословление ее мудрого, миролюбивого царствования.

Тематика и проблематика.

С точки зрения содержания это стихотворение настолько значимо, столь много тем и проблем успевает затронуть автор, что некоторые исследователи иногда сравнивают его с поэмой. Действительно, Ломо­носов говорит здесь о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества. Вот почему большое место зани­мает в оде постоянная тема писателя – деятельность Петра I, которую он представляет как образец для царствующей императрицы Елизаветы Петровны. Ломоносов подчеркивает важность миролюбивой политики императрицы, говорит о необходимости развития просвещения и нау­ки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и про­цветанию государства.

Рассмотрим подробно, как развивается автор­ская мысль.

Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами класси­цизма, это стихотворение начинается величественным прославлением мира:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Естественным продолжением этой величавой картины служит вос­хваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны прежде всего тем, что принесла ей мир – ведь в ее царствование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия:

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания об ее от­це – Петре I, продолжательницей которого поэт мыслил новую царицу:

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, варварством попранну,

С собой возвысил до небес.

Петра I Ломоносов, как впоследствии и Пушкин, считал великим ре­форматором, просвещенным монархом и гениальным военачальником – подлинным национальным героем. Недаром, рассказывая о нем, поэт прибегает к образам античной мифологии: Марс и Нептун служат обо­значениями понятий войны и морской стихии. Особенно ярко описа­ние Петра-военачальника, его военных побед, укрепивших могущество России:

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на Российский флаг.

Для Ломоносова, как и для Пушкина, Петр I – это и великий строитель Северной столицы, которая открыла для России новые пути развития:

В стенах внезапно укрепленна

И зданьями окруженна,

Сомненная Нева рекла:

“Или я ныне позабылась

И с онаго пути склонилась,

Которым прежде я текла?”

Вполне логично после этого описания развивается мысль о том, что при Петре I

…божественны науки

Чрез горы, реки и моря,

В Россию простирали руки…

Завершая рассказ о Петре I описанием его трагической кончины, Ломоносов переходит к следующей части стихотворения: он вновь об­ращается к современности и выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и станет покровительствовать наукам, содейст­вовать укреплению и процветанию России. Елизавету он хочет видеть просвещенной царицей, заботящейся о благе отечества, и далее в своей оде представляет ей своеобразную “программу действий”, которая должна обеспечить дальнейшее развитие страны.

Призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремесел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изуми­тельно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатст­вами:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля твои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Дальнейшая логика развития мысли вполне очевидна: развертывая перед глазами читателя грандиозный пейзаж гигантской страны, омы­ваемой морями и океанами, простирающейся от далекого Севера, через горы Урала (“верьхи Рифейски”), просторы сибирской тайги к Дальне­му Востоку и Амуру, который “в зеленых берегах крутится”, поэт утвер­ждает, что такую страну нельзя оставить во тьме невежества. Для освое­ния ее природных богатств требуются образованные люди, а потому далее он призывает:

О, вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободренны,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Такая логика развития поэтической мысли дает возможность автору завершить свою оду не только традиционным восхвалением Елизаветы, но и подлинным гимном в честь науки:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде, –

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Идея и пафос.

Рассмотренное нами содержание оды Ломоносова позволяет сказать, что это произведение написано писателем-патриотом, поэтом-государственником, заботящемся о благе отечества. Вот почему в соот­ветствии с заложенными в произведение идеями он стремится выде­лить именно те качества императрицы, которые соответствуют его представлениям об идеальном монархе. С этой целью дается экскурс в прошлое – ко временам реформаторской деятельности Петра Велико­го.

Идея всемерного укрепления и развития государства на просвети­тельских основах пронизывает все стихотворение. Но поэт-естествоиспытатель не мог не вложить в свою оду и идею развития нау­ки, которая поможет укрепить государство, освоить необозримые про­сторы родной страны, и не призвать людей к творческой деятельности на благо Отечества.

Все это создает особый пафос стихотворения: торжественный, граж­данско-патриотический, который выражает мысли и чувства писателя-гражданина.

Художественное своеобразие.

Художественные особенности стихотворения определяются его жан­ром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответст­вует так называемому одическому канону, который составляют устой­чивый метр и устойчивая строфика. Как и все торжественные оды Ломоносова, оно написано четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГдцГ.

Стиль, как и подобает оде, торжественный, чему способствует боль­шое количество славянизмов (класы – колосья, зиждитель – Бог, дщерь – дочь, воззри – посмотри), образов, почерпнутых из античной мифологии (Минерва – богиня мудрости, Марс – бог войны, Нептун – бог моря. Борей – северный ветер), обилие риторических вопросов, восклицаний и обращений (“Какая светлость окружает в толикой горе­сти Парнас?”; “О, ваши дни благословенны!”; “Но ах! жестокая судьби­на!”; “Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…”). Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры и олицетво­рения: “Там тьмою островов посеян, реке подобен океан”; “Твои щедро­ты ободряют наш дух и к брегу устремляют, как в понт пловца свобод­ный ветр…”; “Вы, наглы вихри, не дерзайте, ренветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена”.

Значение произведения.

“С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим” – так определил В. Г. Белинский место и значение творчества писателя в истории отечественной литературы. Рассмот­ренная нами ода является ярким подтверждением этим словам. Ведь она не только показала богатейшие возможности русского поэтическо­го языка и тем самым способствовала дальнейшему развитию русской литературы. Идеи, заложенные в оде, оказали существенное влияние на творчество Державина, Пушкина и других русских писателей.

А мысли Ломоносова о значении науки остаются актуальными и по сей день. Они отражают позицию современного общества и человека как нельзя лучше, и потому могут служить своего рода эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие. Можно сказать, что сбылась мечта великого ученого и поэта: Россия доказала, что действи­тельно способна давать всему миру “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов”.

А занимающий одно из первых мест в мире Мос­ковский Государственный университет по праву носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

Герой нашего времени — направление в литературе. Сборник идеальных сочинений по обществознанию Герой нашего времени жанр жанровое направление

Дети

Литературное направление в героях нашего времени Лермонтов. Нам нужен ответ на тест по литру. СРОЧНО!!! Заранее спасибо! и получил лучший ответ

Ответ от ГЕРА [гуру]
«Герой нашего времени» называют монороманом, и это произведение фактически уникально в русской литературе. Задаче раскрытия характера Печорина как личности и как типа служат все остальные герои, а также композиция романа, на которую непосредственное влияние оказали жанровые особенности. В связи с тем, что «Герой нашего времени» был написан, когда роман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончательно, Лермонтов опирался в основном на опыт пушкинской и западноевропейской литературной традиции. Влияние последнего выразилось в чертах романтизма «Героя нашего времени». Итак, черты, свойственные романтическому герою, в полной мере нашли отражение в образе Печорина. Прежде всего это связано с ореолом таинственности, который окутывает Печорина вплоть до исповедальной второй части романа, когда ситуация более или менее проясняется. Мы можем только предполагать, какие жизненные обстоятельства повлияли на формирование Печорина, и поэтому, например, его смех в сцене на валу после смерти Бэлы дик и непонятен для нас. Максим Максимыч, потрясенный такой реакцией героя на его слова сочувствия, отмечает: «У меня от этого смеха мурашки по коже пошли». Однако «Герой нашего времени» — в основе своей реалистическое произведение, и, прежде всего, реалистические тенденции в романе связаны с объективностью авторской позиции по отношению к герою, в которой лермонтовский роман имеет сходство с пушкинским. «Евгений Онегин». В частности, объективности изображения способствует такой прием, как смена «точек зрения» на героя: сначала мы видим его глазами простого офицера Максима Максимыча, затем бродячего офицера и только потом Печорина. рассказывает о себе в своем дневнике. Очевидно, что Печорин и Лермонтов не одно и то же лицо, хотя и ближе друг к другу, чем Онегин и Пушкин. В предисловии к роману Лермонтов подчеркивает эту мысль: «…Другие очень тонко подметили, что писатель написал свой портрет и портреты своих друзей… Старая и патетическая шутка!» …Таким образом, мы видим, что роман «Герой нашего времени» сочетает в себе признаки романтизма и реализма. Однако этим не исчерпываются его жанровые особенности. Поражает широта проблематики романа: она определяется как социально-психологическая и философская, что является следствием того, что в центре романа находится проблема личности. «Герой нашего времени»… есть портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в их полном развитии», — пишет Лермонтов в предисловии. Эта ключевая фраза во многом определяет существо социальной проблематики романа. Печорин как социальный тип является вторым (после Онегина) «лишним лицом» в русской литературе.Однако социальный конфликт в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине», что связано прежде всего с тем, что Печорин, по Белинский, «лихорадочно гонится за жизнью», чего нельзя сказать о пассивном Онегине. Тем не менее, у обоих есть масса сходных типичных черт: разочарование, эгоизм, склонность к самоанализу, богатство внутреннего мира, подавленное внешним равнодушием и глубокое скептицизм, гнев в сочетании с благородными порывами души.

Ответ от Дарья Боронина [активный]
Ай-яй, Слава-Слава…) А самому покопаться? Ни за что?

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

Наш разговор начался со злословия: я стал разбирать наших знакомых, присутствующих и отсутствующих, сначала показал их смешные, а потом и плохие стороны. Моя желчь была взволнована. Я начал в шутку — а закончил искренним гневом. Сначала это ее забавляло, а потом пугало.

Вы опасный человек! — сказала она мне, — Я лучше хочу попасть в лесу под нож убийцы, чем на твой язык… Я прошу тебя не в шутку: когда ты захочешь говорить обо мне дурно, возьми нож и заколи мне, — я думаю, это не составит для вас особого труда.

Я похож на убийцу? ..

Ты хуже…

Я подумал и сказал, приняв глубоко взволнованный вид:

Да, это судьба моя с детства. Все читали на моем лице признаки недобрых чувств, которых там не было; а предполагались — и родились. Я был скромен — меня обвиняли в хитрости: я стал скрытным. Я глубоко чувствовал добро и зло; меня никто не ласкал, все меня оскорбляли: я стал злопамятным; Я был мрачен — другие дети веселы и разговорчивы; Я чувствовал себя выше их — они ставили меня ниже. Я стал завидовать. Я был готов любить весь мир — меня никто не понимал: и я научился ненавидеть. Моя бесцветная юность прошла в борьбе с собой и светом; лучшие свои чувства, боясь насмешек, я похоронил в глубине сердца: они там умерли. Я говорил правду — мне не поверили: я стал обманывать; Хорошо познав свет и пружины общества, я поднаторел в науке жизни и увидел, как другие без искусства были счастливы, пользуясь даром тех благ, которых я так неутомимо искал. И тогда в моей груди родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечится дулом ружья, а холодное, бессильное отчаяние, прикрытое учтивостью и добродушной улыбкой. Я стал нравственным калекой: одной половины моей души не было, она засохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — а другая двигалась и жила на службе у всех, и никто этого не замечал, потому что никто не знал о существовании покойной ее половинки; но теперь ты пробудил во мне память о ней, и я прочитал тебе ее эпитафию. Многим вообще все эпитафии кажутся смешными, а мне нет, особенно когда я вспоминаю, что под ними лежит. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка покажется вам смешной, смейтесь, пожалуйста: предупреждаю вас, что это меня нисколько не расстроит.

В этот момент я встретил ее глаза: в них бежали слезы; ее рука, лежавшая на моей, дрожала; щеки раскраснелись; она пожалела меня! Сострадание, чувство, которому все женщины так легко подчиняются, вонзило свои когти в ее неопытное сердце. Всю прогулку она была рассеянна, ни с кем не кокетничала — а это отличный знак!

Роман «Герой нашего времени» написан в 1838-1840 годах. Роман анонсирован в оригинальном стиле, состоящем из нескольких рассказов и связанных между собой главным героем Г. Печориным. Михаил Юрьевич Лермонтов воссоздал в литературе 30-х годов новаторский жанр, получивший название социально-психологического романа. В результате многие известные писатели стали наследовать этот вид жанра.

Роман «Евгений Онегин» был взят за основу для написания образа в романе Михаила Лермонтова.

Роман в прозе «Герой нашего времени» — роман с глубоким смыслом для размышлений и печального конца неординарной личности в атмосфере России 30-х годов XIX века. Реальность романа состоит в постановке важнейших вопросов злободневности и образа классического образца эпохи — «лишнего человека».

В романе «Герой нашего времени» на первом месте стоит духовная жизнь, а внешняя среда жизни является фоном, на котором развивается сюжет. Эта идея Михаила Юрьевича Лермонтова показывает, что эволюция и духовная жизнь главного героя в этом произведении являются главными. Чтобы показать свой замысел, автор использует диалоги, внутренние монологи. Духовный мир главного героя раскрывается как явление эпохи.

«Герой нашего времени» непохож на русские романы XIX века. Основная композиция этого романа представляет собой нарушение хронологической последовательности событий и каждое событие имеет индивидуальное направление. Изменяя порядок глав, автор раскрывает сложный характер Печорина.

Жанр и композиция этого романа позволяют сделать вывод, что повесть, составная часть романа, отражает темы и сюжеты, присущие литературе того времени.

В первом рассказе «Бела» читатель узнает о простом русском офицере Максиме Максимыче, близко знакомом с Печориным. Максим Максимыч до самого конца не может разобраться в поведении своего знакомого, но и не осуждает его, а наоборот — сочувствует.

Во втором рассказе «Максим Максимыч» читателю становится известно, что Григорий Александрович Печорин внезапно скончался по дороге из Персии, а рассказчику попался его журнал, в котором Печорин исповедовался в своих плотских грехах и горечи жизни.

Остальные новеллы романа будут посвящены дневнику Григория Александровича. В дневнике рассказывается о событиях, происходивших с ним до того, как он встретил Белу и познакомился с Максимом Максимычем.

Все образы в произведении, а особенно женские, раскрывают личность «героя времени».

Далее читатель знакомится с дневниками Печорина, представляющими собой исповедь, из которой читатель узнает «обнаженную» душу главного героя, понимает его характер и поведение. Печорин безжалостно обличал собственные недостатки и пороки.

В романе композиция и стиль играют важную роль в максимально сильном и всестороннем понимании души героя, его образа, ведь прообразом главного героя является мельчайшая человеческая душа. Обнаженная душа без тщеславия. Это подтверждает предисловие «История души человеческой…».

Роман «Герой нашего времени» сыграл огромную роль в развитии литературы. Хотя Михаил Юрьевич Лермонтов брал пример с романа «Евгений Онегин», они во многом отличаются друг от друга. В романе М.Ю. Лермонтов показал противоречивость и сложность «героя времени», тем самым Лермонтов заложил основы развития этой темы для других писателей, живших в XIX в.век. Но другие писатели, в отличие от Лермонтова, видят в этом типе человека недостатки, а не достоинства.

Характерным для романа «Герой нашего времени» стало внимательное отношение к миру личных переживаний героев, реалистическое описание действий героев в их стремлении к ценностям. Проблема поиска «героя времени» у М.Ю. Роман Лермонтова остается актуальным и в наше время.

Несколько интересных композиций

    Каждый день мы сталкиваемся с определенными людьми, с которыми устанавливаются или продолжаются какие-то отношения. Что характерно для этих отношений?

17.3 Почему М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в критике называют социально-психологическим? (по роману «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» — первый социально-психологический роман в русской литературе. Он также полон жанрового своеобразия. Так, в главном герое Печорине проявляются черты романтического героя, хотя общепризнанным литературным направлением «Героя нашего времени» является реализм.

В романе сочетаются множественные черты реализма, такие как сознательное отделение себя от героя, стремление к максимальной объективности повествования, с характерным для романтизма богатым описанием внутреннего мира героя. Однако многие литературоведы подчеркивали, что и Лермонтов, и Пушкин, и Гоголь отличались от романтиков тем, что для них внутренний мир личности служит для исследования, а не для авторского самовыражения.

В предисловии к роману Лермонтов сравнивает себя с врачом, который ставит диагноз современному обществу. Примером он считает Печорина. Главный герой — типичный представитель своего времени. Он наделен чертами человека своей эпохи и своего круга общения. Ему свойственны холодность, непокорность, страстность природы и противостояние обществу.

Что еще позволяет отнести роман к разряду социально-психологических? Однозначно особенность композиции. Его специфика проявляется в том, что главы расположены не в хронологическом порядке. Таким образом, автор хотел постепенно раскрыть нам характер и сущность главного героя. Сначала Печорин показан нам через призму других героев («Бела», «Максим Максимыч»). По словам Максима Максимыча, Печорин был «хороший малый… только немного странный». Далее рассказчик находит «Журнал Печорина», где личность персонажа раскрывается с его стороны. В этих заметках автор находит множество интересных ситуаций, в которых успел побывать главный герой.

С каждым рассказом мы погружаемся все глубже и глубже в «суть души» Печорина. В каждой главе мы видим множество поступков Григория Александровича, которые он пытается анализировать самостоятельно. И в итоге находим им разумное объяснение. Да, как ни странно, все его действия, какими бы ужасными и бесчеловечными они ни были, логически оправданы. Чтобы проверить Печорина, Лермонтов противопоставляет ему «простых» людей. Казалось бы, только Печорин выделяется в романе своей жестокостью. Но нет, жестокостью обладает и все его окружение: Бела, не заметившая ласки капитана, Марья, отвергшая Грушницкого, влюбленного в нее, контрабандисты, бросившие бедного, слепого мальчика на произвол судьбы. Так хотел изобразить Лермонтов то жестокое поколение людей, одним из ярких представителей которого является Печорин.

Таким образом, роман обоснованно можно отнести к социально-психологическим, поскольку в нем автор исследует внутренний мир человека, анализирует его поступки и дает им объяснение.

Обновлено: 02.03.2018

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Герой нашего времени» — первый реалистический социально-психологический и нравственно-философский роман в русской прозе о трагедии выдающейся личности в условиях России 30-х годов XIX века. В связи с тем, что «Герой нашего времени» был написан, когда роман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончательно, Лермонтов опирался в основном на опыт пушкинской и западноевропейской литературной традиции. Влияние последнего выразилось в чертах романтизма «Героя нашего времени».

Черты романтизма в романе «Герой нашего времени» заключаются в особой близости автора и героя, лиризме повествования, пристальном внимании к «внутреннему человеку», смутности прошлого героя, исключительность его натуры и многих ситуаций, близость сюжета «Бэлы» к романтическим стихам («Демон») и повышенная выразительность стиля, что особенно чувствуется в «Тамани». Итак, образ Печорина окутан ореолом таинственности вплоть до исповедальной второй части романа, когда ситуация более или менее проясняется. Мы можем только предполагать, какие жизненные обстоятельства повлияли на формирование его характера, почему он оказался на Кавказе и т. д.

Впрочем, «Герой нашего времени» — это в основном реалистическое произведение. Прежде всего, реалистические тенденции в романе связаны с объективностью авторской позиции по отношению к герою, в чем роман Лермонтова роднит с пушкинским «Евгением Онегиным». Очевидно, что Печорин и Лермонтов не одно и то же лицо, хотя и ближе друг к другу) — чем Онегин и Пушкин. В предисловии к роману Лермонтов подчеркивает эту мысль: «..Другие очень тонко заметили, что писатель написал свой портрет и портреты своих друзей… Старая и жалкая шутка!»

Реализм романа заключается также в постановке важнейших проблем современности и создании образа «героя времени», типичного представителя эпохи — «лишнего человека». Реализм романа проявляется также в стремлении автора психологически достоверно и точно объяснить особенности натуры героя, связав их с условиями окружающей жизни. В то же время характерны и другие — второстепенные — персонажи романа. Отношения между личностью и обществом воссоздаются в ней во всей их сложности и противоречивости. Реальность предстала здесь в разных ее сферах, разных типах жизни, характерах и с разных точек зрения.

Жанровая специфика творчества Лермонтова также оказалась необычной и новой. Особую неповторимость жанровой природе этого произведения придает сочетание черт реализма социально-психологического романа и романтизма, что проявляется в его построении и стилистике. Белинский уже говорил, что «Герой нашего времени» — законченное произведение, хотя и составленное из отдельных повестей и повестей. Впервые в русской литературе она объединила социально-психологическую и нравственно-философскую проблематику. Для философско-психологического проникновения в натуру «героя времени» 142 требовался синтез повествовательных жанров: путевых заметок, очерка, новеллы, психолого-философского рассказа, дневника, исповеди. Ни одной из этих форм, взятых по отдельности, было недостаточно, чтобы объяснить противоречивую природу современного человека.

Первая часть романа — повесть «Бела» — по жанру близка к путевым заметкам, «Максим Максимыч» — рассказ, «Тамань» — романтическая повесть с авантюрным сюжетом и неожиданным концом, а большая часть «Принцесса Мэри» — это психологическая история. Завершается произведение философской повестью «Фаталист», в которой по законам жанра сюжет подчинен раскрытию философской идеи. Кроме того, «Предисловие к «Журналу Печорина» представляет собой вставной «документ», необходимый для дальнейшего развития повествования о герое, а сам «Журнал Печорина» представляет собой своеобразный дневник, состоящий из нескольких частей, в которых герой рассказывает о разных эпизодах из своей жизни…

Еще одна отличительная жанровая черта романа Лермонтова определяется словами из авторского предисловия: «история души человеческой». В них проявляется сознательное отношение к открытому психологизму произведения. Вот почему «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, хотя психологизм был присущ и другим произведениям, появившимся ранее, как, например, роману «Евгений Онегин».

Задача, которую ставил перед собой Лермонтов, заключалась не столько в изображении внешней жизни Печорина, его приключений, хотя такой элемент авантюризма и здесь присутствует. Но главное – показать внутреннюю жизнь и эволюцию героя, для чего используются самые разные средства, включающие не только монологи, диалоги, внутренние монологи, психологический портрет и пейзаж, но и саму композицию произведения.

  • Анализ произведений русской литературы 9 класс

    • «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Блаженнейшей Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», 25 ноября 1747 г. «анализ произведения (215)

      История создания. Большинство торжественных од Ломоносова написано по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечаемых ежегодно: Анне Иоаиновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете…

    • «Слово о полку Игореве» анализ произведения (377)

      История открытия и публикации. Русская литература существует более десяти веков. За этот длительный период она прошла несколько этапов развития, первый из которых охватывает XI-XUII вв…

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума» анализ произведения (345)

      История создания. «Грибоедов — «человек одной книги». Если бы не «Горе от ума», Грибоедову не было бы места в русской литературе» — так рассуждал В. Ф. Ходасевич, поэт Серебряный…

    • А.С. Пушкин «Анчар» анализ произведения (317)

      История создания. Поэма Пушкина «Анчар» написана в 1828 году, а впервые опубликована в 1832 году в альманахе «Северные цветы». Его темы касались проблемы свободы и тирании…

    • А.С. Пушкин «Евгений Онегин» анализ произведения (351)

      История создания. «Евгений Онегин» — первый русский реалистический роман — самое значительное произведение Пушкина, имеющее долгую историю создания, охватывающую несколько периодов…

    • А.

      С. Пушкин «К морю» анализ произведения (313)

      История создания. Поэма стоит на рубеже двух периодов творчества Пушкина. Осенью 1824 года поэт был вынужден покинуть Одессу и переехать в 70-е псковское имение своих родителей — Михайловское…

levitt_forPrint.indd

% 1497 0 объект > эндообъект 1492 0 объект >поток PDF/X-1a:2001PDF/X-1:2001FalseAcrobat Distiller 7.0.5 (Windows)Adobe InDesign CS3 (5.0)2017-12-12T15:04:56-05:002009-10-05T17:43:29+04:002017-12-12T15:04:56-05:00application/pdf

  • levitt_forPrint.indd
  • левкина
  • PDF/X-1a:2001PDF/X-1:2001PDF/X-1:2001uuid:c1fbbd40-d406-4174-a5ac-7e8f322f9cc7uuid:005ec99b-3dc9-4137-83e9-fdc14dd1e46a конечный поток эндообъект 1437 0 объект > эндообъект 1438 0 объект > эндообъект 1441 0 объект > эндообъект 1526 0 объект > эндообъект 15290 объект > эндообъект 1530 0 объект > эндообъект 1531 0 объект > эндообъект 1569 0 объект >1566 0 R]/P 1552 0 R/Pg 1572 0 R/S/Link>> эндообъект 1570 0 объект >1568 0 R]/P 1537 0 R/Pg 1572 0 R/S/Link>> эндообъект 1537 0 объект > эндообъект 1572 0 объект >/MediaBox[0 0 442.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *