Басни Ломоносова
Басни Ломоносова, образца классического красноречия, основоположника русской торжественной и философской оды,который внес огромный вклад в русскую сатиру национального эпоса. Многие строки Ломоносова стали крылатыми.
***
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поёшь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своём дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.
Лето 1761 г.
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
***
Отмщать завистнику меня вооружают,
Хотя мне от него вреда отнюдь не чают.
Когда зоилова хула мне не вредит,
Могу ли на него за то я быть сердит?
Однако ж осержусь! я встал, ищу обуха;
Уж поднял, я махну! а кто сидит тут? муха!
Как жаль мне для неё напрасного труда.
Бедняжка, ты летай, ты пой: мне нет вреда.
***
Лишь только дневной шум замолк,
Надел пастушье платье волк
И взял пастушей посох в лапу,
На уши вздел широку шляпу
И крался тихо сквозь лесок
На ужин для добычи к стаду.
Увидев там, что Жучко спит,
Обняв пастушку, Фирс храпит,
И овцы все лежали сряду,
Он мог из них любую взять;
Но, не довольствуясь убором,
Хотел прикрасить разговором
И именем овец назвать.
Однако чуть лишь пасть разинул,
Раздался в роще волчий вой.
Пастух свой сладкой сон покинул,
И Жучко с ним бросился в бой;
Один дубиной гостя встретил,
Другой за горло ухватил;
Тут поздно бедной волк приметил,
Что чересчур перемудрил,
В полах и в рукавах связался
И волчьим голосом сказался.
Но Фирс недолго размышлял,
Убор с него и кожу снял.
Я притчу всю коротким толком
Могу вам, господа, сказать:
Кто в свете сем родился волком,
1747 г.
Послушайте, прошу, что старому случилось,
Когда ему гулять за благо рассудилось.
Он ехал на осле, а следом парень шёл;
И только лишь с горы они спустились в дол,
Прохожий осудил тотчас его на встрече:
«Ах, как ты малому даёшь бресть толь далече?»
Старик сошёл с осла и сына посадил,
И только лишь за ним десяток раз ступил,
То люди начали указывать перстами:
«Такими вот весь свет наполнен дураками:
Не можно ль на осле им ехать обоим?»
Старик к ребёнку сел и едет вместе с ним.
Однако, чуть минул местечка половину,
Весь рынок закричал: «Что мучишь так скотину?»
Тогда старик осла домой поворотил
И, скуки не стерпя, себе проговорил:
«Как стану я смотреть на все людские речи,
То будет и осла взвалить к себе на плечи».
1747 г.
Ночною темнотою
Покрылись небеса,
Все люди для покою
Сомкнули уж глаза.
Внезапно постучался
У двери Купидон,
Приятной перервался
В начале самом сон.
«Кто так стучится смело?» —
Со гневом я вскричал. —
«Согрей обмерзло тело, —
Сквозь дверь он отвечал. —
Чего ты устрашился?
Я мальчик, чуть дышу,
Я ночью заблудился,
Обмок и весь дрожу».
Тогда мне жалко стало,
Я свечку засветил,
Не медливши нимало
К себе его пустил.
Увидел, что крилами
Он машет за спиной,
Колчан набит стрелами,
Лук стянут тетивой.
Жалея о несчастье,
Огонь я разложил
И при таком ненастье
К камину посадил.
Я тёплыми руками
Холодны руки мял,
Я крылья и с кудрями
Он чуть лишь ободрился,
«Каков-то, — молвил, — лук,
В дожде, чать, повредился».
И с словом стрелил вдруг.
Тут грудь мою пронзила
Преострая стрела
И сильно уязвила,
Как злобная пчела.
Он громко рассмеялся
И тотчас заплясал:
«Чего ты испугался? —
С насмешкою сказал, —
Мой лук ещё годится,
И цел и с тетивой;
Ты будешь век крушиться
Отнынь, хозяин мой».
1747 г.
Услышали мухи
Медовые духи,
Прилетевши, сели,
В радости запели.
Егда стали ясти,
Попали в напасти,
Увязли бо ноги.
Ах! — плачут убоги, —
Меду полизали,
А сами пропали.
1734 г.
Стихи Михаила Ломоносова читать на ProStih.ru
Михаил Ломоносов—Мышь некогда, любя святыню…
Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестной мир,
Ушла в глубокую пустыню,
Михаил Ломоносов—На сочетание стихов российских
Я мужа бодрого из давных лет имела,
Однако же вдовой без оного сидела.
Штивелий уверял, что муж мой худ и слаб,
Михаил Ломоносов—Блаженство общества всядневно возрастает…
Блаженство общества всядневно возрастает;
Монархиня труды к трудам соединяет.
Стараясь о добре великих нам отрад,
Михаил Ломоносов—Монарх и филозов, полночный Соломон…
Монарх и филозов, полночный Соломон,
Весь свет твою имел премудрость пред очами;
Разумных множество теснясь под твой закон,
Михаил Ломоносов—Письмо к И.И.Шувалову (Прекрасны летни дни..)
Прекрасны летни дни, сияя на исходе,
Богатство с красотой обильно сыплют в мир;
Надежда радостью кончается в народе;
Михаил Ломоносов—Богиня, дщерь божеств, науки основавших…
Богиня, дщерь божеств, науки основавших
И приращенье их тебе в наследство давших,
Ты шествуешь по их божественным стопам,
Михаил Ломоносов—Письмо о пользе стекла…
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Михаил Ломоносов—Вечернее размышление о божием величестве. ..
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Михаил Ломоносов—Послушайте, прошу, что старому случилось…
Послушайте, прошу, что старому случилось,
Когда ему гулять за благо рассудилось.
Он ехал на осле, а следом парень шел;
Михаил Ломоносов—Взойди, веселый дух, на ону высоту…
Взойди, веселый дух, на ону высоту,
Где видеть можно лет Петровых красоту,
Парящие простри на нынешней день мысли,
Михаил Ломоносов—На Шишкина
Смеется и поет, он о звездах толкует,
То нюхает табак, то карт игру тасует,
То слушает у всех, со всеми говорит
Михаил Ломоносов—Разговор с Анакреоном
А н а к р е о н
Ода I
Мне петь было о Трое,
Михаил Ломоносов—Гимн бороде
Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Михаил Ломоносов—Ночною темнотою покрылись небеса…
Ночною темнотою
Покрылись небеса,
Все люди для покою
Михаил Ломоносов—Свинья в лисьей коже
Надела на себя
Свинья
Лисицы кожу,
Михаил Ломоносов—Женился Стил, старик без мочи. ..
Женился Стил, старик без мочи,
На Стелле, что в пятнадцать лет,
И не дождавшись первой ночи,
Михаил Ломоносов—О сомнительном произношении буквы Г
Бугристы берега, благоприятны влаги,
О горы с гроздами, где греет юг ягнят.
О грады, где торги, где мозгокружны браги,
Михаил Ломоносов—Случились вместе два Астронома в пиру…
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Михаил Ломоносов—Жениться хорошо, да много и досады…
Жениться хорошо, да много и досады.
Я слова не скажу про женские наряды:
Кто мил, на том всегда приятен и убор;
Михаил Ломоносов—О страх! о ужас! гром! ты дернул за штаны…
О страх! о ужас! гром! ты дернул за штаны,
Которы подо ртом висят у сатаны.
Ты видишь, он зато свирепствует и злится,
Некрасов, Школьник. Какие признаки печальной дороги даны в строках стихотворения
В стихотворении Некрасова речь идет о Ломоносове. Что помогает нам понять это? Прочтите шестую строфу стихотворения:
Скоро узнаете в школе
Как архангельский мужик По своей и божьей воле
Он стал умным и великим.
В этой строфе говорится о Ломоносове, архангельском крестьянине, который «своей и Божией волею / Стал разумным и великим». Остальные строфы стихотворения говорят о том, что многие судьбы могут сложиться так же, как судьба Ломоносова.
В последних двух строфах стихотворения есть несколько эпитетов, не имеющих пояснительных слов. Как вы думаете, какие слова имел в виду автор?
Напишем эпитеты: славная, добрая, благородная, сильная любящая душа.
Какие слова можно сочетать с этими эпитетами? Наверное, можно сказать так: приятные люди; хорошие молодые люди.
Но какое бы слово мы ни поставили, речь идет в первую очередь о будущих ученых из народа.
Какие признаки «темной дороги» даны в строках стихотворения?
Признаки этой «несчастливой дороги»: «небо, ель и песок».
В стихотворении есть строфа, которая говорит о том, что каждый школьник в свое время знакомится с биографией Ломоносова. Найдите эту строфу. Вспомни, когда ты сам узнал об этом, славный сын земли русской. Что вы теперь можете сказать о знаменитом русском ученом Ломоносове?
Мы уже цитировали эту строфу в ответе на первый вопрос. Каждый школьник узнает о Ломоносове уже в начальной школе. А вот с его работами по физике, химии, астрономии, русскому языку и литературе школьники знакомятся в старших классах.
Найдите в стихотворении слова, подчеркивающие главную мысль — среди русского народа постоянно появляются славные своими делами люди.
Этими словами завершается стихотворение — две последние строфы:
Что природа не бездарна
Тот край еще не умер
Что из народа выносит Так много славного то знай —
Так много добрых, благородных, Сильные любящие души,
Среди глупых, холодных И напыщенных самих себя!
В стихотворении много разговорных слов. Попробуйте составить из них словарь.
Сначала выпишем из текста стихотворения разговорные слова: друг, котомка, папа, сын, тратить, четверть, на чаек, не робей, повезет, то знай, не надо Быть испуганным.
Затем расставляем их по алфавиту и получаем небольшой словарик разговорных слов из стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник». При желании его можно превратить в словарь. Для этого нужно рядом с каждым словом разместить его толкование: очень точно объяснить, что означает это слово.
Относится ли название поэмы только к Ломоносову или ко всем, кто прошёл славный путь познания?
Н. А. Некрасов назвал стихотворение «Школьник», а не «Ломоносов», подчеркнув тем самым, что из народа выходит «много славных» людей. Автор был уверен, что каждый ученик может достичь высот науки, если приложит все свои силы для достижения этой задачи.
На этой странице искали:
- анализ стихотворения Ломоносова Милый кузнечик
- скоро узнаешь себя в школе архангельским крестьянином о котором идет речь
- Некрасов школьник анализ стихотворения
- школьник некрасов анализ
- Некрасов школьник стихотворение
Николай Алексеевич Некрасов — народный поэт, любивший русский народ, остро переживавший несправедливость и неравенство в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.
В поэме «Перед дождем», созданной в 1846 году, поэт показывает, что все живое бессильно противостоять стихии, как бессилен простой человек противостоять представителю власти.
Тема произведения — надвигающаяся гроза, перед которой беспомощны и природа, и человек, ведь ее последствия непредсказуемы.
Идея поэмы состоит в том, чтобы противопоставить наступающей стихии социальному неравенству в обществе, а также показать незащищенность простого человека перед государственным чиновником.
Сюжет развивается вокруг еще не начавшейся грозы, но ее приближение вызывает тревогу, тревогу и неизвестность того, что может произойти. Ведь она способна как успокоить, так разозлить и убить человека.
Жанр произведения — элегия.
Поэма состоит из четырех строф. Каждая строфа представляет собой четверостишие. Размер стихотворения четырехстопный хорей. Рифмование используется перекрестное.
Поэму можно разделить на три части.
В первой части поэт изображает унылую картину леса. Для этого он использует олицетворение, одушевление природы: «ветер гонит», «ель стонет», «шепчет лес».
Во второй части автор дает понять читателю, что действие происходит поздней осенью. «Листик за листочком летит» — это падают листья. Поднимается пронизывающий ветер – «струей приходит холодок». Поэт использует глаголы «гонит» и «бежит», чтобы передать движение и динамизм надвигающейся бури.
Далее автор еще больше нагнетает обстановку, усиливая чувство тревоги и страха. Внезапно темнеет – налетает «сумрак». В небе «с криком» кружат галки и вороны, что, по народным приметам, предвещает приближение снега и метели.
В третьей части (последняя строфа) появляются люди — жандарм и кучер. Жандарм размахивает кнутом перед кучером и командует «гонять!», демонстрируя свою мощь и силу, что отражает неуважение представителя власти к простому рабочему человеку, а также подчеркивает социальное неравенство. Как все живое бессильно перед стихией, так и простой водитель бессилен перед жандармом.
Автор раскрывает идею произведения на примере кучера, как представителя простого народа, и жандарма, как представителя власти. Поэт сравнивает жандарма с бушующей грозой, которая может и стихнуть, и убить. Так что жандарм может успокоиться, а может еще больше разгорячиться и избить шофера плетью.
В стихотворении наглядно показана вся степень незащищенности обычного человека перед представителем власти, который должен защищать, а не относиться к человеку, как к животному.
Картинка к стихотворению Перед дождем
Популярные темы анализа
- Анализ стихотворения Бунина И цветы и шмели и травы и колосья
Бунин, как поэт, никем не воспринимался всерьез, но это было ошибочное мнение, так как этот замечательный прозаик создал огромное количество прекрасных стихов, которые поражают читателя своей особой глубиной,
- Анализ стихотворения Державина «Бог»
В 1780 году Державину пришла в голову идея создания произведения «Бог». Но на сколько поэт в то время был очень занят по долгу службы, то написать эту оду он не смог. Чуть позже Державин возобновил свою идею и вывел
- Анализ стихотворения Деревня Фета
В этом произведении, не очень длинном, легко можно увидеть и теплое отношение автора к загородной жизни, и восторг от признания со стороны таких чистых и искренних слушателей, как дети. Все это и другие подобные чувства
- Анализ стихотворения Есенина Я плету венок для тебя одной
Есенин подарил этому миру множество литературных шедевров, которые и по сей день вызывают небывалое восхищение у читателей и любителей русской поэзии. Все свои стихи он посвящал женщинам, Родине, родному народу,
- Анализ стихотворения Фета Шепот, робкое дыхание
Стихотворение Афанасия Фета «Шепот, робкое дыхание…» создает ощущение невозможности существования пейзажных зарисовок без любовных переживаний. Каждая из этих тем полностью раскрывается только под влиянием другой.
Говоря о том, кому в России должно жить хорошо, Некрасов как-то забыл упомянуть себя.
Конечно, очень удобно собирать материал о бедных крестьянах, когда едешь на медведе с возом еды, слугами, дорогими французскими ружьями и собаками, заказанными из-за границы. Почему бы не остановиться в хижине, не пообщаться с местными — все развлечения, пока лошади отдыхают. Очень удобно сочувствовать бедным, когда проходишь мимо. Некрасов отдавал рубль за поданный стакан молока и считал себя крутым парнем. Он сел со всеми за стол, поговорил, послушал, вздохнул, охнул, охнул, кивнул, а потом надел шубу и уехал домой, в столицу, к теплу, роскоши, уюту, к чувакам из английского клуба. А крестьяне остались со своим рублем. Уродливый, Николай Алексеевич. Он выигрывал в карты такие суммы, которые и не снились его любимым крестьянам, но эти суммы тратились на женщин, охоту и пиршества. Как-то все это неудобно.
Конечно, можно вспомнить, что Некрасов в молодости был беден, что ночевал на улице, недоедал, нуждался и все такое, но когда узнаешь, что все это делалось просто наперекор отцу, просто потому, что мальчик хотел не стать офицером, а поступить в университет… Ну да, здорово играть независимого, когда у тебя богатые родители. Переходный возраст, тянет бунтовать, мы понимаем. А если серьезно, то Некрасов выглядел жалко и смешно. Скабичевский вспоминал: «Кто бы ни вошел в его квартиру, не зная, кто в ней живет, никогда бы не догадался, что это квартира писателя, а также певца народной скорби. Скорее можно было подумать, что здесь живет какой-то охотник, полностью ушедший в охоту; во всех комнатах стояли огромные шкафы, в которых вместо книг красовались винтовки и винтовки; на шкафах вы видели чучела птиц и животных».
Кстати, о какой квартире идет речь? Случайно не о той, что принадлежала Ивану Панаеву и где Некрасов нескромно прожил 15 лет со своей законной женой? О да, шведские семьи Серебряного века были хорошими учителями. Впрочем, если в части личной жизни у Некрасова не было предубеждений — ну, подумаешь, у Авдотьи есть муж, будем жить втроем — — с картами дело обстояло иначе. Здесь у Николая Алексеевича, наоборот, как у всякого заядлого игрока, были свои приметы и правила, и он беспрекословно им следовал. Его страсть к азартным играм была семейной, наследственной, но, в отличие от отца и деда, проигравших свое состояние, Некрасов лишь приумножил свое состояние, играя хладнокровно и рассудительно. Его выигрыши порой доходили до сотен тысяч — это по тем временам были большие деньги.
Один из счастливых признаков опытного игрока — и Некрасов это знал — не давать деньги в долг накануне игры. Так что он был человек нежадный, но если завтра за стол, то не давал в принципе. Однажды молодой журналист из «Современника» Игнатий Пиотровский попросил у него взаймы буквально триста рублей в счет будущей зарплаты, а то долги, Николай Алексеевич, долги, кредиторы совсем взбесились, теперь грозит тюрьма. А Николая Алексеевича вечером в клуб, ну как его просить в такой вечер, молодой человек, ей-богу. А молодой человек пошел за этим и застрелился.
Творчество Некрасова, несомненно, тесно связано с Россией и русским народом. Его произведения несут глубокие нравственные идеи.
Стихотворение «Кому хорошо жить на Руси» — одно из лучших произведений автора. Он работал над ним пятнадцать лет, но так и не завершил его. В стихотворении Некрасов обратился к пореформенной России и показал изменения, происходившие в стране в этот период.
Особенность стихотворения «Кому на Руси жить хорошо» в том, что автор изображает жизнь народа такой, какая она есть. Он не приукрашивает и не «преувеличивает», рассказывая о жизненных трудностях крестьян.
Сюжет поэмы во многом похож на народную сказку о поисках правды и счастья. На мой взгляд, Некрасов обращается к такому сюжету потому, что чувствует перемены в обществе, пробуждение крестьянского сознания.
Отголоски с произведениями устного народного творчества прослеживаются уже в самом начале поэмы. Начинается она своеобразным началом:
В каком году — считай
В какой земле — угадай
На тропе столбов
Собрались семеро мужчин. ..
Важно отметить, что такие начала были характерны для русских. народные сказки и былины. Но встречаются они в поэме и в народных приметах, которые, на мой взгляд, помогают лучше представить себе крестьянский мир, мировосприятие крестьян, их отношение к окружающей действительности:
Кукушка! Кукушка, кукушка!
Хлеб будет жечь
Ухом подавишься —
Не покакаешь!
Можно сказать, что устное народное творчество неразрывно связано с жизнью народа. В самые счастливые минуты своей жизни и в самые суровые крестьяне обращаются к народным сказкам, пословицам, поговоркам, приметам:
свекровь
Служил приметой.
Соседи плюют
Что я беду вызвал.
Чем? Чистая рубашка
Надевается на Рождество.
Часто встречается в поэмах и загадках. Говоря загадочно, загадка была свойственна простым людям издревле, так как являлась своеобразным атрибутом магического заклинания. Конечно, позже загадки потеряли такое назначение, но любовь к ним и потребность в них была настолько сильна, что сохранилась до наших дней:
Его никто не видел
И слышать — все слышали,
Без тела, но живет,
Без языка — кричать.
В «Кому на Руси жить хорошо» много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Как рыба в синем море
Ты орешь! Как соловей
Выпорхнуть из гнезда!
Это произведение также характеризуется постоянными эпитетами и сравнениями:
Нос с клювом, как у ястреба,
Усы серые, длинные.
А — разные глаза:
Один здоровый — светится,
А левый мутный, мутный,
Как олово!
Таким образом, автор прибегает к портретной характеристике, но в то же время создает образ, близкий сказочному персонажу, так как здесь преобладают фантастические черты.
Национальность дается стихотворению и образует краткие причастия:
Поля недоделанные
Не посевные
Нет порядка.
Портретные характеристики построены в стихотворении таким образом, чтобы читателю было легко разделить всех персонажей стихотворения на положительных и отрицательных. Например, Некрасов сравнивает крестьян с русской землей. А помещики показаны им в сатирическом ракурсе и ассоциируются со злыми персонажами сказок.
Личности персонажей раскрываются через их речь. Таким образом, крестьяне говорят на простом, истинно народном языке. Их слова искренни и эмоциональны. Такова, например, речь Матрёны Тимофеевны:
Ключи от женского счастья,
По нашей воле,
Брошенный, потерянный…
Речь помещиков менее эмоциональна, но очень самоуверенна:
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
искрящийся удар,
сокрушительный удар,
Разнеси скулы!
Некрасов верит, что наступят лучшие времена для русского народа. Вне всякого сомнения, значение стихотворения «Кому на Руси жить хорошо» трудно переоценить.
Poetry Explications – Центр письма • Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл
О чем эта брошюра
Поэтическая экспликация — это относительно краткий анализ, описывающий возможные значения и отношения слов, образов и других небольших единиц, составляющих стихотворение. Написание экспликации — эффективный способ для читателя связать тему стихотворения с его структурными особенностями. В этом раздаточном материале рассматриваются некоторые важные приемы подхода и написания поэтического толкования, а также части двух образцов пояснений.
Подготовка к написанию пояснения
Прежде чем вы попытаетесь взяться за свой первый набросок объяснения, важно сделать несколько предварительных шагов, чтобы помочь вам ознакомиться со стихотворением и выявить возможные направления анализа.
- Прочитайте стихотворение или отрывок из стихов про себя, затем прочитайте вслух (если не в тестовой ситуации). Повторяйте по мере необходимости.
- Обведите, выделите, подчеркните или иным образом отметьте определенные моменты, которые привлекли ваше внимание во время чтения, и подумайте, почему вы их заметили. Это могут быть моменты, которые имели для вас смысл, глубоко смущали вас или что-то среднее между ними. Такими моментами могут быть отдельные слова, фразы или формальные особенности (например, рифма, размер, enjambment).
- Подумайте о стихотворении и о том, что оно передало вам как читателю. Возможно, вы не сможете полностью и логически описать это, но обратите внимание на то, что вы заметили. Вы можете записать свои первоначальные мысли после первого прочтения, а затем отметить, как изменились ваши идеи после того, как вы перечитали стихотворение.
Крупные проблемы
Прежде чем вы действительно углубитесь в лингвистические и формальные элементы, сначала важно сделать шаг назад и получить представление о «общей картине» стихотворения. Следующие ключевые вопросы могут быть полезны при оценке общей идеи стихотворения:
Как стихотворение повлияло на вас как на читателя? Здесь может быть полезно рассмотреть слово «аффект», поскольку оно обозначает общее субъективное переживание, которое человек испытывает в ответ на чтение чего-либо (или на то, что он что-то видит или испытывает). Это может включать в себя мысли, эмоции, настроения, идеи и т. д. — независимо от того, что вы испытали в своей личности. Вы можете спросить себя, какую аффективную или эмоциональную атмосферу произвело стихотворение, даже если что-то в нем трудно описать. Каким прилагательным вы бы описали тон стихотворения? Счастливый? Грустный? Вдумчивый? Отчаяние? Радостный? Какие чувства у вас в целом вызвало стихотворение? Вызвало ли стихотворение на ум определенные идеи или образы и т. д.?
Есть ли в стихотворении узнаваемый говорящий или адресат? Стихотворение приписывается определенному говорящему или это неясно или двусмысленно? Обращается ли говорящий явно к конкретной аудитории второго лица или к общей аудитории, или это не всплывает? Есть ли особая драматическая мотивация, побуждающая говорящего говорить? Возможно, вам придется принимать решения о том, как обсуждать говорящего или адресата в вашем объяснении, поэтому стоит обратить внимание на то, как оформлено стихотворение.
Что кажется более важной темой или смыслом стихотворения? Это первый вопрос, на который нужно попытаться ответить. Даже если общий смысл стихотворения кажется весьма двусмысленным, важно сначала попытаться понять его, прежде чем вы сможете перейти к более полному анализу стихотворения. Стихотворение кажется попыткой что-то понять? Ценить что-то? Чтобы выразить чувство? Проработать сложную идею? Чтобы передать образ? Какая-то комбинация мотивов?
После рассмотрения этих вопросов имейте в виду, что это нормально, если стихотворение все еще сбивает вас с толку или ускользает от вашего полного понимания. На самом деле, это чувство тайны может стимулировать дальнейшие размышления при попытке объяснить стихотворение. Продолжайте тщательно размышлять о тонкостях языка, и вы, возможно, сможете передать часть этого смысла в своем объяснении.
Детали
Чтобы проанализировать замысел стихотворения, мы должны сосредоточиться на его частях, а именно на том, как стихотворение драматизирует конфликты или языковые идеи. Концентрируясь на частях, мы развиваем наше понимание структуры стихотворения и собираем поддержку и доказательства для наших интерпретаций. Некоторые детали, которые мы должны учитывать, включают следующее:
- Форма: Представляет ли стихотворение определенную форму (сонет, сестину и т. д.)? Представляет ли стихотворение какие-либо уникальные вариации традиционной структуры этой формы?
- Риторика: Как говорящий делает те или иные утверждения? Риторика кажется странной в любом случае? Почему? Рассмотрите предикаты и то, что они говорят о говорящем.
- Синтаксис: Рассмотрите предметы, глаголы и объекты каждого утверждения и то, что эти элементы говорят о говорящем. Есть ли у каких-либо операторов запутанный или расплывчатый синтаксис?
- Словарный запас: Почему поэт предпочитает одно слово другому в каждой строке? Есть ли у каких-либо слов множественные или архаичные значения, которые добавляют к строке другие значения? Используйте Оксфордский словарь английского языка в качестве ресурса.
Выкройки
Анализируя рисунок строка за строкой, ищите определенные закономерности, которые помогут понять драматическую ситуацию, душевное состояние говорящего или использование поэтом деталей. Вот некоторые из наиболее распространенных шаблонов:
- Риторические шаблоны: Ищите утверждения, которые следуют тому же формату.
- Рифма: Учитывайте значение окончаний слов, соединенных звуком; в стихотворении без рифм учитывайте важность конечных слов.
- Образцы звука: Аллитерация и ассонанс создают звуковые эффекты и часто объединяют значимые слова.
- Визуальные паттерны: Как стихотворение выглядит на странице?
- Ритм и размер: Рассмотрим, как ритм и размер влияют на наше восприятие говорящего и языка.
Основные термины для разговоров о счетчике
Метр (от греческого метрон, что означает мера) в основном относится к повторению регулярных долей в поэтической строке. Таким образом, метр относится к структуре стихотворения в том виде, в каком оно написано.
Наиболее распространенной формой метра в английском стихе с 14 века является ударно-слоговый размер, в котором основной единицей является фут. Стопа – это сочетание двух или трех ударных и/или безударных слогов. Ниже приведены четыре наиболее распространенных метрических стопы в английской поэзии:
- ЯМБ (существительное «ямб»): безударный слог, за которым следует ударный слог, образец, наиболее близкий к естественному ритму речи. Обратите внимание на строку 23 из «Стансов, написанных в унынии близ Неаполя» Шелли:
⏑ / ⏑ / ⏑ / ⏑ / И шел | с в | палата гло | я коронован
- ХОРЕЙ (существительное «хорь»): ударный слог, за которым следует безударный слог, как в первой строке «Введения» Блейка к «Песням невинности»:
/ ⏑ / ⏑ / ⏑ / Трубопровод | вниз | долины | дикий
- АНАПЕСТ (существительное «анапест»): два безударных слога, за которыми следует ударный слог, как во вступлении к «Уничтожению Сеннахирима» Байрона:
⏑ ⏑ / ⏑ ⏑ / ⏑ ⏑ / ⏑ ⏑ / Ассыр | Ян спустился | как волк | на сгибе
- ДАКТИЛЬНЫЙ (существительное «дактиль»): ударный слог, за которым следуют два безударных слога, как в «Голосе» Томаса Харди:
/ ⏑ ⏑ / ⏑ ⏑ / ⏑ ⏑ / ⏑ ⏑ Женщина много | пропустил, как вы | позвони мне, | позвони мне
Метр также означает количество футов в линии:
Монометр Диметр Триметр Тетраметр Пентаметр Гексаметр | один два три четыре пять шесть |
Любое число выше шести (гекзаметр) воспринимается как комбинация более мелких частей; например, то, что мы могли бы назвать гептаметром (семь футов в строке), неотличимо (на слух) от последовательных строк тетраметра и триметра (4-3).
Просканировать линию — значит определить ее метрический рисунок. Возможно, лучший способ начать сканирование строки — отметить естественные ударения в многосложных словах. Возьмите линию Шелли:
И шел с внутренней славой увенчанный.
Затем отметьте многосложные существительные, глаголы, прилагательные и наречия, на которые обычно падает ударение:
/ ⏑ / ⏑ И шел с внутренней славой увенчанный
Затем заполните остальные:
/ / ⏑ / ⏑ / И шел с внутренней славой увенчанный
⏑ / ⏑ / ⏑ / ⏑ / И шел с внутренней славой увенчанный
Затем разделите линию на футы:
⏑ / ⏑ / ⏑ / ⏑ / И шел | с в | палата гло | я коронован
Затем обратите внимание на последовательность:
ямб | ямб | ямб | ямб
Строка состоит из четырех ямбов; поэтому мы идентифицируем строку как четырехстопный ямб.
У меня есть ритм
Ритм относится, в частности, к способу озвучивания строки, т. е. к тому, как человек произносит эту строку. Часто, когда читатель читает строку стиха, может потребоваться выбор ударения и безударения. Например, первая строка «Оды меланхолии» Китса ставит перед читателем проблему:
Нет, нет, не ходи в Лету, ни крути
Если мы определим правильный рисунок долей (метр) этой строки, мы, скорее всего, идентифицируем строку как пятистопный ямб. Если мы прочитаем строчку таким образом, то высказывание приобретает задумчивый, несколько незаинтересованный тон. Однако, поскольку первые пять слов односложны, мы можем прочитать строку по-разному. На самом деле, у нас может возникнуть соблазн, особенно при чтении вслух, одинаково ударить первые два слога, сделав начало выразительным, директивным утверждением. Обратите внимание, что односложные слова позволяют изменять значение строки в зависимости от того, какие слова мы выбираем для ударения при чтении (т. е. выбираем ритм, который мы делаем).
Первая строка «Потерянного рая» Мильтона представляет собой проблему другого типа.
О первом непослушании человека и его плоде
Опять же, эта строка преимущественно ямбическая, но возникает проблема со словом «Непослушание». Если мы читаем строго по размеру, то мы должны слить два последних слога слова. Однако, если мы читаем слово нормально, у нас есть разрыв в метрической структуре строки. Таким образом, поэт создает напряжение между размером и ритмом: остается ли слово заключенным в структуре, или мы выбираем слово, вытягиваемое из нормальной основы, тем самым не подчиняясь структуре, в которой оно было создано? Такое напряжение придает стихотворению смысл, используя метр и ритм для драматизации определенных конфликтов. В этом примере Мильтон создает такое напряжение, чтобы сразу представить основные конфликты, которые привели к падению Адама и Евы.
Написание объяснения
Объяснение должно следовать тому же формату, что и подготовка: начните с больших вопросов и основного замысла стихотворения и прорабатывайте каждую строку до более конкретных деталей и моделей.
Первый абзац
В первом абзаце должны быть представлены большие вопросы; он должен сообщать читателю, какие конфликты драматизируются, и должен описывать драматическую ситуацию говорящего. Объяснение не требует формального вводного абзаца; писатель должен просто немедленно начать объяснять. По словам профессора Университета Северной Каролины Уильяма Хармона, надежный способ начать любое объяснение — со следующего предложения:
«Эта поэма драматизирует конфликт между…»
Такое начало гарантирует, что вы представите основной конфликт или тему стихотворения и соответствующим образом организуете свое объяснение.
Вот пример. Объяснение учащимся произведения Вордсворта «Сочинено на Вестминстерском мосту» может начаться следующим образом:
В этом стихотворении драматизируется конфликт между видимостью и реальностью, особенно в том, что касается этого конфликта между тем, что кажется говорящим и что он говорит на самом деле. С Вестминстерского моста спикер смотрит на Лондон на рассвете и объясняет, что все люди должны быть поражены такой красивой сценой. Говорящий отмечает, что город молчит, и указывает на несколько конкретных объектов, называя их лишь в общих чертах: «Корабли, башни, купола, театры и храмы» (6). Описав «блестящий» аспект этих объектов, он утверждает, что эти городские места так же прекрасны утром, как и сельские места, такие как «долина, скала или холм» (8,10). Наконец, после описания своего глубокого чувства спокойствия, говорящий отмечает, что «дома кажутся уснувшими» и что «все это могучее сердце лежит неподвижно» (13, 14). Таким образом, говорящий как бы просто говорит, что Лондон утром прекрасен.
Следующие абзацы
В следующих абзацах следует расширить обсуждение конфликта, сосредоточив внимание на деталях формы, риторики, синтаксиса и лексики. В этих абзацах автор должен объяснять стихотворение строка за строкой с точки зрения этих деталей, и он или она должны включать важные элементы рифмы, ритма и размера во время этого обсуждения.
Объяснение учащегося продолжается тематическим предложением, которое направляет обсуждение первых пяти строк:
Однако стихотворение начинается с нескольких странностей, которые предполагают, что говорящий говорит больше, чем кажется на первый взгляд. Например, стихотворение представляет собой итальянский сонет и следует схеме рифмовки abbaabbacdcdcd. Тот факт, что поэт решил написать сонет о Лондоне в итальянской форме, предполагает, что то, что он говорит, может на самом деле не восхвалять город. Кроме того, риторика первых двух строк кажется неуклюжей по сравнению с нормальным говорящим голосом: «Земле нечего показать более справедливо. / Тупой был бы тот, кто мог бы пройти мимо» (1-2). Странный синтаксис продолжается, когда поэт олицетворяет город: «Сей Город теперь, как одежда, носит / Красоту утра» (4-5). Здесь город облачается в утреннюю красоту, так что не город, а утро прекрасно…
Заключение
В объяснении нет формального заключительного абзаца; не просто повторяйте основные пункты введения! Конец объяснения должен быть сосредоточен на звуковых эффектах или визуальных образах как на последнем элементе утверждения объяснения. Или, как это делает здесь студент, писатель может просто перестать писать, когда дойдет до конца стихотворения:
Поэма заканчивается туманным утверждением: «И все это могучее сердце лежит на месте!» В этой строке сердце города могло быть мертвым, а могло просто обманывать того, кто наблюдает за сценой. Таким образом, поэт усиливает конфликт между видом утреннего города и тем, что на самом деле раскрывает такая сцена и его слова.
Советы, о которых следует помнить
Обращайтесь к говорящему голосу в стихотворении как к «говорящему» или «поэту». Например, не пишите: «В этом стихотворении Вордсворт говорит, что Лондон прекрасен по утрам». Однако вы можете написать,
«В этом стихотворении Вордсворт представляет оратора, который…»
Мы не можем абсолютно отождествить Вордсворта с говорящим стихотворение, поэтому в экспликации правильнее говорить о «говорящем» или «поэте».
Используйте настоящее время при написании объяснения. Поэма, как литературное произведение, продолжает существовать!
Чтобы избежать ненужного использования глагола «быть» в ваших сочинениях, в следующем списке предлагаются некоторые глаголы, которые вы можете использовать при написании объяснения:
драматизирует представляет иллюстрирует характеризует подчеркивает | утверждает полагает принимает соединяет изображает | противопоставляет сопоставляет предполагает подразумевает показывает | адресов ударений ударений акцентов включает |
Пример пояснения к экзамену на время
Фонтан
Фонтан, фонтан, что скажешь
Петь по ночам в одиночестве?
«Достаточно подняться и упасть
Здесь, в моем каменном тазу».
Но довольны ли вы тем, чем кажетесь
Так близко к свободе и порыву моря?
«Я всю ночь слушал его трудовой звук,
Он вздымается и провисает, как луна бегает;
Океан и фонтан, тень и дерево,
Ничто не ускользает, ничто не бесплатно.
— Сара Тисдейл (американка, 1884–1933)
Как прямое обращение к неодушевленному предмету, «Фонтан» представляет в поэме три основных конфликта, касающихся явления наблюдателю и реальности. Во-первых, поскольку говорящий обращается к объекту, обычно считающемуся безмолвным, читатель может отказаться от своего обычного восприятия фонтана и войти в воображаемое обращение поэта. Во-вторых, говорящий не просто обращается к фонтану, но утверждает, что он говорит и поет, олицетворяя объект с вокальными способностями. Эти акты подразумевают, что фонтан не только может говорить в музыкальной форме, но и обладает способностью представлять определенный смысл («что вы говорите» (1)). Наконец, поэт дает фонтану голос, чтобы сказать, что его вечного движения (подъема и падения) «достаточно», чтобы поддерживать его ощущение существования. Эта последняя персонификация полностью драматизирует конфликт между появлением фонтана и поэмой о реальности, придавая объекту интеллект и голос.
Первая строфа, четыре строки чередующихся 4-х и 3-х футовых строк, принимает форму балладной строфы. Таким образом, стихотворение начинается с предположения, что это будет история, которая, возможно, преподаст определенный урок. Начальные хореи и повторение подчеркивают обращение к фонтану, а ямб, которым заканчивается первая строка, и хорей, который начинает вторую строку, подчеркивают действия самого фонтана. Реакция фонтана иллюстрирует его собственный взлет и падение в ямбической строке 3, а рифма «один» и «камень» подчеркивает, что фонтан на самом деле является физическим объектом, хотя в этом стихотворении он и может говорить.
Вторая строфа расширяет конфликты, когда говорящий задает вопросы фонтану. Первый куплет соединяет рифмующиеся слова «быть» и «море». Эти связи подчеркивают вопрос: «Довольно ли фонтан, когда он существует так близко к большому открытому водоему, такому как океан?» Фонтан с большой мудростью отзывается на соблазнительный «прилив моря» (6). Ответ фонтана полагает, что море «трудится», а говорящий утверждает его свободу; для моря характерны сильно акцентированные «вздутия и проседания», а не открытое течение (7, 8). Таким образом, фонтан предполагает, что морские воды могут быть описаны в образах труда, работы и усталости; управляемые Луной, эти воды вовсе не свободны. «Как» в строке 8 становится ключевым словом, иллюстрирующим, что морские воды не свободны, а управляются луной, которая сама управляется гравитацией на своей орбите вокруг Земли. Поскольку луна, объект далеко в небе, контролирует океан, море не может быть свободным, как утверждает говорящий.
Поэт раскрывает интеллект фонтана в рифмованных куплетах, представляющих собой замкнутые, эпиграмматические высказывания. Эти двустишия обращают внимание на содержащуюся природу всех объектов в стихотворении и обращают внимание на урок последней строки. Эта последняя строка работает на нескольких уровнях, чтобы разрешить конфликты стихотворения. Во-первых, линия относится к самому фонтану; в этом заключительном рифмованном куплете иллюстрируется вечное движение воды в фонтане, ее постоянно повторяющееся движение вверх и вниз. Во-вторых, линия относится к океану; в этом отношении вода не может выйти за свои границы или управлять своими движениями. Сам океан находится в ловушке между массивами суши и контролируется гравитационным притяжением удаленного объекта. Наконец, строка обращается к говорящему, оставляя его/ее с преобладающим чувством судьбы и заблуждения. Заблуждение здесь состоит в том, что фонтан представляет эту мудрость реальности, чтобы бросить вызов первоначальной идее говорящего о том, что фонтан и океан кажутся пойманными в ловушку и свободными. Кроме того, прямое утверждение последней строки определенно адресовано человеку-говорящему, а также человеку-читателю. Это утверждение подразумевает, что мы все захвачены или контролируемы каким-то удаленным объектом или сущностью. В то же время утверждение, что «Ничто не ускользает», отражает ограниченность жизни в мире и смерть, которой не может избежать ни один человек. Наши собственные мысли ограничены нашей смертностью, а также тем, что мы не можем полагаться на видимость. Олицетворяя безмолвный объект, стихотворение представляет иное восприятие действительности, ставя читателя в то же положение, что и говорящий, и предлагая читателю подвергнуть сомнению конфликт между видимостью и реальностью, между тем, что мы видим, и тем, что мы можем знать.
Предложения по улучшению
Автор наблюдает и представляет многие из наиболее важных моментов короткого стихотворения, но она действительно могла бы организовать объяснение более связно. Чтобы улучшить это объяснение, автор мог бы больше сосредоточиться на душевном состоянии говорящего. Таким образом, писатель может еще глубже исследовать последствия драматической ситуации: почему говорящий задает вопрос немому объекту? При таком направлении мысли писатель мог бы также более подробно рассмотреть движение говорящего от недоумения (я в ловушке, но воды свободны) к своего рода разрешению (фонтан и море в такой же ловушке, как и я). Наконец, автор может включить более подробное рассмотрение ритма, метра и рифмы.