ИЖ‑2126 — история автомобиля — журнал За рулем
Этот автомобиль печально прославился как первый и последний серийный продукт оригинальной конструкции из рожденных на ижевском заводе.
Материалы по теме
УАЗ Симба, Мишка, Ока-2 и другие неудачи российского автопрома
В нашей стране почти каждый новый автомобиль шел к конвейеру долго и мучительно. Отчасти это компенсировалось в дальнейшем продолжительностью производства и гигантскими тиражами.
Но ИЖ‑2126, известный под именами Орбита, Ода, Фабула и Ника, - пожалуй, один из самых (если не самый!) несчастливых отечественных автомобилей. Суммарный тираж всех модификаций — под 300 тысяч экземпляров, однако для полутора десятков лет производства это не так уж много. А продолжалась вся эта история и вовсе более четырех десятилетий!
От сложного к простому
Как известно, формально конкуренции между производителями, а заодно и проблем со сбытом в СССР не было. Но зависть к более успешным коллегам, обласканным властью (и финансированием), имела место.
Материалы по теме
Ижевские автомобили, о которых вы и не знали
Ижевский завод в советском автопроме был бедным родственником. Созданный под производство упрощенного варианта Москвича и подчиненный Министерству оборонной промышленности, для которого автомобили были отнюдь не главным делом, а в каком-то смысле даже обузой, Ижмаш с трудом пробивал даже нехитрые модификации Москвича‑412 — знаменитые впоследствии ИЖ‑2125 Комби, фургон ИЖ‑2715 и его варианты. А ведь инженерам хотелось создать свой, оригинальный и желательно еще и передовой автомобиль. И потенциал-то вроде был.
В 1972 году в Ижевске собрали прототип ИЖ‑13 — пятидверный хэтчбек с передним приводом, но максимально унифицированный по узлам и агрегатам с серийным 412‑м Москвичом. Ижевцы надеялись, что такая унификация поможет получить добро верхов.
В 1975 году, на дальних подступах к новому автомобилю, появился ИЖ‑19 с оригинальным кузовом, агрегатами и узлами Москвича‑412.
В 1975 году, на дальних подступах к новому автомобилю, появился ИЖ‑19 с оригинальным кузовом, агрегатами и узлами Москвича‑412.
Материалы по теме
Ошибки природы — самые странные причуды автопроизводителей
Строго говоря, ИЖ‑13 первым переднеприводным автомобилем в СССР не был (над подобными конструкциями активно работали и в НАМИ), но неким важным шагом вперед — стал. Несмотря на все попытки заинтересовать машиной верхи, в 1974‑м постановление правительства окончательно закрыло тему переднего привода на ижевских машинах, как бесперспективную, и направило усилия завода на модернизированный автомобиль, который по-прежнему должен был базироваться на узлах Москвича‑412. И в 1975 году появился ИЖ‑19 — хэтчбек классической компоновки с довольно смелым по тем временам дизайном, но максимально унифицированный с серийной моделью.
Не успела просохнуть краска на прототипе ИЖ‑19, как сверху санкционировали создание на АЗЛК переднеприводного автомобиля, а ижевцам разрешили-таки проектировать новую модель — заднеприводную. Естественная разунификация с московским заводом немного развязала ижевцам руки. Опыта у них было маловато, но этот недостаток компенсировали энергией и энтузиазмом.
Базовый силовой агрегат для ИЖ‑2126 — модернизированный уфимский двигатель и доработанная 5-ступенчатая омская коробка передач.
Базовый силовой агрегат для ИЖ‑2126 — модернизированный уфимский двигатель и доработанная 5-ступенчатая омская коробка передач.
ИЖ‑2126 получил совершенно новую переднюю подвеску McPherson. А еще — реечный рулевой механизм, пружины в задней подвеске, модернизированные передние дисковые тормоза.
ИЖ‑2126 получил совершенно новую переднюю подвеску McPherson. А еще — реечный рулевой механизм, пружины в задней подвеске, модернизированные передние дисковые тормоза.
Первый прототип ИЖ‑2126Э появился в марте 1977 года. Машина получилась довольно страшненькой, но на этом этапе дизайн как таковой не был в приоритете. Предстояло отработать общую схему просторного пятидверного хэтчбека с совершенно новой для завода передней подвеской McPherson и 14‑дюймовыми колесами. Силовой агрегат остался тот же: вполне приличный по тем временам (и с хорошими перспективами модернизации!) уфимский 412‑й двигатель мощностью 75 л.с. да конструктивно не самая удачная и не самая надежная 4-ступенчатая омская коробка передач с капризными тягами.
Первый опытный образец ИЖ‑2126Э 1977 года дизайном не блистал.
Первый опытный образец ИЖ‑2126Э 1977 года дизайном не блистал.
Второй опытный образец ИЖ‑2126Т, весна 1978 года.
Второй опытный образец ИЖ‑2126Т, весна 1978 года.
ИЖ‑2126О1 1980 года — уже с заметно доработанной ходовой частью.
ИЖ‑2126О1 1980 года — уже с заметно доработанной ходовой частью.
Практически ежегодно в Ижевске создавали следующий вариант автомобиля. Более гармоничным становился дизайн, доводили до ума ходовую. Переднюю подвеску McPherson сочетали с задней зависимой, но пружинной. Пружины сначала установили перед балкой, однако такая схема оказалась неудачной — и их разместили над ней. Отказались от 14‑дюймовых колес в пользу 13‑дюймовых, зато пришли к вполне современному реечному рулевому механизму. Скобы передних дисковых тормозов унифицировали с перспективными — вазовскими для «восьмерки», бампер — с бампером Москвича‑2141.
Создавая новый автомобиль, ижевцы, конечно, максимально использовали наработки других советских заводов, более счастливых в смысле самостоятельности. А совсем новую коробку передач заполучить так и не удалось. В Омске лишь модернизировали древнюю конструкцию, сделав коробку пятиступенчатой и отказавшись от тяг. В перспективе на ИЖ‑2126 планировали ставить уфимский двигатель с увеличенным до 1,8 литра объемом и даже опытные на тот момент вазовские дизели семейства ВАЗ‑341 (1,5 л) и ВАЗ‑343 (1,8 л).
Вариант ИЖ‑2126О2 1981 года был довольно близок к автомобилю, который через девять лет стал серийным под именем Орбита (литера О в обозначении прототипов означала слово «Орбита»).
Вариант ИЖ‑2126О2 1981 года был довольно близок к автомобилю, который через девять лет стал серийным под именем Орбита (литера О в обозначении прототипов означала слово «Орбита»).
Один из ИЖ‑2126, представленных в 1984 году на госиспытания.
Один из ИЖ‑2126, представленных в 1984 году на госиспытания.
В 1984 году опытный ИЖ‑2126 вывели на госиспытания. Сравнивали машину ни больше ни меньше как с заднеприводным хэтчбеком Ford Sierra, занявшим в 1983 году второе место в конкурсе «Автомобиль года», и с новой переднеприводной Короллой.
В выводах комиссии, рекомендовавшей отечественную новинку в серийное производство, отмечалось, что «по технико-эксплуатационным показателям ИЖ‑2126 находится на уровне зарубежных аналогов». Конструктивно ИЖ действительно был довольно современен, но все-таки в сравнении с Жигулями, а не с Фордом с его независимой задней подвеской. Кроме того, мы-то прекрасно знаем, какова дистанции между опытными образцами, представляемыми на госиспытания, и советскими товарными машинами.Ни в пир, ни в мир
Материалы по теме
Не для продажи: 15 уникальных отечественных автомобилей
Первые сто товарных машин ИЖ‑2126 Орбита собрали лишь в 1990 году. До этого несколько образцов успело побывать на фирме Renault. Ее вклад в доводку Орбиты довольно туманен. Обычно поминали дизайн салона, который, к слову, на серийных автомобилях упростили. Новая советская машина, о которой взахлеб писала пресса, стала одним из символов перемен конца 1980‑х — времени надежд и смелых планов.
А завод тем временем логично старался расширить модельный ряд. Прототипы фургона, грузопассажирского автомобиля на его базе и пикапа с задней рессорной подвеской появились уже в 1986 году, а вскоре — и вполне гармоничный универсал. Но времена наступали всё более нелегкие. Лихорадило уфимский завод, поставлявший в Ижевск моторы объемом 1,7 и 1,8 литра. Основным стал двигатель ВАЗ‑2106 меньшей мощности. Орбиты, качество изготовления которых было далеко не эталонным, продавались не слишком хорошо. Заняться бы в первую очередь доводкой автомобиля, но завод упорно пытался работать на далекую и очень далекую перспективу.
Первые товарные автомобили оснащали 1,5-литровым 72‑сильным двигателем УЗАМ — таким же, как у Москвича‑21412.
Первые товарные автомобили оснащали 1,5-литровым 72‑сильным двигателем УЗАМ — таким же, как у Москвича‑21412.
Доработанный на фирме Renault салон (фото слева) выглядел вполне современно для середины 1980‑х. Правда, в серии от всего этого осталось немного.
Доработанный на фирме Renault салон (фото слева) выглядел вполне современно для середины 1980‑х. Правда, в серии от всего этого осталось немного.
Материалы по теме
Советский автодизайн: история оригинального копирования
В 1991 году на узлах Орбиты построили семиместный минивэн ИЖ‑042 с каркасным кузовом и навесными кузовными панелями. В 1992‑м сделали Орбиту с гибридной силовой установкой! В паре с двухцилиндровым двигателем Оки работал электродвигатель сарапульского производства. В том же 1992‑м на Орбиту пытались пристроить дизель Perkins.
Всё это, конечно, было очень интересно, но на качестве серийных машин и спросе на них никак не отражалось. Объем производства сократился с почти 190 тысяч выпущенных в 1988 году автомобилей до 8020 машин в 1997‑м. Лишь в 1998 году начали серийный выпуск пикапов ИЖ‑27171, годом позже на конвейер встали фургоны ИЖ‑2717. Да и то с временным, а не специально спроектированным колпаком над кузовом. Эти модели немного оживили спрос. И тут у завода появилась еще одна надежда — полный привод.
Универсал ИЖ‑21261 пошел в серию лишь в конце 1990‑х и вскоре получил имя Фабула. Все машины предлагали тогда с уфимскими моторами объемом 1,7 и 1,8 литра, а также с вазовским 1,6‑литровым.
Универсал ИЖ‑21261 пошел в серию лишь в конце 1990‑х и вскоре получил имя Фабула. Все машины предлагали тогда с уфимскими моторами объемом 1,7 и 1,8 литра, а также с вазовским 1,6‑литровым.
Грузопассажирский ИЖ‑21272 с окнами и убирающимися лавками в грузовом отсеке застрял на стадии опытного образца.
Грузопассажирский ИЖ‑21272 с окнами и убирающимися лавками в грузовом отсеке застрял на стадии опытного образца.
ИЖ‑2717 так и выпускали все годы с упрощенным колпаком над кузовом, который на заводе считали временным.
ИЖ‑2717 так и выпускали все годы с упрощенным колпаком над кузовом, который на заводе считали временным.
Полным приводом пытались оснащать и пикапы с неофициальным названием Охотник, в том числе вариант с четырехместной кабиной. Но сделали таких машин совсем немного.
Полным приводом пытались оснащать и пикапы с неофициальным названием Охотник, в том числе вариант с четырехместной кабиной. Но сделали таких машин совсем немного.
Последний шанс
Материалы по теме
История легкового полного привода: по полной программе
В девяностые увлечение тюнингом отечественных автомобилей, которые всегда были благодатными объектами для совершенствования, приобрело массовый характер. Ижевская фирма Норма-Авто взялась за ИЖ‑2126 и сделала из него полноприводный автомобиль. К слову, из отечественных моделей в этом классе в ту пору существовал лишь мелкосерийный вазовский Тарзан.
Первый ИЖ с полным приводом и мотором ВАЗ создали в Ижевске еще в 1995 году. В концепции было заложено два варианта, условно — дорожный и внедорожный. Первый представлял собой автомобиль с передним подрамником и двигателем Hyundai, установленным поперечно (!). Мотор рабочим объемом 1,8 литра развивал вполне внушительные 130 л.с. и работал в паре с коробкой передач от кроссовера Toyota RAV4. Дисковые тормоза всех колес сделали на основе деталей ВАЗ‑2108. Предусмотрели блокировку межосевого дифференциала с места водителя. Максимальная скорость составляла 180 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 10 секунд. В общем, эдакий российский аналог Subaru или Audi. Цена такого автомобиля, понятно, была тоже иномарочной.
Последний отпрыск ижевского рода — фургон ИЖ‑27175 с «лицом» ВАЗ‑2104. Такая модернизация привела к уменьшению грузоподъемности на 165 кг по сравнению со стандартным ИЖ‑2717.
Последний отпрыск ижевского рода — фургон ИЖ‑27175 с «лицом» ВАЗ‑2104. Такая модернизация привела к уменьшению грузоподъемности на 165 кг по сравнению со стандартным ИЖ‑2717.
Мелкосерийные полноприводные автомобили оснащали, в основном, силовыми агрегатами Нивы и оригинальными раздаточными коробками.
Мелкосерийные полноприводные автомобили оснащали, в основном, силовыми агрегатами Нивы и оригинальными раздаточными коробками.
Вторая версия ИЖ‑2126 4×4 оказалась дешевле, но много проще. На машине продольно стоял силовой агрегат от Нивы: двигатель 1.7 и пятиступенчатая коробка передач. Через короткий промежуточный вал момент шел на оригинальную раздаточную коробку без демультипликатора. Для разгона до 100 км/ч требовалось почти 20 секунд, а максималка едва превышала 130 км/ч. Тем не менее полноприводный ИЖ‑2126–060, как и базовый автомобиль под именем Ода (изменение имени должно было символизировать новый и, конечно, более счастливый этап в жизни модели), был заявлен в 2000 году как серийный автомобиль.
И базовый хэтчбек, и полноприводный рекламировали с карбюраторными вазовскими моторами объемом 1,6 и 1,7 литра. Разумеется, полный привод подходил и пикапу с неофициальным названием Охотник, и универсалу по имени Фабула. Но погоды на рынке такие модификации сделать, конечно же, не могли. Тем более что полноприводный ИЖ с промежуточным валом между коробкой передач и раздаткой унаследовал давно знакомые болячки Нивы — шум и вибрации. Планировали, конечно, усовершенствовать конструкцию, но…
Прототип ИЖ‑042 задумывали как первую модель семейства вагонной компоновки. При длине 4180 мм он был семиместным. В прототипе 1991 года использовали узлы серийных моделей. Задняя подвеска, как и на фургоне, - рессорная.
Прототип ИЖ‑042 задумывали как первую модель семейства вагонной компоновки. При длине 4180 мм он был семиместным. В прототипе 1991 года использовали узлы серийных моделей. Задняя подвеска, как и на фургоне, - рессорная.
Тюнинговый ИЖ‑2126 4×4 со 130‑сильным корейским мотором.
Тюнинговый ИЖ‑2126 4×4 со 130‑сильным корейским мотором.
Материалы по теме
12 отечественных машин и их «исходники»: с чего все начиналось
Много чего в те годы планировали: и автоматическую коробку передач, и дизели ВАЗ, которые понемногу выпускал уже завод Барнаултрансмаш. Спрос на Орбиты и Фабулы в начале 2000‑х немного вырос, но требуемого для окупаемости порога так и не достиг.
Через редакцию журнала «За рулем» в свое время прошло не менее пяти разных машин марки ИЖ, в том числе и полноприводная. Впечатления от них были двойственные. Вроде бы нормальный, хоть и дешевый, автомобиль, всё на месте — подвеска McPherson, реечное рулевое, просторный салон, довольно удобная посадка. Но чувствовалась некая недоделанность, дисгармония. Даже по сравнению с вазовской «классикой», не говоря уже о переднеприводных тольяттинских автомобилях.
Официально история Оды (в «девичестве» — Орбита) закончилась 1 июля 2005 года, когда все модификации окончательно сняли с производства. Горьким финалом этой истории несколько лет еще оставался ИЖ‑27175 с задком фургона ИЖ‑2717 и «лицом» ВАЗ‑2104. Грузоподъемность такой версии составляла 575 кг — на 165 кг меньше, чем у родного ижевского фургона. Такой вот прогресс.
Одна из последних попыток оживить спрос — люксовый вариант Оды ИЖ‑2126.
Одна из последних попыток оживить спрос — люксовый вариант Оды ИЖ‑2126.
Бессмысленно обсуждать, что было бы, если бы… Конечно, в СССР незамысловатая Орбита имела бы спрос — хотя бы потому, что невостребованных автомобилей вовсе не было. Но и в той ситуации покупатели охотнее, думаю, приобретали бы вазовские машины. Слишком много в этом бедном, в муках рожденном пасынке советского автопрома было конструктивных и технологических компромиссов. А уж когда потребитель получил настоящую возможность выбирать, от автомобилей марки ИЖ он практически отвернулся. Не исключено, что лет через пятнадцать-двадцать Орбиты, Оды и Фабулы, особенно самые редкие модификации, заинтересуют коллекционеров. Но это всё, на что может рассчитывать похороненный автомобильный бренд эпохи Леонида Брежнева и министра обороны Дмитрия Устинова.
ИЖ‑2126 (он же Орбита, Ода…) — полная история «бедного родственника»
Этот автомобиль печально прославился как первый и последний серийный продукт оригинальной конструкции из рожденных на ижевском заводе.
ИЖ‑2126 (он же Орбита, Ода…) — полная история «бедного родственника»
Фото: из архива «За рулем»
Анализ оды «Бог» Державина | ReadCafe
Державин считал, что человек заключает в себе Бога и не может существовать приземленно. Именно человек может пробудить в себе Создателя, а также оказывать воздействие на окружающую действительность. Державин написал оду «Бог», анализ которой мы сейчас проведем, чем вызвал интерес и восхищение общественности. Даже сегодня споры по поводу его стихотворения не затихают.
История создания оды «Бог» Державина
Державин сам писал о том, что мысль о написании оды пришла ему еще в 1780 году. На дворе стояло Светлое Воскресенье, что наталкивает на мысль об общении Державина с самим Творцом. Однако писать он в то время не мог, ведь все время этот деятельный человек верно отдавал службе в Сенате, поэтому и сосредоточиться на творческой деятельности было довольно проблематично. Продолжим анализ оды «Бог».
После написания первых строк Державин положил бумаги в дальний ящик и на некоторое время забыл о возвышенных мыслях. Только спустя четыре года ему удалось отправиться в Нарву и найти полное уединение, что сподвигло его на продолжение работы. Державин творил несколько ночей, но никак не мог доделать заключительную часть. Вдохновение пришло к нему во сне — он проснулся и, наконец, завершил свое знаменитое произведение, навсегда оставившее след в литературе.
Анализ оды «Бог» Державина — главная идея
Гавриил Державин создал хвалебную песнь величию Создателя, которое не в состоянии постичь простые смертные. Однако в оде кроме восхваления явно вырисовываются строки о человеческой сущности, ничтожности, но в то же время человек не унижен в оде чрезмерно.
Ода «Бог» несет в себе глубокую философию, наталкивает на размышления о мироздании и Всевышнем. Автор рассуждает в стихах о природе человека, его способности приблизиться к Господу. Анализ оды «Бог» ясно свидетельствует об этом.
Первые строфы Державин посвятил Создателю. Он представляет его как создание жизни во Вселенной, без которого осталась бы лишь пустота. Намекает на то, что человек не может существовать только в материальном мире, что у него нет начала и нет конца, ему нужно подняться над земным хаосом и узнать сферы другого существования, более возвышенного и мудрого. Господь является вечностью, он способен заполнить все и вызвать перемены во всем. Так размышляет автор, и анализ оды «Бог» подтверждает это.
Человеческий мир Державин воспринимает лишь как миг, который проносит людей через пелену вечности. Земля и мирская жизнь является только каплей в океане, силой, которую подарил Создатель. Человек обязан поклоняться Господу, ведь какой смысл ему противостоять? Конечно, человек не в состоянии понять природу существования Всевышнего и постичь тайны Вселенной. Человек является ничтожным существом, которому соизволили подарить жизнь.
И все-таки, как показывает анализ оды «Бог», несмотря на свою ничтожность человек неспроста создан по подобию и образу Бога, поэтому его невозможно отделить от Всевышнего. Державин сделал вывод, что люди являются отражением Создателя, они его потомки, которые могут совершать ошибки и учиться на них. Разделяет их с Творцом Вселенной только мирская жизнь и непонимание высшего, настоящего. Однако и здесь можно стремиться к высоким идеалам, оправдывая свое существование.
В оде «Бог» Державина звучит величие человеческой сущности, ее осознание, но все это неотделимо в мирской суете от ничтожности. Против Господа человек не может выстоять, он является рабом, но для своей мирской жизни и души он является Богом.
Автор считает, что человек является посредником и связующим звеном, которое неизменно приведет мирскую жизнь в духовную, сделает душу бессмертной. Люди воистину отражают Творца, несмотря на свои недостатки, но не являются для него равными. Божественность должна присутствовать в душе, быть ее частью. Именно Господь является прародителем всего живого на земле, ему нужно поклоняться, но частичка его присутствует в каждом.
Вы прочитали анализ оды «Бог» Державина, и надеемся, что он оказался полезным для вас. Больше материалов вы найдете в разделе нашего сайта Блог.
Теги:
анализ
книги
Сотворение мира Джеймса Уэлдона Джонсона — Стихи
И Бог вышел в космос,
И он огляделся и сказал:
Я одинок —
Я сотворю себе мир.
И насколько мог видеть глаз Божий
Тьма покрыла все,
Чернее ста полуночей
Внизу, в кипарисовом болоте.
Тогда Бог улыбнулся,
И свет прервался,
И тьма скатилась с одной стороны,
И засиял свет с другой,
И сказал Бог: Это хорошо!
Затем Бог протянул руку и взял свет в свои руки,
И Бог покрутил свет в своих руках
Пока не создал солнце;
И он зажег это солнце в небе.
И свет, оставшийся от сотворения солнца
Бог собрал его в сияющий шар
И бросил во тьму,
Усеяв ночь луной и звездами.
Потом вниз между
Тьмой и светом
Он швырнул мир;
И сказал Бог: Вот и хорошо!
Тогда сам Бог сошёл —
И солнце было по правую руку от него,
И луна по левую руку;
Звезды собрались вокруг его головы,
И земля была под его ногами.
И Бог шел, и где он ступал
Его шаги выдолбили долины
И вздули горы.
Потом он остановился, посмотрел и увидел
Что земля горячая и бесплодная.
И шагнул Бог на край мира
И выплюнул семь морей—
Он моргнул глазами, и сверкнули молнии —
Он хлопнул в ладоши, и грянули громы —
И сошли воды над землей,
Сошли прохладные воды.
Тогда взошла зеленая трава,
И распустились красные цветочки,
Сосна указала пальцем на небо,
И дуб простер руки,
Озера прильнули к ложбинам земли,
И реки текли к морю;
И Бог снова улыбнулся,
И появилась радуга,
И обвилась вокруг его плеча.
Тогда Бог поднял руку и махнул рукой
Над морем и над землей,
И сказал: Роди! Выведи!
И скорей, чем бог руку опускал,
Рыбы и птицы
И звери и птицы
Плавали по рекам и морям,
Бродили по лесам и лесам,
И рассекали воздух крыльями.
И сказал Бог: Вот и хорошо!
Тогда Бог ходил вокруг,
И Бог смотрел вокруг
Обо всем, что он сделал.
Он посмотрел на свое солнце,
И он посмотрел на свою луну,
И он посмотрел на свои звездочки;
Он посмотрел на свой мир
Со всеми его живыми существами,
И сказал Бог: Я все еще одинок.
Тогда Бог сел —
На склоне холма, где он мог думать;
У глубокой, широкой реки он сел;
С головой в руках,
Бог думал и думал,
Пока не подумал: Я сделаю себя человеком!
Вверх от русла реки
Бог зачерпнул глину;
И на берегу реки
Он поставил его на колени;
И там великий Бог Всемогущий
Который зажег солнце и укрепил его на небе,
Кто звезды швырнул в самый дальний угол ночи,
Кто землю в середине руки своей округлил;
Этот великий Бог,
Подобно маме, склонившейся над своим младенцем,
Преклонивший колени в пыли
Трудящийся над куском глины
Пока он не вылепил его по своему образу;
Затем он вдохнул в него дыхание жизни,
И человек стал живой душой.
Аминь. Аминь.
Ода разумному отцу: размышления о теологии творения Бенедикта XVI (часть вторая)
В моем первом размышлении о теологии творения Бенедикта XVI мы исследовали первую проповедь в коллективном труде под названием «В начале…» Католическое понимание сотворения и грехопадения». Сегодня мы отважимся на вторую проповедь из этого сборника, в которой основное внимание уделяется значению библейских повествований о сотворении.
Размышляя над Бытие 1:20-24, Бенедикт XVI (писавший тогда как кардинал Йозеф Ратцингер) начинает с прекрасного резюме двух основных выводов о повествованиях о Сотворении мира и их подлинном понимании Церковью.
Мы можем резюмировать первое таким образом: Как христиане, мы читаем Священное Писание со Христом. Он наш проводник на протяжении всего пути. Он достоверно указывает нам, что такое образ и где можно найти реальное, непреходящее содержание библейского выражения. В то же время он есть свобода от ложного рабства буквализма и залог твердой, реальной библейской истины, которая не рассеивается в облаке благочестивых шуток, а остается твердой почвой, на которой мы можем стоять. Второе наше осознание было таким: вера в творение разумна. Даже если сам разум, может быть, и не может объяснить этого, он ищет в вере и находит там ответ, который искал.
«В начале… стр. 21»
Эти два прозрения интуитивно указывают на две траектории для остальной части проповеди: 1. Библейский буквализм не является правильным прочтением творения; и 2. Разумность творения указывает на охват как «что» творения (научное исследование), так и «почему» творения (философское и теологическое исследование смысла творения).
В следующем разделе проповеди Бенедикт приводит краткую историю научной космологии. Широкими, красивыми мазками Бенедикт размышляет над научным предположением о вечном космосе, которое позже было поставлено под сомнение законом энтропии. Отсюда он размышляет о развитии Теории Относительности и растущем чувстве разумности самого творения, указывая на то, что я называю «Разумником». Бенедикт цитирует по этому поводу Альберта Эйнштейна.
Альберт Эйнштейн однажды сказал, что в законах природы «открывается такой высший Разум, что все существенное, возникшее из человеческого мышления и устройства, является, по сравнению с ним, пустейшим отражением». , в мире небесных тел мы видим проявленный могущественный Разум, удерживающий вселенную воедино. И мы все глубже проникаем в самое маленькое, в клетку и в первичные единицы жизни; и здесь мы обнаруживаем Разум, который нас изумляет, так что мы должны сказать вместе со святым Бонавентурой: «Кто здесь не видит, тот слеп. Кто здесь не слышит, тот глух. И кто не станет здесь поклоняться и восхвалять творящий Разум, тот немой»…
Вселенная не является продуктом тьмы и неразумия. Оно происходит от разума, свободы и красоты, тождественной любви. Созерцание этого дает нам мужество продолжать жить и дает нам силы, утешенные этим, взять на себя жизненные приключения.
«В начале…» 23-25. * А. Эйнштейн, Mein Weltbild , изд. К. Силиг (Штутгарт-Цюрих-Вена, 1953)
Что меня так освежает в размышлениях Бенедикта XVI о разумности творения, так это то, что они приглашают нас довериться научному методу, освобождая христианина от бремени попыток « опровергать» теории, в которых многие практически ничего не понимают. Даже когда Бенедикт критикует мысль Жака Моно, утверждавшего, что любая вера в Бога ненаучна, он делает это не путем нападок на понимание Моно науки, а подтверждая его мысль.
Его (Монод) тезис состоит в том, что весь ансамбль природы возник из ошибок и диссонансов. Он не может не сказать сам, что такая концепция на самом деле абсурдна.
«В начале…» с. 24
Этот первый раздел проповеди Бенедикта напоминает мне о блестящем прозрении, сделанном о. Габор, SJ, на первом семинаре по вере и астрономии (теперь «Астрономия для католиков в служении и образовании»), когда он заявил, что самоочевидная постижимость творения может легко заставить нас забыть, что в вере или науке нет ничего, что требовало бы того, чтобы сотворенный мир быть понятным. С тем же успехом Вселенная могла быть недоступна для нашей способности рассуждать. Как будто вселенная хочет быть познанной и/или что-то хочет быть познанной через вселенную.
Разделение этих размышлений с христианами вызывает странную гамму эмоций. Некоторые из моих более консервативных друзей предполагают, что я каким-то образом отвергаю библейскую веру, не утверждая, что Бог создал все за 7 дней, как мы понимаем дни. Что меня удивляет и беспокоит еще больше, так это то, что добрые католики, веру которых я глубоко уважаю, думают, что я отвергаю католическое учение о творении. Наоборот, я как католик глубоко погружен в понимание «буквального смысла» Писания, но буквальный смысл и буквализм — это два совершенно разных подхода к Писанию.
Это не значит, что числовые ссылки на семь дней творения не имеют смысла. Наоборот, их значение очень важно и требует правильного понимания. Из «математики» Священного Писания можно многому научиться — пока мы используем правильные «уравнения».
Я (Бенедикт) хотел бы ухватиться за два элемента. Во-первых, библейское повествование о сотворении отмечено числами, которые воспроизводят не математическую структуру вселенной, а, так сказать, внутреннюю структуру ее ткани или, скорее, идею, согласно которой она была построена. Там доминируют числа три, четыре, семь и десять. Слова «Бог сказал» появляются десять раз в повествовании о сотворении. Таким образом, повествование о сотворении мира предвосхищает Десять заповедей. Это заставляет нас осознать, что эти Десять Заповедей являются как бы эхом творения; это не произвольные выдумки с целью возведения барьеров на пути человеческой свободы, а знаки, указывающие на дух, язык и смысл творения; они являются переводом языка вселенной, переводом логики Бога, создавшей вселенную. Число, управляющее всем, — семь; в схеме семи дней он пронизывает все таким образом, что его нельзя не заметить. Это число фазы луны, и поэтому на протяжении всего этого повествования нам говорят, что ритм нашего небесного соседа также звучит как ритм нашей человеческой жизни. Становится ясно, что мы, люди, не ограничены пределами своего маленького «я», но что мы являемся частью ритма вселенной, что мы тоже, так сказать, усваиваем небесный ритм и движение в наших собственных телах. и таким образом, благодаря этой взаимосвязи, обречены на логику вселенной. В Библии эта мысль идет еще дальше. Это дает нам понять, что ритм небесных тел есть, более глубоко, способ выражения ритма сердца и ритма любви Божией, которая проявляется в нем.
«В начале…» с. 26-27
Для меня это изложение «математики» Библии гораздо поучительнее, чем скучные рассуждения о том, как Бог мог создать солнце и луну за 24 часа, и причудливые числовые абстракции, которые меняются каждый день. творения в эпоху времени. Подлинная библейская математика, пишет Бенедикт, указывает нам на истинную кульминацию творения — вневременной день — призыв к субботе — призыв к поклонению.
На этом мы подошли ко второму символическому элементу в учетной записи создания, о котором я хотел сделать некоторые комментарии. Ибо здесь мы сталкиваемся не только с ритмом семерки и его космическим значением. Этот ритм сам служит еще более глубокому смыслу; Творение ориентировано на субботу, которая является знаком завета между Богом и человечеством. В ближайшее время (будущая проповедь) нам придется поразмыслить над этим более внимательно, а пока, в качестве первого шага, мы можем сделать такой вывод: Творение устроено таким образом, что оно ориентировано на поклонение . Он выполняет свое предназначение и обретает свое значение, когда живет вечно новым с целью поклонения. Творение существует ради поклонения. Как сказал св. Бенедикт в своем правиле*: Operi Dei nibil praeponatur – «Ничто не должно ставиться выше служения Богу».
«В начале…» с. 27-28 *Ст. «Правило» Бенедикта составляет принципы, по которым бенедиктинские монахи живут своей жизнью в работе и молитве.
Папа Бенедикт XVI объясняет, что Бытие указывает нам на поклонение настолько важно, что одной из самых серьезных заповедей, которую нужно нарушать, было нарушение субботнего покоя – не поклоняться Богу. Некоторые могут насмехаться над этим понятием, считая его не чем иным, как человеческой конструкцией, пытающейся контролировать людей. Этот протест быстро разваливается, когда мы читаем о проблемах современной науки и психического здоровья, возникающих из-за недостатка отдыха. Не нужно далеко ходить, чтобы найти статьи, в которых говорится об опасности отсутствия отдыха от ежедневной работы. Столь же легко найти научные исследования, подтверждающие пользу молитвы для психического здоровья. Кроме того, идея собраться как сообщество в субботу также может быть подтверждена отключениями во время Covid-19.Пандемия выявила опасности социальной изоляции. Это простые утверждения внутреннего устройства человечества и потребности в молитвенном отдыхе – нам нужна суббота .
Теологически мы видим, что в Книге Бытия нет конфликта между верой и наукой, но существует противоречие между нашим пониманием Бога, Божьего творения и тем, как различные представления о Боге (или богах) могут влиять на нашу естественную связь. принять поклонение. Я снова обращаюсь к Бенедикту XVI, когда он размышляет о том, как Моисеев закон понимает субботу. Я боюсь, что это видение уже давно исчезло из нашего мира, но я думаю, что оно было бы великолепным и исцеляющим, чтобы открыть его заново каким-то образом.
Отмечать субботу означает праздновать Завет. Это значит вернуться к источнику и смыть все загрязнения, которые принесла с собой наша работа. Это также означает вхождение в новый мир, в котором больше не будет рабов и господ, а будут только свободные дети Божии, в мир, в котором люди, животные и сама земля разделят вместе, как родственные, Божий мир и свободу.
Именно из этого представления развился Моисеев закон, в основу которого положена идея о том, что суббота обеспечивает всеобщее равенство. Это простирается за пределы еженедельной субботы таким образом, что каждый седьмой год также является субботой, во время которой земля и люди могут отдыхать. Каждый седьмой год, умноженный на семь, является великим субботним годом, когда списываются все долги и аннулируются все покупки и продажи. Земля должна быть возвращена из сотворенных рук Бога, и каждый должен начать заново.