Ода державин властителям и судиям: Г.Р. Державин Властителям и судиям

Державин властителям и судиям проблемы. Композиция стихотворения «Властителям и судиям

Стихотворение «Властителям и судиям» поэт Державин написал в 1780 году. Он в это время работал чиновником военного ведомства в провинции и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям. Это произведение — крик отчаявшегося человека, сердце которого болит от сострадания к угнетаемым, слабым, бесправным. И при этом автор не видит никакого выхода из этого положения, кроме суда Всевышнего Бога.

Следует отметить, что Державин с большим почтением относился к царской семье, считая, что все беды происходят не от правителя, а от тех, кто наделен властью судить и определять судьбы простых людей.

Именно им автор посвящает гневные строки от имени самого Бога. Он перечисляет их обязанности — вершить справедливый суд, защищать невинных, наказывать виноватых. Но «земные боги» не делают этого. Они творят злодейства, глаза их закрыты с помощью взяток, а совершаемые ими беззакония сотрясают землю и доходят до небес.

Во второй части стихотворения поэт напоминает всем нечестивым, что богатые так же смертны, как и бедные, что и они в свое время умрут. Тогда им предстоит Божий суд, однако люди не думают об этом и продолжают делать злые дела. И сам автор не видит выхода из этой ситуации, она кажется ему совершенно безнадежной. По мнению Державина только Господь способен установить справедливость в России, обычным людям с этим не справиться. И поэт призывает Бога прийти, покарать всех виновных и править на всей земле.

Стихотворение носит обличительный характер, сам автор назвал его «гневной одой». Гавриил Державин был одним из первых поэтов, кто не побоялся открыто осудить беззакония и злоупотребления властей. В 1780 году стихотворение не было напечатано, так как цензура не пропустила его. Лишь спустя 8 лет произведение все же увидело свет, и едва не стало причиной опалы поэта. Ода вызвала недовольство и гнев тех, кому она посвящена. В те времена не было принято осуждать власть имущих, это была первая попытка, но ее поддержали поэты следующего столетия, посвятив этой теме свои лучшие произведения.

Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина

Оду «Властителям и судьям» Гавриил Державин написал в 1787 году. Будучи государственным деятелем, писал смог на себе прочувствовать всю несправедливость и злость того общества. Самостоятельная борьба Державина с нарушениями закона и пресечением преступной деятельности высших слоёв общества не принесла никаких плодов. Тогда поэт решился на написание оды по тематике псалома 81.

Вся его суть заключалась в обращении к Богу, путём праведных песнопений.

Первое творение поэта по этой тематике так и не вышло в издательство из-за редакторов, которые не допустили выпуска псалома Державина. Издательство «Санкт-Петербургского вестника» считало оду слишком пафосной и гневной.

Тем не менее, Гавриил Державин добился издательства своего переработанного стиха спустя пять лет. Изменив название на «Властителям и судьям», новое творение поэта выходит в издательство.

Свои мысли и чувства писатель находит в библейских сказаниях, которые и превозносит в стихотворение в переработанной форме. Несправедливость, злость, человеческие пороки, угнетение слабых, гнев, власть и нарушение законов — всё эти темы вбирает в себя ода «Властителям и судьям».

Гневной тирадой рассыпается Державин на несоблюдение этих законов в реальной жизни. В этих строчках стихотворения раскрывается вся несправедливость по отношению к слабым и их угнетение.

Но по словам писателя, неизбежно наказание властителям за несправедливость и пренебрежение своими обязанностями:

И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!

Этот отрывок стихотворения буквально пропитан гневом Державина, по отношению к людям стоящим у власти, которые закрывают глаза на все нарушения законов и поощряют их.

В последних строчках оды, писатель проявляет свою веру в справедливость и светлое будущее, исходя из которой, можно сказать, что добро обязательно победит зло и несправедливость.

Главная тема, которую поднимает в своем стихотворении «Властителям и судьям» Гавриил Державин остаётся значимой и по наши дни. «Лукавые» правители, чьи поступки наполнены злостью, несправедливостью и пороками во все времена остаются одной из главных проблем общества. Но по словам писателя, обязательно настанет день, когда справедливость восторжествует и победит зло.

Анализ стихотворения Властителям и судиям по плану

  • Анализ стихотворения Пушкина Осень

    Данное произведение было создано в 1833г. Оно считается одним из непростых в изложении в числе огромного количества стихотворении А. С.Пушкина. Это был пик его творчества, поскольку была уже вторая Болдинская осенняя пора

  • «Гневная ода» родившаяся из под пера Гавриила Романовича Державина потрясла Россию конца 18-го века. Гавриил Романович, имеющий огромный опыт служения государству в высоких чинах, был настолько поражен беззаконием и несправедливостью, что излил все свое негодование в оде «Властителям и судиям». Это произведение получило огромный общественный резонанс и пошатнуло устойчивое положение автора.

    Вероятно это было связано и с тем, что Францию тогда потрясали революционные лозунги, в основе которых лежал перефразированный 81 Псалом.

    Главная тема стихотворения

    Первая версия оды имела название «Псалом 81». Связано это с тем, что опорой произведения послужил именно этот псалом, написанный царем Давидом.

    Державин обращается своим стихотворением к чиновникам, называя их «богами земными». Он спрашивает их, сколько это беззаконие будет продолжаться. Он грозит им карой высших сил. Он пытается донести до них, что нет существенной разницы между ними и другими людьми. Все смертны и все равны перед Господом. Державин призывает следовать единым для всех законам справедливости.

    Смысловое содержание оды можно поделить на две части. В первой Гавриил Романович расказывает, чем именно должны заниматься властьимущие. Он объясняет их роль и обязанности перед простым народом. Вторая же часть носит обличительный характер. В ней автор указывает на безразличие и продажность власти. Он пророчит провинившимся высший суд, на котором их взятки ничего не решат. Державин не берет на себя роль Судьи, он лишь напоминает «слепцам» о Его высшей справедливости.

    Его обращение похоже и на жесткое порицание непослушных детей и на бессильный плач любящего отца одновременно. Его гневные строки смутили не только окружение, но и вполне благосклонно относящуюся к поэту императоицу. Даже Екатерина увидела в оде революционные мотивы, которых автор туда и не думал вкладывать.

    Структурный анализ стихотворения

    Державин поэт-новатор своего времени. «Властителям и судиям» написано в типичной для него, но очень прогрессивной для той эпохи манере. Сам автор называет свое произведение гневной одой. Но более точным будет назвать его одой духовной, так как в основе лежит один из главных религиозных трактатов — Псалтирь. Помимо этого, Гавриил Романович использует типичные для этого стиля восклицания и лексику. Особую торжественность произведению придают не только использование славянизмов, но и частые обращения, риторические вопросы и восклицания. Анафоры и синтаксические повторы делают текст стихотворения более напряженным.

    Поэт создает яркие образы жертв его обличения — продажных и слепых к бедам народа чиновникам. Произведение имеет особое звучание, привлекающее внимание слушателя с первых строк. Его просто невозможно декламировать тихо и безэмоционально. Особый строй сам выводит оратора на нужный уровень экспрессии.

    Вывод

    Державин, так яростно обвиняющий чиновников искренне верил в непорочность императрицы. Он считал, что августейшую особу окружают лживые льстецы и Екатерина просто не знает настоящего положения вещей.

    Как не печально осознавать, но написанное Державиным почти три века назад произведение, актуально и по сей день. Ода, вызвавшая массу гнева и пересудов, к великому сожалению, никак не изменила ситуацию.

    «Властителям и судиям» Державина Г.Р.

    История создания.

    Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».

    Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

    Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

    Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал еще за несколько лет до его публикации. Он отдал стихотворение в «Санкт-Петербургский Вестник». Но издатели, испугавшись» вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения. Он сумел добиться его публикации. Более того, он снял прежнее название — «Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием «Властителям и судиям».

    Основные темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:

    Доколе, рек, доколь вам будет
    Щадить неправедных и злых?

    Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;

    Ваш долг есть: охранять законы,
    На лица сильных не взирать,
    Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
    Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.

    Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:

    Не внемлют! Видят — и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.

    Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основная идея и главная мысль державинской оды:

    И вы подобно так падете.
    Как с древ увядший лист падет!
    И вы подобно так умрете,
    Как ваш последний раб умрет!

    Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционная прокламация.

    Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. Об этом поэт стремится предупредить императрицу, в добродетельность которой он продолжал верить. Иначе на смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

    Воскресни, Боже! Боже правых!
    И их молению внемли:
    Приди, суди, карай лукавых
    И будь един царем земли!

    Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение привычных уже для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему, В конце жизни Державин, подводя итоги творчества, пишет «Объяснения на сочинения Державина», содержащие своеобразный автокомментарий к произведениям, и заканчивает работу «Рассуждениями о лирической поэзии, или об оде», где излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясняет свой творческий метод и стиль.

    Именно здесь он.подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появляются в его творчестве начиная с «Фелицы». Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, стихотворение «Властителям и судиям» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то его нужно было бы отнести к хорошо разработанному к тому времени в русской литературе жанру духовной оды — ведь в основе его лежит библейский текст. Более того, в державинской оде лексика и многие образы действительно напоминают нам библейскую поэзию: во сонме их; покрыты мздою очеса; их молению внемли и др, Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, обращений: «доколь вам будет щадить неправедных и злых?»; «Цари! Я мнил, вы боги властны…»; «Воскресни Боже! Боже правый!». Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг есть: сохранять законы…», «Ваш долг: спасать от бед невинных.
    ..»; «Не внемлют! Видят — и не знают!»

    Все это придает стихотворению ораторское звучание, которое помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, безусловно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.

    Значение произведения. Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционный смысл, он был по своим политическим убеждениям монархистом, ко столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическая прокламация. Автор «Фелицы», восхваляющей «добродетели» императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судиям» предстал в совершенно ноеом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но и для современного нам с вами читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общенародных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными и в наши дни.

    Г.Р. Державин. «Властителям и судиям»

    История создания

    С 1786 по 1788 годы Державин служит губернатором в Тамбовской губернии. Как и на другой службе, здесь он проявлял активную деятельность, пытался многое изменить в существующих порядках края. Но вскоре понимает, что местным вельможам его преобразования мешают, а идеалы просвещения, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, и была им написана гражданская ода «Властителям и судиям».

    За основу этого произведения Державин взял написанное ранее стихотворение на библейскую тему, которое называлось «Псалом 81».

    Псалом – это библейская песня, обращенная к богу . Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.

    Державин переложил древнее произведение на современный язык, наполнил обличительным содержанием и дал стихотворению новое название: «Властителям и судиям».

    Основные темы и идеи стихотворения

    Опираясь на библейский текст, автор говорит о современной жизни Российского государства. В его родной стране происходит безнаказанное нарушение законов, слабые угнетаются, неправда и зло торжествуют, а искать справедливости негде. Остается уповать только на бога, лишь он сможет навести порядок в стране. А если Господь спросит у правителей, как они вершат установленные им законы?

    Восстал всевышний бог, да судит

    Земных богов во сонме их;

    Доколе, рёк, доколь вам будет

    Щадить неправедных и злых?

    Ваш долг есть: охранять законы,

    На лица сильных не взирать,

    Без помощи, без обороны

    Сирот и вдов не оставлять.

    Ваш долг: спасать от бед невинных,

    Несчастливым подать покров;

    От сильных защищать бессильных,

    Исторгнуть бедных из оков.

    Не внемлют! Видят — и не знают!

    Покрыты мздою очеса:

    Злодействы землю потрясают,

    Неправда зыблет небеса.

    Поэт гневно обличает «неправедных и злых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, остаются все-таки людьми, а не всемогущими богами. Поэтому им следует помнить о высшей каре, о том, как они легко нарушали закон справедливости, установленный самим богом. В этом и заключается основная идея стихотворения.

    И вы подобно так падете.

    Как с древ увядший лист падет!

    И вы подобно так умрете,

    Как ваш последний раб умрет!

    Конечно, это произведение было воспринято как революционная прокламация. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.

    Воскресни, Боже! Боже правых!

    И их молению внемли:

    Приди, суди, карай лукавых

    И будь един царем земли!

    Художественное своеобразие стихотворения

    С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам , т.к. в основе его лежит библейский текст. Лексика и образы стихотворения, действительно, напоминают псалом, например, используются такие слова: во сонме; не внемлют; покрыты мздою очеса; их молению внемли. Автор включает риторические восклицания, вопросы, обращения: «доколь вам будет щадить неправедных и злых?»; «Цари! Я мнил, вы боги властны…»; «Воскресни Боже! Боже правый!» Благодаря таким приемам создается ораторское звучание, убеждающее читателей в правоте поэта.

    С другой стороны, это стихотворение направлено на то, чтобы пробудить сознание читателя, вызвать стремление к исправлению пороков, оно является своеобразным предупреждением, наставлением «властителей».

    Каково же значение этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и своим стихотворением не собирался вызвать мятеж в обществе. Но отсутствие справедливости в стране его очень возмущало. В дальнейшем подобная тема зазвучит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов.

    Державин в данной оде выступает как новатор: он соединяет старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не воспевает правителя, как это должно быть в оде классицизма, а разоблачает пороки царей и вельмож.

    Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина Г.Р.

    Анализ стихотворения

    «Властителям и судиям» Державина Г.Р.

    История создания. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».

    Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

    Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

    Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал еще за несколько лет до его публикации. Он отдал стихотворение в «Санкт-Петербургский Вестник». Но издатели, испугавшись’ вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения. Он сумел добиться его публикации. Более того, он снял прежнее название — «Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием «Властителям и судиям».

    Основные темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:

    Доколе, рек, доколь вам будет

    Щадить неправедных и злых?

    Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;

    Ваш долг есть: охранять законы,

    На лица сильных не взирать,

    Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.

    Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;

    От сильных защищать бессильных,

    Исторгнуть бедных из оков.

    Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:

    Не внемлют! Видят — и не знают!

    Покрыты мздою очеса:

    Злодействы землю потрясают,

    Неправда зыблет небеса.

    Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основная идея и главная мысль державинской оды:

    И вы подобно так падете.

    Как с древ увядший лист падет!

    И вы подобно так умрете,

    Как ваш последний раб умрет!

    Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. Об этом поэт стремится предупредить императрицу, в добродетельность которой он продолжал верить. Иначе на смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

    Воскресни, Боже! Боже правых!

    И их молению внемли:

    Приди, суди, карай лукавых

    И будь един царем земли!

    Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение привычных уже для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему, В конце жизни Державин, подводя итоги творчества, пишет «Объяснения на сочинения Державина», содержащие своеобразный автокомментарий к произведениям, и заканчивает работу «Рассуждениями о лирической поэзии, или об оде», где излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он .подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появляются в его творчестве начиная с «Фелицы». Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, стихотворение «Властителям и судиям» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то его нужно было бы отнести к хорошо разработанному к тому времени в русской литературе жанру духовной оды — ведь в основе его лежит библейский текст. Более того, в державинской оде лексика и многие образы действительно напоминают нам библейскую поэзию: во сонме их; покрыты мздою очеса; их молению внемли и др, Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, обращений: «доколь вам будет щадить неправедных и злых?»; «Цари! Я мнил, вы боги властны…»; «Воскресни Боже! Боже правый!». Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг есть: сохранять законы…», «Ваш долг: спасать от бед невинных…»; «Не внемлют! Видят — и не знают!»

    Все это придает стихотворению ораторское звучание, которое помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, безусловно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.

    Значение произведения. Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционный смысл, он был по своим политическим убеждениям монархистом, ко столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическая прокламация. Автор «Фелицы», восхваляющей «добродетели» императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судиям» предстал в совершенно ноеом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но и для современного нам с вами читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общенародных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными и в наши дни.

    Анализ стихотворения «Властителям и судьям» Державина Г. Г. Р. Державин «Властителям и судьям»: анализ стихотворения

    «Властителям и судьям» Гавриил Державин

    Воскрес Всемогущий Бог, да судит
    Земных богов в их воинстве;
    Доколе, реки, доколе вы будете
    Пощадите неправедных и злых?

    Твой долг: соблюдать законы,
    Не смотреть в лица сильных,
    Ни помощи, ни защиты
    Не оставлять сирот и вдов.

    Ваш долг — спасти невиновных от вреда.
    Прикрой несчастных;
    От сильных защитить бессильных,
    Вырвать бедных из их оков.

    Не обращай внимания! видишь — и не знаешь!
    Волосы покрыты взятками:
    Зверства сотрясают землю
    Ложь сотрясает небо.

    короля! Я думал, что вы, боги, сильны,
    Никто вам не судья
    Но вы, как и я, страстны,
    И так же смертны, как и я.

    И ты упадешь так
    Как падает с деревьев увядший лист!
    И ты умрешь вот так
    Как умрет твой последний раб!

    Воскреси, Боже! Боже!
    И внемли их молитве:
    Приди, суди, накажи злых,
    И будь единым царем земным!

    Со второй половины XVIII века русская поэзия перестала быть салонным и закулисным явлением, постепенно оказывая все большее влияние на жизнь общества. Красивые стихи, написанные в «высоком штиле», сменились обличительными произведениями, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, не побоявшихся публично обличать тех, кто злоупотребляет своей властью, был Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 г.

    К этому времени автор оставил военную карьеру и успешно освоил должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественно-политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принесли ему широкую известность сначала в салонах, а затем во дворце императрицы. На волне заигрываний с французскими республиканцами императрица Екатерина II поощряла смелые высказывания среди своих подданных. Именно по этой причине она довольно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором есть достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.

    Тех, кто вершит человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не считает себя высшим существом, но осмеливается говорить от имени Всевышнего, указывая соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершает. «Доколе, реки, доколе будете миловать неправедных и злых?» — спрашивает поэт.

    В первой части поэмы автор рассказывает о том, что именно является обязанностью тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «хранить законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать невинных от беды» и защищать слабых от сильных. Кроме того, поэт озвучивает мысль о том, что необходимо «вырвать бедняков из пут», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое заявление еще при Екатерине II считалось проявлением вольнодумства, но благоволившая Державину императрица закрывала глаза на такую ​​дерзость.

    Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внимают доводам разума и уже давно живут не по Божьим заповедям, а по мирским законам. «Зверства сотрясают землю, ложь сотрясает небеса», — с горечью констатирует поэт. Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их наместниками божьими на земле. Однако автор убежден, что «и ты упадешь так, как увядший лист падает с дерева! И ты умрешь так же, как умрет твой последний раб! В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы судить людей. «Приди, суди, накажи злых и будь единственным царем земли!» — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных не удается навести порядок в России.

    Г.Р. Державин. «Владыки и судьи»

    История создания

    С 1786 по 1788 год Державин был губернатором Тамбовской губернии. Как и в других службах, здесь он был активен, пытался многое изменить в существующем порядке региона. Но вскоре он понимает, что его преобразованиям мешают местные дворяне, а идеалы воспитания, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, он написал гражданскую оду «Владыкам и судьям».

    За основу этого произведения Державин взял написанное ранее стихотворение на библейскую тему, которое получило название «Псалом 81».

    Псалом — это библейская песня богу . Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.

    Державин перевел древнее произведение на современный язык, наполнил его обличительным содержанием и дал поэме новое название: «Властителям и судьям».

    Основные темы и идеи стихотворения

    На основе библейского текста автор рассказывает о современной жизни Российского государства. В его родной стране безнаказанно нарушаются законы, угнетаются слабые, торжествует неправда и зло, а справедливости искать негде. Остается надеяться только на Бога, только он может навести порядок в стране. А если Господь спросит правителей, как они исполняют установленные Им законы?

    Всемогущий Бог воскрес, да рассудит

    Земные боги в их воинстве;

    Доколе, реки, доколе

    Пощадить неправедных и злых?

    Ваша обязанность: охранять законы,

    Не смотри в лица сильных,

    Ни помощи, ни защиты

    Не оставлять сирот и вдов.

    Ваш долг спасти невинных от бед,

    Прикрой несчастных;

    От сильных защищать бессильных,

    Вырвите бедных из их оков.

    Не обращайте внимания! Они видят и не знают!

    Волосы, покрытые взятками:

    Зверства сотрясают землю

    Ложь сотрясает небо.

    Поэт гневно обличает «неправедных и злых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, все же люди, а не всемогущие боги. Поэтому они должны помнить о высшем наказании, как легко они нарушили закон справедливости, установленный самим Богом. Это главная мысль стихотворения.

    Так и упадешь.

    Как падает с деревьев увядший лист!

    И ты умрешь вот так

    Как умрет твой последний раб!

    Конечно, эта работа была воспринята как революционное воззвание. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.

    Воскреси, Боже! Бог прав!

    И внемли их молитве:

    Приди, суди, накажи злых

    И будь единым царем земли!

    Художественное своеобразие стихотворения

    С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам , так как оно основано на библейском тексте. Лексика и образность стихотворения, действительно, напоминают псалом, например, используются следующие слова: в воине; не обращай внимания; покрытые взятками пакли; услышь их молитву. Автор включает риторические восклицания, вопросы, обращения: «Доколе будешь миловать неправедных и злых?»; «Короли! Я думал, что вы, боги, сильны…»; «Восстань, Боже! Боже мой!» Благодаря этим приемам создается ораторское звучание, убеждающее читателей в правоте поэта.

    С другой стороны, это стихотворение направлено на пробуждение сознания читателя, вызывает желание исправить пороки, оно является своего рода предостережением, наставлением «правителей».

    В чем смысл этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и его стихотворение не собиралось вызывать бунт в обществе. Но отсутствие справедливости в стране сильно его возмущало. В будущем подобная тема прозвучит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов.

    Державин в этой оде выступает как новатор: он сочетает старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не прославляет правителя, как положено в оде классицизму, а обличает пороки королей и вельмож.

    1. К кому обращается Державин в стихотворении «Властителям и судьям»? Каков характер этого призыва (упрек, наказание, прославление)?
    2. Стихотворение (переложение 81-го псалма) звучит как прямое гневное обращение к «земным богам», то есть царям, правителям. В отличие от установившейся литературной традиции восхваления «земных богов» в одах и других поэтических произведениях, Державин не только низводит их с пьедестала, но и судит, напоминая об их обязанностях перед подданными. В стихотворении есть и обличение, и наказание (наставление).

    3. Как Державин понимает назначение правителей, «земных богов»?
    4. Земные правители, как утверждает Державин, должны строго соблюдать законы, не допускать их нарушения («не смотреть в лица сильных»), защищать обездоленных и бедных от несправедливости («защищать бессильных от сильных»), заботиться о материальных потребностях и соблюдении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед законом.

    5. Каков реальный образ «правителей и судей»? Соответствует ли это представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?
    6. На самом деле облик «правителей и судей» весьма далек от представлений поэта-классика о просвещенном государственном деятеле. При их попустительстве творится подлость и несправедливость, процветает взяточничество (взяточничество). «Земные боги» не желают выполнять обязанности, возложенные на них Всемогущим Богом. Державин выдвигает очень меткую формулу, раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отношение к совершаемым им проступкам: «Не выходи на улицу! видишь — и не знаешь! Покрытые взятками ока». Ничтожество королей, их человеческая слабость, их склонность к соблазнам становятся особенно заметными благодаря антитезам: идеальный государь — действительный государь, царь — раб:

      Короли! Я думал, вы, боги, сильны, Никто вас не осудит, Но вы, как и я, страстны И ​​так же смертны, как и я. И ты упадешь так, Как увядший лист с дерева! И ты умрешь так, Как умрет твой последний раб!

      Надеется ли поэт исправить пороки власти?

      Нет, Державин не надеется исправить пороки власти. Вот почему он взывает ко Всевышнему быть «единым царем земным» и наказать лукавых правителей и судей.

    7. Какие чувства испытывает автор, каково его личное отношение к адресатам и какими словами оно выражается?
    8. Негодование, презрение, ирония по отношению к земным правителям. Даже выражение «земные боги» воспринимается здесь как ирония. Подлости, неправды прикрываются взятками, лук — лексикой, характеризующей пороки власть имущих. В то же время мы слышим в поэме глубокую скорбь о судьбе обездоленных, которых необходимо защитить, «вырвать бедняков из оков». Бедняки, сироты, вдовы — объект сочувствия автора. Он называет их правыми и обращается к Богу: «Бог правых», на Которого с молитвой и надеждой уповают нуждающиеся в защите. Транскрипция псалма заканчивается энергичным призывом наказать злодеев и стать единственным царем земли. материал с сайта

    9. В каком стиле написано стихотворение «Властителям и судьям»?
    10. Поэма написана в высоком стиле, который избран автором не для восхваления царствующих особ, а для разоблачения и показа высокого предназначения земной власти. Архаичная лексика (воскрес, Вседержитель, хозяин, смотри, приюти, выщипывай, перышко, качни, слушай) придает торжественность выражению державинских мыслей и чувств.

    11. Сравните это стихотворение с одой Ломоносова. Как вы думаете, в чем сходство и различие этих двух произведений?
    12. Сходство в понимании назначения высшей власти: забота о гражданах, соблюдение закона, защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и поэма Державина полны поучений государям. Отличие заключается в том, что Ломоносов по законам одического жанра отождествляет прогрессивные государственные идеи с замыслами царствующей императрицы, ее деятельностью. Возможно, это в какой-то мере пожелание, образ должного, идеального. Но в ломоносовских одах мы не найдем державинских обличений власти.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал на темы:

    • Державин правителям и судьям, тема поэта и власти в поэме
    • тема и мысль правителям и судьям
    • в стихотворение правителям и судьям выражено
    • стихотворения правителям и судьям слово учителя
    • правителям и судьям власти стихотворение

    К кому обращается Державин в стихотворении «К правителям и судьям»? Каков характер этого призыва (упрек, наказание, прославление)?

    Поэма (переложение 80-го псалма) звучит как прямое гневное обращение к «земным богам», то есть царям, правителям. В отличие от установившейся литературной традиции восхваления «земных богов» в одах и других поэтических произведениях, Державин не только низводит их с пьедестала, но и судит, напоминая об их обязанностях перед подданными. В стихотворении есть и обличение, и наказание (наставление).

    Как Державин понимает назначение правителей, «богов земных»?

    Земные правители, по мнению Державина, должны строго соблюдать законы, не допускать их нарушения («на лица сильных не смотри»), защищать обездоленных и бедных от несправедливости («о? сильные защищают бессильных» ), заботиться о материальных нуждах и уважении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед законом.

    Каково истинное лицо «правителей и судей»? Соответствует ли это представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?

    На самом деле внешний вид «правителей и судей» очень далек от представлений поэта-классика о просвещенном государственном деятеле. При их попустительстве творится подлость и несправедливость, процветает взяточничество (взяточничество). «Земные боги» не желают выполнять обязанности, возложенные на них Всемогущим Богом. Державин выдвигает очень меткую формулу, раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отношение к совершаемым им прегрешениям: «Не слушают! видишь — и не знаешь! Покрытые взятками ока». Ничтожество королей, их человеческая слабость, их склонность к соблазнам становятся особенно заметными благодаря антитезам: идеальный государь — действительный государь, царь — раб:

    Короли! Я думал, вы, боги, сильны, Никто вам не судья,

    Но вы, как и я, страстны И ​​так же смертны, как и я.

    И ты упадешь так

    Как падает с деревьев увядший лист!

    И ты умрешь вот так

    Как умрет твой последний раб!

    Надеется ли поэт исправить пороки власти?

    Нет, Державин не питает надежд на исправление пороков власти. Вот почему он обращается к Всевышнему, чтобы тот был «единым царем земным» и наказывал лукавых правителей и судей.

    Негодование, презрение, ирония по отношению к земным правителям. Даже выражение «земные боги» воспринимается здесь как ирония. Подлости, неправды, прикрываются взятками, злые — это лексика, характеризующая пороки власть имущих. В то же время мы слышим в поэме глубокую скорбь о судьбе обездоленных, которых необходимо защитить, «вырвать бедняков из оков». Бедняки, сироты, вдовы — объект сочувствия автора. Он называет их правыми и обращается к Богу: «Богу правых», на Которого с молитвой и надеждой уповают нуждающиеся в защите. Транскрипция псалма завершается энергичным призывом-мольбой наказать злодеев и стать единственным царем земным.

    В каком стиле написано стихотворение «Владыки и судьи»?

    Поэма написана в высоком стиле, который избран автором не для восхваления царствующих особ, а для обличения и показа высокого предназначения земной власти. Архаичная лексика (восстал, Вседержитель, хозяин, смотри, покрой, вырви с корнем, кудели, прогни, внимай) придает торжественность выражению державинских мыслей и чувств.

    Сравните это стихотворение с одой Ломоносова. Как вы думаете, в чем сходство и различие этих двух произведений?

    Сходство в понимании цели верховной власти: забота о гражданах, соблюдение закона, защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и поэма Державина полны поучений государям. Отличие заключается в том, что Ломоносов по законам одического жанра отождествляет прогрессивные государственные идеи с замыслами царствующей императрицы, ее деятельностью. Возможно, это в какой-то мере пожелание, образ должного, идеального. Но в ломоносовских одах мы не найдем державинских обличений власти.

    Поэма была написана в 1780 году, но не была допущена к печати цензурой. Опубликовано в 1788 году в журнале «Зеркало». Сам Державин назвал ее «гневной одой». Это произведение едва не стало причиной ссылки и опалы поэта. Императрица Екатерина II резко отреагировала на появление этого стихотворения: «Якобинец!» На что Державин, переписавший в этом стихотворении 81-й псалом (библейский распев) царя Давида, ответил: «Значит, ветхозаветный царь Давид был якобинцем!»

    Поэма «Властителям и судьям» — это гневное обращение поэта к «земным царям», исправившим законы справедливости и милосердия, допустившим беззаконие в своих владениях.

    Основная мысль (идея)

    Поэт осуждает бездействие правителей, их равнодушие к бедам подвластных им народов и предостерегает их от ответственности перед Божьим судом.

    Поэма основана на библейском тексте, но, безусловно, связана с жизнью современного поэту Российского государства. Он видит здесь попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла.

    В поэме Державин говорит о долге «земных царей» перед своими народами:

    Твой долг: хранить законы,

    Не смотреть в лица сильных,

    Ни помощи, ни защиты

    Не оставлять сирот и вдов.

    Прикрой несчастных;

    Вырвать бедняков из оков…

    Правители, пренебрегающие исполнением своего долга, с точки зрения поэта, непременно падут и потеряют свою власть. Именно в этих строках императрица увидела революционный призыв:

    И ты упадешь вот так

    И ты умрешь вот так

    Как умрет твой последний раб!

    Но Державин не столько призывает народ к восстанию, сколько говорит в поэме о высшей справедливости, об исполнении гнева Божия и закона:

    Воскресни, Боже! Боже!

    И внемли их молитве:

    Приди, суди, накажи злых,

    И будь единым царем земли!

    Поэму можно назвать образцом высокого «спокойствия», по М. В. Ломоносову, свойственного поэзии эпохи классицизма.

    Жанр стихотворения — ода. Учитывая, что это произведение является переложением 81-го псалма царя Давида, его можно отнести к жанру «духовной оды», характерному для поэзии XVIII века.

    Поэтический метр — четырехстопный ямб. Система рифмовки перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

    Работа построена четко и лаконично. В нем можно услышать и торжественную, и сатирически-обличительную интонацию.

    В стихотворении 7 строф. По композиции произведение состоит из 3 частей: первые 3 строфы являются напоминанием царям об их обязанностях перед народом.

    4 строфа — констатация того, что они «не внимают», они слепы и глухи к мольбам народа.

    5-7 строф — указание на то, что все люди смертны и предстанут перед Божьим судом, страстный призыв к Богу наказать виновных: «Приди, суди, накажи злых!..»

    Волнение тона создается риторическими вопросами и восклицаниями: «Доколе, реки, доколе вы щадите неправедных и злых?», «И так упадете, Как увядший лист с деревьев упадете! И ты умрешь так, Как умрет твой последний раб! Воскреси, Боже! Господи!»

    Лексика и образы поэмы подчеркнуто возвышенны, они восходят к библейской поэзии (в их сонме; покрыты взъерошенными волосами; внемли их молитве и т. д.).

    Обилие старославянизмов, особых синтаксических средств придает стихотворению ораторское звучание, которое должно воздействовать на восприятие читателей и слушателей, вызывая у них высокие гражданские чувства: не только гнев, но и стремление очистить и исправить пороки.

    Всемогущий Бог воскрес, да рассудит

    Земные боги в своем воинстве;

    Доколе, реки, доколе вы будете

    Пощадите неправедных и злых?

    Твой долг: соблюдать законы,

    Не смотреть в лица сильных,

    Ни помощи, ни защиты

    Не оставлять сирот и вдов.

    Ваша обязанность — спасти невиновных от вреда.

    Прикрой несчастных;

    От сильных защищать бессильных,

    Вырвать бедняков из их оков.

    Не обращай внимания! видишь — и не знаешь!

    Волосы, покрытые взятками:

    Зверства сотрясают землю

    Ложь сотрясает небо.

    Короли! Я думал, что вы, боги, сильны,

    Никто вам не судья

    Но вы, как и я, страстны,

    И так же смертны, как и я.

    И ты упадешь так

    Как падает с деревьев увядший лист!

    И ты умрешь вот так

    Как умрет твой последний раб!

    Воскреси, Боже! Боже!

    И внемли их молитве:

    Приди, суди, накажи злых,

    И будь единым царем земли!

    Художественное время оды правителям и судьям. Композиция стихотворения «Властителям и судьям

    Обличительная ода «Владыкам и судьям» — одно из важнейших произведений в творчестве Державина, которое в экспрессивной и эмоциональной манере обращает внимание общества на проблему коррумпированности чиновников.Можно использовать краткий анализ «Владыки и судьи» по плану на уроке литературы в 9 классеи чтобы школьники понимали не только смысл стихотворения, но и положение в России 18 века.

    Краткий анализ

    История создания — Гавриил Романович написал свой труд в 1870 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени — «Петербургских ведомостях».

    Композиция — стихотворение представляет собой целый рассказ, не разделенный на отдельные части, тема развивается последовательно.

    Тема поэмы — необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, стоящих у власти.

    Жанр — ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени — почти революционная.

    Стихотворный размер — ямб с перекрестной рифмовкой.

    эпитеты «последний раб», «увядший лист», «земные боги» .

    Сравнения «как с дерева упадет увядший лист», «ты умрешь, как умрет твой последний раб» .

    История создания

    Поэма представляет собой больной перевод одного из псалмов, который Державин дополнил собственным негодованием на власть имущих. Она была написана в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все-таки опубликована — в газете «Санкт-Петербургский вестник».

    Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, долгие годы занимавшим достаточно высокие посты. И такая деятельность показала ему все недостатки административной системы в Российской империи — а их было немало. За годы службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что строй нуждается в коренных изменениях, — эта мысль была выражена им в поэме «Властителям и судьям». Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями своего времени.

    Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, в целом благосклонно относящейся к поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи ниспровержения существующего строя, просто выражая накопившуюся озлобленность по поводу царящей несправедливости, позднее заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

    Тема

    Тема данного обвинительного произведения — произвол чиновников и других государственных деятелей, использующих свою власть во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, жадны, подлы и неспособны понять простого человека или помочь ему. Поэт обращается к правителям, призывая их жить по совести, и к судьям (имея в виду именно императрицу), призывая их произвести справедливый суд и наказать зазнавшихся правителей. Однако в конце поэт высказывает мысль о том, что по-настоящему управлять людьми может только Бог.

    Состав

    Соответствует составу первоисточника, то есть 81-му псалму царя Давида, вольным переводом которого является.

    На протяжении всего стиха поэт развивает одну и ту же мысль и о продажности власть имущих и о необходимости перемен. Так, вначале он высказывает свои взгляды на справедливый общественный строй, когда власть имущие защищают тех, кто в этом нуждается. Далее он отмечает, что на самом деле ничего подобного не происходит, каждый просто преследует свои интересы.

    И в конце, во-первых, утверждает мысль о том, что такое нарушение законов человечества не может оставаться безнаказанным, а во-вторых, взывает к Богу как к высшей инстанции.

    Жанр

    Жанр этого произведения определить несложно — это ода. Но ода гневная — как назвал ее сам автор. Он также содержит элементы духовной оды, так как за основу взят библейский текст. Ода написана ямбом и использует перекрестную рифму.

    Выразительные средства

    Художественное своеобразие творчества Державина выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие выразительные средства он использует для передачи своей мысли. Итак, в нем присутствуют обычные способы:

    • эпитеты — «последний раб», «увядший лист», «земные боги».
    • Сравнения — «как увядший лист упадет с деревьев», «ты умрешь, как умрет твой последний раб».

    Однако они действуют как вспомогательные средства. Основные из них — славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторским искусством. Таким образом Державин привлекает внимание читателей.

    К кому обращается Державин в стихотворении «К правителям и судьям»? Каков характер этого призыва (упрек, наказание, прославление)?

    Поэма (переложение 80-го псалма) звучит как прямое гневное обращение к «земным богам», то есть царям, правителям. В отличие от установившейся литературной традиции восхваления «земных богов» в одах и других поэтических произведениях, Державин не только низводит их с пьедестала, но и судит, напоминая об их обязанностях перед подданными. В стихотворении есть и обличение, и наказание (наставление).

    Как Державин понимает назначение правителей, «богов земных»?

    Земные правители, по мнению Державина, должны строго соблюдать законы, не допускать их нарушения («на лица сильных не смотри»), защищать обездоленных и бедных от несправедливости («о? сильные защищают бессильных» ), заботиться о материальных нуждах и уважении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед законом.

    Каково истинное лицо «правителей и судей»? Соответствует ли это представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?

    На самом деле внешний вид «правителей и судей» очень далек от представлений поэта-классика о просвещенном государственном деятеле. При их попустительстве творится подлость и несправедливость, процветает взяточничество (взяточничество). «Земные боги» не желают выполнять обязанности, возложенные на них Всемогущим Богом. Державин выдвигает очень меткую формулу, раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отношение к совершаемым им прегрешениям: «Не слушают! видишь — и не знаешь! Покрытые взятками ока». Ничтожество королей, их человеческая слабость, их склонность к соблазнам становятся особенно заметными благодаря антитезам: идеальный государь — действительный государь, царь — раб:

    Короли! Я думал, вы, боги, сильны, Никто вам не судья,

    Но вы, как и я, страстны И ​​так же смертны, как и я.

    И ты упадешь так

    Как падает с деревьев увядший лист!

    И ты умрешь вот так

    Как умрет твой последний раб!

    Надеется ли поэт исправить пороки власти?

    Нет, Державин не питает надежд на исправление пороков власти. Вот почему он обращается к Всевышнему, чтобы тот был «единым царем земным» и наказывал лукавых правителей и судей.

    Негодование, презрение, ирония по отношению к земным правителям. Даже выражение «земные боги» воспринимается здесь как ирония. Подлости, неправды, прикрываются взятками, злые — это лексика, характеризующая пороки власть имущих. В то же время мы слышим в поэме глубокую скорбь о судьбе обездоленных, которых необходимо защитить, «вырвать бедняков из оков». Бедняки, сироты, вдовы — объект сочувствия автора. Он называет их правыми и обращается к Богу: «Богу правых», на Которого с молитвой и надеждой уповают нуждающиеся в защите. Транскрипция псалма завершается энергичным призывом-мольбой наказать злодеев и стать единственным царем земным.

    В каком стиле написано стихотворение «Владыки и судьи»?

    Поэма написана в высоком стиле, который избран автором не для восхваления царствующих особ, а для обличения и показа высокого предназначения земной власти. Архаичная лексика (восстал, Вседержитель, хозяин, смотри, покрой, вырви с корнем, кудели, прогни, внимай) придает торжественность выражению державинских мыслей и чувств.

    Сравните это стихотворение с одой Ломоносова. Как вы думаете, в чем сходство и различие этих двух произведений?

    Сходство в понимании цели верховной власти: забота о гражданах, соблюдение закона, защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и поэма Державина полны поучений государям. Отличие заключается в том, что Ломоносов по законам одического жанра отождествляет прогрессивные государственные идеи с замыслами царствующей императрицы, ее деятельностью. Возможно, это в какой-то мере пожелание, образ должного, идеального. Но в ломоносовских одах мы не найдем державинских обличений власти.

    К кому обращается Державин в стихотворении «К правителям и судьям»? Каков характер этого призыва (упрек, наказание, прославление)?

    Поэма (переложение 80-го псалма) звучит как прямое гневное обращение к «земным богам», то есть царям, правителям. В отличие от установившейся литературной традиции восхваления «земных богов» в одах и других поэтических произведениях, Державин не только низводит их с пьедестала, но и судит, напоминая об их обязанностях перед подданными. В стихотворении есть и обличение, и наказание (наставление).

    Как Державин понимает назначение правителей, «богов земных»?

    Земные правители, по мнению Державина, должны строго соблюдать законы, не допускать их нарушения («на лица сильных не смотри»), защищать обездоленных и бедных от несправедливости («о? сильные защищают бессильных» ), заботиться о материальных нуждах и уважении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед законом.

    Каков реальный образ «правителей и судей»? Соответствует ли это представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?

    На самом деле внешний вид «правителей и судей» очень далек от представлений поэта-классика о просвещенном государственном деятеле. При их попустительстве творится подлость и несправедливость, процветает взяточничество (взяточничество). «Земные боги» не желают выполнять обязанности, возложенные на них Всемогущим Богом. Державин выдвигает очень меткую формулу, раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отношение к творимым им беззакониям: «Не внимают! Видят — и не знают! Волосы покрыты взятками. » Ничтожество королей, их человеческая слабость, их склонность к соблазнам становятся особенно заметными благодаря антитезам: идеальный государь — реальный государь, царь — раб:

    Короли! Я думал, вы, боги, сильны, Никто вас не осудит, Но вы, как и я, страстны И ​​так же смертны, как и я. раб умрет!

    Надеется ли поэт исправить пороки власти?

    Нет, Державин не питает надежд на исправление пороков власти. Вот почему он взывает ко Всевышнему быть «единым царем земным» и наказать лукавых правителей и судей.

    Негодование, презрение, ирония к земным правителям. Даже выражение «земные боги» воспринимается здесь как ирония. Подлость, неправда, волосы покрыты взятками, лукавство — лексика, характеризующая пороки власть имущих. В то же время мы слышим в поэме глубокую скорбь о судьбе обездоленных, которых необходимо защитить, «вырвать бедняков из оков». Бедняки, сироты, вдовы — объект сочувствия автора. Он называет их правыми и обращается к Богу: «Богу правых», на Которого с молитвой и надеждой уповают нуждающиеся в защите. Транскрипция псалма завершается энергичным призывом-мольбой наказать злодеев и стать единственным царем земным.

    В каком стиле написано стихотворение «Владыки и судьи»?

    Поэма написана в высоком стиле, который избран автором не для восхваления царствующих особ, а для обличения и показа высокого предназначения земной власти. Архаичная лексика (восстал, Вседержитель, хозяин, смотри, покрой, вырви с корнем, кудели, прогни, внимай) придает торжественность выражению державинских мыслей и чувств.

    Сравните это стихотворение с одой Ломоносова. Как вы думаете, в чем сходство и различие этих двух произведений?

    Сходство в понимании цели верховной власти: забота о гражданах, соблюдение закона, защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и поэма Державина полны поучений государям. Отличие заключается в том, что Ломоносов по законам одического жанра отождествляет прогрессивные государственные идеи с замыслами царствующей императрицы, ее деятельностью. Возможно, это в какой-то мере пожелание, образ должного, идеального. Но в ломоносовских одах мы не найдем державинских обличений власти.

    Как бесплатно скачать сочинение? . И ссылку на это эссе; Вопросы и ответы к стихотворению Г. Р. Державина «Властителям и судьям» уже в ваших закладках.

    Дополнительные сочинения по теме


      Стихи Задумчивость Излучающая роза На птице Признание в любви Признание Фелицы Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г. Р. Державина Анализ произведений Лирика 1779 — 1783 гг. Торжественная ода «Фелица» Основные черты лирики Державина 1790 — 1800. «Домашняя» поэзия Социальные связи в поэзии Державина Отражение исторической эпохи в одических произведениях Г. Р. Державина Популярность лирики Державина Экзистенциальные аспекты личности в философских одах и эстетических манифестах Критика творчества Г. Державина К. Орешин М. Эпштейн П. А.
      В стихотворении «Исповедь» ярко проявилась художественная находка поэта. До Державина поэты следовали ломоносовской теории «трех штилей». Державин добивался особой выразительности, соединяя в одном произведении «низкие» и «высокие» слова, прокладывая путь развитию реалистического языка. Державин ставит рядом со словами «важный чин» и «надутый», «к могущественным дворянам» и «выболтать правду вслух». В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и ясно. В «Исповеди» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Строки ниже могут
      Гаврила Державин Воскрес Всемогущий Бог, да судит богов земных в их сонме; Доколе, реки, доколе щадите неправедных и злых? Долг твой: хранить законы, Не смотреть в лица сильных, Не оставлять сирот и вдов без помощи, без защиты. Ваш долг: уберечь невинных от бед, дать защиту несчастным; От сильных защитить бессильных, Чтобы вырвать бедных из их оков. Не слушайте! — видеть и не знать! Глаза покрыты взятками: Злодеи сотрясают землю, Ложь сотрясает небеса. Короли! — Я думал, вы боги сильны, Никто не может вас судить, — Но вы, как
      г. Г. Р. Державин написал много стихотворений, ставших классикой русской поэзии. Он подготовил революцию в литературном языке, которую впоследствии совершил А. С. Пушкин. Его заслуги перед русской литературой велики, а положение между М. В. Ломоносовым и А. С. Пушкиным непоколебимо. С этой точки зрения творчество поэта является его вечным памятником. Г. Р. Державин осмелился сказать царям правду и считает это своей главной заслугой. Сейчас сложно оценить всю значимость
      «Веселость» русского стиля Державина в том, что он сделал его «потешным», т. е. веселым, простым, острым. Поэт «осмелился… возвещать» не о подвигах, не о величии — о добродетелях, а обращаться с императрицей, как с обычным человеком, говорить о ее человеческих добродетелях. Вот почему здесь использовано слово осмелился. Самое главное, Державин видит свою заслугу в том, что он сохранил человеческое достоинство, искренность, справедливость, что мог в сердечной простоте говорить о Боге и правде царям.
      Оды Гавриила Романа (бессмертное произведение) Державина отличаются тематическим и стилистическим разнообразием. Среди его произведений хвалебные, победные, сатирические и философские оды. Державин отходит от ломоносовских традиций, создавая новый тип оды, промежуточный на пути к сюжетной поэме. Если оды Ломоносова условны, и они направлены на то, чтобы пробудить в читателе интерес к определенной идее, то в произведениях Державина более выражено лирическое начало, расширен тематический диапазон. Часто встречается в его одах
      Величайшим поэтом 18 века был Гавриил Роман (бессмертный труд) Державин (1743-1816). Описание событий в романах Державина и других произведениях развивалось в период усиления народных волнений. Особенно мощным было крестьянское движение под руководством Емельяна Пугачева. В поэзии Державина сочетались прославление просвещенной монархии и критика отдельных ее сторон, хотя, по своим политическим взглядам, поэт был сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Державин писал стихи, песни, оды. В оде «Фелица» добродетельной императрице Екатерине

    «Гневная ода», вышедшая из-под пера Гавриила Романовича Державина, потрясла Россию конца XVIII века. Гавриил Романович, имеющий огромный опыт государственной службы в высоких чинах, был так поражен беззаконием и несправедливостью, что излил все свое негодование в оде «Властителям и судьям». Это произведение получило огромный общественный резонанс и пошатнуло устойчивое положение автора.

    Вероятно, это было связано с тем, что Франция тогда была потрясена революционными лозунгами, в основе которых лежал перефразированный псалом 81.

    Основная тема поэмы

    Первая версия оды называлась «81 псалом». Это связано с тем, что именно этот псалом, написанный царем Давидом, послужил основой для произведения.

    В стихотворении Державин обращается к чиновникам, называя их «богами земли». Он спрашивает их, как долго будет продолжаться это беззаконие. Он грозит им расправой от высших сил. Он пытается донести до них, что между ними и другими людьми нет существенной разницы. Все смертны и все равны перед Господом. Державин призывает следовать единым законам справедливости для всех.

    Смысловое содержание оды можно разделить на две части. В первой Гавриил Романович рассказывает, что именно должны делать сильные мира сего. Он объясняет их роль и обязанности простым людям. Вторая часть — обвинительная. В ней автор указывает на равнодушие и продажность власти. Он пророчит виновным высокий суд, в котором их взятки ничего не решат. Державин не берет на себя роль Судьи, он лишь напоминает «слепым» о Своем верховном правосудии.

    Его обращение похоже на суровый выговор непослушных детей и бессильный крик любящего отца одновременно. Его гневные строки смущали не только окружение, но и вполне благосклонную к поэту императрицу. Даже Екатерина увидела в оде революционные мотивы, которые автор и не думал вкладывать туда.

    Структурный анализ стихотворения

    Державин — поэт-новатор своего времени. «Властителям и судьям» написано в типичной для него, но весьма прогрессивной для той эпохи манере. Сам автор называет свое произведение гневной одой. Но правильнее было бы назвать ее духовной одой, так как она основана на одном из главных религиозных трактатов — Псалтири. Кроме того, Гавриил Романович использует характерные для этого стиля восклицания и лексику. Особую торжественность произведению придает не только употребление славянизмов, но и частые обращения, риторические вопросы и восклицания. Анафора и синтаксические повторы делают текст стихотворения более напряженным.

    Поэт создает яркие образы жертв своего доноса — коррумпированных и слепых к народным бедам чиновников. Произведение имеет особое звучание, привлекающее внимание слушателя с первых строк. Просто невозможно произнести ее тихо и безэмоционально. Специальная система сама доводит говорящего до нужного уровня экспрессии.

    Заключение

    Державин, так яростно обвинявший чиновников, искренне верил в неподкупность императрицы. Он считал, что августейшую особу окружают лживые льстецы и Екатерина просто не знает истинного положения дел.

    Как ни прискорбно осознавать, но произведение, написанное Державиным почти три века назад, актуально и по сей день. Ода, вызвавшая много гнева и пересудов, к сожалению, ситуацию никак не изменила.

    Всегда стремится быть в гуще событий, касающихся судеб страны и народа. Многие поэты посвящают стихи своей родине, восхваляют или упрекают власть, высказывают свое мнение о каких-либо событиях. В конце 18 — начале 19 вв.ХХ века власть в России совершенно перестала понимать людей, и такое отношение к людям не могло не отразиться на творчестве многих поэтов. Фаворит императрицы Екатерины II тоже не мог остаться в стороне. Поэт отличался горячим и справедливым характером, поэтому его возмущало беззаконие, творившееся вокруг него.

    Вызов самодержавию и беззаконию

    Анализ «Владык и судей» показывает, насколько непривычным для того времени было спорить с властями, демонстрировать свое неповиновение. С первых строк произведения становится понятно, что так дальше жить нельзя, даже Богу не под силу смотреть на земных правителей. Автор считает, что цари должны помогать вдовам, сиротам и прочим несчастным, но они лишь слышат и защищают сильных. Родину трясет от подлости, но чиновники этого не видят.

    Анализ «Владыки и судьи» говорит о том, что Гавриил Романович хотел раскрыть все пороки власти. Для русского народа монархия, равнодушная к жизни простых людей, — настоящая трагедия. Короли не похожи на богов ни в своих поступках, ни в своей жизни. В конце поэмы поэт разуверился в том, что все можно исправить, вразумив монархов, ведь понятия честь и совесть не знакомы правителям и судьям. показывает: поэт убежден, что спасти Россию может только суд Божий.

    Художественное своеобразие стиха

    Анализ «Властителей и судей» позволяет понять, каким новатором был Гавриил Державин. В его время большинство лириков писали стихи для определенных слоев общества. Простые люди не понимали возвышенных и пафосных речей, поэтому Гавриил Романович решил немного упростить язык и добавить в свои стихи то, что понятно большинству людей. Сам автор назвал произведение «Властителям и судьям» гневной одой. Он взял за основу библейский текст – Псалом 81.

    Поэт создал торжественный стиль с помощью обращений, вопросов, обилия славянизмов.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *