почему Бога видели во всем
В эпоху Возрождения философы считают, что Бог и мир — это единое целое. Поговорим о идеях Николая Кузанского и Джордано Бруно и узнаем, как они повлияли на философов будущего.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике
💁🏻♂️ Николай Кузанский или Кузанец (1401–1464) — католический кардинал, неоплатоник, один из самых ярких представителей философии Возрождения.
🌏 Кузанец фактически переосмысляет концепцию творения — для него Бог представляет собой Единое Абсолютное первоначало, которое создает мир посредством эманации (истечения). Если Вселенная — это сфера, то Бог — это ее центр. Но поскольку Вселенная бесконечна (Кузанец отрицает средневековые представления о конечной Вселенной), то что мы можем сказать о ее центре? Центр — точка, равноудаленная от всех границ. Получается, что можно взять абсолютно любую точку и назвать ее центром — ведь она одинаково бесконечно далека и от верхнего, и от нижнего, и от левого, и от правого конца Вселенной. Центром Вселенной, который оказывается теперь повсюду, у Николая Кузанского является Бог.
🗣 «Сфера, границы которой нигде, а центр — повсюду».
🤯 Бог для Кузанца противоречив, и познать его можно только через осознание своего незнания (лат. docta ignoranta — «ученое незнание»). С одной стороны, Бог находится повсюду, поэтому есть все, а с другой — не находится определенно, то есть он ничто. Человек тоже есть синтез противоречий: он и конечен как телесное существо, и бесконечен в своих духовных проявлениях.
📐 Для Кузанца познавать — как вписывать в окружность все более сложные многоугольники. Чем больше граней, тем ближе фигура к окружности. Но она никогда не совпадет с ней, и это важно понимать с самого начала. Даже самое глубокое знание не ликвидирует незнания. «Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание». Процесс познания совершается по пути, приближающему нас к недостижимому абсолюту, Бог же остается непостижимым.
Джордано Бруно не просто признавал коперниканский гелиоцентризм (Солнце в центре, Земля вращается вокруг него), он пошел гораздо дальше.
🌞 Бруно считал, что даже Солнце не является центром Вселенной, потому что Вселенная бесконечна и таких солнц в ней бесчисленное множество. Движимый поэтическим воображением, Бруно утверждал, что все эти бесчисленные миры населены существами, похожими на нас, и что все они — часть и проявление Единого.
💫 Идея Единого пронизывает все основные положения философии Бруно. Единое для Бруно — это одновременно сущность бытия и форма его существования. Это такая категория, которая, по Бруно, объясняет все в мире — и его изменчивость, и его постоянство. Например, с локальной точки зрения, внутри Вселенной может что-то меняться, но с глобальной точки зрения она всегда была и остается одной и той же бесконечной реальностью, укорененной в Боге.
🗣 «И так как все формы находятся в нем [Едином], то, следовательно, к нему приложимы все определения и благодаря этому противоречащие суждения оказываются истинными».
🕊 Бруно впервые в истории предлагает не просто пантеизм, а пантеизм материалистический. С его точки зрения Бог не каким-то мистическим образом находится сразу везде в мироздании, не будучи при этом нигде конкретно (как учил Николай Кузанский), Бог абсолютно реально и материально присутствует в каждой точке Вселенной, потому что божественна материя как таковая.
🧬 Материю Бруно рассматривал как состоящую из атомов, монад — минимальных неделимых единиц бытия. Монады у него живые, а некоторые даже наделены сознанием — это наши души. У Николая Кузанского Бруно заимствует принцип совпадения минимума и максимума: в бесконечной Вселенной наименьшее является наибольшим, и наоборот. Абсолютный минимум во Вселенной — это атом, в математике — точка, в сфере метафизики — монада. Минимум или монада образуют все то, что определяет максимум и целое. В монаде отражаются все свойства природы.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Джордано Бруно подчеркивает, что во Вселенной духовная и телесная субстанции имеют одно бытие, один корень. Материю он рассматривает как то начало, которое производит формы из своего лона, ассоциируя его с женским началом мироздания.
🌌 Вся Вселенная является, по Бруно, не только бесконечной, но и живой. Причем живой ее делает вовсе не божественный Святой дух, а внутренние силы самой материи-матери.
🗣 «Сколь бы незначительной и малейшей ни была вещь, она имеет в себе части духовной субстанции, каковая, если находит подходящий субъект, стремится стать растением, стать животным и получает члены любого тела, каковое обычно называется одушевленным».
👩🏻 Метафизически оправдывая материю, Бруно одновременно оправдывает и женщин, даже воспевает их. Историю о непорочном зачатии Девы Марии он считает мифом, который придумали мужчины. Марии не надо оправдываться — она, считает Бруно, зачала и родила Христа самым естественным способом. Опровержение догмата о непорочном зачатии стало потом одним из пунктов обвинения его в ереси. Материя «должна быть названа божественной вещью и наилучшей родительницей, породительницей и матерью естественных вещей, а также всей природы и субстанции». Материя обладает тем самым свойством божественности, она «свидетельствует о себе, что представляет собой богиню (подобие Бога), ибо она — беспричинная причина».
Бруно не верил в бессмертие души и призывал к героическому энтузиазму и самоотверженности ради высокой цели на земле.
💪 Обычный энтузиазм vs героический. Бруно противопоставляет обычный энтузиазм, основанный на оптимистической вере в лучшее, героическому — последний не строит иллюзий и не питает надежд, но зовет человека к подвигу лишь ради истины и любви самой по себе. Поэтому для Бруно было морально недопустимо отречься от своих взглядов, чтобы избежать костра инквизиции — он считал, что истина потерпит ущерб, если ее предать.
💒 Бруно занимал четкую антирелигиозную и антиклерикальную (критика церкви) позицию. В работе «Изгнание торжествующего зверя» он устами одного из действующих лиц излагает содержание религиозных небылиц:
🗣 «Будто белое — черное; будто человеческий разум всякий раз, как ему кажется, что он наилучше всего видит, именно тогда и находится в ослеплении; будто все то, что, согласно разуму, кажется превосходным, добрым и лучшим, — позорно, преступно и чрезвычайно скверно; что природа — грязная потаскушка, законы естества — мошенничество; что природа и божество не могут стремиться к одной и той же цели. .. Пусть заодно убедит людей, что философия и всякое исследование… не что иное, как безумие; что всякий героический поступок не что иное, как безумие; что всякий героический поступок не что иное, как пошлость, и что невежество — самая лучшая наука мира, ибо дается без труда и не печалит душу».
🧠 В будущем вместо догматической религии откровения, по мысли Бруно, придет «религия разума». Под ней он понимал нечто, существенно отличающееся от обычного религиозного сознания. «Религия разума», по Бруно, будет свободна от культа и обрядности, от догматов о потустороннем мире, от веры в личного Бога, от учения о воздаянии и наказании, от веры в бессмертие души. Для Бруно «религия разума» — это совокупность философских воззрений и нравственных правил, которые свободны от фанатичных религиозных культов и суеверий.
➡️ Философия Бруно оказала большое влияние на последующую философскую мысль: его пантеизм был развит Бенедиктом Спинозой, мысли о «монадах» нашли отражение в монадологии Лейбница, его диалектические идеи о совпадении противоположностей получили развитие в немецкой классической философии 19 века (Кант, Гегель, Шеллинг), бруновский «героический энтузиазм» как особая форма отношения к истине повлиял на Ясперса с его экзистенциалистской концепцией «философской веры».
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽
1450₽
подробнее о курсе
ДЖОРДАНО БРУНО – ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Философские диалоги
ДЖОРДАНО БРУНО – ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Философские диалогиВикиЧтение
Философские диалоги
Бруно Джордано
Содержание
ДЖОРДАНО БРУНО – ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
2. НЕОПЛАТОНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
3. Прорыв в современность (Джордано Бруно)
3. Прорыв в современность (Джордано Бруно) Эпоха Возрождения ознаменовалась многими научными открытиями. Одним из наиболее выдающихся достижений был переворот во взглядах на строение мироздания, произведенный польским ученым Николаем Коперником.С античных времен в
Глава 2 Владимир Ильич Ленин – Титан Эпохи Русского Возрождения, явление русской истории
Глава 2 Владимир Ильич Ленин – Титан Эпохи Русского Возрождения, явление русской истории «…Ленин уже стал неотъемлемой частью не только его родной России, но и всего мира. И по мере того, как идет время, величие его растет, он теперь один из тех немногих мировых деятелей,
5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения
5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения Эпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины XV века до начала XVI века. Философия этой
Очерк седьмой Жизнь, идеи и смерть Джордано Бруно.
Очерк седьмой Жизнь, идеи и смерть Джордано Бруно. К 415-летию со дня казни»Не только тот получает славу, кто побеждает, но также и тот, кто не умирает трусом и подлецом: он бросает упрек в своей гибели и в смерти судьбе и показывает миру, что он не по своей вине, а вследствие
§ 26.
Прорыв в современность (Джордано Бруно)§ 26. Прорыв в современность (Джордано Бруно) Эпоха Возрождения ознаменовалась многими научными открытиями. Одним из наиболее выдающихся достижений явился переворот во взглядах на строение мироздания, произведенный польским ученым Николаем Коперником. С античных времен
8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно)
8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно) Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.
О жизни и судьбе Джордано Бруно
О жизни и судьбе Джордано Бруно Мы надеемся, что все сказанное выше будет полезным, для того чтобы принять ближе к сердцу судьбу и дело Титана эпохи Возрождения, великого философа, поэта, ученого и мистика Джордано Бруно. О нем часто говорят, что он родился раньше своего
Джордано Бруно. Божественность Вселенной
Джордано Бруно. Божественность Вселенной Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.
Сожжение Джордано Бруно
Сожжение Джордано Бруно Неудовольствие инквизиции Бруно мог вызвать утверждением о возможности для героического энтузиаста возвыситься до Бога, «поднимаясь при помощи восприятия вида божественной красоты и доброты на крыльях ума и сознательной воли» (Там же. С. 86). Не
Божественность Вселенной. Джордано Бруно
Божественность Вселенной. Джордано Бруно Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.
ДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600)
ДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600) Итальянский философ-пантеист. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленном множестве миров. Основные
Джордано Бруно — Ренессанс и Реформация
Введение
Джордано Бруно из Нола близ Неаполя в Италии (р. 1548–ум. 1600) был одним из крупнейших естествоиспытателей итальянского Возрождения. Его также помнят за его бурную жизнь изгнания и инакомыслия, которая привела его в большинство культурных центров Европы эпохи Возрождения. Он трагически погиб, сожжен на костре как нераскаявшийся еретик на площади Кампо деи Фьори в Риме. В течение короткого периода интенсивной интеллектуальной деятельности между 1582 и 159 гг.1 Бруно написал тридцать произведений в различных европейских столицах, где он побывал и преподавал (включая Париж, Лондон, Виттенберг, Прагу и Франкфурт). Семь из этих работ были написаны на итальянском языке, а остальные на латыни. Они охватили большое разнообразие тем. Некоторые из его основных работ были связаны с распространением и поддержкой посткоперниканской космологии, которую он расширил до бесконечных измерений. Он также предложил размышление о бесконечно малом или минимальном количестве, которое создало ему репутацию одного из первых современных атомщиков. Другие работы посвящены искусству памяти и изобразительной логике Раймонда Луллия, которым он противопоставлял доминирующую аристотелевскую логику и все более сложную и абстрактную математику своего времени. Его интересовали эпические религиозные, социальные и политические потрясения Европы времен Реформации и Контрреформации, которые он атаковал с точки зрения антицерковной полемики, отдававшей предпочтение поиску божественного в естественном мире. Магические и герметические направления мысли, которые с самых ранних его работ сопровождали эту позицию в пользу естественной религии, стали доминировать в заключительный период творческой деятельности, выраженной в ряде неполных и неопубликованных рукописей, обнаруженных и опубликованных только в 19 веке.век. Возвращение Бруно в Италию в 1591 году закончилось восьмилетним судебным процессом над римско-католической инквизицией, сначала в Венеции, а затем в Риме, который был предметом многочисленных исследований как из-за сложности обсуждаемых религиозных доктрин, так и из-за за его последнюю позицию в пользу свободы мысли, приведшую к его трагической гибели.
Single Volume Studies, 1889–1968
Два ранних текста (Tocco 1889 и Gentile 1991 [первоначально 1920]) остаются важными точками отсчета для более современных исследований Бруно. Они способствуют установлению первоначального представления о работах Бруно как о работах естествоиспытателя, чья мысль лежит между антиаристотелевским натурализмом Бернардино Телезио и новой наукой Галилея. С Corsano 2002 (изначально 1940) делается первое предложение о том, чтобы произведения Бруно также были помещены в альтернативный контекст неоплатонического герметизма и магии. Йейтс 2002 г. (первоначально 1964 г.) доводит эту интерпретацию до радикальной крайности, провозглашая Бруно высшим магом эпохи Возрождения в томе, который оказал большое влияние на самые последние дискуссии о Бруно. С тех пор большая часть критики Бруно разделилась на два лагеря. Ведрин 1967 озвучивает первую существенную атаку на волшебного Бруно, возвращая его как раннего современного ученого. Папи 1968, более уважительно относящийся к тезису Йейтса, подчеркивает некоторые антропологические дебаты, которые окрашивают работы Бруно, такие как его интерес к первобытным религиям.
Корсано, Антонио. Opere scelte di Antonio Corsano . Том. 2, Il pensiero di Giordano Bruno nel suo svolgimento storico . Галатина, Италия: Congedo Editore, 2002
Первоначально опубликованная в 1940 году, эта книга представляет собой поворотный момент в исследованиях Бруно, подчеркивая его внимание к искусству памяти и логике Раймонда Луллия, а также к использованию им неоплатонических и Герметичные источники. Корсано считает, что Бруно пытается объединить ratio, fides и mysterium .
Джентиле, Джованни. Джордано Бруно и пенсионер дель rinascimento . Florence: Le Lettere, 1991.
Первоначально опубликованное в 1920 г., это издание содержит важное предисловие Эудженио Гарина. Джентиле считает Бруно открытием современной эры в философии, поскольку он отодвинул веру и религию в другую сферу. Таким образом, для Джентиле Бруно является достойным предшественником Галилея.
Папи, Фульвио. Antropologia e Civiltà nel pensiero di Giordano Bruno . Florence: La Nuova Italia, 1968.
Концентрируется на социальной и политической мысли Бруно, предлагая ценный анализ его отношения к открытию Нового Света, религии и обычаев коренных американских индейцев.
Токко, Феличе. Латинская опера Джордано Бруно выступила против итальянца . Florence: Le Monnier, 1889.
Подробно исследует точки сходства и различия между итальянскими и латинскими работами Бруно в контексте интерпретации Бруно как естествоиспытателя и раннего ученого.
Ведрин, Элен. Концепция природы Джордано Бруно . Paris: Vrin, 1967.
Настойчиво оспаривает тезис Йейтса, основанный на аспектах мысли Бруно, которые Ведрин продолжает считать маргинальными. Этот автор настаивает на серьезном восприятии Бруно как философа-натуралиста, подчеркивая его посткоперниканскую космологию, его концепцию бесконечной вселенной и его ранний атомизм.
Йейтс, Фрэнсис. Джордано Бруно и герметическая традиция . New York: Routledge, 2002.
Первоначально опубликовано в 1964 году. Йейтс склонен исключать соотношение из жизни и творчества Бруно, отрицая его какую-либо роль в истории современной науки. Помещая его среди мистиков неоплатонической традиции, Йейтс утверждает, что древнеегипетская религия Corpus Hermeticum является основным источником Бруно. С введением Дж. Б. Траппа.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Очерки Джордано Бруно | Издательство Принстонского университета
Очерки Джордано Бруно
Хилари Гатти
Мягкая обложка
ISBN: 9780691148397
49,95 долларов США / 42,00 фунтов стерлингов электронная книга
ISBN: 9781400836932 Доступно как
EPUB или PDF
$34,97/£29,40 49,95 $ / 42,00 £
Shipping to:
Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуе rnseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и Микело nSaint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl. South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве
Выберите тип электронной книги: EPUBPDF
добавить в корзину добавить в корзинуОб электронных книгах и аудио
Электронная книга в формате PDF должна быть прочитана в нашем мобильном приложении, доступном для телефонов или планшетов Android/iOS. Приложение для настольного компьютера, позволяющее читать PDF-файлы, в настоящее время находится в стадии разработки. Мы обновим наш Страница часто задаваемых вопросов , когда она станет доступной.
Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.
Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
- Соединенные Штаты
- Канада
- Великобритания
- Европа
Философия
- Хилари Гатти
Мягкая обложка
электронная книга
Купить это- Скачать обложку
В этой книге собраны обширные эссе об итальянском философе эпохи Возрождения и космологе Джордано Бруно, написанные одним из ведущих мировых авторитетов в области его творчества и жизни. Многие из этих эссе изначально были написаны на итальянском языке и впервые публикуются здесь на английском языке. Бруно (1548-1600) в основном известен как сторонник гелиоцентризма, бесконечности вселенной и множественности миров. Но его творчество охватывало естественные и гуманитарные науки, иногда касаясь границ оккультизма, и эссе Хилари Гатти богато отражают это разнообразие.
Книга разделена на разделы, посвященные трем обширным темам: отношениям между Бруно и новой наукой, истории его рецепции в английской культуре и основным характеристикам его натурфилософии. В заключительном эссе исследуется, почему этот сторонник «спокойной универсальной философии» был сожжен римской инквизицией на костре как еретик. Хотя в эссе используется множество различных подходов, их объединяет ряд предположений: что, хотя Бруно хорошо разбирается в магии, его нельзя определить в первую очередь как мага эпохи Возрождения; что его целью было сформулировать новую философию природы; и что его мысль, хотя и основывалась на древних и средневековых источниках, представляла собой радикальный разрыв с философскими школами прошлого, помогая проложить путь к новой современности.
Хилари Гатти много лет преподавала в Римском университете Ла Сапиенца. Среди ее книг Джордано Бруно и Наука эпохи Возрождения и Драма знаний эпохи Возрождения: Джордано Бруно в Англии . Она также является редактором журнала Джордано Бруно: философ эпохи Возрождения .
«Особое внимание Гатти к изложению различных критических интерпретаций философии Бруно и статус-кво современных исследований делает эту книгу особенно полезной для изучения студентами и исследователями Бруно и шестнадцатого века в целом». —Anna Laura Puliafito, Renaissance Quarterly
«Эта книга представляет собой важный обновленный научный диалог о науке Бруно и восприятии его мысли в последующие века. Исследователи мысли Бруно получат наибольшую пользу от историографических разделов, в то время как исследователи интеллектуальной истории с семнадцатого по конец двадцатого веков извлекут пользу из хорошо сбалансированной оценки науки Бруно, которой как раз достаточно для понимания его повторяющейся роли интеллектуального пионера».