Ода державин признание: «Признание» — Стихотворение Гаврилы Державина

«Признание», анализ стихотворения Державина

Стихотворение «Признание», датированное 1807 годом, относится к позднему творчеству Державина. Перед нами предстают строки, написанные человеком с богатым жизненным опытом, много повидавшим и испытавшим. В 1803 году поэт был уволен в отставку, его освободили от всех государственных постов. После этого он поселился в своей усадьбе Званка, находившейся в Новгородской губернии, на берегу реки Волхов, где и скончался в 1816 году. До самой смерти Державин занимался литературной деятельностью.

«Признание» можно назвать своеобразным автопортретом. Ключевая тема произведения – анализ прожитой жизни. Поэт ведет беседу с читателями, откровенно рассказывая о себе. Из стихотворения можно многое узнать о его характере, подходе к творчеству, жизненных ценностях. В самом начале лирический герой признается, что не умеет притворяться, быть похожим на святого человека, принимать философский вид и надуваться от важности. На первом месте для него стоят честность и искренность.

Действительно, в реальности Державин желал быть послушным исключительно природе, ценил в людях естественность, не боялся идти наперекор всем и говорить правду даже тем, кто занимал высокое положение в обществе.

В свое время поэт искренне восхищался императрицей Екатериной II, воспевая ее в творчестве. Издалека она казалась ему богоподобной. Когда Державин стал секретарем правительницы, его отношение к ней изменилось. Поэт признавался, что «вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями», после чего «почти ничего не мог написать горячим, чистым сердцем в похвалу государыни». В рассматриваемом стихотворении есть строки, касающиеся этой темы:

Если звуки посвящались
Лиры моея царям, –
Добродетельми казались
Мне они равны богам.

Что касается воспевания фаворитов правительницы, то Державин воспевал главным образом не их, а славу русского оружия.

Лирический герой «Признания» не скрывает, что, вероятно, не все ему в жизни удавалось.

Ему хватает мужества осознать и проговорить собственные ошибки. Он понимает, что за некоторые слабости его можно осудить. В частности, речь идет о чрезмерном увлечении пребыванием в свете и о стихотворениях, посвященных прекрасным женщинам. Последние строки «Признания», скорей всего, отсылают читателей к истории о Христе и грешнице, рассказанной в Евангелии от Иоанна. Когда книжники и фарисеи привели к Иисусу блудницу он сказал им: «…кто из вас без греха, первый брось на неё камень». У Державина читаем:

Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Важнейшая мысль стихотворения – у всех людей есть изъяны. Несмотря на их наличие, каждый должен стараться жить в соответствии со своей совестью, чтобы не было стыдно за совершенные поступки.

«Признание» написано хореем. Использована перекрестная рифмовка. Произведение состоит всего лишь из одной строфы, которая включает в себя 32 строки. В стихотворении создана атмосфера непринужденной, доверительной беседы с читателем, не в последнюю очередь благодаря использованию просторечной лексики («смел я правду брякнуть вслух», «важным саном надуваться»).

Вообще комбинация «высоких» и «низких» слов в одном произведении характерна для творчества Державина, причем нередко они стоят рядом. Поэт прибегал к этому приему, чтобы добиться большей выразительности. Кроме того, ему удалось проложить дорогу развитию реалистического языка в русской литературе. В «Признании» нашлось место и средствам художественной выразительности. В их числе – олицетворения («блистал восторгом»), эпитеты («вельможам властным»), сравнения (цари «равны богам»).

  • «Река времён в своём стремленьи», анализ стихотворения Державина
  • «Властителям и судиям», анализ стихотворения Державина
  • «Памятник», анализ стихотворения Державина
  • «Снигирь», анализ стихотворения Державина
  • Державин Гавриил Романович, краткая биография
  • «На птичку», анализ стихотворения Державина

По писателю: Державин Гавриил Романович


Анализ стихотворения Державина «Признание» для 7 класса: тема, идея, средства выразительности

Анализ стихотворения

12. 11.21

12 мин.

Русские поэты XVIII-начала XIX веков были вынуждены творить, подчиняясь строгим канонам, принятым в те времена. И лишь самые одаренные из них смогли выйти за стандартные рамки. Анализ стихотворения Державина «Признание» говорит о том, что Гавриил Романович — это один из таких новаторов. Он сумел отказаться от теории «трех штилей» Ломоносова и сделать творчество более свободным и индивидуальным.

Оглавление:

  • Краткая история создания
  • Тематика и проблематика
  • Композиционные и жанровые особенности
  • Специфика содержания
  • Средства выразительности

Краткая история создания

При анализе стихотворения «Признание» Державина следует отметить, что автор постарался создать в тексте атмосферу дружеской беседы с читателем. Литературоведы традиционно относят произведение к позднему творчеству поэта, когда он уже был широко известен и востребован. Именно поэтому Гавриил Романович мог позволить себе отойти от традиционных канонов и выразить в литературе собственные идеи. К моменту написания текста «Признания» его автору было 65 лет, именно поэтому он решил облечь в стихотворной форме свои взгляды на искусство. Не зря второе название поэтического текста — «Последние стихи Державина».

Текст был написан в 1807 году и представляет собой подведение творческих итогов. Поэт описывает свою жизненную позицию и взгляды на политику и искусство. При этом автор не прощается с читателем, он не готов уйти на покой. Он ведет доверительную беседу, задача которой — поделиться мыслями, которые волновали поэта.

Именно это стихотворение многими исследователями относится к поэтическому наследию великого классициста, который отошел от многих канонов, чтобы излить на страницах своих произведений собственную душу.

Тематика и проблематика

Основная тема, заявленная в строках поэтического текста — подведение итогов пройденного жизненного пути. Лирический герой, который по духу очень близок самому Державину, смотрит на себя со стороны и оценивает собственные достижения.

В этом образе воедино переплелись несколько «ролей»:

  • писатель;
  • верный патриот своей страны;
  • обычный человек.

Автор рассуждает о жизненных ценностях и нравственных ориентирах, к которым стремился всю свою жизнь и до глубокой старости уверен в их истинности.

В завершающей части произведения возникают мотивы осуждения собственных недостатков. Лирический герой вслед за Державиным не безупречен, но у него есть одно оправдание — он лишь человек, поэтому имеет право на ошибку. У читателя возникает уважение к человеку, который столь открыто и откровенно рассуждает о собственных пороках. Хотя в своем литературном памятнике он мог бы попробовать возвеличить свой образ, выделив только положительные моменты.

Описание собственных недостатков не напоминает самобичевание, поэт в спокойной манере говорит о своих минусах.

С удивительной проницательностью отмечает, что тот, кто считает себя идеальным, сильно заблуждаются.

Главная тема поэтического текста, что недостатки есть у каждого человека, но не стоит заострять внимание на них. Если человек имеет морально-нравственные принципы и старается жить в соответствии с ними, ему не стоит стыдиться. Анализируя прожитые годы, Державин делает вывод, что он многое повидал, прошел через взлеты и падения, но всегда оставался самим собой.

Именно поэтому в целом собой он доволен. Он всегда жил по совести, а потому — может гордиться минувшими годами.

Композиционные и жанровые особенности

При анализе «Признания» Державина следует обозначить жанр текста. Это образец философской лирики, построенный в форме дружеского диалога автора через уста лирического героя с читателем. Здесь нет морали и напутствия, лирический герой лишь делится своими воспоминаниями и размышлениями.

При разборе стиха следует выделить особенности композиционного построения:

  1. Размер стиха — двустопный хорей с перекрестной рифмовкой.
  2. Автор часто использует личное местоимение «я», что придает тексту особенное личностное звучание. Он не ставит перед собой дидактической цели, Державин стремится лишь рассказать потомкам о себе, оставить след, именно поэтому «Признание» считается образцом самой проникновенной лирики классициста.
  3. Использование глагольных форм в прошедшем времени помогает добиться ретроспективы. Взгляд создателя обращен в прошлое, он подводит итоги прожитому, делает выводы.

Анализ стихотворения «Последние стихи Державина» в 7 классе следует продолжить описанием того, что поэт отходит от канонов классицизма

, расширяя границы литературного направления. В центре находится образ лирического героя, которого автор позиционирует с самим собой.

Таким образом, в обход традиции на первом плане оказалось не какое-то героическое событие, а размышление автора, подведение итогов его собственной жизни.

Специфика содержания

Поэтический текст представляет собой единую строфу с 32 строками.

При этом в его структуре можно выделить 3 компонента:

  1. Рассуждения лирического героя, что всю свою жизнь он старался быть честным и отказывался от лицемерия, именно эти черты ценил он в других.
  2. Рассуждения о собственном поэтическом таланте. Державин делится тем, что его поэтический дар — это подарок всевышнего, за который он был ему благодарен. В этой части поэт также упоминает, что свою задачу как творца видел в передаче потомкам сведений о прошлом. О себе он пишет как о патриоте, для которого нет ничего более ценного, чем Родина. Тема честности продолжает развиваться.
  3. Завершающая часть поэтического текста — признание лирического героя в собственных недостатках и пороках. Это самый личностный фрагмент, собственно, само «признание». Державин находит в себе смелость признаться в любви к прекрасным женщинам и светским забавам, пишет о своих неудачах столь же легко, как некоторые важные вельможи хвастаются жизненными успехами.

На уроках в школе или при выполнении письменных работ дома важно проанализировать и вывод, который делает поэт — никто в мире не является идеальным. Последняя строка — это видоизмененный стих из Библии: Брось, мудрец! На гроб мой камень, если ты не человек. Подразумевается строка «Пусть первый бросит в меня камень тот, кто сам без греха».

Основной смысл произведения в том, что совершенных людей не бывает, свои недостатки есть у каждого и их не стоит стыдиться.

Самое главное — не переступать через собственную совесть, не позволять порокам полностью править жизнью, проявлять силу духа. Только в этом случае человек сможет стать объектом подражания для потомков.

Средства выразительности

Иносказательный компонент и разговорная лексика в текстах Державина не представлены.

Его поэтические произведения сложны для восприятия, именно поэтому школьники традиционно не любят читать оды и стихи. Однако важно помнить, что творил этот поэт в эпоху классицизма, а его тексты гораздо ближе к современным, нежели произведения других авторов тех лет.

Державин сознательно отказывается от свойственной классицизму манере возвеличивания, используя реалистичность, именно поэтому в стихотворении нет напускного пафоса. Поэт пытается быть честным со своим читателем, поэтому использует разноплановую лексику. Вот примеры средств выразительности:

  1. Сочетание «высоких» и просторечных слов: «сан» соседствует с «надуваться» и «брякнуть».
  2. Большое количество местоимений придает тексту описательность, душевность.
  3. Метафоры: сам был света обольщён.
  4. Сравнения: равны богам — цари.
  5. Эпитеты: громкий, важный, беспристрастный.
  6. Олицетворения: блистал восторгом, со струн моих огонь летел.

Таковы основные изобразительно-выразительные средства, к которым обратился поэт.

Само стихотворение представляет собой подведение жизненных итогов, глубокий самоанализ, попытку разобраться в своих пороках и достижениях. Именно поэтому его по праву считают творческим наследием автора.

Gale Apps — Технические трудности

Приложение, к которому вы пытаетесь получить доступ, в настоящее время недоступно. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. Повторите попытку через несколько секунд.

Если проблемы с доступом сохраняются, обратитесь за помощью в наш отдел технической поддержки по телефону 1-800-877-4253. Еще раз спасибо, что выбрали Gale, обучающую компанию Cengage.

org.springframework.remoting.RemoteAccessException: невозможно получить доступ к удаленной службе [authorizationService@theBLISAuthorizationService]; вложенным исключением является com.zeroc.Ice.UnknownException unknown = «java. lang.IndexOutOfBoundsException: индекс 0 выходит за границы для длины 0 в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBounds(Preconditions.java:64) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBoundsCheckIndex(Preconditions.java:70) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.checkIndex(Preconditions.java:248) в java.base/java.util.Objects.checkIndex(Objects.java:372) в java.base/java.util.ArrayList.get(ArrayList.java:458) в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.populateSessionProperties(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:60) в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.reQuery(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:53) в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupEntitlementsManager.reinitializeUserGroupEntitlements(UserGroupEntitlementsManager.java:30) в com. gale.blis.data.model.session.UserGroupSessionManager.getUserGroupEntitlements(UserGroupSessionManager.java:17) в com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getProductSubscriptionCriteria(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:244) на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getSubscribedCrossSearchProductsForUser(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:71) на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getAvailableContentModulesForProduct(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:52) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.AbstractProductEntryAuthorizer.getContentModules(AbstractProductEntryAuthorizer.java:130) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.CrossSearchProductEntryAuthorizer.isAuthorized(CrossSearchProductEntryAuthorizer. java:82) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.CrossSearchProductEntryAuthorizer.authorizeProductEntry(CrossSearchProductEntryAuthorizer.java:44) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.ProductEntryAuthorizer.authorize(ProductEntryAuthorizer.java:31) в com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize_aroundBody0(BLISAuthorizationServiceImpl.java:57) на com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize_aroundBody1$advice(BLISAuthorizationServiceImpl.java:61) на com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize(BLISAuthorizationServiceImpl.java:1) в com.gale.blis.auth.AuthorizationService._iceD_authorize(AuthorizationService.java:97) в com.gale.blis.auth.AuthorizationService._iceDispatch(AuthorizationService.java:406) в com.zeroc.IceInternal.Incoming.invoke(Incoming.java:221) в com.zeroc.Ice.ConnectionI.invokeAll(ConnectionI. java:2706) на com.zeroc.Ice.ConnectionI.dispatch(ConnectionI.java:1292) в com.zeroc.Ice.ConnectionI.message(ConnectionI.java:1203) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool.run(ThreadPool.java:412) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool.access$500(ThreadPool.java:7) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool$EventHandlerThread.run(ThreadPool.java:781) в java.base/java.lang.Thread.run(Thread.java:834) » org.springframework.remoting.ice.IceClientInterceptor.convertIceAccessException(IceClientInterceptor.java:348) org.springframework.remoting.ice.IceClientInterceptor.invoke(IceClientInterceptor.java:310) org.springframework.remoting.ice.MonitoringIceProxyFactoryBean. invoke(MonitoringIceProxyFactoryBean.java:71) org.springframework.aop.framework.ReflectiveMethodInvocation.proceed(ReflectiveMethodInvocation.java:186) org.springframework.aop.framework.JdkDynamicAopProxy.invoke(JdkDynamicAopProxy.java:215) com.sun.proxy.$Proxy151.authorize(Неизвестный источник) com.gale.auth.service.BlisService.getAuthorizationResponse(BlisService.java:61) com.gale.apps.service.impl.MetadataResolverService.resolveMetadata(MetadataResolverService.java:65) com.gale.apps. controllers.DiscoveryController.resolveDocument(DiscoveryController.java:57) com.gale.apps.controllers.DocumentController.redirectToDocument(DocumentController.java:22) jdk.internal.reflect.GeneratedMethodAccessor202.invoke (неизвестный источник) java.base/jdk.internal.reflect.DelegatingMethodAccessorImpl.invoke(DelegatingMethodAccessorImpl.java:43) java.base/java.lang.reflect.Method.invoke(Method.java:566) org.springframework.web.method.support.InvocableHandlerMethod.doInvoke(InvocableHandlerMethod.java:205) org. springframework.web.method.support.InvocableHandlerMethod.invokeForRequest(InvocableHandlerMethod.java:150) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.ServletInvocableHandlerMethod.invokeAndHandle(ServletInvocableHandlerMethod.java:117) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.RequestMappingHandlerAdapter.invokeHandlerMethod (RequestMappingHandlerAdapter.java:895) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.RequestMappingHandlerAdapter.handleInternal (RequestMappingHandlerAdapter.java:808) org.springframework.web.servlet.mvc.method.AbstractHandlerMethodAdapter.handle(AbstractHandlerMethodAdapter.java:87) org. springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doDispatch(DispatcherServlet.java:1067) org.springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doService(DispatcherServlet.java:963) org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.processRequest(FrameworkServlet.java:1006) org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.doGet(FrameworkServlet.java:898) javax.servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:626) org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.service(FrameworkServlet.java:883) javax. servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:733) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:227) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.apache.tomcat.websocket.server.WsFilter.doFilter(WsFilter.java:53) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org. apache.catalina.filters.HttpHeaderSecurityFilter.doFilter(HttpHeaderSecurityFilter.java:126) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.servlet.resource.ResourceUrlEncodingFilter.doFilter(ResourceUrlEncodingFilter.java:67) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org. springframework.web.filter.RequestContextFilter.doFilterInternal (RequestContextFilter.java:100) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:102) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) com.gale.common.http.filter.SecurityHeaderFilter.doFilterInternal(SecurityHeaderFilter.java:29) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:102) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.owasp.validation.GaleParameterValidationFilter.doFilterInternal(GaleParameterValidationFilter.java:97) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org. springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.doFilter(ErrorPageFilter.java:126) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.access$000(ErrorPageFilter.java:64) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter$1.doFilterInternal(ErrorPageFilter.java:101) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.doFilter(ErrorPageFilter.java:119) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.FormContentFilter.doFilterInternal (FormContentFilter.java:93) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.boot.actuate.metrics.web.servlet.WebMvcMetricsFilter.doFilterInternal (WebMvcMetricsFilter.java:96) org. springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.CharacterEncodingFilter.doFilterInternal (CharacterEncodingFilter.java:201) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.apache.catalina.core.StandardWrapperValve.invoke(StandardWrapperValve.java:202) org.apache.catalina.core.StandardContextValve.invoke(StandardContextValve.java:97) org.apache.catalina.authenticator.AuthenticatorBase.invoke(AuthenticatorBase.java:542) org.apache.catalina.core.StandardHostValve.invoke(StandardHostValve.java:143) org.apache.catalina.valves.ErrorReportValve.invoke(ErrorReportValve.java:92) org. apache.catalina.valves.AbstractAccessLogValve.invoke(AbstractAccessLogValve.java:687) org.apache.catalina.core.StandardEngineValve.invoke(StandardEngineValve.java:78) org.apache.catalina.connector.CoyoteAdapter.service(CoyoteAdapter.java:357) org.apache.coyote.http11.Http11Processor.service(Http11Processor.java:374) org.apache.coyote.AbstractProcessorLight.process(AbstractProcessorLight.java:65) org.apache.coyote.AbstractProtocol$ConnectionHandler.process(AbstractProtocol.java:893) org. apache.tomcat.util.net.NioEndpoint$SocketProcessor.doRun(NioEndpoint.java:1707) org.apache.tomcat.util.net.SocketProcessorBase.run(SocketProcessorBase.java:49) java.base/java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor.runWorker(ThreadPoolExecutor.java:1128) java.base/java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor$Worker.run(ThreadPoolExecutor.java:628) org.apache.tomcat.util.threads.TaskThread$WrappingRunnable.run(TaskThread.java:61) java.base/java.lang.Thread.run(Thread.java:834)

Ода


Ода — форма величественного и сложного лирического стиха. Классическая ода состоит из трех частей: строфа , антистрофа и эпод , но существуют разные формы, такие как гомострофическая ода и неправильная ода .

Греческое происхождение

В греческом мелосе, или песне, существовало два больших подразделения; одно — личное высказывание поэта, другое — хоровая песня его группы обученных танцоров. Каждая из них завершилась тем, что было названо одами, но первая в руках Алкея, Анакреона и Сапфо приблизилась к тому, что современная критика называет чистой и простой лирикой. С другой стороны, хоровая песня, в которой поэт говорил сам за себя, но всегда сопровождалась или интерпретировалась хором, привела к тому, что теперь известно как собственно ода. Предполагают, что именно Алкман первым придал своим стихам строфическую аранжировку, и строфа стала неотъемлемой частью оды. Стесихор, Ибик и Симонид с Кеоса проложили путь двум великим мастерам оды среди древних, Пиндару и Вакхилиду.

Форма и стихотворная аранжировка великой лирики Пиндара определили тип героической оды . Теперь видно, что они сознательно составлены в очень сложных размерах и что каждый из них является результатом отдельного акта творческой изобретательности, но каждый сохраняет абсолютную постоянство формы. Будучи далеки от того, чтобы быть, как полагали критики вплоть до Коули и Буало, совершенно распущенными в своей неправильности, они больше похожи на песни и сирены средневековых трубадуров, чем на какие-либо современные стихи. Сами латиняне, по-видимому, утратили секрет этих сложных гармоний и не предпринимали серьезных попыток подражать одам Пиндара и Вакхилида.

Вероятно, греческие оды постепенно утратили свой музыкальный характер; им аккомпанировали на флейте, а потом декламировали вообще без музыки. Ода в том виде, в каком ее практиковали римляне, вернулась к лично-лирической форме лесбийских лиристов. Это самым изысканным образом продемонстрировали Гораций и Катулл; первый подражал и даже переводил Алкея и Анакреона, последний был непосредственно вдохновлен Сапфо.

Ссылки

  • Эта статья включает текст из 1911 Encyclopædia Britannica , публикации в общественном достоянии.

Ода в континентальной Европе

Первым современным писателем, осознавшим ценность античной оды, был Ронсар, который со всей энергией, на которую был способен, пытался восстановить огонь и объем Пиндара; его основные эксперименты датируются 1550–1552 годами. Поэты Плеяды признали в оде одну из форм стиха, которой следует обогатить французскую просодию, но они зашли слишком далеко в использовании грубо введенных греческих слов. Однако во Франции ода умерла почти так же быстро, как и ожила; он едва пережил XVI век, и ни образцы Ж. Б. Руссо, ни Сен-Амана, ни Малерба не обладали особой поэтической жизнью.

В начале 19 века форма была возобновлена, и у нас есть оды, сочиненные между 1817 и 1824 годами Виктором Гюго, философские и религиозные оды Ламартина и блестящие оды Теодора де Банвиля (1857).

Золотой век немецкой оды, как пиндаровской, так и горатовской разновидностей, связан с концом 18 века и такими писателями, как Клопшток и Шиллер, чья An die Freude (Ода к радости) вдохновила заключительную часть бетховенской 9-й0014 Девятая симфония .

Немецкая ода послужила источником вдохновения для первых русских од, написанных Михаилом Ломоносовым, в частности «Утреннее размышление о величии Божием» и «Вечернее размышление о величии Божием по случаю северного сияния» (1742-44). Но самые популярные и стойкие русские оды были сочинены Гаврилой Романовичем Державиным в царствование Екатерины Великой. Его ода « О Боге », часто считающаяся величайшим произведением русской поэзии XVIII века, при жизни поэта была переведена 15 раз на французский и 8 раз на немецкий языки.

английская ода

Первоначальным образцом для английских од был Гораций, использовавший форму для написания медитативных текстов на различные темы. Самыми ранними одами на английском языке, если использовать это слово в его строгой форме, были великолепные Epithalamium и Prothalamium Спенсера. В 17 веке наиболее важными оригинальными одами на английском языке являются оды Авраама Коули и Эндрю Марвелла. Марвелл в своей «Оде Горация на возвращение Кромвеля из Ирландии» использовал простую и правильную строфу (aabb, две четырехфутовые строки, за которыми следуют две трехфутовые строки), созданную по образцу Горация, в то время как Коули писал «Пиндарикские» оды, в которых были нерегулярные узоры. длины строк и схемы рифмовки, хотя они были ямбами. Принцип пиндариков Коули был основан на непонимании метрической практики Пиндара, но ему широко подражал Джон Драйден с заметным успехом.

Поскольку метр Пиндара стал лучше пониматься в 18 веке, мода на пиндарические оды угасла, хотя есть известные «настоящие» пиндаровские оды Томаса Грея, «Прогресс поэзии» и «Бард». Пиндарик из Коули был возрожден Вордсвортом около 1800 года для одного из его самых прекрасных стихотворений, оды « Намеки на бессмертие» ; нерегулярные оды также были написаны Кольриджем. Китс и Шелли писали оды, используя регулярные строфы. «Ода Западному ветру» Шелли, написанная четырнадцатью строфами с терцинами, представляет собой крупную по форме поэму, но, возможно, величайшую из од 19-го века.века были написаны Китсом. После Китса на английском языке было сравнительно немного крупных од. Одним из основных исключений является четвертый куплет поэмы Лоуренса Биньона « Для падших », которую часто называют «Ода падшим» или, проще говоря, «Ода».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *