«Бог». Анализ оды Державина
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: бог.
Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, –
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света твоего рожденны,
Исследовать судеб твоих:
Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,
В твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Хаоса бытность довременну
Из бездн ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В себе самом ты основал:
Себя собою составляя,
Собою из себя сияя,
Ты свет, откуда свет истек.
Создавый всe единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, ты есть, ты будешь ввек!
Ты цепь существ в себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от тебя родятся;
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звезды в безднах под тобой.
Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры –
Перед тобой – как нощь пред днем.
Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, – и то,
Когда дерзну сравнить с тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед тобой – ничто.
Ничто! – Но ты во мне сияешь
Величеством твоих доброт;
Во мне себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! – Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь – конечно, есть и ты!
Ты есть! – природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть – и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! – в бессмертие твое.
Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
1795
«Бог» — одна из лучших од Гаврилы Романовича Державина стала первым произведением русской литературы, заслужившим такую широкую мировую известность. Вскоре после появления в печати она была переведена на английский, испанский, итальянский, польский, чешский, греческий, латинский, шведский и японский языки; существует также не меньше 15 французских и 8 немецких переводов.
Это неудивительно: тема стихотворения — величие Бога и постижение человеком, личностью Божественной сущности — поистине жива во все времена и актуальна для всех народов. К тому же ода проникнута не духом церковной ортодоксии, а своеобразным космическим пантеизмом, отождествляющим, как известно, Бога и все силы, движущие миром.
В собственных «Объяснениях» к своим сочинениям Державин писал о строчке «Без лиц, в трёх лицах божества», что «кроме богословского православной нашей веры понятия, разумел тут три лица метафизические: бесконечное пространство, беспрерывную жизнь и неокончаемое течение времени, которое Бог в себе совмещает». (Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957. C. 381.)
Поэт задумал это произведение ещё в 1780 году, во время пасхальной заутрени в Зимнем дворце; тогда же на бумагу легли и первые строки. Однако окончательно мысль и образ созрели только через четыре года и начали проситься наружу.
«Он… взялся за перо, но все-таки суета житейская, городская мешала ему. Сердце хотело уединения, он решил бежать. Вдруг объявил жене, что едет осматривать белорусские свои земли, в которых никогда не был, хоть владел ими семь лет. Стояла самая распутица, о дальней дороге нечего было думать. Жена удивилась, но он ей не дал опомниться. Доскакал до Нарвы, повозку и слуг бросил на постоялом дворе, снял захудалый покойчик у старой немки и заперся в нём.
Он писал, пока сон не валил его на постель, а проснувшись, вновь брался за работу. Старуха носила ему пищу. Он работал в таком же диком уединении, в таком же неистовом напряжении телесных и душевных сил, в каких Челлини отливал некогда своего Персея…».
(Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988. С. 106.)
Державинская ода написана знаменитыми в русской поэзии десятистишными одическими строфами четырехстопного ямба, канонизированными еще Ломоносовым. Первые 6 строф обращены непосредственно к Богу; вглядываясь в Него со всех возможных сторон, поэт пытается постичь Его всеобъемлющее могущество.
Подбор образов передает всё мыслимое разнообразие мира, подвластного божеству: здесь и океан, и пески, и лучи планет, и миллионы светил — весь оформленный Божественной волей хаос; здесь цепь живых и смертных существ, здесь их история как часть вечности. Но по мере того, как открывается поэту величие божества, растет изумление Державина перед собственной способностью к его постижению — и последующие 5 строф становятся гимном Человеку, ода Богу превращается в оду «божественному сыновству человека», по выражению В.Ф. Ходасевича.
Апофеоз её — торжественная чеканная формула:
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Не сосчитать, сколько раз цитировалась последняя строка! Особую убедительность тексту придает противопоставление двух интимных местоимений: «Ты» (Бог) — и «я» (человек). Тем самым мощь и пафос державинских строк становятся личным приобретением каждого, кто дал себе труд в эти строки вчитаться.
В оде «Бог» Державин полностью господствует над своим материалом — словом. Гармонично сочетаются потоки однородных перечислений; уместны и ненавязчивы вопросы и восклицания; замечательно использованы анафоры, просты и весомы эпитеты, редкие метафоры и сравнения. Здесь, как нигде, поэт-живописец предстает поэтом-мыслителем.
Напомним многозначительный факт, описанный многими мемуаристами:
«От рождения был он весьма слаб, мал и сух. Лечение при- менялось суровое: по тогдашнему обычаю тех мест, запекали ребенка в хлеб. Он не умер. Было ему около году, когда яви- лась на небе большая комета с хвостом о шести лучах. В наро- де о ней шли зловещие слухи, ждали великих бедствий. Когда младенцу на неё указали, он вымолвил первое свое слово: — Бог!». (Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988. С. 7.)
3 / 5. 2
.
ода Державина на выставке каллиграфии — Реальное время
21:20, 23. 03.2022 27
Сегодня в казанском музее Боратынского открылась выставка «Дух всюду сущий». Великая ода «Бог» Державина в каллиграфии Петра Чобитько и его учеников». На выставке представлен фрагмент знаменитой оды Державина «Бог» на разных языках и алфавитах – от кириллицы и латиницы до армянской и японской графики. С помощью пера и пластики букв каллиграфы раскрывают духовный и философский смысл оды.
- 19 мар, 16:03 47 Науруз на Казанском ипподроме: многонациональный концерт, фестиваль плова и конкурс красоты
- 16 мар, 20:12 58 Российский венчурный форум: выездная редакция «Реального времени» в лицах
- 14 мар, 21:49
- 13 мар, 15:39 39 NEFT 4. 0: в Казани обсуждают вопросы цифровизации нефтегазовой отрасли
- 19 мар, 00:00 10 10 фото недели: от лыжников до бизнес-ангелов
- 16 мар, 20:03 65 Российский венчурный форум: в трендах биотех, логистика и электронная торговля
- 14 мар, 20:09 23 «Соло с красной пилой»: «творческий отчет» Олега Леонова
- 12 мар, 14:35 40 «Олимпийские надежды»: комплекс «Мирный» открыли лыжным спринтом
- 18 мар, 13:59 40 Лучка пучок, картошки мешок да меду горшок: в Казани стартовали ярмарки
- 15 мар, 19:28 51 «Мы вместе — и это главное»: сход предпринимателей татарских сел
- 14 мар, 10:27 23 «Умягчение злых сердец»: как в Казанском соборе встречали чудотворную икону
- 12 мар, 00:00 10 10 спортивных фото недели
«Реальное время» ― интернет-газета деловых новостей и отраслевой аналитики, актуальной информации о развитии экономики и технологий в Татарстане, России и мире.
Ежедневно редакция «Реального времени» готовит материалы и интервью с лидерами различных отраслей и рынков на самые актуальные темы.
Благодаря работе аналитического отдела газета публикует собственные рейтинги, рэнкинги, индексы, а также подробные аналитические исследования, формирующие максимально полную картину рынка для читателя.
ОДА БОГУ — Филипп Жувао — Зимбабве
Poets & Poems
Festival
Poetry Channel
C. Buddingh’-price
Het gedicht is een bericht
Events
About Us
Стихотворение
Филипп Жувао
Бок о бок
- Исходный язык
. ..Чьи дети жгут шины мерседес
для сердечного тепла в Весеннюю Злобу…
слова красивые обещания
что упали соломы разорваны
за его руку, проклятье, поражает
мужские слова в полях (лесах)
смотреть, как набухают хорроизоны
на моем лбу эта пчела
занята мухой, предзнаменование надежды
и
Когда боги терпят поражение
Что!
Шанс для Африки — это человек, который крепко держится
Луна роняет две тыквы
одна с чистыми ножами
другая ядовитые килты
драпировать целину дует
на лихорадочные ветры пустыни
Рев львицы вихрь рек Шаке904 небоскреб нечисти
На едином холме свернувшейся крови
рассыпать осколки гнева Духа
и его Отрицание
Ничто не то, чем кажется (вырисовывается)
Мы написали много стихов в наводнениях
И искали убежища в когтях леопарда
Никто еще не был голоден
Смерть дожила до старости и молодости
чтобы смотреть улыбаясь
как
мы поедали руины
времени истории.
© 2004, Phillip Zhuwao
От: Sunrise Poison
Издатель: Deep South, Grahamstown
Филипп Жувао родился в 1971 году на коммерческой ферме к северу от Хараре, Зимбабве. Он умер в 1994 года в нежном возрасте 23 лет. Он писал на английском, но использовал неологизмы, преднамеренные орфографические ошибки и сленг сельских общин. Использование им различных регистров и диалектов делает его работы свежими и уникальными.
стран
Откройте для себя другие стихи и поэты Зимбабве
Стихи Поэты
Языки
Откройте для себя другие стихи и поэты на английском языке
Стихи Поэты
Стихи
Стихи Филиппа Чжувао
ЭТИМ УТРОМ НЕГР
Филипп Жувао
Я ВСЕГДА ЛЮБИЛ БОЛЬШИЕ МАШИНЫ
Филипп Жувао
КАКАЯ ЛЮБОВЬ ЛУНЫ НАД ЭТИМ ДВЕРНЫМ ПРОЕМОМ СМЕШАЛИСЬ?
Филипп Жувао
МОЯ СИНЯЯ ОТСТАВКА ЗАВЕРШАЕТСЯ
Филипп Жувао
ПОЧЕМУ ЭТИ БОЛЬШИЕ ГЛАЗА ДОЛЖНЫ НЕ ВИДЕТЬ?
Филипп Жувао
ОДА БОГУ
Филипп Жувао
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОХОРОНАМИ ЧЕРЕЗ ТРЕЩИНУЮ СТЕНУ
Филипп Жувао
ГНИЛЫЕ ФРУКТЫ
Филипп Жувао
РОЗА С ЦВЕТАМИ КАДРОГОЛДА
Филипп Жувао
СЛОМАННЫЙ ДОЛЛАР В ОТЕЛЕ ПОЛЯНА
Филипп Жувао
Закрыть
. ..Чьи дети жгут шины мерседес
слов — красивые обещания
которые упали соломы разорваны
за его руку, проклятие, удары
слова человека в полях (лесах)
Смотреть, как набухают ужасы
у меня на лбу эта пчела
занята мухой, предзнаменование надежды
и
Когда Боги падают в поражении
Что!
Шанс для Африки — это человек, который крепко держится
Луна роняет две тыквы
одна с чистыми ножами
другая ядовитые килты
драпировать целину дует
на лихорадочные ветры пустыни
Рев львицы вихрь рек Шаке904 небоскреб фола
На едином холме свернувшейся крови
Рассыпать осколки гнева Духа
и его Отрицания
Ничто не то, чем кажется (вырисовывается)
Мы написали много стихов в наводнениях
И искали убежища в когтях леопарда
Никто не был голодный еще
Смерть дожил до старости и молодости
смотреть улыбаясь
мы поедали руины
времени истории.
От: Sunrise Poison
Ода богу Beat
Комментарий
Автор Дженна Барнетт
Фото Кашиша Ламбы на Unsplash8 июля 2022 г.
Примечание для наших читателей и поклонников Weekly Wrap: выпуск информационного бюллетеня Weekly Wrap на этой неделе будет нашим последним. Мы тратим время на его написание, чтобы реинвестировать в другие замечательные истории для sojo.net и журнала Sojourners во второй половине этого года. Нам грустно прощаться здесь, но если вы уже скучаете по нам и хотите оставаться на связи, есть два отличных способа сделать это: подпишитесь на нашу еженедельную рассылку SojoMail и на нашу ежедневную молитву Verse & Voice по адресу: ссылку и подпишитесь на наш журнал здесь.
В течение многих лет мы пытались сделать Weekly Wrap местом, где наши читатели могут найти в Интернете лучшие истории о религии и социальной справедливости. И хотя мне не терпится увидеть, что наши редакторы напишут с этой новой вакансией в нашем рабочем графике, я пропущу этот информационный бюллетень.
Составление Weekly Wrap похоже на литературную охоту за значимыми аспектами веры. И, ребята, всегда есть угол веры. Итак, как мы называем это в Weekly Wrap, вот небольшая ода тому, что я больше всего люблю в God Beat:Репортажи о религии позволяют очень быстро стать по-настоящему близкими. Возможно, мне не удастся спросить человека, с которым я встречаюсь, что он думает о божественном, возможно, до третьего свидания. Но если я беру интервью у кого-то для истории Соджо, я могу спросить: «А как ваша вера повлияла на это решение?» прямо из ворот.
Религиозные истории ставят древнее рядом с современным.
Религия — это горячая, красивая каша. Истории лицемерия? Белые евангелисты не оставят вас в дефиците! Сказки о щедрости и самопожертвовании? God Beat поможет вам. Если религиозные журналисты правильно выполняют свою работу, читатели увидят картину веры, одновременно разрушительную и внушающую благоговейный трепет; бесит и обнадеживает. Вот 10 примеров:
1. Моя церковь была права: Гарри Поттер был угрозой для моей веры
Когда я читал больше книг из мира «Гарри Поттер » и выше, я начал критически относиться к тому, что происходит, когда сообщества принимают и даже приветствуют различия, особенно различия, которые часто отмечают кого-то как аутсайдера. Хизер Брэди, сайт sojo.net.
2. Криста Типпет хочет, чтобы вы увидели всю скрытую надежду
За более чем 20 лет работы в качестве ведущей программы общественного радио «О бытии», которая транслировалась примерно на 400 станциях по всей стране, — Криста Типпетт и ее прекрасно разнообразный список гостей исследовал глубокие и неисчерпаемые вопросы о теологии, этике, науке, душе и о том, что значит быть человеком. Дэвид Марчезе через The New York Times Magazine.
3. Пастырское письмо измученному большинству
Измученное большинство не слышно и не представлено в нашей нынешней системе, в которой так часто доминируют самые крайние голоса. Автор: Адам Рассел Тейлор, сайт sojo.net.
4. Горные козлы выбирают более радикальный мир
«Дарниэль много думает о том, что мы должны друг другу, и о том, как мы можем противостоять тяге к эгоизму и эгоцентризму». Тайлер Хакаби через Актуально.
5. Почему просмотр «Элвиса» заставил меня задуматься о пасторах мегацеркви
Rockstars — и пасторы — становятся жертвами знаменитостей без поддержки и ответственности сообщества. Закари Ли, сайт sojo.net.
6. Ральф Рид из Атланты пытается сделать политику белых евангелистов менее белой
«На недавнем собрании тысяч религиозных консервативных активистов, организованном базирующейся в Джорджии Коалицией «Вера и свобода», одно сразу бросалось в глаза: толпа уже не такой белый, как раньше». B и Сьюзан Дэвис через WABE.org.
7. Будут ли церкви Калифорнии строить доступное жилье «на заднем дворе Бога»?
Новый законопроект может облегчить церквям и другим некоммерческим организациям строительство доступного жилья на своей территории. Юлия Оллер, сайт sojo.net.
8. Смех — лучший объединитель. Может ли это работать для борьбы с изменением климата?
Исследования показывают, что юмор может помочь донести информацию о климате. Активисты и комики начинают обращать на это внимание. Клэр Элиз Томпсон через Grist.
9. Чтобы положить конец насилию с применением огнестрельного оружия, нам нужно больше, чем законодательство
Христиане должны следовать примеру практиков преобразующего правосудия, ища ненасильственные решения, выходящие за рамки того, что может предложить закон. Ханна Боуман, сайт sojo.net.
10. Согласно плану Рубио, ваше имущество должно погасить пособие по уходу за ребенком, если вы умрете раньше срока
Остерегайтесь детей-сирот — SSA может скоро прийти за вашим наследством.