Аврелий августин википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Аврелий Августин — Wikiwand

  • ВведениеАврелий Августин
  • БиографияЭтапы творчества
  • Сочинения
  • Учение АвгустинаО бытииБог, мир и человекО благодатиО свободе и божественном предопределенииТворениеО вечности, времени и памятиТеодицея (Богооправдание)Истина и достоверное знаниеПознаниеОб обществе и истории
  • Влияние на христианство
  • См. также
  • ПереводыРусские переводыДругие переводы
  • Литература
  • В кино
  • Примечания
  • СсылкиЛатинские текстыРусские переводы сочинений АвгустинаАнглийские переводыОб Августине

Авре́лий Августи́н Иппо́нийский (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis; 13 ноября 354, Тагаст — 28 августа 430[2], Гиппон Царский), также известный как Блаже́нный Августи́н — богослов, философ и епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской Северной Африке. Его труды повлияли на развитие западной философии и западного христианства, и он считается одним из самых важных отцов Католической церкви в святоотеческий период, его труды и житие получили признание и в Православной церкви (где он причислен к лику блаженных).

Среди его значительных работ — «О граде Божьем», «Христианская наука» и «Исповедь». Память в Католической церкви и в Лютеранской — 28 августа, в Православной церкви — 15 июня ст. ст. (28 июня нового ст.)

По словам своего современника Иеронима, Августин «заново утвердил древнюю веру»[~ 1]. В юности он склонялся к главной персидской религии — манихейству, а позже — к неоплатонизму. После своего обращения в христианство и крещения в 386 году Августин разработал свой собственный подход к философии и теологии, включив в него различные методы и точки зрения[3]. Полагая, что благодать Христа необходима для свободы человека, он помог сформулировать доктрину первородного греха и внес значительный вклад в развитие теории справедливой войны. Когда Западная Римская империя начала распадаться, Августин представлял Церковь как духовный Град Божий, отличный от материального Града Земного[4]. Его мысли глубоко повлияли на средневековое мировоззрение. Та часть Церкви, которая придерживалась концепции Троицы, определенной Никейским и Константинопольским соборами[5], тесно отождествляла себя с «О Троице» Августина.

Августин признан святым в Католической церкви, Восточной Православной церкви и Англиканской церкви. Он также является выдающимся католическим учителем церкви и покровителем августинцев. Его память отмечается 28 августа, в день его смерти. Августин — покровитель пивоваров, печатников, богословов и ряда городов и епархий[6]. Многие протестанты, особенно кальвинисты и лютеране, считают его одним из богословских отцов протестантской Реформации из-за его учения о спасении и божественной благодати[7][8][9]. Протестантские реформаторы в целом, и Мартин Лютер в частности, отдавали Августину превосходство среди отцов ранней церкви. Лютер был с 1505 по 1521 год членом Ордена августинских отшельников.

На Востоке его учение вызывает большое количество споров и особенно подвергалось нападкам со стороны Иоанниса Романидиса[10]. Но другие богословы и деятели Восточной Православной церкви продемонстрировали значительное одобрение его сочинений, в первую очередь Георгий Флоровский[11]. Самая спорная доктрина, связанная с ним, филиокве[12], была отвергнута Православной церковью[13]. Среди других спорных учений — его взгляды на первородный грех, учение о благодати и предопределении[12]. Тем не менее, хотя он и считается ошибочным в некоторых моментах, он по-прежнему считается святым, оказав влияние на некоторых отцов церкви Востока, в первую очередь на Григория Паламу[14]. В Православной Церкви его праздник отмечается 15 июня[12][15]. Историк Диармайд Маккалок писал: «Влияние Августина на западную христианскую мысль трудно переоценить; только его любимый пример, Павел Тарсский, был более влиятельным, и жители Запада обычно видели Павла глазами Августина»[16].

житие, основные идеи и философия, труды, цитаты

Полезные материалы

Об исцелении читают акафист свт. Луке Крымскому

О чтении акафиста святителю Луке (Войно-Ясенецкому)

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

В истории Церкви бывают совершенно особые, поворотные события, определяющие собой дальнейшее развитие богословской мысли. Одним из них стали творения виднейшее богослова, учителя Церкви Августина Блаженного. Аврелий Августин Иппонийский является виднейшим представителем средневековой философии, почитаемого в православной, в католической и протестантской конфессиях в чине блаженного. Его труды не только систематизировали православное учение о Троице, но и привнесли в христианскую догматику столь необходимый ей мощный философский аппарат.

Содержание

Биография

Блаженный Августин Аврелий родился в 354 году в Тагасте, в Нумидии (современный Тунис). Этот североафриканский город был когда то завоеван Карфагеном и являлся своего рода римской колонией. Августин говорил и писал на латинском языке.

Его семья была обычным по тем временам союзом римского патриция-язычника и простой благочестивой женщины. Мать Августина Моника была христианкой, впоследствии канонизирована.

Полезные материалы

 

Из автобиографической «Исповеди» блаженного, известно, что своей кроткой жизнью ей удалось привести в христианство и своего мужа, он крестился незадолго до смерти. Считается, что по молитве матери и Блаженный Августин пришел к вере во Христа. Вслед за сыном св. Моника стала ученицей Амвросия Медиоланского. Она пыталась приобщить ребёнка к Церкви, но на тот момент влияние отца было сильнее, в детстве св. Августин крещен не был. Он принял крещение уже во взрослом возрасте, полностью пройдя процедуру катехизации.

В юности св. Августин Аврелий вел достаточно разгульный образ жизни, однако, с принятием и узнаванием христианства, он его полностью переменил. В каком-то смысле св. Августин выбрал для себя путь кающегося грешника, спустя столетия его повторит ещё один знаменитый католический святой — Франциск Ассизский.

Первое знакомство Блаженного Августина со Священным Писанием не произвело на него особого впечатления. В четвертом веке древний еврейский текст, переведенный на «койне», простонародный греческий диалект, возникший ещё в армиях Александра Македонского, показался вульгарным молодому римскому интеллектуалу.

Св. Августин считал, что Господь Ветхого Завета, жестоко карающий богоизбранный народ и милующий Христос Евангелия — разные Боги.

Многочисленные библейские «гебраизмы» произвели гнетущее впечатление на утонченного, ищущего рационального объяснения Библии, Августина. Это убеждение, наряду с жаждой истины и привело его к манихейству, где он «потерял в шелухе» почти девять лет.

Последователи перса Мани интерпретировали Священное Писание в духе зороастризма, по сути они были сложносочиненной еретической сектой, впитавшей в себя восточные языческие культы, гностицизм и, возможно, арианство. Манихеи проповедовали дуалистическое учение, согласно которому, все божественное и светлое в мире, суть эманации от Бога-Отца, а сотворенный им Христос-Сияние сошел на землю и воплотился в Еву, чтобы преподать человечеству пути спасения. Св. Августин быстро перерос манихейство, а его следующим увлечение стала греческая философия.

В Карфагене он преподавал риторику, достигнув в этом определенных высот, там же продолжил изучать философию. Прочитав философские трактаты Плотина, Августин стал причислять себя к неоплатоникам, которых часто называют «христианами до христианства».

Именно тогда он получил в свое распоряжение стройную логическую систему греческих мудрецов, – Платона и Сократа.

Неоплатонизм – синтез научных, религиозных, философских, а значит и рационалистических систем, учит о непознаваемости трансцендентного Бога (Единого) и возможности изучения его снисходящих в мир эманаций. Эта система имеет иерархию, понятную и христианству. Постепенно познавая божественные проявления в материальном мире, разум человека возносит его к запредельному Единому. Всего один шаг отделял Августина от понимания, а значит и принятия Евангельской вести.

В 393 году Августин жил в римском городе Медиолане (современный Милан), где выступал со своими знаменитыми лекциями один из четырех великих учителей Церкви, св. Амвросий Медиоланский. Слушая его, Августин все больше проникался красотой христианского вероучения, он нашел свою истину во Христе. Спустя некоторое время, Августин Блаженный принял Таинство Крещения.

После того, как отошла ко Господу его мать, св. Моника, Августин вернулся на родину в Тагаст. Полученное наследство он отдал на нужны Церкви и уехал в город Гиппон, где принял священнический сан, а в 395 был рукоположен во епископы.

Уже тогда св. Августин Аврелий был известным апологетом, а прошлое ритора и хорошее знание философии, привели его к занятиям теологией. Он оставил после себя колоссальное литературное наследие, которое включает в себя труды по апологетике, догматико-полемические трактаты, работы по нравственному богословию, гимнографию и проповеди.

Труды

Творчество св. Августина послужило своеобразной «закваской» для богословской школы всего западного христианства. И поныне его творения вдохновляют многих авторов.

Существует три фундаментальных труда св. Блаженного Августина Аврелия Иппонийского, они содержат в себе всю полноту его богословия. Это автобиографичная «Исповедь», догматическая работа – «Трактат о Троице» и историософское учение «О Граде Божьем».

Христос на троне, архангелы Михаил
и Гавриил и св. Григорий, Мартин, Амвросий и Августин
Первая половина XII в.
Собор Санта-Мария-Ассунта, Торчелло, Италия
Мозаики в апсиде диаконника.

Богословские изыскания св. Августина сложно назвать полностью оригинальным, например, его трактат о Троице – размышление на тему всех известных на тот момент интерпретаций тринитарной догматики. Св. Августин Аврелий – один из святых отцов, допускающих и практикующих рассудочное познание Бога «инрацио», в противопоставление восточной богословской школе, основой которой был исихазм – практическое, опытное богопознание.

Онтология Августина отчасти обоснована его философским мировоззрением. Христианские неоплатоники, к числу которых принадлежал Августин, отождествляли Единое платонизма с Единым Богом, а абсолютный разум или Логос с Сыном Божьим, Иисусом Христом. Бытие, созданное благим Господом, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует и происходит от Бога, есть благо.

В теодицее св. Августина, зло не имеет своей сущности, поскольку не сотворено, оно есть противоположность добра, его недостаток, повреждение или порок, своеобразная порча. Источник благого бытия – Господь, наивысшая степень блага, красоты, самая прекрасная форма всего. По Августину Блаженному, мир существует в постоянном акте его сотворения Богом, он даже только поэтому и существует, что не иссякает творческая сила Господа. Творец один и мир один, какие то иные миры – игра воображения.

Бог и душа – главные объекты человеческого познания: бытие человека в его духовной составляющей, подобно бытию Бога, значит, оно познаваемо с помощью разума, а бытие вещей узнается из чувственного опыта.

Св. Августин в своих книгах пишет об акте интроспекции, как о возможности познания человеком Бога, через образ Божий, заключенный в самом человеке. Он анализирует идею Бога в соотношении с человеком, а человека в отношении к Творцу. Философская антропология Августина наполнена любовью к Богу и к сотворенному Им миру.

Душа, учит св. Августин Блаженный, нематериальна и не конечна. Идея о происхождении и бессмертии души не была им определена окончательно. Он колебался между идеей перехода души от родителей к младенцу и идей творения ее Господом.

Учение св. Августина Аврелия о Святом духе логически вытекает из его представлений о Святой Троице, оно несколько отличается от традиционного. По учению каппадокийцев, Три Лица Пресвятой Троицы отличаются лишь отношениями лиц друг ко другу – Отец вечно рождает Сына (Логоса), Сын вечно рождается от Бога Отца, а Святой Дух вечно исходит от Бога-Отца. Выражение «Бог есть Любовь», относится ко всей Троице. Скупое, на первой взгляд описание, происходит из апофатической богословской традиции, в которой одно из божественных качеств – непознаваемость.

Опираясь на опыт самопознания Августин постулирует : «Святой Дух не может быть безымянной ипостасью, а значит, исхождение Святого Духа и есть та самая любовь Отца к Сыну и Сына к Отцу».

Интересно, что св. Августин строит выводы интроспективно, анализируя человеческие отношения. Отец же любит свое дитя, а дитя же любит отца, от них исходит сама любовь, рассуждает св. Августин. Если в восточном христианстве не могли отличить, чем любовь отличается от исхождения, в западном богословии надолго закрепился взгляд Августина Блаженного – Святой дух есть любовь.

Знаменитое «филиокве», послужившее яблоком раздора между Римом и Византией, отчасти, обязано своим появлением неверно понятым августианским представлениям о Святом Духе.

Согласно учению Августина Блаженного о первородном грехе, Бог сотворил первых людей, в особом состоянии свободы воли и дал им заповеди, для того, чтобы люди исполняли их. Из состояния свободной воли или «возможности согрешить», люди, постепенно, пребывая в любви и послушании Господу, должны были перейти в состояние «невозможности грешить».

Условием этого перехода была «благодать первозданной праведности». Нарушив заповеди, люди лишились этой благодати и стали неспособны сопротивляться злу. Их новое состояние – «невозможность не грешить». Некоторые западные современные авторы считают, что св. Августин создал эту концепцию в полемике с монахом Пелагием, учившем, что первородный грех никак не повлиял на природу человека.

По св. Августину, болезни, скорби и смерть, ставшие следствием грехопадения необходимы, чтобы ограничить нашу способность творить зло.

Грех прародителей снимается в Таинстве Крещения. Человеку вновь преподается «благодать первозданной праведности» и он возвращается в первозданное благодатное состояние «возможности не грешить». Августин Блаженный учит, что если человек не крещен, он не имеет «благодати первозданной праведности», судьба некрещеных ужасна, даже младенцы не попадут в Царствие Небесное, так как на них остался первородных грех. В православной догматике это учение считается теологуменом, частным богословским мнением.

Авторитет блаженного Августина способствовал появлению традиции массового крещения детей. В западной христианской традиции крещение новорожденного стало своеобразной гарантией спасения его души. В восточной традиции ряд святых отцов говорят о тайне божественной сотериологии, например, св. Григорий Нисский учит, что Бог спасет всех.

Ещё один важный аспект августианской концепции о грехопадении — моноэнергизм. По св. Августину, в результате грехопадения Адама и Евы произошло тотальное повреждение человеческой природы. Из трех составляющих человека – чувств, разума и воли, сильнее всех пострадала именно воля и меньше всего – разум.

Человек стал полностью безвольным существом. Он не только не может спастись, а даже не может захотеть спасения. Бог Сам избирает человека и, как бы подталкивает его, даруя необходимую для этого благодать. И человек не в силах отказаться. Вначале благодать вызывает в нем желание Царства Божия, в ответ на желание, которое по сути и производит Бог, благодать дарует человеку веру и приводит к праведной жизни. Никакой заслуги человека здесь нет и быть не может. Со св. Августином не согласны восточные учителя Церкви, создавшие учение о синергии, «соработничестве» человека и Бога в деле спасения.

Для того, чтобы логически объяснить, как Бог выбирает, кого спасти, а кого нет, св. Августин ссылается на божественное качество всеведения. Всеведущий Господь предвидит, кто из людей спасется, поэтому именно им дарует благодать и ведет их в Царствие Небесное. Что будет со остальными, Блаженный Августин не уточняет.

Учение о заслугах человека перед Богом стало основной чертой протестантизма. Не менее важным для развития философской и исторической европейской мысли явилось сочинение св. блаженнного Августина Аврелия «О Граде Божьем». На страницах этой грандиозной двадцати двух томной книги, он хотел осмыслить судьбы человечества от Адама и Евы до наших дней. Это взгляд на историю не как на цепь хаотических, не связанных между собой событий, а первая попытка историософии – поиск мудрости Божьей в истории человеческого бытия.

Два града существуют на земле Град Божий, созданный любовью Бога к человеку и Град Земной, следствие человеческого эгоизма, его любви к самому себе – град греховный и злой. По св. Августину, два града переживают шесть главных эпох: от сотворения Адама до рождения Христа. Шестая эпоха началась с Христа и закончится Страшным Судом, тогда граждане «града Божия» получат райское блаженство, а граждане «земного града» подвергнутся вечным мукам.

Воплощением Града Земного для св. Августина Аврелия был Рим – центр гонений на христианскую Церковь. Сочинение о «Граде Божьем» святой написал, под впечатлением от разорения «вечного города», которое он считал наказанием за грехи. В 410 году Рим был разрушен ордами вестготов. Несмотря на некоторую легендарность августиновой концепции, это была первая попытка создать христианскую философию истории.

В 430 году уже престарелый богослов и философ, добрый пастырь св. Августин Аврелий Иппонийский Блаженный разделил трагическую судьбу своего города, завоеванному дикими племенами вандалов. Он до конца оставался со своей паствой. Неизвестно, был ли он убит или умер во время нападения на Гиппон.
Учение этого почитаемого в трех конфессиях отца Церкви, заложило основу для дальнейших богословских и философских изысканий. Его нелегкая «многогрешная» жизнь, отчасти, стала опровержением моноэнергизма, а долгий путь к Господу, полный исканий, послужил примером того, что спасение возможно для каждого человек, путей много, все они открыты.

Августин Блаженный причислен к лику святых не только Восточной, но и Западной Церкви. В настоящее время есть церкви святого в Париже, Вене, и других городах. В Vв. христиане, спасаясь от ариан, увезли останки святого Августина в Кальяри  (Сардиния), а в VIIIв. мощи были выкуплены Лиутпрандом — лангобардским королем (северо-западная Италия), а затем перенесены в столицу — Павию.

Цитаты

«Возлюби Господа и поступай как хочешь» приписывается Августину.

«Вера состоит в том, что мы верим тому, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим..» так же.

«Верховный Художник сочетал и расположил свои творения в одно прекрасное целое. Его благость, начиная с высшего и оканчивая низшим, не завидует никакой красоте, которая и может быть только от одного Него». Теологический трактат «Об истинной религии».

«И гордость ведь прикидывается высотой души.» Исповедь.

«Так что же такое время? Если никто меня о нем не спрашивает, то я знаю — что, но как объяснить вопрошающему — не знаю. Твердо же знаю я только одно: если бы ничего не проходило, не было бы прошедшего; если бы ничего не приходило, не было бы будущего; если бы ничего не было, не было бы настоящего. Но как может быть прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? А если бы настоящее не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность. Настоящее именно потому и время, что оно уходит в прошлое. Как же можно тогда говорить о том, что оно есть, если оно потому и есть, что его не будет. Итак, время существует лишь потому, что стремится исчезнуть». Исповедь.

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Augustine of Hippo — Wikiwand

  • Introduction Augustine of Hippo
  • LifeBackgroundChildhood and educationMove to Carthage, Rome, and MilanConversion to Christianity and priesthood
  • Death and sainthoodRelics
  • Views and thoughtTheologyChristian anthropologyCreationEcclesiologyEschatologyMariologyNatural knowledge and biblical interpretationOriginal sinPredestinationSacramental theologyPhilosophyAstrologyEpistemologyJust warFree willSociology , мораль и этикаЕстественный законРабствоЕвреиСексуальностьПедагогикаПринуждениеКонтекстБогословие
  • Works
  • Legacyin Philosophyin Togologyoratorio, Musicin Popular Art
  • См. Также
  • Ссылки Notescitationscited SourceSfurther Reading
  • Внешний LinksGeneralBibliographyworks по Августинебиографии и критике
. Можете ли вы перечислить главные факты и статистику об Августине Бегемотской?

Кратко изложите эту статью для 10-летнего ребенка

Покажите все вопросы

Августин гиппопой (/ ɔːˈ ɔːˈstɪn/ AW-Gust-in , US также / ˈɔː ˈɔːəstiːn/ Aw-Gə-steen ; 13 ноября 354 — 28 августа 430), [31] также известный как Святой Августин , был теологом и философом берберского происхождения и епископом Гиппона Региуса в Нумидии, римская Северная Африка. Его сочинения повлияли на развитие западной философии и западного христианства, и он считается одним из самых важных отцов латинской церкви в святоотеческий период. Его многочисленные важные работы включают Город Божий , О христианской доктрине , и Исповедь .

По словам его современника Иеронима, Августин «снова установил древнюю Веру». После своего обращения в христианство и крещения в 386 г. Августин разработал свой собственный подход к философии и теологии, сочетающий различные методы и точки зрения.[32] Полагая, что благодать Христа необходима для свободы человека, он помог сформулировать учение о первородном грехе и внес значительный вклад в развитие теории справедливой войны. Когда Западная Римская империя начала распадаться, Августин представлял себе Церковь как духовный Град Божий, отличный от материального Земного Града.[33] Та часть Церкви, которая придерживалась концепции Троицы, определенной Никейским и Константинопольским соборами[34], тесно отождествлялась с 9 церковью Августина.0004 На Троицу .

Августин признан святым в католической церкви, Восточной православной церкви и англиканской общине. Он также является выдающимся католическим доктором церкви и покровителем августинцев. Его память отмечается 28 августа, в день его смерти. Августин является святым покровителем пивоваров, печатников, теологов, а также ряда городов и епархий.[35] Его мысли оказали глубокое влияние на средневековое мировоззрение. Многие протестанты, особенно кальвинисты и лютеране, считают его одним из богословских отцов протестантской Реформации из-за его учений о спасении и божественной благодати. Протестантские реформаторы в целом, и Мартин Лютер в частности, считали Августина первенством среди отцов ранней церкви. С 1505 по 1521 год Лютер был членом Ордена августинцев-отшельников.

90 027 На Востоке его учение вызывает больше споров и подверглось заметной критике со стороны Иоанна Романидеса[39], но другие богословы и деятели Восточной Православной Церкви продемонстрировали значительное одобрение его трудов, в основном Георгий Флоровский[40]. Наиболее спорная доктрина, связанная с ним, filioque[41], была отвергнута Восточной Православной Церковью[42]. Другие спорные учения включают его взгляды на первородный грех, учение о благодати и предопределении. Хотя в некоторых моментах он считается ошибочным, он по-прежнему считается святым и оказал влияние на некоторых отцов Восточной церкви, в первую очередь на Григория Паламу. В Греческой и Русской Православных Церквях его память отмечается 15 июня.[41][44] Историк Диармейд МакКаллох писал: «Влияние Августина на западную христианскую мысль трудно переоценить; только его любимый пример, Павел из Тарса, был более влиятельным, и жители Запада обычно видели Павла глазами Августина».[45]

Августин Гиппопотамский | Христианская история

«Человечество делится на два рода: такие живут по человеку, и такие живут по Богу. Их мы называем двумя городами… Небесный Град затмевает Рим. Там вместо победы истина»

Варвары хлынули в империю, угрожая римскому образу жизни как никогда прежде. Христианская церковь также столкнулась с нападками внутренних еретиков. Потенциальное уничтожение культуры, цивилизации и церкви было больше, чем случайным кошмаром — оно воспринималось как непосредственная угроза. И Августин ответил с такой мудростью, что некоторые до сих пор считают его ответы самыми важными церковными писаниями после Библии.

Секс и развлечения

С самого своего рождения в маленьком североафриканском городке Августин знал о религиозных разногласиях, охвативших Римскую империю: его отец был язычником, почитавшим старых пунических богов; его мать была ревностной христианкой. Но юный Августин меньше интересовался религией и учебой, чем сексом и роскошью — например, он вместе с друзьями воровал груши из соседнего виноградника, «не для того, чтобы съесть их самим, а просто бросить свиньям».

В возрасте 17 лет Августин отправился в школу в Карфагене — деревенский мальчик в жемчужине Северной Африки. Там неуспевающий увлекся учебой и начал делать себе имя. Он погрузился в сочинения Цицерона и манихейских философов и отбросил остатки религии своей матери.

Закончив учебу, Августин вернулся в свой родной город Тагасте, чтобы преподавать риторику и немного манихейства. (Философия, основанная на учении перса по имени Мани, представляла собой дуалистическое искажение христианства. Она учила, что мир света и мир тьмы постоянно воюют друг с другом, вовлекая в борьбу большую часть человечества.) Августин пытался скрывать свои взгляды от матери Моники, но узнав об этом, выгнала его из дома.

Но Моника, которая мечтала, что ее сын станет христианином, продолжала молиться и умолять о его обращении и последовала за ним в Карфаген, когда он переехал туда, чтобы учить. Когда Августину предложили должность профессора в Риме, Моника умоляла его не ехать. Августин сказал ей идти домой и спокойно спать, зная, что он останется в Карфагене. Когда она ушла, он сел на корабль, направляющийся в Рим.

Тьма побеждена

Проведя год в Риме, Августин снова переехал, чтобы стать профессором риторики в Милане. Там он начал посещать собор, чтобы послушать впечатляющую речь епископа Амвросия; он продолжал ходить из-за проповедей Амвросия. Вскоре он отказался от своего манихейства в пользу неоплатонизма, философии как римских язычников, так и миланских христиан.

Его мать, наконец, догнала его и взялась за то, чтобы найти своему сыну достойную жену. У Августина была наложница, которую он очень любил и которая подарила ему сына, но он не женился на ней, потому что это разорило бы его в социальном и политическом плане.

Хронология

312

Преобразование Константина

323

Евсевий завершает Церковная история

325

Первый Никейский собор

354

Августин родился в

г.

430

Августин умирает 90 028

451

Халкидонский собор

Вдобавок к эмоциональному напряжению из-за того, что он оставил свою возлюбленную, и сдвигу в философии, Августин боролся с самим собой. В течение многих лет он пытался преодолеть свои плотские страсти, и, казалось, ничто не помогало. Ему казалось, что даже малейшие его проступки нагружены смыслом. Позже, написав о груше, укравшей его юность, он размышлял: «Наше настоящее удовольствие состояло в том, чтобы делать что-то запрещенное. Зло во мне было отвратительным, но я любил его».

Однажды днем, прогуливаясь по саду, он с тревогой размышлял о таких вещах. Вдруг он услышал детский напевный голос, повторяющий: «Возьми и прочитай». На столе лежало собрание посланий Павла, которые он читал; он взял ее и прочитал первое, что увидел: «Не в кутеже и пьянстве, не в похоти и распутстве, не в ссорах и соперничестве. Наоборотнее, вооружитесь Господом Иисусом Христом, не думайте более о природе и о природных аппетитах». «(Римлянам 13:13-14).

Позже он писал: «Я больше не стал бы читать, да и не нуждался во мне: мгновенно в конце этого предложения, как бы светом безмятежности, проникшим в мое сердце, вся тьма сомнений исчезла».

От монаха до епископа

Обращение Августина потрясло всю его жизнь. Он оставил свою профессуру, набросал Амвросию записку о своем обращении и удалился с друзьями и матерью на загородную виллу в Кассициакуме. Там он продолжал обсуждать философию и выпускать книги в духе неоплатоников. Через полгода он вернулся в Милан, чтобы его крестил Амвросий, а затем вернулся в Тагасте, чтобы жить писателем и мыслителем.

К тому времени, когда он добрался до своего родного города (путешествие удлинилось из-за политических потрясений), он потерял мать, сына и одного из ближайших друзей. Эти потери побудили Августина к более глубокому и энергичному посвящению: он и его друзья основали мирскую аскетскую общину в Фагасте, чтобы проводить время в молитве и изучении Священного Писания.

В 391 году Августин отправился в Гиппо, чтобы обсудить возможность основания монастыря в этом районе. Его репутация шла впереди него. Рассказывают, что, увидев в одно воскресенье известного мирянина в храме, епископ Валерий отложил заготовленную проповедь и проповедовал о насущной потребности в священниках в Гиппоне. Толпа уставилась на Августина, а затем подтолкнула его вперед для рукоположения. Против его воли Августин был сделан священником. Миряне, думая, что его слезы разочарования вызваны тем, что он хочет быть епископом, а не священником, пытались уверить его, что добро приходит к тем, кто ждет.

Валерий, не говоривший на пуническом (местном языке), быстро передал обязанности преподавателя и проповедника своему новому священнику, который говорил на местном языке. Через пять лет после смерти Валерия Августин стал епископом Гиппона.

Православный чемпион тысячелетия

Охрана церкви от внутренних и внешних вызовов была главной задачей нового епископа. Церковь в Северной Африке была в смятении. Хотя манихейство уже было на исходе, у него все еще было немало последователей. Августин, знавший его сильные и слабые стороны, нанес ему смертельный удар. В общественных банях Августин спорил с Фортунатом, бывшим одноклассником из Карфагена и ведущим манихеем. Епископ быстро расправился с еретиком, и Фортунат с позором покинул город.

Менее легко справиться с донатизмом, раскольнической и сепаратистской североафриканской церковью. Они считали, что католическая церковь была скомпрометирована и что католические лидеры предали церковь во время прежних преследований. Августин утверждал, что католицизм был действительным продолжением апостольской церкви. Он язвительно писал: «Облака катятся с громом, что дом Господень будет построен по всей земле, а эти лягушки сидят в своем болоте и квакают: «Мы единственные христиане!»

В 411 году полемика достигла апогея, когда имперский уполномоченный созвал дебаты в Карфагене, чтобы разрешить спор раз и навсегда. Риторика Августина разрушила призыв донатистов, и комиссар выступил против группы, начав против них кампанию.

Однако это не было временем радости для церкви. За год до Карфагенской конференции полководец варваров Аларих и его войска разграбили Рим. Многие римляне из высшего сословия спасались бегством в Северную Африку, одно из немногих убежищ, оставшихся в империи. И теперь перед Августином встала новая задача — защитить христианство от обвинений в том, что оно привело к падению империи, отвернув глаза от римских богов.

Ответ Августина на широко распространенную критику появился в 22 томах за 12 лет в «Городе Божьем». Он утверждал, что Рим был наказан за прошлые грехи, а не за новую веру. Его пожизненная одержимость первородным грехом воплотилась в жизнь, и его работы легли в основу средневекового мышления. «Человечество разделено на два вида, — писал он. «Такие живут по человеку, а такие живут по Богу. Этих мы называем двумя городами… Град Небесный затмевает Рим. Там вместо победы истина».

Еще одним фронтом, с которым Августину пришлось сражаться, чтобы защитить христианство, было пелагианство. Пелагиус, британский монах, приобрел популярность как раз после того, как полемика вокруг донатистов закончилась. Пелагиус отверг идею первородного греха, вместо этого настаивая на том, что склонность к греху является свободным выбором человечества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *