Очерк жизни и творчества есенина: Краткая биография Есенина, интересные для детей факты жизни и творчества Сергея Есенина для всех классов

Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина

Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. С малых лет он был отдан на попечение деду, который учил его грамоте, пел ему старинные песни, читал библию. Бабка и нянька рассказывали ему русские сказки. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», — вспоминал поэт. После окончания сельского училища Есенина определили в двухклассную учительскую школу, находившуюся в небольшом городке Спас-Клепики. Здесь у юноши пробудился интерес к русской литературе. К этому времени относятся и его первые поэтические опыты. Некоторые стихотворения, написанные в Спас-Клепиках, позднее вошли в его первый сборник («Выткался на озере алый свет зари…», «Сыплет черемуха снегом…» и др.). В 1912 году Есенин приехал в Москву, где его отец работал приказчиком в лавке замоскворецкого купца. Отец «пристроил» и сына на службу в эту лавку; так началась московская жизнь поэта. Сокровенная мечта стать писателем приводит Есенина в литературно-музыкальный кружок имени крестьянского поэта Ивана Сурикова.

Поэты -«суриковцы» принимали участие в революционном движении. Здесь Есенин довольно быстро начал посещать рабочие маевки, по заданию кружка выступал перед рабочими, распространял среди них нелегальные издания. К этому времени поэт опубликовал уже немало произведений в различных московских журналах. Он посылал свои стихи и в петроградские издания, а весной 1915 года сам поехал в Петроград. Здесь произошла знаменательная встреча Есенина с Александром Блоком, которому он читал свои стихи. «Стихи свежие, чистые, голосистые» — так записал Блок в дневнике. Он помог, молодому поэту обосноваться в Петрограде, установить связи со столичными литераторами. «Направляю к Вам талантливого крестьянского поэта», — писал Блок в один из литературных журналов, рекомендуя Есенина. В 1916 году вышел первый сборник стихотворений Есенина «Радуница».

Главное место в сборнике «Радуница» занимали произведения, идущие от жизни, от крестьянского быта («Девичник», «Поминки», «Базар», «В хате» и др.). Самая же сильная сторона ранних произведений Есенина — это лирическое изображение русской природы. Часто в картинах природы, нарисованных Есениным, много печали, навеянной горькой судьбой русской деревни:

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Но чем безрадостнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала его беспредельная привязанность к Родине:

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу,
Но не любить тебя, не верить
— Я научиться не могу.

Произведения, написанные Есениным во время революции («Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик» и др.), проникнуты бунтарскими настроениями. В 1918 году по заданию Советского правительства друг Есенина скульптор С. Т. Коненков изготовил мемориальную доску для Кремлевской стены в честь погибших бойцов. Специально для этой мемориальной доски группа поэтов сложила «Кантату». Среди авторов был и Есенин. Ему принадлежат слова:

Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.

Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!

Нам ли страшны полководцы
Белого стада горилл?
Взвихренной конницей рвется
К новому берегу мир.

Изображение революции в ряде произведений Есенина тех лет принимает библейско-символический характер. Конкретная действительность и реальные образы отступают на задний план под напором неожиданных метафор, туманных символов, религиозной образности и лексики. В поэме «Инония» он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным «мужицким раем». Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас, злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.

Есенинская лирика этого времени окрашена в печальные, элегические тона. Характерно, например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921). Поэт прощается со своей молодостью, чувствует душевную усталость, ему кажется, что жизнь уже прошла безвозвратно:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Стихотворения 1919—1921 годов «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…», «Хулиган», написанные с большой художественной силой, ярко запечатлели противоречия Есенина, драматический разлад в сознании поэта между старым и новым. От этих произведений лежал путь к литературной богеме и к печально известному циклу «Москва кабацкая». В стихотворениях «Москвы кабацкой» («Да! Теперь решено. Без возврата…», «Вечер черные брови насопил…» и др.) есть и упадочничество, опустошенность, одиночество, отчаяние, есть и стремление преодолеть эти настроения, вырваться из плена неприкаянности и тоски, есть и поэтизация пьяного разгула, есть и порыв к цельности и здоровой жизни:

Не хрипи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Успокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек…

И за драматизмом судьбы и творчества поэта выступает социальная драма тех мечущихся, раздваивающихся, заблуждающихся людей, которых было немало в те годы в нашей стране, — людей, колеблющихся между старым и новым. Горький писал о Есенине: «…он выражает стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ непримиримого раскола старого с новым». В мае 1922 года Есенин уехал за границу и вернулся на родину в августе 1923 года. В следующем году он побывал дома — в деревне, а затем уехал на Кавказ. В жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период.

Важную роль в повороте Есенина на новый путь сыграла заграничная поездка. Она заставила его крепче и сильнее полюбить свое социалистическое отечество и по-иному оценить все, что в нем происходит. «…Я еще больше влюбился в коммунистическое строительство», — писал Есенин по возвращении на родину в очерке «Железный Миргород». Маяковский отмечал, что Есенин «вернулся с ясной тягой к новому». Уже в цикле «Любовь хулигана», написанном сразу же по приезде из-за границы, настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение «Заметался пожар голубой…» (1923), полное самоосуждения, чистой и нежной любви, дает ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным,

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонкой касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Все чаще и чаще вспоминает теперь Есенин старушку мать, все сильнее и сильнее тянет его к себе родной низенький дом, по-весеннему белый сад. С поразительной простотой и естественностью выражены эти настроения в известном стихотворении «Письмо к матери»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Поэт стремится успокоить мать, заставить ее забыть свою грусть и тревогу:

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только-лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом,

«Тяга к новому» стала у поэта еще сильнее после того, как он побывал у себя дома на Рязанщине. Он увидел, что в деревне после окончания гражданской войны произошли большие изменения и в хозяйстве, и в быту, и в психологии крестьян. Особенно изменилась молодежь. Очень много впечатлений вынес Есенин и от поездки на Кавказ. Таковы главные предпосылки нового периода в творчестве Есенина и появления «Возвращения на родину», «Руси советской», «Стансов», «Письма к женщине», «Письма деду» и других произведений 1924 и следующего, 1925 года.

И действительно, в это время Есенин предается новым чувствам. Болезненные настроения «Москвы кабацкой» ушли в прошлое. Здоровые начала взяли верх в душе поэта. «Открытий», на первый взгляд не столь значительных, а на самом деле очень важных действительно было множество. Есенин точно и тонко отразил их в своих стихотворениях. Односельчане «обсуживают» «жись», сестры стали комсомолками, вернувшийся с войны красноармеец рассказывает о Перекопе и Буденном. Именно новой деревне посвящено знаменитое произведение Есенина «Русь советская».

Приехав в родные края, поэт сразу же замечает: «А жизнь кипит. Вокруг меня снуют и старые и молодые лица». Он понимает, что новые времена принесли новые песни:

С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.

Поэту грустно: «Моя поэзия здесь больше не нужна. Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но сознание вечного обновления жизни и связи времен и поколений вносит в душу поэта необходимое успокоение:

Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин.

Не удивительно, что критика сразу же отметила новые пушкинские — мотивы в поэзии Есенина. После долгих и бурных исканий автор пришел к Пушкину. Его «На родине» и «Русь советская» определенно навеяны великим поэтом: «Здравствуй, племя младое, незнакомое». Особенно замечательна по силе и вместе с тем удивительной простоте стиха «Русь советская», говорилось в рецензии, напечатанной 29 октября 1924 года в газете «Правда». О том, что эти годы жизни Есенина отмечены увлечением пушкинской поэзией, пишет и его жена С. Толстая-Есенина: «В последние два года жизни Есенина Пушкин был особенно ему близок и занимал огромное место в его творческих исканиях. Работая над своими произведениями, Есенин стремился к пушкинской простоте и ясности поэтического языка».

В период «Москвы кабацкой», когда Есенин находился в состоянии растерянности, смятения и упадка, изображение любви в его лирике имело надрывно-трагическую окраску, а порой приобретало черты грубого натурализма. Теперь же Есенин создает целый цикл лирических произведений — «Персидские мотивы», в которых торжествует светлая радость любви:

Руки милой — пара лебедей
— В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово.

Многое изменилось в лирике Есенина. Становится еще более тонким и проникновенным чувство природы, еще более крепкой привязанность поэта ко всему живому. Известно, например, что у Есенина много стихотворений о животных: «Корова», «Песнь о собаке», «Лисица» и др. В них животные наделены почти человеческими чувствами и изображены как бы родней человека. «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове», — писал поэт. Чудесным завершением этого цикла о животных является памятное многим стихотворение «Собаке Качалова».

«Я отыграл спектакль, — вспоминает народный артист СССР В. И. Качалов, — прихожу домой… слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой…» При таких обстоятельствах зародилось у Есенина стихотворение «Собаке Качалова», В нем поэт «хриплым баском» поверял Джиму свои самые сокровенные сердечные тайны:

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На, тихую бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку,
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват

Годы 1924—1925 были в творчестве Есенина самыми плодотворными. За это время он написал около ста лирических стихотворений и несколько поэм («Поэма о 36», «Песнь о великом походе», «Анна Онегина» и др.). Самой замечательной среди поэм является «Анна Онегина». Она знаменует попытку Есенина расширить свои творческие возможности и попробовать свои силы в эпической поэзии. Поэма «Анна Онегина» основана на биографическом материале. Поэма полна драматических конфликтов, связанных с судьбами крестьянства в революции. Одна из ее важнейших сцен — горячий разговор мужиков с поэтом о земле:

Кричат нам, Что землю не троньте,
Еще не настал, мол, миг.
За что же тогда на фронте
Мы губим себя и других?

Творческий подъем сопровождался у Есенина бодрым, оптимистическим настроением. Его стихи полны жизнерадостных признаний: «Снова я ожил и снова надеюсь, так же как в детстве, на лучший удел», «Мне все равно эта жизнь полюбилась, так полюбилась, как будто вначале», «И земля милей мне с каждым днем…». «Каждый труд благослови, удача», — с теплым чувством писал Есенин о тех, кто идет по жизни «под веселой ношею труда». Поэт с надеждой глядел в будущее. Свою автобиографию, написанную в 1924 году, он заканчивал словами: «Здесь не все сказано. Но я думаю, мне еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди».

Но душевные противоречия, разлад между мыслью и чувством не были до конца преодолены Есениным и в эти последние годы его жизни. И как прежде, он считал себя поэтом «золотой бревенчатой избы». Порой к Есенину возвращались настроения пессимизма и безысходности. Именно в таком состоянии он писал поэму «Черный человек», пронизанную мрачными предчувствиями. Поэт не смог порвать с литературной богемой, и жизнь его была неустроенной и безалаберной. Стремясь переменить обстановку, Есенин уезжает из Москвы в Ленинград, но новый приступ тоски и упадка сил оказывается трагическим для поэта — 27 декабря 1925 года он покончил жизнь самоубийством.

Многие советские писатели откликнулись на смерть поэта. М. Горький посвятил ему очерк «Сергей Есенин», в котором с большим сочувствием писал о «размашистых, ярких, удивительно сердечных» стихах поэта и утверждал, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей»…». Несколько позднее, объясняя драму Есенина, Горький сказал: «Деревенский человек, мечтатель, мягкий парень, не нашел себе места в городе, где работают очень энергичные люди, поставившие перед собой весьма высокие задачи». Этот отзыв Горького перекликается со словами самого Есенина:

Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою.
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

(«Русь уходящая»)

Очерк жизни и творчества С.А. Есенина | План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему:

Урок литературы в 11 классе

Тема урока:  Очерк жизни и творчества С.А. Есенина

Цель урока: расширить, обобщить сведения обучающихся о личности поэта, его жизни и творчества; воспитывать любовь к есенинской поэзии, проникнуться миром его чувств; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Оформление доски: портрет поэта, иллюстрации к его стихам, эпиграф к уроку:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

  1. Оргмомент. Лекция учителя сопровождается выразительным чтением обучающимися  стихотворений С.Есенина (опережающее задание)
  2. Постановка целей и задач урока.

                   План лекции:

  1. «А в сердце светит Русь»
  2. «Радуница»
  3. «Москва кабацкая»
  4. «Я помню, любимая, помню …». Трагедия поэта.
  1. Новая тема
  1. Вступительное слово учителя. Есть поэты, которые даются в жизни раз и навсегда. Как звезды. Как даль. Как чувство Родины. Так дается нам поэзия С. Есенина. Однажды прочитав его стихи, уже никогда их не забудешь.

             Сергей Есенин. Лирик из лириков. Он настоящий во всем. Даже в имени его есть что-то светлое и свободное. Как приятно произносить это имя – Сергей Есенин. Этой осенью мы традиционно отмечаем день рождения поэта, этому событию посвящен наш урок.

  1. Итак, часть первая – «А в сердце светит Русь».

Зачитывается эпиграф.

Беседа.

— Когда вы впервые открыли для себя С.Есенина?

— Благодаря какому стихотворению вы вошли в удивительный мир есенинской поэзии?

— Прочитайте любимое стиховорение С.Есенина.

— Почему стихи С.Есенина так любимы нами?

— Русь, Есенин, … Какое третье слово, с которым у вас ассоциируется имя С.Есенина?

— Что вам известно о Родине С. Есенина?

       Колыбелью Есенина была Русь, омытая росами, обласканная солнцем. Село Константиново … ( обращение к презентации « На Родине С. Есенина»). С. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

  1. Часть вторая – «Радуница»

      Чуть забрезжило мартовское утро, как пассажиры почтового поезда высадились на мокрый от тающего снега перрона Николаевского вокзала в Петрограде. Каждый знал, куда путь держит. Один только парень в синей поддевке и русских сапогах, с сундучком за спиной бродил по Киевскому проспекту, стараясь выведать у прохожих адрес человека, который о нем ничего не знал и конечно же, его не ждал. Этим парнем был Сергей Есенин, которому очень хотелось встретиться с русским поэтом А. Блоком, в котором он так нуждался. А. Блок во многом помог молодому поэту, но тем не менее С. Есенин жил в Петрограде впроголодь, не имел постоянного пристанища. С большим трудом пробивал он себе дорогу в литературу. Большим праздником для С. Есенина был выход его первого сборника «Радуница»,об С. Есенине заговорили как о самобытном поэте, творце «дивных красок», художнике с будущим.

      Природа у С. Есенина многокрасочна, полна животворящих внутренних сил. Она дышит, действует, живет.

«Сыплет черемуха снегом»

«С добрым утром!»

  1. Часть третья – «Москва кабацкая»

      С. Есенин и имажинисты. Литературные вечера, диспуты в кафе «Стойло Пегаса». С. Есенина вовлек в эту среду поэт А.Б. Мариенгоф, у которого он жил в коммунальной квартире на 3 этаже. Жили в холоде, временами топили «буржуйку», пили чай с сахарином и писали стихи. Одно было плохо – одолевали гости.

      С. Есенин быстро убедился в беспринципности имажинистов, но порвать с ними в быту оказалось нелегко … Он втянулся в повседневную жизнь этой группы, пропадал в «Стойло Пегаса», участвовал в дружеских попойках.

       Все это отразилось в его лирике; возникли «разгульные», озорные кабацкие мотивы; не стало в стихах С. Есенина той радуги красок, которой отличались его прежние стихи. На смену сердечной привязанности пришли жалобные напевы цыганского романса:

 Пой же, пой. На проклятой гитаре

Пальцы пляшут твои в полукруг.

                            Захлебнуться бы в этом угаре.

       Мой последний, единственный друг.

                             Не гляди на ее запястья

                             И с плечей ее льющийся шелк.

  Я искал в этой женщине счастье,

                             А нечаянно гибель нашел.

      Поэзия цикла «Москва кабацкая» — это не только душевный надрыв, но и утрата нежности, человечности. И снова, как спасательный круг, приходит живое слово из россыпи народной поэзии.

«Заметался пожар голубой …»

  1.       Четвертая часть – «Я помню, любимая, помню…». Трагедия поэта

      Чтобы понять трагедию Сергея Есенина, почему поэт так рано ушел из жизни, нужно проанализировать его личную жизнь, осмыслить это сложное время, в которое он жил. Первой официальной женой С. Есенина была З.Н.Райх. Они поженились в августе 1917 года, через год родилась дочь Татьяна. Прожили еще два сложных года. Зинаида Николаевна не выдержала сложного характера С. Есенина, ушла от него еще до рождения второго ребенка, сына Константина. Это был сложный период их совместной жизни, о нем С. Есенин позднее напишет в стихотворении «Письмо к женщине».

«Письмо к женщине»

     Второй его женой стала американская танцовщица А. Дункан, приглашенная в Россию советским правительством для создания русской школы танцев. Это была удивительная пара. А. Дункан, на владевшая русским языком, и поэт, влюбленный в талантливую, познавшую славу женщину. Свои отношения они оформили в советском загсе и отправились в заграничное путешествие. Но где бы они ни были, С. Есенина всегда тянуло на родину. А вернувшись в Россию, они расторгли свои брачные узы.

«Мне грустно на тебя смотреть»

       Третьей женщиной-другом С. Есенина была Г.А. Бениславская, которая очень много сделала для поэта. В ней соединились неразрывно чувство глубокой любви к поэту и понимание его таланта. Г.А. Бениславская занималась издательскими делами поэта, всячески помогала ему и его семье. Но личная, их совместная жизнь не сложилась. С. Есенин сильно переживал после разрыва с Г.А.Бениславской.

«Я помню, любимая, помню…»

      Брак С. Есенина с внучкой Л.Н.Толстого С.А. Толстой не принес поэту счастья (воспоминания С. Виноградской).

      В декабре 1925 г. произошла трагедия в гостинице «Англетер». За день до гибели С. Есенин подарил Вольфу Эрлиху известное стихотворение

«До свиданья, друг мой, до свиданья…»

      Через год после смерти поэта (3.12.1926г.) Г.А. Бениславская застрелилась на могиле поэта.

      Последний год жизни поэта был одним из самых сложных, но вместе с тем и плодотворным. 1924-1925 годы были ознаменованы небывалым для него творческим подъемом. Он написал около ста стихотворений, полных жизни, оптимизма. Одно из них –

«Мы теперь уходим понемногу …»

      Звучит народная песня «Зачем солнце рано пало …».

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: знать биографию поэта, чтение статьи учебника, наизусть стихотворение С.А. Есенина.

Школьное сочинение о творчестве Есенина

Биография русского поэта Сергея Есенина — краткая и яркая, как вспышка молнии. Появившись на литературной сцене в роли деревенского поэта, он моментально приобрел массу поклонников и уже к двадцати пяти годам написал большую часть произведений, входивших в школьную программу. Но, как и многие великие таланты, поэт рано ушел из жизни. Очерк о творчестве Есенина — произведение, способное осветить лишь малую толику того, что стоит сказать об этом человеке. Его жизнь была скоротечна, но всегда можно говорить о его гениальности.

Уроженец села

В селе родился великий поэт, а основные элементы народного творчества впитал, что называется, с молоком матери. Бабушка знала много сказок, мама прекрасно пела. В стихии народной поэзии Сергей пребывал с малых лет. В очерке о творчестве Есенина могут быть затронуты разные темы. Но, как известно, особое место в его творчестве занимают фольклорные мотивы. Многие ранние произведения поэта основаны на традиционном песенном материале. Очерк о творчестве Есенина, посвященный влиянию устного творчества, желательно начать с анализа авторской обработки русского фольклора.

«Под венком лесной ромашки…» — произведение, в основе которого лежит народная песня. В нем достаточно отчетливо просматриваются фольклорные мотивы. Позже поэт стал отходить от использования устного творчества. В его стихах появлялись уникальные образы и метафоры. Заимствуя в народных песнях пение и необычайную красоту, он создал свой стиль, за что современники называли его «певцом земли русской».

Крестьянин

В очерк о творчестве Есенина непременно нужно включить некоторые биографические данные, ибо личная жизнь художника и его творчество неразрывно связаны. Следует сказать, что поэт никогда не забывал своих корней, указывая в анкетах и ​​постоянно напоминая собеседникам в личном общении о своей принадлежности к крестьянскому сословию. Возможно, это отнимало много времени. Но, может быть, тем самым Есенин стремился подчеркнуть свою любовь к земле русской. Так или иначе, люди, близко знавшие поэта, не раз утверждали, что он жил только своими стихами и своей любовью к Родине. Сочинение о творчестве Есенина должно содержать краткий анализ одного из произведений. Вчитываясь в строки, созданные на том или ином этапе, можно почувствовать, чем жил автор, что он мучился.

Природа

Русский пейзаж присутствует в творчестве Есенина яркими светлыми образами. Природные явления для усиления эстетического восприятия поэт использовал как в ранней лирике, так и в более поздней. Хотя, стоит сказать, делал он это настолько неосознанно, что прослыл непревзойденным импровизатором. Неиссякаемым источником для исследований русских литературоведов было творчество Есенина. Сочинение на тему «Природа в русской лирике», которое часто задают на уроках литературы в школе, относится, прежде всего, к художественному мастерству этого поэта. «Буйство очей и прилив уст…» — образы, которые могут родиться, пожалуй, только из-под пера гения, внезапно и неожиданно.

Мысли о смерти

«Надоело мне жить в родной земле…» — стихотворение, написанное за десять лет до смерти поэта.

Сочинение на тему «Биография и творчество Есенина» — интересное творческое задание. Вокруг этого человека всегда было много слухов и скандалов. Они не прекращаются и сейчас, спустя столько лет со дня смерти гениального поэта. Стихотворение, упомянутое выше, заслуживает упоминания, создавая очерк «Жизнь и творчество Есенина». Оно было написано, когда еще не воссияла на поэтическом Олимпе звезда великого русского поэта, но уже в этих строках присутствует тема саморазрушения, характерная больше для позднего периода творчества.

Стихи

Сочинение на тему «Творчество Есенина» может охватывать разные этапы жизни. В каждом из них появлялись новые темы, образы.

Поэт полюбил поэзию не сразу. Следует сказать, что, по воспоминаниям друзей поэта, его вообще ничего не интересовало, кроме собственного творчества и России. Посвящать произведения женщинам он стал только в последние годы жизни.

Вернувшись из Америки, Есенин побывал на Кавказе. Здесь он провел некоторое время и получил массу новых впечатлений. В результате был издан цикл «Персидские мотивы». Почему персидский? Несколько лет поэт мечтал побывать на Востоке. Это ему не удалось. Проведя год в Грузии и наблюдая за солнечными пейзажами этого края, Сергей Есенин невероятно вдохновился и создал загадочные и необычайно романтичные произведения. Поездка положительно сказалась на творчестве Есенина. Этому довольно зрелому периоду можно посвятить сочинение о лирике.

Философская лирика

В последние три года жизни в поэзии Есенина все больше стали проявляться размышления о прошедших годах. Сочинение на тему «Творчество Есенина и последние стихи» непременно должно содержать рассказ о написании «Письма к женщине». О том, кому она посвящена, идут споры. Ближе к истине версия, что это предназначалось Зинаиде Райх.

Есенин был одним из величайших деятелей русской литературы, но не самым лучшим семьянином. Правильнее было бы сказать, что его вовсе не было. Его детей воспитывал новый муж Райха, Есенин видел их не так уж часто. Только вернувшись из-за границы, чувствуя себя исхудавшим и меланхоличным, он понял, что проиграл в жизни. «Большое видно издалека», — писал Есенин, намекая, что боль утраты иногда приходит слишком поздно.

Сочинение на тему «Биография и творчество Есенина» — сложная задача. Почти в каждом позднем стихотворении поэта есть целая история. Написание стихов сопровождалось мучениями, мучениями. Есенин был очень непостоянным по характеру. Это так же хорошо, как говорит «Черный человек», произведение, которое вряд ли когда-нибудь войдет в школьную программу. Содержание этого стихотворения воспринимается неоднозначно. Но отчаяние и ужас непостижимой реальности, которые дает автор в этих строках, производят необычайно сильное, но несколько гнетущее впечатление.

Очерк «Жизнь и творчество Есенина» не может охватить всю биографию поэта. Он прожил всего тридцать лет, но успел сказать столько, что, посвятив ему очерк, можно рассмотреть лишь одну из тем, которые он затрагивал в своих произведениях.

Поэзия Есенина Критические очерки

После 1910 г. в русской литературе возникла общая реакция против неясности и неясности символизма. Акмеизм во главе с Гумилевым и футуризм при Маяковском представляли собой два направления этой реакции. Третьим направлением были так называемые «крестьянские поэты». Эти писатели во главе с Николаем Клюевым излагали мистическую веру русского крестьянства и вкладывали в свои стихи фольклор и религиозную литургию. Величайшим из крестьянских поэтов был Сергей Есенин. Начав как ученик Клюева, он вскоре превзошел своего учителя по форме и содержанию своих стихов.

Термин «крестьянский поэт» чрезвычайно уместен в случае с Есениным, ибо он всегда оплакивал уход традиционной русской жизни, деревни и бесхитростной религии крестьян. В одном из своих прозаических произведений « КЛЮЧИ МАРИИ », изданном в 1920 году, Есенин писал об истоках русского искусства и культуры и о распаде русской религиозности. Он чувствовал, что без религиозных традиций исчезнет сам источник народного творчества; в то время как прежний крестьянин мог ориентироваться в своей среде, теперь Есенин чувствовал, что крестьяне были оторваны от корней и духовно потеряны во все более индустриализирующемся мире. Критик Есенина В. Завалишин говорил, что Есенин знал и понимал значение народного искусства и крестьянства не как ученый ученый, а как человек, живший с ними с детства.

В 1916 году Есенин опубликовал свой первый сборник стихов « РАДУНИЦА » — квазиязыческий весенний обряд погребения. Эти ранние стихи напоминают творчество Клюева и часто воспевают спокойную красоту природы. В следующем году Есенин приветствовал революцию, но видел в ней религиозное, а не политическое событие. Он чувствовал, что большевизм со временем изнашивается и на смену ему приходит религиозный рай.

Он видел только одно препятствие на пути к этому земному раю: крестьянский страх и холопство. Поэма «Иония», написанная в 1918, призвал крестьян к мужеству и смелости и предсказал наступление пролетарского Эдема. Религия Есенина была религией старообрядцев, группы, отколовшейся от православной церкви якобы из-за вопроса о том, следует ли креститься двумя перстами или тремя. С тех пор старообрядцы посвятили себя догматизму и фанатичной вере, но Есенин свел эту веру к земным масштабам в таких стихотворениях, как «Возвращение домой» и «Товарищ». Однако вскоре Есенин понял, что революция не укрепляет религию, а заменяет ее другими идеями. В стихотворении «Кобыльи корабли» Есенин наконец, хотя и импрессионистически, осудил революцию за страдания и смерть, которые она причинила.

Есенин боялся индустриализации, вызванной революцией. В качестве внешнего признака нарастающего разочарования он вместе с другими более молодыми писателями основал движение имажинизма, которое процветало в Москве с 1918 по 1920 год.

словесных образов, часто притянутых за уши и экзотических, когда в поисках эффекта они ставят грубые и грубые образы рядом с жалкими и возвышенными. Но гораздо более поразительным, чем их литературная теория, был образ жизни, который они вели. Эти писатели вели богемную жизнь оргий и скандалов, и говорят, что Есенин превзошел их всех в распущенности и насилии.

Свои психологические переживания в эти годы Есенин зафиксировал в «Хулиганской исповеди», вышедшей в 1921 году, и в вышедшем годом позже сборнике под названием « МОСКВА КАБРИЧНЫХ ». Советские критики осудили эти стихи как полные грязи и порока, не имеющие ничего возвышенного. Но в то же время эти стихи являются чем-то вроде личной исповеди. Есенин как будто понял, что его депрессия не растворится в водке, и слишком хорошо понял, что он не в ногу со временем. В одном из своих стихотворений, полном отчаяния, он считает себя последним крестьянским поэтом. А в другом стихотворении он чувствует, что его поэзия впала в немилость, и, вероятно, он тоже.

В 1921 января Есенин написал пьесу в стихах под названием « ПУГАЧЕЯ ». Это собрание лирических фрагментов, хотя и не имеющих исторической правды, но обладающих элементом социальной правдивости, окрашенной страстным сочувствием Есенина к крепостным крестьянам.

У многих поэтов имажинизм был просто литературной позой, желанием шокировать буржуазию, как это делали до них футуристы. Но для Есенина эта жизнь была трагичнее. Он ощутил всю силу ее пессимизма. Его разочарование в революции, которая привела его в круг имажинистов, не ослабевало, заставляя его сказать в одном стихотворении, что он был обманут. К 1920 антикрестьянский аспект революции стал еще более явным, и Есенин завершил этот период пьянства и скандала своей женитьбой на Айседоре Дункан, американской танцовщице, в 1922 году. Не имея общего языка между ними, они нашли связь в высокий быт. Через год, после неудачного и потрепанного мирового турне, их брак распался.

Эти события, кажется, отрезвили Есенина, и по возвращении в Россию он попытался приспособиться к новому порядку, восстановить и пересмотреть свои представления и чувства о сельской России, от которых он отказался ради Москвы. Хотя он и вернулся в родную деревню, он не смог вернуть себе прошлое, и тексты, написанные им в этот период, печальны и задумчивы, предвещая его смерть. В одном стихотворении он сказал, что ему суждено умереть в московских закоулках, а не в деревне с соломенными домами, где он родился. В другом стихотворении Есенин называет себя последним из деревенских поэтов. Он прославляет красоту природы и жалуется на появление техники, которая уничтожает прекрасные поля. Потеря молодости и радости в деревне, изменения, вызванные его урбанизацией, заставляют его горевать, и его стихотворение отражает его более позднюю смерть от собственной руки. Большинство его кабацких стихов содержат трагические размышления.

В конце концов Есенин отвернулся от имажинизма и избрал для своей новой модели Пушкина; а в «Персидских темах» стих Есенина действительно похож на ясный, простой стих его нового образца. В последний год своей жизни Есенин написал длинную автобиографическую поэму «Анна Снегина», изображающую русскую деревню во время революции, и «Чёрный человек», поэму-повествование, в которой человек исповедуется во многих своих грехах. В нескольких своих коротких лириках этого периода Есенин пророчил собственную смерть, а 27 декабря 1925 лет он повесился в номере ленинградской гостиницы после того, как написал прощальное стихотворение собственной кровью. Стихи заканчивались знаменитыми теперь строками, в которых он заявлял, что смерть не нова, но и жизнь не новее.

Последние стихи Есенина просты и мелодичны, местами сентиментальны, местами ностальгичны. В 1920-е годы он был чрезвычайно популярен благодаря этим стихам. Его лирические, меланхоличные стихи о сельском пейзаже, деревенской жизни и животных понравились как коммунистической молодежи, так и россиянам старшего возраста, которые еще помнили дореволюционные дни. Есенин как будто питал особое чувство к животным, называя их «братьями младшими» и посвятив им несколько своих стихотворений, например, «Корову» и «Песню о собаке».

Поскольку Есенин отверг революцию и вел бунтарскую жизнь, есенинизм был официально осужден Коммунистической партией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *