Очень короткие мифы древней греции: Рождение Зевса, Мифы древней Греции

Содержание

Читать онлайн «Легенды и мифы Древней Греции», Николай Кун – Литрес

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон [1], хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Боги

Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.

Зевс
[2]
Рождение Зевса

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию [3], Деметру [4], Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.[5]

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты [6] ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.

Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.

Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Борьба Зевса с Тифоном

Но не окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит самый воздух и горят темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.

 

Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили сыновья Крона между собой власть над миром, но все же над всеми ними царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.

Олимп

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина [7], и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом [8]. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его – богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей – Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.

Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар – пищу и напиток богов. Прекрасные хариты [9] и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть – все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей – удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ – защитница правды и враг обмана.

Зевс хранит порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы – мойры [10], живущие на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Лишь смиренно склониться можно перед роком и подчиниться ему. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.

Есть и еще на Олимпе богиня судьбы – это богиня Тюхэ [11], богиня счастья а благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс, сошлет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; но как редко это бывает, и как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары!

Так царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.

Посейдон и божества моря

Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую похитил великий властитель морской глубины Посейдон у ее отца. Он увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин; за эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.

С тех пор живет Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном дворце. Высоко над дворцом шумят морские волны. Сонм морских божеств окружает Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств – и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега – синее, беспредельное.

Много божеств окружает великого брата Зевса, Посейдона; среди них вещий морской старец, Нерей, ведающий все сокровенные тайны будущего. Нерею чужды ложь и обман; только правду открывает он богам и смертным. Мудры советы, которые дает вещий старец. Пятьдесят прекрасных дочерей у Нерея. Весело плещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая среди них своей божественной красотой. Взявшись за руки, вереницей выплывают они из морской пучины и водят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет тогда звуки их нежного пения, подобного тихому рокоту моря. Нереиды покровительствуют мореходу и дают ему счастливое плавание.

Среди божеств моря – и старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. Он тоже вещий бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставить его открыть тайну будущего. Среди спутников колебателя земли Посейдона и бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром прорицания. Часто, всплывая из глубины моря, открывал он будущее и давал мудрые советы смертным. Могучи боги моря, велика их власть, но властвует над всеми ними великий брат Зевса Посейдон.

Все моря и все земли обтекает седой Океан [12] – бог-титан, равный самому Зевсу по почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожат его сердце дела земли. Три тысячи сыновей – речных богов и три тысячи дочерей – океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери великого бога Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечнокатящейся живящей водой, они поят ею всю землю и все живое.

Царство мрачного Аида (Плутона)
[13]

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.

Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты [14]. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела [15], носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром.

Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер [16], на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.

 

В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших – Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу.

Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками [17]. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.

Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям [18].

1. Крон – всепоглощающее время (хронос – время).

2. Зевс – римский Юпитер.

3. Богиня жертвенного огня и огня домашнего очага, покровительница городов и государства. В Риме впоследствии с Гестией была отождествлена Веста, богиня домашнего очага.

4. Великая богиня плодородия земли, дающая рост всему, что произрастает на земле, дающая плодородие нивам, благословляющая труд земледельца. Римляне назвали богиню Деметру именем своей древней богини плодородной нивы – Церерой. Мифы о Деметре см. ниже.

5. У римлян им соответствовали Юнона, Плутон и Нептун.

6. Полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами называли на Крите жрецов Зевса и Реи.

7. У римлян греческим богиням Гере, Артемиде, Афродите и Афине соответствовали: Юнона, Диана, Венера и Минерва.

8. У римлян – Вулкан.

9. У римлян – грации.

10. У римлян – парки.

11. У римлян – Фортуна.

12. Греки утверждали, что всю землю кругом обтекает поток, катящий свои воды в вечном водовороте.

13. Древние греки представляли себе царство Аида, царство душ умерших, мрачным и страшным, а «загробную жизнь» – несчастьем. Недаром тень Ахилла, вызванная Одиссеем из подземного царства, говорит, что лучше быть последним батраком на земле, чем царем в царстве Аида.

14. Отсюда выражение: «канула в Лету», т. е. забыто навсегда.

15. Асфодел – дикий тюльпан.

16. Иначе – Цербер.

17. Чудовищные собаки подземного царства Аида, с берегов подземной реки Стикса.

18. Подземные боги олицетворяли главным образом грозные силы природы; они много древнее богов-олимпийцев. В народных верованиях они играли более значительную роль.

Легенды и мифы Древней Греции

Поиск

Искать…

Подробности
Просмотров: 634707

Легенды и мифы Древней Греции

Содержание

Боги

Зевс. Рождение Зевса

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Борьба Зевса с Тифоном

Олимп

Посейдон и божества моря

Царство мрачного Аида

Великая богиня Гера

Зевс и Ио

Рождение Аполлона

Борьба Аполлона с Пифоном и основание дельфийского оракула

Аполлон и Дафна

Аполлон у Адмета

Аполлон и музы

Сыновья Алоэя

Аполлон и Марсий

Асклепий — Эскулап

Артемида

Актеон

Рождение Афины-Паллады

Афина — Паллада и Арахна

Гермес

Гермес похищает коров Аполлона

Арес-бог войны

Афродита

Пигмалион

Нарцисс

Адонис и Афродита

Эрот

Гименей

Гефест

Деметра и Персефона

Триптолем

Эрисихтон

Ночь, луна, заря и солнце

Фаэтон

Рождение и воспитание Диониса

Дионис и его свита

Ликург

Дочери Миния

Дионис и тирренские морские разбойники

Икарий

Мидас

Пан

Пан и Сиринга

Состязание Пана с Аполлоном

Герои

Пять веков

Девкалион и Пирра

Прометей

Пандора

Эак

Данаиды

Рождение Персея

Персей убивает горгону Медузу

Персей и Атлас

Персей спасает Андромеду

Свадьба Персея

Возвращение Персея на Сериф

Персей в Аргосе

Сизиф

Беллерофонт

Тантал

Пелопс

Европа

Кадм

Зет и Амфион

Ниоба

Геракл

Рождение и воспитание Геракла

Геракл в Фивах

Подвиги Геракла

Немейский лев (Первый подвиг)

Лернейская гидра (Второй подвиг)

Стимфалийские птицы ( Третий подвиг)

Керинейская лань ( Четвертый подвиг)

Эриманфский кабан и битва с кентаврами ( Пятый подвиг)

Скотный двор царя Авгия (Шестой подвиг)

Критский бык (Седьмой подвиг)

Кони Диомеда (Восьмой подвиг)

Пояс Ипполиты ( Девятый подвиг)

Геракл у Адмета

Геракл спасает Гесиону, дочь Лаомедонта

Коровы Гериона ( Десятый подвиг)

Кербер (Цербер) ( Одиннадцатый подвиг)

Яблоки гесперид (Двенадцатый подвиг)

Геракл и Эврит

Геракл и Деянира

Геракл и Омфала

Геракл берет Трою

Геракл сражается с богами против гигантов

Смерть Геракла и принятие его в сонм олимпийских богов

Гераклиды

Кекроп, Эрихтоний и Эрехтей

Кефал и Прокрида

Прокна и Филомела

Борей и Орифия

Дедал и Икар

Тесей

Рождение и воспитание Тесея

Подвиги Тесея на пути в Афины

Тесей в Афинах

Путешествие Тесея на Крит

Тесей и амазонки

Тесей и Пейрифой

Похищение Елены. Тесей и Пейрифой у Аида. Смерть Тесея

Мелеагр

Кипарис

Орфей и Эвридика. Орфей в подземном царстве

Смерть Орфея

Гиацинт

Полифем, Акид и Галатея

Диоскуры – Кастор и Полидевк

Атрей и Фиест

Эсак и Гесперия

 

Легенды и мифы Древней Греции. Часть-2

 

Рассказы и повести

Юмор для детей

Басни и притчи

Мифы, легенды, предания, поверья

Статьи о сказках

Колыбельные

Песни для детей

Поиск

Искать…

          change site version

                 

Сказки для детей

Фантастика Фэнтези

Статьи о детях

Иллюстрации к сказкам

Сказки народов мира

Елизавета Элизабет

Полезное о детях

Биографии

Творчество

Авторы

Раскраски

Развитие детей

    Поделись с друзьями

         

13 главных историй трансформации в греческой мифологии

Похищение Ганимеда, Рембрандт ван Рейн, 1635, Staatliche Kunstsammlungen Dresden; Эхо и Нарцисс , Джон Уильям Уотерхаус, 1903, Художественная галерея Уокера; Леда и Лебедь, Микеланджело Буонарроти (после), после 1530 г. , Национальная галерея

 

Греческая мифология переполнена историями о трансформации или метаморфозах на греческом языке. От Зевса, принимающего форму золотого дождя, чтобы соблазнить Данаю, до Цирцеи, превращающей спутников Одиссея в свиней, персонажи греческой мифологии постоянно испытывают барьер между людьми, богами и природой.

 

Это 13 самых важных историй трансформации в греческой мифологии.

Знакомство с историями трансформации греческой мифологии

Рождение Венеры , Николя Пуссен, 1635 или 1636, Художественный музей Филадельфии

 

Мастером изменения формы в греческой мифологии является Протей, морской бог, который постоянно меняет форму и всегда избегает ответов на вопросы. Однако трансформация является основным предметом многих рассказов классического канона. От Гомера 9От 0004 Одиссея до Метаморфоз Овидия существует множество историй, в которых герой или бог превращается во что-то другое.

 

На самом деле кажется, что в греческих и римских мифах богам было обычным делом менять форму, чтобы соблазнять смертных. У богов также была власть превращать других людей в других существ, чтобы наказывать или вознаграждать.

 

Эти превращения часто играли важную роль в культе некоторых божеств. Попытка пережить, воспроизвести или увековечить трансформацию, происшедшую в воображаемом пространстве, которое составляла греческая мифология, часто занимала центральное место в мистических ритуалах и народных празднествах.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Однако больше всего эти истории трансформации демонстрируют очарование жизни. Они также указывают на раннюю попытку понять мир природы, исследуя его пределы.

 

Наконец, стоит отметить, что эти мифологические трансформации были не только частью анимистического мировоззрения; что духи населяют все, от деревьев до рек и статуй. Они также были частью богатой народной традиции, имеющей параллели почти во всех других культурах мира.

 

13. Дионис и пираты

Дионис и пираты , Киликс, подписанный Эксекиасом, около 540 г. до н.э., Staatliche Antikensammlungen, через Wikimedia Commons

 

В одном из мифов Дионис, бог вина, принял облик юноши и начал скитаться по земле. У моря несколько тирренских пиратов увидели и похитили бога, не зная, кто он на самом деле.

 

Пока пираты связывали Диониса, с намерением продать его в рабство, пилот корабля по имени Акоэтес понял, что с похищенным персонажем что-то не так. Полагая, что за молодым человеком скрывается бог, Акоетес тщетно пытался остановить своих товарищей по команде.

 

Пираты не послушались пилота и, наконец, Дионис раскрыл свою истинную сущность, наполнив корабль лианами и зверями. В ужасе пираты бросили корабль и нырнули в море. Прыгая, они превращались в дельфинов. Единственным, кого пощадили, был Акоэтес.

 

 

12. Ганимед и орел

Похищение Ганимеда , Рембрандт ван Рейн, 1635, Staatliche Kunstsammlungen Dresden

 

История Ганимеда обычно всплывает в каждом разговоре о педофилии в Древней Греции.

 

Согласно мифу, Ганимед родился в Трое. Будучи юношей исключительной красоты, он привлек внимание богов, а точнее, Зевса. Затем последний превратился в орла и похитил Ганимеда, доставив его на Олимп.

 

Там юноша служил виночерпием богов. Зевс позаботился о том, чтобы Ганимед остался бессмертным и вечно молодым.

 

У Вергилия Гера, жена Зевса, считала Ганимеда противником, имеющим эротические отношения с Зевсом.

 

11. Леда и лебедь

Леда и Лебедь, Микеланджело Буонарроти (после), после 1530 г., Национальная галерея

 

Леда была дочерью этолийского царя Фестия. День, когда она вышла замуж за своего мужа Тиндарея, был также днем, когда она привлекла внимание кого угодно, кроме Зевса.

 

Тогда отец богов принял облик лебедя и соблазнил Леду. После этого Леда провела ночь с Тиндареем. Результат этой странной истории был еще более странным. Леда родила два яйца, из которых вышли Елена Троянская, Клитемнестра, Кастор и Поллукс. Древние источники расходятся во мнениях относительно того, кто был ребенком Зевса, а кто Тиндарея.

 

10. Европа и Бык

Похищение Европы , Тициан, 1562 год, Музей Изабеллы Стюард Гарднер.

 

История похищения Европы — это еще одна история Зевса, превратившегося в животное, чтобы соблазнить смертную женщину. В этом случае бог принял форму быка.

Европа была потомком нимфы Ио из Финикии. Зевс превратился в белого быка и смешался с другими животными при дворе ее отца, Агенора, царя Тира. В какой-то момент Европа погладила быка и забралась ему на спину. Зевс не упустил возможности и похитил женщину на остров Крит, где Европа стала царицей и дала свое имя всему континенту, ныне известному как Европа.

 

9. Даная и золотой дождь

Даная получает Золотой Дождь, Тициан, 1560-5, Прадо

История Данаи связана с наиболее известным персонажем греческой мифологии, царем олимпийских богов Зевсом. До сих пор мы видели, как Зевс принимает форму орла, лебедя и быка. Однако из любви к прекрасной Данае, матери Персея, Зевс пошел еще дальше. Притязания на Данаю, бессмертного бога, превратились в золотой дождь.

 

История следующая. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргоса. Акрисий получил пророчество о том, что сын его дочери убьет его. Чтобы убедиться, что пророчество не сбудется, Акрисий заключил Данаю в специально сделанную для нее бронзовую камеру под царским дворцом. И этот план сработал бы, если бы не игра богов. Короче говоря, Зевс принял форму золотого дождя и пробрался через крышу комнаты Данаи. В конце концов Даная родила Персея, и Акрисий понял, что противиться своей судьбе бесполезно.

 

8. Статуя Пигмалиона

Пигмалион умоляет Венеру оживить свою статую , Жан-Батист барон Рено, 1786, Версаль, через Министерство культуры Франции.

 

Пигмалион был скульптором, которого разочаровала безнравственность некоторых женщин. Решив воздержаться от женской компании, он приложил все усилия к созданию идеальной скульптуры женщины.

 

Пигмалион со временем создал прекраснейший образ женщины. Оно было настолько совершенным, что он стал одержим им. Прежде чем он это понял, Пигмалион влюбился в статую и стал называть ее своей женой.

 

На празднике Афродиты, богини любви, Пигмалион умолял богиню дать ему жену, похожую на его статую, и богиня послушалась. Когда скульптор вернулся домой, он обнаружил, что его скульптура становится все более и более живой, чем больше он к ней прикасается. В конце концов желание Пигмалиона было исполнено, и сама Афродита вышла замуж за Пигмалиона и статую, которая теперь была настоящей женщиной.

 

7. Дафна

Дафна и Аполлон , Джан Лоренцо Бернини, 1622-5, Галерея Боргезе

 

Когда-то Аполлон, бог музыки, обидел Эроса, бога любви. Затем Эрос разработал идеальную месть. Используя свои силы, он заставил Аполлона почувствовать сильное влечение к речной нимфе Дафне. Однако он также позаботился о том, чтобы Аполлон дал мощный отпор Дафне.

 

Бог не смог совладать со своими эмоциями и выследил Дафну, которая тоже дала клятву оставаться девственницей на всю жизнь. Пока Аполлон охотился на Дафну, нимфа могла сказать, что бог догоняет ее. В последний момент, когда Аполлон схватил ее, она закричала о помощи своего отца, речного бога Пенея. Затем Пеней превратил Дафну в лавровое дерево (буквально «дерево дафни» по-гречески).

 

Аполлон никогда не забывал своей любви к Дафне и заботился о дереве, следя за тем, чтобы его листья всегда оставались зелеными.

 

6.

Нарцисс: самый нарциссический персонаж греческой мифологии
Эхо и Нарцисс , Джон Уильям Уотерхаус, 1903, Художественная галерея Уокера

 

Нарцисс был очень молодым человеком, чья красота привлекла внимание нимфы по имени Эхо. Когда она открыла свою любовь, Нарцисс отверг ее и попросил оставить его в покое. Убитый горем, Эхо ушел и начал бродить в одиночестве. Ее горе было так велико, что ее тело растворилось в воздухе. Остался только ее голос, который до сих пор слышен в лесах и горах.

 

Печальный финал Эхо разгневал богиню мести Немезиду, решившую наказать Нарцисса. Однажды Немезида заманила юношу напиться воды из бассейна со спокойной зеркальной водой. Нарцисс увидел свое отражение в воде и влюбился в свое отражение.

 

Вскоре после этого наступил трагический конец Нарцисса. Как только он понял, что его идол вне его досягаемости, Нарцисс почувствовал беспричинную боль. Отказавшись от жизни, он лег на землю и превратился в цветок с белыми лепестками и желтой сердцевиной.

 

5. Арахна

Минерва и Арахна , Рене-Антуан Уасс, 1706, Версаль

 

Арахна была женщиной из Лидии с легендарными навыками ткачества. Когда люди видели ее гобелены, они всегда говорили ей, что она действительно благословлена ​​Афиной, божеством-покровителем ткачества. Однако Арахна не считала, что чем-то обязана богине, и открыто бросала ей вызов.

 

Афина услышала слова Арахны и посетила ее мастерскую. Смертная женщина и богиня решили решить свои разногласия с помощью соревнования по ткачеству. Афина соткала гобелен, изображающий богов как праведных и могущественных хранителей порядка. Арахна сплела 18 примеров богов, превращающихся во что-то еще, чтобы обманывать и насиловать смертных.

 

В конце концов, Афина не смогла найти ничего плохого в гобелене Арахны. Фактически, Арахна могла превзойти богиню. Афина не могла этого вынести. Она разорвала работу Арахны и трижды ударила ее по голове. Арахна не выдержала боли и повесилась. В этот момент Афина пожалела женщину и решила сохранить ей жизнь, но не оставить ее безнаказанной. Затем она превратила Арахну в первого паука. Арахна больше не была человеком, но она все еще могла плести свою паутину. Поистине один из самых трагических персонажей греческой мифологии.

 

4. Медуза: история печально известной Горгоны из греческой мифологии

 

Голова Медузы , Франц фон Штук, около 1892 г., частная коллекция.

 

Немногие другие греческие мифы привлекли столько внимания, как миф о Горгоне Медузе. Все более-менее знают, на что способна Медуза. У нее змеи вместо волос и глаза, которые могут превратить смотрящего на них в камень. Но как Медуза оказалась в таком положении?

 

Все началось с того, что Посейдон, бог океана, изнасиловал Медузу в храме, принадлежащем Афине. Богиня, неспособная отомстить одному из равных себе, бессмертному олимпийскому богу, направила свою ярость за святотатство своего священного пространства на невинную Медузу.

 

Афина превратила Медузу в отвратительное существо, существо настолько ужасающее и ужасающее, что превращала тех, кто смотрел в камень. Более тревожным, чем эта несправедливость, является то, что Афина сделала дальше.

 

По неизвестным причинам Афина не пренебрегла наказанием Медузы. Поэтому она решила помочь герою Персею в его стремлении убить Медузу. В конце концов Персей обезглавил Медузу, а Афина взяла голову несчастной женщины и повесила ее на своей эгиде, где она и осталась.

 

3. Товарищи Цирцеи и Одиссея

Одиссей, преследующий Цирцею, Приписывается художнику-Персефоне,

 

В Одиссее , эпической поэме Гомера, Одиссей и его спутник пытаются вернуться на Итаку после Троянской войны. На обратном пути их выбрасывает на берег острова, населенного могущественной ведьмой и одним из самых интересных персонажей греческой мифологии по имени Цирцея.

 

Цирцея приглашает спутников Одиссея на пир и использует свои силы, чтобы превратить их в свиней. Только одному человеку удается сбежать, и он бежит обратно к Одиссею и другим своим товарищам, чтобы сообщить им, что произошло.

 

С помощью Гермеса Одиссею удастся убедить Цирцею разрушить чары и снова сделать его спутников людьми.

 

Самое странное в этой истории не столько то, что Цирцея превратила людей Одиссея в свиней. Странно то, что Одиссей прожил с Цирцеей один год, и вместе у них родилось двое сыновей.

 

 

2. Кадм

Кадм и Минерва , Якоб Йорданс, 1636-638, Прадо

 

Когда Зевс похитил Европу, Кадм, брат Европы, начал скитаться по Греции в погоне за своей сестрой. Добравшись до Дельф, он посоветовался с оракулом, который посоветовал ему отказаться от поисков Европы. Вместо этого ему сказали следовать за коровой и построить город там, где она ляжет.

 

Кадм действовал соответствующим образом. На место, где лежала корова, он решил посеять зубы дракона, которого убил в очередном своем приключении. Зубы превратились в группу могучих воинов, называемых Спартами. С их помощью Кадм основал Фивы, а спартанцы стали главой фиванской знати.

 

1. Девкалион: Ной из греческой мифологии

Девкалион и Пирра, Питер Пауль Рубенс, 1636, Прадо

Девкалион — один из самых интересных персонажей греческой мифологии. Он считался предком греков, точно так же во многих историях греческой мифологии Персей считался предком персов.

 

В греческой мифологии Девкалион — персонаж, история которого явно параллельна истории Ноя в Ветхом Завете. В частности, Девкалион появляется как человек, который построил ковчег, чтобы спасти себя и свою жену по имени Пирра от потопа, посланного Зевсом для уничтожения человечества.

 

Девкалион и его жена бродили по затопленной земле, пока наконец не нашли землю на вершине горы Парнас. Принеся жертвы богам, супруги спросили, как человечество может возродиться. Гермес, посланник Бога, велел им бросать камни позади себя, когда они идут. Девкалион и Пирра поступили соответственно. Камни, брошенные Девкалионом, превращались в мужчин, а камни Пирры — в женщин. Таким образом, человечество родилось заново.

3 жизненных урока из древнегреческой мифологии

Греческая мифология — это тема, которую вы либо любите, либо ненавидите, но независимо от вашей одержимости (или отсутствия) отрицая актуальность этих сказок и испытаний в быту!

Древние греки были мудрым народом, и из них можно извлечь много уроков об особенностях жизни. мифы и истории передавались из поколения в поколение на протяжении тысячелетий. Эти мифы использовались для объяснения жизни такой, какой она была когда-то: Боги, что происходит, когда вы умираете, и как жить «хорошей жизнью». Конечно, жить хорошей жизнью тогда и сейчас — это две большие разницы. понятия, но давайте посмотрим, чему мы можем научиться у наших древнегреческих предков…

Урок №.

1: Непостоянный палец судьбы!

Вы когда-нибудь чувствовали, что что бы вы ни делали, судьба работает против вас? Или иногда все кажется происходит по какой-то причине? Что ж, друзья, у древних греков была сказка или две, чтобы объяснить это. Согласно мифу, боги из Судьба и Судьба прядут нить жизни, которой ты ходишь. Именуемые «Мойрай», эти 3 богини-сестры уже сшили в путь вашей жизни, поэтому перестаньте беспокоиться о вещах, которые вы не можете контролировать, живите настоящим моментом и отправляйтесь в отпуск! кажущаяся случайной природа жизни далее представлена ​​в образе слепого бога Плутона, раздающего богатства случайно. Но это богатство имеет свою цену… счастье.

Урок №. 2: Плохой = Плохой и Хороший = Хороший

Наказание описано в мифах с такой же кровью и подробностями, как сцена битвы из «Игры престолов»! Древний Греческая версия «Не укради» начинается с примера обманщика Прометея. Прометей, известный его разума и как создатель человеческих искусств и наук, также одарил смертных огнем, украв его у боги. Когда Зевс узнал, что это сделал Прометей, он навечно приковал его к скале. Каждый день его печень будет съедена орлом только для того, чтобы ночью регенерировать из-за его бессмертия. Спустя годы греч. герой Геракл убил орла и освободил Прометея от мучений. Что вы можете узнать из этого примера? Ах да, не надо укради, иначе орел съест твою печень! Кроме того, вы не бессмертны, и ваша печень не вернется в прежнее состояние. нормальный за ночь после того, как сделал несколько выстрелов в Slammer Bar на Иосе!

Так если это плохо, то как насчет хорошего? Ну, вот и герои, которых с их божественными родителями соединили в пропасть между нами простыми смертными и богами. Самым известным из них был Геракл своей силой, Персей, победивший Медуза и великий греческий воин Ахиллес. Этих героев использовали как примеры того, как нужно жить своей жизнью, и если ты хорошо прожил жизнь, тогда можно было достичь бессмертия. Бессмертие в данном случае используется в более переносном смысле. как если бы вы прожили свою жизнь с такой славой за ваши добрые дела, то вы бы продолжали жить благодаря рассказам о ты! Так как же жить после жизни в 21 веке? Каждый раз, когда вы встречаете кого-то, у вас есть возможность оказать положительное влияние на их жизнь! Вы встречаете так много новых людей, когда путешествуете, и даже такая мелочь, как а улыбка может сделать чей-то день, это то, что люди никогда не забывают!

Урок №.

3: Тщеславие и жадность всегда ведут к печали

В отличие от героев, многие персонажи этих мифов демонстрируют отрицательные черты характера, которые мы все владеть до некоторой степени, и что произойдет, если мы позволим им поглотить нас. Как и миф о Царь Мидас, которому исполнилось его желание, чтобы все, к чему он прикасается, превращается в золото! После первоначального удовольствия от превращения обычных предметов, таких как стулья и столы, в золото, даже не думая, он съел виноградину и она тоже превратилась в золото! То же самое произошло с ломтиком хлеба и стакан воды. Внезапно он начал бояться, во что превратилась жизнь, когда слезы наполнили его глаза. В этот момент его любимая дочь вошла в комнату. Заметив обезумевшего отца, она протянула руку и обняла его, но Мгновенно она тоже превратилась в золото. Ужаснувшись случившемуся, Мидас воззвал к богам, чтобы они сняли это проклятие!

К счастью для него, боги сжалились над ним и велели Мидасу пойти к реке и вымыть руки, и когда он это сделал, он был Удивлен, увидев золото, стекающее с кончиков его пальцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *