Очарованный странник. Краткое содержание повести Лескова
Очень кратко: Путешественники встречают монаха, который рассказывает, сколько приключений мук и испытаний он пережил, прежде чем попал в монастырь.
Глава 1
Путешествуя по Ладожскому озеру на пароходе, путешественники, среди которых был и рассказчик, посетили посёлок Корела. Когда путешествие продолжилось, спутники начали обсуждать этот старинный, но очень бедный русский городок.
Один из собеседников, склонный к философии, заметил, что «неудобных людей» следует отправлять не в Сибирь, а в Корелу — это будет дешевле для государства. Другой сказал, что живший здесь в изгнании дьячок недолго выдержал царящую в Кореле апатию и скуку — повесился. Философ считал, что дьячок правильно сделал — «умер, и концы в воду», но его оппонент, человек религиозный, думал, что самоубийцы мучаются на том свете, потому что здесь за них никто не молится.
Реклама
Неожиданно за дьячка-самоубийцу вступился новый пассажир, молчаливый, могучий, седовласый человек лет пятидесяти в одежде послушника.
Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина.
Он рассказал о попике из московской епархии, который молится за самоубийц и этим «исправляет их положение» в аду. Из-за пьянства патриарх Филарет хотел расстричь попика, но за того заступился сам преподобный Сергий, дважды явившийся владыке во сне.
Затем пассажиры начали расспрашивать богатыря-черноризца о его жизни, и узнали, что тот служил в армии конэсером — выбирал и укрощал армейских лошадей, к которым имел особый подход. По всему было видно, что черноризец прожил длинную и бурную жизнь. Пассажиры упросили его рассказать о себе.
Главы 2−5
Иван Северьяныч Флягин родился крепостным в поместье богатого графа из Орловской губернии. Граф разводил лошадей, а отец Ивана служил при нём кучером. У матери Ивана долго не было детей, и женщина вымолила ребёнка у бога, а сама умерла при родах.
Мальчик родился с огромной головой, поэтому дворня звала его Голованом.Реклама
Раннее детство Иван провёл на конюшне и полюбил лошадей. В одиннадцать лет его посадили форейтором на шестёрку, которой правил его отец. Иван должен был кричать, прогоняя с дороги людей. Зазевавшихся он стегал кнутом.
Однажды Иван с отцом везли графа в гости мимо монастыря. Мальчик стегнул кнутом заснувшего в возу монаха. Тот испугался, упал с телеги, лошади понесли, и монаха задавило колёсами. Ночью Ивану явился убитый им монах, сказал, что Иванова мать не только вымолила его, но и обещала богу, и велел идти в монастырь.
Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы.
За спасение своей жизни граф решил наградить Ивана. Вместо того чтобы попроситься в монастырь, мальчик захотел гармошку, играть на которой так и не научился.
Реклама
Вскоре Иван завёл себе пару голубей, от них пошли птенцы, которых повадилась таскать кошка. Иван кошку поймал, высек, отрезал у неё хвост и прибил над своим окном. Кошка принадлежала любимой горничной графини. Девушка прибежала к Ивану ругаться, тот огрел её «метлою по талии», за что был выпорот на конюшне и сослан дробить камень для садовых дорожек.
Иван дробил камень так долго, что у него «на коленках наросты пошли». Надоело ему терпеть насмешки — мол, осудили его за кошкин хвост — и решил Иван повеситься в ближайшем осиновом леске. Только повис он в петле, как невесть откуда взявшийся цыган перерезал верёвку, и предложил Ивану идти с ним в воры. Тот согласился.
Чтобы Иван не сорвался с крючка, цыган заставил его украсть лошадей из графской конюшни. Коней продали дорого, но Иван получил только серебряный рубль, поругался с цыганом и решил сдаться властям. Он попал к ушлому писарю. За рубль и серебряный нательный крест тот справил Ивану пропуск и посоветовал идти в Николаев, где было много работы.
Реклама
В Николаеве Иван попал к барину-поляку. Его жена сбежала с военным, бросив грудную дочь, которую Иван должен был нянчить и кормить козьим молоком. За год Иван привязался к ребёнку. Однажды он заметил, что ножки у девочки «колесом идут». Лекарь сказал, что это «аглицкая болезнь» и посоветовал закапывать ребёнка в тёплый песок.
Иван начал носить воспитанницу на берег лимана. Там ему снова привиделся монах, звал его куда-то, показывал большой белый монастырь, степи, «диких людей» и говорил ласково: «Тебе ещё много надо терпеть, а потом достигнешь». Очнувшись, Иван увидел, как незнакомая дама целует его воспитанницу. Дама оказалась матерью девочки. Забрать ребёнка Иван не позволил, но разрешил им встречаться у лимана втайне от барина.
Дама рассказала, что мачеха насильно выдала её замуж. Первого мужа она не любила, а нынешнего любит, потому что с ней он очень ласков. Когда даме пришло время уезжать, она предложила Ивану за девочку большие деньги, но тот отказался, поскольку был человеком «должностным и верным».
Реклама
Тогда явился сожитель дамы, улан. Иван сразу захотел с ним подраться и плюнул на деньги, которые тот давал. «Ничего, кроме телесного огорчения», для себя улан не получил, но деньги поднимать не стал, и этим благородством очень понравился Ивану. Попытался улан дитя забрать, Иван сперва не дал, а потом увидел, как мать к нему тянется, и сжалился. В этот момент появился барин-поляк с пистолетом, и Ивану пришлось уехать вместе с дамой и уланом, оставив у поляка свой «беззаконный» паспорт.
В Пензе улан сказал, что он, человек военный, держать у себя беглого крепостного не может, дал Ивану денег и отпустил. Решил Иван в полицию сдаваться, но сначала зашёл в трактир, напился чаю с кренделями, поле чего забрёл на берег Суры. Там хан Джангар, «первый степной коневод» и царь, продавал дивных лошадей. За одну кобылицу два богатых татарина решили биться.
В глаза друг другу глядят, ноги в ноги следками упираются и левые руки крепко жмут, а правыми с нагайками порются…
Знакомец, с которым Иван чай пил, объяснил ему все тонкости татарской борьбы, и двадцатитрёхлетний богатырь захотел поучаствовать.
Реклама
Главы 6−9
В спор за следующего коня встрял улан. Иван вступил вместо него в бой с татарином и до смерти застегал того плетью. После этого русские хотели Ивана в тюрьму посадить, но татары сжалились над ним и увезли в степь.
Прожил Иван в степи десять лет, был у татар за лекаря — лечил лошадей и людей. Соскучившись по родине, хотел уйти, но татары его поймали и «подщитинили»: надрезали кожу на ступнях, набили туда рубленного конского волоса и зашили. Когда всё зажило, Иван не смог нормально ходить — так кололась щетина, пришлось учиться ступать «раскорякой», на щиколотках, и остаться в степи.
Несколько лет Иван прожил в одной орде, где у него была своя юрта, две жены, дети. Потом соседний хан попросил полечить жену и оставил лекаря у себя. Там Иван получил ещё двух жён. К многочисленным детям своим Иван отеческих чувств не испытывал, поскольку были они «некрещёные и миром не мазаны». За десять лет он так и не привык к степям и очень тосковал по дому.
Знойный вид, жестокий; простор — краю нет; а солнце обливает, жжёт, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет…
Реклама
Иван часто вспоминал дом, праздничные застолья без опостылевшей конины, отца Илью. Ночью он тихонько уходил в степь и подолгу молился.
Со временем Иван отчаялся вернуться на родину и даже молиться перестал — «что же… молить, когда ничего от того не выходит». Однажды в степях объявилось двое священников — пришли обращать татар в христианство. Попросил Иван попов вызволить его, но те в дела татар вмешиваться отказались. Некоторое время спустя Иван нашёл одного священника мёртвым и похоронил его по христиански, другой же бесследно пропал.
Год спустя появились в орде двое в чалмах и ярких халатах. Пришли они из Хивы лошадей закупать и настраивать татар против русских. Чтобы татары не ограбили их и не убили, они начали пугать народ огненным богом Талафой, который дал им свой огонь.
Однажды ночью незнакомцы устроили огненное светопредставление. Кони испугались и разбежались, а взрослые татары бросились их ловить. В стане остались женщины, старики и дети. Тогда Иван вылез из юрты и понял, что незнакомцы пугали людей обычными фейерверками. Иван нашёл большой запас фейерверков, начал их запускать, и так напугал диких татар, что те согласились креститься.
Реклама
Там же Иван отыскал и «едкую землю», которая «страшно тело палит». Приложил он её к пяткам и притворился больным. За несколько дней ступни разъело, и зашитая в них щетина вышла вместе с гноем. Когда ноги зажили, Иван «для большей ещё острастки самый большой фейверк пустил и ушёл».
Три дня спустя Иван вышел к Каспийскому морю, а оттуда попал в Астрахань, заработал рубль и крепко запил. Очнулся он в тюрьме, откуда его переслали в родное имение. Отец Илья отказался исповедовать и причащать Ивана, поскольку жил он у татар во грехе. Граф, ставший после смерти жены богомольным, не захотел терпеть человека, отлучённого от причастия, выпорол Ивана два раза, отдал паспорт и отпустил.
Главы 10−14
Ушёл Иван из родного имения и попал на ярмарку, где увидел, как цыган пытается продать мужику негодную лошадь. Будучи на цыган в обиде, Иван помог крестьянину. С этого дня он начал ходить по ярмаркам, «руководствовать бедных людей» и постепенно стал грозой всех цыган и барышников.
Один князь из военных просил Ивана открыть секрет, по которому он лошадей выбирает. Начал Иван учить князя, как отличить хорошую лошадь, но тот науку усвоить не смог и позвал его служить у себя конэсером.
Реклама
Три года жил Иван у князя «как друг и помощник», выбирал коней для армии. Иногда князь проигрывался и просил у Ивана казённых денег отыграться, но тот не давал. Князь сначала сердился, а потом благодарил Ивана за верность. Загуливая сам, Иван отдавал деньги князю на сохранение.
Однажды князь уехал на ярмарку и вскоре велел прислать туда кобылицу, которая очень нравилась Ивану. От огорчения тому захотелось запить, но некому было оставить казённые деньги. Несколько дней Ивана «бес томил», пока не помолился он на ранней обедне. После этого ему полегчало, и отправился Иван в трактир чай пить, где повстречал нищего «из благородных». Тот выпрашивал у публики водку и на потеху закусывал её стеклянной рюмкой.
Пожалел его Иван, поставил ему графин водки и посоветовал бросить пить. Нищий ответил, что перестать пить ему не позволяют его христианские чувства.
А что, как ты полагаешь, если я эту привычку пьянствовать брошу, а кто-нибудь её поднимет да возьмёт: рад ли он этому будет или нет?
Показал нищий Ивану свой дар мгновенно трезветь, который объяснял природным магнетизмом, и посулился снять с него «запойную страсть». Нищий заставил Ивана пить рюмку за рюмкой, делая над каждой пассы руками.
Реклама
Так «лечился» Иван до вечера, всё время оставаясь в здравом уме и проверяя, целы ли казённые деньги за пазухой. В конце концов, собутыльники поссорились: нищий считал любовь священным чувством, а Иван твердил, что всё это пустяки. Их вышибли из трактира, и нищий привёл Ивана в «гостиное место», полное цыган.
В этом доме Ивана очаровала певица, красавица-цыганка Груша, и он бросил к её ногам все казённые деньги.
Главы 15−18
Протрезвев, Иван узнал, что магнетизёр его умер от пьянства, а сам так и остался замагнетизированным и с тех пор водки в рот не брал. Князю он признался, что растратил казну на цыганку, после чего с ним случилась белая горячка.
Выздоровев, Иван узнал, что его князь заложил всё своё имущество, чтобы выкупить из табора красавицу Грушу.
Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесёт, что за всё царство от неё не вылечишься, а она одна в одну минуту от неё может исцелить.
Груша быстро полюбила князя, а тот, получив желаемое, начал тяготиться необразованной цыганкой и перестал замечать её красоту. Иван же подружился с Грушей и очень её жалел.
Реклама
Когда цыганка забеременела, князя начала раздражать его бедность. Он начинал одно дело за другим, но все его «прожекты» приносили одни убытки. Вскоре ревнивая Груша заподозрила, что у князя есть любовница, и послала Ивана в город, разузнать.
Иван отправился к бывшей любовнице князя, «секретарской дочке» Евгении Семёновне, от которой у него был ребёнок, и стал невольным свидетелем их разговора. Князь хотел занять у Евгении Семёновны денег, взять в аренду суконную фабрику, прослыть фабрикантом и жениться на богатой наследнице. Грушу же он собирался выдать замуж за Ивана.
Всё ещё любившая князя женщина заложила подаренный им же дом, и вскоре князь посватался к дочери предводителя. Вернувшись с ярмарки, где закупал «у азиатов» образцы тканей и брал заказы, Иван обнаружил, что дом князя обновлён и готов к свадьбе, а Груши нигде нет.
Решил Иван, что князь цыганку убил и в лесу закопал. Начал он искать её тело и однажды у реки наткнулся на живую Грушу. Та рассказала, что князь запер её в лесном доме под охраной трёх дюжих девиц, но она от них сбежала. Иван предложил цыганке жить вместе, как сестре с братом, но та отказалась.
Реклама
Груша боялась, что не выдержит, и погубит невинную душу — невесту князя, и заставила Ивана поклясться страшной клятвой, что он убьёт её, угрожая, что станет «самою стыдной женщиной». Не выдержав, Иван сбросил цыганку с обрыва в реку.
Главы 19−20
Иван убежал и долго скитался, пока Груша, явившаяся в виде девочки с крылышками, не указала ему путь. На этом пути Иван встретил двух стариков, у которых забирали в солдаты единственного сына, и согласился служить вместо него. Старики справили Ивану новые документы, и тот стал Петром Сердюковым.
Попав в армию, Иван попросился на Кавказ, чтобы «скорее за веру умереть», и прослужил там больше пятнадцати лет. Однажды отряд Ивана преследовал кавказцев, ушедших за Койсу-реку. Несколько солдат погибло, пытаясь навести через реку мост, и тогда вызвался Иван, решив, что это лучший случай, «чтобы жизнь кончить». Пока он плыл через реку, его оберегала Груша в виде «отроковицы примерно в шестнадцать лет», от смерти крыльями отгораживала, и Иван вышел на берег невредимым. После он рассказал полковнику о своей жизни, тот послал бумагу узнать, правда ли была убита цыганка Груша. Ему ответили, что убийства не было, а Иван Северяныч Флягин умер в доме у крестьян Сердюковых.
Полковник решил, что у Ивана от опасности и ледяной воды помутился ум, произвёл его в офицеры, отправил в отставку и дал письмо «к одному большому лицу в Петербург». В Питере Ивана устроили «справщиком» в адресный стол, но карьера его не пошла, поскольку досталась ему буква «фита», фамилий на которую встречалось очень мало, и доходу с такой работы почти не было.
В кучера Ивана, благородного офицера, не брали, и он пошёл артистом в уличный балаган изображать демона. Там Иван заступился за молоденькую актрису, и его выгнали. Деться ему было некуда, он пошёл в монастырь и скоро полюбил тамошний жизненный уклад, похожий на армейский. Стал Иван отцом Измаилом, и приставили его к лошадям.
Путешественники начали спрашивать, страдает ли Иван «от беса», и тот рассказал, что его искушал бес, прикинувшийся красавицей Грушей. Один старец научил Ивана прогонять беса молитвой, стоя на коленях.
Колени у человека первый инструмент: как на них падёшь, душа сейчас так и порхнёт вверх…
Молитвой и постом Иван справился с бесом, но скоро ему начали докучать мелкие бесенята. Из-за них Иван случайно убил монастырскую корову, приняв её ночью за чёрта. За это и другие прегрешения отец игумен на всё лето запер Ивана в погребе и велел молоть соль.
В погребе Иван начитался газет, начал пророчествовать, и напророчил скорую войну. Игумен перевёл его в пустую избу, где Иван и прожил всю зиму. Вызванный к нему лекарь не смог понять, пророк Иван или сумасшедший, и посоветовал пустить его «пробегаться».
На пароходе Иван оказался, пробираясь на богомолье. В будущую войну он уверовал крепко и собирался пойти в армию, чтобы «помереть за народ». Рассказав всё это, очарованный странник впал в задумчивость, и пассажиры не решились больше его расспрашивать, ибо о прошлом своём он поведал, а будущее остаётся «в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».
Пересказала Юлия Песковая. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.
«Очарованный странник» краткое содержание по главам повести Лескова – читать пересказ онлайн
12 мин.
Николай Лесков
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 13201.
Обновлено 19 Сентября, 2022
О произведении
Повесть Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования: Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.
Композиция повести состоит из 20 глав, первая из которых представляет собой экспозицию и пролог, следующие – повествование о жизни главного персонажа, написанное в стиле жития, включающего пересказ детства и судьбы героя, его борьбы с искушениями.
На нашем сайте можно прочитать онлайн краткое содержание «Очарованного странника» по главам. Оно позволит ознакомиться с основными сюжетными линиями произведения и будет удобен для школьников и студентов.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
Путешествие главного героя охватывает несколько десятилетий XIX века. Место действия: село Г. Орловской губернии, Карачев, Николаев, Пенза, степь (в татарском плену), Астрахань, Кавказ, Петербург, монастырь на Ладожском озере, другие святые места.
Главные герои
- Флягин Иван Северьяныч (Голован) – главный герой произведения, монах «с небольшим лет за пятьдесят», бывший конэсер, рассказывающий историю своей жизни.
- Грушенька – молодая цыганка, любившая князя, которую по ее же просьбе убил Иван Северьяныч. Голован был в нее безответно влюблен.
Другие герои
Граф и графиня – первые баяре Флягина из Орловской губернии.
Барин из Николаева, у которого Флягин служил нянькой маленькой дочери.
Мать девочки, которую нянчил Флягин и ее второй муж-офицер.
Князь – владелец суконной фабрики, у которого Флягин служил конэсером.
Евгенья Семеновна – любовница князя.
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
Глава первая
Пассажиры судна «плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму»
с остановкой в Кореле. Среди путников заметной фигурой был монах, «богатырь-черноризец»
– бывший конэсер, который был «в лошадях знаток»
и имел дар «бешеного укротителя»
.
Спутники поинтересовались, почему мужчина стал монахом, на что тот ответил, что многое в своей жизни делал по «родительскому обещанию»
– «всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть»
.
Глава вторая
«Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин»
рассказывает спутникам долгую историю своей жизни. Мужчина «родился в крепостном звании»
и происходил «из дворовых людей графа К. из Орловской губернии»
. Его отец был кучер Северьян. Мать Ивана умерла при родах, «оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован»
. Мальчик много времени проводил у отца на конюшне, где и обучился ухаживать за лошадьми.
Со временем Ивана «подсадили форейтором»
в шестерик, которым управлял его отец. Как-то, управляя шестеркой, герой по дороге, «смеха ради»
, засек насмерть монаха. В ту же ночь умерший пришел к Головану в видении и сказал, что Иван был матерью «богу обещан»
, а после пересказал ему «знамение»
: «будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы»
.
Через некоторое время, когда Иван ездил с графом и графиней в Воронеж, герой спас господ от гибели, чем заслужил особое расположение.
Глава третья
Голован завел в своей конюшне голубей, но кошка графини повадилась охотиться за птицами. Как-то, разозлившись, Иван избил животное, отрубив кошке хвост. Узнав о случившемся, герою назначили наказание «выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить»
. Иван, для которого это наказание было невыносимым, решил покончить жизнь самоубийством, но мужчине не дал повеситься цыган-разбойник.
Глава четвертая
По просьбе цыгана Иван украл из барской конюшни двоих лошадей и, получив немного денег, пошел к «заседателю, чтобы объявиться, что он сбеглый»
. Однако писарь за серебряный крест написал герою отпускной и посоветовал отправиться в Николаев.
В Николаеве некий барин нанял Ивана нянькой для своей маленькой дочери. Герой оказался хорошим воспитателем, заботился о девочке, внимательно следил за ее здоровьем, но сильно скучал. Как-то во время прогулки по лиману им встретилась мать девочки. Женщина начала со слезами просить Ивана отдать ей дочь. Герой отказывается, но та уговаривает его тайно от барина приводить девочку каждый день на это же место.
Глава пятая
В одну из встреч на лимане появляется нынешний муж женщины – офицер, и предлагает за ребенка выкуп. Герой снова отказывается и между мужчинами завязывается драка. Неожиданно появляется разгневанный барин с пистолетом. Иван отдает ребенка матери и сбегает. Офицер объясняет, что не может оставить Голована при себе, так как он беспаспортный, и герой угодит в степь.
На ярмарке в степи Иван становится свидетелем того, как известный степной коневод хан Джангар продает лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татаринов даже устроили дуэль: стегали друг друга плетьми.
Глава шестая
Последним на продажу вывели дорогого каракового жеребенка. Татарин Савакирей сразу выступил с тем, чтобы устроить дуэль – сечься с кем-то за этого жеребца. Иван вызвался выступить за одного из ремонтеров в дуэли с татарином и, используя «свою хитрую сноровку»
, «запорол»
Савакирея до смерти. Ивана хотели схватить за убийство, но герою удалось сбежать с азиатами в степь. Там он пробыл десять лет, занимаясь лечением людей и животных. Чтобы Иван не сбежал, татары его «подщетинили»
– подрезали на пятках кожу, засыпали туда конских волос и зашили кожу. После этого герой долго не мог ходить, но со временем приноровился передвигаться на щиколотках.
Глава седьмая
Ивана отправили к хану Агашимоле. У героя, как и при предыдущем хане, было две жены-татарки «Наташи»
, от которых также были дети. Однако к своим детям мужчина не испытывал родительских чувств, потому что они были некрещеные. Живя с татарами, мужчина очень сильно скучал по родине.
Глава восьмая
Иван Северьянович рассказывает, что к ним приезжали люди разных религий, пытаясь проповедовать татарам, однако те убивали «мисанеров»
. «Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают»
. «Азият смирного бога без угрозы ни за что не уважит и проповедников побьет»
.
В степь приезжали и русские миссионеры, но не захотели выкупить Голована у татар. Когда через время одного из них убивают, Иван хоронит его по христианскому обычаю.
Глава девятая
Как-то к татарам приехали люди из Хивы для того, чтобы купить лошадей. Для запугивания степных жителей (чтобы те их не убили), гости показали могущество своего огненного бога – Талафы: подожгли степь и, пока татары поняли, что произошло, скрылись. Приезжие забыли ящик, в котором Иван нашел обычные фейерверки. Назвавшись сам Талафой, герой начинает пугать татар огнем и заставляет принять их христианскую веру. Кроме того, Иван нашел в ящике едкую землю, которой вытравил вживленную в пятки конскую щетину. Когда ноги зажили, он запустил большой фейерверк и незаметно сбежал.
Выйдя через несколько дней к русским, Иван переночевал у них только ночь, а после пошел дальше, так как они не хотели принимать человека без паспорта. В Астрахани, начав сильно пить, герой попадает в острог, откуда его отправили в родную губернию. Дома овдовевший богомольный граф выдал Ивану паспорт и отпустил «на оброк»
.
Глава десятая
Иван начал ходить по ярмаркам и советовать простым людям, как выбрать хорошую лошадь, за что те его угощали или благодарили деньгами. Когда его «слава по ярмаркам прогремела»
, пришел к герою князь с просьбой раскрыть свой секрет. Иван пытался обучить его своему таланту, но князь вскоре понял, что это особый дар и нанял Ивана на три года к себе конэсером. Периодически у героя случаются «выходы»
: мужчина сильно пил, хотя и хотел с этим покончить.
Глава одиннадцатая
Однажды, когда князя не было, Иван снова пошел пить в трактир. Герой очень переживал, так как у него с собой были деньги барина. В трактире Иван знакомится с человеком, у которого был особый талант – «магнетизм»
: он мог с любого другого человека «запойную страсть в одну минуту свести»
. Иван попросил его избавить от зависимости. Человек, гипнотизируя Голована, заставляет его сильно напиться. Уже совсем пьяных мужчин выставляют из трактира.
Глава двенадцатая
От действий «магнетизера»
Ивану начали мерещиться «мерзкие рожи на ножках»
, а когда видение прошло, мужчина бросил героя одного. Голован, не зная, где находится, решил постучаться в первый попавшийся дом.
Глава тринадцатая
Ивану отворил двери цыган, и герой оказался в еще одном трактире. Голован засматривается на молодую цыганку – певунью Грушеньку – и спускает на нее все деньги князя.
Глава четырнадцатая
После помощи магнетизера Иван больше не пил. Князь, узнав, что Иван потратил его деньги, сначала рассердился, а после успокоился и рассказал, что за «эту Грушу в табор полсотни тысяч отдал»
, лишь бы она с ним была. Теперь же цыганка живет у него в доме.
Глава пятнадцатая
Князь, устраивая собственные дела, все реже бывал дома с Грушей. Девушка скучала и ревновала, а Иван, как мог, ее развлекал и утешал. Всем, кроме Груши, было известно, что в городе у князя была «другая любовь – из благородных, секретарская дочка Евгенья Семеновна»
, у которой от князя была дочь Людочка.
Как-то Иван приехал в город и остановился у Евгении Семеновны, в тот же день сюда наведался князь.
Глава шестнадцатая
Случайно Иван оказался в гардеробной, где, прячась, подслушал разговор князя и Евгении Семеновны. Князь сообщил женщине, что хочет купить суконную фабрику и собирается скоро жениться. Грушеньку же, о которой мужчина совсем забыл, планирует выдать за Ивана Северьяныча.
Голован занимался делами фабрики, поэтому долго не виделся с Грушенькой. Вернувшись назад, узнал, что девушку куда-то увез князь.
Глава семнадцатая
Накануне свадьбы князя Грушенька появляется («сюда умереть вырвалась»
). Девушка рассказывает Ивану, что князь в «крепкое место упрятал и сторожей настановил, чтобы строго мою красоту стеречь»
, но она сбежала.
Глава восемнадцатая
Как оказалось, князь тайно вывез Грушеньку в лес на пчельню, приставив к девушке троих «молодых здоровых девок-однодворок»
, следивших за тем, чтобы цыганка никуда не сбежала. Но как-то играя с ними в жмурки, Грушеньке удалось их обмануть, так она и вернулась.
Иван пытается отговорить девушку от самоубийства, но она заверила, что не сможет жить после свадьбы князя: будет страдать еще сильнее. Цыганка попросила убить ее, пригрозив: “Не убьешь, – говорит, – меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной”. И Голован, столкнув Грушеньку в воду, исполнил ее просьбу.
Глава девятнадцатая
Голован, «сам себя не понимая»
бежал от того места. По дороге ему встретился старичок. Его семья сильно печалилась, что их сына забирают в рекруты. Пожалев стариков, Иван пошел в рекруты вместо их сына. Попросив, чтобы его отправили воевать на Кавказ, Голован пробыл там 15 лет. Отличившись в одном из сражений, Иван на похвалы полковника ответил: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет»
и рассказал свою историю.
За отличие в бою Ивана назначили офицером и отправили с орденом святого Георгия в Петербург в отставку. Служба в адресном столе у него не заладилась, поэтому Иван решил пойти в артисты. Однако из труппы его скоро выгнали за то, что он вступился за молоденькую актрису, ударив обидчика.
После этого Иван решает пойти в монастырь. Сейчас он живет в послушании, не считая себя достойным для старшего пострига.
Глава двадцатая
В конце спутники поинтересовались у Ивана: как ему живется в монастыре, не искушал ли его бес. Герой ответил, что искушал, появляясь в образе Грушеньки, но он его уже окончательно преодолел. Как-то Голован зарубил явившегося беса, но тот оказался коровой, а в другой раз из-за бесов мужчина сбил все свечи возле иконы. За это Ивана посадили в погреб, где у героя открылся дар пророчества. На корабле Голован едет «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию»
, чтобы перед смертью им поклониться, а после собирается на войну.
«Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом»
.
И что в итоге?
Иван Северьяныч Флягин — становится послушником в монастыре, но его смущают бесы; у героя открывается дар предвидения, он собирается идти на войну, чтобы умереть за народ, но пока едет в Соловки к преподобным Зосиме и Савватию.
Грушенька — погибает, попросив Ивана столкнуть её со скалы, из-за безответной любви к князю.
Бояре из Орловской губернии — графиня умирает, граф выдаёт Ивану документ, который дарует волю.
Заключение
В «Очарованном страннике» Лесков изобразил целую галерею ярких, самобытных русских характеров, сгруппировав образы вокруг двух центральных тем – темы «странничества» и темы «очарования». На протяжении всей своей жизни главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всем: то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать.
Образом Флягина Лесков показывает духовное взросление человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор изобразил перед нами настоящего русского праведника, провидца, «провещания» которого «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».
Рекомендуем ознакомиться не только с кратким пересказом «Очарованного странника», но и оценить повесть Лескова в полном варианте.
Тест по повести
После прочтения краткого содержания повести Лескова «Очарованный странник» рекомендуем пройти этот небольшой тест:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Марина Романенко
16/16
Екатерина Щекина
12/16
Эльмар Кудусов
16/16
Солнце России
13/16
Наталья Садовская
7/16
Анастасия Уткина
16/16
Ольга Иванова
16/16
Лилия Баязитова-Нуруткулова
14/16
Алина Сафиуллина
13/16
Наталья Белогородская
16/16
Рейтинг пересказа
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 13201.
А какую оценку поставите вы?
Николай Лесков, «Очарованный странник»
С его пассажами простой жестокости и невозмутимого юмора, нравственностью непоколебимой мужской натуры и тяжелым пластом религиозно-мифической магии (в которой правды ровно столько, чтобы придать правдоподобие фантазии), В «Очарованном страннике » есть уют старинной русской народной сказки и проницательное предостережение старинной притчи.
Николай Лесков написал Очарованный странник в предпочитаемом им стиле хроники, в стиле, в котором его персонажи рассказывают истории, свои собственные или из мифов и легенд провинциальных знакомых, публике, которая хочет знать: а как вы оказались здесь, у нас, и что стало с тем-то и тем-то?
Так-то и так: Иван Северьяныч — лесковский сказочник, и сказка, которую он рассказывает, действительно волшебная.
Проплывая по Ладожскому озеру, группа мужчин спорит о спасении душ самоубийц. Иван Северьяныч, новопосаженный пассажир, бросающийся в глаза своими размерами и «открытым и смуглым лицом», уверяет, что, вопреки православному мнению, эти души не навечно прокляты, и даже допускает, что есть некий сельский священник, который специально молится за них. души, чтобы дать им спасение.
Его отклонение от принятого взгляда на вещи тем более поразительно для других пассажиров, что Иван поднялся на борт их лодки в рясе послушника и монашеском кожаном поясе. Соблазненные его внешностью человека, который «был рядом», и его странным проявлением религиозности, столь несоответствующим одеждой и взглядами, эти пассажиры подстрекают Ивана рассказать свою историю.
К каждому рассказу о каждом приключении (всегда заканчивающемся каким-нибудь мучительным или убийственным событием), который рассказывает Иван, кто-то из пассажиров так многословно вставляет: «так это когда ты ушла в монастырь? только чтобы получить отпор другим рассказом о другом процессе и всегда с тем же успехом дразнить своих слушателей, и пассажиров Лескова, и нас, читателей.
Рассказ Ивана о деревенском попе — это лишь малая часть его рассказа, состоящего из жизни среди крестьян и дворян, болезненного «ощетинивания» его пяток в плену у татар в степи, доверенных ему богатств и его постигла бедность, соблазн цыганки и его работа знатоком лошадей, его военная служба и его игра в дьявола.
Иван рассказывает о почти сорока годах лоскутной жизни, но эта история священника и лежащие в ее основе заявления о спасении самоубийц все еще висят над головой, остаточная дымка от пророчества ангела матери Ивана, когда она родила его: бесплодный женщиной, ей дали Ивана в сыновья по обещанию, что он станет монахом.
Но когда и как он стал монахом? (Теперь мы звучим как один из пассажиров!) Все началось с дерзкой забавы.
«Х-х-хи-и-и-и-я-а-а-а-а!» Честный и в целом ответственный, Иван также буйный и любит подлые шутки. Одна из его выходок приводит к нечаянному убийству старика, отдыхавшего в телеге с сеном, и этот человек, придя позже к Ивану в видении, рассказывает ему о пророчестве ангела.
Ты будешь умирать много раз, но ты не умрешь, пока за тобой не придет настоящая смерть, и тогда ты вспомнишь обещание своей матери и станешь монахом.
Случайное убийство — и наказание за него — вот с чего Иван начинает свой путь в монастырь, а всегда преследующая его причина, по которой старик не дает ему покоя: «Ты лишил меня жизни, прежде чем я успел сознаться».
Прежде чем он успел признаться: самоубийцы тоже не могут признаться. И в одном из более поздних приключений Ивана он должен смириться с этим более лично.
Религия, вина и сострадание соперничают за душу Ивана. Очарованный странник — это новелла о сказочных приключениях и метафизическом понимании исповеди и смерти. Он умер, должно быть, он уже монах в начале истории; рассказ о том, как он туда попал, и слова старца, что только после его настоящей смерти он войдет в монастырь, все это говорит нам о том, что он умер.
Но он все еще говорит, не так ли?
Так расскажи нам, Иван, как ты умер, как стал монахом ?
— Рецензия на полную подборку рассказов Лескова Пивера и Волохонского опубликована!
♠
Зачарованный Странник · Nikolai Leskov · 1873
Pevear и Volokhonsky Translation · Knopf, 2013 · 122 Page, Hardcover
, как это:
66.0005Nikolai Leskov: The Enchanted Wanderer
Я только недавно узнал о Лескове (о нем писали Ирвинг Хоу и Уолтер Бенджамин, так что, возможно, это моя вина), и я не могу понять, почему он не более известен на английском языке . Лесков, может быть, и не на первом месте, но он определенно заслуживает место рядом с другими громкими именами 19 века, такими как Гончаров, Лермонтов и Щедрин. Но нет, хотя его самый известный рассказ «Леди Макбет Мценского уезда» был превращен Шостаковичем в оперу, на английском о нем очень мало. Лесков менее духовен и более фольклорен, чем его современники, предпочитая не заниматься такими большими понятиями, как семья и судьба, и, возможно, это делает его менее архетипически русским. Но особенно в массивной повести длиной в роман «Очарованный странник» он вытягивает развернутый эпос против обывателей, в котором есть отголоски менее сатирической (и менее сумасшедшей) стороны Гоголя, но тем более Клейста.
Я обожаю Клейста и следую линии Габриэля Йосиповича о том, что Клейст был уникальной и оппозиционной фигурой в германской литературе, указывающей в сторону от господствующих тенденций того времени. Лесков далеко не так извращенец, но готовность, с которой рассказы беспечно крутят шпильки и скатываются в бурлеск, принадлежит Лескову самому.
«Очарованный странник» подыгрывает легкомыслию, так как наш герой, сильный великан Иван, не самый реактивный тип, и встречает свои многочисленные безумные и болезненные плутовские приключения с большей беспечностью, чем что-либо еще. На протяжении большей части истории его спокойная способность воспринимать все как есть просто странная причуда, но к концу она кажется неотъемлемой частью изображения мира Лесковым. Он неохотный рассказчик. В конце его жизни, когда он был монахом, некоторые люди на лодке просят его рассказать историю своей долгой жизни, и в конце концов он соглашается.
История состоит из нескольких более или менее обособленных разделов с резкими переходами между ними. Вот синопсис:
- Он родился крепостным и стал возницей у своего господина. Однажды он по неосторожности убивает монаха, который ночью возвращается к нему во сне. Разговор у него типичен для его отношения:
«Ты забрал мою жизнь, не дав мне шанса на покаяние».
«Ну, — ответил я, — это невезение, и мне очень жаль, но что вы ожидаете, что я буду делать с этим сейчас? Я не специально это сделал, не так ли? Кроме того, — сказал я, — на что вам роптать? Ты мертв, и все».
… «Ты потерпишь много лишений и невзгод, но ты не умрешь до дня, назначенного для твоей гибели, и тогда ты вспомнишь обещание своей матери и станешь монахом».
- Он продолжает работать погонщиком лошадей, пока не спасает жизнь сына своего лорда, после чего становится смотрителем голубей и так далее. Но после того, как кошка съела голубей и отрезала себе хвост, он наказан и унижен и убегает, чтобы стать грабителем.
- Вскоре его находит другой землевладелец, который сразу же доверяет ему быть няней для своей жены и ребенка. Но любовник жены уговаривает его позволить жене и ребенку сбежать вместе с ним, и, занимая моральную позицию, что любовники должны быть вместе (после первоначального желания избить любовника), он помогает им уйти, а затем убегает от его работа.
- Он появляется на конной ярмарке и демонстрирует свой опыт в оценке лошадей, затем вступает в бой поркой с татарином, которого убивает. Присутствующие русские пытаются увести его на суд, поэтому он бежит с татарами в степь.
- Татары слишком его любят и десять лет держат в заложниках в степи, вживляя ему в пятки щетину, из-за чего ему трудно даже ходить. У него несколько жен и детей.
- В возрасте 33 лет он, наконец, может бежать от татар (заранее обратив их в христианство с помощью некоторого хитроумия), найдя разъедающую землю, которая позволяет ему открыть пятку и удалить щетину.
- Ивана нанял другой лорд из-за его навыков оценки лошадей.
- Он встречается с таинственным магнетизером, который ведет его через кошмары и галлюцинации Клейста, чтобы вылечить его от пьянства.
- Все еще работая, он знакомится с причудливыми цыганами, влюбляется в очаровательную танцовщицу Грушу, из-за которой проигрывает огромную сумму денег. На следующую ночь его хозяин идет к Груше и покупает ее у цыган как любовницу.
- Груша становится несчастной, хозяин устает от нее и запирает в глухой хижине. Она убегает и возвращается к нашему герою, требуя, чтобы он убил ее, чтобы избавить от страданий. Он неохотно соглашается.
- Он присоединяется к русской армии и, желая умереть за свою вину за убийство Груши, отправляется на самоубийственную миссию, чудом выживая и побеждая татар. Он пытается признаться в убийстве Груши, но ему никто не верит, и в награду за героизм его делают информатором в Санкт-Петербурге.
- В Санкт-Петербурге он избивает актера за домогательства к молодой актрисе и в результате теряет работу. Наконец, из вариантов он присоединяется к монастырю.
- В монастыре он борется со своими грехами и с самим дьяволом, окончательно избавившись от мук суровым постом.
- Еврей вешается возле монастыря и наш герой думает, что его призрак — Иуда и мучает его по ночам. Оказывается корова.
- Однажды он разочаровался во время организации службы и в гневе опрокинул связку свечей. Он месяцами заточен в яме в монастыре, но не находит в этом ничего страшного и обретает дар пророчества.
- Он отправляется в путешествие, с которого началась история, имея в виду пойти к гробницам некоторых святых и помолиться там, ибо предвидит новую войну и оставит духовенство и возьмет в руки оружие, если начнется война: «Я хочу умереть за свой народ !” — говорит он, и история заканчивается.
Это дает хорошее представление об эксцентричности рассказа, но не о том, что возвышает его над уровнем плутовской сказки. Именно в повествовании Лесков собирает кусочки воедино, не только в сохранении определенных черт повествования, но и в том, как он отвергает другие, более традиционные черты.
Кажется, Лесков любил рассказывать истории, которые длятся дольше ожидаемого конца. «Леди Макбет Мценского уезда» лихо это делает, но тут еще извращеннее. Вся история построена таким образом, чтобы привести Ивана к посту в монастырь и исполнению предсказанной им судьбы, и все же, когда он, наконец, становится монахом, история продолжается так, как будто ничего не изменилось . Он по-прежнему попадает в авантюры, по-прежнему попадает в фарсовые выходки и по-прежнему страдает в своей обычной беспечной манере. Далеко не являясь для него какой-то особой судьбой, его увлечение религией оказывается таким же произвольным, как и все прежде.
Итак, если угол судьбы не реализован, что формирует общность его приключений? Это персонаж Ивана. Иван не интеллигентный человек; в основном он действует инстинктивно и мало чему учится на своем опыте. Он не сильно отличается от себя в молодости в конце истории. Но повсюду его реакции следуют определенному моральному образцу. Он может действовать из гнева или из доброты, но склонен проявлять большую симпатию к женщинам и обладает чувством чести, которое кажется скорее врожденным, чем ситуативным. Если ему что-то нехорошо, никто не в силах помешать ему заявить о своем недостоинстве; если авторитет осуждает его за что-то, что он считал правильным, он игнорирует конфликт и просто уходит. И эти реакции исходят полностью сформированными из его бессознательного; он, кажется, наблюдает за ними, когда они происходят, а не выбирает их, и это дополняется его пресыщенным отношением к самым странным событиям (хорошо показанным в приведенном выше диалоге, где он до смешного непринужденно чувствует себя с призраком человека, которого он только что случайно убил) .