Философская лирика Лермонтова – анализ для сочинения по теме
М.Ю. Лермонтов – один из удивительнейших русских лириков, воплотивший в своем творчестве глубинные смысложизненные проблемы человечества. Лирика Лермонтова – философская по своей натуре. Она понимает такие вопросы, как проблемы Бога и свободы человека, бренности человеческого пути, смерти и веры в бессмертие, тайны любовного чувства, совместимости добра и зла, борьбы светлого и темного в личности каждого человека и.т.д.
В центре внимания любого поэтического произведения поэта стоит вопрос о том, для чего человек приходит в этот мир, полый страданий и разочарований? Может ли он что-то изменить в своей судьбе?
Библейская философская лирика М.Ю. Лермонтова
Образ Бога и тема человеческого непослушания Ему является центральной в религиозной философской лирике поэта. Богоборческие мотивы слышатся в его стихотворениях постоянно.
Вот одно из таких стихотворений под названием «Благодарность» (1840), которым лирический герой язвительно благодарит Всевышнего за дарованную ему жизнь:
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Часто Бог в лирике Лермонтова представляется всесильным, но несправедливым существом, ответственным за человеческое несовершенство (что, по сути, противоречит христианскому вероучению). Отсюда неверие в Бога лирического героя поэта, что порождает знаменитое и страшное стихотворение «Мой демон», в котором оппонент Господа наделяется страшным величием:
Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он…
Те же мотивы слышны в других стихотворениях поэта «Я не для ангелов и рая», «Земля и небо»:
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой.
Однако не всегда лирический герой позволяет себе очаровываться демоническими образами. В какой-то момент он возвращается к вере к Богу и подобно блудному сыну готов припасть к коленам милосердного Отца. Вот одно из таких стихотворений под названием «Молитва»:
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя.
Заканчивается стихотворение символически: поэт просит у Бога освободить его от изматывающего душу песенного дара, чтобы обрести веру в своем сердце:
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
Таким образом, проблемы веры и неверия (а также связанного с неверием богоборчества) являются центральными в философской лирике М.Ю. Лермонтова. Ответы на эти вопросы во многом определяют другие темы его философских исканий.
Тема борьбы противоположностей
Философская лирика Лермонтова наполнена переживанием борьбы двух начал: света и тьмы, добра и зла, страдания и радости. По суждению поэта, сама жизнь – это борьба стихий и страстей. Поэтому в своем знаменитом стихотворении «Парус» Лермонтов рисует пред читателями образ мятущейся человеческой души, тянущейся к страстям и одновременно жаждущей света.
«Может ли человек на земле обрести счастье?» – спрашивает устами своего лирического героя Лермонтов. И отрицательно отвечает на этот вопрос. Даже покоя бедный «парус» обрести не может.
«Чаша жизни» готовит для человека лишь горький напиток. Отсюда пессимизм и трагизм поэтического творчества Лермонтова:
Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами,
Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадет,
И все, что обольщало нас,
С завязкой исчезает;
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был – мечта,
И что она – не наша!
Поиски гармонии бытия
Лермонтов не был бы гениальным поэтом, если бы не смог в своем творчестве показать хоть и призрачный, но живой образ гармонии бытия.
Эта едва уловимая гармония присутствует в некоторых его произведениях, где человек, природа и Бог сливаются воедино. Вот одно из таких стихотворений под названием «Когда волнуется желтеющая нива…»:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка.
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой.
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..
Философская лирика Лермонтова входит в сокровищницу русской литературы и культуры. Поэт глубоко и пронзительно раскрывает перед читателями вечные проблемы человеческого бытия и дает на них свои ответы.
Анализ творчества поэта, проведенный в этой статье, поможет учащимся 9-10 классов при подготовке сочинения на тему «Философская лирика Лермонтова».
Михаил Лермонтов. Лирика
Публикации раздела Литература
Эта книга рекомендована для внеклассного чтения ученикам 6-го класса. Слушаем аудиокнигу и знакомимся с классической литературой.
Петр Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова (фрагмент). 1837. Государственная Третьяковская галерея, Москва
При жизни Михаил Лермонтов печатался редко: он был слишком требовательным к своим стихотворениям. Лермонтов выпустил первый и единственный сборник произведений в 1840 году. Основной мотив лермонтовской лирики — мотив одиночества. Лирический герой, противостоящий обществу, бунтует, а потому оказывается одинок. Стихотворения Михаила Лермонтова отличаются мелодичностью и эмоциональной насыщенностью. Виссарион Белинский писал в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет; им все доступно, все понятно; они на все откликаются».
«Баллада»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Есть речи — значенье»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Желание»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«И скучно, и грустно»
Текст читает актер Всеволод Ларионов, 1979 год.
«Как мальчик кудрявый, резва…»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Как небеса, твой взор блистает…»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Щербатовой»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Надежда»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Незабудка»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«О, не скрывай!»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Она поет — и звуки тают…»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Отчего»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Парус»
«Поток»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Поэт»
Текст читает актер Всеволод Ларионов, 1979 год.
«Прекрасны вы, поля земли родной…»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Расстались мы, но твой портрет…»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Романс»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Смирновой»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Солнце»
Текст читает актер Всеволод Аксенов, 1952 год.
«Тучи»
Текст читает актер Всеволод Ларионов, 1979 год.
«Утес»
Текст читает актер и режиссер Николай Мордвинов, 1960 год.
«Я не унижусь пред тобою…»
Текст читает актер Всеволод Ларионов, 1979 год.
Благодарим за предоставленные материалы АО «Фирма «Мелодия»
Послушать стихотворения Михаила Лермонтова «Есть речи — значенье», «И скучно, и грустно», «Щербатовой», «Отчего», «Парус», «Утес», «Я не унижусь пред тобою…» в iTunes можно по ссылке.
Теги:
список книгАудиокнигиШкольная программаКлассикаПоэзияПубликации раздела Литература
Ещё
5 Тексты Лермонтова (скачать)
Описание
5 Тексты Лермонтова
Высокий голос, Piano
Текст: Mikhail Lermontov, перевод Anatoly Liberman
2018, 22 страница
ПРИМЕЧАНИЕ
В мае 2018, I, I
.
сотрудничал с сопрано Марией Йетте в исполнении песен Карла Нильсена. Мягкий лиризм Нильсена и простое сопровождение очаровали нас обоих. По настоянию Марии я побывал на чтении Анатолием Либерманом его переводов русской лирики за день до Дня святого Валентина, за три месяца до этого. Лермонтов был лишь одним из прозвучавших тогда поэтов.Стремясь написать что-нибудь в духе Нильсена для г-жи Джетт, я нашел много привлекательных текстов в книге г-на Либермана «Михаил Лермонтов, основные поэтические произведения » (University of Minnesota Press, 1983) и выбрал пять для компактного песенного цикла.
Анатолий Либерман — профессор Университета Миннесоты, где он читает курсы лингвистики, этимологии и фольклора. Либерман родом из Санкт-Петербурга, Россия. Он эмигрировал в США в 1975 году. Основным интересом Либермана была история английских слов, и он является одним из самых читаемых в мире людей по этой теме, часто делясь своим остроумием и проницательностью на общественном радио Миннесоты.
Главный герой этих текстов песен обращается к возлюбленной в первых двух песнях, ее голосе, ее лице, ее движениях: «все — неподражаемая грация». Но, как облако, слетающее со скалы, любовь уплывает. Ее музыку помнят как песню ангела, несущего душу «для скряги, предназначенной и безработной» на земле.
Цикл посвящен госпоже Джетт. Премьеру дали Грегори Уист и Аканэ Кубо в Мюнхене, июнь 2020 года.
Тексты
Говори со мной Говори со мной своим голосом,
Ясно и мелодично.
Мое сердце тогда подпрыгнет
Как птица в неволе;
Взгляни на меня глазами,
Просветленными и лазурными,
Душа моя, когда встретится с ними,
Разорвет оковы;
Вся жизнь в веселье
И начинают литься слезы;
Я мог бы умереть счастливым
Если бы я обнял тебя. (1838)
Она поет: каждый звук я слышу ее пение
Тает, как поцелуй нежной любви.
Она смотрит: Я думаю о ней, как о несущей
Красоте неба над головой
Она идет: каждое ее малейшее движение—
Она говорит: ее оживленное лицо—
Все — выражение и эмоция,
Все — неподражаемая грация. (1838)
На лоне утеса пустынного,
Спала облачко, прекрасное и жемчужное,
Но она ушла от него утром, рано:
Улетела и с лазурью заигрывала.
И легкий след влаги
Допоздна затаился в своей борозде;
В глуши он возвышается одиноко,
Задумался и роняет непрошеные слезы. (1837)
Мы расстались, но образ твой остался
Навеки сокрыт на моей груди;
Видение из моих старых дней,
Оно приносит моей душе удовлетворение и покой.
И в поздней игре страстей
Я всегда думаю о тебе как о своей;
Так падшим богам мы молимся
И преклоняем колени перед заброшенным святилищем. (1837)
Ангел Неба летел ночью
И тихо пел в полете своем.
Мерцающие звезды, и облака, и луна
Были окутаны его прекрасной мелодией.
Он пел о невинных духах наверху,
О блаженном существовании и любви.
Он пел о Господе, о Его воле и Его путях,
И чиста была хвала поклоняющегося.
Он летал, и он нежно душу носил
Для скупца суждено и пособий.
Оно не помнило его пения, и все же…
Эту мелодию оно никогда не могло забыть.
На земле томилась, и страданиями сгорала,
О недостижимом томилась;
Но ничто из услышанного не могло разрушить или заменить
Музыка небесной благодати.
Стихи Михаила Лермонтова, пер. Анатолий Либерман
Михаил Лермонтов, Основные поэтические произведения , пер. Анатолий Либерман, Миннеаполис: University of Minnesota Press, 1983
Мотив одиночества в лирике Лермонтова. Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Мотив одиночества в лирике Лермонтова проходит через все произведения. В первую очередь это связано с биографией поэта, которая оставила след в его мировоззрении. Он рано потерял мать, отношения с отцом не сложились. Единственным близким человеком была моя бабушка — Елизавета Арсеньева, которая души не чаяла в маленьком Мише. Уже в детстве Лермонтов понял, что он не такой, как все. Всю свою недолгую жизнь поэт был одинок. Мотив одиночества у М.Ю. Лермонтова не только предмет его творчества, но и состояние души.
«Поэт совсем другой эпохи»
Так называли поэта Белинского, сравнивая с А.С. Пушкин. Уже в ранней лирике Лермонтова проявляются ведущие мотивы его творчества: поэтическое избрание, влекущее за собой одинокое существование. Но он понимает, что ничего не может изменить, поэтому берет своего рода вне закона добровольно. «Я привык к одиночеству», — признается лирический герой, так похожий на самого Лермонтова.
На характер поэта повлияло время, в котором он жил и работал. Война с Наполеоном, восстание декабристов — эти события отложились в памяти не только Лермонтова, но и всех его современников. Так, в поэме «Дума» поэт приходит к выводу, что для всего поколения характерны пессимистические настроения. Лирический герой устал, окружен толпой, но одинок. Его беспокоит бездействие, равнодушие людей к общественной жизни.
Мотив одиночества у М.Ю. Лермонтов (материал «Парус»)
Знаменитый «Парус» поэт написал в семнадцать лет. Почвой для него послужили личные переживания юного Лермонтова. Из-за конфликта с профессором поэту пришлось бросить Московский университет и по настоянию бабушки переехать в Петербург, чтобы поступить в юнкерское училище. В основу поэмы легли переживания поэта о будущем. Образы моря, бури, паруса сопровождают мотивы скорби и одиночества в лермонтовской лирике, особенно в раннем творчестве. Лирического героя можно охарактеризовать как мятежного и одинокого. Именно таким был сам поэт, всю жизнь «искавший бури».
Один в толпе
Умный и образованный Лермонтов тяжело обращался с людьми. Свою непохожесть на других он увидел еще в детстве. По воспоминаниям современников, он был человеком прямым, едким, скрытным, поэтому его часто недолюбливали и даже ненавидели. Лермонтов очень страдал от невозможности быть понятым.
Так, в стихотворении «Как часто в окружении пестрой толпы…» он рисует общество бездушных людей, лишенных человеческого тепла. Фальшивая, ограниченная толпа угнетает лирического героя, он осознает, что ему здесь не место. Мечтательно рисует он образ возлюбленной. К сожалению, он понимает, что это все ложь, но он по-прежнему один.
Мотив одиночества в лирике Лермонтова есть и в произведении «Я ухожу один в дорогу…», которое он написал за три месяца до смерти. В ней поэт философски подводит итог своей жизни, размышляет о смерти. «Чего жду? / О чем жалею?» — спрашивает лирический герой. Мечтает сладко заснуть под дубом, наслаждаясь пением любимой.
Его скорая трагическая смерть предвидится и в поэме «Пророк», написанной за несколько недель до его смерти. Лермонтова не покидает чувство печали, он полон отчаяния, он не верит в признание потомков, в ценность своего труда. Он сравнивает себя с пророком, который подвержен гонениям и непониманию окружающих.
Любовные горести, отразившиеся в лирике поэта
Известно, что Лермонтову не везло в любви. Чужой для нее стала самая сильная привязанность поэта, образ которой остался жить на страницах произведений и в строках стихов, — очаровательная Варенька Лопухина. Сложные отношения связывали их до самой смерти поэта, весть о которой окончательно сломила Варвару. Она пережила возлюбленного всего на десять лет. Именно черты Лопухина он искал в других женщинах.
Другая муза поэта — Екатерина Сушкова — лишь сыграла его чувства, впрочем, как и предавшая его Наталья Иванова. Неудивительно, что тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова особенно ярко прослеживается в любовных стихах.
«Нас случайно свела судьба» — первая работа, адресованная Вареньке Лопухиной. Уже в нем звучит мотив разлуки, невозможности счастья и взаимной любви. В стихотворении «Нищий» мотив одиночества в лирике Лермонтова вызван безраздельным чувством. Произведение написано в 1830 году и относится к раннему творчеству поэта. В стихотворении Лермонтов сравнивает себя с нищим, который вместо того, чтобы просить милостыню, сует себе в руку камни. Таковы были отношения поэта с Екатериной Сушковой, которые легли в основу произведения.
Цикл стихов, посвященный Наташе Ивановой — истории безответной любви и горького разочарования. «Я недостоин, быть может, / вашей любви», — обращается к ней автор. «Нет, я не люблю тебя так страстно…» — писал поэт незадолго до смерти. Кому посвящено это стихотворение, до конца не установлено.
Одиночество или свобода?
Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю. Лермонтов — центральный в поэме «Облака». Она была написана в 1840 году, накануне второй ссылки поэта на Кавказ. Образы облаков, волн и облаков символизируют свободу, которой так не хватает лирическому герою. Он сравнивает себя с облаками, с иронией называет их «изгнанниками». Свобода и одиночество в творчестве поэта не могут существовать друг без друга. Так, в стихотворении «Желание» герой жаждет временной свободы, а в «Узнике» она становится единственной целью.
«На севере дикий одинок…»
Лермонтов никогда не переводил, но зимой 1841 года, незадолго до смерти, он сделал несколько переводов поэмы немецкого поэта Генриха Гейне, вошедшего в Лирический цикл. Это произведение известно нам как «На севере дикий одинок…». В ней особенно отчетливо проявляется мотив одиночества в лирике Лермонтова. Мы знаем, что из-за непростого характера поэта не поняли и не приняли. А ему так хотелось тепла, поддержки близкого человека.
Образ сосны, растущей на крайнем севере, олицетворяет мысли и настроения самого Лермонтова. В одиноком дереве поэт узнал себя. Однако он не терял надежды встретить настоящего друга — в стихотворении его прототипом была пальма, растущая на юге и такая же одинокая, как сосна.
Вместо заключения
Тема одиночества в лирике М.Ю. На смену легкой поэзии А.С. пришла Лермонтова. Пушкин. Поэт всю жизнь боролся с окружающим миром и глубоко страдал от того, что его не понимали. Душевные переживания отражаются в его творчестве, проникнутом тоской и печалью.