Первые русские студенты за рубежом | Мел
Пётр I вряд ли бы осуществил свои европейские реформы, если бы у него не было европейских подвижников. И это были не только иностранцы, нанятые на русскую службу. Царь-реформатор в годы своего правления организовал образование тысяч русских людей в Европе. Ему удалось убить двух зайцев: он получил для реформ специалистов в разных сферах и воспитал первое поколение западно-ориентированных соотечественников.
«Не останется и половины русских людей»Россия открывалась миру нехотя. Дальняя окраина Европы была полузакрытой страной, а с ближайшим западным соседом — Польшей — предпочитала по большей части воевать. Московитов, как тогда называли жителей России в Европе, мало беспокоили тамошние грозы: Реформация, Великие географические открытия, религиозные войны, научная революция. Но окраиной Московия была все-таки европейской, а потому изгои-«латиняне» предпочитали бежать на русский восток — ну, не к магометянам же подаваться? Да, и главный продукт российского экспорта — мех — был в европейских городах на самом высоком счету. А потому, хочешь-не хочешь, а с «латинянами» приходилось общаться, договариваясь о стоимости «баррелей меха».
И уже в конце XVI века во времена недолгого правления Бориса Годунова задумались о том, что не помешали бы России на европейский лад обученные государственные служащие. Была собрана и отправлена команда из пятнадцати человек для обучения во Франции, в Англии и в Германии. Но из них вернулся служить на благо родины только один. Когда Посольский приказ потребовал вернуть Лондон своих граждан, то оттуда ответили: «С Темзы выдачи нет».
Выяснилось, что русские не хотят возвращаться в Москву. Доклад английского посла привел в ужас приказных дьяков. Оказывается, один из посланных на обучение стал англиканским священником, и на проповедях бранит православие; другой поступил на службу к английскому королю; третий нанялся в «Ост-индскую компанию» и отправился заниматься пиратством и торговлей.
Борис Годунов — фактический правитель государства в 1587–1598 годахПервый эксперимент с заграничным обучением провалился. А потому вскоре князь Голицын заявит: «Русским людям служить вместе с польскими нельзя, ради их прелести: одно лето побывают с ними на службе, и у нас на другое лето не останется и половины русских людей». По посольской и купеческой надобности русские в Европу, конечно, ездили регулярно, но жить им там на постоянной основе запрещалось. Более того, выезжать за границу собственно и дозволялось только послам и купцам. Один шведский дипломат XVII века указал причины этого страха:
Московские власти боятся, что русские люди возлюбят учреждения Запада и возненавидят порядки Московского государства
С приезжающими в пределы Московии иностранцами поступали схожим образом. Их пытались максимально изолировать от общения с местным населением. Так на левом берегу Яузы выросло европейское гетто — «Немецкая слобода», нынешнее Лефортово. Кого там только не было: наемники, богословы, врачи, проститутки, бандиты, ученые, алхимики.
Весь XVII век Россия, хотела того или нет, европеизировалась, а потому «Немецкая слобода» стала мощным поставщиков кадров. Оттуда набирались наемники для первых западных воинских частей — полков иноземного строя. Среди бояр и богатых купцов росла мода на европейскую научную медицину.
В общем, к концу XVII века Россия очевидным образом дозрела, чтобы «стать Европой». Возможно, это произошло бы и позже. Но так сложились обстоятельства, что четырнадцатый ребенок царя Алексея Михайловича Петр, которому престол и не светил, проводил свое детство и юность, предоставленный сам себе, в «Немецкой слободе».
Там он полюбил все европейское, и невзлюбил всё русское — по крайней мере то, что явно противоречило европейскому в его понимании. Но вот у него умерли старшие братья, и Шапка Мономаха досталась ему. И теперь от европейского пути Россию уже ничего не могло спасти. Но сначала нужно было многому научиться.
Команда Петра Великого
В 1696 году царь Петр начинает единолично править Россией. И тут его придворные наконец-то познакомились с его бурлящей деловитостью, которой он во многом научился у всякого рода бизнесменов в «Немецкой слободе». Будущий император полюбил морское дело, когда плавал на лодке вдоль Яузы.
И вот он стал царем, а моря у его страны нет. Значит, нужен выход к морю
По уже сложившейся во времена его предшественников традиции он предпринимает бросок на юг — отвоевать причерноморское побережье у Османской империи. Но в одиночку воевать у России сил не было. А потому царь начал собирать Великое посольство в Европу, чтобы найти союзников в войне с Турцией. Но кроме того, он собирался там научиться важным практическим навыкам, и дать образование другим.
Посмертный романтизированный портрет Петра I. Художник Поль Деларош, 1838 год /Фото: ru.wikipedia.orgИ в этом деле он был очень нетерпелив. Еще до собственного отъезда в Европу он отправил 28 дворян в Италию. Еще 22 человека отправились в Англию и Голландию. Цель — «учиться архитектуры и управления корабельного». В этом списке множество будущих «птенцов гнезда Петрова» — соратников царя, с которыми он осуществлял свои реформы. Но в итоге из этих 50 человек ни один так и не стал адмиралом или архитектором. Зато из них получилась блестящая плеяда чиновников, дипломатов, организаторов военного дела. Это были сплошь представители главных дворянских семей России, а потому они ехали в Европу не совсем неучами.
Молодой царь действовал достаточно жестко. Эти посылаемые люди не были юношами. Так, будущему дипломату и фактическому основателю российской разведки Петру Толстому было уже 50 лет, когда он поехал в Европу. Для образования в Европе они оставляли семьи и привычные занятия, а царь вслед пригрозил, что если они не чему не научаться, то будут наказаны.
Портрет Петра Толстого кисти Таннауэра / Фото: ru.wikipedia.orgЗа ними следовала новая большая партия учеников, более молодая — 254 человека. За ними последовала следующая. Австрийский дипломат Плейер писал императору Леопольду: «Еженедельно отсюда отправляются молодые дворяне в Голландию, Данию и Италию». На ближайшие три десятилетия русские наводнят Европу. Но пока они учились преимущественно практическим вещам: плотницкому делу, кораблестроению, морскому делу, кузнечеству, артиллерийскому мастерству.
Сам Петр в этом время в Голландии учился строить корабли и внимательно следил за своими подданными. Далеко не все из них его радовали. Был случай, когда один русский дворянин, так боялся впасть в Венеции в «латинскую ересь», что так и не вышел из своей комнаты, молясь у икон, пока его не отозвали назад.
«И я, грешник, в первое несчастие определен. Житие мне пришло самое бедственное и трудное. Наука определена самая премудрая; хотя мне все дни своего живота на той науке себя трудить, а не принять будет, для того — не знамо учиться языка, не знамо науки», — писал горько один из дворян домой.
Но чаще всего встречалась жалобы на морскую болезнь.
Но не меньше было и успешных примеров. Александр Меньшиков стал лучшим мастером по мачтам. Федор Головин предпочитал спать и есть исключительно на верфи. А вот пятидесятилетний Петр Толстой месяцами плавал по Адриатическому морю вместе на кораблях венецианского флота, и в итоге получил несколько свидетельств, что в совершенстве овладел морским делом и картами морских путей. Воевал за венецианцев против турок. В Венеции приступил к изучению математики, параллельно изучив итальянский язык.
Постепенно многие входили во вкус образования. А потому, выучившись на плотников и моряков, приступали к изучению и вполне академических дисциплин. Так, в записях у математика Готфрида Лейбница сохранился восхищенный отзыв об Александре Петрове, который выучил немецкий язык и латынь, чтобы освоить учебники разных дисциплин.
Василий Корчмин писал царю Петру из Берлина в Голландию: «Мы со Стенькой Бужениновым, благодаря Богу, по 20 марта выучили фейерверк и всю артиллерию; нынче учим тригонометрию. Мастер наш — человек добрый, знает много, нам указывает хорошо. Изволишь писать, чтобы я уведомил, как Степан, не учась грамоте, геометрию выучил, и я про то не ведаю: Бог и слепцы просвещает».
Дипломатическая цель Великого посольства была не достигнута. С Османской империей никто воевать не хотел. Зато нашлись союзники для войны со Швецией, которая ограничивала России выход к морю на Балтике. Россия вот-вот должна была вступить в 21-летнее противостояние с главной великой державой своего времени. Современной армии у страны еще не было, но за время Великого посольства в авральном режиме была создана первая в отечественной истории по-европейски образованная элита.
Первое поколение русских европейцев
Война со Швецией началась 1700 году. Но поток русских людей, отправлявших в Европу, не иссякал. Ученики отправлялись группами по 10-20 человек. Основными странами назначения были Голландия, Франция, Италия, Германия и Англия. У каждого были разные поручения: кто-то должен обучиться астрономии, кто-то металлургии, кто-то математике, а лучше всему сразу.
Картина Алексея Кившенко. «Капитуляция шведской армии» / Фото: ru.wikipedia.orgДовольно быстро русские, получающие образование, стали заметным общеевропейским явлением. В это время в крупных европейских городах пребывание нескольких десятков русских «школьников» стало нормой. Дошло до того, что французский король Людовик XIV написал Петру, чтобы тот присылал в Париж царевича Алексея для получения настоящего европейского монаршего образования. В какой-то момент даже возникло целое соревнование между Парижем и Женевой за сиятельного ученика. Впрочем, тот особого интереса к этим приглашениям не испытал.
К концу 1710-х годов образование в Европе становится частью джентельменского набора богатого дворянина
Во-первых, таковое гарантировало служебный рост и политическую карьеру, которые в петровской России гарантировали в качестве наград деревни с крепостными. Во-вторых, постепенно, хоть и чрезвычайно медленно, мода на светское образование овладевала русскими умами.
Сохранилось анонимное письмо, в котором один из аристократов пишет своему сыну, которого он отправил учиться в Голландию в 1708 году: «Нынешняя посылка тебе сотворится не в оскорбление или какую тебе тягость, но да обучишься в таких науках, в которых тебе упражнятися довлеет, дабы достойна себя сотвориши ему, великому государю нашему, в каких себе услугах тя изволит употребити; понеже великая есть и трудная преграда между ведением и неведением». Затем в письме перечисляются науки, которым должен обучиться сын: немецкий и французские языки, математика, архитектура, фортификация, география, картография, архитектура, астрономия.
Голландия, вообще, была центром русского притяжения во времена Петра. Русских там было так много, что царь был вынужден ввести должность специального надзирателя, которым стал князь Иван Львов. Тот много писал о том, что молодежь часто бедствует, дерется, пьянствует. Князь испрашивал инструкции для поведения с такими учениками. Петр был лаконичен и сух в своем ответе: «Учиться навигации зимой, а летом ходить на море, на всяких кораблях, и обучиться, чтобы возможно оным потом морскими офицерами быть».
Конечно, образование и жизнь в Европе не всем давалась легко. В 1720 году в Россию вернулась группа молодых людей, которые потерпели фиаско при получении образования в Испании — никто из них не смог выучить испанский язык. Во Франции русские гардемарины устроили жуткую поножовщину между собой, в результате которой многие из них оказались в местной тюрьме.
Из Англии российский посол Авраам Веселовский жаловался царю: «Ремесленные ученики последней присылки приняли такое самовольство, что не хотят ни у мастеров быть, ни у контактов или записей рук прикладывать, но требуют возвратиться в Россию без всякой причины».
Граф Джулио Литта, будучи на русской службе, писал из Лондона: «Тщился я ублажить англичанина, которому один из московских глаз вышиб, но он 500 фунтов запросил». Так как, предполагалось, что деньги на жизнь ученики будут зарабатывать работой в различных мастерских, повальная бедность среди них была скорее нормой, чем исключением. А отсюда и частые случаи воровства, а то и разбоя, после которого они оказывались не на государевой службе, а в тюрьме.
Впрочем, игра стоила свеч. Русские привыкли к европейскому образу жизни, а европейцы привыкали к русским. Для реформ Петра I важны были не столько приобретенные в Европе навыки, сколько привыкание русских людей к европейскому образу жизни. Сам царь привык к западной культуре в «Немецкой слободе». Европу же он рассматривал, как большую «Немецкую слободу» для своих подданных. Вряд ли бы его реформы двигались, если бы его сподвижники получали образование внутри страны. Дело не в его качестве, а в том, что это были бы люди, которые не обладали бы европейским мышлением и были бы закрыты для мира.
Петр произвел вливание европейской крови в русскую среду. Люди, получившие образование на Западе, стали главными агентами его реформ. Во все последующие столетия Россия будет испытывать на себе все интеллектуальные и творческие европейские веяния, периодически запуская обратную волну. Но право называться первыми европейцами в русской истории навсегда закрепится за соратниками Петра Великого.
Просвещение по-петровски: почему дети дворян боялись «окна в Европу»
31 января 1714 года Петр I издает указ, согласно которому дворянские дети за счет государства отправлялись за границу для обучения различным специальностям.
Учеба вместо брака
Шел четырнадцатый год Северной войны. Позади были блистательные победы при Лесной и под Полтавой, взяты крепости Нарва и Ниеншанц, а в России все еще ужасно не хватало образованных офицеров. Касалось это, впрочем, и гражданских чинов – будущая империя нуждалась в лучших управленцах и государственных деятелях из дворянской среды.
К большой досаде Петра Первого, дети дворян особого желания учиться не изъявляли. Тогда мудрый царь решил официально запретить недорослям жениться до тех пор, пока они не усвоят необходимые для службы знания. Так звучал указ: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей цифири, геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». Начиная с 1714 года священники не имели права обвенчать молодую пару без письменного свидетельства об окончании юношей школы.
Вступить в брак отныне разрешалось лишь после знакомства с математикой. Юным дворянам цифирные школы виделись настоящим местом ссылки, где помимо прочего следовало соблюдать строгую дисциплину и сдавать экзамены. Пугало изнеженных отроков и то, что во время занятий в классе за ними наблюдали отставные солдаты с хлыстами в руках – отвлечься от урока было просто-напросто опасно. Не пожалел деятельный государь и тех, кто считался (или прикидывался) слабоумным: им жениться тоже не разрешалось. Правда, для них существовал испытательный срок на службе, успешно выдержав который, можно было создавать семью.
Для исполнения петровского указа в 1716 году было открыто двенадцать школ, а спустя пять лет их количество выросло почти в четыре раза. А вот с учениками возникли сложности: дворяне буквально прятали своих детей из страха надолго расстаться с ними. Посадские люди, получившие возможность дать образование своим отпрыскам, тоже не спешили приводить их в цифирные школы. Как правило, к традиционным занятиям родителей (ремеслу и торговле) «ученые» дети уже не возвращались, и семейное дело переставало процветать.
По следам «Великого посольства»
Тем временем Петр Великий подготовил для дворянских детей новое «испытание»: их следовало отправлять на учебу за границу, причем вопреки сопротивлению родителей. В Амстердаме, Лондоне, Тулоне и других европейских городах будущие офицеры и государственные деятели обучались морскому делу, астрономии, фортификации, а также художествам и этикету. Царский указ многие восприняли как наказание и несчастье: все зарубежное казалось подданным чужим и непонятным. К тому же для успешной учебы в Европе нужно было приложить немало усилий, а дети дворян к усердному труду не привыкли.
К неудовольствию Петра I обучение за казенный счет пошло на пользу далеко не всем, на родине нерадивых школяров сурово наказывали и с позором отправляли домой. Совершенно не стесненные в средствах дворянские дети посещали игорные дома и театры, пренебрегали занятиями и при любой возможности отказывались от морских плаваний. От подобных новостей Петр Алексеевич приходил в ярость, приказывал немедленно разжаловать прогульщиков в матросы и отправлять на самые тяжелые работы. Об успешной карьере им приходилось забыть, зато талантливые и прилежные по возвращении получали высокие должности и царскую похвалу.
Царь-экзаменатор и нерадивые студенты
Известно, что Петр I любил присутствовать на экзаменах, которые держали вернувшиеся в Россию молодые люди, и даже лично проверять их знания. Вопросы царь задавал каверзные и оценивал экзаменуемых строго. Выдержать подобную проверку могли даже не все прилежные ученики, а ленивые и бесталанные – и подавно.
В числе первых дворянских детей, отправленных постигать морские науки (еще до 1714 года), был некто Максим Спафариев. Сначала царь рекомендовал ему обучение в российский Навигацкой школе, но сердобольные родители оградили ребенка от таких «страданий» и отдали в Славяно-греко-латинскую академию. Увы, Максима это не спасло: разгневанный Петр I в назидание приказал юноше учиться за рубежом, подальше от излишне заботливой семьи. В Европе Максим Спафариев от праздного образа жизни не отказался, и вместо себя на занятия отправлял своего ровесника слугу-калмыка. И тут случилось нечто невообразимое: слуга настолько влился в образовательный процесс, что не просто ходил на занятия, а стал усердно штудировать учебники Спафариева, а затем даже выходил вместо своего барина в море!
По возвращении в Петербург Максим Спафариев должен был вместе с остальными дворянскими отпрысками пройти экзамен в Навигацкой школе. Разумеется, с собой юноша вновь взял слугу, который подсказывал ему правильные ответы. Но и на этот раз Максиму Спафариеву не удалось провести царя: Петр Алексеевич заметил калмыка, приказал ему подойти ближе и начал экзаменовать уже обоих молодых людей. Быстро выяснив, в чем дело, государь предложил калмыку ответить на самые сложные вопросы. Когда слуга блестяще выдержал экзамен, царь произвел его в мичманы, а вот провалившегося Максима Спафариева отправил на корабль простым матросом. «Спасли» его, как водится, родители спустя несколько месяцев тяжелого труда. Любопытно, что один из потомков Спафариева все же отметится в области морского дела и станет строителем маяков. Что касается слуги, то по распоряжению Петра Великого он получил фамилию Калмыков и дворянский титул, а после смерти государя смог дослужиться до контр-адмирала и создал «Генеральные сигналы» для кораблей – руководство по обмену условными знаками при помощи флажков и вымпелов.
Обложка: Экзамен Петра Великого. Художник Ю. Кушевский. Источник: wikimedia.org
Смотрите также:
Призреть и обучить: как Петр Великий беспризорников спасал
«Великое посольство» Петра Первого: от турок к шведам
Кошки, водка, башмаки: топ-5 необычных указов русских государей
«Оценили по достоинству»: самые необычные награды в истории России
Путешествие престола из Петербурга в Москву: маленький каприз самодержавного отрока
1 Петра 1:1-12 Петр, апостол Иисуса Христа: Избранным, живущим в изгнании, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии, избранным по предведению Бога Отца, чрез | Христианская стандартная Библия (CSB)
Петр, апостол Иисуса Христа:
Избранным, живущим в изгнании, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии, избранным по предведению Бога Отца, чрез освящение Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисус Христос.
Да умножатся вам благодать и мир.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. По великой милости Своей возродил нас в надежду живую через воскресение Иисуса Христа из мертвых и в наследие нетленное, чистое и неувядаемое, хранимое на небесах для вас. Вас охраняет сила Божья через веру для спасения, которое готово открыться в последнее время. О сем радуйся, хотя и ныне на короткое время, если нужно, терпишь скорбь в различных искушениях, чтобы испытанная вера твоя — ценнее золота, хотя и тленного, но огнем переплавленного — прославила, слава и честь в откровении Иисуса Христа. Хотя вы его не видели, вы любите его; хотя и не видя его ныне, веруешь в него и радуешься неизреченною и славною радостью, потому что достигаешь цели веры твоей, спасения душ твоих.
Об этом спасении искали и тщательно исследовали пророки, которые пророчествовали о приходящей к вам благодати. Они спрашивали, на какое время и на какие обстоятельства указывал Дух Христов внутри них, когда Он заранее свидетельствовал о страданиях Христа и грядущей славе. Им было открыто, что они служат не себе, а вам. Об этом теперь возвещено вам через тех, кто проповедовал вам Евангелие Духом Святым, посланным с небес, — ангелы жаждут мельком увидеть это.
CSB: Христианская стандартная Библия
Прочитать главу полностью
Дети Анкоры избраны
Различное
The Essential 100® Bible Challenge – 19 – Учение апостолов
Встать и стоять твердо – Исследование 1 Петра ( Часть 1)
Живая надежда: изучение 1 Петра
Взращивание радости
Жизнь воскресения в мире страданий: 6-дневная молитва
Все ли контролирует Бог?
Иисус во всем 1 Петра — Божественное видео
Через Библию — 1 Петра
Вера в этот момент Наставление Рик МакКинли
1 Объяснение Петра | Очищенный огнем
Сильнее
1 Петра
1 Петра: Отделить
1–2 Петра: 10-дневный план молитвенного чтения
1 Петра: Странная жизнь, добрый Бог
(Не)видеть и верить
Основная задача обучения – Почтовый звонок
Надежда на Бога!
Борьба реальна
Поощрение и обучение
1 Петр: уверенность в сложном мире
Иисус и коронавирус: конструктивные мысли (Хиллсонг Лондон)
Наш библейский GPS
1 Петр 1 – Библия на простом английском языке (EASY)
Христос
1 Это письмо от меня, Петр. Я апостол Иисуса Христа.
Я пишу вам, избранный Богом народ. Теперь вы живете во многих разных местах, в областях, называемых Понтом, Галатией, Каппадокией, Азией и Вифинией. Вы живете в этих чужих местах как незнакомцы. 2 Бог, Отец, уже решил, что вы должны быть Его народом. Божий Дух сделал вас особенными людьми, которые будут послушны Иисусу Христу. Бог избрал вас, чтобы кровь Иисуса Христа действительно очистила вас.
1:1 Понт, Галатия, Каппадокия, Азия и Вифиния были частями страны, которую мы сейчас называем Турцией. У христиан было слишком много проблем, чтобы жить в безопасности на своей земле.
1:2Иисус умер как жертва, чтобы Бог простил нам наши грехи. Кровь его жертвы очищает нас. Наши грехи больше не делают нас нечистыми, потому что Бог простил нас.
Я молюсь, чтобы Бог помог вам и дал вам мир в ваших умах все больше и больше.
3 Славим Бога, Который есть Отец Господа нашего Иисуса Христа! Он очень добр к нам, так что он дал нам новую жизнь. Это возможно, потому что Бог воскресил Иисуса Христа к новой жизни после его смерти. Теперь, пока мы живем, мы уверены, что получим блага от Бога. 4 Мы ожидаем получить все хорошее, что Он приготовил для нас. Никто никогда не сможет уничтожить эти вещи. Ничто не может их испортить. Они никогда не станут старыми или менее красивыми. Бог хранит эти вещи на небесах для вас. 5 Бог использует свою великую силу, чтобы защитить вас, потому что вы доверяете ему. Он будет охранять вас до последнего дня, когда вернется Христос. Тогда вы узнаете, что Бог полностью спас вас от греха и от смерти.
6 Все это делает вас очень счастливыми, даже когда у вас проблемы. Ненадолго вас могут огорчить разного рода неприятности. 7 Цель этих неприятностей — показать, действительно ли вы доверяете Богу. Когда вы верите в Иисуса, это ценнее даже золота. Люди кладут золото в горячий огонь, чтобы увидеть, действительно ли оно хорошее. И даже золоту когда-нибудь придет конец. Но если вы продолжите доверять Богу в своих бедах, он будет очень счастлив. В тот день, когда Иисус Христос вернется и явится всем, Бог прославит вас. Он скажет, что вы хорошо потрудились. Что будет здорово!
8 Вы никогда не видели Иисуса, но все равно любите его. Вы его сейчас не видите, но верите в него. В результате вы очень счастливы. Нет слов, чтобы описать, как вы счастливы. 9 Теперь ты счастлив, потому что Бог спасает тебя от греха. Вы верите в Иисуса и знаете, что благодаря этому Бог спасает вас.
1:9Бог говорит нам, что Иисус умер, чтобы спасти нас от нашего греха. Если мы верим в Иисуса, грех больше не имеет над нами власти. Кроме того, Бог не накажет нас за наши грехи, потому что вместо этого Он наказал Иисуса на кресте.
10 Давным-давно об этом говорили Божьи пророки. Они сказали, что Бог будет очень добр к вам, своему народу. Они тщательно изучали, чтобы узнать, как Бог будет спасать людей. 11 Они хотели знать, когда придет особый Божий Мессия и кем он будет. Дух Христа показал этим пророкам, что Мессия получит много страданий и боли. После этого Бог покажет, насколько велик Мессия. 12 Бог показал своим пророкам, что его сообщения об этих вещах на самом деле не должны были им помочь. Вместо этого Бог послал свое послание пророкам, чтобы помочь вам. Эта весть и есть благая весть об Иисусе Христе, которую вы сейчас услышали. Бог послал Своего Святого Духа с небес, чтобы помочь людям сообщить вам благую весть. Даже ангелы хотели бы знать больше об этих вещах.
Христиане должны делать добро
13 Теперь приготовьте свои умы, чтобы вы были готовы жить по-хорошему. Подумайте ясно о том, как Бог помогает вам. Всегда помните, что Бог будет очень добр к вам, когда Иисус Христос придет снова. 14 Повинуйтесь Богу, как добрые дети, которые слушаются своего отца. До того, как вы узнали истинное послание о Христе, вы очень хотели делать плохие вещи. Но сейчас вы не должны соглашаться жить так плохо. 15 Бог избрал вас своим народом. Он полностью хорош. Так что вы тоже должны быть совершенно хорошими в том, как вы живете.
1:16В книге Левит Бог пять раз говорит, что мы должны быть совершенно хорошими, как он. См. Левит 11:44, 45; 19:2; 20:7, 26.
17 Бог знает, что сделал каждый, и судит каждого за это. Он всегда справедлив, когда принимает решения о людях. Он никогда не бывает добрее к одному человеку, чем к другому. Когда вы молитесь Богу, вы называете его «Отец». Итак, всегда уважайте его, пока вы живете здесь, в мире, как чужие. 18 Ваши предки жили так, что не делали их по-настоящему счастливыми. Так же и вы научились жить. Но теперь Бог уберег тебя от такого образа жизни. Вы знаете, что он купил вас для себя. Он не покупал вас вещами, которые не существуют вечно, например, серебром или золотом. 19Вместо этого он купил вас очень ценной кровью Христа, Который умер как жертва за наши грехи. Он умер как ягненок, который полностью хорош и не имеет в этом ничего плохого.
1:19 «кровь Христа» означает Его смерть как жертву на кресте. Христос был совершенно добр. Он никогда не делал ничего плохого. Он умер от нашего имени. Он сделал гораздо больше, чем любое мертвое животное. Он убрал все неправильные вещи, которые кто-либо когда-либо делал.
1:19Много лет назад Бог велел израильтянам убивать агнцев и других животных и приносить их Ему в жертву. У животных не должно быть проблем с телом. Они приносили в жертву Богу животных, чтобы Он простил их грехи.
20 Еще до начала мира Бог уже избрал Христа. Но теперь, в эти последние дни мира, Бог явил людям Христа. Бог сделал это, чтобы помочь вам. 21 Да, именно благодаря Христу вы теперь верите в Бога. Бог воскресил Христа, чтобы он снова ожил после смерти. Он сделал это, чтобы показать всем, что Христос велик. Вот почему вы верите в Бога. Вы доверяете ему, что он сделает для вас что-то хорошее.
22 Вы повиновались истинному посланию Бога. В результате вы стали чистыми внутри, и теперь можете по-настоящему любить других верующих. Так что продолжайте любить друг друга очень хорошо, с честными мыслями.