Философ спиноза: СПИНОЗА Бенедикт — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.

Бенедикт Спиноза. Биография

Посмотрим на ключевые факты биографии Бенедикта Спинозы.

💁🏻‍♂️ Бенедикт Спиноза (1632–1677) один из главных философов 17 века, лидер новоевропейского рационализма. Спиноза родился в семье еврейского торговца в Амстердаме. Изначально его фамилия звучала как Эспиноза, а звали его Барух. Предки нидерландского философа были родом из Португалии. Им пришлось бежать с Пиренейского полуострова, опасаясь преследований инквизиции.

✡️ Образование. В Амстердаме была довольно большая еврейская община, и молодой Барух получил ортодоксальное иудейское воспитание и образование. Он изучал Тору, Талмуд и трактаты великий еврейских философов, а вместе с ними древнегреческих и арабских. Впоследствии почти ничто из этого философского наследия не оказало влияния на его собственные идеи.

👥 Секта коллегиантов. Мать умерла, когда ему было только 8 лет. Мальчику приходилось помогать отцу в торговом деле, но Барух мечтал о большем.

Он свел знакомство с просвещенными интеллектуалами Амстердама, которые входили в секту коллегиантов — это разновидность протестантизма, которая отрицала необходимость священника, а все священнослужения проводились коллегиально. Видимо, у коллегиантов Спиноза научился религиозному свободомыслию.

💥 Изгнание из еврейской общины. Вскоре после смерти отца, когда Баруху было 18, еврейская община изгнала его из своих рядов. Сейчас точные причины неизвестны. Для еврея «херем» — изгнание — было почти равносильно смерти. Лишившись поддержки общины, Барух не мог найти себе традиционную работу и занять соответствующее социальное положение.

🧳 Новая жизнь. Философ принял латинское имя Бенедикт, что значит «блаженный», и начал строить свою жизнь с нуля. Свою долю в деле отца он отдал брату, а сам сначала поселился в пригороде Амстердама, а после переехал в деревушку возле города Лейден. Он зарабатывал себе на жизнь очень ювелирным искусством — шлифовал алмазы и линзы.

🔭 Шлифовщик линз. Некоторые историки философии проводят интересную аналогию: в те времена шлифовщик линз был как сегодня разработчик программного обеспечения. Для умного и трудолюбивого человека эту профессию освоить было достаточно легко, а спрос на нее был достаточно большим. Подзорные трубы и телескопы, были нужны не только ученым, но и военным, географам, путешественникам и мореплавателям. У Спинозы не было недостатка в заказах и ему хватало денег на то, чтобы за свой счет издавать свои книги. Многие из них он издавал небольшим тиражом и раздавал только друзьям, поэтому большая философская слава, пришла к нидерландскому мыслителю гораздо позднее его смерти.

🧠 Влияние картезианства. Спиноза занимался самообразованием и пошел учиться к одному местному философу, последователю картезианства (учения Рене Декарта). Спинозу привлекал строгий, научный, логичный, методологически выверенный стиль декартовской философии, но основные аксиомы Декарта он не торопился принимать, а старался выработать собственную философскую аксиоматику.

🌟 Известность. В зрелые годы он переезжает в Гаагу. Ему было около 40 лет, и он уже был достаточно известен. Ему предложили профессорское место в Гейдельбергском университете, но он отказался, потому что боялся потерять свободу мысли и независимость, которые очень ценил. В тот период Спиноза общался с великими учеными своего времени, например, с голландским физиком и математиком Христианом Гюйгенсом и немецким математиком Эренфридом фон Чирнхаусом. Специально чтобы познакомиться с Бенедиктом, в Гаагу приезжал немецкий философ Готфрид Лейбниц.

🕯 Последние годы. Спиноза умер в 1677 году от туберкулеза, которым болел в течение 20 лет. Существует мнение, что болезнь усугублялась тем, что философ постоянно вдыхал пыль при шлифовке оптических линз и много курил. В то время курение табака считали лечебным средством против туберкулеза. Философу было всего 44 года.

Спиноза Практическая философия (ФилБибл) Делез (Жиль Делёз)

849 ₽

+ до 127 баллов

Бонусная программа

Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.

Купить

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В наличии 3 шт

В наличии в 11 магазинах. Смотреть на карте

3

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Жиль Делёз сникскал себе славу виртуозного интерпретатора и деконструктроа текстов, составляющих «золотой фонд» мировой философии. Вниманию читателей предлагается перевод одного из важных историко-философских произведений Делёза, посвященных творчеству великого философа — Спинозе. Нетрадиционное прочтение спинозистских текстов позволяет по-новому взглянуть на творчество нидерландского мыслителя и глубже проникнуть в весьма непростой понятийный аппарат философствования самого Делёза, а также полнее ощутить то, что Лиотар в свое время назвал «состоянием постмодерна». .Делёз принимает ту позицию, что термин «философ» не очень-то относится к Спинозе. Безусловно, Спиноза — одинокий мыслитель, воспринимающий философию как действие, направленное на освобождение от всякого рода идолов и радикальную демистификацию. В свое время Ницше говорил о спинозизме как о том, что до сих пор ставит крайне актуальные проблемы, касающиеся и онтологии и гносеологии, и политической антропологии. Цель предъявляемой книги состоит в определении соотношения этих трёх измерений. Книга рассчитана на философов, культурологов, преподавателей вузов, аспирантов и студентов, а также всех, кто интересуется современной философской мыслью

Описание

Характеристики

Жиль Делёз сникскал себе славу виртуозного интерпретатора и деконструктроа текстов, составляющих «золотой фонд» мировой философии. Вниманию читателей предлагается перевод одного из важных историко-философских произведений Делёза, посвященных творчеству великого философа — Спинозе. Нетрадиционное прочтение спинозистских текстов позволяет по-новому взглянуть на творчество нидерландского мыслителя и глубже проникнуть в весьма непростой понятийный аппарат философствования самого Делёза, а также полнее ощутить то, что Лиотар в свое время назвал «состоянием постмодерна».

.Делёз принимает ту позицию, что термин «философ» не очень-то относится к Спинозе. Безусловно, Спиноза — одинокий мыслитель, воспринимающий философию как действие, направленное на освобождение от всякого рода идолов и радикальную демистификацию. В свое время Ницше говорил о спинозизме как о том, что до сих пор ставит крайне актуальные проблемы, касающиеся и онтологии и гносеологии, и политической антропологии. Цель предъявляемой книги состоит в определении соотношения этих трёх измерений. Книга рассчитана на философов, культурологов, преподавателей вузов, аспирантов и студентов, а также всех, кто интересуется современной философской мыслью

Институт Общегуманит. Исслед.

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «Спиноза Практическая философия (ФилБибл) Делез» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Жиль Делёз «Спиноза Практическая философия (ФилБибл) Делез» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Обзор: «Религия Спинозы» Клэр Карлайл

Рассмотрен здесь

Клэр Карлайл

Принстон

Купить на Bookshop.org

Prospect получает комиссию, когда вы покупаете книгу на этой странице. Спасибо Вам за поддержку.

Что мы знаем о Барухе Спинозе? Мы знаем, что он был одним из величайших философов эпохи Просвещения: голландский мыслитель был поборником свободного интеллектуального исследования, который открыл новые горизонты в метафизике, эпистемологии и философии сознания. Его магнум опус, Ethics , выдвинул систему потрясающей оригинальности, которая до сих пор прославляется. Мы могли бы знать, что он был пионером рационалистической школы, возникшей в 17 веке. Но больше всего из этого большинство из нас знает кое-что о его философии религии: произведения Спинозы известны своей атеистичностью.

В свое время Спинозу заклеймили еретиком и обвинили в принижении роли Бога во Вселенной и человеческих делах. Изгнанный из еврейской общины Нидерландов в возрасте 23 лет за распространение «ужасных ересей», он выбрал статус постоянного аутсайдера, отказавшись принять христианство. Он оспаривал существование чудес и загробной жизни и оспаривал авторитет Библии. Его

Теолого-политический трактат был осужден как «книга, выкованная в аду… самим дьяволом». Книга «Этика » была внесена в список запрещенных книг католической церкви.

Когда в более поздние века его возвращали, часто это происходило по тем же причинам, по которым его осуждали. Те, кто стремился ниспровергнуть религиозные доктрины, нашли в нем источник вдохновения. Перси Шелли опирается на него в своем эссе «Необходимость атеизма». Альберт Эйнштейн однажды сказал, что верит в «Бога Спинозы», что было воспринято как доказательство того, что у величайших научных умов нет времени на суеверные сказки.

В своей лаконичной и авторитетной новой книге Клэр Карлайл пытается спасти Спинозу от тех, кто распространяет заблуждения со всех сторон. Профессор философии в Королевском колледже Лондона и автор недавней биографии Сёрена Кьеркегора, Карлайл также редактировал в прошлом году перевод Джорджа Элиота «Этика ». Она утверждает, что Спиноза был глубоким и тонким писателем о религии; заклеймить его как «атеиста» или умаляющего Бога «пантеиста» значит грубо упростить, если не полностью упустить суть. Рисуя более убедительную картину, она освещает одну из самых наводящих на размышления философий религии, которая у нас есть, — ту, которая может предложить путь вперед для людей с «духовными» наклонностями, которые не могут ужиться с официальной религией, включая тех, кто в нашей стране. собственный светский возраст, которые жаждут смысла.

Спиноза, родившийся в Амстердаме в 1632 году, отказался слепо следовать жестким религиозным догмам своего времени, утверждая вместо этого, что каждый должен идти своим путем, решая, во что верить. Он зарабатывал себе на жизнь шлифовкой линз для очков, микроскопов и телескопов — напряженная и уединенная работа, которая соответствовала независимому духу.

Он ненавидел групповое мышление и считал, что большинство организованных религий, не в последнюю очередь иудео-христианского толка, подпитывают заблуждения и сектантство. В основе его критики лежало его мнение о том, что религиозные авторитеты радикально неверно поняли, чем на самом деле является Бог, исказив истину и развратив умы своих последователей. Они поддались иллюзии антропоцентрического Бога: внешнего существа, действующего на мир человеческих дел, вмешивающегося в соответствии со Своими прихотями. Роль Бога напоминала роль царя, сокрушался Спиноза, раздающего награды за преданность и наказания за проступки. Такие разные мыслители, как суровый Жан Кальвин и сомневающийся Рене Декарт, оба использовали метафору Бога как суверена в своих описаниях высшего существа.

Церковь Святого Бавона недалеко от Амстердама (1636 г. ) работы Питера Янса Санредама. Предоставлено: Bridgeman Images

Однако для Спинозы эта картина была очень далека от истины. Бог не был «подобным человеку, состоящим из тела и разума и подверженным страстям», — писал он. Это мнение было «суеверным», противоречащим истинной вере. Более того, верующие в такого рода божества руководствовались скорее страхом, чем добродетелью. Ужас божественного гнева не был здоровым зданием, на котором можно построить вашу религию; рамки спасения и проклятия приводили к эмоциональной неустойчивости, несовместимой с добродетельной жизнью. В письме к молодому человеку по имени Альберт Бург, недавно обращенному в католицизм (а позже мэру Амстердама), Спиноза писал: «Став рабом [римской] церкви, ты руководствовался не столько любовью к Бога, как от страха перед адом». Он добавил, что существует несколько орденов более искусных в «обманывании обычных людей и управлении человеческими умами».

Отчасти потому, что он бросил вызов ортодоксии и влиятельным институтам, Спинозу называли атеистом. Но также и потому, что тот вид Бога, который, по его словам, существовал, рассматривался как открывающий философскую дверь атеизму.

Спиноза утверждал, что все существующее находится в Боге. Божественное существо — это не какая-то далекая сила, а все вокруг нас. Ничто в природе не отделено от Него: ни люди, ни животные, ни неодушевленные предметы. Сегодня точка зрения, согласно которой Бог является синонимом природы, называется «пантеизмом», и этот термин часто ретроспективно применяется к Спинозе. Каким бы ни был ярлык, эта точка зрения изображалась и до сих пор изображается как отрицание трансцендентной силы Бога. Спинозу обвиняли в отрицании онтологического различия между Богом и Его творениями, тем самым принижая творца.

Ламберт ван Вельтуйзен, губернатор Утрехта при жизни философа, писал, что «чтобы не быть обвиненным в суеверии», Спиноза «отбросил всякую религию». «Я не думаю, что я далеко отклоняюсь от истины или причиняю автору какую-либо несправедливость, если осуждаю его за использование скрытых и поддельных аргументов для обучения чистому атеизму», — писал он о Теолого-политическом трактате . Совсем недавно Стивен Надлер, известный специалист по Спинозе, утверждал, что для мыслителя XVII века «Бог ничем не отличается от самой природы». Карлайл считает, что католический философ Чарльз Тейлор предлагает в целом подобное прочтение.

Но на самом деле эти характеристики ошибочны. Философия Спинозы ни в малейшей степени не упрощает Бога. Верно, что в его концепции Бог тесно связан с природой. Но то, что Бог не отделен от мира, не означает, что Он идентичен ему. На самом деле Он отличен, потому что существует отношение зависимости, которое идет только одним путем: мы конституционно зависим от Бога, но Бог не зависит от нас, утверждает Спиноза.

Для Спинозы все, чем мы являемся, и, более того, продолжающееся существование всех вещей есть проявление силы Бога. Карлайл использует термин «бытие-в-Боге», чтобы описать этот аспект мысли Спинозы: то, как мы созданы Богом и зачаты через него.

С этой точки зрения концепция веры Спинозы имеет значительные преимущества. Во-первых, ему удается создать глубокую метафизическую близость с Богом, не отрицая Его трансцендентности. Он здесь, среди нас, но в некотором смысле вне нас. На самом деле, Карлайл заходит так далеко, что утверждает, что это понимание, если бы оно было понято, могло бы впоследствии укрепить религию против нападок со стороны настоящего атеизма. Антропоморфная версия Бога, осужденная Спинозой, проложила путь далекому Богу последующих веков, который сидел в стороне от вселенной и, сотворив ее, предоставил ей развиваться автономно, по законам механики. От этого «тонкого» представления о божестве был короткий логический шаг до того, как Фридрих Ницше читал Ему последние обряды. Напротив, у Спинозы Бог, неизбежно сохраняя близость со Своей вселенной, не давал пощады такому ходу мыслей.

Спиноза в некоторых отношениях следовал устоявшейся христианской традиции в своем понимании божественного. Монах 8-го века Иоанн Дамаскин сказал, что «все вещи стремятся к Богу, и в Боге они имеют свое существование». Августин писал в 4 веке нашей эры, что «все в Боге», и эту точку зрения позже поддержал Фома Аквинский. Спиноза, в свою очередь, повторил их все и проследил линию мышления еще дальше, к современнику Иисуса: «Что все в Боге и движется в Боге, я утверждаю, я говорю, с Павлом».

Некоторые из наиболее поразительных параллелей можно найти у Ансельма, выдающегося теолога XI века, который в ходе философской молитвы Прослогион говорит Богу: «В Тебе я двигаюсь и в Тебе существую». расширение: «Ты, хотя ничто не может быть без Тебя, тем не менее не на месте и не во времени, но все в Тебе. Ибо ничто не содержит Тебя, но Ты объемлешь все».

Бытие в Боге здесь не просто онтологическая реальность, а духовный императив. Ансельм говорит: «Я молю, Боже, чтобы я мог знать Тебя и любить Тебя, чтобы я мог радоваться Тебе». Спиноза пришел к аналогичному выводу в рамках своей строгой философской системы. Все находится в Боге, но мы можем более полно участвовать в божественной природе через разум и наше интуитивное понимание вездесущности Бога. Чем больше нам это удается, тем более высокого состояния радости мы можем достичь и тем ближе мы подходим к разделению совершенства.

Кроме того, существует реальное этическое измерение пребывания в Боге. Вера Спинозы имеет практическое значение, направляя действия верующего. Он пишет: «Добра, которого всякий, ищущий добродетели, желает для себя, он желает и для других людей; и это желание тем больше, чем больше его знание Бога». Истинная религия состоит в проявлении любящей доброты.

Конечно, Спиноза и его предшественники расходятся во многих вопросах: о существовании ангелов, о загробной жизни и о том, что считать фундаментальной «субстанцией». Более того, Спиноза отверг телеологию, получившую распространение в Средние века, — привычку придавать вещам смысл, подчеркивая конечную цель, на которую они (предположительно) направлены.

Вместо этого мысль Спинозы идет по узкой грани между старым и новым, средневековым и современным. Большая часть его философии была определенно современной по своим темам и концепциям, и он проявлял большой интерес к новым научным открытиям — в конце концов, он работал в области оптики, а его телескопические линзы использовались ведущими астрономами. Однако он также черпал вдохновение из источников, которые в его время были глубоко ортодоксальными. Карлайл показывает обе стороны тонкого мыслителя, которого часто упрощают, подтверждая при этом одну важную черту сложившейся репутации: его преданность открытому интеллектуальному исследованию независимо от личных последствий.

«Каждому, кто открыт идее религиозной веры, но не нравится ортодоксальное учение, следует прочитать Спинозу»

Как насчет резонанса его идей? Спиноза обратился к самому большому вопросу из всех: что такое Бог? Каково наше отношение к Нему? Как мне действовать в свете этого знания? Он служит образцом для тех, кто хочет исследовать эти вопросы по-своему, руководствуясь тем, что они считают правильным, а не тем, что им сказали. Любой, кто открыт идее религиозной веры, но не согласен с ортодоксальными учениями, должен прочитать Спинозу.

Вера означает разные вещи для разных людей. Как Спиноза ответил Ван Вельтуйзену, одному из многих, кто обвинял его в отказе от всякой религии: «Отбросил ли кто-нибудь, кто утверждает, что Бог должен быть признан высшим благом и что его следует свободно любить как такового, отбросить всякую религию? Является ли нерелигиозным тот, кто считает, что наше величайшее счастье и свобода состоит только в этой [любви к Богу]? Или что наградой за добродетель является сама добродетель, а наказанием за глупость и слабость является сама глупость? И, наконец, что каждый человек должен любить своего ближнего и подчиняться велениям высшей власти?» Спиноза относился к Богу серьезно, и здесь мы должны воспринимать философа буквально.

Он умер молодым, возможно, от респираторного заболевания, обострившегося при вдыхании стеклянной пыли. И все же сегодня он увековечен как один из наших самых очаровательных философов. Карлайл оказал нам большую услугу, предложив убедительное и новое изображение и напомнив нам, что вы никогда не сможете исчерпать величие религиозных текстов Спинозы.

Анимированное введение в Баруха Спинозу: «философа-философа»

Так называемый период Просвещения включает в себя удивительно разнообразное собрание мыслителей, если не всегда по этническому или национальному происхождению, по крайней мере по интеллектуальному складу, в том числе, возможно, самый влиятельный философ эпохи, «философ-философ», — пишет Асад Мейманди. Барух Спиноза не соответствовал образу философа-джентльмена в парике, который мы обычно связываем с мыслью Просвещения.

Он родился в семье сефардских португальцев маррано, евреев, которые были вынуждены обратиться в католицизм, но вернули себе иудаизм, когда переехали в кальвинистский Амстердам. Сам Спиноза был «отлучен от церкви амстердамскими евреями в 1656 году», — пишет Гарольд Блум в рецензии на книгу Ребекки Гольдштейн « Предательство Спинозы »: «Не сильно огорченный 23-летний Спиноза не стал кальвинистом, а вместо этого общался с более либеральными христианами. особенно меннонитов».

Спиноза прочитал «иврит, палеоеврейский, аарамейский, греческий, латинский и в некоторой степени арабский», — пишет Мейманди. «Он не был мусульманином, но вел себя как суфий, отдав все свое имущество сводной сестре. На него сильно повлияли Аль Газали, Баба Тахер Орьян и Аль Фараби». Он также «обычно считается, наряду с Декартом и Лейбницем, одним из трех главных рационалистов», отмечает профессор Лойолы Блейк Д. Даттон в Интернет-энциклопедии философии, мыслитель, который «внес значительный вклад практически во все области философии.

Можно без преувеличения сказать, что невозможно понять мышление Просвещения, не прочитав этого самого неортодоксального из мыслителей, и в особенности прочитав его Этику , что само по себе является непростой задачей. В этой работе, как выразился Ален де Боттон во введении к Спинозе в «Школе жизни» выше, философ попытался «заново изобрести религию, отодвинув ее от чего-то, основанного на суевериях и прямом божественном вмешательстве, к чему-то гораздо более безличному, квази- научным, а иногда и безмятежно утешительным».

Можно провести несколько линий от Спинозы к Сагану, а также к Витгенштейну и другим современным скептикам. Его критика таких лелеемых понятий, как молитва и личные отношения с божеством, не квалифицировала его как религиозного мыслителя в каком-либо ортодоксальном смысле, и в свое время его высмеивали как «еврея-атеиста». Но он очень серьезно относился к религии и религиозному благоговению, даже если спинозовский Бог неотличим от природы. По словам де Боттона, представление о том, что это великое таинственное существо должно изменять правила в соответствии с нашими индивидуальными потребностями и желаниями, представляет собой «глубоко искаженный инфантильный нарциссизм».

Для Спинозы зрелая этика вместо этого состоит в том, чтобы выяснить, как устроена вселенная, и принять ее, скорее в способе стоиков или Ницше, использующем стоическую идею amor fati . Согласно Спинозе, именно в таком принятии, которое Блум называет «ледяной возвышенностью» Спинозы, находится истинное просветление. Или, как лаконично сказано в видео де Боттона: «Свободный человек — это тот, кто осознает потребности, которые вынуждают всех нас», и кто — вместо того, чтобы осуждать их — находит творческие способы мирно жить в рамках своих ограничений.

Связанный контент: 

Анимированное введение в Вольтера: Просвещение, философ плюрализма и терпимости

Эффект Дидро: философ Просвещения Дени Дидро объясняет психологию потребительства и наших расточительных расходов во время обучения философии

Как преподавать философию Пандемия: коллекция из более чем 450 бесплатных онлайн-видео по философии

Джош Джонс — писатель и музыкант из Дарема, Северная Каролина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *