Общественный строй восточных славян кратко: Общественный строй восточных славян в 6-9 веках

Содержание

Общественный строй восточных славян в 6-9 веках

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Изучение общественного строя восточных славян в период 6-9 века важен, поскольку он позволяет отследить процессы изменения в обществе, приведшие к формированию государственности. Этот период характеризуется жизнью населения в племенах, но они были не едиными.

До образования государства у восточных славян было 2 общественных строя. Изначально это была родовая община, а затем ее сменила соседская община. Разберемся в чем разница между ними

Что такое родовая община

Понять суть родовой общины можно по рисунку, приведенному ниже.

Общественный строй восточных славян при родовой общине

Основную ячейку общества составлял род. Род (отсюда слово родственники) — семья или группа семей. Семьи составляли племена. а племена заключали союзы друг с другом. Так было начиная с 6 века нашей эры.

При родовой общине было 2 типа имущества:

  • частное — инструменты, животные и так далее.
  • общественное — земля, реки и озера, леса, охотничьи угодья и так далее.
Родовая община: кто чем владел

Вопрос распределения того, кто чем пользуется из общественного имущества у восточных славян в племенах не стоял, поскольку племя включало в себя кровных родственников. Часто земля перераспределялась каждый код, чтобы у всех были равные возможности.

Что такое соседская (территориальная) община

С 7 по 9 века родовая община была полностью вытеснена соседской общиной. Иногда ее также называют территориально. Теперь племена формировались не на основе семей или клана семей. Теперь в племя мог войти любой, и люди были уже не родственниками друг другу, а просто соседями. Таким был общественный строй у восточных славян в 7-9 веке нашей эры.

Появление соседской общины стало основной для разложения общества на классы, а также для появления социальных конфликтов.

В этот период все больше начинает укрепляться понятие частной собственности. Все, что находилось в общественном пользовании, при родовой общине потихоньку переходит в руки отдельных владельцев.

Формирование неравенства

Появление неравенства у восточных славян стало проявляться уже в 7 веке. Как только община переходила от родового типа к соседскому — начинали появляться богатые и бедные. Формирование социального неравенства связано с появлением «элиты». В 7-9 веках ее называли «нарочитая чадь». Это были князья, старейшины, воеводы, лучшие воины. Они начали формировать неравенство:

  • они распределяли продовольствие. Племя собирает урожай, нарочитая чадь говорит кто сколько может взять. Естественно большая часть остается себе.
  • они распределяют военные трофеи. Военные походы приносили трофеи. Большая их часть оставалась у знати.

В результате чем больше проходило времени, тем больше богатели одни и беднели другие. Тем более, что к 9 веку власть уже передавалась (не официально, но все же) по наследству. В это же время появляются купцы, ремесленники и родовая знать.

Управление племенами и общинами

Рассматривая общественный строй восточных славян нужно обратить внимание на структуру его управления. Тем более, что с развитием соседской общины роль правления становится все более заметной. Общая структура управления племенами может быть представлена в виде схемы.

Управление общиной у восточных славян

На схеме представлено (снизу вверх):

  • Народное ополчение — все население племени. То есть те люди, которые встанут на защиту своего племени в случае нападения.
  • Дружина — личные войны князя. Они не занимались ничем кроме войны. Их источник обогащения и жизни — награбленное.
  • Князь — управлял племенем. Примерно к 9 веку его власть передавалась по наследству старшему сыну.
  • Старейшина — хранитель традиций племени, а также человек, которые решал все спорные вопросы и конфликты.
  • Вече — всеобщее собрание племени, на котором решались самые важные вопросы, а также избирался старейшина.

Общественный строй восточных славян: от семьи к государству


Предки славян занимали территорию Центральной и Восточной Европы от Одера до Днепра, от Балтийского моря до Карпат. Позднее славянские народы разделились на западные и восточные. Восточные славяне населяли лесостепные районы Приднестровья. Их хозяйство основывалось на скотоводстве, земледелии.

В начале I тысячелетия н. э. народы восточных славян жили первобытно-общинным строем. Единицей такого общества являлась семья, она включала в себя большое количество родственников, от двадцати до ста человек. Семьи объединялись в роды, которые составляли племена. Если надвигалась военная угроза, то образовывались общинные союзы под руководством одного вождя — князя. Он возглавлял дружину. Такой общественный строй не предполагал самодержавной власти, по всем общественным и военным вопросам созывалось народное собрание, называемое вече. Со временем в общенародном правлении основной тон стала задавать верхушка племени. Образовалась она благодаря появлению излишков при выращивании зерна и обрабатывании земель, распределению военной добычи: золота, драгоценностей, скота. В основном обогащались вожди и знаменитые воины. Началось становление княжеской власти.
Родовая община постепенно уступала место соседской. Излишки сельскохозяйственной продукции позволяли семьям жить отдельно друг от друга, заводить свою пашню. Связь между родами стала ослабевать, племена расселились на больших территориях. Власть владыки рода так же перестала действовать, так как он не мог управлять разбросанными по обширным территориям хозяйствами. На смену ему пришли владыки дома — отцы каждой отдельной семьи. В случае военной опасности восточные славяне объединялись уже не по родам, а по соседству, соединялись в общину — вервь. Для ведения дел избирали старейшин.

Ещё сильнее поколебало племенной общественный строй появление городов в VI -IX веках. Люди выходили из родовых союзов, стали объединяться по делам и занятиям: становились дружинниками, торговцами, ремесленниками. Люди, остававшиеся в своих общинах, тоже чувствовали влияние городов. Развивалась торговля, на рынки стало требоваться всё больше товара: мёда, меха. Они поставлялись жителями деревень и сёл. Если раньше люди производили продукцию для собственного потребления, то теперь они начали оставлять товары для продажи, обогащаться, копить доходы. Города являлись центрами племенных союзов. Всё больше увеличивалось социальное неравенство восточных славян, укреплялась знать. Важными людьми в обществе были военные предводители — князья, а также служители языческих богов — волхвы и старейшины. Но проблемы всего общества по-прежнему решались на вече. Современные историки называют такой общественный строй военной демократией. Этот период предшествовал образованию общего древнерусского государства.

Племенные союзы, во главе которых стоял военный предводитель, стали называться княжениями. Такие образования не были тесно связаны друг с другом и не могли противостоять общему врагу в одиночку. Летописцы того времени подчёркивают неравномерность развития княжеств.

Общественный строй восточных славян претерпевал большие изменения под давлением внешних сил. В жизнь славян вмешивались хазары и варяги. Экономические, политические и иные внутренние и внешние факторы подтолкнули общество к образованию древнерусского государства в VIII-IX веках. Основой его была земля полян, носившая название «Русь» с центром в Киеве. К X веку сложился простой государственный аппарат в составе дружины и наместников князя. Княжескую власть усиливала новая религия — христианство. Начало зарождаться феодальное общество. Первые владения бояр появлялись как вознаграждения за службу князю. В этих сёлах работали зависимые люди: пленные, разорившиеся. За владение землёй люди платили дань князю. Он со временем стал восприниматься владельцем всей территории.

Власть в древней Руси передавалась по наследству. Сохранение единства рода правителей вначале помогало поддерживать территориальную целостность государства восточных славян. Однако в начале XI века начались междоусобные войны между отдельными потомками рода Рюриковичей, что послужило началом феодальной раздробленности Руси. Каждый правитель желал закрепить за собой владения, выйти из-под управления киевского князя. На месте единого государства возникло около пятнадцати независимых владений. Управляли ими местные князи и боярство. Постепенно под влиянием внешних причин мелкие государства стали вновь объединяться.
Общественный строй менялся с течением времени, но несмотря на это, у восточных славян всегда сохранялось единство веры, языка. Люди считали родиной не только каждое княжество в отдельности, но и Русь в целом.

Добавить комментарий

Славянская религия | Британника

Похожие темы:
вампир дзяды Цернебох Тиарноглофи болото

Посмотреть весь связанный контент →

Славянская религия , верования и обычаи древних славянских народов Восточной Европы. Славян обычно подразделяют на восточных славян (русские, украинцы и белорусы), западных славян (поляки, чехи, словаки и лужицки [сербы]) ​​и южных славян (боснийцы, сербы, хорваты, словенцы, македонцы и булгары).

В древности славяне были едва ли не крупнейшей ветвью индоевропейской семьи народов. Очень поздняя дата, когда они появились в свете письменной истории (даже их имя не появляется до 6 века н.э.) и скудость реликвий их культуры делают серьезное изучение славян сложной задачей. Все источники информации об их религиозных верованиях поздние и написаны христианами.

Славянское мировоззрение

Социально славяне были организованы как экзогамные кланы (основанные на браках вне кровного родства) или, точнее, как сибы (группы родословных с общим происхождением), поскольку брак не отменял членства в клане рождения — тип организации уникальный среди индоевропейских народов. Избранный вождь не имел исполнительных полномочий. Мир был сотворен, по славянскому представлению, раз и навсегда, и никакой новый закон не должен изменять образ жизни, переданный их предками.

Поскольку социальная группа не была однородной, законность и исполнительная власть приписывались только решениям, принятым единогласно на собрании, и обсуждение в каждом случае касалось только вопроса соответствия традиции. Древнеславянская цивилизация была одной из самых консервативных из известных на земле.

Согласно первобытному славянскому поверью, лесной дух, леший, регулирует и назначает охотникам добычу. Его функция распределения пищи может быть связана с архаичным божеством. Хотя в ранние времена леший был защитником диких животных, в более поздние века он стал защитником стад и стад. В начале 20-го века в России, если корова или пастух не возвращались с пастбища, духу предлагали отруби и яйца, чтобы получить благополучное возвращение.

Столь же древней является вера в древесного духа, который проникает в здания через стволы деревьев, используемых при их строительстве. Таким образом, каждая структура населена своим особым духом:

домовой в доме, овинник в сушильне, гуменик в амбаре и т. д. Вера в то, что в столбах и балках домов обитают либо вредные, либо полезные духи, все еще жива в исторических регионах Боснии и Словении и в районе Познани на западе центральной Польши. Старые деревья с заборами вокруг них являются объектами почитания в Сербии и России и у славян на реке Эльбе. В России 19 века в сушильне забивали курицу в жертву овинник . Этот растительный дух присутствует и в снопе зерна, хранящемся в «святом углу» жилища под иконой и почитаемом вместе с ним, а также в некультурных видах растений, хранящихся в доме для умилостивления или защиты, например ветках. березы и пучки чертополоха. Такая практика свидетельствует о доаграрном происхождении этих верований. Аналогами
лешего
являются полевой дух ( полевой ), и, возможно, водяной дух ( водяной ). Сродни домовой духи подсобных построек усадьбы.

Мифология

Космогония

Известный всем славянам миф повествует о том, как Бог велел принести горсть песка со дна моря и сотворил из него сушу. Обычно песок приносит Дьявол; только в одном случае, в Словении, это был сам Бог. Этот миф о ныряльщиках распространен практически по всей Евразии, а также встречается в древней Индии.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Немецкий миссионер XII века Гельмольд Босавский записал в Chronica Slavorum ( Хроника славян ) свое удивление, встретив у славян на Балтике веру в единого небесного Бога, который игнорировал дела этого мира, делегировав управление им определенным духам, порожденным им. Это единственный случай, когда источники ссылаются на иерархию божеств, но его центр пуст. Божество, упомянутое Гельмольдом, — это число 9.0021 деус отиосус;

т. е. бездействующий бог, уникальный в мифологии индоевропейских народов. Однако такое божество встречается также у поволжских финнов, угров и уральцев.

Основные божественные существа

Общим для этой евразийской области является другое божество, названное Гельмольдом и в саге Knytlinga (датская легенда, повествующая о завоевании Арконы усилиями короля Дании Вальдемара I против славян-язычников и пиратов) Зернебох (или Чернобог ), Черный Бог и Тиарноглофи, Черная Голова (Разум или Мозг). Черный Бог выживает в многочисленных славянских проклятиях и в Белом Боге, помощи которого ищут для получения защиты или милости в Болгарии, Сербии и Поморье. Этот религиозный дуализм белых и черных богов присущ практически всем народам Евразии.

Русская Повести временных лет ( Повести временных лет ; «Повесть временных лет») — рассказ XII в. о событиях и жизни Киевского государства — перечисляет семь русских языческих божеств: Перуна, Волоса, Хорса, Даждьбога, Стрибог, Симаргл и Макошь. В русском словаре к византийскому писателю VI века Иоанну Малале « Chronographia » упоминается бог по имени Сварог. Из всех этих фигур только две, Перун и Сварог, вообще вероятно, были общими для всех славян. По-польски, пиорун, молния, происходит от имени Перуна, а не наоборот. В Великопольском воеводстве зафиксировано выражение do pierona , означающее «иди к дьяволу». В выражении pieron / piorun уже не молния, а существо, которое ее запускает. Неопределенные или косвенные следы Перуна встречаются также среди Карпат, в Словении и Сербии. Молниеносный Перун не может считаться верховным богом славян, а скорее духом, которому было дано управление молнией.

В Эстонии пророк Илия считается преемником Укко, древнего духа молнии. Точно так же пророк Илия заменяет Элву в Грузии и Зевса в Греции. Поэтому вероятно, что и среди славян Илия считается преемником Перуна. Согласно популярной сербской традиции, Бог дал молнию Илии, когда он решил отойти от управления миром. Сербская история согласуется с описанием Гельмольда распределения должностей бездействующим Богом. Илия — суровый и сварливый святой. Редко когда его праздник проходит без несчастья. Его обвиняют в пожарах, даже в самовозгорании.

Аналогичный комплекс можно увидеть, если славянского Перуна отождествить с Перкунасом, молниеносным божеством литовцев. В Латвии существа с черным мехом или оперением приносились в жертву Перконсу, как в Древней Индии они приносились в жертву богу огня Агни. Таким образом, такие божества являются общими божествами огня, а не конкретно небесными и тем более не должны рассматриваться как высшие. Попытки ученых поставить Перуна в центр славянской религии и создать вокруг него пантеон божеств греко-римского типа не могут дать заметных результатов. Русские источники трактуют Сварога, присутствующего как Zuarasici среди Liutici Rethra (древняя местность в восточной Германии), как бога сушильного огня. Но черниговские украинцы, разжигая сушильный огонь, призывают Перуна, а не Сварога, как будто Сварога (очевидно, с свар, «тяжба» или «спор», возможно, имея в виду трение между деревяшками, используемыми для получения возгорания) были наименованием Перуна.

Русские и славяне-мусульмане: братья или неверные? (1856–1914) | Содержит балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1914 гг.

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic, содержащий балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1819 гг. 14История христианстваОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСодержит балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1914 гг. История христианстваОксфордская стипендия в ИнтернетеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Вовченко, Денис, «Русские и славяне-мусульмане: братья или неверные? (1856–1914)», , содержащий балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1914 , Религия и глобальная политика (

New York

, 2016; онлайн-издание, Oxford Academic, 18 августа 2016 г. ), https:/ /doi.org/10.1093/acprof:oso/9780190276676.003.0008, по состоянию на 3 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСодержит балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1914 гг. История христианстваОксфордская стипендия в ИнтернетеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСодержит балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1914 гг. История христианстваОксфордская стипендия в ИнтернетеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Чтобы быть единым с Матушкой-Россией, недостаточно было говорить на славянском языке, как говорили и говорят боснийские и болгарские мусульмане (помаки). Начиная с Первого сербского восстания 1804 года, отношения между русскими и славянами-мусульманами перешли от религиозной ненависти к безответной национальной любви и обманутым ожиданиям религиозного и политического единства. Некоторые русские и сербские панславянские комментаторы, такие как Нил Попов и Сава Косанович, обсуждали перспективу коммунитарной автономии, чтобы привлечь своих мусульманских кузенов к перспективе христианского правления. Такая структура работала для российских мусульман, но ее привлекательность, вероятно, была потеряна из-за множества публикаций, в которых славяне-мусульмане оставались неотличимыми от турецких башибузуков или ожидали перехода в православие в ближайшем будущем. Восточный кризис 1875–1878 гг. и XIX в.03 Илинденское восстание в Македонии также продемонстрировало превосходство религиозной принадлежности над этнической панславянской лояльностью.

Ключевые слова: Боснийцы, помаки, Первое сербское восстание, Илинденское восстание, Нил Попов, Сава (Косанович), Николай Овсяный, башибузуки

Тема

История христианства

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотрите свою личную учетную запись и получите доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *