Общественно политические взгляды правдина и стародума: Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Содержание

Социально политическая идея «Недоросль» (Недоросль Фонвизин)

Недоросль

Денис Иванович Фонвизин

Краткое изложение

Читается примерно за 9 минут

Сочинения

131 сочинение

Главные герои

И их характеристика

Статьи критиков

Сочинение


В самый год, когда решилась судьба панинской партии, когда сам Панин потерял силу, Фонвизин открыл бой в литературе и бился до конца. Центральным моментом этого боя был «Недоросль», написанный несколько раньше, около 1781 года, но поставленный в 1782 году. Правительственные органы долго не пропускали комедию на сцену, и лишь хлопоты Н.И. Панина через Павла Петровича привели к ее постановке. Комедия имела шумный успех.

В «Недоросле» Фонвизин, давая острую социальную сатиру на российских помещиков, выступил и против политики помещичьего правительства его времени. Дворянская «масса», помещики средней руки и помельче, неграмотная дворянская провинция, составляли силу правительства. Борьба за влияние на нее была борьбой за власть. Ей уделил Фонвизин большое внимание в «Недоросле». Она выведена на сцену живьем, показана целиком. О «дворе», т.е. о самом правительстве, только говорят герои «Недоросля». Показать публике со сцены вельмож Фонвизин, конечно, не имел возможности.

Но все же в «Недоросле» говорится о дворе, о правительстве. Здесь Фонвизин поручил представлять свою точку зрения Стародуму; именно поэтому Стародум является идейным героем комедии; и именно поэтому Фонвизин впоследствии писал, что успехом «Недоросля» он обязан Стародуму. В пространных разговорах с Правдиным, Милоном и Софьей Стародум высказывает мысли, явственно связанные с системой взглядов Фонвизина и Панина. Стародум обрушивается с негодованием на развращенный двор современного деспота, т.е. на правительство, руководимое не лучшими людьми, а «любимцами», фаворитами, выскочками.

В первом явлении III действия Стародум дает убийственную характеристику двору Екатерины II. И естественный вывод делает Правдин из этого разговора: «С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно». – «Призывать? А зачем?» – спрашивает Стародум. – «Затем, зачем к больным врача призывают». Но Фонвизин признает русское правительство в данном его составе неизлечимым; Стародум отвечает: «Мой друг, ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

В последнем действии Фонвизин высказывает устами Стародума свои заветные мысли. Прежде всего он высказывается против безграничного рабства крестьян. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Он требует от монарха, как и от дворянства, законности и свободы (хотя бы не для всех).

Вопрос об ориентации правительства на дикую помещичью реакционную массу разрешен Фонвизиным всей картиной семьи Простаковых–Скотининых.

Фонвизин с величайшей решительностью ставит вопрос о том, можно ли опираться в ведении страны на Скотининых и Митрофанов? Нет, нельзя. Делать их силой в государстве преступно; между тем так поступает правительство Екатерины и Потемкина. Засилье Митрофанов должно привести страну к гибели; да и за что получают Митрофаны право быть хозяевами государства? Они – не дворяне по своей жизни, по своей культуре, по своим действиям. Они не хотят ни учиться, ни служить государству, а хотят лишь жадно рвать для себя куски побольше. Они должны быть лишены прав дворян участвовать в управлении страной, как и права управлять крестьянами. Так в конце комедии и поступает Фонвизин – лишает Простакову власти над крепостными. Так волей-неволей он становится на позиции равенства, вступает в борьбу с самой основой феодализма.

Ставя в своей комедии вопросы политики дворянского государства, Фонвизин не мог не затронуть в ней и вопроса о крестьянстве и крепостном праве. В конечном счете, именно крепостничество и отношение к нему решало все вопросы помещичьего бытия и помещичьей идеологии. Фонвизин ввел в характеристику Простаковых и Скотининых и эту характерную и чрезвычайно важную черту. Они изверги-помещики. Простаковы и Скотинины не управляют крестьянами, а мучают беззастенчиво грабят их, стремясь выжать из них побольше доходов. Они доводят крепостную эксплуатацию до крайнего предела, разоряют крестьян. И опять здесь выступает на сцену политика правительства Екатерины и Потемкина; нельзя давать много власти Простаковым, – настаивает Фонвизин, – нельзя предоставлять им бесконтрольно хозяйствовать даже у себя в поместьях; иначе они разорят страну, истощат ее, подорвут основу ее благосостояния. Мучительство же по отношению к крепостным, дикие расправы с ними Простаковых, безграничная эсплуатация их были делом опасным и по другой линии. Фонвизин не мог не помнить о пугачевском восстании; о нем не говорили; правительство с трудом допускало упоминания о нем. Но крестьянская война была. Картины помещичьего тиранства, показанные Фонвизиным в «Недоросле», конечно, приводили на память всем дворянам, собравшимся в театр на постановку новой комедии, эту самую страшную опасность опасность крестьянской мести. Они могли звучать как предостережение – не обострять народной ненависти.

Другие сочинения по этому произведению


НедоросльАнализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»

Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль»Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль»Идеи русского просвещения в комедии «Недоросль»Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль»

Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.Какой я представил себе Простакову?Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»

Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль»Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»

Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Образы бессмертной комедии «Недоросль»Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»Построение и художественный стиль комедии «Недоросль»Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?

Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Проблемы воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль»Речевые характеристики в комедии «Недоросль»САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ»Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль»Фонвизин — автор комедии «Недоросль»Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина)

Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки?

«Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»Семья ПростаковыхОБРАЗ МИТРОФАНУШКИАнализ произведенияХарактеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!»Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ»Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль»Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа ПростаковаГлавный смысл комедии Фонвизин «Недоросль»Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка)Образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль»Актуален ли образ Митрофанушки в наше времяОпасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль»)Образ и характер Простаковой в комедии ФонфизинаЗначение речевых характеристик в комедии «Недоросль»Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Характеристика образа СофьяГлавное лицо комедии помещица ПростаковаНедоросль МитрофанушкаСочинение на тему «Недоросль» — литературный прорыв 18 века»Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль»)Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. ФонвизинаПочему Митрофанушка стал недорослем (2)История создания комедии «Недоросль»Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Митрофанушка 1Семейный портрет Простаковых—СкотининыхХарактеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль»Характеристика образа ПростаковаСатирическое мастерство Д. И. ФонвизинаПостроение и художественный стиль комедииОбраз и характер МитрофанаНеоднозначность добра и зла в образах комедии «Недоросль» ФонвизинаСмешное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Почему Митрофанушка стал недорослем (1)Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина «Недоросль»Лучшие произведение Дениса Ивановича Фонвизина комедия «Недоросль»Характеристика образа СтародумТема воспитания в комедии «Недоросль»Краткая характеристика произведения «Недоросль» Фонвизина Д.И.Сын, достойный своей материО замысле «Недоросли»Митрофанушка 2Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии «Недоросль»Проблема характера героя в произведении «Недоросль» ФонвизинаСмешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина «Недоросль»Комическое и трагическое в комедии «Недоросль»Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!Митрофан тип избалованного «маменькиного сынка»Индивидуализация действующих лиц комедии «Недоросль»Героиня комедии Фонвизина НедоросльОбраз Митрофана, как наследие которое готовят России Простаковы и СкотининыПроблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 3)Идейно художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Дворянство в комедии Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 2)Жанровое своеобразие произведения «Недоросль»Центральная идея и ее выражение в пьесе Фонвизина «Недоросль»Изображение дворянства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»Идейно художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Просветительские идеалы в комедииЭта комедия — бесподобное зеркалоСкоты, владеющие людьмиПроблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»Герои взятые «прямо из житейского омута»Сатирическая направленность комедии Фонвизина «Недоросль»Сатиры смелый властелинВершина русской драматургии XVIII века — пьеса Д И Фонвизина «Недоросль»Тип лентяя Митрофанушки у ФонвизинаПростакова, как собирательный образ отрицательных черт своего классового типаНеоднозначность добра и зла в образах комедии “Недоросль” Дениса ФонвизинаПримитивная натура Простаковой и СкотининаОбличение крепостнического строя в комедии Фонвизина «Недоросль»«НЕДОРОСЛЬ» и ПЁТР IКаноны литературной условности речи в произведении «Недоросль»Классицизм в драматургии Комедия «Недоросль» Фонвизина«Недоросль» — антикрепостническая пьесаСатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Фонвизина «Недоросль»Главные черты реализма в произведении «Недоросль»»Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает» В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы — Д И Фонвизин «Бригадир»)Идейно художественное своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль»»Друг свободы», «сатиры смелый властелин» Фонвизин

Характеристика Стародума из комедии «Недоросль».

Сочинения, цитатыСлушай онлайн, если не любишь читать!

Фонвизин Д. И. создал комедийную пьесу «Недоросль», характерную для эпохи классицизма. В литературе, этот художественный стиль, писатели прошлых столетий использовали для донесения до публики идей рационализма, просвещали общество на конкретных персонажах, однозначно положительных или строго отрицательных.

Денис Иванович в своем произведении наградил даже действующих лиц, говорящими фамилиями, как Стародум и Правдин. Подчеркивая таким образом, свое отношение к героям и изначально с первых страниц, формируя мнение читателей.

О да! Это мое любимое занятие )))

21.61%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

43.79%

Фу, не люблю

26.7%

Книги — а что это вообще такое?

7.89%

Проголосовало: 29472

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Краткая характеристика

Образ Стародума появляется не вначале пьесы, но служит ключевой фигурой произведения, как носитель мировоззрения русского просвещенного общества. Которое разделилось:

  • одна часть была направлена на новые просветительские идеи;
  • другой лагерь придерживался старых ценностей.

Речами и рассуждениями героя, автор передает свой взгляд на эпоху. Так жизненные позиции дяди повлияли на судьбу Софьи, помогли понять нравы нового дворянства и сбросить его оковы. Хотя образ Стародума, это малообразованная и простоватая личность, где выделяются основные черты характера:

  • острый ум;
  • искренняя прямота;
  • понимание людей, что помогает сторониться неприятных персонажей;
  • оценка обстоятельств;
  • сдержанность, не рубит с плеча;
  • отзывчивость, принимает близко к сердцу переживания других людей.

Стародум благодаря отцу, глубоко впитал дух старой эпохи.

Подробный образ и характеристика Стародума

В «Недоросле» Фонвизина, заложен поучительный смысл для его современников, многое осталось актуальным и сейчас. Поэтому постановки спектакля по-прежнему собирают аншлаги.  В произведении на ряду с положительными героями есть персоны, к которым автор относится с презрением, явно показывая их глупость. Через персонажа старого мировоззрения с особыми взглядами на жизнь, Фонвизин старается передать свое отношение к морали, жадности, корысти.

Роль в комедии

Пожилому 60 летнему Стародуму, который отдал свои лучшие годы достойному служению Отчизны, в комедии отведена положительная роль. Писатель доводит до сведения просвещенной общественности, что между помещиками и новым дворянством существует класс, который вне зависимости от образования, накопил жизненный опыт, на чем основывается их поведение и личное суждение о жизни.

Рассуждения персонажа с собеседниками доказывают, всегда можно остаться человеком, если следовать правильным жизненным позициям, равняться на правила, ключевыми моментами которых служат:

  • наличие сердца и души;
  • действия справедливые, а не хитрые;
  • оценка людей по их делам, а не по чинам;
  • нравственность, мудрость, традиции.

По мнению главного героя, развращенного человека не спасет образованность, он опасен для общества, своей:

  • дикостью;
  • косностью;
  • бесчеловечностью;
  • дурным нравом.

Фонвизин пытается доказать факт, что при правильном воспитании человек будет стремиться к получению необходимых знаний, в результате из него может вырасти достойная личность. Жизненные принципы Стародума подтверждают, что его воспитание пошло на пользу, так как в петровскую эпоху не умели пустые головы наполнять чужим разумом. 

История создания

Фонвизин Д.И. – политический деятель и просветитель своего времени, в литературных кругах был известен как баснописец.  В 1778 г. после возвращения из Франции у писателя появился замысел отразить российскую проблему просвещения. Какие плоды приносит злонравие показано на судьбе семьи Простаковых. Автор считал, что основой социального зла послужило крепостничество.

В 1781 г. «Недоросль» был дописан, Фонвизин в качестве режиссера приступил к подготовке постановки пьесы. Он сам начал подбор талантливых актеров. Несмотря на недовольство придворных, затягивание премьеры, в сентябре 1782 г. состоялся дебют «Недоросля» на сцене деревянного театра Царицына Луга под восторженный прием публики.

Значение имени

В прозвище Стародум соединены корни 2 слов (старые думы), что отождествляет предназчение человека в пьесе. Писатель не желал подчеркнуть возраст персонажа, несмотря на то, что он на самом деле был пожилым. Автор хотел подчеркнуть приверженность Стародума к порядкам, созданным Петром l, ценностям, привитым обществу монархом, отношению царя к образованию.

Персонаж с осуждением относится к новым нравам при дворе Екатерины ll, в целом к дворянству.

Историки, критики Фонвизина сделали заключение, что герой его пьесы является изобличителем дурных сторон общества, когда продажные екатерининские вельможи получали должности, земли – лестью, подхалимажем.

А хвала старого времени служит инструментом освещения социального неравенства. Но в целом Фонвизину нравилась преобразовательная деятельность петровских времен и волновал упадок современного образования, становление добропорядочной личности.

Прототипы Стародуба

Таких «стародумов» можно найти в любом поколении. Психологи решили, под влиянием сожаления об ушедшей молодости старики считают, что в период их юности:

  • небо было голубее;
  • трава зеленее;
  • еда вкуснее, а поведение высокоморальное.

Характеристика Стародума, созданная Фонвизиным, передает представление писателя о честном человеке. Автор собрал в образе:

  • достойные поступки;
  • нравственные качества передовых просвещенных людей 18 века;
  • моральную стойкость;
  • порядочность.

Существует мнение историков, что писатель отразил в пьесе самого себя, некоторые критики полагают, автор создал собирательный образ из выдающихся людей того времени. Примером могут служить:

  • граф Панин И.И., участник проектов борьбы с самодержавием, наставник Павла l;
  • журналист Николай Новиков, издатель и общественный деятель.

Фонвизин олицетворил в Стародуме человека мудрого, доброго, честного, уважающего мнение других людей.

Биография Стародума и воспитание

В пьесе можно понять из бесед героев, то главный упор в биографии Стародума делается на его правильное воспитание и военную службу России. В петровскую эпоху к одному человеку не обращались во множественном числе, но уважение благодаря поступкам стоило многих. Стародум не считал нужным перестраивать себя под порядок, если душа не откликается. Благодаря патриотизму, привитому с ранних лет отцом, юноша с достоинством отдал долг Родине, а война дала ему шанс доказать свою преданность стране.

Таким энтузиазмом не все обладали, его знакомый граф сделал все, чтобы избежать участия в сражениях, при этом заработал чин при дворе, когда Стародум был ранен и лечился в госпитале. Не зависть, а несправедливость волнует бывалого воина. Получив отставку с воинской службы, герой пытается служить при дворе, но принять его порядок с изощренными нравами не смог.

Уезжал в Сибирь бывший воин с достоинством без чинов, лент, но с чистой душой, не попранной честью. Без подлости и воровства мужчина зарабатывает состояние и решает отдать племяннице Софье, чтобы девушка вышла замуж за достойного претендента на её сердце. Это оборачивается большим интересом к невесте со стороны Скотинина, госпожи Простаковой, которая мечтает женить сына Митрофанушку.

Богатый дядя насквозь видит происки потенциальных женихов, вызывающих у него иронию и сарказм. Когда Стародум знакомится с Милоном и Правдиным, замечает их добропорядочность. К тому же Милон, влюбленный в Софью, оказывается родственником его близкого друга. Дядя благословил брак племянницы, порадовавшись счастью молодых.

Психологические особенности

Перед Стародумом петровская эпоха была как образец государственного строя. Он был воспитан на национальных приоритетах и традициях. На этих основах автор создавал образ героя, личность нравственную и благонравную. Где чуждо предательство, развращенность, лживость. Свое мнение он высказывает прямо без уловок, не льстит и не заискивает. Такого же отношения желает видеть к себе и своим близким.

Предыстория основных событий

Вначале пьесы читатели знакомятся с Простаковыми. Госпожа отчитывает слугу за плохо сшитый кафтан для сына. Супруг и брат хозяйки слушают брань. Девушка с изящными манерами и мягким характером заметно выделяется в семействе, но ей уготовано замужество за Скотининым.

Дядя Софии появляется в пьесе после первого акта, когда назрела конфликтная ситуация. Он не действует активно, смотрит и оценивает положение, чтобы поступить справедливо. Все стремления Стародуба направлены на избавление племянницы от влияния госпожи Простаковой, её хитроумных планов отдать в жены Софью вначале брату, а узнав о богатом приданном, женить сына Митрофанушку. Простакова яркий представитель дворянки, которая обладает:

  • глупостью;
  • хитростью;
  • невежественностью;
  • меркантильностью.

В характере отвратительной дамы спокойно уживаются трусливость с тиранией, что в сочетании представляют гремучую смесь всех отрицательных качеств. Даже обожание сына выглядит как один из пороков души человека. По сюжету главными избавителями Софьи являются Правдин с Милоном. Дядя как мыслитель направляет действия политическими взглядами, нравственной позицией. Читателю открывается наказание зла торжеством справедливости. Чтобы современному школьнику были понятны рассуждения Стародума нужно представить российскую социально-политическую ситуацию во 2 половине XVlll века.

Загадочная фигура

Простодушие и ум Стародума не всем понятны и по нраву людям того времени. Его превосходные качества принимаются за грубость, угрюмость. Но сам герой хорошо разбирается в потемках душ человеческих, видит их пороки. Герой с простым ясным умом, не любит хитрых, изворотливых людей.  Многим понятия Стародума об должностях служат загадкой, когда он говорит, там кончается искренность, где начинаются чины. Спокойный по характеру человек, начинает злится, когда обнаружит ложь. Он не злопамятен, но не прощает гнусных намерений.

Симпатия к неизвестному гостю

У читателя сразу возникает расположение к Стародуму, как только известие о нем появляется на страницах комедии в письме к племяннице, где он утверждает, что скучал и сожалеет о долгой разлуке. Среди недалеких по уму, невежественных в своей неграмотности персонажей, дядя Софьи заметно выделяется. Для этого создан своеобразный фон:

  • жадность Простаковой;
  • безвольность супруга;
  • глупость сына;
  • корысть брата.

А Стародум, заработав своим трудом деньги, решил осчастливить Софью, чтобы она не была бесприданницей и смогла выбрать мужа по любви, а не принуждению.

Роковая встреча

Дядя с племянницей часто ведут продолжительные беседы, обсуждают книги. Их философские взгляды во многом совпадают. Девушке не хватало мужской поддержки, она с благодарностью принимает советы родственника, где он делится мнением о счастье, должностях и благородстве. Заходит разговор и о хорошем муже, что в семейной жизни важна дружба и любовь. Стародум вспоминает, что ему в Москве хвалили Милона. Когда молодые встречаются между ними возникают подлинные чувства он решает – это судьба, так как выяснилось у них много общего. Критики считают, что таким образом Фонвизин описал себя в молодости.

Разоблачение злых намерений

Герой обладает хорошим чувством юмора, пониманием низменных стремлений людей. Когда Простакова и Скотинин, узнав о богатстве, начинают лебезить перед гостем, он усмехается. Но они из-за глупости не видят насмешек, раскрытия их коварных планов. Стародум объявляет о помолвке племянницы и Милона, Простакова решается на тайное венчание и похищение девушки.  Коварству помешал крик Софьи, жених услышал и поспешил на помощь невесте. По доброте душевной, пострадавшие прощают проступки хитрой женщины.

Неутомимая доброта

Стародум вместе со своими соратниками принимают мудрые решения к учителям Митрофанушки. Один профессор требовал оплаты сверх положенного, ему было отказано. Другого мучала совесть, что ни чему не смог обучить недоросля, ему выплатили компенсацию. А в третьем Стародум узнал своего кучера, который притворялся учителем. Вместо позорного разоблачения шарлатану дают работу на прежнем месте. Простаковой выносится вердикт, что она достаточно наказана за причинение зла.

Речевая характеристика

Литературоведы отметили, внимание публики к комедии привлекло изобилие изречений. Каждый персонаж автор наделил речевой характеристикой. В разговорной речи семейства Простаковых слышится говор местного дворянства, насыщенный просторечными выражениями. Непринужденность создают добавленные к словам частицы – ка, то, таки.

Стоит отметить, часто повторяемые героями пьесы, народные пословицы и поговорки.  Персонажи драматурга разговаривают в индивидуальной манере, что подчеркивает их характер, интеллектуальный уровень. С дворовой обслугой Простакова общается бранными выражениями, муж «урод», «рохля». С богатым дядюшкой разговаривает ласково и подобострастно. К сыну появляется заискивающая интонация. Скотинин говорит в основном об обитателях скотного двора, мечтая жениться сравнивает будущую супругу со свинкой, а детей с поросятами. Митрофан перенял манеру разговора от  своей матери. Грубит учителям, заискивает с мамашей. Что не мешает в конце нагрубить и родительнице.

Положительные персонажи можно узнать по логике, афоризмам, книжным фразам. У Правдина слышится некий канцеляризм, что указывает на его должностное положение. Второстепенных персонажей Фонвизин тоже тщательно вписал. Кутейкин разговаривает в патриархальном стиле, Цыфиркин придерживается мещанско-солдатского наречия.

Афоризмы персонажа

Стародум не сыплет поговорками во время философских бесед, у него в основном бытуют афоризмы, что доказывает личный житейский опыт:

  • беззаконно угнетать рабством себе подобных;
  • ничто, знатное состояние без знатных дел;
  • мелкие души водятся в большом свете;
  • с великим просвещением может быть мелкий скаред;
  • наличные деньги не обеспечат наличия достоинства.

Стародума Фонвизин наделил чертой характера, который уверен, что человек не может быть ангелом, но это не дает ему права стать чертом.

Мудрый наставник

В «Недоросле» автор затрагивает не только социальные проблемы России, но и нравственный и интеллектуальный уровень дворян. Недорослями назвали молодых людей, которые не получали образования до 16 лет. Помещичий сын Митрофанушка из-за плохого воспитания не стремиться к будущему, остается, несмотря на возраст, безграмотным, грубым и эгоистичным. Не было у парня примера на который он мог бы равняться. В этом повезло Софье с дядюшкой. Кроме всех положительных качеств честности, порядочности, он мудр и хороший наставник. Дядя имеет житейский опыт, чем с удовольствием делится с племянницей, учит многим полезным вещам. Уроки Стародума помогают распознать негативные намерения, что откроет перед девушкой светлое будущее.

Философия в беседе

Комедия знаменита не только речами персон, повествование раскрывает их душевное состояние, наличие совести или алчности, поведение. При появлении в доме Простаковых Стародума, сестра с братом начинают драться. Когда узнают о богатстве, отношение резко меняется, хамство заменяется явным лицемерием с ласковыми словами. Но старого дворянина не пронять ложью. Другие отношения развиваются с племянницей. Разговоры можно сравнить с философским трактатом. Где простые и добропорядочные вещи обычны, а если девушке непонятны некоторые позиции дяди, он терпеливо и доходчиво объясняет, как учитель ученику.

Цитатная характеристика

При чтении комедии читателю открывается не только биография Стародума, но его отношение к жизни, благородство и искренне служение Родине:

  1. Возраст героя в описанные времена считался преклонным.
  • Принадлежность к определенным слоям.
  • Ранения подтверждают участие в военных сражениях.
  • Пришлось послужить и лично императору.

Состояние, однако, заработано не на государственной службе:

  • Отношение к деньгам и понимание как они достаются, что их можно добыть разными способами.
  • Софья ценит ум дядюшки, надеется на его поддержку.

Особенности поведения раскрываются отношением окружающих:

  • Умение разбираться в людях.
  • Черты характера.
  • Презрение к чинам.
  1. Воспитание по старинным методам и почитание отца.
  1. Сожаление, что сдержанность не свойственна молодости.
  1. Богатство человека не в деньгах, а в правде, чести.
  1. Любовь к племяннице заставляет дядю передать ей свое состояние, нажитое праведным трудом.
  1. Уважения заслуживают только честные люди.

А великодушие и прощение основные ценности:

В течение всего повествования слова и фразы комедии раскрывают суть, подчеркивают то, на чем писатель приглашает публику сосредоточить внимание.

Сочинения про Стародума

Краткий вариант №1

Одним из действующих лиц в комедии «Недоросль» является Стародум. Фонвизин фамилией своего персонажа подчеркивает, что этот человек придерживается старых порядков времен Петра Великого. Черты характера, традиции, служение Отечеству привиты герою строгим воспитанием, которое он ценит. Стародум презирает прислужничество, льстивость, людей, которые не на полях сражений, а при дворе, получают высокие чины.

Драматург таким образом передает свои жизненные принципы, считая, что средства к существованию и даже богатство можно добыть честным трудом. Что и делает Стародум, но при этом его волнует судьба племянницы, он с легкостью отдает все нажитое в Сибири, освобождает девушку от оков госпожи Простаковой и ненавистных женихов.

Дядюшка появляется на страницах повествования не сразу, но служит обличителем недостойного воспитания отпрысков дворян. Образование молодого поколения волнует Фонвизина, поэтому он показывает невежество Митрофанушки. Писатель подчеркивает, что нет возможности появиться знаниям от грубой матери, безвольного отца и никчемных учителей. Если есть зачатки добродетели, направить молодежь на правильный путь никогда не поздно. Этому пример Софья, другие положительные герои.

Отражение образа Стародума

Фонвизин в «Недоросле» старается вложить в разум высшего общества, что в этой среде не все благополучно. Виной тому их недоросли-дети, которых неправильно воспитывают, молодежь малообразована. К юношам и девушкам поступают на услужение невежественные учителя. Когда появляется достойный профессор, время упущено, он не сможет привить стремления к знаниям, любви к Отечеству.

Описывая жизнь Стародума, писатель доказывает, что его характер, принципы жизни формировались с молоду, воспитанием отца. Поэтому старый дворянин даже после военной службы не остался прислуживать при императорском дворе, смог добиться благосостояния в Сибири, честно и добропорядочно.

В разговорах Стародума с остальными персонажами, писатель отражает свою позицию ко двору и екатерининским вельможам. Доказывает, что нечестно добиваться высоких чинов лестью, подхалимством.

Стародум – это протест писателя к новым порядкам, подлости, воровству. Для него важна честь, сохраненная с молоду, а не чины, богатство. В результате его состояние становятся всего лишь средством для обеспечения племяннице счастливой жизни.

Что показывает Стародум читателям

Это Фонвизин пытается достучаться до вельмож, что в их обществе не все в порядке с детьми. Автора «Недоросля» волнует, кто будет служить Родине, если останутся одни воры, стяжатели и лизоблюды благодаря недостойному воспитанию. А Стародум, это яркое отражение самого автора, его мыслей, тревоги за поколение. Писатель наделяет положительный образ Стародума чертами характера, которые бы он хотел видеть у чиновников, при этом не верит, что в чинах заложена добродетель. Автор в произведении раскрывает невежество дворянства, мечты о том, что настоящий дворянин должен быть:

  • честным;
  • благородным;
  • отважным – добывать чины на поле боя, а не лестью при дворе.

Из разговоров Стародума с окружающими его людьми можно заметить, что автора волнует несправедливое отношение дворян к челяди, людям, которые зависят от хозяев.

Стародум — вольнодум, революционер и реформатор

На своем примере Стародум доводит до собеседников свое недовольство к чиновникам при дворе, которые добивались положения связями и угодничеством, избегали воинской службы. Многим для продвижения по карьерной лестнице служила хитрость, наглость.
Как реформатор он пытается доказать, что нужно пересмотреть воспитание молодежи, дать им достойное образование, чтобы их не учили случайные люди, в виде бывшего кучера у Митрофана.

Как революционер Стародум отказывается служить при дворе и уезжает в Сибирь. Вольнодумство сказывается в презрении к вельможам, государственной несправедливости в обесценивании честного служения, отношении к людям, зависимых от власть имущих.

Стародум и Простакова

Писатель в образе Простаковой раскрывает подход дворянства к воспитанию. Своим невежеством она передает сыну грубость, несправедливое отношение к прислуге, будь то камердинер или няня. Любовь матери не дает ему образования, не прививает уважения к старшим, а постоянная забота не оценена сыном, он видит вокруг только унижение челяди, крики и ругань между родителями, считает так и положено себя вести.

Стародум в беседах с племянницей открывает ей жизненные позиции, учит отношению к людям, поддерживает ее стремление к знаниям, любовь к чтению. В результате Митрофан видит в женитьбе только получение очередной игрушки. А Софья считает, что брак строится на взаимном уважении, дружбе и понимании. Поэтому избранником девушки стал Милон, честный, образованный парень. В противостоянии двух поведенческих форм Стародум побеждает Простакову.

Стародум как резонер комедии «Недоросль»

Дядя Софьи, ведущий персонаж пьесы, но его предназначение не в активных действиях, поэтому писатель наделяет, это действующее лицо, почтенным возрастом, его роль в обличении других персон длинными нравоучительными суждениями, чтобы довести до общества авторские позиции. В словах Стародума слышится критика государственного строя, двора, образования. При этом драматург подчеркивает, что фундаментом становления личности служит воспитание, знания человек получит, если приобретет достойный жизненный опыт.

Стародум и Правдин

Положительный Правдин тоже своеобразный протест Фонвизина к чиновникам. Буква закона важна, если должностное лицо обладает:

  • гуманизмом;
  • просвещением;
  • благонравием;
  • моральными ценностями.

И все же автору более приемлемо, чтобы закон сочетался с душевными качествами судьи. Поэтому его Стародум ценит в человеке прежде всего честность, считает, что такие человеческие ценности как сердечность, доброта, останутся на века. Правдин верит в справедливость закона, видит в этом гуманные намерения.

Критика об образе

Однозначно, пьеса «Недоросль» не осталась незамеченной, а проблемы воспитания во все времена актуальны. Критики по-разному отзывались об комедии. Удивительно – Фонвизин приверженец петровской эпохи, что доказывает его прототип Стародум, не раз подчеркивающий свое отношение к екатерининскому двору. А Пушкин А.С., в статье говорит, что Екатерина была в восхищении от комедии и ее поддержали чиновники блестящего двора. Сам поэт относит пьесу к памятнику народной сатиры.

Гоголь Н.В. в переписке с друзьями гласит, что «Недоросль» отражает истинное положение российского захолустья. Белинский В.Г. считал: пьесу можно согнать со сцены, но не из истории. С ним согласился Герцен А.И, что нравы русских дворян навсегда сохранятся в литературе.

Отзывы и личное отношение читателей к персонажу

Знаменитая фраза из «Недоросля» – «не хочу учиться, хочу жениться», знакома всем, даже тем, кто не удосужился прочесть пьесу. Но автор предполагал передать другую цель поколениям.

Недорослями в России называли людей, которые не получали образования. Таким дворянам запрещали служить и обзаводится семьей. Недорослем мог стать не только 16 летний юноша, в 20 летнем возрасте и старше.  Митрофан стал прообразом всех балбесов, тупиц и лентяев.

Стародум же вселяет надежду у молодого поколения, что даже без воровства можно достигнуть достатка. Вывод можно сделать из сочинений, где ученики положительно отзываются об характере Стародума и осуждают намерения противников.

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

Социально-политическая концептуализация ландшафтов Серенгети в Европе: случай «Западной Иберии»

  • Данные и инструменты
  • Публикации
  • Мультимедиа

Авторов: Арьян Пеллис, Мартин Фелдер, Рене ван дер Дуим
Год: 2015
Тип: Материалы (П)
Станция: Исследовательская станция Скалистых гор
Источник: В: Уотсон, Алан; Карвер, Стивен; Кренова, Зденка; Макбрайд, Брук, комп. Наука и управление для защиты и поддержания ценностей дикой природы: симпозиум Десятого Всемирного конгресса по дикой природе; 2013, 4-10 октября, Саламанка, Испания. Труды РМРС-П-74. Форт-Коллинз, Колорадо: Министерство сельского хозяйства США, Лесная служба, Исследовательская станция Роки-Маунтин. п. 21-27.

Аннотация

В этой статье рассматривается социально-политическая концепция «Западной Иберии», одной из первых пилотных областей Rewilding Europe. Основываясь на теории акторных сетей и социальных теориях, обсуждающих политику масштаба, мы иллюстрируем, как «Западная Иберия» постоянно обсуждается с помощью практик в разных местах в пределах и за пределами ее географических границ. Мы выделяем пять различных версий «Западной Иберии» в иллюстративных целях, чтобы утверждать, что существует не одна «Западная Иберия», а множество. Мы приходим к выводу, что эти множественные версии случайны и производятся в сетях акторов, но также ограничены уникальными социальными и материальными условиями.

Благодаря лучшему пониманию социально-политической практики в создании, подходе, организации и представлении «Западной Иберии» мы стремимся дополнить текущие экологические исследования, которые традиционно отражают естественные процессы восстановления дикой природы.

Публикация для родителей

  • Наука и рациональное использование для защиты и поддержания ценностей дикой природы: симпозиум Десятого Всемирного конгресса по дикой природе; 2013, 4-10 октября, Саламанка, Испания

Ключевые слова

пустыня, ревайлдинг, реставрация, частные земли, биоразнообразие, сохранение, заповедные зоны, экономика, участие сообщества, политика, управление, образование, духовные ценности

Цитата

Пеллис, Арджаан; Фелдер, Мартин; Ван дер Дуим, Рене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *