ЛЮТЕРАНСТВО — Древо
Портрет Мартина Лютера работы Лукаса Кранаха Старшего |
Лютеранство — одно из основных направлений протестантизма, возникшее в ходе Реформации в Германии. Названо по имени Мартина Лютера (1483-1546)
Традиционной датой начала Реформации в Европе считается 31 октября 1517 года, когда Лютер, католический монах-августинец и профессор Виттенбергского университета, вывесил на дверях церкви всех святых в Виттенберге свои 95 тезисов против злоупотреблений индульгенциями. Католической доктрине, согласно которой для спасения души в числе другого требовалось совершение благочестивых дел, Лютер противопоставил учение о спасении только верой (лат. sola fide). Никто из грешных людей, согласно Лютеру, не в состоянии выполнить все заповеди, данные Богом, никакие труды не способны искупить человеческие грехи. Их искупил Сам Иисус Христос через мученическую смерть на Голгофе. Тем самым стало возможно оправдание грешных людей перед Богом: отныне человек, искренне верующий в Троицу и, в частности, во Христа как своего Искупителя, получает оправдание, а с ним и вечное спасение.
Несмотря на сопротивление церковных властей, сторонников Реформации взяли под свою защиту правители Саксонии, Гессена, Бранденбурга и других германских государств, где церковные структуры перешли из канонического подчинения Риму под контроль светских властей. Программа реформационных преобразований была изложена в Аугсбургском исповедании, представленном 25 июня 1530 года императору Священной Римской империи Карлу V. Многолетняя ожесточённая борьба между немецкими князьями, принявшими лютеранство, и князьями, сохранившими верность католицизму, завершилась в 1555 году Аугсбургским религиозным миром, дававшим право каждому правителю по своему усмотрению выбирать католичество или лютеранство как обязательную для его подданных веру («чья власть, того и вера»).
Поскольку в германских государствах католические епископы к Реформации не примкнули, лютеранские церкви там возглавили клирики, не имевшие апостольского преемства. Их административные должности (суперинтендант, епископ и др.) не рассматриваются как сан. В 1527 году лютеранская Реформация началась в Швеции (и подвластной ей Финляндии), в 1536 — в Дании, Норвегии и Исландии. Бóльшая часть католических епископов в этих странах перешла в лютеранство, сохранив титул, поэтому современные лютеранские скандинавские епископы претендуют на обладание епископским саном и апостольским преемством. В результате в лютеранство произошло разделение на две основные традиции — германскую и скандинавскую.Ещё при жизни Лютера и особенно после его смерти среди его последователей возникли разногласия. В 1577 году около 8000 пасторов подписали Формулу согласия, где было изложено нормативное вероучение по спорным вопросам. Она была включена в сборник лютеранских вероисповедных документов — Книгу согласия, впервые изданную в Дрездене в 1580 году. Кроме Аугсбургского исповедания и Формулы согласия, в неё вошли Апостольский, Никейский (с Filioque) и Афанасиев символы веры, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы (с приложенным трактатом «О власти и первенстве папы»), «Большой катехизис» и «Малый катехизис» Лютера. Книга согласия остаётся официальным вероучительным стандартом большинства лютеранских церквей.
На протяжении XVII века на основе аристотелианской философии, догматики Книги согласия и не противоречащих лютеранству святоотеческих и католических учений сформировалась «лютеранская ортодоксия», или «лютеранская схоластика». Чрезмерная сосредоточенность на тонкостях догматики вызвала протест поборников социального служения и «живого религиозного чувства», приведший к возникновению пиетизма. В конце XVII — XVIII веков ортодоксальное лютеранство подверглось влиянию рационализма (Х. фон Вольф, И. Кант). В XIX веке самым значительным явлением в лютеранстве и в протестантизме в целом стало появление историко-критического метода исследования Священного Писания, который вместе с достижениями естественных наук и философских исследований дал толчок к возникновению либерального богословия, т.
В Пруссии в 1817 году король Фридрих Вильгельм III объединил лютеран и реформатов в единую Евангелическую церковь (Прусская уния), в которой было принято кальвинистское учение о Евхаристии. Эта мера вызвала сильную оппозицию, многие лютеранские приходы Пруссии не приняли унию. Король Фридрих Вильгельм IV узаконил независимое существование этих приходов, получивших название «свободные церкви», или «старые лютеране». В 1930-х годах в протестантских церквах Германии сторонники национал-социализма активно поддерживали движение «немецких христиан», которые следовали арийской расовой теории, почитали А.
Гитлера как ниспосланного немецкому народу мессию и стремились «очистить» христианство от «еврейского компонента», т. е. фактически от Ветхого Завета. В 1933 году была учреждена т. н. Германская евангелическая церковь во главе с доверенным лицом Гитлера пастором Л. Мюллером. Противники этой политики — как лютеране, так и реформаты, и приверженцы Прусской унии — в июле 1933 года учредили конфедеративную Исповедническую церковь (Bekenntniskirche) во главе с лютеранским пастором М. Нимёллером. 31 мая 1934 года она приняла Барменскую декларацию, в которой осуждались нацистские теории и мессианство Гитлера. Исповедническая церковь подвергалась преследованиям, хотя формально так и не была запрещена. После II мировой войны в Германии в основном восстановилось прежнее церковное устройство: протестантские церкви действуют в пределах отдельных земель, их статус определяется земельными законами.С XVII века лютеране стали эмигрировать в Северную Америку, организуя там приходы и синоды по этническому принципу (в большинстве случаев в русле германской традиции). К середине XX века лютеранство в США разделилось на либеральное крыло, организованное в Евангелическую лютеранскую церковь в Америке (окончательно сформировалась в 1988 году из трёх лютеранских церквей), и лютеран-консерваторов (аналог «старых лютеран» в Германии), образовавших Лютеранскую церковь — Миссурийский синод и Лютеранскую церковь — Висконсинский синод. В США в 1970-х годах переместился центр лютеранских богословских исследований.
Распространению лютеранства способствовала и миссионерская деятельность, однако у лютеран она всегда была менее активной, чем у других протестантов. В XIX веке миссионерством занимались в основном пиетисты (миссионеров готовил университет Галле). Миссионеры работали в Индии, Африке, Ост-Индии и Китае. Особенно эффективной их деятельность оказалась в Индии, Эфиопии, Индонезии, Танзании и Кении, где возникли многочисленные, динамично растущие церкви.
В 1923 году образована Всемирная лютеранская конвенция (ВЛК). После II мировой войны церкви — члены ВЛК сотрудничали в оказании помощи пострадавшим в ходе войны в Европе. В 1947 году ВЛК была преобразована во Всемирную лютеранскую федерацию (ВЛФ). 90% всех лютеран принадлежат к церквам — членам ВЛФ. Общее их число (2008) — свыше 70 млн. человек.
Крупнейшим объединением консервативных лютеран является созданный в 1993 году Международный лютеранский совет, в который входят 30 церквей-членов (2007). Они объединяют около 3,45 млн. человек. В 1993 году была основана Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция, ведущую роль в которой играет Лютеранская церковь — Висконсинский синод. По неофициальному правилу каждая вновь возникшая лютеранская церковь может считаться законной только при условии её признания одним из трёх объединений (ВЛФ, Международный лютеранский совет, Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция). В начале XXI века продолжается рост числа лютеран в Азии, Африке и Латинской Америке, спад — в Европе и Северной Америке.
Многие лютеранские церкви активно участвуют в экуменическом движении, являются членами Всемирного совета церквей. Важное место в жизни лютеранских церквей занимают социальное служение и благотворительность, в т. ч. осуществляемые совместно с представителями других протестантских деноминаций.
Лютеранство в России
Первые лютеране — шведы, финны, немцы, датчане — появились в России в XVI веке (первая кирха была открыта в Москве в 1576 году). Это были главным образом врачи, ремесленники, купцы, военные. Численность лютеран в России росла также в результате присоединения к ней территорий со значительным лютеранским населением. В результате Северной войны 1700-1721 годов в России появилось лютеранство как скандинавской (финны и шведы Ингерманландии), так и германской (немцы, эстонцы, латыши Эстляндии и Лифляндии) традиций. В 1703 году в Санкт-Петербурге был организован шведско-финский приход Св. Марии, который со временем стал центром лютеранства скандинавской традиции в России и является таковым доныне. Немецкую традицию усилили переселенцы, приглашённые императрицей Екатериной II в Поволжье и в южные губернии, скандинавскую традицию — присоединение Финляндии (1743, 1808-1809). Лютеранские приходы в России были совершенно независимыми до 1832 года, когда все они (за исключением Великого княжества Финляндского и Царства Польского) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России. Согласно её уставу, главой Церкви являлся российский император. Лютеране — главным образом остзейские немцы — составляли значительную часть политической, военной и культурной элиты Российской империи. В 1914 году в России, не считая Прибалтики, Финляндии и Польши, было не менее 234 лютеранских общин.
В 1919 году от Евангелическо-лютеранской церкви отделились ингерманландские приходы, которые в 1923 году образовали Финскую евангелическо-лютеранскую церковь. В 1920 году немецкая Евангелическо-лютеранская церковь выработала «Временные постановления» о самоуправлении евангелическо-лютеранских общин в России. В 1924 году её Генеральный синод принял Основной закон, регламентирующий деятельность Церкви, получившей название Евангелическо-лютеранская церковь Советского Союза. В 1937 году большинство финнов-ингерманландцев было выслано из Ленинградской области в Среднюю Азию, Сибирь и Казахстан. В результате репрессий в 1938 году всякая деятельность лютеранских церковных структур в СССР прекратилась. Однако с присоединением Прибалтики (лето 1940) в пределах СССР оказались лютеранские церкви Эстонии и Латвии. В августе 1941 года власти осуществили насильственную депортацию российских немцев, значительное число которых составляли лютеране. До 1980-х годов функционировали небольшие немецкие лютеранские общины в местах ссылки, часто не имевшие пасторов и не поддерживавшие контактов с единоверцами за рубежом. В 1980 году советская власть признала существование лютеранских «братских общин» и разрешила создание немецко-лютеранского пробства в составе Евангелическо-лютеранской церкви Латвии. В 1988 году созван Генеральный синод немецкой лютеранской церкви, на котором учреждена Немецкая евангелическо-лютеранская церковь (НЕЛЦ) СССР. После 1991 года НЕЛЦ стала формально самостоятельной, фактически находясь в зависимости от Евангелическо-лютеранской церкви Германии. В 1994 году она получила наименование Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ). Удаление из её названия определения «немецкая» подчёркивало, что отныне ЕЛЦ ориентируется в своей пасторской деятельности не только на российских немцев.
В конце 1950-х годах большинство финнов-ингерманландцев сумело вернуться в Ленинградскую область. В Нарве и Петрозаводске были созданы приходы Эстонской церкви с богослужением на финском языке. В 1977 году зарегистрирована община в городе Пушкин. С распадом СССР Ингерманландская лютеранская церковь — Церковь Ингрии стала самостоятельной (1 января 1992). С начала 1990-х годов немецкие и финские лютеране стали активно помогать своим единоверцам в России.
Помимо Церкви Ингрии, консервативное лютеранство в России представляет Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (СЕЛЦ), приходы которой (в Новосибирске, Барнауле и др.) создавались в составе Эстонской лютеранской церкви. В мае 2003 года СЕЛЦ стала автокефальной.
Особенности вероучения
Основные принципы лютеранства и протестантизма в целом сводятся к трем положениям: исключительный авторитет Священного Писания, поскольку только через Слово Божие человек приходит к вере; достижение спасения личной верой; священство всех верующих (ср. 1 Пет. 2:9) как отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека.
Понимание Пресвятой Троицы, Иисуса Христа как Сына Божия, рождённого от Девы Марии, учение о рае и аде в лютеранстве совпадают с общехристианскими взглядами (католическое учение о чистилище отвергается). В лютеранстве делается акцент на искупительном подвиге Иисуса Христа. Лютеране придерживаются традиционного для западного христианства учения об исхождении Святого Духа (c Filioque). Лютеранство признаёт учение о предопределении к спасению, но, в отличие от кальвинизма, отвергает предопределение к осуждению. Полностью отрицается в лютеранской теологии участие свободной воли человека в спасении: спасение — дар Бога, который ничем нельзя заслужить — ни аскезой, ни молитвой, ни добрыми делами, т. е. принимается принцип Божия монергизма (в отличие от православного синергизма — признания соработничества Бога и человека в деле спасения человека). Специфически лютеранским, хотя и восходящим к полемике блж. Августина с Пелагием (см. Пелагианство), является разделение всего содержания Библии на Закон (то, что Бог требует от людей) и Евангелие (то, что Бог обещает людям).
Из таинств признаются крещение и Евхаристия (Вечеря Господня, Таинство алтаря). Аугсбургское исповедание рассматривает исповедь и отпущение грехов как таинство, но ныне большинство лютеран относят исповедь к обрядам. Крещение обычно совершается над младенцами и воспринимается как «спасительная работа Бога», который через ниспосылаемую Им благодать творит в принимающих крещение спасительную веру. В крещении люди омываются от грехов, отвращаются от смерти и дьявола и получают вечное спасение в дар от Бога. Крещение обычно совершается обливанием или окроплением, но может производиться и троекратным полным погружением. Согласно лютеранской трактовке Евхаристии, хлеб и вино, становясь истинными Телом и Кровью Христа, вместе с тем сохраняют свою сущность, а не только акциденции (т. о., отвергается учение о пресуществлении). В отличие от цвинглиан, лютеране категорически отвергают представление о том, что Вечеря Господня имеет только символическое или «воспоминательное» значение. В одних лютеранских церквах Евхаристия совершается почти еженедельно, в других — один раз в 2-3 месяца, в третьих — лишь один раз в году, в Великую пятницу. В отличие от католической практики, в лютеранстве причащение всех верующих происходит Телом и Кровью Христовыми, что было введено ещё Лютером. Конфирмация, ординация (рукоположение), брак и елеосвящение рассматриваются обычно как обряды (количество таинств в лютеранстве не фиксируется).
Пасторы во многих лютеранских церквах избираются и остаются в сане пожизненно. Кандидаты в пасторы должны иметь специальное образование и призвание к служению. В конце XX — начале XXI века в либеральных лютеранских церквах распространилась практика рукоположения в пасторы женщин, а затем — и возведения их в епископское достоинство. В России единственной протестантской Церковью (помимо методистов), признающей женское священство, является ЕЛЦ. В наиболее либеральных лютеранских сообществах получила распространение практика благословения т. н. однополых браков. В 2005 году после решения Евангелическо-лютеранской церкви Швеции о допустимости таких благословений ряд консервативных пасторов вышли из подчинения архиепископа церкви Швеции; Русская Православная Церковь разорвала все контакты с этой организацией.
В лютеранстве отсутствует единый тип церковной организации: в различных церквах присутствуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы. Главами церквей могут быть архиепископы, епископы, генеральные суперинтенданты или президенты. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Каждая Церковь создаёт своё каноническое право, но не считает его единственно верным и толерантно относится к каноническому праву других церквей.
Богослужебная практика
В литургии центральное место отводится Евхаристии (если она совершается в этот день), но важна и проповедь Слова Божия. Поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания, строго определённые на каждый день. Значительная часть службы отводится общему хоровому пению. Богослужение совершается на национальных языках. В соответствии с принципом оправдания только верой отвергаются церковные молитвы за умерших и не признаётся возможность заступничества святых перед Богом. Во время богослужения возжигаются свечи, иногда используется ладан. Пасторы и епископы надевают особые облачения (в скандинавских церквах облачения священнослужителей очень близки к католическим). В церкви имеется алтарь, одобряется наличие живописных изображений. Поклонение мощам и иконам отвергается. Использование в лютеранской литургии орга́на лежит в основе связанной с лютеранством богатейшей музыкальной традиции (И. С. Бах и др.).
Литература
- Бецольд Ф. фон. История реформации в Германии. СПб., 1980. Т. 1-2
- Терентьев Н.Д. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910
- Grundmann S. Der Lutherische Weltbund; Grundlagen, Herkunft, Aufbau. Köln, 1957
- Swihart A.K. Luther and the Lutheran Church 1483-1960. N.Y., 1960
- Bergendoff C. The Church of the Lutheran Reformation. Saint Louis, 1967
- Bachmann E.T., Bachmann M.B. The United Lutheran Church in America, 1918-1962. Minneapolis, 1997
- Хемниц М. Ключевые вопросы богословия. Минск, 1999-2003. Т. 1-2
- Зигберт Б. Немудрое Божие. Место разума в богословии М. Лютера. М., 2000
- Колб Р. Христианская вера. М., 2000
- Петренко В.И. Богословие икон: Протестантская точка зрения. СПб., 2000
- Todd M. Authority vested: a story of identity and change in the Lutheran Church-Missouri Synod. Grand Rapids, 2000
- Курило О.В. Лютеране в России: XVI-XX вв. М., 2002
- Сааринен Р. Вера и святость. Лютеранско-православный диалог, 1959-2002 гг. М.; Краснодар, 2003 [1]
Использованные материалы
- Сперанская Е. С. «Лютеранство» // Большая российская энциклопедия (БРЭ)
- https://bigenc.ru/religious_studies/text/5299404
[1] Список литературы в Энциклопедии Всемирная история, https://w.histrf.ru/articles/article/show/liutieranstvo
Тест по теме начало реформации европе. Тест. Начало реформации в европе. А12. В этой стране распространился кальвинизм? А) Швеция Б) Дания В) Испания Г) Швейцария А13. При правлении которого монарха в Англии началась Реформация? А) Генриха VIII В) Марии
РЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ (1 ВАРИАНТ)
- Движение за переустройство церкви называлось
1.реформа 3.контрреформация
2.реформация 4.революция.
2. Родиной Реформации принято считать
1. Англию 3.Италию
2.Францию 4.Германию
3. Одной из причин Реформации является:
1.невежество священнослужителей 3.политика королей
2.изменения в обществе 4.взгляды деятелей эпохи Возрождения.
4. Чье учение явилось катализатором Реформации
1. Томаса Мюнцера 3.Жана Кальвина
5. Как называлась работа Мартина Лютера, в основе которой лежали возражения против торговли индульгенциями
1. «12 статей» 3. «95 тезисов»
2. «Общество Иисуса» 4. «Новая церковь»
6. Что лежало в основе учения М.Лютера:
1. вера — основа спасения человека
2. основа церковного вероучения – Священное писание
3. богослужение на родном язык
4. верно все перечисленное выше.
7.С какого года началась Реформация.
1.1515г. 3.1555г.
2. 1517 г. 4. 1530 г.
8. Кто возглавил крестьянскую войну в Германии в период Реформации.
2.Томас Мюнцер 4.Игнатий Лоййола
9. Кто такой протестант
1.участник Крестьянской войны в Германии
2.сторонник Лютера
3.сторонник Реформации
4. верно 2 и 3.
10. Какая церковь была образована в Швейцарии
1.католическая 3.кальвинистская (просветирианская)
2.лютеранская 4.православная.
11. Кто возглавил общество иезуитов в борьбе с протестантами в период Реформации
А1. «Женевский Папа» А) Мартин Лютер В) Жан Кальвин Б) Томас Мюнцер Г) Игнатий Лойола А1. Что такое Реформация?А) движение за переустройство католической церкви
Б) движение за объединение католической и православной церквиВ) движение за укрепление католической церкви
Г) движение против протестантов
А2. Укажите страну, в которой Реформация проводилась «сверху»: А) Германия В) Англия Б) Швейцария Г) Франция А2. В какой стране впервые началось реформационное движение? А) Франция В) Англия
Б) Германия Г) Швейцария
А3. Период Реформации церкви в Европе пришелся на А) XV в. В) XVII в. Б) XVI в. Г) XIV в. А3. Господствующая религия в Европе до начала распространения протестантизма… А) православие В) буддизм
Б) католицизм Г) иудаизм
А4. Документ, который свидетельствовал об отпущении грехов, продаваемый католический церковью, именовался А) эдиктом В) аутодафе Б) индульгенцией Г) «95 тезисов» А4. Началом Реформации в Германии считаетсяА) выступление Мартина Лютера против продажи индульгенций
Б) крестьянская войнаВ) выступления гуманистов против католической церкви
Г) суд в Вормсе над Лютером
А5. Сторонников нового вероучения называли в XVI в. А) сектантами В) протестантами Б) анабаптистами Г) католиками А5. Основателем ордена иезуитов был? А) Игнатий Лойола В) Св. ФранцискБ) Доминик Гусман Г) Бенедикт XIII
А6.Создателем нового христианского вероучения в Швейцарии в период Реформации стал А) Мартин Лютер В) Игнатий Лойола Б) Жан Кальвин Г) Томас Кромвель А6. Орден иезуитов возник в…А) 1530 г. Б) 1540 г.
В) 1550 г. Г) 1545 г.
А7. Крестьянская война в Германии А) 1524-1526 гг. Б) 1523-1525 гг. В) 1524-1525 гг. Г) 1520-1525 гг. А7. Решающее сражение между английским флотом и «Непобедимой армадой» Испании произошло в. ..А) 1566 году В) 1588 году
Б) 1577 году Г) 1599 году
А8. Иезуиты – это: А) сторонники реформации в Германии Б) направление пресвитерианской церкви В) личная охрана Папы Римского Г) орден для борьбы с протестантами А8. Законы, вошедшие в историю Англии как «кровавое законодательство», были направлены против:А) протестантов В) католиков
Б) бродяг и нищи Г) грабителей и убийц
А9. Кальвинистская церковь признавала… А) крещение и венчание Б) крещение и причастие В) крещение и отпеваниеА9. Реформацию в Англии называют королевской, потому что:
А) Английский парламент вынудил первого короля из династии Тюдоров подписать акт о реформе церкви
Б) Генрих VIII провел в стране реформу церкви, так как без этого парламент не соглашался признать его королем
В) Генрих VIII провел реформу церкви по личной инициативе
А10. Сторонников Реформации в Швейцарии называли. .. А) католики В) гугеноты Б) лютеране Г) пресвитериане
А10. Когда были вывешены 95 тезисов Мартина Лютера? А) 1517 г. В) 1519 г.Б) 1518 г. Г) 1520
А11. Кто перевел Библию на немецкий язык? А) Лютер Б) Цвингли В) Мюнцер Г) Эразм Роттердамский А11. Английских протестантов называли…А) пресвитериане В) лютеране
Б) пуритане Г) гугеноты
А12. В каком году Генрих VIII провозгласил себя главой католической церкви? А) 1528 г. В) 1541 г. Б) 1534 г. Г) 1555 г. А12. В этой стране распространился кальвинизм?А) Швеция Б) Дания
В) Испания Г) Швейцария
А13. При правлении которого монарха в Англии началась Реформация? А) Генриха VIII В) Марии Католической Б) Эдуарда VI Г) Елизаветы I А13. Против чего были направлены «95 тезисов» Мартина Лютера? А) против индульгенции Б) против
церковной десятиныВ) против папства Г) против инквизиции
А) Гибель «Непобедимой армады» Б) Начало Реформации в Англии В) Начало правления Елизаветы I Тюдор
В1. Расставьте события в хронологической последовательности: А) Нантский эдиктБ) Варфоломеевская ночь
В) Разгром Непобедимой армады
В2. Соотнесите дату и событие:
А) 1588 г. 1) подписание Нантского эдикта
Б) 1534 г. 2) разгром Непобедимой армады
В) 1598 г. 3) «Варфоломеевская ночь»
4) главой Английской церкви объявлялся король
Записать только цифры по-порядку
В3. Соотнесите названия А) лютеране 1) Англия Б) кальвинисты (пресвитериане) 2) Франция В) пуритане 3) Германия Г) гугеноты 4) Швейцария
В3. Соотнесите представителей протестантизма и страну их деятельностиА) Жан Кальвин 1
) Англи яБ) Мартин Лютер 2)
Франци яВ) Генрих VIII и Елизавета I 3)
Герман ияГ) адмирал Колиньи и король Наварский Генрих Бурбон 4)
Швейцария1 вариант.
1.
1) подписание Нантского эдикта 2) Аугсбургский мир 3) Варфоломеевская ночь
2.
А) Нантский эдикт Б) король становится главой церкви в Англии
В) Варфоломеевская ночь Г) Начало Реформации в Европе
1) 1517 2) 1534 3) 1572 4) 1588 5) 1598
3. двух
1) лютеране 2) конкиста 3) монастырь 4) пастор 5) абсолютизм 6) джентри
4.
Движение за переустройство католической церкви, охватившее Европу — ______________.
5.
А) религиозная война Б) реформы Елизаветы I В) реформация в Германии Г) реформы Ришелье
1) снарядил эскадру 2) англиканская церковь – государственная 3) «95 тезисов» 4) разгон «еретиков» в Васси 5) закончил войну с Испанией
6. Продолжите предложения. Запишите только пропущенное слово.
1.Реформация в Германии началась с того, что 31 октября 1517г. Мартин Лютер прибил на дверях
университетской церкви Виттенберга документ — _____________.
2. Церковь, основанная на учении Лютера, стала называться ______________.
3. С 1524 по 1525г. вся Германия была охвачена восстанием, получившим название ___________________.
4. Сторонников реформации церкви стали именовать _____________.
7. Каковы основные идеи М. Лютера
1) Богослужение должно вестись на латинском языке.
2) Человек сам несет ответственность за свои поступки.
3) Церковь должна подчиняться папе римскому, а не светским владыкам.
4) Церковь не является посредником между человеком и Богом.
5) Милость Бога не зависит от заслуг человека.
6) Церковь должна быть дешёвой и отказаться от владения землями и большим имуществом.
7) Монашество должно развиваться.
8.
Проверочная работа по теме «Реформация и Контрреформация в Европе»
2вариант.
1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры в правильной последовательности.
1) подписание Нантского эдикта 2) Начало Реформации в Европе 3) Варфоломеевская ночь
2. Установите соответствие между событиями и годами:
А) Нантский эдикт Б) Создание «Общества Иисуса»
В) снаряжение Непобедимой армады Г) Аугсбургский мир
1) 1517 2) 1540 3) 1572 4) 1588 5) 1598
3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух , относятся к событиям периода Реформации и Контрреформации.
1) мануфактура 2) иезуиты 3) монастырь 4) билль 5) абсолютизм 6) пуритане
4. Запишите термин, о котором идет речь:
Убежденные протестанты, стремившиеся очистить англиканскую церковь от остатков католичества — ______________.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям). К букве подберите нужную цифру.
А) религиозная война Б) реформы Генриха IV
В) правление Марии Католической Г) реформы Генриха VIII
1) снарядил эскадру 2) англиканская церковь – государственная
3) создана специальная комиссия для искоренения ересей 4) Варфоломеевская ночь 5) закончил войну с Испанией
6) лишил церковь ее богатств
6. Продолжите предложения.
1) На основании Аугсбурского религиозного мира в Германии признавались два христианских вероучения ____________________.
2) Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался __________.
3) Всех протестантов папа римский объявил_________.
4) Мощным орудием в борьбе против Реформации стал утвержденный папой новый монашеский орден ____________.
7. Каковы основные идеи Ж. Кальвина.
1) Успех в делах — знак избранности Богом.
2) Человек должен упорно работать и добиваться успеха.
3) Все имущество должно быть общим.
4) Судьба человека предопределена Богом.
5) Необходимо повиноваться распоряжениям папы римского.
6) Обогащение, накопительство, предпринимательская деятельность -благородное дело.
7) Праздность, стремление к роскоши, расточительство – важнейшие ценности.
8. Заполните таблицу. «Реформация в Европе».
Вывод: (запишите, что общего в процессе Реформации этих стран)
Ответы.
АБВГ
5231
АБВГ
5241
Реформация
Пуритане
АБВГ
4236
АБВГ
4536
1.95 тезисов
2.лютеранской
3.крестьянская война
4.протестанты
1.католичество и протестантизм
2.князь
3.еретики
4.общество Иисуса
2456
1246
Линии сравнения
Германия
Англия
Франция
Сторонники Реформации
лютеране
пуритане
гугеноты
На чье учение опирались
Мартина Лютера
Жана Кальвина
Жана Кальвина
Как осуществлялась Реформация
«снизу»
«сверху»
Все слои общества
Результат (чему способствовала)
Каждый князь выбирал свою веру, тем самым религиозный мир закрепил процесс политической раздробленности, затормозив процесс создания единого национального государства.
Помогла укреплению абсолютной королевской власти. Государство стало экономически сильнее, морская держава.
Религиозные войны. Участие приняли дворяне и горожане. Создана абсолютная монархия и введена веротерпимость. Сильнейшее государство континентальной Европы.
Вывод. Реформация привела к формированию сильной королевской власти, за исключением Германии. Позиции Англии и Франции усилились.
Реформация и Контрреформация
Выберите правильный ответ
г) церковь стала дешевле
А) «Молись и работай!»
Выберите правильные ответы Д) дорогие обряды
1) священник Томас Мюнцер
Реформация и Контрреформация
Выберите правильный ответ
- Сторонников Реформации в Германии называли:
А) протестантами б) пуританами в) гугенотами г) иезуитами
- В результате распространения Реформации в Германии:
а) сложилось единое национальное государство б) были уничтожены феодальные порядки в) установилась пресвитерианская церковь г) церковь стала дешевле
- В результате распространения Реформации в Швейцарии
А) ускорилось развития капитализма Б) укрепилась католическая церковь В) упрочилась абсолютная монархия Г) церковь была отделена от государства
- Главный лозунг кальвинистской церкви:
А) «Молись и работай!» Б) «Чья страна, того и вера!» В) «Власть должна быть отдана простому народу!» Г) «Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров!»
- Слова: «…Мы обещаем всегда, без промедления и беззаветно повиноваться всему, что прикажут нам нынешний и будущий папа, насколько это послужит для блага души и для распространения религии», — содержатся в документе:
А) «Аугсбургский религиозный мир» Б) воззвание Мартина Лютера
В) Устав ордена иезуитов Г) «12 статей»
Выберите правильные ответы
- Слои населения Германии, выступавшие за Реформацию:
А) духовенство б) горожане в) крестьяне г) монахи д) князья
- Причины, вызвавшие недовольство католической церковью:
А) строительство новых храмов Б) уплата церковной десятины В) обязанность верить в Бога Г) продажа индульгенций Д) дорогие обряды
- Установите правильное соответствие между деятелем его взглядами:
1) священник Томас Мюнцер
Тест Новая история 7 класс. Тема: «Реформация в Европе»
1 вариант
1. Движение за переустройство церкви называлось: а) реформа б) реформация в) контрреформация
Г) революция
3. Какая церковь была образована в Швейцарии: а) лютеранская б) пресвитерианская в) католическая
г) православная
4. Сторонников реформации в Германии называли: а) пресвитериане б) лютеране в) гугеноты г) католики
5. Особенностью Реформации в Англии было: а) безболезненный процесс б) религиозные войны
в) Реформацию осуществил король
6. Церковный суд, созданный для борьбы с еретиками назывался: а) индульгенция б) орден иезуитов
в) инквизиция г) собор
7. Среди названных церквей к числу протестантских относятся: а) англиканская б) пресвитерианская
8 Кто из перечисленных личностей защищал католичество: а) Жан Кальвин б) Генрих VIII
В) Мария Тюдор г) Елизавета I
9. Жан Кальвин требовал от людей: а) уплаты десятины б) покупки индульгенции в) трудолюбия и скромности
г) «слепой» веры церкви
10. Индульгенция – это: а) положение, принимаемое за непреложную истину б) список запрещенных католической церковью книг в) документ, который выдавался сторонникам Реформации и отпускал все грехи
г) папская грамота, за покупку которой отпускались все грехи
11. Орден иезуитов был создан: а) М. Лютером б) Ж. Кальвином в) И. Лойолой г) Ф. Дрейком
2 вариант
1. Протестант — это: а) участник крестьянской войны в Германии б) сторонник Лютера в) сторонник реформации церкви
2. Какая церковь была образована в Германии: а) лютеранская б) пресвитерианская в) католическая
г) православная
3. Чье учение явилось катализатором Реформации: а) Томас Мюнцер б) Жан Кальвин в) Мартин Лютер
г) Игнатий Лойола
4. Сторонников реформации во Франции называли: а) пресвитериане б) лютеране в) гугеноты г) католики
5. Реформацию в Англии начал: а) кардинал Ришелье б) Генрих VIII в) Карл IX г) Генрих IV
6. Особенностью Реформации во Франции было: а) мирный процесс б) кровопролитные религиозные войны в) Реформацию осуществил король
7. Среди названных церквей к числу протестантских не относится: а) англиканская б) кальвинистская
в) лютеранская г) католическая
8. Нантский эдикт утверждал: а) господство католичества б) господство протестантизма в) равноправие католиков и протестантов
9. Еретиками в средние века назывались: а) противники господствующего вероучения б) представители культуры Возрождения в) участники Крестовых походов г) гуманисты
10. Для борьбы с Реформацией папа Павел III: а) утвердил орден иезуитов б) реорганизовал римскую инквизицию в) заключил Нантский эдикт г) созвал Тридентский собор
11. Главой католической церкви является: а) патриарх б) папа в) пресвитер г) кардинал
Ответы:
1 вариант
1 б 2 г 3 б 4 б 5 в 6 в 7 а, б, в 8 в 9 в 10 г 11 в
2 вариант
1 в 2 а 3 в 4 в 5 б 6 б 7 г 8 в 9 а 10 а 11 б
Reformation 500: 50 Фигурки Reformation
Поскольку мы отмечаем 500 годовщину Реформации, Living Lutheran исследует 500 ее уникальных аспектов, продолжая нашу серию в этом месяце с 50 фигурками Реформации.
1Джон Уиклиф (ок. 1329 -1384)
Уиклиф, которого часто называют «утренней звездой Реформации», был английским богословом, первым переведшим Библию. на английский. Он отверг папскую власть и считается главным предшественником Реформации.
2Ян Гус (ок. 1369-1415)
Под влиянием Уиклифа Гус был чешским священником, выступавшим за церковную реформу. Он был сожжен на костре после того, как был осужден за ересь, развязавшую гуситские войны, в которых его последователи восстали против римско-католических правителей.
3Иероним Пражский (ок. 1379-1416)
Один из центральных последователей Гуса, Иероним был чешским теологом, стремившимся к радикальным, всеобъемлющим церковным реформам. Он был сожжен на костре за ересь на Констанцском соборе.
4Иоганн Гутенберг (ок. 1398-1468)
Изобретатель печати с подвижным шрифтом в Европе, Гутенберг начал печатную революцию, сыгравшую ключевую роль в Реформации, распространяя печатные работы, посвященные идеям Реформации. по всей Европе.
5Вессель Гансфорт (1419-1489)
Прозванный «реформатором до Реформации», Гансфорт был голландским теологом и ранним гуманистом, чьи работы вдохновили Мартина Лютера и Хульдриха Цвингли. Он был сторонником многих позиций, укоренившихся в Реформации.
6Джироламо Савонарола (1452-1498)
Итальянский монах-доминиканец Савонарола осудил клерикальную коррупцию. Когда Медичи были свергнуты в 1494 году, Савонарола стал лидером Флоренции, способствуя развитию республики. Он был отлучен от церкви и казнен за ересь, но его труды повлияли на Лютера и других более поздних реформаторов.
78Мартин Лютер (1483-1546)
Лютер стремился провести многие из тех же реформ, за которые ранее выступали другие, в том числе один из его героев, Гус. Но именно немецкий монах привел в движение ряд событий, которые изменили западную цивилизацию.
Иоганн фон Штаупиц (ок. 1460-1524)
Викарий ордена августинцев в Виттенбергском университете фон Штаупиц руководил молодым Лютером во время трудного духовного сезона. Хотя сам фон Штаупиц не был реформатором, его акцент на Божьей благодати сильно повлиял на Лютера.
9Huldrych Zwingli (1484-1531)
Центральная фигура-основатель швейцарской Реформации, Цвингли был священником, который возглавлял союз реформированных кантонов Швейцарской Конфедерации против римско-католических кантонов. Цвингли был убит в бою, но Цюрих остался протестантским городом.
10Дезидериус Эразм (1469-1536)
Голландский гуманист и священник, греческий перевод Нового Завета Эразмом способствовал Реформации. Хотя он критиковал папство, он также отвергал многие идеи Лютера.
11Иоганн Эколампадиус (1482-1531)
Немецкий гуманист и проповедник Эколампадиус работал с Цвингли и Эразмом над распространением идей Реформации в Базеле, Швейцария. Его богословие позже особенно повлияло на Жана Кальвина.
12Андреас Карлштадт (1486-1541)
Этот немецкий теолог и профессор был одним из первых сторонников Лютера. В конце концов Карлштадт порвал с ним из-за желания настаивать на более радикальных реформах.
13Томас Кранмер (1486-1541)
Лидер английской Реформации, Кранмер был первым протестантским архиепископом Кентерберийским и архиепископом Кентерберийским. Он был сожжен на костре за ересь, но реформы, за которые он выступал, привели к образованию англиканской церкви.
14Т Хомас М Юнцер (ок. 1489-1525)
Крупный немецкий радикальный проповедник, теолог и реформатор, Мюнцер был лидером Крестьянского восстания 1525 года, во время которого он был схвачен, а затем предан суду и казнен.
1516Мартин Бусер (1491-1551)
Этот лидер Реформации из Страсбурга, Германия, постоянно работал над примирением разногласий между группами внутри Реформации. Он повлиял на лютеранство, кальвинизм и развитие англиканства.
W olfgang Capito (ок. 1478-1541)
Капитон был немецким священником, который стал центральным реформатором в Страсбурге. Как и Бусер, он стремился объединить различные группы в рамках движения Реформации.
17C Аспар Хедио (1494-1552)
Немецкий богослов и историк, Хедио работал с Буцером и Капитоном над реформаторскими усилиями в Страсбурге. Он стремился распространить Реформацию на недостигнутые территории.
18Катарина Шютц Целль (ок. 1497-1562)
Целль была реформатором из Страсбурга, которая выступала за право женщин на вступление в брак и писала евангельские брошюры о необходимости женщин вступать в брак . Она была одной из первых протестанток, вышедшей замуж за представителя духовенства.
19Филипп Меланхтон (1497-1560)
Широко известный как интеллектуальный и образовательный лидер лютеранской Реформации, Меланхтон опубликовал первый текст протестантского систематического богословия «Loci Communes. Он сменил Лютера на посту фактического лидера Реформации.
2021K атарина фон Бора (ок. 1499-1552)
Заинтересовавшись движением Реформации, фон Бора тайно сбежала из жизни монахини с помощью Лютера. В 1525 году она и Лютер поженились. Фон Бора управлял финансами семьи, в том числе имел дело с издателями Лютера.
Аргула фон Грумбах (ок. 1492-1554)
Первая женщина-богослов и автор Реформации, фон Грумбах была баварской дворянкой, публично выступавшей за Реформацию. Известно, что она бросила вызов преподавателям Ингольштадтского университета из-за наказания лютеранского студента.
22N иколаус фон Амсдорф (1483-1565)
Немецкий профессор фон Амсдорф был близким другом и большим сторонником Лютера. Он был известен своей строгой приверженностью богословию Лютера, что привело к спорам с Меланхтоном и Буцером, которых он считал компрометирующими убеждения Лютера.
23Йоханнес Бугенхаген (1485–1558)
Известный как «Второй апостол Севера», Бугенхаген был реформатором, помогавшим организовывать лютеранские церкви в северной Германии и Скандинавии. Он служил пастором Лютера в Виттенберге и пользовался уважением за свои организаторские способности.
24Генрих VIII (1491-1547)
Король Англии с 1509 по 1547 год, Генрих VIII инициировал английскую Реформацию из-за своего несогласия с папой по поводу попытки аннулировать его первый брак. Он стал верховным главой церкви в Англии после того, как парламент принял закон, ограничивающий папскую власть.
2526Уильям Тиндейл (ок. 1494-1536)
Английский ученый и теолог Тиндейл сделал один из первых английских переводов Библии. Он был осужден за ересь и казнен. Сообщается, что его последними словами были: «Господи! Откройте глаза королю Англии!»
Маргарита де Наварра (1492-1549)
Принцесса Франции и королева Наваррская де Наваррская поддержала Реформацию, финансово спонсируя работу реформаторов и предоставляя им убежище, когда они бежали от преследований.
27Жанна д’Альбре (1528-1572)
Дочь Маргариты Наваррской, д’Альбре была королевой Наварры с 1555 по 1572 год, а не сторонником Реформации. ее мать д’Альбре публично обратилась в протестантизм и стала центральным политическим лидером гугенотов.
28Мари Дентьер (ок. 1495-1561)
Бельгийская настоятельница, покинувшая свой монастырь после участия в Реформации. Дентьер была первой женщиной-богословом Женевской Реформации. Она подчеркнула необходимость того, чтобы женщины играли более важную роль в церкви.
29Иоахим Вадиан (1484-1551)
Союзник Цвингли, швейцарский гуманист Вадиан стал мэром Санкт-Галлена, Швейцария, в 1526 году и обратил город в протестантизм.
30Ганс Таузен (1494-1561)
Известный как «датский Лютер», Таузен был монахом, который учился у Лютера до того, как возглавил Реформацию в Дании. После успеха Реформации он был назначен епископом Рибе.
31Лаврентий Петри (1499-1573)
Вместе со своим братом Олаусом Петри был лидером Реформации в Швеции. Он служил первым евангелическим лютеранским архиепископом Швеции и в первую очередь отвечал за первый перевод Библии на шведский язык.
3233J Ласки (1499-1560)
Польский священник, ставший реформатором, Лански находился под сильным влиянием Цвингли и стал лидером кальвинистской Реформации.
Менно Симонс (1496-1561)
Голландский священник, который стал центральным лидером анабаптистов и сторонником этического христианства, Саймонс был пацифистом-реформатором, чьи последователи сформировали меннонитскую церковь.
34Петр Мученик Вермильи (1499-1562)
Итальянский аббат, ставший лидером Реформации, Вермильи бежал в протестантскую Северную Европу, где стал профессором. Он порвал с Лютером из-за взглядов на евхаристию, повлияв на реформатскую традицию.
35Конрад Гребель (1498-1526)
Соучредитель движения «Швейцарские братья», Гребель был последователем Цвингли, который отказался от более радикальных позиций. Он совершил первое крещение взрослых Реформации.
36Генрих Буллингер (1504-1575)
После Цвингли Буллингер был избран главой Цюрихской церкви. Там, где Буллингеру и Лютеру не удалось объединиться из-за разногласий, связанных с Вечерей Господней, он и Джон Кальвин пришли к соглашению, положив начало реформатской традиции.
3738Джон Кальвин (1509-1564)
Наиболее выдающаяся фигура второго поколения Реформации, французский богослов Кальвин работал над реформированием церкви в Женеве, Швейцария. Его «Институты христианской религии» помогли сформировать основу кальвинизма или реформатской традиции.
Пьер Вире (1511-1571)
Один из ближайших друзей Кальвина, Вире был пастором в Лозанне, Швейцария, где он основал первую реформатскую академию в городе. Во многом благодаря усилиям Вире Лозанна стала второй после Женевы тренировочной площадкой для реформатских проповедников.
39Уильям Фарель (1489-1565)
Известный в Реформации как «Илия Альпийский», Фарель был французским евангелистом, основавшим реформатскую церковь во франкоязычных кантонах Швейцарии. Известно, что он убедил Кальвина возглавить движение Реформации в Женеве.
40Михаил Сервет (ок. 1511-1553)
Испанский врач и теолог, Сервет участвовал в Реформации, но в конечном итоге разработал богословие нетринитарного христианства, что вызвало осуждение как протестантов, так и католиков . Он был сожжен на костре за ересь кальвинистами в Женеве.
41Джон Нокс (ок. 1513-1572)
Лидер шотландской Реформации, Нокс был священником, опиравшимся на принципы Кальвина. Он руководил созданием конституции и литургии шотландской реформатской церкви, что привело к созданию пресвитерианской церкви Шотландии.
4 2G eorge Wishart (1513-1546)
Уишарт был шотландским священником, который популяризировал учения Реформации, в частности, учения Кальливинга и Злювинга в Шотландии. Хотя Уишарт был сожжен на костре за ересь, его мученическая смерть побудила Нокса и других распространить движение.
43Аонио Палеарио (1500-1570)
Под влиянием Эразма этот итальянский гуманист выступал за примат Писания над традицией. Автор «Выгоды смерти Христа» Палеарио был судим и казнен за ересь в Риме.
44Лукас Кранах Старший (1472-1553)
Один из самых влиятельных немецких художников 16 -го -го века, Кранах был другом Лютера и писал придворные портреты, портреты и алтарные образы Лютера. реформаторы. Он стремился распространять лютеранские идеи через свою работу.
45Юстус Йонас (1493-1555)
Теолог, профессор и автор гимнов, Йонас был коллегой Лютера и соавтором Аугсбургского исповедания. Он перевел латинские сочинения Лютера и Меланхтона на немецкий язык.
4647Мартин Хемниц (1522-1586)
Хемниц, немецкий реформатор во втором поколении, стремившийся объединить лютеранскую церковь, был известен как «Второй Мартин». Он служил суперинтендантом церквей Брауншвейга.
Матиас Флаций Иллирик (1520-1575)
Пионер герменевтики и церковной истории, хорватский богослов Иллирик вызвал раскол внутри лютеранства, нодиафоризм, аханизм, приняв более консервативные взгляды .
48PRIMO ž TRUBAR (1508-1586)
Автор первой принципиальной книги на языке Слайки, а также сол. основатель и первый суперинтендант протестантской церкви герцогства Карниола.
49Теодор Беза (1519-1605)
Французский богослов Беза был преемником Кальвина на посту лидера Реформации в Женеве. Вместе с Кальвином он стал соучредителем Женевской академии, тренировочной площадки кальвинистов.
50Йиржи Тржановский (1592-1637)
Тржановский, «славянский Лютер», был лютеранским священником, автором гимнов и профессором из Чешининга Силезии, который стал основоположником церкви.
Джон Поттер
Джон Г. Поттер является редактором контента Living Lutheran .
Подробнее:
Реформация, голоса веры Мартин Лютер, Реформация 500, Список Реформации 500, ресурсы
Через пять веков после Реформации католико-протестантское разделение в Западной Европе исчезло
Папа Бенедикт XVI обнимается с архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом (слева) в лондонском Вестминстерском аббатстве во время вечерней молитвы в сентябре 2010 года. (Richard Pohle/WPA Pool/ Getty Images)В то время как протестанты готовятся к празднованию 500-летия Реформации, новое исследование исследовательского центра Pew Research Center показало, что среди католиков и протестантов в Западной Европе преобладает мнение, что они больше похожи в религиозном отношении, чем различаются. И на континенте, который когда-то был свидетелем долгих и кровавых религиозных войн, и протестанты, и католики теперь в подавляющем большинстве выражают готовность принять друг друга как соседей и даже как членов семьи.
Опрос также показывает, что один из главных богословских споров протестантской Реформации больше не разделяет рядовых католиков и протестантов в Западной Европе. Сегодня большинство или множество представителей обеих групп говорят, что для того, чтобы попасть на небеса, необходима вера и добрых дел – традиционная католическая позиция. Меньше людей говорят, что одна только вера (на латыни sola fide ) ведет к спасению, позиция, которую Мартин Лютер сделал центральным объединяющим лозунгом протестантских реформаторов 16-го века.
Тем не менее, между двумя христианскими традициями остаются различия. Географически протестанты по-прежнему сосредоточены на севере, а католики — на юге Европы. Во многих странах значительное меньшинство как католиков, так и протестантов (примерно четыре из десяти или более католиков в Соединенном Королевстве, Ирландии, Италии и Франции и сопоставимые доли протестантов в Швейцарии и Великобритании) говорят, что эти две группы более религиозны. чем они похожи. А протестанты и католики, которые считают религию важной в своей жизни, с большей вероятностью займут традиционную позицию своей церкви в отношении спасения по сравнению с теми, кто считает, что религия менее важна.
Это одни из основных результатов нового опроса, проведенного исследовательским центром Pew Research Center среди 24 599 взрослых в 15 странах Западной Европы с апреля по август 2017 года посредством телефонных интервью как с мобильных, так и со стационарных телефонов. Исследование, финансируемое благотворительными фондами Pew Charitable Trusts и Фондом Джона Темплтона, является частью более масштабных усилий исследовательского центра Pew Research Center, направленных на изучение религиозных изменений и их влияния на общества во всем мире. Ранее Центр проводил религиозные исследования в странах Африки к югу от Сахары; регион Ближнего Востока-Северной Африки и многие другие страны с большим мусульманским населением; Латинская Америка и Карибский бассейн; Израиль; Центральная и Восточная Европа; и Соединенные Штаты.
Новые опросы являются репрезентативными на национальном уровне, с выборкой примерно 1500 или более респондентов в каждой стране, что позволяет исследователям анализировать мнения католиков в 11 странах и протестантов в восьми странах.
Исследовательский центр Пью также спросил католиков и протестантов в США об их мнении по вопросам, связанным с протестантской Реформацией, в том числе по нескольким вопросам, которые задавались и в Западной Европе. С результатами опроса в США можно ознакомиться здесь.
В Западной Европе лишь немногие страны имеют равномерную смесь протестантов и католиков.
Примерно через пять столетий после разрыва между протестантизмом и католицизмом Западная Европа по-прежнему в основном состоит из стран, население которых либо преимущественно католическое, либо преимущественно протестантское.
Католики составляют самую большую группу в девяти исследованных странах, в основном на юге. Протестанты являются крупнейшей религиозной группой в пяти странах, все на севере.
Германия, где Лютер жил и написал список из 95 богословских положений, публикация которых в 1517 году является событием, которое многие протестанты отмечают как начало Реформации, на 42% католическая, на 28% протестантская и на 24% не принадлежащая к какой-либо религии. Но даже Германия более однородна в религиозном отношении на региональном уровне, с большим количеством протестантов на севере, католиков на юге и людей без религиозной принадлежности на востоке. (Подробнее о Реформации см. на этой врезке.)
Многие европейцы отождествляют себя с отдельными течениями протестантского христианства, а не с протестантизмом в целом. Например, в скандинавских странах большинство протестантов идентифицируют себя как лютеране, в то время как в Великобритании большинство идентифицируют себя как англикане (или англиканская церковь). Англиканцы иногда описывают свою церковь как идущую особым путем, который не является ни римско-католическим (поскольку Генрих VIII отказался от власти папы в 1534 г.), ни полностью протестантским (поскольку англиканская церковь все еще считает себя частью вселенской или «католической» церкви). ). Тем не менее, для целей настоящего анализа англикане включены в широко определяемая протестантская категория , наряду с другими церквями, порвавшими с Римом, начиная с 16 века.
Нидерланды являются единственной опрошенной страной, в которой значительная часть взрослого населения (48%) не имеет религиозной принадлежности (идентифицирует себя как атеист, агностик или «ничего особенного»). Но тенденции секуляризации очевидны во всем регионе. Люди без религиозной принадлежности составляют значительную долю населения в нескольких странах, в том числе примерно четыре из десяти взрослых в Норвегии (43%), Швеции (41%) и Бельгии (37%).
Кроме того, католики и протестанты в Западной Европе обычно демонстрируют низкий уровень соблюдения религиозных обрядов.
Относительно небольшой процент представителей обеих групп говорит, что они ежедневно молятся (в среднем 12% католиков и 14% протестантов) и что религия очень важна в их жизни (13% католиков и 12% протестантов). Посещаемость церкви также довольно низкая среди обеих групп, хотя католики несколько чаще, чем протестанты, говорят, что посещают церковь не реже одного раза в неделю.
Голландские протестанты отличаются относительно высоким уровнем соблюдения религиозных обрядов: около половины (51%) говорят, что религия очень важна в их жизни, а большинство (58%) ежедневно молятся. Кроме того, 43% говорят, что еженедельно посещают церковь — больше, чем среди католиков в Западной Европе, и более чем в четыре раза больше, чем среди протестантов в любой другой стране региона.
Как среди протестантов, так и среди католиков люди склонны говорить, что для того, чтобы попасть на небеса, необходимы и вера, и добрые дела
Со времен протестантской Реформации sola fide , или спасение «только верой» стало отличительной чертой протестантского богословия. Исторически протестанты подчеркивали, что люди спасаются не своими добрыми делами или покаянием, а верой в жертву Иисуса, через которую Бог решил простить грехи всех людей. По словам Лютера: «Только вера достойно и в достаточной мере оправдывает и спасает человека». 1 Это был серьезный отход от акцента католической церкви на необходимости искупления христианами своих грехов через исповедь и покаяние.
Сегодня, однако, западноевропейские католические и протестантские миряне больше не разделяются резко по этому теологическому вопросу: больше католиков и протестантов говорят, что и вера, и добрые дела необходимы, чтобы попасть на небеса, чем говорят, что только вера ведет к спасению. И значительная часть обеих групп не занимает четкой позиции по этому вопросу, возможно, отражая незнание богословских тонкостей.
Безусловно, католики в Западной Европе (медиана 59%) чаще, чем протестанты (медиана 47%), занимают традиционно католическую позицию, согласно которой для спасения необходимы как добрые дела, так и вера в Бога. Но даже протестанты во всех опрошенных странах, кроме Норвегии, скорее скажут, что оба элемента необходимы для спасения, чем займут традиционно протестантскую позицию sola fide. Например, немецкие протестанты почти в три раза чаще говорят, что вера и добрые дела необходимы, чтобы попасть на небеса (61%), чем говорят, что только вера — это путь на небеса (21%).
На самом деле, в странах, где проживает значительная доля как католиков, так и протестантов, только в Нидерландах католики (66%) чаще, чем протестанты (47%), говорят, что спасение приходит через веру и добрые дела. В Германии, Швейцарии и Великобритании протестанты с такой же вероятностью, как и католики, если не с большей вероятностью, придерживаются этой традиционной католической веры.
Как среди католиков, так и среди протестантов те, кто говорит, что религия «очень» или «отчасти» важна в их жизни, с большей вероятностью, чем те, кто говорит, что религия менее важна, придерживаются позиции своей собственной традиции в отношении спасения.
Религиозные реформации и религиозные войны в Европе
Если в качестве отправной точки протестантской Реформации нужно выбрать одну дату, общепринятым выбором будет 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер, монах-августинец и профессор университета в Виттенберге , Германия, публично опубликовал длинный список академических аргументов против практики католической церкви. Это событие широко отмечается в праздновании 500-летия Реформации в этом году, которая в конечном итоге расколола западное христианство и привела к более чем вековой религиозной войне по всей Европе. 2
Вместо описания одной Реформации, которая внезапно разделила западную церковь на две совершенно разные части, многие историки теперь говорят о множественных Реформациях и подчеркивают преемственность, а также различия между средневековым католицизмом и протестантизмом. 3 Ученые все чаще относят семена инакомыслия к церковным реформаторам прошлых веков. До Лютера (который родился в 1483 г. и умер в 1546 г.) среди средневековых реформаторов были Питер Вальдо в северной Италии (около 1140–1205 гг.), Джон Уиклиф в Англии (около 1330–1384 гг.) и Ян Гус на территории современной Италии. Чехия (около 1370-1415 гг.).
Тем не менее, Лютер и 1517 год играют ключевую роль в историческом повествовании. Первоначально Лютер выступал в основном против одной практики католической церкви — продажи индульгенций, которую он рассматривал как форму коррупции. 4 Вскоре после этого он также поставил под сомнение честность папства и священства, утверждая, что обычные христиане могут иметь более прямые, непосредственные отношения с Богом. Вскоре он стал утверждать, что папы и великие соборы подвержены ошибкам, а непогрешима только Библия. Папа Лев X отлучил его от церкви, но доводы Лютера распространились по Европе и нашли множество откликов и вариантов. Среди других реформаторов, действовавших при его жизни, были Ульрих Цвингли в Цюрихе (1484–1531) и Жан Кальвин в Женеве (1509). -1564), чьи направления Реформации стали известны как реформатское христианство.
В то время как различные реформаторы и протестантские церкви яростно расходились во мнениях по теологическим вопросам, большинство протестантов приняли несколько доктрин с небольшими вариациями. Среди наиболее важных были «только Священные Писания» (на латыни, sola scriptura ), согласно которым Библия, а не совокупность учений пап и церковных соборов, является высшим источником авторитета для христиан; «только вера» ( sola fide ), в котором говорилось, что спасение нельзя заслужить добрыми делами, а тем более купить индульгенциями, а скорее оно даровано Богом тем, кто верит в Иисуса Христа; и «только благодать» ( sola gratia ), идея о том, что спасение приходит непосредственно от Бога к каждому человеку, без каких-либо посредников, таких как священники, и, следовательно, роль духовенства состоит в том, чтобы просто быть служителями в служении другим.
В ответ на распространение протестантизма в католической церкви набрали силу реформы, включая основание ордена иезуитов. Многие изменения последовали за Трентским собором (1545–1563), который осудил протестантские учения как ереси, но также стремился прояснить католические учения и привел к систематизированным версиям мессы и католического требника (молитвенника), которые существовали веками.
В эпоху, когда религия была переплетена со всеми аспектами жизни, включая политику, Реформация также вызвала религиозное насилие по всей Европе, кульминацией которого стала Тридцатилетняя война, длившаяся с 1618 по 1648 год. разрушительной войны и предоставило права меньшинств католикам, лютеранам и кальвинистам во многих частях Европы. Тем не менее, войны на религиозной почве продолжались до начала 18 века, а напряженность между католиками и протестантами распространилась и в современную эпоху в таких местах, как Северная Ирландия.
Даже среди более религиозных католиков и протестантов высокий уровень принятия друг друга
Несмотря на долгую историю конфликта между католиками и протестантами после Реформации, западноевропейские католики и протестанты в настоящее время очень хорошо принимают друг друга. В каждой опрошенной стране примерно девять из десяти или более католиков и протестантов говорят, что они готовы принять представителей другой традиции в качестве соседей. И подавляющее большинство представителей обеих групп говорят, что были бы готовы принять членов другой религиозной группы даже в качестве членов семьи.
В двух странах, Ирландии и Италии, католики, считающие религию хоть сколько-нибудь важной в своей жизни, значительно реже, чем те, кто считает религию менее важной, заявляют, что готовы принять протестантов в качестве членов семьи или соседей. Тем не менее, большинство представителей обеих групп говорят, что готовы принять протестантов в свои семьи. В Ирландии, например, 76% католиков, для которых религия очень или в некоторой степени важна, говорят, что были бы готовы принять протестантов в члены семьи, по сравнению с 9% католиков.3% ирландских католиков говорят, что религия менее важна в их жизни.
Среди протестантов как высокорелигиозные, так и менее религиозные люди с одинаковой вероятностью заявят, что были бы готовы принять католиков в качестве соседей или членов семьи.
Католики с высшим образованием особенно охотно принимают протестантов как членов семьи и соседей, хотя большинство из менее образованных также говорят об этом.
Католики, протестанты с высшим образованием чаще других знают представителя другой веры
В большинстве стран большинство католиков и протестантов заявляют, что лично знают представителя другой веры, но протестанты, живущие в скандинавских странах, с меньшей вероятностью имеют личные связи с католиками. Например, только 31% финских протестантов говорят, что знают католика, как и примерно половина жителей Дании (49%) и Швеции (49%). Среди католиков жители Бельгии (39%) и Испании (35%) меньше всего говорят, что лично знают протестанта.
Как среди католиков, так и среди протестантов взрослые с высшим образованием чаще, чем менее образованные, говорят, что лично знают представителей другой традиции. Это верно для всех северных стран. Например, в Норвегии большинство (72%) протестантов с высшим образованием лично знают католика по сравнению с примерно половиной (51%) тех, у кого меньше образования. Аналогичная картина наблюдается среди католиков в нескольких странах, включая Бельгию (53% среди взрослых с высшим образованием против 34% среди менее образованных) и Испанию (46% против 32%).
Все больше людей считают католиков и протестантов схожими в религиозном плане
Большинство или множество взрослых (включая католиков, протестантов и людей, не принадлежащих к какой-либо религии) во всех 15 опрошенных странах Западной Европы говорят, что католики и протестанты сегодня «религиозно больше похожи, чем они разные.»
Тем не менее, значительные меньшинства в некоторых странах считают католиков и протестантов «религиозно более разными, чем похожими». Почти четыре из десяти взрослых в Ирландии занимают эту должность (39%), Италия (39%) и Великобритания (37%).
Как правило, люди в преимущественно католических странах чаще, чем в других странах, говорят, что сегодня эти две группы религиозно различны. В большинстве опрошенных стран с преимущественно католическим населением примерно одна треть или более взрослых придерживаются этой позиции.