Образ Фелицы в оде Державина
Сочинения > Характеристики > Образ Фелицы в оде Державина
Сен 23, 2019 | 0 комментариев
Поэт написал восхваляющую оду царствующей императрице, которая высоко оценила эту литературную работу. Образ Фелицы показался ей достаточно правдоподобным. Оценила она обличительные отрывки в оде Державина, в которых легко было узнать ее придворных. Она отослала им экземпляры рукописного труда. У каждого были подчеркнуты строки, которые обличали «грехи » и пристрастия получателя.
Образ Фелицы
Нетрудно догадаться, кого прославлял Державин в своей оде. Екатерина II в образе Фелицы предстает перед читателем простой, неизбалованной барышней. Она не любит балы и маскарады, не посещает клубы. Ее образ жизни, в отличие от будней придворных, проходит в работе и обычных житейских радостях. Она не запрягает карету, а часто ходит пешком. Она не любит излишеств ни в развлечениях, ни в еде. На ее столе стоит:«…пища самая простая…».
Трудится монархическая особа не жалея себя, читает и пишет перед налоем, ничуть не дорожа своим спокойствием. И росчерком своего пера дарит благоденствие людям.
Она не вступает в бессмысленные войны. Державин отмечает, что царица не стремится к славе великой завоевательницы, и далека от честолюбивых планов по покорению восточных народов. Не покидает своего трона, чтобы отправиться в военные походы.
Поэт отмечает справедливость правительницы, которая мыслит здраво и воздает «достойным честь».
У Фелицы есть литературный вкус и талант, она наслаждается чтением рифмованных произведений:
«Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна…».
Характеристика Фелицы
Проводя сравнительную характеристику правления Екатерины II с суровыми временами Анны Иоановны, Державин пишет о великодушии и мудрости Фелицы.
Она позволяет народу обсуждать себя, не запрещая людям говорить правду и рассказывать небылицы о своей жизни.
Вельмож теперь не казнят без суда и следствия:
«…В ледовых банях их не жарят,
Не щелкают в усы…».
Знакомо царствующей особе и всепрощение, она нетерпима лишь к намеренному злодейству:
«…Дурачества сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного…»
Великодушная по своей характеристике Фелица прославляет свое имя великими делами. В отличие от предыдущих правителей, она не присмиряет народ показными казнями, не проливает зря кровь невинных. Не ищет славы жестокой правительницы, ведь она велика в своей доброте.
Она «усмиряет» войны и помогает страждущим:
«…сира и убога
Покрыл, одел и накормил…».
Бескорыстная по своему образу правительница не ищет себе славы, совершая добрые поступки:
«…Добро лишь для добра творит…».
После прочтения императрицей произведения Державина, автор снискал не только ее покровительство, но и приобрел множество врагов, чей неблаговидный «портрет» он изобразил в оде Фелица. Потемкин, Орлов и Вяземский стали извечными его недругами и, по возможности, старались навредить своему обидчику.
Фелица направление в литературе.
Литературный анализ оды «фелица» гавриила романовича державина «Фелица» (первоначальное полное название ее: «Ода к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице, написанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка 1782 года») написана с установкой на обычную хвалебную оду. По своей внешней форме она представляет собой словно бы даже шаг назад от «Стихов на рождение…»; она написана традиционными для торжественной оды десятистишными ямбическими строфами («Стихи на рождение…» на строфы совсем не расчленены). Однако на самом деле «Фелица» являет собой художественный синтез еще более широкого порядка.
Название Екатерины Фелицей (от латинского felicitas – счастье) подсказано одним из ее собственных литературных произведений – сказкой, написанной для ее маленького внука, будущего Александра I, и незадолго до того опубликованной в весьма ограниченном количестве экземпляров. Киевского царевича Хлора посещает киргизский хан, который с целью проверить молву об исключительных способностях мальчика приказывает ему отыскать редкий цветок – «розу без шипов».
Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды,
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет.
Где добродетель обитает!
Она мой дух и ум пленяет;
Подай найти ее совет.
Так условно-аллегорическими образами детской сказочки травестийно подменяются традиционные образы канонического зачина оды — восхождение на Парнас, обращение к музам. Самый портрет Фелицы – Екатерины – дан в совершенно новой манере, резко отличающейся от традиционно-хвалебной одописи.
Взамен торжественно-тяжелого, давно заштампованного и потому мало выразительного образа «земной богини», поэт с огромным воодушевлением и небывалым дотоле поэтическим мастерством изобразил Екатерину в лице деятельной, умной и простой «Киргиз-Кайсацкой царевны»:Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь,
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.
Подобное противопоставление «добродетельному» образу Фелицы контрастного образа порочного «мурзы» проводится потом через все стихотворение. Это обусловливает исключительное, небывалое у нас дотоле жанровое своеобразие «Фелицы». Хвалебная ода в честь императрицы оказывается в то же время политической сатирой – памфлетом против ряда лиц ее ближайшего окружения. Еще резче, чем в «Стихах на рождение в севере порфирородного отрока», меняется здесь и поза певца в отношении предмета его воспевания.
Противопоставляемый Фелице образ на протяжении оды характерно двоится. В сатирических местах – это некий собирательный образ, включающий в себя порочные черты всех высмеиваемых здесь поэтом екатерининских вельмож; в известной степени Державин, вообще склонный к автоиронии, вводит в этот круг и самого себя. В высоких патетических местах – это лирическое авторское «я», опять-таки наделяемое конкретными автобиографическими чертами: мурза – и в самом деле реальный потомок мурзы Багрима поэт Державин. Появление в «Фелице» авторского «я», живой, конкретной личности поэта, было фактом огромного художественного и историко-литературного значения. Хвалебные оды Ломоносова также начинаются подчас от первого лица:
Не Пинд ли под ногами зрю?
Я слышу чистых сестр музыку.
Пермесским жаром я горю,
Теку поспешно к оных лику.
Однако то «я», о котором здесь говорится, представляет собой не индивидуальную личность автора, а некий условный образ отвлеченного «певца» вообще, образ, который выступает как неизменный атрибут любой оды любого поэта. С подобным же явлением сталкиваемся мы в сатирах — также распространенном и значительном жанре поэзии XVIII в. Разница в этом отношении между одами и сатирами состоит лишь в том, что в одах певец все время играет на одной единственной струне – «священного восторга», в сатирах же звучит также одна единственная, но негодующе-обличительная струна. Столь же «однострунными» были и любовные песни сумароковской школы – жанр, который, с точки зрения современников, считался вообще полузаконным и уж во всяком случае сомнительным.
Пушкин говорил о баснях Крылова, что они отражают в себе некую «отличительную черту в наших нравах – веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Из-под условно «татарского» обличья «Мурзы», впервые эта черта проступает в державинской оде к Фелице. Эти проблески народности сказываются и в языке «Фелицы». В соответствии с новым характером этого произведения находится и его «забавный русский слог», как определяет его сам Державин, – заимствующая свое содержание из реального бытового обихода, легкая, простая, шутливо-разговорная речь, прямо противоположная пышно изукрашенному, намеренно приподнятому стилю од Ломоносова.
Одами продолжает традиционно называть свои стихи и Державин, теоретически связывая их с обязательным для классицизма античным образцом – одами Горация.
В противоположность однопланным жанрам классицизма, поэт создает сложные и полножизненные, полифонические жанровые образования, предвосхищающие не только «пестрые главы» пушкинского «Евгения Онегина» или в высшей степени сложный жанр его же «Медного Всадника», но и тон многих вещей Маяковского.
«Фелица» имела при своем появлении колоссальный успех («у каждого читать по-русски умеющего очутилась она в руках», – свидетельствует современник) и вообще сделалась одним из самых популярных произведений русской литературы XVIII в. Этот громадный успех наглядно доказывает, что ода Державина, которая произвела своего рода революцию в отношении поэтики Ломоносова, полностью отвечала основным литературным тенденциям эпохи.
В «Фелице» объединены два противоположных начала поэзии Державина – положительное, утверждающее, и изобличающее, – критическое. Воспевание мудрой монархини – Фелицы – составляет одну из центральных тем творчества Державина, которому и современники, и позднейшая критика так и присвоили прозвание «Певца Фелицы». За «Фелицей» последовали стихотворения «Благодарность Фелице», «Изображение Фелицы», наконец, прославленная почти столь же, как и «Фелица», ода «Видение мурзы» (начата в 1783 г., окончена в 1790 г.).
Ода «Фелица» Державина, краткое содержание которой приведено в этой статье — одно из самых известных произведений этого русского поэта XVIII века. Он написал ее в 1782 году. После публикации имя Державина стало известным. К тому же ода превратилась в наглядный пример нового стиля в отечественной поэзии.
Свое название ода «Фелица» Державина, краткое содержание которой вы читаете, получила от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре». Автор данного произведения — императрица Екатерина II.
В своем произведении этим именем Державин называет саму правительницу России. Кстати, оно переводится как «счастье». Суть оды сводится к прославлению Екатерины (ее привычек, скромности) и карикатурному, даже насмешливому изображению ее напыщенного окружения.
В образах, которые описывает Державин в оде «Фелица» (краткого содержания на «Брифли» не найти, но оно есть в этой статье), легко можно узнать некоторых приближенных к императрице особ. Например, Потемкина, который считался ее любимцем. А также графов Панина, Орлова, Нарышкина. Поэт умело изображает их насмешливые портреты, демонстрируя при этом определенную смелость. Ведь если кто-то из них сильно бы обиделся, то мог легко расправиться с Державиным.
Спасло его только то, что Екатерине II сильно понравилась эта ода и императрица стала благожелательно относиться к Державину.
При этом даже в самой оде «Фелица», краткое содержание которой приведено в этой статье, Державин решается давать советы императрице. В частности, поэт советует, чтобы она подчинялась закону, единому для всех. Завершается ода восхвалением государыни.
Уникальность произведения
Ознакомившись с кратким содержанием оды «Фелица», можно прийти к выводу, что автор нарушает все традиции, в которых обычно писались подобные произведения.
Поэт активно вводит разговорную лексику, не чурается нелитературных высказываний. Но самое главное отличие состоит в том, что он создает императрицу в человеческом обличье, отказываясь от ее официального образа. Примечательно, что многих текст смутил и потревожил, а вот сама Екатерина II была от него в восторге.
Образ императрицы
В оде «Фелица» Державина, краткое содержание которой содержит смысловую квинтэссенцию произведения, императрица поначалу предстает перед нами в привычном богоподобном образе. Для писателя она образец просвещенного монарха. При этом он приукрашивает ее облик, свято веря в изображаемый образ.
В тоже время в стихах поэта проскальзывают мысли не только о мудрости власти, но и о недобросовестности и низком уровне образованности ее исполнителей. Многих из них интересует только собственная выгода. Стоит признать, что эти идеи появлялись и ранее, но никогда раньше реальные исторические личности не были настолько узнаваемы.
В оде «Фелица» Державина (краткое содержание «Брифли» предложить пока не может) поэт предстает перед нами как смелый и отважный первооткрыватель. Он составляет удивительный симбиоз, дополняя хвалебную оду индивидуальными чертами персонажей и остроумной сатирой.
История создания
Именно ода «Фелица» Державина, краткое содержание которой удобно для общего ознакомления с произведением, сделала имя поэту. Первоначально автор не думал о том, чтобы напечатать это стихотворение. Не афишировал его и скрывал авторство. Он всерьез опасался мести влиятельных вельмож, которых не в лучшем свете изобразил в тексте.
Только в 1783 году произведение получило распространение благодаря княгине Дашковой. Близкая соратница императрицы напечатала его в журнале «Собеседник любителей русского слова». Кстати, в него отдавала свои тексты и сама правительница России. По воспоминаниям Державина, Екатерина II так растрогалась, когда впервые прочитала оду, что даже начала плакать. В таких растроганных чувствах ее и обнаружила сама Дашкова.
Императрица непременно пожелала узнать, кто автор этого стихотворения. Ей показалось, что в тексте все было изображено максимально точно. В благодарность за оду «Фелица» Державина, краткое содержание и анализ которой приведены в этой статье, она направила поэту золотую табакерку. В ней лежали 500 червонцев.
После такого щедрого царского подарка к Державину пришли литературная слава и успех. Такой популярности до него не знал ни один поэт.
Тематическое разнообразие произведения Державина
Давая характеристику оде «Фелица» Державина, нужно отметить, что само представление представляет собой шутливую зарисовку из жизни российской правительницы, а также особо приближенных к ней вельмож. В то же время в тексте поднимаются важные проблемы государственного уровня. Это коррупция, ответственность чиновников, их забота о государственности.
Художественные особенности оды «Фелица»
Державин творил в жанре классицизма. Это направление строго запрещало соединять несколько жанров, например, высокую оду и сатиру. Но поэт решился на такой смелый эксперимент. Причем он не только их объединил в своем тексте, но и сделал нечто небывалое для литературы того весьма консервативного времени.
Державин просто рушит традиции хвалебной оды, активно применяя в своем тексте сниженную, разговорную лексику. Использует даже откровенные просторечия, которые в принципе в те годы не приветствовались в литературе. Самое главное, рисует императрицу Екатерину II обычным человеком, отказываясь от ее классического парадного описания, которое активно применялось в подобных произведениях.
Именно поэтому в оде можно встретить описание бытовых сцен и даже литературный натюрморт.
Новаторство Державина
Обыденный, бытовой образ Фелиции, за которой легко угадывается императрица — одно из основных новаторств Державина. При этом ему удается создать текст так, чтобы не снижать ее образ. Наоборот, поэт делает его реальным и человечным. Порой кажется, что поэт пишет его с натуры.
Во время чтения стихотворения «Фелица» можно убедиться, что автору удалось внести в поэзию индивидуальные характеристики реальных исторических персонажей, взятые им из жизни или созданные воображением. Все это было показано на фоне бытовой обстановки, которая была изображена максимально колоритно. Все это и сделало оду понятной и запоминающейся.
В результате в оде «Фелица» Державин умело сочетает стиль хвалебной оды с индивидуализацией реальных героев, также вносит элемент сатиры. В конечном счете, в оде, которая принадлежит высокому стилю, оказывается много элементов низких стилей.
Сам Державин определял ее жанр, как смешанную оду. Он утверждал: от классической оды она отличается тем, что в смешанном жанре у автора есть уникальная возможность говорить обо всем на свете. Так поэт разрушает каноны классицизма, стихотворению открывается путь для новой поэзии. Эта литература получает развитие в творчестве автора следующего поколения — Александра Пушкина.
Значения оды «Фелица»
Сам Державин признавался, что большая заслуга состоит в том, что он решился на такой эксперимент. Известный исследователь его творчества Ходасевич отмечает, что Державин больше всего гордился тем, что первым из русских поэтов заговорил «забавным русским слогом», как он сам это называл.
Но поэт отдавал себе отчет, что его ода будет, по сути, первым художественным воплощением русского быта, станет зародышем реалистического романа. Также Ходасевич считал, что если бы Державин дожил до публикации «Евгения Онегина», то, несомненно, нашел бы в ней отзвуки своего творчества.
Державин Гаврила Романович (1743-1816). Русский поэт. Представитель русского классицизма. Г.Р. Державин родился близ Казани в семье мелкопоместных дворян. Род Державиных вел начало от потомков мурзы Багрима, добровольно перешедшего на сторону великого князя Василия II (1425-1462 гг. ), что засвидетельствовано в документе личного архива Г.Р.Державина.
Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь романтической и реалистической поэзии.
Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские, победно-патриотические, философские и анакреонтические.
Особое место занимают гражданские оды, адресованные лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. К лучшим из этого цикла принадлежит ода «Фелица» посвященная Екатерине II.
В 1762 году Державин получил вызов на военную службу в Петербург, в лейб-гвардии Преображенский полк. С этого времени и начинается государственная служба Державина, которой поэт посвятил свыше 40 лет жизни. Время службы в Преображенском полку — это и начало поэтической деятельности Державина, которая без сомнения сыграла исключительную важную роль в его служебной биографии. Судьба бросала Державина на различные военные и гражданские посты: он был членом особой секретной комиссии, главная задача которой состояла в том, чтобы схватить Е.Пугачева; несколько лет находился на службе у всесильного генерал-прокурора кн. А.А.Вяземского (1777-1783 гг.). Именно в это время он пишет свою знаменитую оду «Фелица», опубликованную 20 мая 1873 г. в «Собеседнике любителей российского слова».
«Фелица» принесла Державину шумную литературную славу. Поэт был щедро награжден императрицей золотой табакеркой, осыпанной бриллиантами. Скромный чиновник департамента Сената стал известнейшим на всю Россию поэтом.
Борьба против злоупотреблений вельмож, дворянства и чиновничества за благо России была определяющей чертой деятельности Державина и как государственного деятеля, и как поэта. А силу, способную достойно руководить государством, вести Россию к славе, к процветанию, к «блаженству», Державин видел только в просвещенной монархии. Отсюда появление в его творчестве темы Екатерины II — Фелицы.
В начале 80-х гг. Державин не был еще близко знаком с императрицей. Создавая ее образ, поэт использовал рассказы о ней, о распространении которых заботилась сама Екатерина, автопортрет, нарисованный в ее литературных сочинениях, идеи, проповедовавшиеся в ее «Наказе» и указах. В то же время Державин очень хорошо знал многих видных вельмож екатерининского двора, под начальством которых ему приходилось служить. Поэтому идеализация образа Екатерины II у Державина сочетается с критическим отношением к ее вельможам,
Сам образ Фелицы, мудрой и добродетельной киргизской царевны, взят Державиным из «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной II для внуков. «Фелица» продолжает традицию похвальных од Ломоносова и вместе с тем отличается от них новой трактовкой образа просвещенного монарха. Просветители видят теперь в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан; на него возложены многочисленные обязанности по отношению к народу. И державинская Фелица выступает как милостивая монархиня-законодательница:
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь. ..
Известно, что источником создания образа Фелицы был документ «Наказ комиссии о составлении проекта нового Уложения» (1768), написанный самой Екатериной II. Одна из основных идей «Наказа» — необходимость смягчения существовавших законов, допускавших на допросах пытки, смертную казнь за незначительные провинности и т. п., поэтому Державин наделил свою Фелицу милосердием и снисходительностью:
Стыдишься слыть ты тем, великой,
Чтоб страшной, нелюбимой быть;
Медведице прилично дикой
Животных рвать и кровь их пить.
И славно ль быть тому тираном,
Великим в зверстве Тамерланом,
Там можно пошептать в беседах
И, казни не боясь, в обедах
За здравие царей не пить.
Там с именем Фелицы можно
В строке описку поскоблить
Или портрет неосторожно
Ее на землю уронить.
Принципиально новым было то, что с первых же строк оды русскую императрицу (а в Фелице читатели легко угадывали именно Екатерину) поэт рисует прежде всего с точки зрения ее человеческих качеств:
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом. ..
Державин хвалит Екатерину и за то, что с первых дней своего пребывания в России она стремилась во всем следовать «обычаям» и «обрядам» приютившей ее страны. Императрица преуспела в этом и вызвала к себе и при дворе, и в гвардии симпатии.
Новаторство Державина проявилось в «Фелице» не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал, оды и сатиры. Идеальному образу Фелицы противопоставлены нерадивые вельможи (в оде они названы «мурзами»). В «Фелице» изображены самые влиятельные при дворе лица: князь Г. А. Потемкин, графы Орловы, граф П. И. Панин, князь Вяземский. Их портреты были настолько выразительно выполнены, что оригиналы угадывались без труда.
Критикуя избалованных властью вельмож, Державин подчеркивает их слабости, прихоти, мелочные интересы, недостойные высокого сановника. Так, например, Потемкин представлен как гурман и чревоугодник, любитель пиров и увеселений; Орловы «кулачными бойцами и пляской» веселят «свой дух»; Панин, «о всех делах заботу оставя», ездит на охоту, а Вяземский свой «ум и сердце» просвещает — «Полкана и Бову» читает, «над Библией, зевая, спит».
Просветители понимали жизнь общества как постоянную борьбу истины с заблуждением. В оде Державина идеалом, нормой является Фелица, отклонением от нормы — ее нерадивые «мурзы». Державин первый начал изображать мир таким, как представляется он художнику.
Несомненной поэтической смелостью было появление в оде «Фелица» образа самого поэта, показанного в бытовой обстановке, не искаженного условной позой, не стесненного классическими канонами. Державин был первым русским поэтом, сумевшим и, главное, захотевшим нарисовать в произведении свой портрет живым и правдивым:
Сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой…
Обращает на себя внимание «восточный» колорит оды: она написана от лица татарского мурзы, в ней упомянуты восточные города — Багдад, Смирна, Кашмир. Конец оды выдержан в хвалебном, высоком стиле:
Прошу великого пророка,
До праха ног твоих коснусь.
Образ Фелицы повторяется в последующих стихотворениях Державина, вызванных различными событиями в жизни поэта: «Благодарность Фелице», «Изображение Фелицы», «Видение мурзы».
Высокие поэтические достоинства оды «Фелица» принесли ей широкую по тому времени известность в кругах наиболее передовых русских людей. А. Н. Радищев, например, писал: «Преложи многие строфы из оды к Фелице, а особливо, где мурза описывает сам себя, без стихов останется почти тоже поэзия». «У каждого, умеющего читать по-русски, очутилась она в руках», — свидетельствовал О. П. Козодавлев, редактор журнала, где ода была напечатана.
Державин сравнивает правление Екатерины с жестокими нравами, царившими в России во времена бироновщины при императрице Анне Иоанновне, и воздает хвалу Фелице за ряд полезных для страны законов.
Ода «Фелица», в которой Державин соединил противоположные начала: положительное и отрицательное, патетику и сатиру, идеальное и реальное, — окончательно закрепила в поэзии Державина то, что начиналось в 1779 г., — смешение, ломку, ликвидацию строгой жанровой системы
Название стихотворения в переводе с латыни означает счастье и посвящено оно великой Екатерине II.
С первых строк произведения поэт превозносит свою императрицу и создает традиционную картину богоподобной царевны, в которой воплощено понятие автора об идеале преосвященного монарха. Идеализируя реальную императрицу, поэт в то же время верит в изображенный им образ. Екатерина предстает в виде умной и деятельной царевны, но стихи не перенасыщены излишним пафосом, поскольку поэт использует смешение поэтических жанров (оды и сатиры), ломая традиции русского классицизма, редкое для тех лет мастерство. Отойдя от правил написания хвалебной оды, автор вводит в стихотворение разговорную лексику, изображая императрицу обычным человеком. Даже ей поэт осмеливается дать совет об исполнении принятых царями законов вместе со своими подданными.
В стихотворении звучит мысль и о мудрости самодержцев, и о нерадивости придворных, стремящихся только к собственной выгоде. В сатирической форме автор высмеивает окружение царевны. Этот метод не нов для поэзии того времени, но за образами придворных, изображенных в произведении, отчетливо проступают черты существующих людей (фаворитов государыни Потемкина, Орлова, Панина, Нарышкина). Сатирически описывая их образы, поэт проявляет огромную смелость, поскольку мог поплатиться за это своей жизнью. Спасло автора лишь благосклонное отношение к нему Екатерины.
По ходу стихотворения поэт успевает не только лукавить и изображать восторг, но и погневаться. То есть автор ведет себя как нормальный живой человек, индивидуальная личность с чертами народа, а это беспрецедентный случай для жанра поэтической оды.
Стиль собственных стихов поэт определил, как смешанная ода, утверждая, что стихотворец имеет право рассказывать обо всем, а не только петь хвалебные гимны. Таким образом, Державин совершил новаторский поступок в поэзии, создавая индивидуальные характеры невыдуманных людей на фоне колоритной бытовой обстановки.
Анализ Оды Фелица Державина
Державин является незаурядным поэтом, который имел свой почерк и свое видение происходящего. Признание к поэту пришло после того, как он написал оду «Фелица». Именно в 1782 году когда «Фелица» вышла в свет, ее автор и стал знаменитым. Это стихотворение было написано Екатерине Второй. Ей работа поэта очень понравилась и за это правительница щедро наградила Державина. Поэт работал на произведение в такую пору, когда такой жанр как ода уже не имел популярность. Но Державина это не остановило.
Автор «Фелицы» просто сломал все стереотипы того времени. Многие писатели и критики были немного ошарашены. Державин пренебрёг всеми правилами литературы того времени и написал свою работу. Творчество писателей и поэтов тех времен просто были переполнены красивыми словами. В свою очередь Державин решил довольно обычными словами показать, как он относится к Екатерине. Также Державин написал о своем отношении к близким людям императрицы.
Раннее творчество Державина, а именно «Фелица» конечно имеют строки, в которых присутствует превознесение императрицы. Поэт считал ее доброй и умной правительницей. Всего в «Фелице» 26 десятистиший. Больше половины из них, поэт посвятил Екатерине, причем все свои чувства он немало растянул. К тому же, можно заметить, что некоторые комплименты и восхваления имеют повторения в произведении «Фелица».
Для Державина было непростое время, особенно период написания «Фелицы». Это было время, когда общество проходило через определенные перемены. Люди начали меньше придерживаться своего мнения и шли по течению. Была потеряна сверхличность и мышление людей в стране. Происходил так называемый кризис, в котором происходила борьба нынешней власти со старым обществом. Именно это повлияло на то, что жанр ода стал восприниматься людьми. Поэт как раз в этот момент и написал «Филицу». В одночасье стал знаменитым и к тому же первопроходцем, новатором данного жанра. Читатели были поражены, а критики не знали, как оценивать работу автора. Державин смог ввести в жанр оды юмор, который касается обыденной для всех жизни.
После того, как ода была выпущена в люди, автор смог сам определить жанр, в котором написал произведение. Он назвал свою работу – смешанная ода. Державин придерживался мнения, что в обычной оде поэт восхваляет только высокопоставленных людей, но в жанре, в котором пишет Державин, можно писать обо всем.
Поэт дает понять, что ода это некий предшественник романа. В ней можно воплотить многие мысли касающиеся русского быта.
Анализ стихотворения Фелица по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Я ненавижу свет Мандельштама
- Анализ стихотворения У могилы Есенина
Мимолетность человеческого существования – довольно актуальная тема, о которой люди довольно часто забывают. Конечно, каждому хочется быть обладателем длинной и счастливой жизни
- Анализ стихотворения Есенина Низкий дом с голубыми ставнями
Это стихотворение предает трепетное отношение поэта к малой Родине. Символом ее становится тот самый дом, к которому с первых строк и обращается Есенин. Дом явно без второго богатого этажа, а еще, возможно, уже тогда врос от старости в землю
- Анализ стихотворения Пушкина Мадонна 9, 10 класс
Величайший русский поэт – А. С. Пушкин, был романтиком в душе. В его произведениях можно найти множество созерцательных прообразов, к коим и сам стремился поэт. Его душевной музой всегда была супруга – Наталья Гончарова
- Анализ стихотворения Устал я жить в родном краю Есенина
Стихотворение Устал я жить в родном краю.. по мнению многих исследователей продолжает тему разрыва с селом и переезда в город. Хронологически оно соответствует такому предположению, так как написано в 1916 году
Смысл оды фелицы. Литературный анализ оды «Фелица». Гавриил Романович Державин, ода Фелице. Анализ оды «Фелица» по плану
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» — один из главных. Этот исторический рассказ А. С. Пушкина давно вошел в круг детского чтения и школьных программ. Он изучается и анализируется, в частности подробно рассматриваются главные и второстепенные персонажи. В этой статье мы поговорим об одном из ключевых персонажей произведения.
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»
Савельич — второстепенный персонаж повести. Хоть он и не главный актер, его образ очень важен для понимания произведения.
Наш герой дворовый мужик, крепостной. У знати была традиция назначать своим детям слугу. А когда Петрушке Гриневу исполнилось пять лет, к нему был приставлен Савельич, служивший прежде стремяком. Слуга очень привязался к маленькому баричу, который буквально рос на его глазах.
Савельич понимает, что отвечает за судьбу молодого человека. Но не только долг перед родителями Гринева тому виной. Слуга искренне любит Петрушку, заботится о нем по-отечески и переживает за его будущее. Жизнь Савельевича посвящена служению барину, другого пути он не знает.
Описание внешности
Начнем с характеристики внешности для анализа образа Савельича в повести «Капитанская дочка». Вот как говорит о нем Петрушка: «в стремя… за трезвое поведение пожаловано мне, как дяде». О внешности Савельича мало что известно, он уже не молодой человек — «старичок» с «седой головой». Он одет, как и все крепостные, его одежда проста и поношена.
характеристика речи
Речь Савельича в рассказе «Капитанская дочка» позволяет частично понять характер этого героя. Вот как он отзывается о своем хозяине: «ребенок причесан, вымыт, накормлен». То есть он воспринимает Петрушку как ребенка и относится к нему соответственно. Вот как он обращается к нему: «ты мой свет», «Я побежал, чтобы защитить тебя от меча своей грудью».
С другой стороны, Савельич считает себя рабом, верным слугой: «Я твой раб», «Я верный слуга, а не старый пес», «Я всегда усердно служил тебе», «Кланяюсь рабски », «Ваш верный слуга».
Речь героя изобилует просторечием и не всегда корректна с точки зрения законов русского языка. Это и неудивительно, ведь он из крепостных, поэтому Пушкин максимально приближает его к народу. Ведь Савельич просто собирательно русский человек.
Характер Савельича
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» очень многогранен. Это не шаблонный персонаж, а полнокровная личность со своими представлениями о чести, порядке и законе.
Перечислим основные черты, характеризующие этого персонажа:
- Преданный, верный, ответственный и заботливый слуга.
- Вид — эту характеристику ему дает сам
- Не пьет, что было редкостью для крестьян.
- Хозяйство — покупает все необходимое для своего хозяина, ухаживает за его одеждой и содержит комнату в чистоте.
- Ему нравится учить молодого мастера — его не успокоит, если он «приступит к проповеди».
- Очень упрямый — «не спорь с упрямым стариком», «зная упрямство дяди…».
- Grumpy — «опять заворчал».
- Недоверчивый — «выглядел подозрительно».
- Большой любитель поспорить и поторговаться.
У Савельича свои представления о долге и чести. Когда его молодой барин напивается и сильно играет, он говорит, что Петрушка не должен платить денег. С одной стороны, это нарушение благородной чести, а с другой — справедливости. Ведь те, с кем играл Гринев, воспользовались его молодостью и опьянением. Поэтому Савельич хочет сделать так, как подсказывает ему житейская мудрость.
Несмотря на всю свою заботу, слуга не слышит даже слова благодарности от своего молодого хозяина. И что самое удивительное, не ждет этого. Савельевич даже не считает, что нуждается в каком-то поощрении. Как и все остальные крепостные.
спасение жизни
Полная характеристика Савельича в повести «Капитанская дочка» невозможна без анализа эпизода боя Гринева и Швабрина. Слуга готов затмить своего господина и сам погибнуть от рук негодяя. Он вмешивается в дуэль молодых кавалеров, а потом обо всем рассказывает родителям Гринева. Он делает это не со зла, а потому, что считает, что это правильно.
И какую награду он за это получает? Петрушка упрекает Савельича за то, что он все рассказал родителям. И тогда старец Гринев обвиняет слугу в том, что тот не сообщил ему раньше, до того, как состоялась дуэль. При этом присутствовал и сам молодой барин, но и не подумал заступиться за преданного старца.
Еще один яркий момент — приказ Пугачева повесить Гринева. Услышав об этом решении, Савельич падает в ноги тирану, умоляя пощадить «ребенка». Взамен он готов отдать жизнь. При этом он апеллирует к логике, говоря, что от Пугачева в смерти Гринева никакой пользы не будет, а за живых можно попросить выкуп. Это указывает на то, что слуга вовсе не глуп.
Благодаря этому заступничеству Гринёв остался жив. Но Савельич не слышит от него даже слова благодарности.
Значение образа Савельича в повести «Капитанская дочка»
Савельич — это прежде всего отражение положительных народных качеств. В этом отношении значение персонажа для рассказа вполне определенное. Через него Пушкин характеризует всех крепостных. Кроме того, через этот образ писатель пытается выявить несправедливое отношение к этим подневольным людям и их рабское повиновение такой несправедливости.
Савельичу противостоит совсем другая часть людей — те, кто присоединился к Пугачеву. Эти люди способны только на грабеж и жестокость, своего лидера они предают при первой же опасности. Они против Савельевича во всем.
Герой воплощает в себе все положительные черты, которыми наделен русский человек. Он верен, готов пожертвовать собой, бескорыстен, честен. С другой стороны, образ Савельича очень трагичен. Драматизм персонажа заключается в том, что все его старания и добрые дела остаются незамеченными и неоцененными.
Описание Савельича в повести «Капитанская дочка» — это своего рода обращение к дворянам, которые привыкли к рабской покорности своих слуг и стали воспринимать это как должное. Пушкин призывает их помнить, что крепостные тоже люди и заслуживают хоть немного уважения.
Савельич — слуга и учитель Петра Гринева, был приписан к мальчику, как только ему исполнилось 5 лет.
Савельич был обыкновенным крепостным, ухаживал за лошадью Гринева-старшего, помогал ему охотиться с собаками, но главным его качеством оказалось то, что он ведет трезвый образ жизни, из-за чего он был переведен к Петру учителем. Он научил Петра грамоте и ухаживал за ним, как за сыном, поэтому очень не любил, когда появлялся другой учитель — француз Бопре, к тому же Савельич, как истинно русский человек, не любил всего иностранного.
Савельич был очень трудолюбив и честен, считал, что все распоряжения хозяев надо четко выполнять, но к Петру это не относилось, он мог с ним спорить и давать советы. Гринев-старший приказал ему беречь Петра и его имущество, и Савельич неукоснительно следил за всем. Когда Петр проиграл Зурину 100 рублей, Савельич не захотел возвращать долг, а когда разбойники разграбили их имущество в Белогорской крепости, составил список пропавших, и попросил Пугачева возместить все деньгами, не думая, что они только что были помилованы и могли передумать, увидев такую дерзость.
Савельич был очень привязан к своему питомцу, готов был за него умереть, лишь бы с головы Петра не упал ни один волос. Такое самопожертвование может быть только у человека, который очень любит своего ребенка.
В рассказе Савельича часто обижают, но оказывается, что незаслуженно: Петр ставит его на место, напоминая, что он слуга, а отец ругает Савельича за то, что он плохо ухаживает за Петром. Савельич просто заботится о Петре и хочет сделать все как можно лучше.
Савельичу не повезло, что он родился во времена крепостного права, иначе его жизнь была бы намного счастливее.
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» создан А.С. Не случайно Пушкин воплощает национальный русский характер наряду с капитаном Мироновым, окружением Пугачева. Попробуем вспомнить, каким был этот верный и преданный слуга семьи Гриневых.
Портрет Савельича
Как вы, наверное, помните, Савельич — слуга Петруши Гринева, которого приставил к нему отец. Надо отметить, что он как минимум не глуп, при этом безгранично предан своему хозяину. Савельич воспитан служить барину, он не умеет жить по-другому.
На этом мужчине средних лет лежит серьезная ответственность, ведь он, как верный и преданный слуга, несет ответственность за Петра Гринева перед его родителями. Савельич испытывает к своей воспитаннице почти отцовские чувства. Он бесконечно заботится о нем, переживает за молодого барина.
Рассмотрим подробнее образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Сочинение на эту тему не может обойтись без слов о преданности и верности старого слуги господам.
Подробное знакомство
Более подробный рассказ о Савельиче начинается с того момента, как Петруша Гринёв покидает отчий дом.
Многое о характере этого человека говорит случай, когда Гринев напивается и теряет деньги. Савельич не считает нужным платить долг, но молодой барин заставляет его это сделать и, не раздумывая, делает выговор преданному пожилому слуге, что его долг — повиноваться и исполнять волю барина.
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» по замыслу и замыслу Пушкина — типичный для того времени портрет крепостного, преданного баринам. Удивительно, но за всю историю этот верный слуга не слышит от молодого барина ни слова благодарности и, что характерно, не испытывает ни малейшей обиды. Савельевич и представить себе не может, что возможно иное отношение к человеку его происхождения.
Готовность пожертвовать жизнью ради воспитанника
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» раскрывается еще полнее, когда жизни Петра Гринева угрожает опасность. Старый слуга готов был сам умереть от руки Швабрина, прикрывая грудью молодого барина. В благодарность он получает лишь обвинения в доносе в адрес родителей. Отец Петруши, со своей стороны, обвиняет старика в том, что он не сообщил о дуэли. Молодой Гринев в такой ситуации не считает нужным заступаться за этого преданного ему человека.
Савельич и Пугачев
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка», очерк об этом персонаже не может обойти вниманием такой яркий эпизод, раскрывается во всей полноте, когда старый слуга бросается к ногам Емельяна Пугачев. Он умоляет самозванца спасти своего молодого хозяина от виселицы и готов сам занять его место. Собственная жизнь, кажется, ему совсем не дорога. Увы, Петруша Гринев и такой поступок Савельича принимает как должное. Слуга, в свою очередь, тоже не удивляется такой холодности и равнодушию со стороны хозяина.
Образ народа в «Капитанской дочке»
Образ народа представлен в романе и с отрицательной стороны. Компаньоны, например, умеют воровать, жестоки к знати, готовы предать своего вождя, в чем он не сомневается.
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» является олицетворением наиболее привлекательных черт русского характера, отличающегося прямотой, верностью, готовностью к самопожертвованию.
Еще три персонажа, олицетворяющие народ, — капитан Миронов, его жена и дочь. Они простодушны, добры, сердечны, гостеприимны. Поведение главы семейства Ивана Кузьмича продиктовано чувством долга перед Отечеством.
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» воплощает в себе те положительные народные черты, которые присущи лучшим представителям крестьянского сословия. Он безропотно служит, его преданность семье Гриневых не знает границ, но слова благодарности он никогда не слышит, как правило, получает оскорбления и ругань.
Савельич, а также привыкла беспрекословно выполнять приказы. Для пожилого слуги на первом месте приказы хозяина, для Миронова — приказы правительства. Такие люди никогда не будут сопротивляться властям, так жили их деды и прадеды, только такой образ жизни кажется им единственно возможным.
Итак, образ Савельича в повести «Капитанская дочка» представлен на удивление ярко. Краткое содержание произведений вряд ли поможет нам составить полное впечатление об этом преданном слуге, и мы наверняка сможем прочесть лишь несколько пространных фраз о нем.
Образ Савельича, несмотря на его второстепенность, запоминается на удивление хорошо. Он умен и сообразителен, верен и честен. Это дворовой, который питает к молодому барину поистине отцовские чувства и с готовностью отдаст за него жизнь. Благодаря этому персонажу А.С. Пушкин раскрывает драматическую судьбу простого русского крестьянина в самодержавной России, готового на все ради господ и не ожидающего благодарности. Доброта, ум, смирение, самоотверженность Савельича делают этого героя любимым многими читателями.
Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих композиций.
В. Ф. Одоевский после прочтения «Капитанской дочки» написал: «Савельич — чудо! Это лицо самое трагичное…» Почему, собственно, когда читаешь кигу, Савельича становится так жалко, ведь он прошел через все испытания и несчастья, выпавшие на долю его и Гринева?Ответ один: Савельич — крепостной, у него сознание раба, он не может жить полной жизнью, потому что живет жизнью своего господина.
Савельич — вынужденный человек, скромный и преданный своему хозяину. Он умен, полон самоуважения и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность – он воспитывает мальчика, при этом испытывая к нему истинно отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностно.
Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию. По крайней мере показателен случай с Зуриным, когда Гринев напивается и теряет сто рублей. Савельич, усыпивший барина, заботившийся о нем, денег отдавать не хочет, потому что отвечает за барского сына. Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказы. Такова мораль, привитая воспитанием, как хозяину, так и слуге. Савельич не раз спасает своего хозяина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Его это не удивляет, потому что таков обычай с незапамятных времен. Ему и в голову не приходит, что могло быть иначе.
В некоторых случаях Савельич без колебаний готов пожертвовать жизнью ради хозяина. Вспомним тот эпизод, когда он побежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы прикрыть грудью своего воспитанника. Что он получает взамен? Только незаслуженные обвинения в том, что я сообщила о драке родителям! Причем, с другой стороны, со стороны Гринева-старшего слуга обвиняется, но только в обратном — в том, что он не сообщил о дуэли!
В этой ситуации Петр Гринёв и не подумал писать отцу и защищать преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и послушание воле господина. Но для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные обиды. Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостничеством.
Наконец, Савельич буквально совершает подвиг, когда бросается в ноги I Пугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева на виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба мастера. Хуже всего то, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, и Савельич принимает это равнодушие как должное.
Когда началось народное восстание, Савельич остался предан своим хозяевам, считая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником. Но преданность господам уже укоренилась в душе старого крепостного и подавила естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич — оба из народа. Но как различны их характеры! Особенно это проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю повстанцев «реестр барского добра».
Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, изображая императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Здесь очень интересна одна деталь: феодал Савельич может писать, а Пугачев не может читать бумагу, ему приходится прибегать к помощи близких ему людей. Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его душевный мир. Савельич тоже не унижен. Наоборот, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе мужество. Он готов снова подвергнуть себя опасности, чтобы защитить то, что считает обязанным защищать. В данном случае это собственность барина, но с точно таким же самоотвержением Савельич пожертвовал собой ради жизни хозяина. Сцена заканчивается уходом Пугачева, за ним весь народ. Савельич остается один с реестром в руках. И он просто сделал это снова. Опять никто не заметил. Видимо, такова судьба слуги — его высокие порывы воспринимаются как должное. Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для мастера, но никогда, ни в одном случае, они не были оценены по достоинству.
Писатель симпатизирует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет нас, читателей, влюбиться в старика.
В своем рассказе Пушкин показал не только свободолюбие и непокорность народа, но и другую сторону медали — покорность и покорность некоторых его представителей, в том числе и Савельича. У старика нет самосознания, потому что над ним господствует традиция. Савельич живет интересами своего барина, независимо от своих, а своих интересов у него нет. Образ жизни, сложившийся в доме Гриневых, кажется ему единственно возможным. Его позиция определена с самого начала, поэтому он не может ответить на оскорбление. В этом трагедия образа Савельича, а если смотреть шире, то трагедия всего русского народа, веками тянущего лямку крепости, честна.
краткое содержание и литературный анализ
Поэт Гавриил Романович Державин (1743-1816 гг.) Писал в стиле русского классицизма, что в то время запрещало соединение высокой оды и сатиры в одном произведении, но об этом позже .
Поэт происходил из семьи мелких дворян, живших в Казани. Род Державиных, как записано в личном архиве самого писателя, начался с потомков мурзы Багрима, добровольно перешедших на сторону князя Василия II.
Поэтическое творчество Державина в основном представлено одой: гражданской, философской, победоносно-патриотической и анакреонтической.
Державин, «Фелица»: краткое содержание очерков
Отдельную нишу занимают гражданские оды, адресованные влиятельным государственным деятелям: монархам и дворянам. Одним из самых ярких представителей этого поэтического жанра является ода «Фелица», краткое содержание ее будет представлено ниже. Поэт посвятил ее российской императрице Екатерине II.
Державин начал свою службу в Преображенском полку Санкт-Петербурга, этот момент совпал с началом его поэтической деятельности. В течение 40 лет он занимал различные гражданские и военные должности и даже состоял в секретной комиссии по поимке Емельяна Пугачева. Затем состоял на службе у генерала А. А. Вяземского. В это самое время он напишет свою знаменитую оду «Фелица». Краткое содержание этого произведения рассказывает о мудрой и доброй киргизской царевне, которую звали Фелица. Здесь она выступает в роли справедливого правителя, законодателя и милостивой монархии.
Ода и похвала
Начиная с темы: «Фелица», краткое содержание, следует отметить, что Державин взял из своей «Повести о царевиче Хлоре», написанной Екатериной II для внуков.
Эту традицию — написание похвальных образов просвещенного монарха — продолжил Державин, заимствовав ее у Ломоносова. Эти великие люди видели в монархе человека, которому общество доверило заботиться о благополучии государства и его народа.
В произведении показана борьба, направленная против злоупотребления своим положением высокопоставленными вельможами. Все должно служить на благо России — это стало определяющей чертой творчества Державина. Именно в просвещенной монархии он видел силу, которая была бы достойна возглавить такое могущественное государство, как Россия.
Г. Державин, «Фелица»: стихотворение
Ода «Фелица» принесла своему автору невиданную славу и щедрые награды от самой императрицы, подарившей ему драгоценную табакерку из чистого золота и всю усыпанную бриллиантами .
В 80-е годы Державин был еще не так близко знаком с Екатериной II, свой образ он создавал из рассказов, которые распространялись по ее собственному желанию. Но поэт знал многих ее соратников, под началом которых ему приходилось служить в разное время. В одежде идеализация образа Екатерины II идет рука об руку с критикой ее дворовых вельмож.
Милосердная царица
Помощником для создания основного образа был приказной документ, написанный Екатериной II. В этом «Приказе» она писала о необходимости смягчить некоторые законы о смертной казни, которые часто применялись из-за мелких правонарушений. Поэтому его героиня Фелица Державина наделена таким милосердием и снисходительностью, как Ее Величество Екатерина II.
Фелица в произведении прославлена тем, что перестала преследовать тех, кто имел смелость высказывать ей всевозможные оскорбления.
Об этом ясно сказано в платье «Фелица». Краткое содержание описывает, что с первых строк од можно узнать русскую правительницу Екатерину II. Так Державин рисует ее образ, прежде всего, опираясь на врожденные человеческие качества, и добавляет, что она с первых дней своего пребывания в России стала следовать ее обрядам и обычаям. В этом деле она очень преуспела и потому вызывала сочувствие у своих дворовых вельмож и опричников. Есть сведения, что ода до слез растрогала императрицу.
Державин проявлял литературно-новаторские способности и сочетал в одежде хвалебно-обличительное начало с сатирой, а тогда это было недопустимо. Мудрая Феличе и ее идеальный образ противопоставлялись нерадивым вельможам – «мурзам». При Екатерининском дворе это были Г. А. Потемкин, граф П. И. Панин, графы Орловы, князь А. А. Вяземский и т. д.
Державин настолько точно изобразил, что нетрудно было догадаться, о ком идет речь в его произведении.
Сатира на вельмож
Литературоведческий анализ од «Фелица» свидетельствует о том, что Державин с глубокой сатирой подчеркивал все их слабости, мелочные интересы и капризы. Почетные люди высокого ранга не могут выглядеть так неподобающе. Здесь, например, Потемкина он изобразил гурманом и обжорой, любившим пиры и пьяные увеселения. Орловы любили развлекаться танцами и кулачными боями. Панин, оставив свои обязанности на других, отправился на охоту с собаками. А Вяземский просвещал свой ум чтением «Полкана и Бова», так как часто засыпал над Библией.
Продолжим кратко изучать оды. Державина «Фелица» оригинально и очень смело представляет в произведении образ автора. Живо и правдиво он писал: «Сижу дома, пойду в дом, с женою дурить буду…».
Обращает на себя внимание очень оригинальный восточный колорит оды, так как она ведет повествование от лица татарского мурзы, а также упоминаются восточные города Смирна, Кашмир и Багдад. Заканчивается ода по традиции в высоком и хвалебном стиле.
Державин в одежде сравнивает царствование Екатерины II, создавшей ряд полезных для государства законов, с несправедливыми и жестокими обычаями, царившими в России при Анне Иоанновне, называемыми временами режима Бирона.
Образ Фелицы в одах Державина «Фелица», «Вельможа»
После «Фелицы», навеки прославившей Державина, поэт приступает к одежде «Вельможи». Здесь снова построение строится на двух началах — хвалебном и сатирическом. Но если в Феличе было больше положительного начала, веселой сатиры и смеха над вельможами, то в одежде «Вельможи» иное соотношение добра и зла. Хвалебная часть очень мала — только в самом конце, больше связанном с упоминанием П.А. Румянцева. Большую часть перевешивает злая сатира. Слышно возмущение автора от равнодушия дворян к своему долгу перед Отечеством. Это мало чем отличалось от произведений XVIII века. Державин возмущен положением своего народа и своих подданных, страдающих от преступно равнодушных придворных, к которым и военачальник, и вдова с ребенком на руках, и раненый солдат могли часами сидеть и ждать в приемной и дожидаться аудитория.