Образная система слова о полку игореве кратко: Образная система «Слова о полку Игореве».

Образная система «Слова о полку Игореве».

Особенности изображения исторических лиц в «Слове о полку Игореве».

В «Слове» нет одного главного героя. Каждая часть имеет своего главного героя. Это Игорь, Святослав, Ярославна. Помимо главных героев есть и второстепенные, например, образы князей прошлого в исторических отступлениях. Каждое историческое лицо в «Слове» изображено по-своему.

Игорь изображён так, как часто изображались князья-герои воинских повестей. Это воин и мужественный и храбрый человек. Его желание славы очень сильно и порой затмевает разум. Его неразумность заставляет автора почти не показывать его в бою, ведь никакой героизм не может оправдать князя, не думающего о судьбе родной земли. Автор рисует образ Игоря с помощью метафор, сравнений, характеристик другими героями произведения. Игорь для автора пример ошибочной княжеской политики, а похвала ему приведена только потому, что он приехал к Святославу, т.е. осознал необходимость единства.

Святослава автор изображает как идеального героя. Он противопоставлен Игорю и Всеволоду. Его образ-образ могущественного князя-военачальника, победившего половцев благодаря единству. Его характеризует также его речь: мудрые, рассудительные высказывания, даже пророческие. Именно он произносит знаменитое «золотое слово» и видит пророческий сон о гибели войска Игоря.

Образ Ярославны создан на основе лирического фрагмента-плача. Её образ-обобщение, именно для этого выбран такой жанр для её характеристики – чисто народный. Ярославна изображена как некий символ мирных русских людей, в отличие от исторически описанных князей. Сила её любви, которая помогает Игорю бежать из плена, — сила всех русских женщин.

Помимо главных действующих лиц автор изобразил реально существующих исторических лиц, которые являются второстепенными персонажами в «Слове». Например, Всеволод Святославич, брат Игоря. Он младше Игоря, но в нём также имеется черта брата-героизм воина. Это единственный человек, показанный автором в бою, причём его действия схожи с богатырскими.

Он показан в бою как былинный богатырь, его описание насыщено гиперболами, показана его самозабвенность, с которой он рубит противника. В нём воплощены лучшие черты воина.

Остальные второстепенные герои показаны очень обобщённо. Но помимо реально существующих лиц, участвующих в бою, в «Слове» есть образы князей прошлого, о которых говорится в моменты исторических отступлений.

Олег Святославич осуждается автором: «Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрелы по земли сеяше». Здесь 2 метафоры: меч-оружие защитника Руси, и стрелы, усеявшие землю вместо зёрен. Олег-сеятель усобиц между князьями.

Князь Всеслав Полоцкий предстаёт как человек, наделённый сверхъестественными способностями, «вещий». Эпизоды его жизни переданы с помощью метафор, смысл которых можно понять из летописи. К нему у автора неоднозначное отношение: с одной стороны, он участвует в междоусобицах, и автор осуждает его, но с другой стороны, Всеслав не раз сам становится жертвой этих междоусобиц.

Третий образ князя прошлого — образ Ростислава Всеволодовича. Его характеристик почти нет, он упомянут только в связи с его трагической гибелью. Он гибнет от половцев совсем юным, и автор показывает в его образе образы многих юношей, которых постигла та же участь после битвы с врагами.

В образах князей прошлого автор напомнил читателям о пагубных последствиях междоусобных войн .и раздробленности Руси.

Изображение природы. Самостоятельным героем «Слова» выступает русская природа. Автору поэмы присуще народнопоэтическое восп­риятие мира. Природа в «Слове» как бы живет самостоятельной жизнью и в то же время служит художественным авторским комментарием к происходящему. С устной народной поэзией связан в «Слове» прием олицетворения сил природы. Автор поэмы — христианин, но христи­анские воззрения остаются за пределами поэзии. Языческие представ­ления еще обладают для него определенной эстетической ценностью. Поэтому в «Слове» широко представлен языческий мифологический элемент. Языческая мифология явля­лась для автора «Слова» поэтиче­ским арсеналом, из которого он черпал художественные образы.

Перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичъ убуди, свист зверин въста: збися Див, кличет връху древа… Влъци грозу въсрожат по яругам; орли клектом на кости звери зовут; лисицы брешут на чръленыя щиты».

Как указывает Н. В. Шарлемань, автор «Слова» — прекрасный знаток степной фауны и флоры. Однако реальные образы животного мира приобретают под пером поэта символический смысл. Вместе с мифическим Дивом, предупреждающим половцев о выступлении Иго­ря в поход, силы природы предрекают поражение русских войск.

Символической зловещей картиной природы открывается описа­ние второй битвы: «…кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучя с моря идут… а в них трепещуть синий млънии. Быти грому великому! Итти дождю стрелами с Дону великаго!»

Ветры, Стрибожъи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Здесь и отра­жение реальной обстановки—действительно, во время боя ветер благоприятствовал половцам — и в то же время яркий художественный символ.

После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским наро­дом: «Ничитъ трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось».

К природе обращается Ярославна, чтобы развеять свою скорбь и в то же время заставить

«светлое и тресветлое» Солнце, Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю вырваться из ненавистного плена.

В связи с этим плач Ярославны как бы несет на себе функцию магического заклинания сил природы. Любовь русской женщины торжествует, она заставляет эти враждебные при выступлении Игоря в поход и битве его войск силы служить милому «ладе». Ласковую беседу ведет с Игорем Донец, прославляя и оправдывая героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Руской земли веселиа!» Он лелеет князя на своих волнах, подстилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевает теплыми туманами под сенью дерев.

Во время бегства Игоря «врани не граахуть, галици помлъкоша, сорокы не троскоташа, полозие ползаша только; дятлове тектом путь к реце кажут, соловии веселыми песньми свет поведают».

А когда Игорь в Русской земле, то «солнце светится на небесе». Таким образом, силы природы принимают непосредственное и деятельное участие в разви­тии событий. Олицетворяя природу, автор «Слова» добивается яркого и поэтического выражения своей политической мысли: самовольно выступив в поход, Игорь нарушил свои обязанности по отношению к Русской земле, и природа отвернулась от него, стала на сторону врагов; когда же Игорь, осознав вину перед родиной, бежит из плена, чтобы принести повинную голову Святославу в Киев, силы природы радостно приветствуют князя и активно помогают ему.

Образ русской земли. К служению интересам Русской земли, а не корыстным, личным призывает князей автор «Слова». Русская земля, ее народ — «Даждьбожьи внуки» — являются основным героем «Сло­ва». Во имя интересов родины, народа звучит вдохновенный и страст­ный голос поэта. Он представляет себе Русскую землю во всей сложности политической борьбы того времени, осмысляет ее судьбу в широкой исторической перспективе.

Его глубоко волнуют честь и слава родины. Вот почему поражение Игоря воспринимается как страшное оскорбление всей Русской земли. И эту авторскую мысль ярко рас­крывает поэтический образ Девы Обиды, которая встает в силах «Даждьбожа внука», т. е. русского народа.

Русская земля в «Слове о полку Игореве» — это не только Киев, Чернигов, Переяславль, Новгород-Северский, Путивль и Курск, как считают некоторые исследователи, но и Великий Новгород, Владимир и Суздаль, Разянь, Полоцк и Городенск, Смоленск, Туров и Пинск, Галич и Владимир-Волынский, Луцк и Перемышль. И даже находя­щийся под властью половцев далекий Тмутаракань мыслится автором как часть Русской земли. Ее широкие пространства ограничены с юга морем и Дунаем, с запада — горами Угорскими (Карпатами) и Запад­ной Двиной, с северо-востока — Волгой, с востока — Донцом и Ве­ликим Доном, с юго-востока — Сулой.

Могущество Русской земли автор «Слова» связывает с деятельно­стью «старого» Владимира и «старого» Ярослава, и, сосредоточивая основное внимание на «нынешней невеселой године» Русской земли, он сожалеет о том, что «того старого Владимира уже нельзе бе пригвоздити к горам киевским».

Страстный патриот и гражданин, автор «Слова» мыслит Русскую землю единым могучим феодальным государством с политическим центром в Киеве, государством, в котором вассалы неукоснительно выполняют свои обязанности по отношению к своему сюзерену.

Необходимым условием экономического процветания Русской земли является мир, прекращение усобиц, во время которых князья начинают «про малое се великое мьлвипш». Выразителем интересов русских «ратаев», крестьян и ремесленников выступает гениальный поэт, отстаивающий общенародные интересы и осуждающий эгоисти­ческую политику князей. В этом плане он противопоставлен Бояну — придворному певцу, слагавшему спои торжественные гимны-«славы» русским князьям.

Образ Бояна. В представлении автора «Слова» Боян — идеальный певец. Он вещий внук бога Белеса, т. е. человек, обладающий божест­венной силой песнопенья. Его песни подобны трелям соловьиным. Слагая славу князю, Боян растекается «мысию по древу, серым вълком по земли, сизым орлом под облакы», т. е. речь его образна, мысль его парит. Вещие персты Боянасами рокочут с лаву князьям, касаясь живых струн человеческой души. Он мас­терски умеет «свивать… оба полы сего времени», т. е. соединять прошлое с современностью, обобщать. Боян воспевал в песнях старого Ярослава; победителя касожского князя Редеди храброго Мстислава; красного Романа Святославича; усобицы Всеслава Брячеславича, о судьбе которого сложил он свою «припевку». Все эти данные позволяют полагать, что Боян жил и творил в 20—70-е годы XI столетия.

Автор «Слова» приводит несколько образцов поэтической речи Бояна, размышляя о художественной манере его изложения. Он пока­зывает, как Боян начал бы свою песню о походе Игоря: «Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону Великому». Или: «Комони ржуть за Сулою, звенишь слава в Кыеве. Трубы трубятъ в Новеграде, стоять стязи в Путивле».

Судя по этим образцам, стиль Бояна строился на метафорических отрицательных сравнениях, символических уподоблениях. Этот стиль был афористичен и образен. Автор «Слова», восхищаясь этой манерой, избирает для себя иной путь художественного изображения.

Образная система «Слова о полку Игореве»

Образная система «Слова» значительно богаче и интереснее, чем образные системы других произведений XII века. В этом автор «Слова» опять-таки намного опережает свое время. Кроме главных героев (Игорь, Всеволод, Святослав, Ярославна) она включает в себя образы других князей прошлого и настоящего, Бояна, автора, воинов, пахарей, русских женщин, половецких ханов, символические образы природы, Девы Обиды, Карны и Жели. Но есть в «Слове» еще один образ, который как бы вбирает в себя всю образную систему. Этот единственный образ — образ Русской земли. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а Русская земля.

Из чего складывается этот образ?

  1. Автор видит Русскую землю как бы с высоты, охватывая взором все ее огромные географические пространства и в то же время замечая мельчайшие детали. В поле зрения автора находятся события, одновременно или почти одновременно происходящие в разных местах широких просторов Родины. Огромное пространство действия объединяется гиперболической быстротой передвижения в нем действующих лиц, мгновенным перенесением внимания автора из половецкой степи в Киев, Путивль, затем снова в половецкую степь.

  2. Ощущение бескрайнего простора передает грандиозный пейзаж. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик на рассвете, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют огромный необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова».

Пейзаж грандиозный и в то же время очень точный, конкретный, находящийся в движении: перед битвой с половцами «кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого». Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.

Природа в «Слове» введена в события. Она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Она сочувствует русским воинам, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена, у нее ищет помощи Ярославна. Образ природы — это и символический образ, подчеркивающий роковую ошибку Игоря и позволяющий ярче высветить основную идею произведения.

  1. Русская земля для автора «Слова» — это не только «земля», не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, ее населяющий.

Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» — пахарей, нарушенном усобицами князей; о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; о горе всего русского народа после поражения Игоря, о гибели достояния русского народа, о радости жителей городов и сел при возвращении Игоря. Войско Игоря — это прежде всего «русичи», русские сыны, они идут на половцев за родину; переходя границу Руси, они прощаются с родиной — с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или Путивлем: «О, Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!».

  1. Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова» и ее историю (от старого Владимира — Владимира I Святославича — до нынешнего Игоря), охватывает события русской жизни за полтора столетия. Поэтому в повествовании постоянны обращения от современности к истории, сопоставления прошлых времен с настоящим. Даже образы половцев входят как частица в образ Русской земли, так как они неразрывно связаны с историей Руси, с ее борьбой.

  2. Образы князей (и прошлого, и настоящего) и русских женщин также являются частицей образа Русской земли.

Отношение автора к русским князьям двойственно. Он видит в них представителей Руси, он им сочувствует, гордясь их успехами и скорбя об их неудачах. Однако вместе с тем автор с осуждением говорит об их эгоистической узко местной политике и раздорах. Нужно отметить, что впервые в древнерусской литературе автор нарушает принцип однолинейности в изображении героя.

Игорь — храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, жаждущий личной славы, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины. Еще во вступлении автор дает Игорю двойственную характеристику: «Начнем же, братия, повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря, который стянул ум крепостью своею (т.е. подчинил свой разум желанию, жажде славы) и поострил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа и навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Такую характеристику автор дает Игорю вплоть до того момента, когда он, поняв свою ошибку, бежит из плена в Киев, к князю Святославу. И все-таки автор подчеркивает, что Игорь — сын своей эпохи, воспитанный в атмосфере княжеских междоусобиц и поэтому руководствующийся больше собственными желаниями, чем интересами Родины.

Гораздо большее осуждение проявляется по отношению к Олегу Святославичу (Гориславичу) и Всеславу Полоцкому — зачинателям княжеских усобиц. В остальных князьях в большей мере подчеркнуты их положительные черты, чем отрицательные. Автор гиперболизирует военные подвиги русских князей, их могущество и славу. В этой гиперболизации выражена мечта автора о сильной власти на Руси, необходимой для обуздания княжеских междоусобиц, о военном могуществе русских князей, направленном на защиту Родины.

Особая группа — женские образы. Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской. В них воплощена печаль и забота Родины о своих воинах. В идейном замысле женские образы занимают очень важное место, подчеркивая созидательное начало, противостоящее войне и разрушению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *