кто такие, быт и культура. Государственный строй и военные походы печенегов.
Печенегами в Киевской Руси называли союз кочевых племен, которые в 9-12 веке жили за южными границами государства и имели большое влияние на тогдашнюю геополитику через свою многочисленность и воинственность. С печенегами должны считаться все игроки тогдашнего мира, ведь наладить торговлю и международные политические и культурные связи без того, чтобы учитывать присутствие этих племен было невозможно.
Содержание:
1. Кто такие печенеги, как они оказались у границ Руси?
2. Характеристика быта и культуры печенегов
3. Государственное и административное устройство
4. Отношения печенежской государства с соседями
5. Военные столкновения Руси с печенегами. Кто из русских князей погиб в борьбе с печенегами?
6. Упадок печенегов
Кто такие печенеги, как они оказались у границ Руси?
Печенеги, которых в Византии называли «пачінакітами», а арабы именовали «бажнак», представляли собой союз тюрськомовних племен тюрков, сарматов, угро-финских народов.
Происхождение русского названия этого племенного союза исследователи связывают с именем его первого лидера – племенного вождя Бече. Арабы называли печенегов «бажнак» от обще-тюркского слова bacanag, что было названием титула лидера племенного союза.
Это название впервые встречается в тибетанському переводе отчета пяти уйгурских дипломатов-исследователей о «западные края», составленного в VIII веке (по другим источникам это было сообщение уйгурского шпиона). Первое упоминание про эту народность выглядит так: «К северу от них живет племя печенегов, они имеют пять тысяч воинов. Они ведут войны против Гор (уйгуров – ред.)».
Этнос печенегов образовался между Аральским морем и средним течением реки Сыр-Дарья. Центр земель, занимавших печенеги лежал в районе современного города Ташкент. Там они вели относительно оседлый образ жизни: принимали активное участие в торговле между регионами, имели близкие отношения с тюрскими племенами, которые были в то время сильнейшим степным племенем.
в VIII веке тюрки уступают своим господствующим положением уйгурам. После 744 года йугури силой выгнали из северо-западной Монголии племенной союз огузов (или торков), которое вынуждено было переселиться в регион над Аральским озером и нижней частью русла реки Сыр-Дарья. Печенеги получили воинственных соседей. огузы решили завладеть выгодными торговыми путями, проходившими Печенежской территорией и вели из Средней Азии в Булгар на Волге, Хазарию и среднюю Европу. Огузы собрали мощную коалицию, с помощью которой разбили печенегов и выгнали их с первой родины. Конечно же, часть побежденного народа осталась на старых территориях и влилась к этносу торков.
Большинство же отправилась осваивать новые земли и в первой половине IX века печенеги переселись в местность между рек Эмба-Урал и Волга. Здесь они получили новых конфликтных соседей – хазар. Кстати, это переселение печенегов вынудило отказаться от оседлого образа жизни и освоить кочевой, кроме торговли включал скотоводство и военную сноровку.
На своей новой родине печенеги стали воевать с Хазарским каганатом. Исламскиелетописи IX века подтверждают, что военные столкновения с хазарами случались чуть ли не ежегодно. В 890-х годах хазары объединились с торками и нанесли печенегам сокрушительное поражение, что привело к новому переселения печенегов. Племенной союз прорвался через Хазарский каганат и отправился в сторону Северного Причерноморья.
Во время переселения печенеги вытеснили другие кочевые племена, в том числе угров, и на 150 лет осели на теперешних украинских землях между Доном и Дунаем, перебравшись к границам Киевской Руси. Таким образом они стали обладателями огромной степной территории и получили значительное влияние на геополитической арене. Даже могущественная Византийская империя заключала мирные договоры с грозными племенным союзом, древнерусское государство тоже стремилась с ними мира.
Характеристика быта и культуры печенегов
Представление о жизни и быте печенегов мы можем получить из исторических свидетельств и археологических находок.
На сегодняшний день ученые обнаружили около 50 печенежских захоронений в разных частях континента (с учетом переселения народности). Скелеты погребенных там печенегов позволяют сделать предположения относительно внешнего вида представителей этноса: черепа принадлежат представителям европеоидной расы с монголоидными чертами. Это подтверждает и исторический источник – по записям из дневника, который вел арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, что встретился с печенегами в начале X века: «Они были темнолицими брюнетами и имели гладко бритые лица».
Кладбищ печенеги не имели и хоронили мертвых на месте временных стоянок. Одиночные могилы, найденные археологами, доказывают, что печенежское племя вело в основном кочевой образ жизни. В захоронениях обнаружено:
- оружие;
- кости и чучела лошадей;
- их сбрую;
- украшения в виде поясов с подвесками, чаще всего передают образы птиц;
- глиняная посуда.
Некоторые предметы, как орудия для обработки земли, найденные в редкой женской могиле (захоронение принадлежит представительницы состоятельного печенежского рода), доказывают, что иногда кочевники переходили на полуоседлый образ жизни.
И преимущественно кочевой быт побудил к развитию таких отраслей, как скотоводство и торговля. Печенеги разводили вьючных животных, лошадей и овец. Торговлю вели с Русью, что покупала у кочевников скот, и византийским Корсунь (современный Херсонес), куда поставляли шкуры и воск. Зато печенеги получали золотую и серебряную посуду, дорогие ткани, приправы и прочее.
печенеги славились своими лошадями и были выдающимися всадниками. Многочисленная конная армия, по подсчетам ученых состояла из 400 тысяч всадников, и развитие боевого искусства позволили печенегам стать полноправными обладателями степи, где они жили и взимать деньги за охрану торговых путей, переход караванов через подвластную им территорию.
Умелые печенежские воины заключали военные союзы со своими соседями, становились наемниками. Также кочевники зарабатывали на продаже пленных в рабство, хотя чаще требовали за них выкуп.
язык, которым пользовалось большинство печенегов, принадлежал к тюрской группе с элементами гуно-болгарского языка.
Однако относительно недавняя находка, изданный н. Мещерским в 1958 году Старорусский перевод «истории Июдейской войны», доказывает, что господствующая верхушка племени использовала иранский язык. Этот факт объясняется этнической неоднородностью печенегов, характерной для большинства кочевых народов. печенеги скорее всего использовали руническое письмо, показывающие найденные на всех территориях, где когда-либо обитал племенной союз, надписи. К сожалению, все эти письменные памятники коротки, поэтому их не удалось расшифровать.
Религиозные предпочтения печенегов тоже были неоднородными. На их территории успешно сосуществовали такие религии:
- несторіянське христианство, возникшее в начале 5 века в Константинополе и продвигало идею наполовину человеческой, наполовину божественной природы Христа;
- буддизм;
- манихейство — учение основано на специфическом понимании Библии с примесями буддизма и зороастризма. Манихейство было наиболее популярной среди печенегов религией.

Вероятно, что с переселением на территорию современной Украины печенеги ознакомились и с славянскими верованиями. Насколько язычество вошло в религиозную жизнь кочевников неизвестно. После крещения Руси Владимир Великий попытался заинтересовать печенегов христианством и для этого поспособствовал приезду в 1007 году на занятые ими территории Бруно с Кверфурту с христианской миссией. Однако привести кочевников к православию не удалось.
Зато арабские авторы отмечают, что исламские миссионеры, которые примерно в то же время посещали печенежские стоянки достигли большего успеха в насаждении своей веры. Это привело к исламизации значительной части народа. Исламскую веру большой части печенегов подтверждают захоронения – в большинстве могил покойный лежит головой на запад.
К сожалению, через кочевой образ жизни печенегов и страх, который испытывали к ним современники, свидетельств о быте и культуре этого народа до нас дошло немного.
Государственное и административное устройство государства Печенегов
Часть государства печенегов, что находилась на территории современной Украины, делилась на 2 части – на правом и левом берегу Днепра.
Правое крыло было выше ранга чем левое.
Каждое крыло государства состояло из 4 округов, которые византийский император Константин VII Багрянородный в своих записях называл «брусчатками». Каждый из «фемов» был ниже ранга от предыдущего (второй округ ниже с Первый и так далее). В первом округе правого крыла, первом и втором округах левого жила господствующая верхушка печенежского общества – так называемый кангар. «Фемы» были по сути кочевыми ордами, состояли из родов, во главе каждого рода стоял старейшина – за Константином VII «архонт», которые совмещали светскую и религиозную власть. Кстати, института рабства в печенежском обществе не было.
разделение на округа осуществлялось по способности той или иной территории поставить десятитысячный отряд к конному войску печенегов. Если вспомнить, что печенежская армия насчитывала 40 десятитысячных конных отрядов, то можно представить численность населения печенежской государства. По подсчетам историков она составляла – 2,8-3 миллиона человек, на территории степной зоны современной Украины проживало около 800 тысяч представителей данной народности.
Каждым крылом ныне украинской территории печенежской государства правил свой монарх, хотя двокоролів’я было неровным: правитель западного крыла считался важнее правителя восточного. Неизвестный автор исторического списка 1200-х лет приводит название правящей династии печенегов – Thonuzoba; это тюркский перевод имени известного иранского харизматического клана «род Кабана».
Центром Печенежского государства археологи считают Поросся, где найдено больше всего захоронений-21 могила. Вероятно в лесу Печенежец, что неподалеку от реки Росава, была главная ставка печенежского кангара. Это подтверждают и записи христианского миссионера Бруно из Кверфурта, который на 4 день пути от границ Киевской Руси увидел «город из шатер».
Государственный строй был приближен к военной демократии – важные решения принимались на общем собрании. Свидетельства современников печенегов, например уже упомянутого миссионера Бруно, подтверждающие мобильность племенного союза, представители которого могли собраться на совет всего лишь за неделю после их созыва и рассылка гонцов в разные округа.
Сборы проходили в ставке кангара.
Отношения печенежского государства с соседями
Как уже упоминалось, печенеги были мощной силой тогдашней геополитики, поскольку владели грозным, многочисленным и искусным войском. Племенной союз занимал значительную степную территорию, которой проходили пути к Азии. С этими обстоятельствами должны считаться сильнейшие державы региона: Византийская империя и Киевская Русь.
по свидетельствам Константина VII Багрянородного именно мир с «пачинакитами» был главным фактором безопасности и благополучия в Византии. Византийцы заключили с печенегами несколько мирных соглашений – 914, 968 и 972 лет. Часто Византия использовала печенегов как союзников или наемников в своих войнах. До определенного момента кочевники держали в страхе врагов Византийской империи болгар, угров и русов.
«Как император Ромеев живет в согласии с печенегами, то ни Русь, ни турки (венгры – ред.) не могут нападать на державу ромеев, ни за покой свой не могут требовать от ромеев больших денег и подарков, потому что боятся силы императора, которую он имеет против них, благодаря тому народу (печенегам – ред.
)», — наставлял Константин VII Багрянородный своего сына.
Киевская Русь тоже пыталась сохранить мирные отношения с печенегами. Первое упоминание об этом народе появилась в «Повести временных лет» и относится к 915 года. Первые русские князья заключали мирные соглашения с печенегами, чтобы обезопасить себе защиту во время военных переходов по степной зоне и поддержку печенежских наемников.
Интересно, что печенеги часто переходили от одного союзника к другому, в поисках более выгодных условий:
- в 944 году они стали союзниками русского князя Игоря в походе на Константинополь;
- в 968 стали инструментом в международных интриг Византии и выступили против Киевской Руси.
Дальнейшие отношения печенегов и славян были исключительно враждебными.
Военные столкновения Руси с печенегами. Кто из русских князей погиб в борьбе с печенегами?
вражда между русичами и печенегами берет начало при правлении князя Святослава. Византия направила Святослава против Болгарии, но во время своего похода князь обнаружил выгодность союза с болгарами учитывая перспективу переправки товаров через Болгарию.
Тогда Византия наняла печенегу и те в 968 году осадили Киев. Спасти русскую столицу от кочевников удалось воеводе Претичу, жену которого нападавшие приняли за войско Святослава. между тем Святослав участвовал в византийской междоусобице, пытаясь посадить на императорский престол нового правителя-Калокира. Когда Святослав возвращался в Киев в 972 году печенеги устроили засаду на днепровских порогах. Печенежский каган Куря разбил святославовудружинная, в битве погиб и сам князь. По преданию, лидер печенегов сделал из черепа князя чашу по старым степным обычаям.
Война с печенегами длилась вплоть до 997 года, они часто совершали набеги на Киевскую Русь: 988, 992, когда печенеги напали на Переяславль, 996 – на Васильков, 994 – на Белгород. Поэтому князь Владимир Великий не только попытался обратить печенегов в христианство и нанимал против них извечных врагов огузов, но и для защиты государства начал строительство укреплений на границах. Это дело продолжал и Ярослав Мудрый.
Последнее нападение печенегов на Русь состоялся в 1036 году, когда племенной союз во второй раз взял в осаду Киев.
За этим последовала масштабная битва, где войско печенегов было вдребезги разбито. «И Бе сеча зла и одва одолев к вечеру Ярослав. И побегоша печенези розно и не ведахуся камо бежаче и овии бегающе топяху в Ситомле, иней же во инех реках и тако погибоша, а прок их прибегоша и до сего дня», – описывает битву и ее последствия древнерусский летописец.
Поэтому для древнерусского государства печенеги были опасным врагом, в столкновениях с ними погиб воинственный киевский князь Святослав. Только сильный отпор и политика защиты границ помогли русичам избавиться от нападений кочевников.
Упадок государства печенегов
После поражения в Киеве печенеги переключились на Византию. Они терроризировали мощную державу средневековой Европы на протяжении 40 лет. Они подступили к Константинополю так близко, что по свидетельствам современника в 1051 году передовые отряды войска печенежского хана Тихана можно было видеть с городской стены.
С 1087 по 1091 годы набеги печенегов на Византию превратились в постоянную войну.
Византийский император Алексей Комін был напуганный тем и решился простить помощи у всех стран христианского мира. На помощь пришли половцы. Объединенное войско византийцев и половцев вдребезги разбило печенегов весной 1091 года. Дочь Алексея Комина с ужасом вспоминала ту битву как невиданную до того времени событие, когда погиб целый народ.
после упадка своего государства печенеги растворились в этносах торков-огузов, половцев, русичей и венгров-Мадьяров. Часть кочевников перешла на службу к киевским князьям, став знаменитыми «черными клобуками». Последнее упоминание о печенегах в русских источниках датировано 1169 годом.
борьба и синтез двух культур в историческом контексте
Печенеги — древний народ, территориально обитавший в бассейне реки Сырдарья, обладающий долгой историей. Печенегов также называли кангарами или кунгурами. В курсе Российской истории этот этноним не раз упоминается, когда речь заходит о набегах иноземцев на Русь.
Но что мы знаем об этом загадочном народе на самом деле? Откуда происходят печенеги и так ли враждебны были их отношения с русичами, как принято считать?
Содержание
- 1 Истоки и образ жизни
- 2 Переселение печенегов в Поволжье: создание конфедерации
- 3 Отношения с Киевской Русью
- 4 Объединение с русичами перед лицом новых вызовов
- 5 Растворившиеся во времени
Истоки и образ жизни
Впервые об этой этнической группе сообщают древнекитайские источники, в частности такой известный историк как Сыма Цянь — его описания являются важнейшим свидетельством о раннем периоде печенежской истории. На рубеже истории, в 1-2 веках до н.э. печенеги населяли бассейн реки Сырдарья, обширные берега Каспийского моря, а также Приуралье.
Очень важной характеристикой деятельности любого народа является его образ жизни. Печенеги представляли собой классический пример кочевого уклада жизни. Они занимались кочевым животноводством, питались молоком и мясом, производили молочные продукты.
Такой образ жизни позволял переходить с места на место без особых потерь.
Но у этого образа жизни были свои недостатки: жизнь любых кочевых народов во многом зависела от ландшафта, и в первую очередь от наличия на территории хороших пастбищ для скота. Именно такими пастбищами являлись плодородные земли Приаралья. Но не только печенегам были по нраву эти места: на данной территории проживали также другие кочевые народы: хазары — весьма могущественный каганат, занимавшийся разграблением соседних земель, — а также огузы.
Арабский историк Аль-Масуди напишет в своих трудах о многолетних войнах, случившихся между этими соседями за пастбищные поля. В отличие от своих соседей хазар, печенеги не пользовались поддержкой своих восточных соседей и их тактическое преимущество заключалось в быстроте нападения и таком же быстром отступлении, что свидетельствует об их малочисленности.
Переселение печенегов в Поволжье: создание конфедерации
Многочисленные столкновения с соседями вытеснили печенегов к западу.
Так, к 10 веку н.э. многие историки свидетельствуют об их кочевании по обоим берегам реки Волги. В это время важным союзником печенегов является Византия, которая поддерживает с кочевыми племенами взаимовыгодные отношения. Полезность печенегов довольно просто объясняется: Византии нужна была защита от хазар, булгар и руссов, стремившихся в то время к захвату и разграблению византийских богатств.
Император Константин — правитель Византии сообщает в своих записях, что ко времени его правления печенеги населяли берега таких рек как Прут, Днепр и Буг, занимая большую по протяженности территорию с севера на юг. Как несложно заметить, география кочевания данного народа очень обширна, что объясняет, почему эти кочевые племена поучаствовали в формировании многих этнических групп: венгров, будущих южных славян, башкир и многих других. К этому же моменту относится формирование печенежской конфедерации. Теперь это сильный и устойчивый к завоеваниям народ.
Отношения с Киевской Русью
Первые контакты печенегов с русичами произошли примерно в 9-10 веках н.
э. Стоит отметить, что печенеги никогда не угрожали независимости и целостности русского государства. Но их набеги были довольно неприятны для русских. Первое известное столкновение между Киевской Русью и печенежским государством относится примерно к 912 году н.э., когда, дойдя до территории современной Украины войско печенегов было остановлено князем Игорем.
Но данный пример скорее исключение, чем правило: в основном контакты печенегов с русскими людьми были благотворны для обеих сторон. Однажды совместными силами русское княжество и печенежское ханство отправились в совместный поход на саму златоглавую Византию. Нередки также были случаи, когда Игорь использовал силы печенег для победы над своими врагами. И эти примеры также запечатлены в истории. В частности, об этом написано в «Повести временных лет».
В 965 году н.э. происходит событие, преломившее ход печенежской истории. Хазарский каганат, бывший на протяжении веков главной сдерживающей силой для печенегов переживает распад и деградацию.
В это время печенеги, объединённые под властью хана, напротив — начинают чувствовать себя хозяевами Поволжья. Соответственно обостряются их отношения с русичами. К этому времени столкновения с Русью носят не столько экономический, но скорее политический характер. Русь, как и Печенежское ханство входит в силу под властью молодого князя Святослава Игоревича. Большинство столкновений этих двух государств происходит именно в княжение Святослава.
В 968 году печенеги предприняли попытку нападения на Киевскую Русь, но были отогнаны князем Святославом обратно в степи. Однако в 972 году князь Святослав был предан соратниками в руки врагов и убит печенегами.
Объединение с русичами перед лицом новых вызовов
Преемник Святослава — князь Владимир избирает совершенно другой курс, сосредотачиваясь на внутренней политике государства. Торговые и военные отношения с соседними государствами развиваются слабо. Масштабных сражений не происходит. Это приводит к урежению контактов с печенежским ханством, а также к ослаблению необходимости эти контакты поддерживать.
Но это в свою очередь способствует установлению мирных отношений между соседями. В начале 11 в. н.э. печенеги проявляют инициативу мирного соглашения с Киевским княжеством. И до самой смерти князя Владимира это мирное сосуществование сохраняется.
Новые угрозы и новые вызовы способствуют сплочению двух соседствующих народов: в 11 веке н.э. печенеги и русичи предпочитают не враждовать, а объединиться перед угрозой наступления половцев — новой кочевой силы, угрожающей с юга. Кроме того, происходит активное развитие торговых отношений с Византией, и Русскому государству уже требуются союзники для охраны торговых судов от набегов. Так что союзнические отношения с печенегами пришлись весьма кстати. Только один раз печенеги всё ещё предпринимают попытку вторгнуться на территорию Руси — в правление Ярослава Мудрого. Но терпят поражение и больше не предпринимают попыток напасть.
Растворившиеся во времени
Ко времени правления Ярослава Мудрого — печенеги начинают ассимилироваться в Киевской Руси — настолько, что им даже даруется избирательное право, и они могут совершенно легально активно вмешиваться во внутреннюю политику молодого русского государства.
В 11-12 веках важной составляющей военной мощи Руси были войска наёмников-каракалпаков, набираемые из числа тюркоязычных подданных русских князей, среди них значительную часть составляли печенеги.
К началу 13 века происходит окончательная ассимиляция печенегов с южно-славянским населением Киевской Руси. А культурные традиции двух народов — кочевнические и оседлые сливаются воедино, образуя особый, традиционный для средневекового евразийского ландшафта уклад, который потом ляжет в основу среднерусской культуры.
Хотя чётко разграничить сферу влияния печенежской элиты на русских князей едва ли возможно в наши дни, печенеги, войдя в 13 веке в очень тесное взаимодействие с русским населением, внесли свой весомый вклад в современное народонаселение России, а их желание влиять на внутреннюю политику Руси имело значение для последней.
печенегов | 29 публикаций | 107 цитат | Top Authors
Аннотация: Евреи Хазарии, Кевин Алан Брук. 2-е изд. Лэнхэм, доктор медицины: Rowman & Littlefield, 2006.
317 стр. 44 доллара. Хазарский каган был пресвитером Иоанном еврейской диаспоры к концу первого тысячелетия, прежде всего еврейской интеллигенции Омейядской Испании, одному из которых удалось установить с ним контакт. Хазары считались (и совершенно справедливо) великой степной державой, способной на равных бороться с мусульманским халифатом. Начитанные раввины помнили их и в последующие века. Затем, в 19В 76 г. тайный интерес небольшого круга ученых был внезапно привлечен к вниманию широкой публики Артуром Кестлером с публикацией его книги «Тринадцатое племя: Хазарская империя и ее наследие». Кевин Алан Брук, тридцать лет спустя, с большим успехом пытается удовлетворить потребность в информации о хазарах, которую породил Кестлер. «Евреи Хазарии» — это, по сути, сборник информации, собранной из всех доступных источников с помощью армии ученых, интересующихся хазарами, и переводчиков с немецкого, шведского, польского, русского, болгарского, венгерского и иврита. Информация извлечена из первоисточников — арабского, армянского, византийского, латинского, славянского и древнееврейского — и из большого массива промежуточных научных работ.
Между ними главы собирают всю информацию, разбросанную в открытом доступе. Они расположены следующим образом: (1) происхождение, (2) городские поселения, (3) институциональное развитие, (4) материальная и нематериальная культура, (5) экономика, (6) обращение в иудаизм (наиболее важное и наиболее полезное из главы), (7) международные отношения (в основном с арабами, византийцами и венграми), (8) разрушение каганата русскими, (9) свидетельства существования хазар в Восточной Европе, России, Украине, на Кавказе (на севере и юге) и в других местах, и (10) хазарский вклад в ашкеназское еврейство (который считается небольшим, но значительным в последней и самой длинной главе). Общую линию можно охарактеризовать как положительную. Брук — замещающий хазарский патриот. Он следует общей направленности специальной литературы, которая до сих пор несет на себе сильный отпечаток советской эпохи. Итак, для него Хазарский каганат был экономически развитым и развитым институционально, его территория была усеяна городами и селами.
Собственно хазары изображаются правящими многоэтнической империей, включающей кавказских аланов, венгров, печенегов, волжских булгар, крымских готов и ряда славянских племен. Их обращение в иудаизм находится в контексте давно сложившихся соседних еврейских общин (особенно в Крыму и на Таманском полуострове). Критический этап, а именно преобразование бека, фактически главного оперативного чиновника, подчинявшегося кагану, датируется 830-ми годами. Хотя существуют противоречивые свидетельства о степени еврейского проникновения, Брук твердо стоит на стороне максималистов. Для него большинство хазар были евреями к середине десятого века, когда напали русские и хазарский мир рухнул. Ни в коем случае нельзя считать «Евреев Хазарии» произведением высокой вульгаризации. Ибо это информация, которую Брук стремится собрать и передать, и его не волнует, каким образом он это делает. Доказательства представляются так, как они могли бы быть в суде, пункт за пунктом, а не излагаются в потоке аргументов.
Целью является ясность, а не элегантность выражения. По сути, это печатная версия веб-сайта. Но есть проблемы с попытками создать авторитетный и всеобъемлющий веб-сайт в печатном виде. Сначала это фиксируется. Его больше нельзя обновлять по мере поступления новой информации, за исключением нового издания после значительной задержки. К большому сожалению, Брук опубликовал второе издание своей книги во время длительного перерыва между проведением первого международного коллоквиума по хазароведению в Иерусалиме в 19 г.99, и издание некоторых бумаг (П. …
Варяжская гвардия
Варяжская гвардияВаряжская гвардия была викингами, которые в конце концов добрались до столицы Византийской империи. Как и в большинстве случаев, первые взаимодействия викингов были рейдами в результате исследований викингов.
Город Византия стал уникальным вызовом для военачальников викингов не из-за своей грозной защиты, а из-за лучшей жизни, которую он мог предложить скандинавам. После самого раннего контакта с Империей многие викинги рассматривали город как более стабильный источник дохода, чем принцы, которым они служили, а история использования Империей варварских наемников дала викингам легкий путь к более надежной карьере.
Скандинавы, решившие служить империи, в конечном итоге стали известны как Варяжская гвардия. С начала своего образования варяги с отличием служили в существующих полках Императорской элитной гвардии, до 9 г.88 г., когда в ответ на крещение видного лидера викингов была образована отдельная ветвь, полностью состоящая из скандинавов. В то время варяги можно рассматривать как символ остальных викингов, которые в конечном итоге обратились со своих старых привычек в христианство, даже если варяги руководствовались только богатством и славой.
В то время как мотивация для достижения легкой христианской жизни, предлагаемой в Византии, изначально была пожинать легкие плоды расслабленного образа жизни, Варяжская гвардия со временем стала известна как одно из самых лояльных подразделений в подчинении Императора. Крайняя лояльность варягов к своему новому императору может проистекать из их языческих корней, поскольку многие из них считали это родовой профессией, передаваемой из поколения в поколение, несмотря на то, что викинги сражались за Императора всего несколько столетий.
Подобно элите римских преторианцев, варяги были вовлечены в политику своей империи, но в отличие от преторианцев они никогда не вмешивались ради личной выгоды. Были многочисленные попытки свержения Императоров, но варяги надежно защищали Императоров от любых покушений предателей. Однако варяги служили не только стойкими телохранителями императора, но и могли действовать как византийский спецназ, когда обычные солдаты не могли довести дело до конца.
В царствование императора Иоанна II византийцы напали на караван враждебных печенегов, которые так окопались, что были непроницаемы для нападения. Генералы Императора умоляли его прислать своих элитных гвардейцев, но он слишком боялся их потерять. Услышав об опасениях Императора, варяжский вождь постановил, что он и его люди попадут в огонь, если Император постановит это (Давидсон, 191). Варяжской гвардии хватило одной конной атаки, чтобы сломить строй противника и обратить его в бегство. Варяжская гвардия объединила легендарную свирепость викингов с регулируемым обществом Восточной Римской империи, создав одну из самых эффективных боевых сил, которые когда-либо видела Империя.

