Образ татьяны в евгении онегине: Характеристика Татьяны в романе «Евгений онегин»

Содержание

Как одевалась Татьяна Ларина | Журнальный мир

Характер и стиль очень тесно взаимосвязаны во все времена, ведь по тому, какую одежду выбирает человек, можно определить, кто он, его натуру, манеры и образ мыслей. По описанию личности в произведениях, её характера, поведения, поступкам и диалогам формируется определённый образ, который ассоциируется со всем вышеперечисленным. Так и наоборот, первое впечатление о человеке складывается, когда мы видим во что он одет. Одежда может многое рассказать о человеке: род его занятий, увлечения, характер, манеры.

Наряды дам начала 19 века очень сильно отличались между сословиями. Дамы высшего света всегда старались выглядеть роскошно и безупречно. Платья носили глубоко декольтированные. Бальный туалет непременно обнажал шею, плечи, руки. У женщин ценилась осиная талия, а чтобы её ещё и подчеркнуть, у платьев преобладали широкие плечи, объёмные рукава и большая накрахмаленная юбка. Дамские наряды шили из тафты, ситца, сатина, муара, бязи, бархата, парчи и даже шёлка.

По тому, как выглядела дама, окружающие судили о её благосостоянии, о финансовых успехах и неудачах главы семейства. Безупречным должно было быть всё: причёска, макияж, обувь, сумочка, перчатки. В макияже и причёсках ценилась простота и естественность, даже косметические эффекты женщины пытались достичь естественным способом: пили уксус для бледности, ели землянику для румянца на щеках, использовали различные масла для волос. Что касается причёсок, то самыми популярными были локоны и косы, но для балов всё же выбирали завитые локоны, которые изящно дополняли образ. Дамы из высшего общества переодевались порой по шесть-семь раз в день, потому что явиться куда-либо в несоответствующем месту виде было недопустимо.

Девушки из небогатых семей, конечно, старались подражать высшему сословию, но это удавалось лишь тем, кто жил вблизи крупных городов. В целом наряды были максимально лаконичны и неброские на детали. Платья сшиты из недорогих тканей, без кружева, шифона, камней и золотых нитей.

Рассмотрим, как менялся характер и вместе с ним стиль прекрасной Татьяны из романа «Евгений Онегин». Сам роман – это большое собрание психологических портретов с глубоким раскрытием многогранности каждой личности.

Татьяна Ларина – девушка из небогатой провинциальной дворянской семьи.

Вначале она предстаёт невинной и наивной девушкой, увлечённой чтением романов.

Бесхитростная, добрая, замкнутая, но очень смелая, так как она решила открыто признаться в своих чувствах Онегину. Ларина является печальной, молчаливой, боязливой, неласковой, задумчивой девушкой.

 

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

 

Такое описание рисует образ девушки в скромном, светлом, нежном платьице. Будучи барышней из провинции, Татьяна носит простые, старомодные («запоздалые») наряды и использует устаревшие выражения речи.

 

Представить ясные черты

Провинциальной простоты,

И запоздалые наряды,

И запоздалый склад речей…

 

Ещё можно отметить, что сарафаны преимущественно светлых тонов, рукава короткие, но не очень пышные. Из деталей выделяются тонкие, нежные бретельки, летящая романтичная юбка платья. Это всё говорит о её открытом и чистом внутреннем состоянии. Характер молодой и простой девушки из деревни полностью олицетворяет её одежда, а московские барышни вовсе считают её странной.

 

Её находят что-то странной,

Провинциальной и жеманной…

 

В это время для Онегина Татьяна кажется простоватой, лишённой столичных манер светских дам, и он, как мы знаем, отвергает её любовь.

 

Супружество нам будет мукой.

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас…

 

Через пару лет Татьяна выходит замуж и в новом статусе раскрывается уже иначе. Она теперь не та юная девушка, способная потерять голову от чтения любовных романов. Татьяна теперь взрослая женщина, уверенная в себе, которая поняла ценность взаимного уважения и супружеского долга. На балу, что даёт её муж, Татьяна вновь встречается с Онегиным, и тот понимает, что поступил глупо, отвергнув любовь столь очаровательной женщины.

 

Как изменилася Татьяна!

Как твёрдо в роль свою вошла!…

Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?…

 

Ларина обретает благоразумие, осознав опасность безудержной мечтательности. Утратив непосредственность в проявлении чувств, Татьяна отвергает Онегина.

 

«… Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

 

После замужества образ юности и невинности переживает волшебную трансформацию в образ уверенной, серьёзной, сильной женщины.

 

Ужели с ним сейчас была

Так равнодушна, так смела?..

…………………………………………….

 

Как сурова!

Его не видят, с ним ни слова;

У! как теперь окружена

Крещенским холодом она!..

 

Такое же колоссальное изменение произошло и с внешним обликом героини. Простое и невзрачное платьице трансформировалось в шикарный бальный наряд. На Лариной роскошное платье из дорогих тканей. Она теперь жительница Петербурга и выглядит совсем иначе: уверенный взгляд, прямая осанка и сияющее изнутри лицо. Её наряды украшены вышивками и кружевом, корсет на платье привлекает внимание к её изящной и тонкой талии, пышные рукава из полупрозрачных тканей подчеркивают её нежные и хрупкие руки. После замужества Татьяна носит дорогие ювелирные украшения, делает модные по тем временам причёски и макияж.

Ларина обладает внутренней силой, она тверда в своих решениях, но в душе она мечтательна и романтична.

В одежде это замечается по нежному кружеву, которым обработан подол платья, по лёгкому палантину из шёлка, который она всегда любила накинуть на свои хрупкие открытые плечи. Романтичность в образах также отслеживается в струящихся тканях юбки, в нежной и светлой цветовой гамме нарядов. Волосы всегда аккуратно убраны, локоны слегка вьются и добавляют нежности в её образ.

По новому описанию Татьяна предстаёт перед нами совсем иной. Она очень изменилась с юных времён внутренне и внешне, в характере и стиле, но её романтичность осталась при ней, даже когда она стала серьёзной и прекрасной женщиной. Пушкин гениально показал нам образ Татьяны как воплощение женственности и пример для подражания всем русским женщинам. Поэт с нежностью, сочувствием и уважением относится к своей героине. Он прямо говорит, что очень любит её.

 

Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!

 

Поведение Татьяны меняется на протяжении всего произведения, но личные принципы остаются прежними. Для девушки не имеет значения мнение общества, она живёт по своим нравственным законам. И её внешний облик, то, как она одевается, лишь подчёркивает внутреннюю сущность нашей героини.

г. Ростов-на-Дону

Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкину удалось представить все многообразие жизни современной ему России, изобразить русское общество «в одном из интереснейших моментов его развития», создать типичные образы Онегина и Ленского, в лице которых была представлена «главная,, то есть мужская сторона» этого общества. «Но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину», — писал Белинский.

Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — вес это раскрыто в романе очень подробно, поведение ее психологически мотивировано. Но вместе с тем Татьяна — «милый идеал» поэта, «романное» воплощение его мечты о женщине определенного типа. И сам поэт часто говорит об этом на страницах романа: «Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу…», «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!» Причем в личности героини в известной степени воплотилось и мироощущение самого поэта.

Читатели сразу же ощутили эти авторские акценты. Достоевский, например, считал Татьяну, а не Онегина главным действующим лицом романа. И мнение писателя вполне обоснованно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным характером и духом.

Характер ее остается неизменным на протяжении всего романа. В различных жизненных обстоятельствах расширяется духовно-интеллектуальный кругозор Татьяны, ею приобретается опыт, знание человеческой природы, новые привычки и манеры, свойственные другому возрасту, однако внутренний мир ее не меняется. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не изменившимся», — писал В. Г. Белинский:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой…

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными друзьями Татьяны были поля и леса, луга и рощи.

Характерно, что, описывая деревенскую жизнь, Пушкин никого из «провинциальных героев» не изображает на фоне природы. Привычка, «проза жизни», поглощенность хозяйственными заботами, невысокие духовные запросы — все это наложило свой отпечаток на их восприятие: местные помещики просто не замечают окружающей красоты, как не замечает ее Ольга или старушка Ларина,

Но не такова Татьяна, Натура ее глубока и поэтична — ей дано видеть красоту окружающего мира, дано понимать «тайный язык природы», дано любить Божий свет. Она любит встречать «зари восход», мыслями уноситься к мерцающей луне, гулять в одиночестве среди полей и холмов. Но особенно Татьяна любит зиму:

Татьяна (русская душою.

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Героиня, таким образом, вводит в повествование мотив зимы, холода, льда. И зимние пейзажи затем часто сопровождают Татьяну. Вот она гадает в ясную морозную ночь на крещенье. Во сне она идет «по снеговой поляне», видит «недвижны сосны», покрытые клоками снега, кусты, стремнины, занесенные метелью. Перед отъездом в Москву Татьяне «страшен зимний путь». В. М. Маркович замечает, что «зимний» мотив здесь «непосредственно сближен с тем суровым и таинственным чувством меры, закона, судьбы, которое заставило Татьяну отвергнуть любовь Онегина».

Глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритмами: «Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение ее с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям — все это только усиливает эту таинственную связь.

Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто оживает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна — вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадочная, темная и глубокая, как русская сказка… Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба-Яга.

..» — писал Д. Мережковский.

И выражается этот «зов прошлого» в том числе и в неразрывной связи героини с родной семьей, несмотря на то, что там она «казалась девочкой чужой». Пушкин изображает Татьяну на фоне жизненной истории ее семьи, что приобретает необычайно важный смысл в контексте осмысления судьбы героини.

В своей жизненной истории Татьяна, не желая этого, повторяет судьбу своей матери, которую повезли к венцу, «не спросясь ее совета», в то время как она «вздыхала о другом, Который сердцем и умом Ей нравился гораздо боле…». Здесь Пушкин как будто предваряет судьбу Татьяны философским замечанием: «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она». Нам могут возразить, что Татьяна лишена духовной связи с семьей («Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»). Однако это не означает, что здесь нет связи внутренней, глубинной, той самой природной связи, которая составляет самую суть натуры героини.

Кроме того, Татьяну с детства воспитывала няня, и здесь мы уже не можем говорить об отсутствии духовной связи. Именно няне героиня поверяет свою сердечную тайну, передавая письмо для Онегина. О няне она с грустью вспоминает в Петербурге. Но какова же судьба Филипьевны? Тот же самый брак без любви:

«Да как же ты венчалась, няня?» —

Так, видно, Бог велел.Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели,

Да с пеньем в церковь повели.

 

Безусловно, крестьянская девушка здесь лишена свободы выбора, в отличие от Татьяны. Но сама ситуация брака, восприятие ее повторяются в судьбе Татьяны. Нянино «Так, видно, Бог велел» становится Татьяниным «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и модное увлечение сентиментальными и романтическими романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Знакомые мужчины были Татьяне неинтересны: они «так мало представляли пищи ее экзальтированному… воображению». Онегин же был новым человеком в «деревенской глуши». Его таинственность, светские манеры, аристократизм, равнодушный, скучающий вид — все это не могло оставить Татьяну равнодушной. «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом», — писал Белинский. Не зная Онегина, Татьяна представляет его в хорошо знакомых ей образах литературных героев: Малек-Аделя, де Динара и Вертера. В сущности, героиня любит не живого человека, а образ, созданный ее «воображением мятежным».

Однако постепенно она начинает открывать для себя внутренний мир Онегина. После его суровой проповеди Татьяна остается в растерянности, обиде и недоумении. Вероятно, все услышанное она истолковывает по-своему, понимая лишь то, что ее любовь отвергли. И лишь посетив «модную келью» героя, заглянув в его книги, хранящие «отметку резкую ногтей», Татьяна начинает осмысливать онегинское восприятие жизни, людей, судьбы. Однако открытие ее говорит не в пользу избранника:

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

 

Здесь особенно ярко обнажается разница мировосприятий героев. Если Татьяна мыслит и чувствует в русле русской православной традиции, русской патриархальности, патриотизма, то внутренний мир Онегина сформировался под влиянием западноевропейской культуры. Как замечает В. Непомнящий, кабинет Евгения — модная келья, где вместо икон — лорда Байрона портрет, на столе — маленькая статуя Наполеона, захватчика, завоевателя России, книги Онегина подрывают основу основ — веру в Божественное начало в человеке. Конечно, Татьяна была поражена, открыв для себя не только незнакомый мир чужого сознания, но и мир, глубоко чуждый ей, враждебный в основе своей.

Вероятно, не оставила ее безучастной и злосчастная дуэль, исходом которой стала смерть Ленского. В сознании ее сформировался совсем иной, не книжный образ Онегина. Подтверждение тому — второе объяснение героев в Петербурге. Татьяна не верит в искренность чувств Евгения, его преследования оскорбляют ее достоинство. Любовь Онегина не оставляет ее равнодушной, однако теперь она не может ответить на его чувства. Она вышла замуж и целиком посвятила себя мужу, семье. И роман с Онегиным в этой новой ситуации для нее невозможен:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна…

В этом выборе героини отразилось очень многое. Это и цельность натуры ее, не допускающая лжи и обманов; и четкость нравственных представлений, которая исключает саму возможность причинить горе невинному человеку (мужу), легкомысленно опозорить его; и книжно-романтические идеалы; и вера в Судьбу, в Промысел Божий, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений; и неосознанное повторение судьбы матери и няни.

Однако в невозможности единения героев у Пушкина заложен еще и глубокий, символический подтекст.

Онегин — герой «культуры», цивилизации (причем, культуры западно-европейской, чуждой русскому человеку в самой основе своей). Татьяна — дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души. Природа и культура в романе несовместимы — они трагически разъединены.

Достоевский считал, что Онегин теперь любит в Татьяне «только свою новую фантазию. …Любит фантазию, да ведь он и сам фантазия. Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она [Татьяна] вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь…»

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» Пушкин представляет нам «апофеозу русской женщины». Татьяна поражает нас глубиной натуры, оригинальностью, «воображением мятежным», «умом и волею живой». Это цельная, сильная личность, способная подняться над стереотипностью мышления любого социального круга, интуитивно чувствующая нравственную правду.

Листьев Татьяны — Евгений Онегин Чайковского: руководство для начинающих

Листьев Татьяны — Евгений Онегин Чайковского: руководство для начинающих — Classic FM

Подробнее Чайковский последний

Почему *эта* мелодия из «Щелкунчика» есть в каждом трейлере к рождественскому фильму

Министр культуры Украины призвал бойкотировать Чайковского до конца войны

20 лучших произведений классической рождественской музыки

Рождество

Лучшие балетные партитуры всех времен

Откройте для себя музыку

15 композиторов LGBTQ+ в истории классической музыки, которых вы, вероятно, уже знаете

Discover Music

Российский конкурс имени Чайковского исключен из Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов

Дом Чайковского, разрушенный российской армией на северо-востоке Украины

Удивительно грациозная чихуахуа исполнила балет «Лебединое озеро» на выставке собак Крафтс

Узнать больше Лучшая классическая музыка

15 самых известных мелодий классической музыки

Откройте для себя музыку

15 величайших симфоний всех времен

Откройте для себя музыку

Четыре эпохи классической музыки: краткое руководство

Откройте для себя музыку

25 лучших пианистов всех времен

Откройте для себя музыку

10 самых романтичных оперных дуэтов всех времен

Откройте для себя музыку

Последнее на Классическом FM

Лучшие плейлисты классической музыки на любой вкус

Откройте для себя музыку

Густаво Дудамель в шутку предлагает Кейт Бланшетт LA Phil дирижировать, увидев Тара.

Густаво Дудамель

Основные моменты радио Classic FM на этой неделе, в том числе «Альбом недели» и «Drive Discovery»

Саундтрек к сериалу «Вызовите акушерку»: кто написал музыку и как называется музыкальная тема?

Откройте для себя музыку

13-летний украинский беженец пронзительно играет на пианино, год с начала войны

Видео

Семья Каннех-Мейсон отреагировала на свое первое вирусное видео

Видео

Мать попросила TikTok сыграть мелодию ее 10-летней дочери, на что откликнулся целый струнный оркестр Classic FM сотрудничает с Wigmore Hall, предлагая билеты по 5 фунтов стерлингов зрителям до 35 лет.

Согласно новому исследованию, музыке требуется 13 минут, чтобы «избавиться от грусти», и 9 минут, чтобы сделать вас счастливыми.

Комната Татьяны. Эскиз декорации к опере «Евгений Онегин» П. Чайковского, Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. FAI-14203

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

Частное использование/презентация | 59,99 €
Информативный сайт | 89,99 €
Издательский. Книга внутри | 139,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 169,99 €

Рассчитать стоимость другой лицензии

Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG

Код изображения: ФАИ-14203 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 35 МБ А4+ (4561 х 3425 пикселей — 38,6 х 29смс — 300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *