Образ простаковой в комедии: Характеристика Простаковой в комедии Недоросль кратко, образ госпожи с цитатами героя для сочинения в таблице

Образ госпожи простаковой в комедии недоросль кратко. Кто такой Простаков? Характеристика героя из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина

Госпожа Простакова – мать Митрофанушки, одна из главных героев комедии. Она родилась в семье с большим количеством детей, но из них выжили только она и её брат. Отец Простаковой был военным служащим, после этого, будучи неграмотным, он разбогател, но он был до того жадный, что в один день умер лёжа на сундуке, который был полностью набит золотыми монетами. Простакова и её брат Скотинин тоже выросли жадными и богатыми.

Фонвизин говорит о Простаковой, как о диком животном, которое способно «сделать плохо другим», об этом и говорит её девичья фамилия – та же, что и у её брата – Скотинина. Она грубо относится к своим крестьянам, кроме того, она отобрала у них всё, что только у них было. Но не только слуги боятся своей хозяйки, но и её муж. Простакова относится как к слуге, заставляя его ей подчиняться, для неё его мнение ничего не значит и она помыкает им так, как хочет, считая себя – хозяйкой этого поместья.

У неё есть единственное сокровище – это её шестнадцатилетний сын Митрофанушка. Единственное счастье для Простаковой – это благополучие её сыночка, ведь она считает своим главным родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Но хоть Простакова и верит в то, что учёба вредна и даже опасна для здоровья, она всё же нанимает ему иностранных учителей, считая это «модным».

Помещица Простакова унижает и оскорбляет всех своих слуг. Например, няню Митрофанушки – Еремеевну она обвиняет в жадности из-за того, что та беспокоится о переедании Митрофана булочек за обедом. А Тришку она называет «мошенником» только из-за того, что тот сшил кафтан её сыночку не по размеру.

К Стародуму она обращается с лестью, так как он обладал большой суммой денег, которую завещал своей племяннице Софьюшке, а Простакова хотела женить своего Митрофанушку на ней. Но из-за её корысти и жадности все её планы рухнули, и она осталась ни с чем.

Таким образом, в течение всей жизни, характер Простаковой изуродовался. Простакова выросла в семье, которая отличалась крайней невежественностью, жадностью и неблагодарностью. Её родители не дали ни ей, ни её брату хорошего воспитания и не заложили в её душу никаких хороших качеств. Но сильнее всего на неё действовали условия крепостного права — она была полноправной владелицей крепостных крестьян. Она не следовала никаким правилам и осознавала свою полную власть над всеми, поэтому она превратилась в «бесчеловечную госпожу-тирана».

Вариант 2

Простакова не так проста, как кажется. За улыбками и добрыми словами, обращенными к нужным ей людям, много злости, зависти и жестокости.

Раскрывается она в общении с подневольными людьми. Крепостные страдают от её несправедливой ругани, от жестоких побоев… Она творит, что хочет. И когда ей делают замечание (почти судят уже) она не понимает, почему это не может быть хозяйкой у себя дома. Ей странно,что хороший хозяин не ругается на слуг. И она не хочет, например, ссориться с соседями, лучше она отберет у крестьян своих деньги и земли. То есть, чтобы не быть в убытке. То же самое с нервами, я думаю. Простакова не будет ругаться с важными людьми, но «слить» негатив ведь нужно на кого-то. И это её бедные слуги. Она не слышит никаких оправданий. К примеру, в самом начале она ругает портного за хороший кафтан. Портной говорит, что нигде не учился шить. Простакова смеётся, типа, разве нужно на это учиться.

Мужем она помыкает. Совсем его не уважает. К брату относится чуть лучше, но тоже посмеивается над его простотой. Когда нужен как жених бедной Софьи, тогда хорошо с ним общается, когда в женихи к разбогатевшей сына пристроила, так брат уже не нужен. И она готова всех использовать в своих интересах.

Её вежливость идёт не от сердца. Хорошее отношение зависит от выгоды. Обижала Софью, но как только та разбогатела, так стала «душенькой». Её вежливость (поклоны, поцелуи) излишняя. Это замечает и Стародуб – богатый дядюшка. То есть он им практически никто, видят они все его в первый раз, но он уже всем «отец родной». Когда заявляют о помолвке Софьи, Простакова не останавливается. Она организует похищение невесты! Получается, она практически на всё готова ради своих целей, которые часто все зациклены на сыне.

Она гордится даже тем, что её ничему не учили в своё время. Считает,что образованность не нужна для хорошей жизни. Но уже понимает, что «ребеночку» нужно дать хорошее (видимое) образование.

Любит она только своего сына – Митрофанушку. Слепой материнской любовью. Сынок всем хорош: и умный, и образованный, и добрый… Но всё, на самом деле, не так! И в итоге, избалованный Митрофанушка готов от матери родной отказаться. Вот самый страшный удар для неё. Она всё делала для этого мальчишки, а он – предатель. В принципе, ведёт он себя так, как и она сама.

Образ, характеристика Простаковой в комедии Недоросль

Я считаю, что Простакову зря все так уж ругают! Ей и так досталось в комедии. Её все считают глупой, злобной, лицемерной женщиной. В принципе, так оно и кажется… Но нужно смотреть на причины такого её странного поведения.

Она просто слишком любит сына. И Митрофанушка только этим бессовестно пользуется — себе для выгоды. Простакова почти забыла себя ради сына. Она находится во власти чувств. Так она могла бы любить мужа, брата, батюшку… или мороженое. То есть её главное – любить кого-то или что-то, делать всё ради его блага.

И ещё она просто многого не понимает. В детстве, как мы понимаем, её ничему не учили. Она не знает многих наук. Например, она считает, что география нужна только кучеру. Но с другой стороны, она не так уж не права! Люди часто забивают голову ненужной информацией, всё знают поверхностно. А должны быть специалисты в каждой области. Вот если мне не идёт математика, так нечего меня ей мучить.

Простакова так и считает, что со слугами нужно браниться, что их нужно бить, а по-другому они не понимают. (Может быть, это частично и так.) Если вспомнить героя из смешного рассказа Чехова «Злоумышленник», так с этим мужиком разговаривать бесполезно! И ещё – она не хочет портить отношения с соседями, с родственниками, так и говорит, что лучше выместит всё на крепостных. Это ужасно, да. Но тогда крепостные (как и негры-рабы) практически за людей не считались. Они были для неё тренажерами для битья, как сейчас бывают куклы в офисах. А если через сто лет заговорят о правах кукол, так мы тоже окажемся жестокими.

В финале она кричит, что погибла – нет больше ни власти (буквально), ни сына (образно). Сын оказался настоящим предателем. В общем, Простакова – это недалёкая мать-наседка, её нельзя совсем уж винить в её ужасном поведении. Возможно, она даже раскается и исправится.

Комедия «Недоросль», созданная великим Фонвизиным ещё в 18-м веке, не сходит со сцен столичных и областных театров по сию пору. Она включена ещё с советских времён в школьную программу всех союзных республик и осталась в большинстве из них даже после распада СССР и образования независимых государств. «Сатиры смелый властелин», как называл драматурга Пушкин, не только подверг жестокой критике и осмеянию бездарность, невежество, жестокосердие дворян, заклеймил позором крепостнический строй России, но и создал целую галерею образов, воплощающих собою определённые типы характеров, в силу своей жизненности практически сразу ставших нарицательными. Один из них — госпожа Простакова, мать Митрофанушки.

Место героя в произведение

Образ Простаковой в комедии играет одну из основных ролей. Она — хозяйка усадьбы, владелица крепостных душ, дворянка, оплот и олицетворение государственной власти тут, в своём поместье. А оно, в свою очередь, один из тысяч уголков бескрайней России. И те проблемы, которые возникают на отдельно взятой территории, характерны для всей страны. Это во-первых. Во-вторых, образ Простаковой важен тем, что она растит и воспитывает сына по своему образу и подобию. И всё отрицательное, что есть в матери, культивируется в Митрофане десятикратно. А ведь если Простаковы, Скотинины — прошлое и настоящее России, то их отпрыски — её будущее. Так мыслил Фонвизин и задавался вопросом о том, к чему же придёт государство, если всем заправлять в нём будут такие невежественные хамы. В какие дебри Средневековья отбросят они страну, до какого разорения, обнищания доведут? В-третьих, образ Простаковой интересен и сам по себе, именно как человеческий тип, квинтэссенция сословных и личностных пороков.

От фамилии к личности

Простакова героиня по мужу. А он и вправду «простак»: слабохарактерный, безвольный, полностью передоверивший жене и управление имением, и воспитание сына. Он, не меньше остальных домочадцев, терпит унижения и оскорбления от неё, но поставить на место зарвавшуюся грубиянку и самодурку ему не приходит в голову. Однако, интерпретируя фамилию, образ Простаковой приобретает и другой оттенок значения. В народе «простый» (не «простой») означает «глупый», «неумный», «дурак». А милая дама, давно перешагнувшая рубеж гордится тем, что безграмотна, не умеет читать и писать. Более того, искренне считает это нормой для женщин-дворянок. Так, по простоте и наивности душевной, она воплощает самый ретроградный, консервативный, застойный слой дворянства. В полной же мере через родную фамилию — Скотинина — раскрыт образ Простаковой. «Недоросль» — комедия, созданная во многом в соответствии с поэтикой классицизма, позволяющей и таким способом донести до читателя/зрителя суть персонажа.

Скотская сущность героини, ничем не прикрытая, буквально вопит о себе с первых же её реплик на сцене. И чем дальше развивается действие пьесы, тем яснее нам звериная сущность этой женщины. Закоренелая крепостница, она не считает за людей слуг, бранит и колотит их без зазрения совести. Крестьян своих разорила, обращается с ними крайне жестоко. Готова на любую подлость, даже преступление, ради выгоды. Софью, словно вещь, собирается отдать в жёны своему брату, т.к. тому приглянулись свиньи из деревушки, доставшейся девушке по наследству от умерших родителей. В этом плане очень показателен «Недоросль».

Герои комедии, воплощающие крепостнический дух России, все отрицательны, как на подбор! Искалеченная духовно и умственно социальными предрассудками среды сама, Простакова калечит и сына. Воспитанием и образованием его занимается она для вида, отдавая дань моде и новым общественным требованиям. На самом деле, «чтобы взрастить детушек», по мнению этой, животной любовью любящей своего сына женщины, не нужно ни то, ни другое.

И вырастает из её чада ещё одна «скотина», предающая мать, никого, кроме себя не признающая, глупая и подлая. Потому настоящим приговором всей дворянско-крепостнической системе звучат финальные слова произведения: «Вот злонравия достойные плоды!»

Современная классика

Стоит отметить, что выражение это стало крылатым и шагнуло далеко за пределы содержания пьесы. Так мы можем сказать о любом отрицательном примере, поступке, повлёкшем за собою соответствующую реакцию. Потому всегда нужно стараться вести себя, говорить и поступать так, чтобы не выпячивало наше «злонравие» и не давало «достойных плодов»!

Комедия «Недоросль» – гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, чьи имена в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов пьесы является мать недоросля Митрофанушки – госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает негативное отношение, а местами и насмешку читателей. Тем не менее, сам образ является тонко психологичным и требует подробного анализа.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как уже было сказано выше, Митрофан был единственной отрадой Простаковой. Чрезмерная любовь женщины вырастила из него «маменькина сынка». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать лет он все еще напоминает маленького ребенка, который капризничает и бегает гонять голубей вместо того, чтобы учиться. С одной стороны, чрезмерная забота и огораживание сына от каких-либо забот реального мира может быть связана с трагичной историей семьи самой Простаковой – один ребенок не восемнадцать. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, чтобы Митрофан оставался большим слабоумным ребенком.

Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, «собственная», помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды. Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых (вспомним, что юноша даже до конца не понимает суть брака – он еще просто умственно и морально до этого не дорос).

В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина. Однако основная причина все же кроется во всеобщем «злонравии» всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Простакова как носитель устаревшей морали

В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.

Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.

Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой

В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.

По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.

Приведенное описание Простаковой поможет ученикам 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в своём сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»

Тест по произведению

Простакова-одна из главных персонажей «Недоросля». Ни одно событие, происходящие в комедии, не проходит без её участия. Само положение хозяйки дома обязывает её к этому,

Кто же такая Простакова? Дворянка,живёт в деревне, имеет крепостных, словом, типичный образец жены русского помещика.Она хозяйка дома и держит всё под своим контролем- от хозяйственных мелочей до собственного мужа, который ни в чём не осмеливается ей перечить.

Простакова неграмотная и необразованная и считает грамотность ненужной роскошью, которая может только испортить человека.Понятия совесть и честность не знакомы героине.Простакова стремиться выглядеть не хуже других помещиков и хочет дать своему сыну Митрофану,который является главной отрадой Простаковой,образование,достойное дворянина,нанимает ему учителя-немца.Но делает она это только из-за столичной моды и не заботиться о том,как и чему будет научен её сын.

Главное для Простаковой-её собственное благополучие и благополучие её сына.Она пойдёт на любой обман и подлость,используя все хитрости и уловки,только чтобы не потерять своё благосостояние.Она живет по своим устоявшимся принципам,главный из которых-беспринципность.

В образе Простаковой отражены двуличие,тупая бесчеловечная власть и невежество-все те качества,которые были присуще русским помещикам восемнадцатого века и выставленные на осмеяние в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Образ и характеристика госпожи Простаковой из комедии «Недоросль»


Характеристика образа госпожи Простаковой в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» представляет интерес, как характеристика одного из первых женских сатирических персонажей в русской литературе. Причём персонажа, далёкого от водевильной легковесной карикатурности, глубокого, правдивого, узнаваемого даже спустя два столетия.

Содержание

Роль в комедии

Фамилия помещицы намекает на примитивность её нрава. Действительно, жизненный принцип героини предельно прост и сводится к правилу: «Хорошо то, что хорошо для меня». Это посыл для всех её поступков. Надо отметить, что госпожа Простакова — самый деятельный герой пьесы. Она является движущей силой сюжета, выступает инициатором всех событий. По её решению

  • взяли в дом сироту Софью;
  • назначили свадьбу Софьи и Скотинина;
  • отменили свадьбу, наметили венчание девушки с Митрофаном;
  • пытались похитить Софью.

Каждый поворот сюжета вызван решением хозяйки поместья или толкает её на какие-то действия. Остальные персонажи, большинство которых — мужчины, выглядят рядом с ней слабовольными и безынициативными.

Роль в семействе


Простаковой приходится самой заботиться обо всём, что происходит в имении и доме. В знаменитой сцене примерки нового кафтана становится очевидно, что глава семьи не просто не имеет своего мнения, что могло быть вызвано безразличием, но боится иметь его. Он так страшится не угадать нужный жене ответ, что перестаёт соображать и с трудом может говорить. Героиня жалуется, что её супруг «не смыслит сам разобрать» даже в таком простом вопросе, но здесь целиком её вина. Если бы несчастный Простаков не получал выволочку за каждый промах, возможно, небольшие ошибки его не пугали бы. За годы брака он, слабохарактерный от природы, привык полностью подчиняться жене.

С обязанностями хозяйки дома Простакова справляется, на первый взгляд, успешно. В доме все сыты, здоровы. Однако кажущаяся практичность оборачивается нерасчётливостью в перспективе. Да, можно заставить крепостного шить кафтан, сэкономив на плате настоящему портному. Но можно получить в итоге не обновку для сына, а испорченный материал и плохо сшитую вещь. Можно нанять самых дешёвых учителей, но, исполняя свой долг только формально, родители выпустят в жизнь необразованного, не способного ни к чему сына. Затыкая всем рты, женщина в трудной ситуации не может ни с кем посоветоваться.

Как помещица Простакова выглядит ещё хуже. Отнимая у крепостных практически всё, чем они владеют, она лишается возможности пользоваться плодами их труда в будущем. Крестьянин не вспашет без лошади, не засеет поле без семян. Простаковы не понимают, что нищие мужики не принесут дохода. В общем, мыслить на перспективу героиня не умеет. Она сильна в решении сиюминутных проблем.

Простакова и Софья

Система образов в пьесе Фонвизина выстроена по антитезе: у каждого персонажа есть свой антипод. У госпожи Простаковой это юная дворянка Софья, волей судьбы ставшая членом их семьи. По этой причине Простакова считает себя вправе полностью распоряжаться её судьбой. Два главных женских персонажа противоположны во всём: Софья воспитана и образованна, Простакова груба, несдержанна, не умеет даже читать. Софья понимает, что долг дворянства, как самого передового и развитого общественного слоя, быть образцом ответственного и высоконравственного поведения. Простакова признаёт за дворянством только права: право жить за счёт крепостных, не подчиняясь ни нравственным, ни государственным законам. Поэтому она так легко решается на преступление — похищение Софьи и принудительное венчание. Ей и в голову не приходит, что это подсудное дело. Женщина уверена, что дворянам закон не писан.

Характер


Привыкшая ни с кем не считаться, Простакова простодушна и откровенна. Её попытки притворяться перед Стародумом и Правдиным производят жалкое впечатление. Обманывать в лицо она не умеет. Как бы женщина ни старалась угодить богатому дядюшке Софьи, к примеру, демонстрируя успехи сына в учёбе, она выдаёт себя в каждой реплике.

Нельзя однозначно сказать, что героиня — злой человек. Она много кричит и ругается от несдержанности и горячности. Её эмоции часто кажутся преувеличенными, поскольку ругань не выражает непосредственные чувства, а должна производить впечатление на окружающих. Простакова обманывает Скотинина, плохо поступает с Софьей и её дядей. Но для недалёкой женщины её интересы стоят неизмеримо выше желаний и чувств других людей. Не злость толкает её на плохие поступки, а корысть и любовь к сыну.

Мать и сын

Героиня Фонвизина нежная и чувствительная мать. Всё, что имеет отношение к Митрофану, для неё имеет первоочередное значение. Как всякая горячо любящая мать, она слепо верит сыну, и тот уже умеет манипулировать матушкой. В финале фигура Простаковой становится почти трагической, когда сын грубо отталкивает её в тяжёлую минуту. Подлинность материнского горя невольно вызывает сочувствие зрителя к неприятному персонажу.

Вывод

Образ Простаковой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» — отражение своего времени. Человек, обладающий деньгами и властью над другими людьми, но не получивший развития, не понимающий настоящей цели в жизни, утрачивает человеческие качества и живёт примитивными инстинктами, превращаясь в подобие Простаковых и Скотининых.

Характеристика образа госпожи Простаковой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Простаки · Толстый Дисней · Анализ СМИ и культуры

Персонажи Толстого Диснея часто бывают простаками. Глупые, неуклюжие и некомпетентные, эти персонажи часто не могут выполнить задачу, не совершив ошибку или не став предметом шутки. Таким образом, эти толстые простаки Диснея часто также являются комедийными персонажами.

Внешность толстых диснеевских простаков, несомненно, толстая, но их толстый рост придает ей некоторую неуклюжесть. Персонажей можно заставить преувеличенно ковылять при ходьбе или показать, что они тяжело дышат после какого-либо физического движения. Простакам некомфортно в своих телах, и их тела часто втискиваются в забавные костюмы, слишком маленькие предметы одежды или негабаритную одежду. Визуальные выражения, которые делает толстый персонаж Диснея, почти наверняка включают в себя пустые взгляды, удивленные лица, но, несомненно, улыбку под рукой, чтобы показать, что над ним никоим образом не «запугивают».

Жирные простачки Диснея также, без сомнения, уступают своим собратьям-протагонистам на умственном и физическом уровне. Как упоминалось ранее, их физические способности часто недостаточны из-за размера их тела, поэтому они не могут ходить или бегать той же длины, что и другие персонажи, не тяжело дыша или не наклоняясь в преувеличенном истощении. Толстые простаки Диснея часто попадают в беду из-за отсутствия у них способности обладать такими же умственными способностями, как у других персонажей, к мышлению, а также часто им не хватает самого элементарного здравого смысла. По иронии судьбы, одним из главных мотиваторов, из-за которого многие толстые простачки Диснея попадают в беду, является наличие еды.

Арка развития толстого простака Диснея не существует. Они остаются во многом теми же персонажами, что и в начале фильма или телесериала, и, кажется, не выросли, несмотря на прошедшие дни, недели, месяцы или даже годы. Они по-прежнему будут неуклюжими и лишенными здравого смысла, и им, несомненно, потребуются другие персонажи, чтобы решить их проблемы за них.

 

 

Гас думает.

из

Золушка (1950)

Гас — мышонок, которого спасла Золушка, и который впоследствии стал одним из ее самых верных помощников. Он помогает украсть материалы, чтобы закончить бальное платье Золушки, а его превращение в лошадь на короткое время помогает доставить карету Золушки на бал. Во время кульминации фильма Жаку и Гасу удается украсть ключ от запертой комнаты Золушки у ее мачехи, леди Тремейн, что позволяет Золушке примерить туфельку и воссоединиться со своим Прекрасным принцем. В последней сцене, когда Золушка переезжает жить в замок, Гас идет с ней.

См. также: Комедийные рельефы 

Гас виляет задницей.

Гас вспотел после того, как избежал почти смертельной атаки.

Гас балансирует на стопке сыра.

Люцифер, кот леди Тремейн, нападает на Гаса.

ЛеФу позирует.

из

Красавица и чудовище (1991)

ЛеФу — правая рука Гастона. ЛеФу смотрит на Гастона с уважением, и последний часто подавляет его, несмотря на то, что всегда подбадривает и помогает Гастону. По желанию Гастона ЛеФу следует за Гастоном в замок, чтобы помочь победить Чудовище. ЛеФу ранен во время боя, но жив в конце фильма.

См. также: Комедийные рельефы 

ЛеФу не удается поймать мертвую птицу, поскольку она падает в нескольких дюймах от направления его ожидающего мешка.

ЛеФу падает на землю, когда Гастон бросает на него скамейку с тремя девушками во время исполнения песни «Gaston».

ЛеФу пытается подражать способности Гастона бросать яйца себе в рот; однако вместо этого яйца трескаются по всему его лицу.

Султан радостно хлопает в ладоши.

из

Аладдин (1992)

Султан — отец Жасмин, а также император Аграбы в Аладдин . Он настроен найти для своей дочери подходящего мужа и приглашает принцев со всего королевства в качестве подходящих кандидатов. Султана обманывает его самый «доверенный» советник Джафар, который чуть не захватывает его трон. В конце фильма Джафар терпит поражение, и королевство Аграба возвращается султану.

См. также: Комедийные рельефы

Султан играет со своими игрушками.

Султан катается на ковре-самолете Аладдина.

Султан начинает кланяться Джафару, но его дочь Жасмин останавливает его.

Вуди носит смешной комбинезон и очки во время разговора с Заком. друг в группе друзей. Он играет свою роль в «глупой» манере, что делает его постоянным источником комедии в сериале. Вуди часто ничего не понимает, а также много ест в сериале. Его изображает Мэтью Тиммонс.

См. также: Комедийные рельефы.

Вуди в костюме «Крысочеловека».

Вуди после заключения.

Вуди разговаривает с другими персонажами шоу.

← Комедийные рельефы

Злодеи →

Простаки

Что сделало комедию Бастера Китона такой современной?

Китон часто приписывал Арбаклу то, что он показал ему, как работают фильмы. Но роль Шенка была не менее важной. Анита Лоос вспоминала его как человека, который «источает аромат особого сорта копченой осетрины из деликатесов Барни Гринграсса»; и он, и его брат Ник, который позже руководил MGM, были знатоками среди поколения русских евреев, доминировавших в Голливуде следующие полвека. Джозеф Шенк был женат на кинозвезде Норме Талмадж; многие наблюдатели с сухими глазами думали, что он был трофеем и что Талмадж вышла за него замуж, чтобы держать продюсера в кармане.

Раннее появление Китона в кино, после его почти полной изоляции от нормального детства, означало, что он действительно чувствовал себя как дома только в мире собственного изобретения. Создается впечатление, что он в основном жил хореографией киномоментов, или «гэгов», как их незатейливо называли, хотя они были скорее похожи на работы Баланчина, где сцена, движение и сюжет слились воедино в одном махе действия. Китон не был читателем, в отличие от Чаплина, который набросился на Тезаурус Роже с аппетитом своего собственного Бродяги, поедающего ботинок. Секс имел для Китона рассеянное значение; его брак с сестрой Нормы Талмадж Натали в 1921 года, по-видимому, носила церемониальный характер и, после рождения двоих детей, по настоянию матери соблюдала целомудрие. Не был он и семейным человеком; после того, как они развелись, он ненавидел терять опеку над своими детьми, но неясно, часто ли он видел их, когда они у него были.

Примерно в 1921 году, когда ложные обвинения в изнасиловании и убийстве разрушили карьеру Арбакла, Китон сочувствовал ему, а затем плавно пошел дальше, снимая сольные фильмы. «Он живет внутри камеры», — заметил Арбакл. Быть антисентиментальным до такой степени, что казаться хладнокровным, было в основе его искусства. «Во время наших ранних успехов нам нужно было вызвать сочувствие, чтобы поддержать любую историю», — сказал он однажды, в редкий момент размышлений. «Но единственное, в чем я убедился, — что я не просил об этом. Если зрители хотели пожалеть меня, это их дело. Я не просил об этом в действии». Жизнь преподнесла это, и персонажу Китона просто пришлось это принять.

Критики провели связь между скандалом с Арбаклом и короткометражной комедией Китона «Полицейские» (1922), снятой в период между судебными процессами над Арбаклом, в которой Китон, случайно пойманный на подбрасывании анархистской бомбы, преследуется по Лос-Анджелесу сотнями полицейских . Это своего рода догадка , которая показывает малое понимание того, как работают художники, скорее похожее на убеждение, что портреты Доры Маар из колючей проволоки, сделанные Пикассо в 1940-х годах, являются протестами против оккупации, а не продуктом его собственного творчества. навязчивые образы. «Полицейские» — это не ложные обвинения; речь идет о массированной комической силе организованных людей в движении, единообразных действиях во всех смыслах. Чистые художники, такие как Китон, работают из своих собственных навязчивых идей, а потом неуклюже прикрепляют редакционные статьи.

«Если подумать, все это могло быть одним желанием».

Мультфильм Джонни ДиНаполи

Его первой работой, что неудивительно, стал фильм о кино, амбициозная пародия на легендарный эпос Д. У. Гриффита «Нетерпимость» (1916), в котором невестка Китона Констанс Талмадж появился. Его «Три века», семь лет спустя, объединили три параллельные истории — одну каменного века, одну римскую и одну современную — и высмеивали как космические амбиции Гриффита, так и его схему редактирования на протяжении веков. Комедия пещерного человека такая же, как и все комедии пещерного человека (у Китона есть визитная карточка, начертанная на камне, и т. д.), но римские эпизоды сделаны с еще большим щегольством, чем «История мира, часть I» Мела Брукса. Вскоре Китон зарабатывал тысячу долларов в неделю и стал настолько богатым, что, мальчик, у которого никогда не было дома, построил для своей жены дико экстравагантную виллу в стиле итальянской.

Дана Стивенс отвечает на действительно важный вопрос: что сделало сольную работу Китона такой современной? Точно так же, как «Полицейские» можно справедливо назвать кафкианским в его противопоставлении несправедливо преследуемого героя и неумолимых безликих сил власти, в «Шерлоке-младшем» есть моменты. (1924), когда Китон реализует сюрреалистическую амбицию воплотить мечты в живое действие. Последовательности, подобные той, в которой Китон, кажется, выходит прямо на экран кинотеатра и прыгает от сцены к сцене внутри проекции в идеально отредактированных непоследовательностях, делают сюрреалистическое кино Бунюэля и Майи Дерен кажущимся изученным и студенистым.

Стивенс утверждает, что искусство Китона было вдохновлено теми же социальными революциями, что и европейский авангард: «Всепроникающее чувство беспокойства и неустроенности, необходимость заново изобретать мир с нуля, которое такие группы, как сюрреалисты или Блумсбери авторы стремились выразить в образах и словах человека, ставшего киношваброй, выраженного в комическом движении его тела». Но Китон также выглядит сюрреалистично, потому что сюрреалисты питались теми же источниками, что и Китон, в цирке, водевиле, мюзик-холле и магии сцены. Кубисты, дадаисты и сюрреалисты — все считали, что по мере того, как буржуазное благочестие становилось все более бессмысленным, единственной грамматикой, из которой можно построить достоверное искусство, была грамматика фарса. Так что те клоуны и комики, которые сохранили традицию пародийной и бессмысленной комедии, волей-неволей стали братьями мечты модернистов.

И затем, в модернистском смысле, фильмы Китона очень часто о фильмах, что было естественным результатом его целеустремленного погружения в выбранную им среду. В «Шерлоке-младшем» он играет мечтательного киномеханика, попадающего в собственные фильмы, а в «Кинооператоре» (1928) шутка в том, что персонаж Китона случайно делает кинохронику, наполненную фокусами с камерой, двойной экспозицией, ускоренным временем, и обратное движение. Даже та великая сцена с циклоном в «Пароходике Билла-младшего». предназначено не для создания иллюзии реальности, а для демонстрации возможностей искусственности.

Тема Китона, в более широком смысле, — это развитие технологий и попытки американцев их укротить. Вряд ли найдется классический фильм Китона 20-х годов, в котором он не встречал бы, чаще с любовью или уважением, чем с ужасом, ту или иную современную машину: кинокамеру, подводную лодку, открытый родстер. На протяжении всего «Навигатора» (1924) он поразительно похож на Уилбура Райта на портрете Лартига. Китон, кажется, в сочетании честности и оппортунизма своей личности объясняет, как эти тревожные машины возникают из старой американской культуры лудильщиков и мастеров по ремонту велосипедов.

Величайшая работа Китона была создана за пять лет между «Три века» (1923) и «Оператор». «Генерал» (1926), первая полнометражная картина Китона, вошедшая в Национальный реестр фильмов, оказалась — как ни удивительно, для тех, кто считает ее признанным шедевром Китона — критическим провалом. Тщательно продуманный рассказ о Гражданской войне, больше приключенческий рассказ, чем комическая пародия, он разделил типичную судьбу таких страстных проектов: сначала сбивающий с толку провал, в котором все винят художника и который наносит ему или ей огромный профессиональный ущерб, затем открывается заново, когда страсть — это все, что очевидно, и финансовые риски проекта больше не имеют значения. Никто не подвергал сомнению решение Китона сделать это, поскольку все фильмы, которые он снял в той же системе, были прибыльными. Но бизнесмены, по понятным причинам, ненавидят доверять художникам и ждать результата, и всегда ищут предлог, чтобы ввести дисциплину, которой художникам не хватает. Достаточно одной бомбы, чтобы бухгалтеры обрушились на голову комика. Стивенс, сравнивая фильм с «Вратами рая» Майкла Чимино, пишет: « Генерал был не столько причиной, сколько симптомом конца определенного способа создания фильмов. Модель независимого производства, которая в течение десяти лет позволяла Бастеру снимать именно те фильмы, которые он хотел. . . рухнул под собственной тяжестью». То, что сбивало с толку недоброжелателей (даже Шервуду это не нравилось) и поначалу отталкивало зрителей, было то, что кажется нам сейчас дерзким и дерзким: органичная смесь китоновской комедии с ее трезво-реалистичной передачей эпохи. Ни один американский фильм не дает такого запоминающегося воспоминания о пейзаже Гражданской войны, о дымных южных утрах и суровых лагерях — настоящий триумф искусства, поскольку он был снят в Орегоне. Многие образы, например короткоствольная пушка, в одиночестве катящаяся по железной дороге, напоминают Уинслоу Гомера.

Два года спустя, в результате ловкости рук в студии, настолько коварной, что Кертис потратил полторы страницы на выяснение того, что, черт возьми, произошло, Китон стал предметом обмена в стиле бейсбола, в ходе которого Джо Шенк перевел Китона из United Artists. своему брату Нику в MGM. Это дало M-G-M комика-чистильщика — у United Artists уже был Чаплин — и в то же время гарантировало, что после «Генерала» Китон будет более внимательно контролироваться мальчиком-гением M-G-M, Ирвингом Тальбергом. Чаплин пытался отговорить Китона от М-Г-М. — Не позволяй им сделать это с тобой, Бастер, — сказал он. «Дело не в том, что у них там нет умных шоуменов. У них одни из лучших в стране. Но их слишком много, и все они попытаются рассказать вам, как делать ваши комедии». Пассивность Китона заставила его не прислушиваться к предупреждению, и он пошел, Шенк за Шенк.

Наиболее катастрофические годы, которые Китон провел в M-G-M, являются настоящей темой главы Стивенса о Ф. Скотте Фицджеральде. У Тальберга всегда будут свои защитники, но стоит забыть о «качественных» фильмах, которые он спонсировал, и становится ясно, каким мошенником он был. Он убеждал одного наблюдателя за другим, в том числе Фицджеральда, который считал его образцом своего идеализированного «последнего магната» Монро Стара, тонкости своего интеллекта, в то время как все, что он делал, выдавало, что он был самым безжалостным типом коммерческих людей. циник. Тальберг лишил братьев Маркс их анархии, а Китона — его элегантности, превратив его, как жалуется Стивенс, в простую грубую фигуру. Система Тальберга, как правило, хорошо работала для художника только один раз — как в первых фильмах Марксов и Китона для MGM, «Ночь в Опере» и «Оператор». Но Тальберг не понял, что на самом деле сработало: дорогой стиль постановки, противопоставление Марксов помпезности оперы и противопоставление Китона полномасштабным съемкам в Нью-Йорке. Что Тальберг думал, что сработало, было халтурой, навязанной гению: большие производственные показатели для Марксов и комедия безответной любви для Китона. Во многих последующих фильмах, в MGM и других местах, его персонажа звали Элмер (а однажды даже Элмер Гэнтри), чтобы представить его деревенским деревенщиной.

Комедии М-Г-М имели неплохие кассовые сборы, но Китон, художник, пострадавший от постоянных оскорблений его художественного интеллекта, начал сильно пить, и вскоре пьянство заглушило этот интеллект. Актриса Луиза Брукс вспоминает, как он в пьяном виде ехал в студию, где бесшумно разрушил бейсбольной битой комнату, полную стеклянных книжных полок. Она почувствовала его сообщение: «Я разорена, я в ловушке». В 1933 года Луис Б. Майер уволил его, главным образом, за то, что он был слишком разбит на съемочной площадке и за ее пределами, чтобы работать. Опыт Китона в MGM, несмотря на различные попытки Тальберга и других сохранить его карьеру автора шуток, разрушил его искусство. О следующих десятилетиях действительно больно читать, когда Китон ходил по больницам и клиникам и выходил из них, падал с фургона, а затем снова протрезвел. Его шурин, карикатурист Уолт Келли, вспоминает, что «никто не хотел ставить его под контроль, потому что с ним было очень весело». Чего нам, возможно, не хватает в рассказах о пьяницах прошлого, так это адекватного представления о том, как весело, по их мнению, они получали удовольствие. Пьяницы того времени не могли избавиться от убеждения, что они хорошо проводят время, пока их не увезли в больницу.

Как утверждает Кертис, когда Китон действительно высох, к пятидесятым годам, его последние годы были намного лучше, чем предполагает общественное мнение. Этот образ сохраняется; в недавнем страстном французском документальном фильме под названием «Бастер Китон: Гений, уничтоженный Голливудом» утверждается, что «всего за несколько лет он превратился из мировой звезды в захудалого артиста без будущего». Кертис ясно дает понять, что это утверждение сильно преувеличено. Китон сделал так хорошо, как можно было надеяться. Но идея о том, что звук убивает безмолвных комиков, — одна из тех идей, которые кажутся слишком простыми, чтобы быть правдой, но на самом деле являются правдой. Чаплин терпел, потому что у него были деньги и независимость, но даже он в тридцатых годах снял всего две комедии; Гарри Лэнгдон был разорен, а Гарольд Ллойд сохранил свои деньги и снял их.

Китон действительно должен был подвергнуться определенному количеству унижений, что бы ни случилось; он — один из группы молчаливых бывших бродяг Глории Суонсон на «Бульваре Сансет». Отдавая дань уважения, он снисходительно ассоциировался с комедиями о бросании пирогов с заварным кремом, которых он почти никогда не делал. Но его по достоинству оценили во Франции, он провел успешные сезоны в цирке Медрано и неустанно работал шутником, даже изобрел целый номер для Люсиль Болл, который стал частью пилотной программы «Я люблю Люси».

Его самое известное позднее появление было вместе с Чаплином в фильме «Огни центра внимания» (1952), последнем интересном фильме Чаплина, в котором они играют двух неудачливых водевилей. Клэр Блум, сыгравшая инженю, вспоминает, что за двадцать один съемочный день Китон заговорил с ней ровно один раз, показав ей туристическую фотографию красивого дома в Беверли-Хиллз. Он сказал ей, что когда-то это был его дом, потом замолчал. Это кажется грустным, но Кертис также вспоминает, как он наблюдал за операторской работой и помогал направлять Чаплина: «Все в порядке, Чарли. Вы прямо в центре кадра. Да, ты в порядке, Чарли. Идеально.» Даже когда он был слишком слаб, чтобы много бегать или двигаться, как в 19В 66-м фильме «Забавная история, случившаяся по дороге на Форум», снятом за год до его смерти и снятом его идолопоклонником Ричардом Лестером, его лицо было маяком не только выносливости, но и своего рода утраченной американской целостности, честности. инженера, ремесленника и артиста водевиля старого стиля.

Два вида американской комедии дали о себе знать в первой половине ХХ века: комедия вторжения и комедия сопротивления. Первой была иммигрантская комедия энергии, предприимчивости, озорства и хаоса. Братья Маркс здесь превосходны, но Чаплин, который, хотя и был иммигрантом из кокни, а не из беглых казаков, мог блестяще сыграть еврейское прибытие, и иммигрантско-комедийная жилка доходит до сержанта Билко Фила Сильверса, обманывающего простаки-офицеры на армейской базе. В ответ приходит комедия о староамериканском сопротивлении всей этой взрывной энергии, изо всех сил пытающемся сохранить порядок, порядочность и галантность. Примером тому служат попытки У. К. Филдса заснуть на своей спальной веранде в «Это подарок», в то время как соседи вокруг него отказываются успокаиваться. Разделение распространяется даже на письменный юмор того периода: С. Дж. Перельман, циничный мореплаватель и коммерческий участник бескрайнего океана американской пошлости, и Джеймс Тербер, с тоской наблюдающий с Манхэттена, как в Колумбусе уходят старые ценности республики. .

Китон — стоический герой комедии о сопротивлении, безропотный человек с характером, который видит, как вокруг него растворяется мир порядка, и терпит его, как может. (В «Пароходике Билла-младшего» это ностальгический мир речного парохода; в «Генерале» это, к добру или к худу, Старый Юг.) У персонажей Китона есть характер. Они никогда не делают ничего даже отдаленно коварного. И единственное, чего Китон никогда не делает, так это кружки. На самом деле, во всех его лучших чертах есть моменты, которые предвосхищают игру Метода, которая не вошла в моду для следующего поколения, например, когда он бесстрастно соскальзывает на землю рядом с девушкой в ​​начале «Оператора». регистрация акта влюбленности мельчайшими приращениями. Лучшее, что есть в «Пароходике Билла-младшего». может быть, это было так тонко, что можно задаться вопросом, поняли ли люди это в то время. По подозрению в сексуальной нестабильности: «Если ты скажешь, что думаешь, я тебя задушу!» на титульном листе капитан прямо говорит другу, увидев, как его сын играет на укулеле — отец заставляет Билла-младшего выбросить свой офранцузский берет и примерить несколько американских шляп. Китон не пытается, как мог бы сделать Чаплин, примерять на себя разные образы в каждой шляпе, а на самом деле делает то, что мы делаем перед зеркалом в магазине одежды: он примеряет свое лицо, пробуя смелое выражение, пробуя эстетику. эффект каждой шляпы ради своего тщеславия, стараясь не обидеть отца тем, что он слишком похож на шляпного эстета. Каким-то образом он и прихорашивается, и прячется. Это удивительный момент чистого исполнения, и каждый бит столь же «кинематографичен» — показывая, на что способны экстремальные крупные планы — как и большие последовательности спецэффектов.

«Хотя вокруг него вечно бушует ураган, и хотя он часто полностью захвачен им, Китон постоянно дрейфует к тишине в глазу урагана», — заметил критик Уолтер Керр о Китоне. Что больше всего остается в памяти после погружения в Китона, так это его тихие, жуткие кадры в уединении, его чувствительное лицо, регистрирующее его собственное внутреннее состояние. Таким образом, возможно, есть какое-то отношение к пробуждению Китона сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *