Образ пискарева невский проспект гоголь: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Пискарев – один из центральных персонажей повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

В самом начале повествования читатель узнает о том, что Пискарев – один из многочисленных жителей Петербурга. История, случившаяся с Пискаревым, начинается с нахождения на Невском проспекте. Читатель узнает о том, что Пискарев – знакомый Пирогова. Но в ходе повествования видно, насколько Пискарев и Пирогов отличаются друг от друга.

Из разговора с Пироговым ясно, что Пискареву понравилась шедшая по Невскому проспекту девушка с темными волосами. Он отправляется за ней, однако он преследует не те развратные мысли, которыми руководствовался Пирогов, а тем, чтобы просто полюбоваться прекрасной незнакомкой.

Н.В. Гоголь, раскрывая образ Пискарева, говорит о том, что он принадлежал к такому сословию, которое является «довольно странным явлением». Автор обращается внимание читателя на то, что быть художником, коим был Пискарев, было явлением необычным и исключительным.

И эта необычность проявляется в том, что Пискарев был не простым художником, а бедным художником.

Необычность проявляется также во внутренних качествах Пискарева. Н.В. Гоголь дает ему следующие характеристики: тихий, робкий, кроткий, застенчивый, беспечный, скромный и добрый. Автор несколько раз обращает читательское внимание на данные качества Пискарева.


Наличие данных внутренних качеств, а также принадлежность Пискарева к миру художников объясняют его стремление к миру идеальному, ирреальному. Пискарев готов постоянно трудиться и работать, лишь бы добиться того, о чем он мечтает. Несмотря на свою бедность, Пискарев не спускается до пошлого образа жизни, он ведет себя так, как не ведут многие богатые люди. Н.В. Гоголь подчеркивает нравственную чистоту Пискарева: «мысли его были совершенно чисты, как мысли ребенка».

Для Пискарева реальная действительность со всею своей пошлостью становится неприятным явлением. Он стремится к чистой с нравственной стороны жизни.

Пискарева можно назвать романтиком и большим мечтателем. Но так как окружающая действительность мешает Пискареву обрести то, к чему он стремится, получается конфликт мечты и реальности.

Наиболее ярко данный конфликт представляется, когда Пискарев узнает о том, что прекрасная незнакомка с Невского проспекта, за которой он восторженно следовал, оказалась вовлечена в тот самый «разврат», который он отрицал и презирал.

Н.В. Гоголь уделяет большое внимание описанию всех противоречивых чувств Пискарева, который не готов мириться с положением той девушки, в которую влюбился, но и не готов прощаться с нею. Пискарев находит возможность осуществления мечты: он видит незнакомку во сне. Однако сны – это только мечты, и Пискарев старается осуществить желаемое не во снах, а в реальности. Он приходит к девушке и предлагает ей начать жизнь по-новому. Н.В. Гоголь показывает, что Пискарев готов работать над улучшением общества, над его спасением от пошлости и разврата.

Отказ девушки становится для Пискарева огромным несчастьем. Мечта, воплощенная в совместной жизни с прекрасной незнакомкой, сталкивается с реальной действительностью, и Пискарев не может выдержать конфликта, поэтому кончает жизнь самоубийством.

История Пискарева заканчивается тем, что к нему на похороны никто не приходит, даже тот Пирогов, которого читатель вначале принял за хорошего друга Пискарева, оказывается равнодушным к финалу жизни художника. Это подчеркивает исключительность характера Пискарева и его непонятость обществом.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Образ Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Образ Шиллера в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Образ Гофмана в повести Гоголя «Невский проспект»

  • сравнительная характеристика героев повести «Невский проспект»


    В 1835 году в сборнике произведений Николая Васильевича Гоголя «Арабески» была напечатана одна из первых повестей на петербургские темы — «Невский проспект». В ней писатель изобразил наряду с блеском и великолепием Невского проспекта, олицетворяющего собой чиновничье-бюрократический Петербург, и бедные, заброшенные окраины, где царят нищета, пьянство и разврат.

    Сравнительная характеристика Пирогова и Пискарёва, главных героев повести «Невский проспект», показывает страшные противоречия современного Гоголю Петербурга, где процветали пошляки и глупцы и где страдали люди с возвышенной душой.

    Содержание

    Сюжет

    Сюжет повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» основан на двух происшествиях, которые случились в одно и то же время: встреча бедного молодого художника Пискарёва с прекрасной темноволосой незнакомкой и встреча поручика Пирогова с хорошенькой блондинкой. Судьба этих людей различна. Детски-простодушный мечтатель Пискарёв не выдержал раздора мечты с действительностью. Судьба его трагична: он покончил жизнь самоубийством после крушения своих иллюзий.

    Невский проспект со своим ложным великолепием погубил и душу прекрасной незнакомки: её толкнула на путь разврата «толпа звёзд, крестов и всякого рода советников».

    Другой герой повести, Пирогов, в Петербурге преуспевает. Когда этого поручика немцы-ремесленники высекли за волокитство, он готов был подать прошение в Государственный совет. Но дело кончилось тем, что он зашёл в кондитерскую, полакомился там двумя слоёными пирожками, почитал газету «Северная пчела» и успокоился. Вечером он уже отплясывал мазурку в собрании офицеров и чиновников.

    Характеры героев

    Молодой бедный художник Пискарёв был «прост, как дитя». Этот тихий, скромный, застенчивый робкий юноша — романтик, мечтатель с чистой душой и высокими помыслами. Встретившаяся ему на Невском проспекте красавица-брюнетка поразила его своей красотой. Он не решился познакомиться с нею, приняв её за знатную даму из-за дорогого яркого, пёстрого плаща. Он только хотел посмотреть на дом, где обитает это прелестное существо. Когда прекрасная незнакомка увидела, что юноша идёт за ней, она улыбнулась и знаками пригласила его в квартиру четырёхэтажного дома. Увидев эту квартиру и женщин, находящихся там, Пискарёв понял, что это гнездо разврата, и бросился прочь.

    Он был поражён, что девушка лет 17 с божественными чертами оказалась продажной женщиной. Дома он уснул и увидел сон, будто приехал в карете к этой девушке, оказавшейся знатной дамой, и она хотела объяснить, почему оказалась тогда с презренными женщинами. Сон прервался, и художник захотел снова уснуть, чтобы увидеть его продолжение.

    С тех пор сны о красавице и стали настоящей жизнью ранимого, мечтательного юноши. Однажды, очнувшись от своих сновидений, наивный Пискарёв решил жениться на этой девушке, чтобы спасти её. Он считал, что она невольно вовлечена в разврат и хочет вырваться из этого ужасного состояния.

    Он пришёл к этой красавице, сделал ей предложение руки и сердца, пообещал, что они будут вести трудовую жизнь. Бедный романтичный юноша был поражён, когда девушка презрительно сказала, что работать не будет. Нервы его не выдержали такого разочарования, и он, вернувшись домой, перерезал себе горло. Пискарёв погиб, убедившись в крушении своих иллюзий и неспособности активно бороться со злом.

    Любовное приключение поручика Пирогова было не таким трагическим, как у его приятеля. Этот самонадеянный, пошлый обыватель очень доволен петербургской жизнью и возможностью заводить романы с красотками. Блондинка, которую он преследовал, оказалась супругой почтенного немца-ремесленника — жестянщика Шиллера. Пирогов — туповатый, но в то же время смекалистый человек. Он узнал от глупенькой блондинки, что её муж по воскресеньям не бывает дома, и явился к ней в воскресный день.

    Во время танца Пирогова с этой красоткой явился её подвыпивший муж с двумя своими приятелями и эти дюжие немцы-ремесленники (Шиллер, Гофман и Кунц) попросту высекли бравого поручика.

    У Пирогова был горячий нрав, и он решил пожаловаться генералу и одновременно послать просьбу наказать обидчиков в Генеральный штаб. А если там определят недостаточное наказание, то разгневанный поручик решил обратиться в Государственный совет и даже к самому государю.

    Но поручик был легкомыслен и быстро отходчив от гнева. Пирогов утешился, полакомившись в кондитерской двумя слоёными пирожками и почитав там газету «Северная пчела» (скорее всего, его там привлекали фельетоны, стихи и т. п.). Завершился вечер для поручика совсем хорошо, в соответствии с его жизненной целью — получать только удовольствия. Он посетил вечер у одного знакомого, где собрались офицеры и чиновники, и с удовольствием танцевал там мазурку.

    Сравнительная характеристика Пирогова и Пискарёва (таблица)
    Параметры сравненияПироговПискарёв
    ТалантыОбладает искусством обольщения, волочится за женщинами, даже за замужними. Умеет декламировать стихи, рассказывать анекдоты, пускать дым кольцами.Художник, всей душой любит живопись, получает истинное удовольствие от своей работы.
    Значение фамилииФамилия происходит от слова «пирог», это намёк на то, что поручик любит вкусно поесть и вообще получать удовольствия и наслаждения, что цель его жизни в том и состоит.Фамилия происходит от слова «пискарь» (так через «и» в 19 веке писали слово «пескарь»). Пескарь — маленькая рыбка, объект питания хищных рыб. Пискарёва и погубил жестокий мир Петербуга.
    Черты характераСамодовольство, самонадеянность, пошлость, туповатость, легкомыслие, горячий нрав, гневливость, но быстрая отходчивость от гнева. Бездуховность, отсутствие высоких идеалов, неспособность на сильные, искренние чувства. Скромность, застенчивость, робость, мечтательность, ранимость, наивность. Он восторгается красотой брюнетки, она вызвала в его душе чистые, светлые чувства.
    Отношение автора к героямИроничное отношение. Образ Пирогова Гоголь сделал комичным.Сочувствие к герою. Образ Пискарёва трагичен.
    ВыводЕсли поручик Пирогов после позорной порки сумел утешиться двумя пирожками, то молодой романтик Пискарёв, ощутив после крушения своей мечты всю жестокость окружающей его жизни и поняв, что не в силах её изменить, погибает.

    Вывод


    В повести «Невский проспект» Н. В. Гоголь показал два типа петербуржцев: самоуверенного, довольного столичной жизнью пошляка и человека с чистой, ранимой душой. Сравнительная характеристика Пирогова и Пискарёва выявляет существенную разницу в характерах и жизненных целях этих героев. Автор считает, что жизнь в Петербурге подходит только грубоватым натурам, людям же тонкой душевной организации было тяжело приспособиться к жизни в столице, где царило не только богатство, но и нищета, где процветало пьянство и совращение девушек. Столкновение мечтателя с реальной жизнью, где царили продажность и бездушие, чревато трагическим исходом.

    Гоголь поведал о судьбе Пискарёва с сочувствием и грустью, рассказ же о приключении Пирогова полон иронии.

    Читайте также: «Невский проспект» — краткое содержание повести Н. В. Гоголя

    Учительница Косточка задаёт прочитать:

    Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в романе Н.В. Гоголя «Невский проспект»

    Творчество Н.В. Гоголя невозможно представить без романа «Невский проспект», вошедшего в цикл «Петербургские рассказы». Начало всему положили зарисовки петербургского пейзажа писателя в 1831 году. Незамысловатый рассказ начинается с описания проспекта в Петербурге в разное время суток. Затем читатель знакомится с молодыми людьми: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.

    История с Пискаревым

    Изучение истории должно основываться на сравнении этих образов. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с первых строк. Цель молодых людей — возбудиться над дамами, прогуливающимися по проспекту. Романтичный артист хочет влюбиться, он выбирает брюнетку и следует за ней. Однако, поднявшись и войдя с ней в дом, он вдруг протрезвеет и с ужасом понимает, что это публичный дом, а красивая незнакомка — проститутка.

    Пискарев не может смириться с тем, что девушка небесная красавица просто падшая женщина, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша спешит домой, долго приходит в себя, но тут за ним посылают карету. Оказывается, дама просит его прийти. Пискарев подходит к мячу. Брюнетка красивая и грациозная. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно пропадает. Пискарев долго ее ищет, но не может найти. А потом просыпается… Это было во сне.

    С тех пор молодой человек не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все-таки находит дом незнакомки и в беседе с ней пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она его не понимает и даже издевается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его найдут в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах его товарища Пирогова нет. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на основе анализа тех событий, которые с ними происходили.

    История с Пироговым

    Ведь с Пироговым тоже была ситуация. Когда в тот злосчастный вечер он решил приударить за блондинкой, то по воле случая попал в дом к немцу, который в пьяном виде потребовал отрезать ему нос. Это должен был сделать сапожник. Вмешивается Пирогов, и его ругают. Он уходит, но завтра возвращается, так как хотел продолжить знакомство с блондинкой, бывшей женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что разъяренный муж и его друг творят над ним такое зло, что автор умалчивает об этом. Разъяренный лейтенант обещает отправить немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить своей прежней жизнью.

    Жизненные цели

    Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает любым путем занять свое место под солнцем, поэтому не терзает себя мыслями о морали или любви. Вместо того, чтобы думать, он живет для собственного удовольствия. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Его интересует мода и все, что связано со светом. Единственное желание: войти в светское общество. Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что он их любит или понимает, а потому, что говорить о высоком — признак хорошего тона. В принципе у обоих есть жизненная цель: и у Пирогова, и у Пискарева. Позиция Пирогова такова.

    Чин

    Заветное желание Пирогова — звание. Это для него пропуск в яркую и счастливую жизнь. И очень Пирогов гордится своим званием. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. Ничего приличного в Пирогове не осталось. Он ведет себя высокомерно и презрительно с людьми, ни от кого не завися, и пресмыкается перед теми, кто выше его по званию. Резка Пирогова, вернее, его реакция на это действие — испытание его чести и достоинства.

    Гнев его быстро остыл, а значит, в нем не осталось человеческого достоинства. Еще одна писательская характеристика Пискарева. В повести показано состояние Пирогова, его духовное оскудение.

    Художник полутонов, Гоголь противостоит героям и освещению. Пирогов — юбиляр, Пискарев — вечер. Дневной, то есть обычный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, знающий, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. Во многом Пискарева и Пирогова можно сравнить: в отношении к женщинам, к жизни, поведению в различных ситуациях.

    Сказки из Петербурга – найти время написать

    Большую часть декабрьского чтения я посвящаю русским в снегу (другие сезоны также приемлемы) и начал с двух очень занимательных чтений, действие которых происходит в одном из городов моей мечты.

    Санкт-Петербург действительно занимает очень высокое место в моем списке мест, которые я хочу посетить, и занимает его с тех пор, как мне было около 12 лет, и я прочитал своего первого Достоевского. А между тем я прочел гораздо больше русских писателей, которые в равной степени восхищались и отталкивали город, любили его красоту, но высмеивали его претенциозность. Мой сын должен был отправиться в школьную поездку в Санкт-Петербург (ночным поездом из Москвы — как романтично!) в 2020 году, и я позеленел от зависти, что он доберется туда раньше меня. Но теперь, похоже, нам обоим придется еще немного потерпеть. Поэтому я утешаюсь двумя книгами, действие которых происходит в Петербурге, но с разницей в сто лет.

    Николай Гоголь: Петербургские повести , пер. Дора О’Брайен

    Еще в 1830-х годах Санкт-Петербург был столицей Российской империи, гнездом бюрократии и рассадником политического продвижения и интриг. Гоголь чувствовал себя чужаком, приехав в город в погоне за литературной славой, — и, без сомнения, чужаком его заставляли чувствовать, высмеивали за его украинские корни, препятствовали его академическим амбициям, высмеивали за его внешность (он, по-видимому, комплексует по поводу своего носа и низкого роста). У него острый глаз и беспощадная сатира постороннего, когда он описывает Петербург и его жителей.

    Первый рассказ, «Невский проспект», занимает добрых девять из своих 52 страниц просто описанием дня из жизни знаменитой главной улицы Санкт-Петербурга, от рассвета до заката, и людей, которые либо спокойно занимаются своими делами или же парад там демонстративно. У Гоголя стиль болтливого всезнающего рассказчика, который доверяет вам, делится шутками, ласково (а иногда и резко) насмехается, ждет, что вы с ним согласитесь. Он делает порой опрометчивые обобщения, которые тем не менее заставят вас ошеломленно кивать головой, как будто «почему я не подумал об этом раньше?» Возьмем, например, его описание застенчивого идеалистического молодого художника Пискарева:

    Петербургский художник! Художник в стране снегов, художник в стране финнов, где все мокро, ровно, ровно, бледно, серо и туманно. Эти художники не имеют ничего общего с итальянскими художниками – гордыми, страстными, как сама Италия и ее небо – наоборот, это в большинстве своем добрые, кроткие народные, робкие, легкие на подъем, тихо наслаждающиеся своим искусством, пьющие чай с парочкой друзей в маленьких комнатах, скромно обсуждающих свою любимую тему и не питающих никакого интереса ни к чему другому.

    Пискарев замечает классическую красавицу на Невском проспекте и следует за ней домой, но обнаруживает, что она работает в публичном доме. Он полон решимости спасти ее от ее ужасных, падших путей через брак, но обнаруживает, что не все так увлечены его артистическими клятвами бедности.

    «Нос», вероятно, самый известный рассказ Гоголя, чарующая смесь социальной критики и сюрреализма в равных долях, мантию, позднее подхваченную в литературе Булгаковым. Безмятежный цирюльник, который, «как всякий порядочный русский мастеровой, был ужасным пьяницей», однажды утром находит в своей булке человеческий нос и впадает в панику, полагая, что узнает в нем принадлежавшего одному из своих клиентов, и пытается избавиться от него. до того, как его обвинят в преступлении. Тем временем социальный альпинист майор Ковалев просыпается и обнаруживает, что у него нет носа — на его лице нет видимой раны, просто плоская поверхность там, где должен был быть нос. Это порождает у него чудовищный комплекс неполноценности, и все его планы продвижения по запутанной царской государственной табели о рангах кажутся обреченными на провал. Гоняясь по городу в поисках своего прогульщика, он обнаруживает, что он одет в военную форму высшего чина и совсем не расположен возвращаться на свое законное место. В отчаянии он обвиняет в колдовстве мать девушки, на которой отказался жениться, но затем понимает, что у него нет другого выбора, кроме как смириться со своей неблагородной судьбой даже после того, как ему вернут нос — ибо он не прилипнет к его анатомии. !

    История действительно до смешного смешная, даже если вы знакомы с ее общими чертами — всегда есть строчка или наблюдение, которые будут поражать вас заново при каждом перечитывании. На этот раз меня зацепил остроумный выпад против коррупции в полиции:

    Суперинтендант был великим пропагандистом всех видов искусства и мануфактурных товаров [весь его дом забит сахарными буханками, которые торговцы приносили ему в знак дружбы], но больше всего он любил банкноту. «Вот это что-то, — говорил он, — и нечем его лучше: не требует еды, занимает мало места, всегда помещается в кармане и если уронишь, то не разобьется». 0003

    «Шинель» несколько более сентиментальна, потому что и автор, и читатели очень сочувствуют жалкому писарю Акакию Акакиевичу, который протер свой шинель и вынужден отчаянно экономить и копить, чтобы купить себе новый. пережить суровые зимние месяцы, только чтобы его украли.

    Помимо абсурдистских штрихов, ставивших в тупик современников, Гоголя почитали (в основном после смерти) как первого писателя-реалиста, его острая сатира на бюрократию стала образцом для Толстого и Достоевского. Тем не менее именно его описание жизни «маленьких людей» кажется особенно острым и образует ссылку на следующую книгу, которую я прочитал:

    … в те часы, когда совсем меркнет серое петербургское небо и все служащие наелись досыта и пообедали… когда всем и всему наступил покой после ведомственного чесания перьев, беготни, выполнение как своих, так и чужих необходимых дел… когда клерки спешат посвятить оставшееся время удовольствиям… или… это бывает чаще всего, просто зайти в гости к своему товарищу клерку, живущему на четвертом или третьем этаже , в двух комнатках то ли с прихожей, то ли с кухней и какие-то модные вычурные вещи… Акакий Акакиевич не предавался никакому отдыху.

    Юлия Яковлева: Наказание охотника , пер. Рут Ахмедзай Кемп

    Иметь две комнаты и собственную кухню казалось бы невообразимой роскошью рабочему классу яковлевского Ленинграда 1930-х годов. Автор осыпает криминальную историю множеством подробностей повседневной жизни в Советском Союзе. Грандиозные старые дома разбиты на коммуналки с общими кухнями, десятью печами-примусами и столами всех форм и размеров, очередями в туалет, тяжелым смрадом чужой кухни, постоянным шумом из других комнат, соседями. пытаются распространять о вас сплетни в надежде, что им предоставят ваше жильё, если вас «зачистят».

    Эта книга — не просто «ретро» об историческом преступлении, призванное обеспечить приятное облегчение и отличие от всех современных полицейских процедур, которые начинают выглядеть немного одинаково. За веселыми условностями криминальной фантастики скрывается реальное чувство угрозы, благодаря которому история развивается в хорошем темпе. Как и сериал Абира Мукерджи, действие которого происходит в Индии в последние десятилетия существования Британской империи, он в равной степени развлекательный и познавательный. Но нам никогда не дают забыть, насколько опасными были те времена: главного следователя Зайцева схватили ОГПУ (тайная полиция, предшественница КГБ) и посадили на несколько месяцев прямо в разгар сюжета. Он знает, что ему грозит опасность быть очищенным навсегда за малейшую оплошность.

    Он полагает, что может выйти на след серийного убийцы, которому, кажется, нравится очень театрально изображать своих жертв. И все же потерпевших ничего не связывает, нет четкого мотива убийств. Его начальство меньше интересует осложнения теории серийного убийства — они лишь хотят быстро раскрыть преступление, произошедшее на Елагином острове, предназначенном для застройки, создать парк отдыха для масс.

    К городу очень любят, несмотря на его недавний упадок: в какой-то момент Зайцев недоумевает, как можно думать о совершении преступлений в таком прекрасном окружении, а его заместитель быстро возражает, что некоторые из зданий могли бы быть пригодны мазок краски. Город кажется провинциальной заводью по сравнению с Москвой, куда Зайцев ненадолго направляется во время своего расследования, но в такие тяжелые политические времена, возможно, быть менее в центре событий — хорошая стратегия. Однако автор также высмеивает претенциозность ленинградцев, считающих себя выше всех остальных жителей Советского Союза, особенно образованной элиты, презирающей невежественный рабочий класс. Чувство места во всем превосходно, хотя и чуть менее сатирично, чем у Гоголя. И, конечно же, не могу удержаться от описания зимы, ведь она про русских в снегу, да?

    Снаружи внезапно наступила оттепель. Его ботинки хлюпали в ледяной слякоти. Небо отражалось в сизых лужах, с крошкой льда… Он пересек Невский под самым носом трамвая, едва не пропустив черный форд, лошадь и телегу. Ленинград был бывшей столицей империи… но пешеходы вели себя как деревня, переходя улицу, где хотят, когда хотят, пересекая поперек, наискосок, а то и бродя по проезжей части, вяло уворачиваясь от немногочисленных машин.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *