Образ лизы в повести карамзина бедная лиза: Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина

Содержание

Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина


Меню статьи:

  • Сюжет повести
  • Образ Лизы
  • Проблематика «Бедной Лизы

Повесть «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина, которая впервые была опубликована в 1792-м году в «Московском журнале», ознаменовала собой начало новой эпохи русской литературы, которая на тот момент значительно уступала литературе Западной Европы. Пока Европа вовсю зачитывалась сентиментальными романами, в России литература была более церковная, догматическая, лишена чувствительности. «Бедная Лиза» – это классический образец сентиментализма, ставший результатом поездок Николая Карамзина в Европу. Этой повести присущи все черты сентиментализма: идеализация героев и яркие, донельзя простые противоречия, которые были наложены на довольно-таки посредственный сюжет.

Мы говорим «посредственный» не для того чтобы каким-то образом уменьшить вклад Николая Карамзина в русскую литературу, но, стоит признать, что тема соблазнения богатым барином бедной крестьянки с трагической концовкой действительно не является новой для читателя.

Другое дело, что события в «Бедной Лизе» были нанесена на русскую реальность. Именно благодаря описаниям окрестностей Москвы, «лизиного» пруда, Симонова монастыря, близ которого жил на даче Карамзин, читатель воспринимает повесть близко и видит ее в новом, оригинальном для себя свете. Эти же описания делают все события в повести более реалистичными для читателя, он переживает вместе с героями.

Рассказчиком является сам автор, который услышал историю бедной Лизы от Эраста, богатого барина, соблазнившего ее. С самого начала повести автор готовит читателя к трагическому финалу, он не скрывает, что судьба девушки сложилась плачевно и часто упоминает ее имя с прилагательным «бедная», обозначая этим не материальные трудности, а нечто большее в судьбе этой юной девушки.

Сам Николай Михайлович говорил, что сюжет повести – донельзя простой. Красивая крестьянка Лиза ходит в город продавать цветы и ягоды, зарабатывая, таким образом, на хлеб. Однажды в городе она встречает богатого барина Эраста.

Между молодыми людьми сразу же появляется симпатия, которая перерастает в более сильные чувства. Эраст приходит к Лизе домой, разговаривает с ее мамой, договаривается о единоличном праве на покупку работы Лизы. Молодые люди начинают встречаться по ночам. Эти встречи тайны, Эраст просит Лизу не рассказывать о них даже собственной матери. После вести о том, что к Лизе сватается богатый крестьянский юноша, Эраст клянется девушке в вечной любви, и она отдается ему.

После тесного сближения любовь Эраста тухнет, он больше не испытывает настолько сильного влечения к Лизе, не видит в ней непорочного ангела и пытается избежать ее общения. Через некоторое время молодые люди расстаются, потому что барина призывают в войска. Не провоевав и дня, проиграв все свое состояние в карты, Эраст возвращается в Москву и женится на богатой вдове, поправляя тем самым свое материальное положение. Убитая горем Лиза, которая считает, что ее возлюбленный на войне, однажды видит его на улице Москвы. Однако, когда она кидается к нему, он ее отвергает, дает ей деньги и просит оставить его в покое.

Лиза заканчивает жизнь самоубийством, а Эраст, узнав об этом, чувствует себя виноватым и раскаивается. Но чувство раскаяния не возвращает людей из мертвых.

Образ Лизы

Образ молодой красивой крестьянки, пылко полюбившей богатого барина, стал новым для русской литературы. Чувственная девушка, дитя природы, описывается автором так:

«…одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве».


«Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою».

«И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; но не так скоро молния блестит и в облаке исчезает, как быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором».

Лиза потеряла отца, но у неё есть мать, добрая старушка, которая никак не может смириться с гибелью своего мужа. Убитая горем, она не годится для работы, поэтому вся тяжесть забот легла на плечи юной девушки Лизы.

«Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо бьющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».

Карамзин идеализирует свою героиню. Так, повстречал богатого барина, она мечтает не о том, чтобы он увез ее в большой город в роскошь, а о том, чтобы он был простым пастухом и они смогли быть вместе. Лизе присущая детская наивность, она неимоверно привязывается к Эрасту, не мыслит своей жизни без него и готова ради него на всё, даже на ложь. Первым тревожным сигналом, который должен был насторожить девушку, стало то, что Эраст попросил ее врать матери об их отношениях. Вторым тревожным сигналом стало охлаждение ее возлюбленного после телесной близости. Нечестность Эраста побуждает не самые искренние чувства и в девушке. После того как парень попытался откупиться от неё, она передаёт полученные от него деньги своей матери и бросается в воду. Хотя мы прекрасно понимаем, что старушке, для которой дочь была единственным светом в этом мире после смерти мужа, эти деньги и вовсе не к чему. После известия о смерти Лизы ее мать, не выдержав свалившегося на нее бремени, так же умирает.

Смерть Лизы делает маленькую революцию в сознании русского читателя того времени, привыкшего к счастливым концовкам со свадьбой и весельями. Однако уверенно можно сказать, то трагическая концовка полностью вписывается в концепцию повести, она вызывает у читателя сильнейшие чувства, которые невозможно было бы достичь, будь окончание иным.

Небольшая игра контрастов использована даже в именах главных героев. Лиза – это не имя для крестьянской девушки. Это имя для молодой кокетки, кружащей мужчинам головы. Имя Елизавета было широко распространено в Западной Европе, но называли отнюдь не бедных крестьянок, а представителей высшего общества. Хотя, с другой стороны, имя Елизавета имеет древнееврейское происхождение и означает «Бог мой клятва», что так же может характеризовать его обладательницу, как пылкую натуру. В противовес этому имени, древнегреческое имя Эраст, которое означает «пылкий» или «любящий» никак не подходит герою Карамзина, который в повести выступает как человек слабохарактерный и даже в некой мере подлый.

Его нельзя назвать таковым полностью: в молодом барине просыпается совесть, он навещает могилу Лизы, рассказывает о ней автору. Однако именно его действия, отсутствие у него силы воли и слабый характер привели к такой концовке.


Автор очень ярко характеризует Эраста в таких строчках:
«…сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою.

Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце».
«Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами — одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями.

Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, — а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствий, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви».

Во время первых встреч молодых людей Эраст кажется искренним, а его чувства – настоящими. Но его любовь – это, прежде всего, интерес и желание изведать то, что ему, утомившемуся от светской жизни, еще неведомо.

В решающий момент Эраст не готов поступить как мужчина, вместо этого он просто сбегает. Его попытка вернуть состояние с помощью женитьбы на вдове составляет огромный контраст попыткам Лизы прокормить себя и мать, зарабатывая деньги честным трудом.

Автор противопоставляет образы Эраста и Лизы. Он – это город со всеми его соблазнами, богатой жизнью, весельем, отдалением от природы. Она – это деревня, честный труд, искренность и скромность, и воссоединение с природой.

Однако, несмотря на то, что Эраст предстаёт перед читателем не в лучшем свете, автор не осуждает его. Он в равной степени сочувствует и Лизе, и ее возлюбленному. Отсутствие дидактизм и ярко выраженной морали автора делает эту повесть классическим образцом сентиментальной литературы, главное для которой – сыграть на чувствах читателя.

Образ героини Н. Карамзина нашел свое отражение во многих произведениях искусства. В 1827-м году Рустамом Адамовичем Кипренским была написана одноименная картина. Сюжет повести использовал Пушкин в своих произведениях «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», а также Борис Акунин в романах «Весь мир театр» и «Азазель».

Проблематика «Бедной Лизы»

Несмотря на то, что описывает «Бедная Лиза» ситуацию личностного характера, главный конфликт повести – социальный, поскольку именно из-за материального неравенства и пропасти в социальном положении любовь главных героев погибает, что приводит к гибели самой Лизы. Кроме социального неравенства, стоит выделить несколько проблемных тем, которые затрагивает Николай Карамзин:

  • Противопоставление города и деревни. Москва предстаёт перед читателем, как сила Зловещая, и даже мать Лизы волнуется, отпуская дочь в город. («Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образ и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти»). Отметим, что подобный контраст является новым для русской литературы.
  • Проблема верности. Предательство Эраста, который ради материального благополучия женился на вдове, окончательно сломило Лизу и стало причиной ее самоубийства. Будь юноша ответственным и верным своей возлюбленной, трагедии удалось бы избежать.
  • Проблема маленького человека, который, из-за причин, не зависящих от него, не контролирует свою жизнь полностью.
  • Проблема чистоты и греха. Ложь Лизы, которая не сказала матери о своей связи с барином, ложится камнем на ее душу, она тянет за собой всю цепочку необратимых последствий, в результате которых девушка погибла. Если бы она сказала матери о своих отношениях, старушка с высоты своего возраста и опыта могла бы вразумить наивную девушку или хотя бы поговорить с Эрастом.

Несмотря на весь трагизм ситуации, показанной в повести, Н. Карамзин не осуждает своих героев. Он им сочувствует и делает все, чтобы читатели так же сочувствовали как бедной крестьянке с чистой душой, так и ее возлюбленному.

Внутренний мир и судьба Лизы

Лиза 17 лет, она очень трудолюбива, искренняя добрая, отличная хозяйка, всегда находит чем себя занять, стеснительная скромная девушка. Автор  не раз упоминает в произведении о чистоте сердца девушки Лизы. Он честна по отношению к окружающему обществу, она к ним очень добра. В отношениях с Эрастом она проявляет добродушие, нежность, ее любовь на много чище, чем любовь Эраста. Из за наивности девушки ей приходиться тяжело в жизни перенести обманы и предательства с стороны любимого.

Лиза живет без отца, он умер еще когда ей было 15 лет, она живет с своей больной матерью и очень любит ее, помогает ей по хозяйству. Лиза придумывает себе работу чтобы выжить, она собирает цветы, плетет корзины и потом их продает. В этот период она влюбляется в Эреста, и начала думать только о нем и делать все ради него. В итоге Эрест ранит сердце Лизы, его любовь быстро остынет к наивной девушке. Девушке тяжело пережить это предательство и бросается в реку поканчует с своей жизнью.

Финал можно соотнести с цитатами:

«Там стонет мертвец: там стонет бедная Лиза!». 

«Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом».

Чему учит

Повесть Карамзина “Бедная Лиза”, учит быть искренним и трудолюбивым и открытым человеком. Читатель может научиться чему-то на чужих ошибках.  Любые люди независимо какое у них положения в обществе, достойны любви, уважения и сострадания. Учит быть добрыми, приветливым, не бояться показывать своих чувств, и эмоций, нужно уметь отвечать за свои поступки. . Анализируя повесть Карамзина, мы обретаем важные жизненные уроки, становимся человечнее и отзывчивее друг к другу.

Автор: Виктория Давыдова

характеристика главной героини, проблематика произведения

Сочинения

12.11.21

9 мин.

Карамзин написал сентиментальную повесть в 1792 году, отразив в ней актуальные проблемы XVIII века. Повествование в произведении ведётся от лица автора, но он является пересказчиком истории. Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» стал ключевым элементом в книге. Николай Карамзин с любовью описывает её характер, внутренний мир и переживания после предательства возлюбленного.

Оглавление:

  • Характеристика главной героини
  • Поведение Лизы
  • Сравнение с другими персонажами
  • Проблематика повести

Характеристика главной героини

Лиза — юная крестьянка с прекрасной внешностью и чистой душой, которая ухаживает за больной матерью и помогает ей по хозяйству. Героиня обладает определёнными чертами характера, позволяющими составить её полноценный образ:

  • наивная;
  • доверчивая;
  • добрая;
  • искренняя.

Девушка влюблена в природу, поэтому постоянно смотрит в небо и на землю, восхищаясь закатами и рассветами. Она усидчивая и старательная, уделяет много времени рукоделию. Героиня не берёт лишних денег у покупателей, говоря, что ей много не нужно. В этом поступке проявляется её честность. Лиза мечтает о светлом будущем, надеясь найти настоящую любовь.

Во время разговора с Эрастом девушка ведёт себя скромно, постоянно краснеет, поскольку она к нему неравнодушна. Героиня верит, что молодой человек искренне ведёт себя перед ней, и принимает его знаки внимания.

Поведение Лизы

Рассказчик с любовью описывает героиню, подчёркивая то, что она обладает светлой душой, и переживает о её судьбе. Девушка не знает, что в мире существуют ложь и предательство, поэтому с любовью относится к каждому человеку и к своему возлюбленному. Первая любовь одухотворяет Лизу, весь мир преображается в её глазах.

Новые чувства возвышают её, девушка становится добрее и счастливее.

Она не рассказывает матери о том, что любит Эраста, ведь он дворянин. Возможно, мать не смогла бы принять её выбор. Девушка надеется, что различие в сословиях не будет мешать их счастью.

В конце главная героиня поддаётся искушению молодого человека и теряет невинность. Гроза предстаёт перед нами как образ греха, так как девушка вступила в любовные отношения до заключения брака и испортила свою репутацию. В конце истории Эраст уезжает в армию и даёт обещание, что вернётся. После того как Эраст проиграл своё состояние в карты, он решает жениться на пожилой вдове, чтобы поправить материальное положение, тем самым предав Лизу. Девушка не смогла совладать со своими чувствами, поэтому решилась на суицид.

Повествователь искренне жалеет Лизу, ведь она была слишком наивной и не знала, как устроен мир на самом деле. Однако Эраст не является отрицательным персонажем, ведь он был по-настоящему влюблён в Лизу. Начитавшись сентиментальных романов, герой надеялся, что они смогут быть вместе, несмотря на различие в сословиях, но настоящая любовь не выдержала испытания.

Сравнение с другими персонажами

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и Мир» Наталья Ростова является прототипом Лизы, ведь она из-за своей доверчивости поддалась искушению Анатоля Курагина, хотя была уже помолвлена с Андреем Болконским. Наташа поверила, что молодой человек влюблён в неё, поскольку он хотел с ней тайно обвенчаться и увезти за границу, но в итоге предал её. Девушка долго находилась в отчаянии, но благодаря поддержке родных смогла поправиться и стать счастливее.

В пьесе Островского «Гроза» Катерина решает познакомиться с Борисом, надеясь, что он испытывает к ней искренние чувства и сможет сделать её счастливее. Но молодой человек испугался её замужнего статуса и осуждения со стороны общества, поэтому желал только тайных встреч.

Девушка начала корить себя, думая о том, что совершила ужасный грех, и призналась в этом мужу Тихону и его матери Кабанихе. Катерина хотела найти поддержку и любовь, ведь её постоянно унижали, но ей не удалось претворить мечты в реальность. Из-за глубоких переживаний она решила покончить с собой, так как считала себя порочной девушкой и боялась осуждения со стороны общества.

Проблематика повести

В произведении можно выделить несколько центральных проблем. Все они стали основой для сюжета:

  • проблема рока и обстоятельств;
  • тема социального неравенства;
  • проблема человека и природы.

В повести Карамзина определённые обстоятельства повлияли на отношения между Лизой и Эрастом. Молодому человеку надоела привычная жизнь, поэтому он увлёкся крестьянкой, которая пробудила в нём страсть. Эраст понимал, что у таких отношений нет будущего, но поддался чувствам. После содеянного он ощущал вину перед Лизой, но не мог ничего исправить.

Девушка из-за своей влюблённости слепо верила его словам и надеялась на лучшее. После того как героиня осознала, что её предали, она не смогла смириться с чувствами. Образ Лизы является трагичным, так как она покончила жизнь самоубийством.

Из-за социального неравенства у отношений Эраста и Лизы не было будущего, ведь они были из разных сословий. В XVIII веке дворяне нередко вступали в брак по расчёту ради того, чтобы обогатиться, поэтому не рассматривали крестьян в качестве супругов. Многие молодые люди не могли жениться по любви и не пытались ничего изменить.

Описание грозы является ключевым элементом в повести, так как она предсказала, что в жизни влюблённых произойдут крутые изменения, которые повлияют на их судьбу. Их отношения перестали быть непорочными, поэтому девушка боялась, что молния уничтожит её за совершённый поступок. Писатели часто благодаря описанию состояния природы указывают на дальнейшие события в произведениях, а художники с помощью изображения окружающей среды придают динамику рисункам.

В сочинениях и рефератах школьники описывают образ главной героини повести Карамзина, чтобы проанализировать произведение и найти основные проблемы. Благодаря прочтению повести дети получают жизненно важные уроки и делают выводы о том, почему не нужно наивно доверять всем людям.

Карамзин прекрасно изобразил образ Лизы из «Бедной Лизы». На протяжении всей повести читатели искренне сопереживают главной героине, беспокоятся, какой будет её судьба, поскольку девушка обладает светлой душой и непорочным сердцем.

«Бедная Лиза» Карамзина как сентиментальный рассказ. Сентиментальность повести Бедная Лиза Бедная Лиза Карамзина как сентиментальная повесть

Повесть Бедная Лиза написана Карамзиным в 1792 году. Во многом она соответствует европейским стандартам, из-за чего вызвала шок в России и превратила Карамзина в самый популярный писатель.

В центре этой истории любовь крестьянки и дворянина, и описание крестьянки почти революционно. До этого в русской литературе сложились два стереотипных описания крестьян: либо это были несчастные угнетенные холопы, либо комичные, грубые и глупые существа, которых даже людьми не назовешь. Но совсем иначе подошел Карамзин к описанию крестьян. Лизе не нужно сочувствовать, у нее нет помещика, и никто ее не притесняет. В рассказе также нет ничего комического. Но есть известная фраза А крестьянки умеют любить , что перевернуло умы людей того времени, т.к. они наконец поняли, что крестьяне тоже люди, у которых есть свои чувства.

Черты сентиментализма в «Бедной Лизе»

На самом деле типично крестьянского в этой повести очень мало. Образы Лизы и ее матери не соответствуют действительности (крестьянка, пусть даже и государственная женщина, могла не только цветы продавать в городе), имена героев тоже взяты не из крестьянских реалий России, а из традиции европейского сентиментализма (Лиза образована от имен Элоиза или Луиза, типичных для европейских романов).

В основе повествования лежит универсальная идея: каждый человек хочет быть счастливым . Поэтому главного героя повести можно даже назвать Эрастом, а не Лизой, ведь он влюблен, мечтает об идеальных отношениях и даже не думает о чем-то плотском и мерзком, желая жить с Лизой как брат и сестра . Однако Карамзин считает, что такая чистая платоническая любовь не может выжить в реальном мире. Поэтому кульминацией истории становится потеря невинности Лизой. После этого Эраст перестает любить ее как чистую, потому что она уже не идеал, она стала такой же, как и другие женщины в его жизни. Он начинает ее обманывать, отношения рушатся. В итоге Эраст женится на богатой женщине, при этом преследуя лишь корыстные цели, не будучи в нее влюблен.

Когда Лиза узнает об этом, приехав в город, она вне себя от горя. Учитывая, что у нее больше нет причин жить, т.к. ее любовь разрушена, несчастная девушка бросается в пруд. Этот ход подчеркивает, что повесть написана в традициях сентиментализма , ведь Лизой движет исключительно чувство, и Карамзин делает сильный акцент на описании чувств героев «Бедной Лизы». С точки зрения разума ничего критичного с ней не произошло — она ​​не беременна, не опозорена перед обществом… По логике вещей топиться незачем. Но Лиза думает сердцем, а не разумом.

Одной из задач Карамзина было заставить читателя поверить в то, что персонажи действительно существовали, что история была реальной. Он несколько раз повторяет, что пишет не рассказ, а печальный рассказ . Время и место действия четко указаны. И Карамзин добился своего: люди поверили. Пруд, в котором якобы утопилась Лиза, стал местом массовых самоубийств разочаровавшихся в любви девушек. Пруд даже пришлось оцепить, что породило интересную эпиграмму.

Рассказ Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» был одним из первых сентиментальных произведений русской литературы 18 века.

Сентиментализм провозгласил преобладающее внимание к частной жизни людей, к их чувствам, которые одинаково свойственны людям из всех сословий.. Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста на заказ доказать, что «крестьянки умеют любить».

Лиза — идеал природы. Она не только «красива душой и телом», но и способна искренне полюбить человека, который не совсем достоин ее любви. Эраст, хотя и безусловно превосходит свою возлюбленную образованностью, знатностью и материальным положением, духовно оказывается меньше ее. Он также имеет ум и доброе сердце, но является слабым и ветреным человеком. Он не в состоянии подняться над классовыми предрассудками и жениться на Лизе. Проиграв в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и уйти от Лизы, из-за чего она покончила жизнь самоубийством. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был несчастен до конца жизни. Узнав о судьбе Лизины, он не мог утешиться и считал себя убийцей.

Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город становится источником искушений, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя в полном соответствии с заветами сентиментализма почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно пролитыми слезами. Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Он подробно описывает переживания Лизы, оставленной Эрастом, ушедшим в армию, мы можем проследить, как она страдает: «Отныне дни ее были днями тоски и печали, которые приходилось скрывать от нежной матери : сердце ее страдало еще больше! Потом было только облегчение, когда Лиза, уединившись в дремучем лесу, могла свободно лить слезы и стонать о разлуке с любимым. Часто печальный голубь сочетал свой жалобный голос со своим стонаньем.

Писателю свойственны лирические отступления, на каждом драматическом повороте сюжета мы слышим авторский голос: «сердце кровью обливается…», «слеза катится по моему лицу». Писателю-сентименталисту было важно обратиться к социальным проблемам. Он не винит Эраста в смерти Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянка. Важно, что Карамзин, пожалуй, первый в русской литературе открыл «живую душу» в представителях низшего сословия. Здесь начинается русская традиция: проявлять симпатию к простым людям. Также можно заметить, что само название произведения несет в себе особую символику, где оно, с одной стороны, указывает на материальное положение Лизы, а с другой — на благополучие ее души, что наводит на философские размышления. .

Писатель обратился к другой не менее интересной традиции русской литературы — поэтике говорящего имени. Ему удалось подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в героях рассказа. Лиза — кроткая, тихая превосходит Эраста в умении любить и жить любовью. Она делает вещи. требующие решительности и силы воли, вступающие в противоречие с законами морали, религиозными и нравственными нормами поведения.

Философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести. Не все персонажи повести имеют право на интимное общение с миром Природы, а только Лиза и Рассказчик.

В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзин дал один из первых образцов сентиментального стиля в русской литературе, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту стиля, специфический подбор слов и выражений, которые «звучат» и «не портят вкуса», ритмическую организацию прозы, приближающую ее к поэтической речи. В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя великим психологом. Ему удалось мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, прежде всего их любовные переживания.

С Эрастом и Лизой поладил не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности Московского Симонова монастыря, и за находящимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». «. Более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь, следуя примеру главной героини рассказа. Лиза стала моделью, которой стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворян и других состоятельных Редкое имя Эраст стало очень популярным в дворянских семьях. «Бедная Лиза» и сентиментальность соответствовали духу времени.

Утвердив своим рассказом сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от реальной жизни схем классицизма.

Николай Михайлович Карамзин стал наиболее ярким представителем в русской литературе нового литературного течения — сентиментализма, популярного в Западной Европе в конце XVIII века. В рассказе «Бедная Лиза», созданном в 1792 году, проявились основные черты этого направления. Сентиментализм провозглашал приоритетное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственное людям всех сословий. Карамзин рассказывает нам историю о несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, чтобы доказать, что «крестьянки умеют любить». Лиза — идеал «естественного человека», проповедуемый сентименталистами. Она не только «красива душой и телом», но и способна искренне полюбить человека, который не совсем достоин ее любви. Эраст, хотя и превосходит свою возлюбленную образованностью, знатностью и богатством, но духовно оказывается меньше ее. Он не в состоянии подняться над классовыми предрассудками и жениться на Лизе. У Эраста «светлый ум» и «доброе сердце», но в то же время он «слаб и ветреен». Проиграв в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и уйти от Лизы, из-за чего она покончила жизнь самоубийством. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был несчастен до конца жизни. Узнав о судьбе Лизины, он не мог утешиться и считал себя убийцей.

Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город становится источником разврата, источником искушений, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя в полном соответствии с заветами сентиментализма почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно пролитыми слезами. Как признавался сам автор: «Я люблю те предметы, которые заставляют меня проливать слезы нежной печали». Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Как он подробно описывает переживания Лизы, оставленной Эрастом, ушедшим в войско: «Отныне дней ее было дней

тоски и печали, которые приходилось скрывать от нежной матери: тем больше страдало ее сердце! Потом было только облегчение, когда Лиза, уединившись в дремучем лесу, могла свободно лить слезы и стонать о разлуке с любимым. Часто печальный голубь сочетал свой жалобный голос со своим стонаньем. Карамзин заставляет Лизу скрывать свои страдания от старухи-матери, но в то же время он глубоко убежден, что очень важно дать человеку возможность открыто, в изобилии, выразить свое горе, чтобы облегчить его душу. Автор рассматривает сущностно-социальный конфликт повести через философско-этическую призму. Эраст искренне хотел бы преодолеть классовые барьеры на пути их идиллической любви с Лизой. Однако героиня гораздо более трезво смотрит на положение дел, понимая, что Эраст «не может быть ее мужем». Рассказчик уже совершенно искренне переживает за своих героев, переживает в том смысле, что он как бы живет с ними. Неслучайно в тот момент, когда Эраст уходит от Лизы, следует проникновенная авторская исповедь: «Мое сердце обливается кровью в эту минуту. Я забываю человека в Эрасте — я готова его проклясть — но язык не шевелится — я смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу. С Эрастом и Лизой поладил не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности Московского Симонова монастыря, и за находящимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». Более того: некоторые несчастные барышни даже утопились здесь, по примеру главной героини рассказа. Сама Лиза стала образцом, которому в любви стремились подражать, правда, не крестьянки, не читавшие повести Карамзина, а девушки из дворянства и других зажиточных сословий. Редкое доселе имя Эраст стало очень популярным в знатных семьях. Очень «Бедная Лиза» и сентиментальность соответствовали духу времени.

Характерно, что карамзинская Лиза и ее мать, хотя и объявлены крестьянками, но говорят на одном языке с дворянином Эрастом и самим автором. Писатель, как и западноевропейские сентименталисты, еще не знал речевого отличия героев, представляющих противоположные по условиям существования классы общества. Все герои рассказа говорят на русском литературном языке, близком к настоящему разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи, к которому принадлежал Карамзин. Да и крестьянская жизнь в повести далека от подлинной народной жизни. Скорее, оно было навеяно характерными для сентиментальной литературы представлениями о «естественном человеке», символами которого были пастухи и пастухи. Поэтому, например, писатель вводит эпизод встречи Лизы с молодым пастухом, который «гонит стадо по берегу реки, играя на свирели». Эта встреча заставляет героиню мечтать о том, чтобы ее возлюбленный Эраст был «простым крестьянином, пастухом», что сделало бы возможным их счастливый союз. Писателя все же больше занимала правдивость в изображении чувств, а не незнакомые ему подробности народной жизни.

Утвердив своим рассказом сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от реальной жизни схем классицизма. Автор «Бедной Лизы» не только стремился писать «как говорится», освобождая литературный язык от церковнославянских архаизмов и смело вводя в него новые слова, заимствованные из европейских языков. Он впервые отказался от деления героев на чисто положительных и чисто отрицательных, показав сложное сочетание хороших и плохих черт в характере Эраста. Таким образом, Карамзин сделал шаг в том направлении, в котором реализм, пришедший на смену сентиментализму и романтизму, двинул развитие литературы середины XIX в. век.

Мы поговорим о следующей эпохе после Просвещения и о том, как она проявилась в российском культурном пространстве.

Эпоха Просвещения была построена на воспитании чувств. Если мы верим, что чувства можно воспитать, то в какой-то момент мы должны признать, что воспитывать их необязательно. Вы должны обращать на них внимание и доверять им. То, что раньше считалось опасным, вдруг окажется важным, способным дать нам толчок к развитию. Это произошло во время перехода от Просвещения к сентиментализму.

Сентиментализм — в переводе с французского «чувство».

Сентиментализм предлагал не просто воспитывать чувства, а считаться с ними, доверять им.

Сквозная тема классицизма в европейской культуре — борьба долга и чувства.

Сквозной темой сентиментализма является то, что разум не всемогущ. И мало культивировать чувства, нужно им доверять, даже если кажется, что это разрушает наш мир.

Сентиментализм впервые проявился в литературе как классицизм в архитектуре и театре. Это не случайно, ведь слово «сентиментализм» связано с передачей оттенков чувств. Архитектура не передает оттенков чувств; в театре они не так важны, как спектакль в целом. Театр – это «быстрое» искусство. Литература может быть медленной и передавать оттенки, поэтому идеи сентиментализма реализовывались с большей силой.

Роман Жан-Жака Руссо «Новая Элоиза» описывает ситуации, немыслимые в прежние эпохи, — дружбу мужчины и женщины. Эта тема обсуждалась всего пару столетий. Для эпохи Руссо вопрос колоссальный, а тогда ответа не было. Эпоха сентиментализма сосредоточена на тех чувствах, которые не укладываются в теорию и противоречат идеям классицизма.

В истории русской литературы Николай Михайлович Карамзин стал первым выдающимся писателем-сентименталистом (см. рис. 1).

Рис. 1. Николай Михайлович Карамзин

Мы говорили о его «Письмах русского путешественника». Попробуйте сравнить это произведение с «Путешествием из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева. Найдите общее и отличное.

Обратите внимание на слова с «с»: сочувствие, сострадание, собеседник. Что общего между революционером Радищевым и сентиментальным Карамзиным?

Вернувшись из путешествия и написав «Письма русского путешественника», которые были опубликованы в 1791 году, Карамзин приступает к изданию «Московского журнала», где в 1792 году появляется рассказ «Бедная Лиза». Произведение перевернуло всю русскую литературу, определило ее курс на многие годы. История нескольких страниц нашла отклик во многих классических русских книгах, от «Пиковой дамы» до романа Достоевского «Преступление и наказание» (образ Лизаветы Ивановны, сестры старого ростовщика).

Карамзин, написав «Бедную Лизу», вошел в историю русской литературы (см. рис. 2).

Рис. 2. Епифанов Г.Д. Иллюстрации к рассказу «Бедная Лиза»

Это рассказ о том, как дворянин Эраст обманул бедную крестьянку Лизу. Он обещал на ней жениться и не женился, пытался откупиться от нее. Девушка покончила жизнь самоубийством, а Эраст, сказав, что ушел на войну, связал себя узами брака с богатой вдовой.

Таких историй не было. Карамзин многое меняет.

В литературе XVIII века все герои делятся на хороших и плохих. Карамзин начинает рассказ с того, что все неоднозначно.

Пожалуй, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестности этого города, как я, потому что никто чаще меня не бывает в поле, никто больше меня не бродит пешком, без плана, без цели — куда угодно твои глаза смотрят — через луга и рощи. над холмами и равнинами.

Николай Карамзин

Мы встречаемся с сердцем рассказчика раньше, чем видим персонажей. Раньше в литературе существовала привязка персонажей к месту. Если это идиллия, события разворачивались на лоне природы, а если нравоучительный рассказ, то в городе. Карамзин с самого начала помещает героев на границу между деревней, где живет Лиза, и городом, где живет Эраст. Трагическая встреча города и села — тема его рассказа (см. рис. 3).

Рис. 3. Епифанов Г.Д. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Карамзин вводит то, чего никогда не было в русской литературе — тему денег. В построении сюжета «Бедной Лизы» огромную роль играют деньги. Отношения между Эрастом и Лизой начинаются с того, что дворянин хочет купить у крестьянки цветы не за пять копеек, а за рубль. Герой делает это от чистого сердца, но чувства измеряет деньгами. Далее, когда Эраст уходит от Лизы и случайно встречает ее в городе, он откупается от нее (см. рис. 4).

Рис. 4. Епифанов Г.Д. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Но ведь Лиза, прежде чем покончить с собой, оставляет матери 10 империалов. Девушка уже подхватила городскую привычку считать деньги.

Финал истории невероятный для того времени. Карамзин рассказывает о гибели героев. Как в русской, так и в европейской литературе о гибели любвеобильных героев говорилось не раз. Сквозной мотив — влюбленные соединились после смерти, как Тристан и Изольда, Петр и Феврония. Но для самоубийцы Лизы и грешника Эраста примирение после смерти было невероятным. Последняя фраза рассказа: «Теперь, может быть, они помирились». После финала Карамзин рассказывает о себе, о том, что происходит в его сердце.

Похоронена у пруда, под сумрачным дубом, на могиле поставлен деревянный крест. Здесь я часто сижу в раздумье, опираясь на сосуд с прахом Лизы; в моих глазах течет пруд; Листья шуршат надо мной.

Рассказчик оказывается не менее важным участником литературного действия, чем его персонажи. Все это было невероятно ново и свежо.

Мы говорили, что древнерусская литература ценила не новизну, а соблюдение правил. Новая литература, одним из проводников которой оказался Карамзин, наоборот, ценит свежесть, взрыв привычного, отказ от прошлого, движение в будущее. И Николаю Михайловичу это удалось.

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» рассказывается история крестьянской девушки, умеющей любить глубоко и самозабвенно. Почему писатель изобразил в своем произведении именно такую ​​героиню? Это объясняется принадлежностью Карамзина к сентиментализму, популярному тогда в Европе литературному течению. В литературе сентименталистов утверждалось, что не знатность и богатство, а душевные качества, способность глубоко чувствовать являются главными человеческими добродетелями. Поэтому в первую очередь писатели-сентименталисты обращали внимание на внутренний мир человека, его сокровенные переживания.

Герой сентиментализма не стремится к подвигам. Он считает, что все люди, живущие на свете, связаны невидимой нитью и для любящего сердца не существует преград. Таков Эраст, юноша из знати, ставший сердечным избранником Лизы. Эрасту казалось, что он нашел в Лизе то, что давно искало его сердце. Его не смущало, что Лиза была простой крестьянской девушкой. Он уверял ее, что для него «самое главное — это душа, невинная душа». Эраст искренне верил, что со временем он сделает Лизу счастливой, «возьмет ее к себе и будет жить с ней нераздельно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю».

Однако реальность безжалостно разрушает иллюзии влюбленных. Тем не менее, есть барьеры. Обремененный долгами Эраст вынужден жениться на пожилой богатой вдове. Узнав о самоубийстве Лизы, «он не мог утешиться и считал себя убийцей».

Карамзин создал трогательное произведение об оскорбленной невинности и попранной справедливости, о том, как в мире, где отношения людей строятся на корысти, нарушаются естественные права личности. Ведь право любить и быть любимым дано человеку с самого начала.

В характере Лизы обращают на себя внимание покорность и беззащитность. На мой взгляд, ее смерть можно расценивать как тихий протест против бесчеловечности нашего мира. В то же время «Бедная Лиза» Карамзина — это удивительно светлая история о любви, проникнутая мягкой, нежной, кроткой грустью, переходящей в нежность: «Когда мы увидимся там, в новой жизни, я узнаю тебя, нежную Лиза!».

«А бабы любить умеют!» — этим высказыванием Карамзин заставил общество задуматься о нравственных основах жизни, призвал к чуткости и снисходительности по отношению к людям, которые остаются беззащитными перед судьбой.

Влияние «Бедной Лизы» на читателя было столь велико, что имя карамзинской героини стало нарицательным, получило значение символа. Бесхитростная история девушки, которую невольно соблазнили и обманули против ее воли, — мотив, лежащий в основе многих сюжетов в литературе XIX века. К теме, начатой ​​Карамзиным, впоследствии обращались крупнейшие русские писатели-реалисты. Проблемы «маленького человека» нашли отражение в поэме «Медный всадник» и рассказе «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, в повести Н.В. Гоголя «Шинель», во многих произведениях Ф.М. Достоевский.

Спустя два столетия после написания повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» остается произведением, прежде всего трогающим нас не сентиментальным сюжетом, а своей гуманистической направленностью.

Бедная Лиза — Rotten Tomatoes

Перейти к основному содержанию

Кино / ТВ

    Знаменитости

      Ничего не найдено

      Посмотреть все
      • Что такое томатометр®?
      • Критики
      • Хочет увидеть Рейтинги Профиль Счет Выйти
      фильмов

      Кино в кинотеатрах

      • Открытие на этой неделе
      • Скоро в кинотеатрах
      • Сертифицированные свежие фильмы

      Кино дома

      • павлин
      • Вуду
      • Потоковое вещание Нетфликс
      • iTunes
      • Амазон и амазон прайм
      • Самые популярные потоковые фильмы
      • Сертифицированные свежие фильмы
      • Просмотреть все

      Подробнее

      • Лучшие фильмы
      • Трейлеры

      Сертифицированные свежие продукты

      • Кредо III Ссылка на Creed III

      • Пальмы и линии электропередач Ссылка на пальмы и линии электропередач

      • эпохи Ссылка на возраст

      Сериалы

      Новое телевидение сегодня вечером

      • Перри Мейсон: 2 сезон
      • История мира: Часть II: Сезон 1
      • На свободе: 1 сезон
      • Дождевые псы: 1 сезон
      • Школьные духи: 1 сезон
      • Самая опасная игра: Нью-Йорк: 2 сезон
      • Голос: 23 сезон
      • Лучший повар: 20 сезон
      • Пережить: Сезон 1
      Посмотреть все

      Самый популярный телеканал на RT

      • Последний из нас: Сезон 1
      • Мандалорец: 3 сезон
      • История мира: Часть II: Сезон 1
      • Дождевые псы: 1 сезон
      • Секс/жизнь: 2 сезон
      • Дейзи Джонс и Шесть: Сезон 1
      • Перри Мейсон: 2 сезон
      • Покерное лицо: сезон 1
      • Консультант: 1 сезон
      Посмотреть все

      Подробнее

      • Лучшие телешоу
      • Сертифицированный Fresh TV

      Эпизодические обзоры

      • Андор: 1 сезон
      • Женщина-Халк: присяжный поверенный: 1 сезон
      • Дом Дракона: 1 сезон
      • Властелин колец: Кольца власти: Сезон 1
      • Атланта: 4 сезон

      Сертифицированный свежий сбор

      • Канк на Земле: 1 сезон Ссылка на Cunk on Earth: Season 1

      Кино мелочи Новости

      Столбцы

      • 24 кадра
      • Списки за все время
      • Руководство по перееданию
      • Комиксы на ТВ
      • Обратный отсчет
      • Консенсус критиков
      • Пять любимых фильмов
      • Сейчас в потоковом режиме
      • Родительское воспитание
      • Обзор красной ковровой дорожки
      • Счетные карточки
      • Субкульт
      • Вспомнить все
      • Видеоинтервью
      • Касса выходного дня
      • Еженедельный кетчуп
      • Что смотреть
      • Нули

      Лучшее и худшее

      • Фильмы Marvel от худшего к лучшему по версии Tomatometer

        Ссылка на фильмы Marvel, оцененные томатометром от худшего к лучшему

      • Парк Юрского периода Фильмы в рейтинге Tomatometer

        Ссылка на фильма Парк Юрского периода по рейтингу томатометра

      Посмотреть все

      Направляющие

      • Женская история

        Ссылка на женскую историю

      • Наградной тур

        Ссылка на тур по наградам

      Посмотреть все

      Новости РТ

      • Что посмотреть на этой неделе: Крик VI , Последний из нас и многое другое

        Ссылка на то, что посмотреть на этой неделе: Scream VI , The Last of Us и многое другое

      • Королевы телесериалов 21 века

        Ссылка на королевы телесериалов 21 века

      Посмотреть все Сеансы

      2000, Драма, 1ч 45м

      0 отзывов 0 оценок Подписка

      Оценить и оставить отзыв

      Проверено

      • Оцените этот фильм

        5″ data-star-lower-threshold=»0.5″> Уф, это было гнило.

        Мех, время прошло.

        Это хорошо — рекомендую.

        Отлично!

        Так свежо: обязательно нужно увидеть!

      • Вы почти у цели! Просто подтвердите, как вы получили свой билет.

      • Шаг 2 из 2

        • Фанданго

        • AMCTheatres.com или приложение AMCНовый

          Введите номер подтверждения билета, который находится в вашей электронной почте. Подробнее

        • Синемарек Вскоре

          Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

        • Королевский Вскоре

          Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

        • Театральная касса или еще где

        Выбрав подтверждение своего билета на этот фильм, вы позволяете нам сверить адрес электронной почты, связанный с вашей учетной записью Rotten Tomatoes, с адресом электронной почты, связанным с покупкой билета Fandango на тот же фильм.

        Почти у цели! Просто подтвердите, как вы получили свой билет.

      • Оцените этот фильм

        Уф, это было гнило.

        Мех, время прошло.

        5″ data-star-lower-threshold=»3.5″> Это хорошо — рекомендую.

        Отлично!

        Так свежо: обязательно нужно увидеть!

        • Фанданго

        • AMCTheatres.com или приложение AMCНовый

          Введите номер подтверждения билета, который находится в вашей электронной почте.Подробнее

        • Синемарек Вскоре

          Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

        • Королевский Вскоре

          Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

        • Театральная касса или еще где

        Выбрав подтверждение своего билета на этот фильм, вы позволяете нам сверить адрес электронной почты, связанный с вашей учетной записью Rotten Tomatoes, с адресом электронной почты, связанным с покупкой билета Fandango на тот же фильм.

      • Вы еще не закончили проверку, хотите отправить как есть?

        Вы всегда сможете отредактировать свой отзыв позже.

      • Вы уверены?

        Другие кинозрители считают проверенные отзывы более надежными.

      • Хотите внести изменения в отзыв перед закрытием?

      • Уже готово? Еще несколько слов могут помочь другим решить, стоит ли смотреть

        Они не смогут увидеть ваш обзор, если вы отправите только свою оценку.

        Уже готово? Еще несколько слов могут помочь другим решить, стоит ли смотреть

        Они не смогут увидеть ваш обзор, если вы отправите только свою оценку.

        Изображение является примером электронного письма с подтверждением билета, которое AMC отправила вам при покупке билета. Подтверждение вашего билета # находится под заголовком вашего электронного письма, который гласит «Информация о бронировании вашего билета». Чуть ниже написано «Подтверждение билета №:», за которым следует 10-значный номер. Этот 10-значный номер является вашим номером подтверждения.

        Номер подтверждения вашего билета AMC можно найти в электронном письме с подтверждением заказа.

      Информация о фильме

      Красивая, чистая, невинная крестьянская девушка из соседней деревни заводит роман с соблазнительным, красивым, но хитрым аристократом. Классовая система Российской империи 18-го века обнажается в драматическом фантазме как автор сентиментального движения, Николай Карамзин появляется как призрачный рассказчик, оплакивающий эту историю о предательстве и распутывании юной души в руках высшего общества.

      • Жанр:

        Драма

      • Исходный язык:

        Английский

      • Директор:

        Слава Цукерман

      • Производитель:

        Керова Нина Васильевна, Рене Лекач, София Ромма, Слава Цукерман

      • Писатель:

        София Ромма

      • Продолжительность:

      Актеры и съемочная группа

      Барбора Бобулова
      Лиза

      Елена Доронина

      Бен Газзара
      Рассказчик

      Ли Грант

      Ирина Купченко
      мать Лизы

      Габриэль Олдс
      Эраст

      Сергей Тарамаев
      Граф Юрий

      Михаил Улынов
      Отец Лизы

      Слава Цукерман
      Директор

      София Ромма
      Сценарист

      Нина Владимировна Керова
      Производитель

      Рене Лекач
      Производитель

      София Ромма
      Производитель

      Слава Цукерман
      Производитель

      Роман Мурашковский
      Исполнительный продюсер

      Андрей Горелов
      Кинооператор

      Людмила Гаинцева
      Эскиз костюма

      Эбигейл МакГрат
      Литье

      Показать все Актеры и съемочная группа

      Для Бедная Лиза еще нет рецензий критиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *