Образ лаврецкого в романе дворянское гнездо: Образ и характеристика Лаврецкого в «Дворянском гнезде» Тургенева

Образ и характеристика Лаврецкого в «Дворянском гнезде» Тургенева

Героем своего романа «Дворянское гнездо» Тургенев выставил Лаврецкого. Это – типичный русский человек, неглупый и незлой, долго прозябавший без пользы для ближних, недовольный собой и жизнью, – один из тех «лишних» людей, которых так охотно изображал Тургенев. Лишь ко второй половине своей жизни находит он себе «дело».

Воспитание он получил самое дикое: сумасбродный отец, под влиянием налету схваченных идей о «равенстве»[1], против воли отца, женился на своей крепостной. Она скоро ему наскучила, и он переселился заграницу. Бедная женщина, вырванная из родной обстановки, зачахла в барских хоромах, без любви и сердечного участия. Ребенок вырос на руках старой тетки, сумасбродной старухи, которая воспитывала его одним страхом. Отец вернулся из-за границы уже с иными идеалами – «англоманов», и «с жаром взялся за перевоспитание» сына: холеного, избалованного мальчика, привыкшего жить в уединенном мире своих детских мечтаний, он вдруг стал дрессировать, закалять, развивать его тело, оставив без внимания его душу. Духовно одинокий в доме тетки, он остался таким и при отце. Его душой никто не интересовался, – всякий старался подчинить его своей воле.

 

Тургенев. Дворянское гнездо. Аудиокнига

 

Такое воспитание только «вывихнуло» его, и к жизни не подготовило. Наивным, доверчивым ребенком, с телом мужчины, начал он самостоятельную жизнь, поступив в университет. «Много разрозненных идей бродило у него в голове, – в некоторых вопросах он был сведущ не хуже любого специалиста, но, наряду с этим, не звал, многого такого, что известно каждому гимназисту». Впрочем, умный от природы, он занимался в университете серьезно, – из него не вышел такой «верхогляд», как его родитель. Лаврецкий сумел даже усмотреть «разладицу между словами и делами отца, между его широкими либеральными теориями и черствым, мелким деспотизмом». Лаврецкий замкнулся в себе и, «вывихнутый», пошел в жизнь «наугад», без планов и цели[2]. С товарищами по университету он сходился туго, – один восторженный идеалист Михалевич сумел сблизиться с ним, – по крайней мере, сумел сделать его слушателем своих восторженных речей.

Но идеализм немецкой философии мало захватил Лаврецкаго: в нем текла кровь простой русской женщины; к поверхностному «европеизму» отца и многих его современников он тоже отнесся критически, – и вот, в результате, у него выработались своеобразные националистические, почти «славянофильские» взгляды на историю России; в споре с Паншиным он, вообще неразговорчивый и скромный, с воодушевлением и силою развил заветные мысли свои о вреде для России слепо следовать в своём развитии на «помочах» у Запада[3], о необходимости самостоятельного национального развития. Попав после круговорота европейской жизни в тихую русскую деревню, он испытал прилив «глубокого и сильного чувства родины». Но это «затишье» русской жизни не показалось ему «мертвым сном» – он верил в то, что сильна и могуча русская деревня, и полон тайных сил народ, в ней живущий, – он верил в «молодость и самостоятельность России»; он доказывал «невозможность скачков и надменных переделок, не оправданных ни знанием родной земли, ни действительной верой в идеал». .. Приводил он в пример и свое собственное воспитание, требовал, прежде всего, признания народной правды и смирения перед нею, – того смирения перед нею, «без которого смелость против лжи невозможна». Он проповедует «примирение с жизнью» и советует каждому скромно трудиться на пользу родины и ближний, не задаваясь особенно широкими и блестящими замыслами. «Пахать землю и стараться, как можно, лучше ее пахать», – вот что рекомендует он вместо погони за громкими подвигами, за «трескучей славой героя»… И свои мысли он осуществил: «действительно, сделался, хорошим хозяином, – действительно, выучился пахать землю, и трудился не для одного себя, – он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян».

 

 

В жизни его большое значение имела Лиза Калитина. Измученный, озлобленный, вернулся он в свое «затишье»… Если жизнь на родине скоро успокоила его и помогла ему выработать ту теорию примирения и смирения, о которой было сказано выше, то эта теория не вросла в его душу, – она была общественно-исторической точкой зрения его; он провидел ее, как общественный деятель; в глубине же его души была пустота, – к Богу он был индифферентен, с реальной действительностью (отношения к жене) примирения он еще не знал. Только Лаза помогла ему установить целостность мировоззрения. Она привела его ксвоему «русскому» Богу; она говорила ему о жалости и сострадании, она сумела освободить его сердце от злобы. «Вы должны простить, если хотите, чтобы и вас простили!» говорила она ему. – «Надо покориться, надо смириться перед волей Бога», – твердила она. И слова эти падали на готовую почву, – ведь, за эту способность терпеть, примиряться и любить восхвалял сам Лаврецкий «русского человека», – ведь перед ним мелькал светлый образ его страдалицы-матери; перед ним стоял образ самой Лизы… И сам он сродни им. Вот почему, хоть и не пошел он в монастырь, – он сделался родным братом Лизы «по духу». Он простил жену, он отказался от личного счастья, признав, что смысл жизни заключается только в работе на пользу общую. Это прояснение великого нравственного долга произошло в душе Лаврецкого после ряда ошибок, страданий, колебаний… Он, при помощи Лизы, сбросил с себя шелуху эгоизма, труху чужих, навеянных извне, взглядов и подошел к идеалам родного народа, какими представлялись они славянофилам 40-х годов. Лаврецкому в людях его поколения самим приходилось завоевывать эти миросозерцания, торить к ним дорогу… Ценой личного счастья добыта им была сознательность этого счастья, – оттого такой грустью звучат заключительные слова романа, в которых Лаврецкий выразил свои думы, обращаясь к грядущему поколению:

«Играйте, веселитесь, растите, молодые силы, – думал он, и не было горечи в его думах жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить; вам не придётся, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака; мы хлопотали о том, как бы уцелеть, – и сколько из нас не уцелело! а вам надобно дело делать, работать – и благословение нашего брата, старика, будет с вами».

Он сознает, что поздно выбрался на путь и слишком иного растерял сил, чтобы принести существенную пользу.

«Он, – говорит Тургенев, – утих и постарел не одним лицом и телом, – постарел душою». «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!» – последние слова Лаврецкого.



[1] Его воспитывал француз, поклонник философии энциклопедистов, который постарался «влить целиком в своего воспитанника всю премудрость XVIII века. .. Он (отец героя) так и ходил, наполненный ею; она пребывала в нём, не смешавшись с его кровью, не проникнув в его душу, не сказавшись крепким убеждением».

[2] «Он в 25 лет поступает в университет, а в первые счастливые годы супружеской жизни опять принимается за самообразование и полдня сидит за книгами и тетрадями. Тургенев к сожалению не указал нам, что это были за книги, и мы не может сказать, под какими влияниями создавалось мировоззрение Лаврецкого, но некоторые черты его определённо отмечены автором и как нельзя более характерны для «лишних людей». Он весь проникнут благородными порывами, настроениями; он даже ушёл, сравнительно с Рудиным, вперёд, ибо постоянно занят мыслями о живой деятельности: в Париже например, посещая лекции и занимаясь переводом одного учёного сочинения, он всё думает о том, как вскоре вернётся в Россию и примется за дело. Те же мысли посещают его по возвращении на родину. Но Тургенев недаром замечает, что Лаврецкий вряд ли сознавал, в чём собственно состояло дело, указывая этим на туманность и неопределённость его воззрений, если только дело касалось практического применения их к жизни. Его душа, как и у Рудина, исполнена благородных порывов, но нет у него строго продуманного, разработанного на основании близкого знакомства с родною жизнью плана действий – у него мечты, но не думы». (Александровский).

[3] «Россия,  говорил Паншин, – отстала от Европы; нужно подогнать ее… У нас изобретательности нет. Следовательно, мы поневоле должны заимствовать у других… Мы больны оттого, что только наполовину сделались европейцами; чем мы ушиблись, тем и лечиться должны… Все народы, в сущности, одинаковы, вводите только хорошие учреждения – и дело с концом».

 

Характеристика образа Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» (Дворянское гнездо Тургенев)

Задумал роман «Дворянское гнездо» Тургенев еще в 1855 году. Однако писатель испытывал в то время сомнения в силах своего таланта, накладывался и отпечаток личной неустроенности в жизни. Работу над романом Тургенев возобновил лишь в 1858 году, по приезде из Парижа. Роман появился в январской книге “Современника” за 1859 год. Сам автор в последствии отмечал, что “Дворянское гнездо” имело самый большой успех, который когда- либо выпал ему на долю. Тургенев, отличавшийся способностью подметить и изобразить новое, нарождающееся, и в этом романе отразил современность, главные моменты жизни дворянской интеллигенции того времени. Лаврецкий, Паншин, Лиза — не отвлеченные образы, созданные головным путем, а живые люди — представители поколений 40-х годов XIX в.

В романе Тургенева не только поэзия, но и критическая направленность. Это произведение писателя — обличение самодержавно-крепостнической России, отходная песнь «дворянским гнездам». Рассмотрим идейное содержание и систему образов «Дворянского гнезда». Тургенев поставил в центр романа представителей дворянского класса. Хронологические рамки романа — 40-е годы. Действие начинается в 1842 г., а в эпилоге рассказывается о событиях, происшедших 8 лет спустя. Писатель решил запечатлеть ту полосу в жизни России, когда в лучших представителях дворянской интеллигенции растет тревога за судьбы свои и своего народа.

Тургенев интересно решил сюжетный и композиционный план своего произведения. Он показывает своих героев в самые напряженные переломные моменты их жизни. После восьмилетнего пребывания за границей возвращается в свое родовое имение Федор Лаврецкий. Им пережито большое потрясение — измена жены Варвары Павловны. Уставший, но не надломленный страданиями Федор Иванович приехал в деревню, чтобы улучшить быт своих крестьян. В соседнем городе в доме у своей двоюродной сестры Марьи Дмитриевны Калитиной он встречается с ее дочерью — Лизой.

Лаврецкий полюбил ее чистой любовью, Лиза ответила ему взаимностью. Они были близки к счастью, Лаврецкий показал Лизе французский журнал, в котором сообщалось о смерти его жены Варвары Павловны. Но когда счастье было уже так близко, из Франции возвращается Варвара Павловна. А набожная Лиза просит Лаврецкого примириться с женой, а сама решает уйти в монастырь. Лаврецкий ничего не может противопоставить требованиям Лизы, примиряется с ее решением. Их любовь и их жизнь оказалась разбитой. В эпилоге Лиза оказывается смиренной монахиней, навестивший ее Лаврецкий молча, страдальчески посмотрел на нее он признает, что жизнь прожита бесполезно, напрасно. Сам Федор Лаврецкий явился потомком постепенно выродившегося рода Лаврецких, когда-то сильных, незаурядных представителей этой фамилии — Андрея (прадеда Федора), Петра, потом Ивана.

Общность первых Лаврецких — в невежестве. В бумагах Петра Андреевича внук нашел единственную ветхую книжку, в которую тот вписывал то «Празднование в городе Санкт-Петербурге замирения, заключенного с Турецкой империей его сиятельством князем Александром Андреевичем Прозоровским», то рецепт грудного декохта с примечанием ; «сие наставление дано генеральше Просковье Федоровне Салтыковой от протопресвитера церкви живоначальные Троицы Федора Авксентьевича» и т. п.; кроме календарей, сонника и сочинения Абмодика у старика не было книг. И по этому поводу Тургенев иронически заметил: «Читать было не по его части». Как бы мимоходом Тургенев указывает на роскошь именитого дворянства. Так, смерть княжны Кубенской передана в следующих красках: княжна «разрумяненная, раздушенная амброй a la Rishelieu, окруженная арапчонками, тонконогими собачками и крикливыми попугаями, умерла на шелковом кривом диванчике времен Людовика XV, с эмалевой табакеркой работы Петито в руках». Приклонявшаяся перед всем французским Кубенская прививала и Ивану Петровичу такие же вкусы, дала французское воспитание. Писатель не преувеличивает значения войны 1812 г. для дворян типа Лаврецких.

Они лишь временно «почувствовали, что русская кровь течет в их жилах». «Петр Андреевич на свой счет одел целый полк ратников». И только. Предки Федора Ивановича, в особенности его отец, больше любили иностранное, чем русское. Европейски образованный Иван Петрович, вернувшись из-за границы, ввел дворне новую ливрею, оставив все по-прежнему, о чем Тургенев не без иронии пишет: «Все осталось по-прежнему, только оброк кое-где прибавился, да барщина стала потяжелее, да мужикам запретили обращаться прямо к барину: патриот уж очень презирал своих сограждан».

И сына своего Иван Петрович решил воспитывать по заграничной методе. А это привело к отрыву от всего русского, к отходу от родины. «Недобрую шутку сыграл англоман со своим сыном». Оторванный с детства от родного народа, Федор лишился опоры, настоящего дела. Не случайно писатель привел Ивана Петровича к бесславной кончине: старик стал невыносимым эгоистом, своими капризами не дававшим жить всем окружающим, жалким слепцом, подозрительным. Смерть его явилась избавлением для Федора Ивановича.

Перед ним вдруг открылась жизнь. В 23 года он не постеснялся сесть на студенческую скамью с твердым намерением овладеть знаниями, с тем, чтобы применить их в жизни, принести пользу хотя бы мужикам своих деревень. Откуда у Федора замкнутость и нелюдимость? Эти качества явились следствием «спартанского воспитания». Вместо того, чтобы ввести юношу в гущу жизни, «его подержали в искусственном уединении», оберегали его от жизненных потрясений.

«Дворянское гнездо». И

Первое упоминание о романе «Дворянское гнездо» встречается в письме И. С.Тургенева издателю И.И.Панаеву в октябре 1856 г. Иван Сергеевич планировал закончить произведение к концу года, но не осуществил своего план. Всю зиму писатель тяжело болел, а потом уничтожил первые наброски и стал придумывать новый сюжет. Возможно, окончательный текст романа существенно отличается от первоначального. В декабре 1858 г. автор внес в рукопись последние правки. Впервые «Дворянское гнездо» было опубликовано в январском номере журнала «Современник» за 1859 г..

Роман произвел огромное впечатление на российское общество. Он сразу же стал настолько популярен, что не прочитать «Дворянское гнездо» считалось чуть ли не дурным тоном. Даже Тургенев признал, что произведение имело очень большой успех.

Роман основан на размышлениях писателя о судьбах лучших представителей русского дворянства. Сам автор принадлежал к этому классу и прекрасно понимал, что «Дворянские гнезда» с их атмосферой возвышенных переживаний постепенно вырождаются. Не случайно Тургенев приводит родословные главных героев романа. На их примере писатель показывает, что в разные исторические периоды происходили значительные изменения в дворянской психологии: с 9 в.0009 «Дикое дворянство» для восхищения всем инопланетянином. Прадед Федора Ивановича Лаврецкого — жестокий тиран, дед — беспечный и хлебосольный ненавистник Вольтера, отец — англоман.

Гнездо как символ родины , покинутое его обитателями. Современники писателя предпочитают проводить время за границей, говорить по-французски, бездумно перенимать чужие традиции. Престарелая тетка Лаврецкого, одержимая стилем Людовика XV, выглядит трагично и карикатурно. Несчастлива судьба самого Федора, чье детство было изуродовано чужой «Система образования» … Общепринятая практика доверять детей няням, гувернанткам, а то и отдавать их в чужую семью, разрывает связь между поколениями, лишает их корней. Те, кому удается поселиться в старом родовом «Гнезде» , чаще всего ведут сонное существование, наполненное сплетнями, музыкой и картами.

Такое разное отношение матерей Лизы и Лаврецкого к своим детям не случайно. Марья Дмитриевна равнодушна к воспитанию дочерей. Лизе ближе няня Агафья и учительница музыки. Именно эти люди влияют на формирование личности девушки. А вот и крестьянка Малаша (мать Федора) «Тихо угасает» после того, как она лишена возможности воспитывать сына.

Композиционно роман «Дворянское гнездо» построен прямолинейно. В его основе история несчастной любви Федора и Лизы. Крах их надежд, невозможность личного счастья перекликаются с социальным крахом дворянства в целом.

Главный герой романа Федор Иванович Лаврецкий имеет много общего с самим Тургеневым. Он честен, искренне любит свою Родину, ищет рациональное применение своим способностям. Воспитанный властолюбивой и жестокой теткой, а затем своеобразной «Спартанский строй» отец, он приобрел крепкое здоровье и суровый взгляд, но добрый и застенчивый характер. Лаврецкому трудно общаться. Он сам чувствует пробелы в своем воспитании и образовании, поэтому стремится их исправить.

Расчетливая Варвара видит в Лаврецком лишь глупую шишку, богатством которой легко завладеть. Искренность и чистота первых настоящих чувств героя разбиты о измену жены. В результате Федор перестает доверять людям, презирает женщин, считает себя недостойным настоящей любви. Встретив Лизу Калитину, он не сразу решается поверить в чистоту и благородство девушки. Но, узнав ее душу, поверил и полюбил на всю жизнь.

Характер Лизы сформировался под влиянием няни из старообрядцев. Девочка с детства трепетно ​​относилась к религии, «Образ вездесущего, всезнающего Бога какой-то сладкой силой втиснулся в ее душу» … Однако Лиза ведет себя слишком независимо и открыто для своего времени. В девятнадцатом веке девушки, стремившиеся удачно выйти замуж, были куда приятнее тургеневской героини.

До встречи с Лаврецким Лиза не часто задумывалась о своей судьбе. Официальный жених Паншин особого отторжения у девушки не вызывал. Ведь главное, по ее мнению, честно выполнять свой долг перед семьей и обществом. В этом счастье каждого человека.

Кульминация романа — спор Лаврецкого и Паншина о людях и последующая сцена объяснения Лизы с Федором. В мужском конфликте Паншин высказывает мнение чиновника с прозападными взглядами, а Лаврецкий выступает с позиций, близких к славянофильству. Именно во время этого спора Лиза осознает, насколько созвучны ее мысли и суждения взглядам Лаврецкого, осознает свою любовь к нему.

Среди «тургеневских девиц» образ Лизы Калитиной — один из самых ярких и поэтичных. Ее решение стать монахиней основано не только на религиозности. Лиза не может жить вопреки своим моральным принципам. В этой ситуации для женщины ее круга и духовного развития другого выхода просто не было. Лиза жертвует личным счастьем и счастьем близкого человека, потому что не может поступить «не правильно» .

Помимо главных героев, Тургенев создал в романе галерею ярких образов, отражающих дворянскую среду во всем ее многообразии. Есть любитель казенных денег, отставной генерал Коробьин, старый сплетник Гедеоновский, ловкий франт Паншин и многие другие герои провинциального общества.

В романе также есть представители людей. В отличие от господ, крепостные и бедняки изображаются Тургеневым с симпатией и сочувствием. Загубленные судьбы Малаши и Агафьи, талант Леммы, так и не раскрывшийся из-за бедности, и многие другие жертвы барского произвола доказывают, что история «Дворянские гнезда» далека от совершенства. А главной причиной продолжающегося общественного распада писатель считает крепостное право, которое одних развращает, а других низводит до уровня бессловесного существа, но калечит всех.

Очень тонко передано состояние героев через картины природы, речевые интонации, взгляды, паузы в разговорах. Этими средствами Тургенев достигает удивительного изящества в описании душевных переживаний, мягкого и волнующего лиризма. «Меня потрясла… легкая поэзия, влитая в каждый звук этого романа», — говорил Салтыков-Щедрин о «Дворянском гнезде».

Художественное мастерство и философская глубина обеспечили первому крупному произведению Тургенева выдающийся успех на все времена.

Главный герой романа — Федор Иванович Лаврецкий, дворянин, имеющий многие черты самого Тургенева. Выросший вдали от отцовского дома, сын отца-англофила и матери, умершей в раннем детстве, Лаврецкий воспитывается в фамильном загородном имении у жестокой тетушки. Часто основу этой части сюжета критики искали в детстве самого Ивана Сергеевича Тургенева, которого воспитывала мать, известная своей жестокостью.

Лаврецкий продолжает образование в Москве и во время посещения оперы замечает в одной из лож красивую девушку. Зовут ее Варвара Павловна, и теперь Федор Лаврецкий признается ей в любви и просит ее руки. Пара женится, и молодожены переезжают в Париж. Там Варвара Павловна становится очень популярной хозяйкой салона и заводит роман с одним из своих постоянных гостей. Лаврецкий узнает о романе жены с другим только в тот момент, когда случайно читает записку, написанную его любовником Варваре Павловне. Потрясенный предательством любимой, он обрывает с ней все контакты и возвращается в свое родовое поместье, где вырос.

Вернувшись домой в Россию, Лаврецкий навещает свою двоюродную сестру Марию Дмитриевну Калитину, которая живет с двумя дочерьми Лизой и Леночкой. Лаврецкий сразу же интересуется Лизой, чей серьезный характер и искренняя преданность православной вере дают ей большое нравственное превосходство, разительно отличающееся от кокетливого поведения Варвары Павловны, к которому так привык Лаврецкий. Постепенно Лаврецкий понимает, что по уши влюблен в Лизу и, прочитав в заграничном журнале сообщение о том, что Варвара Павловна умерла, признается Лизе в любви. Он узнает, что его чувства не безответны — Лиза тоже любит его.

Узнав о внезапном появлении живой Варвары Павловны, Лиза решает уйти в глухой монастырь и доживает остаток своих дней в монашестве. Роман заканчивается эпилогом, действие которого происходит через восемь лет, из которого также становится известно, что Лаврецкий возвращается в дом Лизы, где поселилась ее подросшая сестра Елена. Там, спустя годы, несмотря на множество перемен в доме, он видит гостиную, где часто встречался со своей девушкой, видит пианино и сад перед домом, который так запомнился ему благодаря общению с Лизой. . Лаврецкий живет своими воспоминаниями и видит определенный смысл и даже красоту в своей личной трагедии. Поразмыслив, герой возвращается к себе домой.

Позже Лаврецкий навещает Лизу в монастыре, видя ее в те короткие минуты, когда она появляется на минуты между службами.

Тургенев знакомит читателя с главными героями «Дворянского гнезда» и подробно описывает обитателей и гостей дома Марьи Дмитриевны Калитиной, вдовы губернского прокурора, проживающей в г. О. с двумя дочерьми, старшей из них, Лизе, девятнадцать лет. Чаще других у Марьи Дмитриевны бывает петербургский чиновник Владимир Николаевич Паншин, оказавшийся в губернском городе по государственной необходимости. Паншин молод, ловок, движется по карьерной лестнице с невероятной скоростью, при этом поет, хорошо рисует и ухаживает за Лизой Калитиной Н. С. Билинкис, Т.П. Горелик. «Дворянское гнездо Тургенева и 60-е годы XIX века в России // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. — М.: 2001. — № 2, с. 29-37..

Появлению главного героя романа Федора Ивановича Лаврецкого, состоящего в дальнем родстве с Марьей Дмитриевной, предшествует краткая предыстория. Лаврецкий — обманутый муж, он вынужден уйти от жены из-за ее аморального поведения. Жена остается в Париже, Лаврецкий возвращается в Россию, оказывается в доме Калитиных и незаметно влюбляется в Лизу.

Достоевский в «Дворянском гнезде» большое внимание уделяет теме любви, ведь это чувство помогает выделить все лучшие качества героев, увидеть главное в их характерах, понять их душу. Любовь изображается Тургеневым как самое прекрасное, светлое и чистое чувство, пробуждающее в людях все лучшее. В этом романе, как ни в одном другом романе Тургенева, самые трогательные, романтические, возвышенные страницы посвящены любви героев.

Любовь Лаврецкого и Лизы Калитиной проявляется не сразу, она сближается с ними постепенно, через множество размышлений и сомнений, а потом вдруг обрушивается на них со своей непреодолимой силой. Лаврецкий, многое испытавший на своем веку: и увлечения, и разочарования, и потерю всех жизненных целей, поначалу просто восхищается Лизой, ее невинностью, чистотой, непосредственностью, искренностью — всеми теми качествами, которые отсутствуют у Варвары Павловны, лицемерки Лаврецкого, развратная жена, бросившая его. Лиза близка ему по духу: «Бывает иногда, что два человека, уже знакомые, но не близкие друг другу, вдруг и быстро сходятся в течение нескольких мгновений, — и сознание этой близости тотчас же выражается в их взглядах. , в их приветливых и тихих улыбках, в самих их движениях» Тургенев И. С. Дворянское Гнездо. — М.: Изд-во: Детская литература, 2002. — 237 с.. Именно так произошло с Лаврецким и Лизой.

Они много говорят и понимают, что у них много общего. Лаврецкий серьезно относится к жизни, к другим людям, к России, Лиза тоже глубокая и сильная девушка со своими идеалами и убеждениями. По словам Леммы, учительницы музыки Лизы, она «честная, серьезная девушка с высокими чувствами». За Лизой ухаживает молодой человек, столичный чиновник с прекрасным будущим. Мать Лизы была бы счастлива отдать ее за него замуж, она считает это прекрасной партией для Лизы. Но Лиза не может его любить, она чувствует фальшь в его отношении к ней, Паншин — человек поверхностный, он ценит в людях внешний блеск, а не глубину чувств. Дальнейшие события романа подтверждают это мнение о Паншине.

Из французской газеты он узнает о смерти жены, это дает ему надежду на счастье. Наступает первая кульминация — Лаврецкий признается в любви Лизе в ночном саду и узнает, что его любят. Однако на следующий день после исповеди его жена Варвара Павловна вернулась из Парижа к Лаврецкому. Известие о ее смерти оказалось ложным. Эта вторая кульминация романа как бы противостоит первой: первая дает героям надежду, вторая ее отнимает. Наступает развязка — Варвара Павловна поселяется в родовом имении Лаврецких, Лиза уходит в монастырь, Лаврецкий остается ни с чем.

Только что опубликовав роман «Рудин» в январских и февральских книгах «Современника» за 1856 год, Тургенев задумал новый роман. На обложке первой собственноручной тетради «Дворянского гнезда» написано: «Дворянское гнездо», рассказ Ивана Тургенева, задуманный в начале 1856 года; долго он долго не брал ее в руки, все крутил ее в голове своей; начали разрабатывать его летом 1858 г. в Спасском. Он закончился в понедельник, 27 октября 1858 года, в Спасском. Последние исправления сделаны автором в середине декабря 1858 г., а в январской книге «Современника» за 1959, «Дворянское гнездо» было опубликовано. По своему общему настроению «Дворянское гнездо» кажется весьма далеким от первого романа Тургенева. В центре произведения глубоко личная и трагическая история, история любви Лизы и Лаврецкого. Герои встречаются, у них возникает симпатия друг к другу, потом любовь, в этом они боятся признаться себе, ведь Лаврецкий связан узами брака. В короткий срок Лиза и Лаврецкий испытывают и надежду на счастье, и отчаяние — с сознанием его невозможности. Герои романа ищут ответы, прежде всего, на вопросы, которые ставит перед ними судьба, — о личном счастье, о долге перед близкими, о самоотречении, о своем месте в жизни. В первом романе Тургенева царил дух дискуссии. Герои «Рудина» решали философские вопросы, в их споре рождалась истина.
Герои «Дворянского гнезда» сдержанны и немногословны, Лиза — одна из самых молчаливых тургеневских героинь. Но внутренняя жизнь героев протекает не менее напряженно, и работа мысли ведется неустанно в поисках истины — только почти без слов. Они всматриваются, внимательно слушают, размышляют об окружающей их жизни и своей собственной, с желанием ее понять. Лаврецкий в Васильевском «как бы прислушивался к течению тихой жизни, которое его окружало». И в решительный момент Лаврецкий вновь и вновь «стал всматриваться в его жизнь». Поэзия созерцания жизни исходит из «Дворянского гнезда». Несомненно, на тон этого тургеневского романа повлияли личные настроения Тургенева в 1856-1858 гг. Размышление Тургенева над романом совпало с моментом перелома в его жизни, с душевным кризисом. Тургеневу было тогда около сорока лет. Но известно, что чувство старения пришло к нему очень рано, и теперь он уже говорит, что «прошла не только первая и вторая — третья молодость». У него печальное сознание, что жизнь не удалась, что поздно рассчитывать на счастье для себя, что «время цветения» прошло. Вдали от любимой женщины — Полины Виардо — нет счастья, но мучительно существование рядом с ее семьей, по его словам, «на краю чужого гнезда», на чужбине. В «Дворянском гнезде» отразилось и собственное трагическое восприятие любви Тургеневым. К этому добавляются размышления о судьбе писателя. Тургенев корит себя за неразумную трату времени, непрофессионализм. Отсюда ирония автора по отношению к дилетантству Паншина в романе — этому предшествовал период резкого осуждения самого себя Тургеневым. Вопросы, волновавшие Тургенева в 1856-1858 годах, предопределили круг проблем, поставленных в романе, но здесь они проявляются, естественно, в ином ракурсе. «Я занят теперь другим, большим рассказом, главным лицом которого является девушка, религиозное существо, к этому лицу меня привели наблюдения над русской жизнью», — писал он Э. Э. Ламберту 22 декабря 1857 г. из Рима. Вообще вопросы религии были далеки от Тургенева. Ни душевный кризис, ни нравственные искания не привели его к вере, не сделали его глубоко религиозным, он по-иному приходит к изображению «религиозного существа», насущная необходимость осмысления этого явления русской жизни связана с решением более широкого круга вопросов. вопросы.
В «Дворянском гнезде» Тургенев интересуется актуальными вопросами современной жизни, здесь он подходит прямо вверх по течению реки к ее истокам. Поэтому герои романа показаны со своими «корнями», с той почвой, на которой они выросли. Глава тридцать пятая начинается с воспитания Лизы. Духовной близости у девушки не было ни с родителями, ни с француженкой-гувернанткой; она воспитывалась, как и пушкинская Татьяна, под влиянием своей няни Агафьи. История Агафьи, дважды в жизни отмеченной барским вниманием, дважды пережившей опалу и смирившейся с судьбой, могла бы составить целый рассказ. Автор ввел повесть Агафьи по совету критика Анненкова, иначе, по мнению последнего, непонятен был конец романа, уход Лизы в монастырь. Тургенев показал, как под влиянием сурового аскетизма Агафьи и своеобразной поэзии ее речей складывался строгий душевный мир Лизы. Религиозное смирение Агафьи воспитало в Лизе начало всепрощения, послушания судьбе и самоотречения от счастья.
В образе Лизы проявились свобода взгляда, широта восприятия жизни, правдивость ее образа. Самому автору по натуре ничего не было чуждо религиозное самоотречение, отказ от человеческих радостей. Тургеневу было присуще умение радоваться жизни в самых разных ее проявлениях. Он тонко чувствует красоту, испытывает радость и от естественной красоты природы, и от изысканных творений искусства. Но больше всего он умел чувствовать и передавать красоту человеческой личности, пусть и не близкой ему, но цельной и совершенной. И потому образ Лизы овеян такой нежностью. Подобно пушкинской Татьяне, Лиза — одна из тех героинь русской литературы, которым легче отказаться от счастья, чем причинить страдания другому человеку. Лаврецкий – человек, уходящий корнями в прошлое. Не зря его генеалогию рассказывают с самого начала — с 15 века. Но Лаврецкий не только потомственный дворянин, он еще и сын крестьянки. Он никогда этого не забывает, чувствует в себе «крестьянские» черты, а окружающие удивляются его необычайной физической силе. Марфа Тимофеевна, тетка Лизы, восхищалась его героизмом, а мать Лизы, Марья Дмитриевна, винила Лаврецкого в отсутствии утонченных манер. Герой близок народу и по происхождению, и по личным качествам. Но в то же время Вольтер, англомантство отца и русское университетское образование также повлияли на формирование его личности. Даже физическая сила Лаврецкого не только природная, но и плод воспитания швейцарского наставника.
В этой развернутой предыстории Лаврецкого автора интересуют не только предки героя, история нескольких поколений Лаврецких отражает сложность русской жизни, русского исторического процесса. Спор между Паншиным и Лаврецким имеет глубокое значение. Оно появляется вечером, в часы, предшествующие объяснению Лизы и Лаврецкого. И недаром этот спор вплетен в самые лирические страницы романа. Для Тургенева здесь слиты личные судьбы, нравственные искания его героев и их органическая близость к народу, отношение к ним на «равных» началах.
Лаврецкий доказывал Паншину невозможность скачков и надменных переделок с высот чиновничьего самосознания, — переделок, не оправдываемых ни знанием родины, ни даже верой в идеал, хотя бы отрицательный; приводил в пример собственное воспитание, требовал прежде всего признания «народной правды и смирения перед ним…». И он ищет эту народную истину. Он не принимает душой религиозного самоотречения Лизы, не обращается к вере как к утешению, а переживает нравственный перелом. Не прошла даром и для Лаврецкого встреча Лаврецкого со своим университетским другом Михалевичем, упрекавшим его в эгоизме и лени. Отречение все-таки происходит, хотя и не религиозное, — Лаврецкий «действительно перестал думать о собственном счастье, о корыстных целях». Его приобщение к истине народа совершается через отказ от корыстных желаний и неустанный труд, дающий покой исполненного долга.
Роман принес Тургеневу популярность в самых широких кругах читателей. По словам Анненкова, «молодые писатели, начинающие свой творческий путь, один за другим приходили к нему, приносили свои произведения и ждали его вердикта…». Сам Тургенев вспоминал через двадцать лет после романа: «Дворянское гнездо» имело величайший успех, который когда-либо выпадал на мою долю. С момента появления этого романа меня стали причислять к писателям, заслуживающим внимания публики»

Сюжет романа

Главный герой романа — Федор Иванович Лаврецкий, дворянин, имеющий многие черты самого Тургенева. Выросший вдали от отцовского дома, сын отца-англофила и матери, умершей в раннем детстве, Лаврецкий воспитывается в фамильном загородном имении у жестокой тетушки. Часто основу этой части сюжета критики искали в детстве самого Ивана Сергеевича Тургенева, которого воспитывала мать, известная своей жестокостью.

Лаврецкий продолжает образование в Москве и во время посещения оперы замечает в одной из лож красивую девушку. Зовут ее Варвара Павловна, и теперь Федор Лаврецкий признается ей в любви и просит ее руки. Пара женится, и молодожены переезжают в Париж. Там Варвара Павловна становится очень популярной хранительницей салона и заводит роман с одним из своих постоянных гостей. Лаврецкий узнает о романе жены с другим только в тот момент, когда случайно читает записку, написанную его любовником Варваре Павловне. Потрясенный предательством любимой, он обрывает с ней все контакты и возвращается в свое родовое поместье, где вырос.

Вернувшись домой в Россию, Лаврецкий навещает свою двоюродную сестру Марию Дмитриевну Калитину, которая живет с двумя дочерьми Лизой и Леночкой. Лаврецкий сразу же интересуется Лизой, чей серьезный характер и искренняя преданность православной вере дают ей большое нравственное превосходство, разительно отличающееся от кокетливого поведения Варвары Павловны, к которому так привык Лаврецкий. Постепенно Лаврецкий понимает, что по уши влюблен в Лизу, и, прочитав в заграничном журнале сообщение о том, что Варвара Павловна умерла, признается Лизе в любви и узнает, что его чувства небезответны — Лиза тоже любит его.

К сожалению, жестокая ирония судьбы не позволяет Лаврецкому и Лизе быть вместе. После признания в любви счастливый Лаврецкий возвращается домой… и находит там живую и невредимую Варвару Павловну, ожидающую его в фойе. Оказывается, объявление в журнале было дано по ошибке, и салон Варвары Павловны выходит из моды, и теперь Варваре нужны деньги, которые она требует от Лаврецкого.

Узнав о внезапном появлении живой Варвары Павловны, Лиза решает уйти в глухой монастырь и доживает остаток своих дней в монашестве. Лаврецкий навещает ее в монастыре, видя ее в те короткие минуты, когда она появляется на минуты между службами. Роман заканчивается эпилогом, действие которого происходит через восемь лет, из которого также становится известно, что Лаврецкий возвращается в дом Лизы. Там, спустя годы, несмотря на множество перемен в доме, он видит пианино и сад перед домом, который так запомнился ему благодаря общению с Лизой. Лаврецкий живет своими воспоминаниями и видит в своей личной трагедии определенный смысл и даже красоту.

Обвинение в плагиате

Этот роман стал причиной серьезных разногласий между Тургеневым и Гончаровым. Д. В. Григорович среди других современников вспоминает:

Однажды — кажется, у Майковых — он рассказал [Гончарову] содержание нового мнимого романа, в котором героиня должна была удалиться в монастырь; много лет спустя вышел роман Тургенева «Дворянское гнездо»; главное женское лицо в нем тоже было удалено в монастырь. Гончаров поднял целую бурю и прямо обвинил Тургенева в плагиате, в присвоении чужой мысли, предполагая, вероятно, что эта драгоценная в своей новизне мысль могла только явиться ему, и у Тургенева не хватило бы таланта и воображения, чтобы дойти до нее. Дело приняло такой оборот, что пришлось назначать третейский суд в составе Никитенко, Анненкова и третьего лица, не помню кого. Ничего из этого, конечно, не вышло, кроме смеха; но с тех пор Гончаров перестал не только видеть, но и кланяться Тургеневу.

Экранизация

Роман экранизирован в 1914 году В. Р. Гардиным и в 1969 году Андреем Кончаловским. В советской ленте главные роли исполнили Леонид Кулагин и Ирина Купченко. См. Дворянское гнездо (фильм).

Примечания (изменить)

Фонд Викимедиа. 2010.

Смотреть что такое «Дворянское Гнездо» в других словарях:

    Дворянское Гнездо — (Смоленск, Россия) Категория отеля: Отель 3 звезды Адрес: мкр. Южный 40 … Каталог отелей

    Дворянское Гнездо — (Королев, Россия) Категория отеля: отель 3 звезды Адрес: г. Королев, Большевское шоссе, 35.

    ГНЕЗДО ДОВОЛЯНА, СССР, Мосфильм, 1969, цв., 111 мин. Мелодрама. По одноименному роману И.С. Тургенев. Киноспор А. Михалкова Кончаловского с жанровой схемой «тургеневского романа», сложившейся в современном общественном и культурном сознании. … … Энциклопедия кино

    Noble Nest — Устарело. О дворянской семье, имении. Дворянское гнездо Парначевых относилось к вымирающим (Мамин Сибиряк. Мать, мачеха). Достаточное количество дворянских гнезд было разбросано во все стороны от нашего имения (Салтыков Щедрин. Пошехонская… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО — Роман И.С. Тургенев *. Написан в 1858 г., опубликован в 1859 г. Главный герой романа — богатый помещик (см. дворянин*) Федор Иванович Лаврецкий. Основная сюжетная линия связана с его судьбой. Разочаровавшись в браке со светской красавицей Варварой… … Лингвокультурологический словарь

    ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО — на протяжении многих лет единственный элитный дом во всей Одессе, расположенный в самом престижном и по сей день районе города, на Французском бульваре. Разделенный забором, с линией гаражей, дом с огромными отдельными квартирами, входными дверями с… … Большой полутолковый словарь одесского языка

    1. Распространение. Устаревший. О дворянской семье, имении. Ф 1, 113; Мокиенко 1990.16. 2. Жарг. шк. Шаттл. Комната учителя. Никитина 1996, 39.3. жарг. море. Шаттл. утюг. Передняя надстройка на корабле, где проживает командный состав. БСРЖ, 129. 4. Жарг. причал Элитное жилье (дом.

    .. Большой словарь русских поговорок

Тургенев И.С. «Дворянское гнездо». Краткое содержание.

Многие известные произведения написаны известным русским писателем И.С.Тургеневым, «Дворянское гнездо» — одно из лучший

В романе «Дворянское гнездо» Тургенев описывает нравы и обычаи жизни русского дворянства, его интересы и увлечения.

Главный герой произведения — дворянин Лаврецкий Федор Иванович — воспитывался в семье своей тёти Глафиры. Мать Федора – бывшая горничная – умерла, когда мальчик был совсем маленьким. Мой отец жил за границей. Когда Федору исполнилось двенадцать лет, отец вернулся домой и занялся воспитанием сына.

Роман «Дворянское гнездо», краткое содержание произведения, дает нам возможность узнать, какое домашнее воспитание и воспитание получали дети в дворянских семьях. Федора обучали многим наукам. Воспитание его было суровым: рано утром его будили, обливали холодной водой, кормили раз в день, учили ездить верхом и стрелять. Когда умер его отец, Лаврецкий уезжает учиться в Москву.

Ему тогда было 23 года.

Роман «Дворянское гнездо», краткое содержание данного произведения позволит нам узнать об увлечениях и пристрастиях молодых дворян России. Во время одного из театральных посещений Федор увидел в постели красивую девушку — Варвару Павловну Коробынь. Друг знакомит его с прекрасной семьей. Варенька была умна, мила, образованна.

Учеба в университете была прекращена из-за женитьбы Федора на Варваре. Молодая пара переезжает в Санкт-Петербург. Там они рождаются и вскоре умирает сын. По совету врача Лаврецкий уезжает жить в Париж. Вскоре предприимчивая Варвара становится хозяйкой популярного салона и заводит роман с одним из ее посетителей. Узнав об измене жены, случайно прочитав любовную записку ее избранника, Лаврецкий разрывает с ней все отношения и возвращается в ее имение.

Однажды он посетил двоюродную сестру Калитину Марию Дмитриевну, которая живет с двумя дочерьми — Лизой и Леной. Старшая — благочестивая Лиза — заинтересовалась Федором, и вскоре он понял, что его чувства к этой девушке серьезны.

У Лизы был поклонник, некий Паншин, которого она не любила, но по совету матери не отталкивала.

В одном из французских журналов Лаврецкий прочитал, что его жена умерла. Федор говорит с Лизой о любви и узнает, что его любовь взаимна.

Счастью юноши не было предела. Наконец он встретил девушку своей мечты: нежную, очаровательную и к тому же серьезную. Но когда он вернулся домой, в фойе его ждала живая и невредимая Варвара. Она со слезами на глазах умоляла мужа простить ее хотя бы ради их дочери Ады. Скандально известная в Париже красавица Варенька остро нуждалась в деньгах, так как ее салон уже не давал ей необходимого дохода для роскошной жизни.

Лаврецкий назначает ей ежегодное содержание и разрешает поселиться в своем имении, но отказывается жить с ней. Умная и находчивая Варвара поговорила с Лизой и уговорила набожную и кроткую девушку отказаться от Федора. Лиза убеждает Лаврецкого не бросать семью. Он поселяет семью в своем имении, а сам уезжает в Москву.

Глубоко разочаровавшись в своих несбывшихся надеждах, Лиза разрывает все отношения со светским миром и отправляется в монастырь, чтобы найти там смысл жизни в страданиях и молитвах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *