Образ госпожи простаковой в комедии д и фонвизина недоросль: Характеристика Простаковой в комедии Недоросль кратко, образ госпожи с цитатами героя для сочинения в таблице

Содержание

Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль

Госпожа Простакова является центральным персонажем комедии Фонвизина «Недоросль».  На протяжении всего произведения автор наделяет ее только негативными качествами, это исключительно отрицательный персонаж.

Простакова – яркий собирательный образ помещиков того времени, она груба, невоспитанна и жестока ко всем окружающим. В своем имении помещица заправляет всеми делами и людьми, держа в руках как хозяйство, так и собственного мужа и сына. Мужа Простакова не стесняется и поколотить, крепостных вовсе не считает за людей, а сына хоть и называет «душечкой», но не слишком заинтересована в его воспитании.

В пьесе, которая неслучайно названа «Недоросль», тема воспитания является одной из ведущих. Автор показывает ее важность для определения будущего характера личности, и образ Простаковой не исключение. Мы узнаем, что помещица воспитывалась в необразованной семье, где самым главным в жизни считалось преумножение материальных благ. Готовность пойти на все ради выгоды досталась Простаковой от родителей. Вызывает ужас тот факт, что из восемнадцати детей в семье помещицы выжили только двое. Остальные умерли из-за недосмотра родителей.

С первых сцен комедии мы знакомимся с негативными чертами Простаковой. Отчитывая крепостного Тришку, она использует множество грубых слов. Не лучше помещица говорит и о преданной няне Еремеевне, много лет занимающейся Митрофаном. «По пяти пощечин в день» — вот что получает няня за свою любовь и верность. Простакова со всей полнотой использует свою власть над жизнями крепостных и твердо уверена, что управлять ими можно только с помощью побоев, криков и ругани. Как бы слуги ни старались, они не могут угодить своей хозяйке, потому что она не способна проявлять положительные эмоции по отношению к крепостным.

Перед Простаковой трепещет и собственный муж, который говорит с ней робко, запинаясь. Под ее влиянием он стал слабохарактерным и безвольным человеком, который не способен перечить жене.

Еще одна отличительная черта помещицы – двуличность. Она очень ярко проявляется по отношению к Софье. Поначалу Простакова груба с ней и обращается с пренебрежением, но потом узнает, то Софья – богатая наследница. Тут же ее отношение изменяется на теплое и заискивающее, ведь она видит возможную выгоду.

Только к сыну Митрофану Простакова относится со всей любовью, на которую способна. Но и здесь ее неграмотность, властность и неумение слушать других наносят значительный ущерб. Она не хочет, чтобы сын получил хорошее образование, и считает, что важно лишь казаться не хуже других. Простакова уверена, что грамота – излишняя роскошь, она прекрасно обходится без нее, быть грамотным и вовсе не нужно.

Сам Митрофан очень многое перенимает от матери, прежде всего любовь к деньгам и власти, презрение к крестьянам и неуважительное отношение к собственной семье. Именно поэтому в финале комедии он легко отказывается от Простаковой, собираясь служить другому дворянину.   

2 вариант

Произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль» можно по праву отнести к вечным произведениям русской литературы, так как оно содержит в себе идеи и мысли, актуальные и по сей день. Главной задачей комедии является сатирическое отображение  жизни людей в то время: горькая участь простых людей, необразованность и пошлость дворянского народа.  

Яркой представительницей невежественных помещиков того времени выступает госпожа Простакова – одна из главных героинь пьесы, выступающая отрицательным персонажем произведения. Женщина обладает жесткой и деспотичной властью не только над своими слугами, но и над всей семьей. Муж Простаковой под ее сильной и жестокой рукой превратился в слабохарактерного и безвольного человека. Он боится свою жену и ни в чем ей не перечит, соглашаясь абсолютно со всем. 

Ее разрушающему влиянию подвержен и сын – шестнадцатилетний Митрофанушка. Его обучение для Простаковой – это стремление казаться не хуже других помещиков, но не более. Являясь необразованной и неграмотной, она относится к грамотности как к излишней роскоши, способной лишь сделать человека хуже, тем самым подавая неправильный пример своему подрастающему сыну.

Но если сына она любит и пытается обеспечить ему благосостояние, хотя и далекими от морали способами. То к кому она по-настоящему жестока и немилостива – это крепостные крестьяне. Она обладает над ними абсолютной властью и открыто этим пользуется. Простакова убеждена в том, что управление домашним хозяйством возможно только при помощи побоев и ругани. Никакими стараниями слуги не могут угодить своей хозяйке, получая взамен на свой труд лишь крики и унижения.

Еще одна отличительная черта госпожи Простаковой – это двуличность. Это можно пронаблюдать в ее отношении к Софье  —  еще одной героине произведения. Вначале она обходится с ней пренебрежительно и грубо, но после новости о получении наследства Софьей ее тон и отношение ощутимо меняются: голос становится заискивающим, а слова теплыми. Простакова обращается к Софье: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»

Заканчивается пьеса возмездием, настигающим госпожу Простакову: от помещицы отрекаются все, в том числе ее единственная любовь – сын Митрофанушка.

Таким образом, в своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин на примере госпожи Простаковой сатирично представил качества, которые были характерны для помещиков в России восемнадцатого века, такие как невежество, жестокость и двуличие. А также в произведении автором представлена  вся жестокость и несправедливость крепостной системы, характеризующейся пренебрежением и принижением  людей более низкого сословия.

Сочинение Госпожи Простакова

Комедия «Недоросль» представляет собой увлекательное произведение с невероятно яркими характерами и героями. Многие из фамилий до сих пор на устах у читателей.

Когда мы говорим по эту известную комедию, мы не можем не сказать о Простаковой, ведь эта женщина занимает одно из центральных мест среди других персонажей.

Эта женщина, кажется, обладает самыми отрицательными качествами, которыми только можно обладать. Во-первых, эта женщина грубая, злая, хитрая и нечестная. Она не вызывает у читателей никакой симпатии.

Родителями Простаковой были необразованные люди, которые были помешены на деньгах, жажда наживы руководила их действиями и поступками. Отец Простаковой умер на сундуке с деньгами – это в полной мере демонстрирует алчность  и жадность таких людей. В семье, где выросла Простакова, было восемнадцать детей, шестнадцать из которых умерло из-за ненадлежащего ухода. Это очень показательно и полностью характеризует семью Простаковой.

Муж у Простаковой имел характер пассивный, что делало из Простаковой женщину еще более жесткую, деспотичную и агрессивную.

Единственной радостью женщины был ее любимый сын, но он поступает с ней достаточно жестко и несправедливо. С другой стороны, своей чрезмерной опекой и любовью она избаловала сына, и от него ничего не следовало больше ожидать, кроме как такой «благодарности».

К тому же, она взрастила в нем мысль, что нужно держать около себя только богатых родственников, которые имеют большое состояния, поэтому сын Митрофан с такой легкостью уходит служить Правдину. Конечно, в этой сцене мы испытываем сочувствие к женщине, ведь остается она совсем одна,  ее бросили самые близкие люди.

К крестьянам она относится по-свински, она позволяет себе отбирать у них деньги, издеваться над ними, подло поступать с ними.

Через такую героиню, как Простакова, через ее характер, Фонвизин хотел показать и объяснить читателю, что России нужны реформы воспитания. То, что пропагандировала это женщина, то, как она воспитывала сына, являлось давно отжившим и ненужным для современного общества. Народ нуждался в реформации образования, в нововведениях в этой сфере.

Вариант 4

Комедия Фонвизина «Недоросль» — прекрасное произведение русской классической литературы, нашедшее отклики в сердцах многих поколений. «Недоросль» получил огромное признание благодаря незаурядному сюжету, главными героями которого явились обычные люди, со своими пристрастиями, чувствами и характером.

Центральные фигуры отражают основную мысль и настроение произведения, отличный тому пример — госпожа Простакова.

Госпожа Простакова — одна из главных героинь комедии. Она представляется читателю не в самых однозначных образах и вызывает двоякое впечатление. У неё есть все прелести жизни, которых ей всегда остаётся мало. Она не замечает добра, которое ей делают члены семьи и крестьяне, а видит только негатив и все больше угнетает всех своим характером. Простакова принадлежит к дворянскому сословию, владеет поместьем, но вместо высоких манер, она обладает отрицательными чертами характера.

Помещица держит в страхе всю прислугу, крестьяне стараются обходить ее стороной и исполнять все приказы, даже самые абсурдные, так как боятся быть наказаны. Хозяйка поместья не отличается склонность к наукам, более того, она не видит смысла в обучении. Ее сын — Митрофанушка растёт таким же необразованным и заурядным. Ведь по-другому и быть не может, так как его учителя ходят к нему из-за денег и не дают никаких знаний, чему Простакова никак не препятствует, а, наоборот, закрывает глаза. От гнета и напора помещицы страдают не только крестьяне, она так же бесцеремонно и грубо обходится со своим мужем, осмеливаясь даже поднимать на него руку. Однако помещице не всегда выставляет на показ отрицательные черты своего характера, если она одержима какой-либо целью, то с лёгкостью становится милой и ласковой, дабы ее достичь, поэтому ко всем изъянам героини добавляется ещё и лицемерие.

В заключении хотелось бы сказать, что Простакова — типичный герой, произведений того времени. Ее образ можно назвать собирательным, так как он включает множество отрицательных качеств, которых в целом характеризует необразованный народ на Руси. В своей комедии Фонвизин показал читателю, что происходило в государстве, ему удалось это сделать благодаря детальному описанию событий и героев, которые в них задействованы. Простакова отличный тому пример, а ее образ, показанный в иронической форме, дополнил картину и сделал ее более натуральным.

Также читают:

← Образ и характеристика Скотинина в комедии Недоросль ← Образ и характеристика господина Простакова в комедии Недоросль↑ ФонвизинОбраз и характеристика Тришки в комедии Недоросль → Учителя Митрофана →

Картинка к сочинению Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Язык изменчив, как изменчива сама жизнь рассуждение

    Язык выполняет разные функции. Люди используют его для того, чтобы передавать информацию, сохранять и накапливать ее. Знания людей, живших сотни лет назад, доступны в наши дни

  • На дне как социально-философская драма Горького сочинение 11 класс

    Пьеса «На дне» М. Горького – одно из лучших произведений автора, оно поражает своей глубиной и драматизмом. Это произведение успешно прошло испытание временем

  • Анализ рассказа Лошадиная фамилия Чехова

    Наряду с рассказами нравоучительными и философскими Чехов нередко писал и комедийные. Лошадиная фамилия относится именно к таким рассказам, которые предлагают простую ситуацию, с забавными деталями

  • Сочинение на тему Значение слова доброта

    Мне кажется, что это одно из самых приятных слов. Оно включает в себя много хорошего… Например, в нём обязательно есть слова: мама, нежность, понимание, забота… В общем, всё хорошее.

  • Сочинение Слово героизм (как вы понимаете слово героизм)

    Героизм – это способность, которой обладают немногие люди. Это готовность прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, и совершить подвиг, пожертвовав собой во имя блага окружающих. Истинным героизмом можно считать

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Госпожа Простакова | описание героя

есть дети женат/замужем жизнь в достатке

История создания героя, прототипы

Кадр из ф/с “Недоросль”. Простакова – актриса Элла Далматова

“Характеры дураков в ней [комедии] – верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности” – так Белинский писал о “Недоросле”. Д. И. Фонвизин создавал образ Простаковой, наблюдая за современным ему классом помещиков. Этот образ, безусловно, собирательный. Помещица воплощает в себе черты многих крепостников-самодуров второй половины XVIII века. Одним из вероятных прототипов могла послужить печально известная “Салтычиха”.

Описание героя

Госпожа Простакова – мать Митрофана, жестокая, грубая и невежественная помещица. К своим крепостным людям она относится, как к рабам, и считает, что может делать с ними все что угодно. Свою жестокость Простакова оправдывает дарованным указом о вольности дворянской. В ее понимании этот указ позволяет в рамках закона совершенно свободно распоряжаться крестьянскими жизнями.

Деспотизм и грубость Простаковой ярче всего характеризуют ее самоуверенные слова: “То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится”.

Простакова уже давно господствует в семье. Своего безвольного мужа она фактически превратила в некое подобие крепостного человека. Мужчина беспрекословно ей подчинен. Косвенным образом (через сон Митрофана) становится известно, что Простакова даже избивает супруга.

Сцена из спектакля Малого театра “Недоросль”. 1987

Деспотичная помещица безнадежно глупа и низменна. В самом начале произведения она возмущается тем, что “девушки грамоте умеют”. Свою безграмотность Простакова объясняет приличным “воспитанием”: “Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому”.

Невежество Простаковой ярко проявляется в сценах обучения Митрофана и демонстрации его знаний перед Стародумом. Мать с “легкостью” решает задачи для сына и заключает: “Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича…”. Урок Кутейкина прерывает Вральман, а Простакова соглашается с ним: “Коли ученье так опасно для твоей [Митрофана] головушки, так по мне перестань”. Наконец, после показа уровня “образованности” сына довольная мать делает главное заключение: “Без наук люди живут и жили”.

Госпожа Простакова – невероятно жадная женщина, о чем свидетельствует множество примеров. Сшить кафтан для Митрофана она поручает дворовому Тришке, чтобы не платить портному. Для сына она за копейки нанимает самых никудышных учителей, да и им задерживает жалование.

“Надзор” Простаковой за имением Софьи имеет тайную цель каким-либо образом завладеть ее “деревеньками”. Узнав о получении Софьей богатого наследства, Простакова сразу же решает выдать ее замуж за Митрофана. Помещицу не останавливает известие о том, что у девушки уже есть жених. В стремлении к богатству она решается на открытое насилие.

У госпожи Простаковой все же есть одно положительное качество, смягчающее этот крайне неприятный образ – беззаветная любовь к сыну. Впрочем, эта слепая любовь в сочетании с глупостью идет не на пользу Митрофана, а превращает его в неблагодарного эгоиста.

Простакова. Иллюстрация Н. Муратова

Роль героя в произведении

Простакова играет главную роль в комедии. Прежде всего, помещица-самодурка – основной объект авторской критики. Простакова превращает жизнь своих крепостных крестьян в настоящий ад. Она безжалостно распоряжается судьбами подвластных людей и намерена выдать Софью замуж сначала за Скотинина, а затем за Митрофана. В любом случае девушка была бы обречена на несчастную жизнь.

К счастью, о творимых Простаковой беззакониях становится известно властям. Передача ее имения под опеку правительства является счастливой развязкой произведения.

Само название комедии тесно связано с госпожой Простаковой. Именно она виновата в появлении еще одного глупого и совершенно бесполезного “недоросля” – Митрофанушки.

Развитие героя по мере сюжета

Простакова неисправима. На протяжении всего произведения она остается собой. Деспотичный характер помещицы уже ничто не изменит. Автор доказывает это в финале. Вымолив у Стародума прощение, Простакова злорадно предвкушает, какому страшному наказанию подвергнет своих людей: “Теперь-то я всех переберу поодиночке”.

Самодурка еще может перенести объявление указа о лишении имения. Гораздо более страшным ударом для нее становится отвержение любимым сыном: “И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!”. Можно только предполагать, как скажется на характере Простаковой этот печальный результат воспитания Митрофана.

Отношение автора к герою

Как известно, убеждения самого Фонвизина в комедии выражают Стародум и отчасти Правдин. Вот как они характеризуют Простакову: “презлая фурия” с “адским нравом”; “от таких-то животных пришел я освободить [Софью]”; “бесчеловечие злой помещицы”; “нарушительница гражданского спокойствия”; “мастерица толковать указы!”; “госпожа бесчеловечная”. Нельзя не признать справедливость всех этих эмоциональных оценок.

Сцена из спектакля Малого театра “Недоросль”. 1987

Прототипы

Одним из возможных прототипов Простаковой ряд критиков считает московскую помещицу Д. Н. Салтыкову (“Салтычиху”). В 1762 г. за причинение увечий и убийства крепостных она была приговорена сначала к смерти, а затем к пожизненному заключению. Дело “Салтычихи” долгое время горячо обсуждалось в русском обществе.

Экранизации

В 1987 г. в СССР был снят фильм-спектакль “Недоросль”. Роль Простаковой в нем исполнила актриса Малого театра, Заслуженная артистка РСФСР Э. Н. Далматова. Элла Николаевна “облагородила” образ невежественной помещицы. Простакова в ее исполнении не внушает такого отвращения, как в самом произведении. В финале отвергнутая сыном мать даже вызывает жалость.

Наше краткое информативное видео – обязательно посмотрите для закрепления материала:


Список литературы
  1. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Фонвизин-драматург: Пособие для учителей. М., 1960.
  2. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  3. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  4. Недоросль/Денис Фонвизин ; статья и комментарии Андрея Степанова. – Санкт-Петербург : Азбука ; Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2019.
  5. Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
  6. Исакович И.В.: “Бригадир” и “Недоросль” Д.И. Фонвизина. – Л.: Художественная литература, 1979.
  7. Д.И.Фонвизин “Недоросль: избранные произведения”, Спб, “Азбука Классика”, 2008.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 5.2k

История миссис Простак из комедии Подлесок. Характеристика госпожи Простаковой из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина. Образ героя в произведении

», помещицы Простаковой — весьма своеобразный персонаж для комедии, написанной по правилам классицизма. Она тоже выделяется на фоне весьма «бледных» положительных персонажей, и не так отвратительно однозначна, как ее сын Митрофан Простаков и брат Тарас Скотинин.

Конечно, классическая «троица» в комедии Фонвизина вызывает уважение. Но Простакова — не типичный отрицательный классический персонаж, у которого по требованиям вообще не должно быть положительных черт.

Наш главный герой- Простаков только с виду. Она Скотинина по рождению и по существу и способна родить лишь нечто похожее на себя.

Она — центральное лицо конфликта, сложившегося в комедии. Все проблемы изначально завязаны на ней, и созданы ею. Это женщина, воспитанная властным тираном-отцом, который принимал посетителей, «сидя на сундуке». Она выросла в богатстве и вседозволенности. Она была замужем, но сумела легко подавить волю мужа, потому что, видимо, была физически сильнее.

Все спорные вопросы она решает с помощью своих кулаков, и никогда не отказывает себе в возможности унизить, оскорбить и накричать на кого-то, а тем более на крепостных. Все должно быть подчинено Простаковой и должно ей нравиться. Даже состоятельный Стародуб — «благодетельница», которая обязана делать свои добрые дела. Кто, как не она!

Она уже заранее распорядилась землями и имуществом сироты Софьи — добро не пропадает, тем более что оно переходит в ее руки. Если не брат, то сын, тем более, что Софья богатая наследница. Сама Софья никому не интересна, свиньи — только они действительно занимают жениха Скотинина.

А низкорослому жениху Митрофану все равно, на ком он женат — самые сильные эмоции он тоже испытал при виде «свиней» — «как он еще года три, бывало, увидев свинью, он трепетал бы от радости»! Но дело в том, что ее, Простакова, никогда не выпускали из рук. Помещица готова даже на откровенную подлость, когда все получается не так, как она задумала.

Но, как ни странно, это существо способно любить — самозабвенно, не видя ничего негативного. Единственного сына она обожает с какой-то животной любовью, готовая растерзать за обиду, нанесенную ее отпрыску: «Слышали, что сука выдавала своих щенков?» Все, что она говорит и не делает своему ребенку, она готова оправдывать, защищать, бросаться на обидчика. Это слепой материнский инстинкт животного, недостойнее его нет ни одного живого существа, только достойный наследник Скотининых, ее детище, ее гордость и радость.

В конце комедии Простакова совершенно выбита из колеи и деморализована: у нее отнимают власть над имением, Софья выходит замуж за другого и теряется богатство — и даже обожаемый Митрофан без сожаления покидает ее, как только увидит отказ. Но больше всего помещицу убивает мысль о том, что власть, которая у нее была, безвозвратно утеряна.

Этот персонаж, конечно, не может вызвать симпатии, он наделен уж больно непривлекательными чертами лица. Однако Простакова — не единственный персонаж, который показал нам в комедии «тирана русской жизни». Это типичный представитель «дикого дворянства», и поскольку эта проблема была наболевшей, Фонвизин решает ее радикально — показывает, как именно нужно поступать с такими, как она. И хотя крепостное право было отменено всего через шестьдесят лет после выхода «Недорослей», именно Фонвизин стал высмеивать «тиранов русской жизни» в литературе.

Комедия «Недоросль» — гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, имена которых в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов спектакля является мать недоросля Митрофанушки — госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает у читателей негативное отношение, а местами даже насмешки. Однако сам образ тонко психологичен и требует детального анализа.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность почти полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не исключение. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, главной ценностью которых были материальные блага — ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к окружающим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность на все ради наживы Простакова переняла у родителей. А то, что в семье было восемнадцать детей и выжили из них только двое — остальные погибли по недосмотру — это настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, то недостатки ее воспитания со временем становились бы все менее и менее заметными. Однако в мужья ей достался пассивный, глуповатый Простаков, которому проще спрятаться за юбку деятельной жены, чем решать бытовые вопросы самостоятельно. Необходимость самой управлять всей деревней и воспитание старой помещицы делали женщину еще более жестокой, деспотической и грубой, усиливая все отрицательные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недорослях». Митрофан – сын женщины, единственная ее отрада и утешение. Однако ни он, ни ее муж не ценят усилия Простаковой по управлению деревней. Достаточно вспомнить известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан уходит от матери, а мужу остается только упрекать сына — Простаков тоже остается в стороне от ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жаль, ведь от нее уходят самые близкие люди.

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как было сказано выше, Митрофан был единственным утешением Простаковой. Чрезмерная любовь к женщине вырастила из него «маменькин сынок». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать он все еще напоминает маленького ребенка, который озорничает и вместо учебы бегает, гоняясь за голубями. С одной стороны, чрезмерная забота и ограждение сына от любых забот реального мира может быть связано с трагической историей семьи самой Простаковой — одному ребенку нет восемнадцати. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, что Митрофан так и остался большим слабоумным ребенком.

Как становится ясно из сцены урока арифметики, когда женщина по-своему решает задачи, предложенные Цыфиркиным, то главной для нее является «собственная», помещичья мудрость хозяина. Не имея никакого образования, Простакова решает любую ситуацию в поисках личной выгоды. Послушный Митрофан, во всем слушавшийся мать, тоже должен был стать выгодным вложением. Простакова даже не тратит деньги на его образование — ведь, во-первых, она сама прекрасно жила без обременительных знаний, а, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье, в первую очередь, пополнила бы сундуки деревни Простаковых (напомним, что молодой человек даже не до конца понимает сути брака — он просто умственно и нравственно еще не созрел).

То, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери, несомненно, вина самой Простаковой. Молодой человек перенял от нее неуважение к родным и то, что нужно приставать к тому, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан, не раздумывая, соглашается служить у нового хозяина села Правдина. Однако главная причина все же кроется в общей «злобности» всей семьи Скотининых, а также в глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Простакова как носительница устаревшей морали

В «Подлеске» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам — Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, противопоставленных устаревшим, помещичьим устоям.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, но подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то научить, наоборот, даже во время урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, главное, уважает ее личность.

Простакова и Правдин противопоставлены как помещики, владельцы больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, отбирать у них последние деньги, обращаться с ними как с животными — это вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг так же ужасна, как и то, что она потеряла свою деревню. Правдин руководствуется новыми просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно работать. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важными и необходимыми были реформы в просвещении русского общества той эпохи.

Новаторство Фонвизина в образе Простаковой

В «Недорослях» Простаков выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестокой, глупой, корыстной представительницей старых дворянских и помещичьих нравов. С другой стороны, перед нами женщина с непростой судьбой, которая в один миг теряет все, что было для нее ценно.

По канонам классических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене спектакля должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю становится ее жаль. Образ Простаковой в «Недорослях» не вписывается в шаблоны и рамки классических героев. Психологизм и нестандартность изображения по сути составного образа (Простакова — отражение всего социального слоя крепостной России XVIII века) делает его новаторским и интересным даже для современного читателя.

Приведенное описание Простаковой поможет учащимся 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»

Тест на рисование

Простаков.

Идеологическую концепцию определил актерский состав «Недорослей». В комедии изображены типичные крепостники-помещики (Простаковы, Скотинины), их крепостные слуги (Еремеевна и Тришка), учителя (Цыфиркин, Кутейкин и Вральман) и противопоставлены им такие передовые дворяне, как, по мнению Фонвизина, все должно быть русским дворянством: на публике службе (Правдин), в сфере хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон).

Образ Софьи, интеллигентной и просвещенной девушки, способствует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; Софья связана со всей борьбой, происходящей в «комедии».

Главное лицо комедии — помещица Простакова. — грубый и необузданный характер. Она дерзка, когда не встречает сопротивления, и в то же время труслива, когда сталкивается с силой. Беспощадная к тем, кто в ее власти, она унижает себя, готовая поваляться у ее ног, выпрашивая прощения у того, кто сильнее ее (сцена с Правдиным в конце комедии), она невежественная простушка. Она враждебна просветлению; с ее точки зрения образование лишнее: «Без наук люди живут и жили», — говорит она. Только по необходимости, желая «вывести в народ» Митрофана, она нанимает для него учителей, но сама мешает его обучению. В отношениях с людьми руководствуется только грубым расчетом, личной выгодой. Таково, например, ее отношение к Стародуму и Софье. Ради личной выгоды она способна даже на преступление (попытка похитить Софью, чтобы насильно выдать ее замуж за Митрофана).

Простакова не имеет нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Убеждённая заядлая крепостница, считает крепостных своей полной собственностью: может делать с ними всё, что ей заблагорассудится. Как ни напрягаются ее слуги и крестьяне на работе, они не могут угодить своему свирепому хозяину. Болезнь крепостного приводит ее в бешенство. «Вранье! О, она зверюга! Ложь! Как будто благородно!.. Бредишь, скотина! Как будто благородно! Даже преданную ей Еремеевну, няню Митрофана, всячески старающуюся угодить ей, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью» и «дурной рожей».

Простакова считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. Она сама рассказывает об этом Правдину, наивно полагая, что методы ее управления достойны всяческих похвал: Вот как держится дом, батюшка. Она полностью ограбила крестьян, выжала из них все, что могла. «Поскольку все, — сетовала она на брата, — что у мужиков было, мы отняли, так ничего и содрать не можем. Такая беда!

Простакова деспотична и груба не только по отношению к крепостным. Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и помыкает им как хочет. Учителя Митрофан, Кутейка-ну и Цыфиркин уже год не платят зарплату.

Только Простакова по-другому относится к своему сыну Митрофану. Она его любит, нежна к нему) Забота о его счастье и благополучии — основное содержание ее жизни. «Одна из моих забот, одна из моих радостей — это Митрофанушка, — говорит она. Мою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому ее слепая, неразумная, безобразная любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда.

Характер Простаковой, степень ее умственного развития, положение помещицы и государыни в доме, ее отношение к окружающим людям — все это выразительно и ярко отражено в ее речи.

Так, Тришку она называет «аферисткой, воровкой, щелью, воровской рожей, болваном», Еремеевну — «зверем». Ее пренебрежительное отношение к мужу выражается и в насмешках над ним: «Ты сам мешковатый, ум умный», и в грубых криках: «Что ты сегодня такой взбесившийся, отец мой?» «Весь век-с, вы ходите, я уши вешу». Мужа она называет «уродом», «мертвым». Но иной становится ее речь в обращениях к сыну: «Митрофанушка, друг мой; мой друг сердца; сын» и т. д.

Поначалу Простакова грубо тиранически обращается с Софьей: «Нет, сударыня, это ваши выдумки, чтобы запугать нас вашим дядей, чтобы мы дали вам свободу». «О, мать! Я знаю, что вы мастерица, но лихая, я вам не очень верю. Когда она узнает, что Софья стала богатой наследницей, тон ее речи резко меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, моя душа!

Бескультурье Простаковой отражается в использовании ею просторечия: первый — вместо первый, смотрящий — вместо еще, девочки — вместо девушка.

Но Простакова помещица; в своей среде она слышала и речь людей того времени, близкую к литературному языку. Поэтому в ее речи встречаются (хотя и редко) книжно-литературные слова и словосочетания, хотя и несколько искаженные: «любовное письмо»; «это от офицера, который хотел на вас жениться»; «Рекомендую вам нашего дорогого гостя господина Правдина»

Заискивающе, льстиво она обращается к Стародуму: «Наш бесценный гость! Неужели надо было бы встретить родного отца, на которого у нас вся надежда, который у нас один, как порох в глазу.

Образ Простаковой, ярко и правдиво нарисованный, приобретает еще большую убедительность, жизненность, тем более что Фонвизин показывает условия, под влиянием которых сформировался и принял такие безобразные формы ее характер. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайним невежеством. Ни отец, ни мать не дали ей никакого образования, не привили никаких нравственных правил, не заложили в ее душу с детства ничего хорошего, но условия крепостного права — ее положение как полновластной хозяйки крепостных — повлияли на нее еще сильнее. Не стесненная никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в «бесчеловечную госпожу», тирана-изверга.

Комедия «Недоросль» — гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, имена которых в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов спектакля является мать недоросля Митрофанушки — госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает у читателей негативное отношение, а местами даже насмешки. Однако сам образ тонко психологичен и требует детального анализа.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность почти полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не исключение. Женщина воспитывалась в семье малообразованных помещиков, главной ценностью которых были материальные блага — ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к окружающим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность на все ради наживы Простакова переняла у родителей. А то, что в семье было восемнадцать детей и выжили из них только двое — остальные погибли по недосмотру — это настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, то недостатки ее воспитания со временем становились бы все менее и менее заметными. Однако в мужья ей достался пассивный, глуповатый Простаков, которому проще спрятаться за юбку деятельной жены, чем решать бытовые вопросы самостоятельно. Необходимость самой управлять всей деревней и воспитание старой помещицы делали женщину еще более жестокой, деспотической и грубой, усиливая все отрицательные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недорослях». Митрофан – сын женщины, единственная ее отрада и утешение. Однако ни он, ни ее муж не ценят усилия Простаковой по управлению деревней. Достаточно вспомнить известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан уходит от матери, а мужу остается только упрекать сына — Простаков тоже остается в стороне от ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жаль, ведь от нее уходят самые близкие люди.

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как было сказано выше, Митрофан был единственным утешением Простаковой. Чрезмерная любовь к женщине вырастила из него «маменькин сынок». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать он все еще напоминает маленького ребенка, который озорничает и вместо учебы бегает, гоняясь за голубями. С одной стороны, чрезмерная забота и ограждение сына от любых забот реального мира может быть связано с трагической историей семьи самой Простаковой — одному ребенку нет восемнадцати. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, что Митрофан так и остался большим слабоумным ребенком.

Как становится ясно из сцены урока арифметики, когда женщина по-своему решает задачи, предложенные Цыфиркиным, то главной для нее является «собственная», помещичья мудрость хозяина. Не имея никакого образования, Простакова решает любую ситуацию в поисках личной выгоды. Послушный Митрофан, во всем слушавшийся мать, тоже должен был стать выгодным вложением. Простакова даже не тратит деньги на его образование — ведь, во-первых, она сама прекрасно жила без обременительных знаний, а, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье, в первую очередь, пополнила бы сундуки деревни Простаковых (напомним, что молодой человек даже не до конца понимает сути брака — он просто умственно и нравственно еще не созрел).

То, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери, несомненно, вина самой Простаковой. Молодой человек перенял от нее неуважение к родным и то, что нужно приставать к тому, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан, не раздумывая, соглашается служить у нового хозяина села Правдина. Однако главная причина все же кроется в общей «злобности» всего семейства Скотининых, а также в глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Простакова как носительница устаревшей морали

В «Подлеске» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам — Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, противопоставленных устаревшим, помещичьим устоям.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, но подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то научить, наоборот, даже во время урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, главное, уважает ее личность.

Простакова и Правдин противопоставлены как помещики, владельцы больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, отбирать у них последние деньги, обращаться с ними как с животными — это вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг так же ужасна, как и то, что она потеряла свою деревню. Правдин руководствуется новыми просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно работать. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важными и необходимыми были реформы в образовании русского общества той эпохи.

Новаторство Фонвизина в образе Простаковой

В «Недорослях» Простаков выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестокой, глупой, корыстной представительницей старых дворянских и помещичьих нравов. С другой стороны, перед нами женщина с непростой судьбой, которая в один момент теряет все, что было для нее ценно.

По канонам классических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене спектакля должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю становится ее жаль. Образ Простаковой в «Недорослях» не вписывается в шаблоны и рамки классических героев. Психологизм и нестандартность изображения по сути составного образа (Простакова — отражение всего социального слоя крепостной России XVIII века) делает его новаторским и интересным даже для современного читателя.

Приведенное описание Простаковой поможет учащимся 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»

Художественный тест

Комедия Фонвизина Подлесок» — одно из классических произведений, без которого невозможно рассмотрение традиций социальной комедии и сатиры в русской литературе в целом. Автор мастерски изображает типичных персонажей глубинки, окостеневших, грубых, необразованных, но носящих важные титулы и гордящихся своим знатным происхождением.

Важную роль в отражении авторской позиции и всего замысла произведения играет такой характерный персонаж, как госпожа Простакова. Жесткая помещица, она вполне типична для российской действительности того времени. Под ее «крылом» находится любимый сын, а также не слишком любвеобильный муж, который просто не смеет возражать своей властной жене. На самом деле она недалекая, но очень целеустремленная женщина, которая полностью сосредоточена на воспитании собственного сына и финансовом и социальном благополучии своей семьи. Ей явно не хватает и образования, и банального воспитания, и такта, однако этот персонаж не лишен сильных чувств, и вовсе не так однозначен, как может показаться.

Характеристика героя

Основные черты характера не так уж и сложны для понимания, они прописаны Фонвизиным достаточно четко, так как сама Простакова не является ни загадочной личностью, ни слишком глубокой в ​​своем внутреннем содержании дамой. С одной стороны, она жестока и беспощадна, готова на все ради достижения собственных целей. С другой стороны, она настолько проникнута любовью к сыну, что не желает замечать его самых явных недостатков. Такое противоречие не позволяет читателю воспринимать ее исключительно как отрицательного персонажа.

К основным чертам героини также можно отнести недоброжелательность, вспыльчивость, нетерпимость. Она не слишком счастлива, поэтому всегда недовольна тем, что происходит вокруг. Это касается как отношений с мужем, так и общественного устройства, даже политики и экономики, насколько она вообще способна в них разбираться.

Еще одной важной чертой этой героини является ее нелюбовь к наукам во всех их проявлениях. Для нее отсутствие какого-либо развития – залог стабильности и благополучия. Она очень прямолинейна, поэтому любые упражнения и уроки воспринимает буквально. Во многих сценах с учителем раскрывается и ее жадность: простые математические задачки повергают ее в настоящий шок, заставляют полностью оградить ребенка от этих вредных наук.

Именно таков ее психологический портрет: с годами типичное сознание властной помещицы буквально «убило» в ней все человеческое. Ею движет только жажда власти, и даже добрые чувства оборачиваются чем-то негативным: любовь к мужу превращается в команду, нежность к сыну — в сверхопеку. Мелкие, но значимые черты автор прорисовывает через детали, например, давая ссылку на неприглядную девичью фамилию. Бывшая Скотина, Простакова, получила после замужества не менее говорящую фамилию.

Образ героя в произведении

Простаков — центральный образ в комедии, вокруг которой несколько сюжетных линий. Однако гораздо важнее то, что она олицетворяет всех старых помещиков, над которыми высмеивает Фонвизин. Финал, в котором Простакова снова играет центральную роль, как раз через социальную смерть этой «злобной ярости» показывает главную мысль автора. Ей неизбежно пришел конец, как и всей системе мелкобуржуазного общества. На протяжении всей комедии Простакова происходит воплощение мелкобуржуазных порядков и пережитков.

Через образ Простаковой автор комедии обрисовывает все те черты, которые так ненавистны ему в современном обществе. Барыня за людей своих крепостных не считает; для нее они лишь бездушные и не слишком умные машины для выполнения приказов. Они обязаны терпеть любое наказание от нее с ним или без него. В ее глазах такие люди просто не могут иметь благих намерений и нуждаются в «ежах».

Не считает интересы и чувства других людей чем-то важным. Без обмана и хитрости эта женщина не сможет устроить свое будущее, и это тупиковый путь развития, поэтому он и приводит к такому трагическому финалу. Лишение Простаковой села в конце — прямое указание автора на печальный конец всякого мещанства, которое за свои преступления должно быть лишено всего имущества. В то же время будущее государства, по Фонвизину, остается за такими персонажами и классами, как Софья и Милана.

Описание персонажа госпожи Простаковой. Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»

Комедия Д. Фонвизина «Недоросль» рассказывает о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главные участники — Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и Стародум с племянницей.

Госпожа Простакова безумно любит своего сына, слишком опекает и потворствует ему, потакая всем его капризам и капризам, отчего Митрофан растет абсолютно зависимым человеком, уровень развития которого совершенно не соответствует его возрасту. Но госпожа Простакова слепо следует его желаниям. Свое будущее она видит в сыне, все время повторяя: «Вот мой сын — мое единственное утешение!». И при этом она ничего не делает для того, чтобы из сына выросло что-то путешествующее. Грамоте Митрофана учат плохие учителя, а сам он учиться не хочет. Однако мать считает своего сына самым лучшим и образованным, хотя от этого ленивца ни умом, ни знаниями и не пахнет.

Со своим мужем госпожа Простакова ведет себя так, как будто вообще не считает его человеком, тем более главой семьи. Она сама решает все вопросы, игнорируя его мнение и пренебрегая им, если это касается Митрофана.

Госпожа Простакова — жестокая и несправедливая хозяйка по отношению к своим слугам и крестьянам. Она может строго наказать портного за то, что он неправильно сшил костюм, не обращает внимания, если кто-то из слуг болен. Госпожа Простакова делает выговор Еремеевне за каждую «оплошность». Например, если Митрофанушка объелась булочек за обедом, а Еремеевна выказала по этому поводу беспокойство, она говорит: «Тебе шестую булку жалко, скотина? Какое усердие». Ей и в голову не приходило, что переедание не пойдет сыну на пользу. Всех крепостных Простакова считает своей собственностью, практически вещью, поэтому позволяет себе бездумно распоряжаться их жизнями и обдирать их, как липку, просто по прихоти

Госпожа Простакова обращается с Софьей как со злой хозяйкой. Она всегда груба и холодна. Но как только она узнает, что Стародум, дядя Софьи, оставил ее племяннице большое наследство, она меняет свое поведение, становится лицемерно доброй и ласковой, называет ее «дорогой подругой». Теперь Простакова хочет женить сына на Софье, чтобы получить все ее деньги в качестве приданого, отказав в этом своему брату, хотя ранее была согласна на этот брак. Узнав, что Софья обручена с миланским офицером и что Стародум согласился на это, Простакова хочет заставить и обманом заставить сына жениться на девушке. Однако ее план провалился. По закону у нее отняли деревню, лишив ее власти.

Госпожа Простакова была жестокой, своевольной женщиной, которая не считалась с интересами и чувствами других людей, из-за чего потеряла все. В образе Простаковой Фонвизин раскрывает отрицательные черты недалёкого, беспринципного человека, обладающего властью, который своими действиями навлекает беду на себя и своих близких. Автор показывает, что можно получить богатство, не теряя чести и человеческого лица. И такие люди, как Простакова, в конце концов, расплачиваются за весь причиненный вред.

Госпожа Простакова — мать Митрофанушки, одного из главных героев комедии. Она родилась в многодетной семье, но выжили только она и ее брат. Отец Простаковой был военным служащим, после этого, будучи неграмотным, он разбогател, но был настолько жаден, что умер однажды, лежа на сундуке, который был сплошь набит золотыми монетами. Простакова и ее брат Скотинин тоже выросли жадными и богатыми.

Фонвизин отзывается о Простаковой как о диком звере, способном «делать другим плохо», именно так говорит ее девичья фамилия — такая же, как и у ее брата — Скотинина. Она груба своим крестьянам, кроме того, брала у них все, что только у них было. Но не только слуги боятся своей хозяйки, но и ее мужа. Простакова обращается с ним как со слугой, заставляя его подчиняться ей, для нее его мнение ничего не значит и она толкает его как хочет, считая себя хозяйкой этого поместья.

Единственное сокровище у нее есть — это ее шестнадцатилетний сын Митрофанушка. Единственным счастьем для Простаковой является благополучие сына, ведь она считает своим главным родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Но хоть Простакова и считает, что учиться вредно и даже опасно для здоровья, она все же нанимает для него иностранных преподавателей, считая это «модным».

Помещица Простакова унижает и оскорбляет всех своих слуг. Например, она обвиняет няню Митрофанушки Еремеевну в жадности из-за того, что та беспокоится о том, что Митрофан объедается булочек за обедом. А Тришку она называет «аферисткой» только за то, что он сшил ей сыну кафтан, который не подошёл.

Она обращается к Стародуму с лестью, так как он обладал крупной суммой денег, которую завещал своей племяннице Софьюшке, а Простакова хотела женить на ней своего Митрофанушку. Но из-за ее корысти и жадности все ее планы рухнули, и она осталась ни с чем.

Таким образом, на протяжении всей жизни характер Простаковой был изуродован. Простакова выросла в семье, которая отличалась крайним невежеством, жадностью и неблагодарностью. Родители не дали ни ей, ни ее брату хорошего воспитания и не вложили в ее душу никаких хороших качеств. Но больше всего на нее действовали условия крепостного права — она ​​была полноправной хозяйкой крепостных. Она не следовала никаким правилам и осознала свою полную власть над всеми, поэтому превратилась в «бесчеловечную любовницу-тирана».

Вариант 2

Простакова не так проста, как кажется. За улыбки и добрые слова в адрес нужных ей людей, много злости, зависти и жестокости.

Выявляется в общении с подневольными людьми. От ее несправедливых издевательств, от жестоких побоев страдают крепостные… Она делает, что хочет. А когда ей делают замечание (почти уже судят), она не понимает, почему она не может быть хозяйкой дома. Ей странно, что хороший хозяин не ругается со слугами. И не хочет, например, ссориться с соседями; она предпочла бы отобрать у крестьян свои деньги и землю. То есть не быть в убытке. Думаю, то же самое и с нервами. Простакова не станет ругаться с важными людьми, но «сливать» негатив на кого-то нужно. А это ее бедные слуги. Она не слышит никаких оправданий. Например, в самом начале она ругает портного за хороший кафтан. Портной говорит, что нигде не учился шить. Простакова смеется, мол, неужели для этого нужно учиться.

Она толкает своего мужа. Совершенно его не уважает. Он немного лучше относится к своему брату, но и посмеивается над его простотой. Когда он нужен женихом бедной Софьи, то хорошо с ним общается, когда к богатому сыну в женихи пристроил сына, так брат уже не нужен. И она готова использовать каждого в своих интересах.

Ее вежливость не идет от сердца. Хорошие отношения зависят от выгоды. Она обидела Софью, но как только разбогатела, стала «душкой». Ее вежливость (поклоны, поцелуи) лишняя. Стародуб, богатый дядя, тоже это замечает. То есть он им практически никто, все его видят впервые, но он уже «всем отец». Когда объявляют о помолвке Софьи, Простакова не останавливается. Она организует похищение невесты! Оказывается, она готова практически на все ради своих целей, которые часто зациклены на сыне.

Она даже гордится тем, что в свое время ее ничему не научили. Он считает, что образование не обязательно для хорошей жизни. Но он уже понимает, что «ребенку» нужно дать хорошее (видимое) образование.

Она любит только своего сына — Митрофанушку. Слепая материнская любовь. Всем сын хорош: и умный, и образованный, и добрый. .. Но все, на самом деле, не так! И в конце концов избалованный Митрофанушка готов отказаться от матери. Вот худший удар для нее. Она сделала все для этого мальчика, а он предатель. В общем, он ведет себя так же, как и она.

Образ, характеристика Простакова в комедии Подлесок

Я думаю, что Простакова зря ругают! Она получила это в комедии. Все считают ее глупой, порочной, лицемерной женщиной. В принципе, так оно и есть… Но нужно смотреть на причины ее странного поведения.

Она просто слишком любит своего сына. И Митрофанушка этим только беззастенчиво пользуется — в свою пользу. Простакова чуть не забылась ради сына. Она во власти чувств. Чтобы она могла любить своего мужа, брата, отца… или мороженое. То есть его главное любить кого-то или что-то, делать все для его блага.

И она просто многого не понимает. В детстве, как мы понимаем, ее ничему не учили. Она не знает многих наук. Например, она считает, что география нужна только кучеру. Но с другой стороны, она не так уж и неправа! Люди часто забивают голову ненужной информацией, все знают поверхностно. И в каждой области должны быть специалисты. Вот если меня не устраивает математика, то и нечего меня с ней мучить.

Простакова считает, что слуг надо ругать, что их надо бить, но иначе они не понимают. (Возможно, это отчасти и правда.) Если вы помните героя из чеховского смешного рассказа «Незваный гость», то с этим мужиком бесполезно разговаривать! И еще одно — она не хочет портить отношения с соседями, с родственниками и говорит, что лучше бы все на крепостных вымещать. Это ужасно, да. Но тогда крепостных (как и негров-рабов) за людей практически не считали. Они были для нее симуляторами ударов, как куклы сейчас в офисах. И если через сто лет начнут говорить о правах кукол, то и мы окажемся жестокими.

В финале кричит, что умерла — сил больше нет (буквально), сына больше нет (фигурально). Сын оказался настоящим предателем. В общем, Простакова — недалекая наседка, в ужасном поведении ее особо не упрекнешь. Возможно, она даже покается и исправится.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Математика в моей жизни (5, 6 класс)

    У каждого из нас есть увлечение или хобби. Мое любимое хобби- математика. На первый взгляд может показаться, что математика — сухая и малоинтересная наука. Но это одна из самых древних и занимательных наук.

  • Пусть кожа человека будет богатой: у матерей много копеек, дорогих речей. Але, не нам об этом думать, что финансовый достаток не самое страшное в жизни и не надо забывать о таком термине, как духовное богатство

  • Тема одиночества в рассказе Тоска Чехова очерк

    Рассказ «Тоска» — вершина покоренного чеховского мастерства. Чувствительная лирика и гнетущее чувство грусти переданы им в совершенстве, и именно из-за этого физически больно читать это произведение.

  • Анализ повести Живые мощи Тургенева

    И.С. Пример бесконечного терпения, страдания и принятия воли Божией Тургенев показал в своем рассказе «Силы живые». В образе главной героини Лукерьи автор отразил характер, силу духа и отношение к жизни русского народа.

  • Анализ главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» 9 класс

    Заключительной частью произведения Лермонтова «Герой нашего времени» является рассказ «Фаталист». События этой главы происходят недалеко от казачьей станицы, где находится главный герой. В основном офицеры занимались тем, что играли в карты.

Комедия «Недоросль» — гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, имена которых в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов спектакля является мать недоросля Митрофанушки — госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает у читателей негативное отношение, а местами даже насмешки. Однако сам образ тонко психологичен и требует детального анализа.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность почти полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не исключение. Женщина воспитывалась в семье малообразованных помещиков, главной ценностью которых были материальные блага — ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к окружающим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность на все ради наживы Простакова переняла у родителей. А то, что в семье было восемнадцать детей и выжили из них только двое — остальные погибли по недосмотру — это настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, то недостатки ее воспитания со временем становились бы все менее и менее заметными. Однако в мужья ей достался пассивный, глуповатый Простаков, которому проще спрятаться за юбку деятельной жены, чем решать бытовые вопросы самостоятельно. Необходимость самой управлять всей деревней и воспитание старой помещицы делали женщину еще более жестокой, деспотической и грубой, усиливая все отрицательные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недорослях». Митрофан – сын женщины, единственная ее отрада и утешение. Однако ни он, ни ее муж не ценят усилия Простаковой по управлению деревней. Достаточно вспомнить известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан уходит от матери, а мужу остается только упрекать сына — Простаков тоже остается в стороне от ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жаль, ведь от нее уходят самые близкие люди.

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как было сказано выше, Митрофан был единственным утешением Простаковой. Чрезмерная любовь к женщине вырастила из него «маменькин сынок». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать он все еще напоминает маленького ребенка, который озорничает и вместо учебы бегает, гоняясь за голубями. С одной стороны, чрезмерная забота и защита сына от любых забот реального мира может быть связана с трагической историей семьи самой Простаковой — одному ребенку нет восемнадцати. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, что Митрофан так и остался большим слабоумным ребенком.

Как становится ясно из сцены урока арифметики, когда женщина по-своему решает задачи, предложенные Цыфиркиным, то главной для нее является «собственная», помещичья мудрость хозяина. Не имея никакого образования, Простакова решает любую ситуацию в поисках личной выгоды. Послушный Митрофан, во всем слушавшийся мать, тоже должен был стать выгодным вложением. Простакова даже не тратит деньги на его образование — ведь, во-первых, она сама прекрасно жила без обременительных знаний, а, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье, в первую очередь, пополнила бы сундуки деревни Простаковых (напомним, что молодой человек даже не до конца понимает сути брака — он просто умственно и нравственно еще не созрел).

То, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери, несомненно, вина самой Простаковой. Молодой человек перенял от нее неуважение к родным и то, что нужно приставать к тому, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан, не раздумывая, соглашается служить у нового хозяина села Правдина. Однако главная причина все же кроется в общей «злобности» всего семейства Скотининых, а также в глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Простакова как носительница устаревшей морали

В «Подлеске» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам — Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, противопоставленных устаревшим, помещичьим устоям.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, но подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то научить, наоборот, даже во время урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, главное, уважает ее личность.

Простакова и Правдин противопоставлены как помещики, владельцы больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, отбирать у них последние деньги, обращаться с ними как с животными — это вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг так же ужасна, как и то, что она потеряла свою деревню. Правдин руководствуется новыми просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно работать. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важными и необходимыми были реформы в образовании русского общества той эпохи.

Новаторство Фонвизина в образе Простаковой

В «Недорослях» Простаков выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестокой, глупой, корыстной представительницей старых дворянских и помещичьих нравов. С другой стороны, перед нами женщина с непростой судьбой, которая в один момент теряет все, что было для нее ценно.

По канонам классических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене спектакля должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю становится ее жаль. Образ Простаковой в «Недорослях» не вписывается в шаблоны и рамки классических героев. Психологизм и нестандартность изображения по сути составного образа (Простакова — отражение всего социального слоя крепостной России XVIII века) делает его новаторским и интересным даже для современного читателя.

Приведенное описание Простаковой поможет учащимся 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина» герои Подлесок

Характеристика героя Простаков

Простакова — один из главных героев и движущееся лицо в пьесе Д. И. Фонвизина «Подлесок». Она мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Простакова участвует почти во всех событиях спектакля, так как действие происходит в доме, где она является хозяйкой. По положению она дворянка, имеет крепостных и является типичным образцом русской помещицы середины XVIII века. Отличается беспринципностью, невежеством, безграмотностью и стремлением все контролировать. Муж героини не решается с ней спорить. Ей чужды такие понятия, как совесть и честь. Для достижения своих целей она готова пойти на любые уловки, в том числе на подлость и обман. Все, что ее интересует, это ее личное благополучие и благополучие сына. Ради Митрофанушки она готова на все. Так, например, узнав о богатом приданом воспитанницы Софьи, она тут же решает выдать за нее сына, несмотря на то, что изначально было решено выдать ее замуж за брата помещика Тараса Скотинина и, несмотря на протесты самой Софии. Даже когда ее планы рушатся, она все равно пытается тайно обвенчать молодых.

В спектакле показана безграничная и глупая любовь Простаковой к сыну, единственной ее радости. Будучи сама неграмотной, она старается дать ему достойное образование, чтобы не выглядеть хуже других помещиков. Для этого она нанимает учителя немецкого языка. Однако делается это не ради учености сына, а ради столичной моды. Также в попытке устранить своего брата с пути Митрофанушки она просто вцепилась ему в горло. Автор ясно показывает причины такого поведения Простаковой. Прежде всего, это связано с ее внутренней неосведомленностью и необразованностью. Вторая причина имеет социальный оттенок и кроется в указе Екатерины II «О вольности дворян». Благодаря этому указу дворяне того времени получили полную власть над крепостными и были вольны делать все, что хотели. Показав крах Простаковой и ее планов в конце пьесы, автор подчеркивает и крах всей системы.

Комедия Фонвизина «Недоросль» — одно из классических произведений, без которого невозможно рассмотрение традиций социальной комедии и сатиры в русской литературе в целом. Автор мастерски изображает типичных персонажей глубинки, окостеневших, грубых, необразованных, но носящих важные титулы и гордящихся своим благородством.

Важную роль в отражении авторской позиции и всего замысла произведения играет такой характерный персонаж, как госпожа Простакова. Жесткая помещица, она вполне типична для российской действительности того времени. Под ее «крылом» находится любимый сын, а также не слишком любвеобильный муж, который просто не смеет возражать своей властной жене. На самом деле она недалекая, но очень целеустремленная женщина, которая полностью сосредоточена на воспитании собственного сына и финансовом и социальном благополучии своей семьи. Ей явно не хватает и образования, и банального воспитания, и такта, однако этот персонаж не лишен сильных чувств, и вовсе не так однозначен, как может показаться.

Характеристика героя

Основные черты характера не так уж и сложны для понимания, они прописаны Фонвизиным достаточно четко, так как сама Простакова не является ни загадочной личностью, ни слишком глубокой в ​​своем внутреннем содержании дамой. С одной стороны, она жестока и беспощадна, готова на все ради достижения собственных целей. С другой стороны, она настолько проникнута любовью к сыну, что не желает замечать его самых явных недостатков. Такое противоречие не позволяет читателю воспринимать ее исключительно как отрицательного персонажа.

К основным чертам героини также можно отнести недоброжелательность, вспыльчивость, нетерпимость. Она не слишком счастлива, поэтому всегда недовольна тем, что происходит вокруг. Это касается как отношений с мужем, так и общественного устройства, даже политики и экономики, насколько она вообще способна в них разбираться.

Еще одной важной чертой этой героини является ее нелюбовь к наукам во всех их проявлениях. Для нее отсутствие какого-либо развития – залог стабильности и благополучия. Она очень прямолинейна, поэтому любые упражнения и уроки воспринимает буквально. Во многих сценах с учителем раскрывается и ее жадность: простые математические задачки повергают ее в настоящий шок, заставляют полностью оградить ребенка от этих вредных наук.

Такова ее психологическая картина: с годами типичное сознание властной помещицы буквально «убило» в ней все человеческое. Ею движет только жажда власти, и даже добрые чувства оборачиваются чем-то негативным: любовь к мужу превращается в команду, нежность к сыну — в сверхопека. Мелкие, но значимые черты автор прорисовывает через детали, например, давая ссылку на неприглядную девичью фамилию. Бывшая Скотина, Простакова, получила после замужества не менее говорящую фамилию.

Образ героя в произведении

Простакова — центральный образ в комедии, вокруг которой вращается сразу несколько сюжетных линий. Однако гораздо важнее то, что она олицетворяет всех старых помещиков, над которыми высмеивает Фонвизин. Финал, в котором Простакова снова играет центральную роль, как раз через социальную смерть этой «злобной ярости» показывает главную мысль автора. Ей неизбежно пришел конец, как и всей системе мелкобуржуазного общества. На протяжении всей комедии Простакова происходит воплощение мелкобуржуазных порядков и пережитков.

Через образ Простаковой автор комедии обрисовывает все те черты, которые так ненавистны ему в современном обществе. Барыня за людей своих крепостных не считает; для нее они лишь бездушные и не слишком умные машины для выполнения приказов. Они обязаны терпеть любое наказание от нее с ним или без него. В ее глазах такие люди просто не могут иметь благих намерений и нуждаются в «ежах».

Не считает интересы и чувства других людей чем-то важным. Без обмана и хитрости эта женщина не сможет устроить свое будущее, и это тупиковый путь развития, поэтому он и приводит к такому трагическому финалу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *