Образ екатерины 2 в искусстве: Образ Екатерины II в русском искусстве XVIII века / Музей-заповедник «Царицыно»

Императрица Екатерина II в искусстве XVIII-XIX веков. К 260-летию со Дня восшествия на престол

РаботыЭкспликация

«Каким был славным для России XVIII век. Победа над турками – освобождение Крыма и исконно наших причерноморских земель… Деяния князя Потемкина. Военные гений Суворова, триумф побед России определили во многом моральный климат русского общества», – писал в своей книге-исповеди «Россия распятая» Илья Сергеевич Глазунов. Не раз художник подчеркивал значение для русской истории политики монархов Российского государства.

Одним из первых московских коллекционеров он собрал лучшую коллекцию портретов и произведений искусства, посвященных русским императорам и императрицам. Особенно поражает, что это происходило в советское время, когда приверженность или любовь к Императорской России была под запретом. Сегодня их можно увидеть в Музее сословий России – уникальной экспозиции Московской государственной картинной галереи Ильи Глазунова, созданной по авторскому проекту художнику, передавшего в дар Москве свое уникальное собрание произведений русского и европейского искусства.

В собрании Ильи Сергеевича Глазунова немало произведений живописи, гравюр, предметов декоративно-прикладного искусства созданы по заказу русской императрицы Екатерины II или представляют образ великой монархини. Почитание ее деяний и преобразований, неустанно заботящейся о благе огромного государства и каждого отдельного своего подданного, ярко проявило себя в изобразительном искусстве русских и европейских мастеров XVIII и XIX веков.

Умная, энергичная, европейски образованная – она внесла существенный вклад в развитие всех сторон жизни России, в том числе и ее культуры.

28 июня 1762 года на русский престол взошла императрица Екатерина II. Почти 35 лет ее правления по праву считаются одним из самых ярких периодов отечественной истории, получившим название «Золотой век» Российской империи.

Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) была просвещенной монархиней, известны ее письма с французским философом-просветителем Вольтером, писателем, драматургом и просветителем Дени Дидро, у которого она особенно интересовалась изданием энциклопедии.

Значительны были и успехи внешней политики императрицы: русский флот прошел через океан и Средиземное море, возвестил грекам свободу и разбил турецкий флот в Чесменском заливе, благодаря чему турецкий султан уступил русским Новую Сербию, Азов, Таганрог и позволил свободно выходить по Черному морю, а также признал независимость Крыма. К великим военным победам также следует отнести сражения в устье Днепра, взятие Очакова, Хотин, Бендеры, Измаила и покорение Грузии. В результате Ясского мира в 1792 году Днестр был определен границею, и за Россией было упрочено владение Кавказом; в результате раздела Речи Посполитой были присоединены к России западная Украина, Белоруссия и Литовские земли.

С первых дней правления Екатерины II все портреты императрицы и аллегорические композиции были призваны представлять современникам и потомкам образ мудрой, справедливой и просвещенной правительницы. Такой она предстает

на парадном портрете императрицы Екатерины Великой, автором которого является выдающийся русский портретист Федор Рокотов.

Портрет звучит как прославляющая ода императрице. Государыня изображена в рост возле трона, в роскошном платье и подбитой горностаем золотой мантии. На ее груди – цепь первого российского ордена Святого Андрея Первозванного, учреждённого в 1698–1699 годах Петром I как высшая государственная награда. Через правое плечо перекинута лента с крестом учреждённого в 1769 году самой императрицей ордена Святого Георгия (она стала и первым его кавалером). Слева, из-под мантии выглядывает звезда ордена Святого Георгия. Эти знаки отличия символизируют следование Екатериной II политике Петра I.

Уверенной рукой она держит скипетр – символ монаршей власти – и указывает на другие царские регалии: державу и усыпанную бриллиантами большую императорскую корону. В тени – бюст Петра I в лавровом венке и мраморная доска с надписью «Начатое свершает», что является символом того, что в деле реформирования России она считает себя преемницей первого русского императора.

Портрет понравился императрице. Она заказала художнику написать несколько таких изображений. Произведение из коллекции Ильи Сергеевича Глазунова относится к одному из лучших рокотовских вариантов.

Коронация Екатерины II проходила 22 сентября 1762 года в Успенском соборе Московского Кремля. Празднества продолжались до мая 1763 года. Событие, разумеется, должно было быть запечатлено в исторических картинах и в портретах. Первая серия рисунков, фиксирующих приезд в Москву и торжественную коронацию новой императрицы, была создана по инициативе организатора коронационных торжеств князя Н.Ю.Трубецкого. «Государыня указать соизволила», чтобы французский художник Ж.-Л. Девельи (1730-1804) «для снятия коронационной церемонии» стоял «при каждом объекте в способном месте». Используя наброски с натуры, Девельи при поддержке князя Григория Орлова представил Екатерине свой замысел изображения коронации. Рисунки Девильи исполнял вместе с помощником – русским художником-перспективистом М.И.Махаевым, который рисовал архитектурные формы.

Они работали вместе сначала в Москве (1763 г.), а затем около 5 лет в Петербурге. В 1772 г. 12 рисунков были окантованы в рамы красного дерева и, обретя самостоятельное значение, украсили одну из комнат дворца.

Незадолго до своей смерти Екатерина II решила заказать гравюры по рисункам Девельи и Махаева. Было подготовлено 12 медных досок и в 1796 г. завершены несколько произведений. К сожалению, смерть императрицы прервала работу по гравированию.

В 1827–1830 годах гравер А.Г.Ухтомский по распоряжению министра императорского двора князя П.М.Волконского отпечатал с девяти досок по 20–25 оттисков. Это те отпечатки, которые дошли до нас в крупных музейных собраниях и стали известны как «Альбом гравюр к описанию вшествия в Москву и коронования Государыни Императрицы Екатерины II».

На протяжении всего времени правления императрицы в гравюре печатали изображения портретов Екатерины Великой с живописных оригиналов русских и европейских художников. Среди гравюр XVIII века в коллекции И. С.Глазунова находятся «Портрет императрицы Екатерины II» по оригиналу Торелли, «Портрет Екатерины II (Великой)» по оригиналу Ротари и

«Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме» по оригиналу Шибанова.

Особенно Илья Сергеевич Глазунов любил офорт, изданный для Екатерины II «Царскосельская крестьянка ста восьми лет, окруженная сыновьями». Аллегорическое изображение было создано одним из ведущих мастеров в России, работавших в технике меццо-тинто или «черная манера» английским гравером Джеймсом Уокером (1748-1808) с живописного оригинала датского художника В.Эриксена «Столетняя царскосельская обывательница с семьей» 1771 года (в настоящее время картина хранится в собрании Государственного Русского музея).

В 1770-е – 1780-е года был создан миниатюрный портрет Екатерины II в образе Минервы. Екатерину II, как впрочем, и других российских монархов, в поэтических произведениях прямо или косвенно отождествляли с божеством.

Образ императрицы чаше всего связывали с мифологическими персонажами и с именами Добродетелей: Минервой – богиней Мудрости и Силы, Фемидой – богиней Правосудия и Справедливости. Имя Минервы сочетало в себе качества воительницы, не уступающей в доблести Марсу, и мудрой покровительницы наук и художеств.

В 1762 году в Санкт-Петербургском монетном дворе была отчеканена медаль на вступление на престол императрицы Екатерины II (Медальеры Т.И. Иванов и И.Г. Вехтер). На лицевой стороне – императрица в короне, платье, с орденской лентой через правое плечо. На оборотной стороне помещена аллегорическая композиция: две фигуры (аллегории Веры и России) держат над алтарем вензель Екатерины, который коронует лучезарная дева, олицетворяющая Промысел Божий.

Медали с изображением императрицы зачастую использовались и при изготовлении новых для XVIII века предметов дворянской культуры. Например, в собрании Ильи Глазунова есть Табакерка с коронационной медалью Екатерины II и гербами Российских городов империи

. Когда впервые в России появились табакерки такого типа, сказать достаточно сложно, но вряд ли ранее середины XVIII века, так как среди богатейшего собрания табакерок в Эрмитаже нет предшествующих царствованию императрицы Екатерины II. К редким экземплярам относится и табакерка из коллекции Ильи Сергеевича Глазунова.

Интерес к личности императрицы Екатерины Великой и событиям ее правления не проходили и в XIX столетии. Ранее уже упоминалось, что торжественная коронация императрицы в гравюрах была отпечатана в XIX веке. К этому же периоду принадлежит и ряд памятников в собрании Ильи Глазунова. К ним относятся фарфоровая скульптура «Императрица Екатерина II –законодательница» (Западная Европа (Германия) и гравированные портреты императрицы из издания Д.А. Ровинского, выпущенные в Санкт-Петербурге в «Экспедиции заготовления государственных бумаг».

В начале 1861 года Академия наук назначила конкурс на проект памятника Екатерине II, приуроченный к 100-летию ее восшествия на престол. В собрании И.С.Глазунова представлен памятный платок, изготовленный во второй половине XIX века в Товариществе ситценабивной мануфактуры Альберта Гюбнера – «Императрице Екатерине II (1762-1796) в царствование императора Александра II в Санкт-Петербурге». Платок был выпущен в память об открытии в Санкт-Петербурге памятника императрице 24 ноября (6 декабря) 1873 года.

Политические, социальные и культурные преобразования императрицы Екатерины II вдохновили многих русских и европейских художников, принадлежавшим к разным историческим эпохам и работавших в разных видах изобразительного искусства. Мастера прославляли правление Екатерины Алексеевны, представляли ее мудрой и просвещенной монархиней, создавали аллегорические композиции. Все эти произведения составили галерею образов великой российской императрицы Екатерины II, сберечь и передать потомкам которую удалось и великому русскому художнику Илье Сергеевичу Глазунову.

Екатерины II в живописи: как создавались самые известные портреты императрицы

Монархи всегда стремились запечатлеть себя в роскошном убранстве, окруженными символами власти и величия, а должность придворного художника таила в себе и соблазны, и опасности. Немало парадных и камерных портретов донесли до нас облик великой русской императрицы – Екатерины II. То, как менялась с течением времени ее внешность и характер, какие наряды она носила и какие занятия предпочитала, отдыхая от государственных дел – рассказывают портреты.

Еще не императрица: работы Георга-Кристофора Гроота

Портреты молодой Екатерины.

Ранние портреты Екатерины принадлежат кисти Георга-Кристофора Гроота. Гроот умер в тридцать три года, проработав в России всего восемь лет в числе нескольких других приглашенных в страну зарубежных художников. Молодая Екатерина, еще только предчувствующая свою великую судьбу, выглядит живой, энергичной, непоседливой девушкой. Гроот мало льстил своим заказчикам. Тщательно выписывая драгоценности и регалии, следуя европейской моде, он был беспощадно точен в изображении врожденных черт – и потому даже мягкость письма и тонкие оттенки не скрывают резкости, силы и решительности будущей императрицы.

Коронационные портреты – Стефано Торелли и Федор Рокотов

Портрет, написанный Стефано Торелли.

Коронационный портрет, написанный Торелли, известен не особенно широко – и самой императрице не особенно нравился. Чрезмерно декоративный, буквально блистательный – императрица, пусть ее образ строг, а взгляд цепок, теряется среди мехов и бриллиантов. Торелли, уроженец Болоньи и вообще плодовитый на портреты русской знати художник, писал ее и в облике богини Минервы, дарующей награды ученым и живописцам. Полотно это – торжественное, но в то же время невесомое, наполненное аллегориями и в документальном отношении малозначимое.

Екатерина II в образе Минервы.

Каноничный портрет же императрицы из учебников истории, где она предстает перед зрителем в профиль, написан Федором Рокотовым в в Петергофе в 1763-м году, в честь ее коронации. Выбор художника для коронационного портрета казался довольно необычным. Прежде Екатерину писал Иван Аргунов, крепостной художник графа Петра Шереметева, – живописец гораздо более именитый и прославленный. Коронационный портрет был создан Аргуновым по памяти, Екатерина ему не позировала – государыню «побоялись беспокоить». Работа была представлена ей перед отъездом на коронацию и получила сдержанное одобрение. Она отметила, что в целом получилось похоже, выразила желание в дальнейшем позировать лично и взяла портрет с собой в Москву.

Коронационный портрет, написанный Аргуновым.

Рокотову же тогда не было и тридцати. Как и Аргунов, он происходил из крепостных. В его творческом багаже уже значились портреты свергнутого супруга императрицы, но… Но именно Рокотов вошел в число ее любимых художников.

Эталонное изображение императрицы создано Рокотовым.

Он создал не просто образ Екатерины Великой- он создал метафору российского просвещенного абсолютизма. В лице, позе, взгляде и жестах Екатерины сквозит сила и власть, сдерживаемые холодным расчетливым разумом. Однако спустя несколько лет Рокотов, обласканный властью, внезапно разорвал все связи с Академией и уехал в Москву, которая тогда, в отличие от Петербурга, не бурлила от интриг знати. Впоследствии он, впрочем, также написал еще несколько портретов императрицы.

Законодательница

Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия.

В храме Богини Правосудия – разумеется, аллегорическом – писал императрицу Дмитрий Левицкий. Идея портрета, возможно, принадлежит архитектору, садоводу и историку Николаю Львову. Екатерина сжигает маковые цветы на алтаре Фемиды – то есть жертвует сном и отдыхом во имя всеобщего блага. У ее ног лежат свитки, где начертаны законы, вместо короны в волосах императрицы – лавровый венок. Этому портрету посвящали стихи, называя Екатерину «российским божеством», Левицкому начали подражать другие художники. По этому же портрету скульптор Федот Шубин в 1790 году выполнил скульптуру «Екатерина II – законодательница».

Портрет Екатерины Великой.

Левицким созданы и другие ее портреты, хотя сравниться по популярности с «Законодательницей» они уже не смогли. Например, в 1782 году – в честь празднования двадцатилетия вступления императрицы на престол. Тогда же был учрежден орден Святого Владимира, собственно, и изображенный на том же портрете приколотым к горностаевым мехам.

Императрица без мантии и короны

Портрет Екатерины II в дорожном костюме.

Во время путешествия в 1787 году живописец князя Потемкина Михаил Шибанов написал портрет Екатерины в дорожном костюме. О ее статусе говорит лишь тускло мерцающий в полумраке орден Андрея Первозванного. Одежда почти лишена отделки, прическа небрежна… Живописец не идеализирует модель — здесь Екатерина уже немолода, она выглядит бледной и уставшей от долгой дороги и государственных дел. Впрочем, этот простой и очень личный портрет ей нравился, и она неоднократно заказывала копии и гравюры с него.

Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте.

А вот императрице едва за тридцать, а в руке у нее обнаженная шпага – «Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте» кисти датчанина Вигилиуса Эриксена. Это не просто портрет. Это – свидетельство о том дне, когда будущая императрица повела войско из Петербурга в Ропшу, где Петр III добровольно отрекся от престола. Тогда решалась не только ее судьба, но и будущее всей России. Екатерина нередко вспоминала об этом времени, а портрет Эриксена неоднократно копировали, в том числе и в технике гравюры.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке.

Но, пожалуй, самый неформальный портрет Екатерины II создан Владимиром Боровиковским – «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». По памяти – поэтому сходство с реальной внешностью императрицы сомнительно, хотя художник, разумеется, видел ее и лично, и на других портретах. Для изображения самой фигуры ему позировала Мария Перекусихина, камер-юнгфрау, фаворитка и просто близкая подруга Екатерины. Простой салоп и чепец, трость, английская левретка у ног – немолодая помещица совершает моцион. Само полотно императрице не понравилось, однако получило широкую известность и популярность. Секрет, должно быть, в том, что видеть монархов обыкновенными людьми – немного странно и по-своему завораживает.

Пусть многие любят порассуждать о возлюбленных великой императрицы, но не чужда была ей и простая женская дружба. Кем они были — те женщины, которым она доверяла свои секреты?

Екатерина II (Екатерина Великая) | Россия, Холмогоры

Екатерина II (Екатерина Великая) | Россия, Холмогоры | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: Екатерина II (Екатерина Великая)

Дата: конец 18-начало 19 века

Культура: Русская, Холмогоры

Середина: Моржовая кость

Размеры: В целом: 2 1/2 × 2 3/16 дюйма (6,3 × 5,6 см)

Классификация: Скульптура-Миниатюра

Кредитная линия: Дар Гуманитарного фонда, 1972 г.

Регистрационный номер: 1972.145.36

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Похожие произведения искусства

  • В той же галерее
  • Европейская скульптура и декоративно-прикладное искусство
  • Кость
  • Слоновая кость
  • Миниатюрный
  • Таблички
  • Скульптура
  • Из Азии
  • Из Холмогор
  • Из России

Обратная связь

Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.

Европейская скульптура и декоративно-прикладное искусство в Метрополитене

Обширная коллекция европейской скульптуры и декоративно-прикладного искусства Метрополитена отражает развитие ряда форм искусства в странах Западной Европы с начала пятнадцатого до начала двадцатого века.

Портрет Екатерины II (Екатерины Великой), 1780-1790 (живопись) Аноним

[]

Ваш текущий выбор

Актив(ы) Ресурсы

режим — турбо#открытый» title=»Добавить выделение в лайтбокс» >

актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection» title=»Добавить в корзину» >

Портрет Екатерины II (Екатерины Великой), 1780-1790 (картина) Аноним

{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»language»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}

{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»LRI4581452″,»item_brand»:» другое»,»item_category»:»иллюстрация»,»item_category2″:»out_of_copyright»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category4″:»анонимный»,»item_category5″:»not_balown»,»item_list_name»:»search_results» ,»item_name»:»портрет_екатерины_ii_из_россии_екатерины_великой_1780_1790_painting»,»item_variant»:»undefined»}]}}

Весь контентИзображенияВидео

Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.
Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.


Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложенным текстом могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие им детали.

Выберите свой цвет

Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию

Добавить цветовой блок

Фильтры

Добавьте ключевые слова для уточнения результатов


Введите ключевые слова и нажмите Enter

Поиск

Текст

Заголовок

Художник

Средний

Местонахождение произведения искусства

Тип прав

Стандарт

Премиум

Золото

Год

до

век

до

Filter regionUnited KingdomGermanyFranceItalyUnited States——————-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, The Democratic Republic Of TheCook IslandsCosta RicaCote D’ivoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (malvinas)Faroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-bissauGuyanaHaitiHeard Island And Mcdonald IslandsHoly See (vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Democratic People’s Republic OfKorea, Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMacedonia, The Former Yugoslav Republic OfMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldova, Republic OfMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint HelenaSaint Kitts And NevisSaint LuciaSaint Pierre And MiquelonSaint Vincent And The GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And The South Sandwich IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic OfThailandTimor-lesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U. s.Wallis And FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe

Упорядочить поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя

Размер результатов306090

Изображение число
ЛРИ4581452
Титул
Портрет Екатерины II (Екатерины Великой), 1780-1790 (живопись)
Художник
Анонимный
Фотограф
Луиза Риччарини
Местоположение
Художественно-исторический музей, Вена, Австрия
Средний
покраска
Размеры
85×68 см
Описание

Портрет императрицы России Екатерины II (1729 г.

-1796)»» Анонимная картина. 1780-1790 Вс. 85×68 см Вена, Художественно-исторический музей, инв. 7131
Фото кредит
Луиза Риччарини / Бриджмен Изображения

Хотите загрузить это изображение сейчас?


Персональное использование £20.00

Личные принты, открытки, подарки, ссылки. Не для коммерческого использования, не для публичного показа, не для перепродажи.

Презентация £25. 00

Использование в презентации. Все языки, 3 года. Использование для личных презентаций или некоммерческое, непубличное использование только внутри компании или организации.

Веб-сайт или социальные сети £30.00

Веб-дисплей, социальные сети, приложения или блоги. Только для частных лиц (без коммерческого использования). Все языки. 5 лет. Нет рекламы.

Журналы и журналы £50.00

Печатные и/или цифровые. Используйте внутри одного журнала или журнала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *