Образ чацкого в комедии горе от ума сообщение: Образ Чацкого в комедии Горе от ума

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» (Горе от ума Грибоедов)

«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без

которого не было бы комедии, а, была бы,

пожалуй, картина нравов».

(И.А. Гончаров)

Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности — вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета».

Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.

Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.

И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь».

Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.

Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии.

Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!

«Так! Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.

Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо.

«Ум с сердцем не в ладу»,— говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому — это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,— писал Пушкин в стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.

И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения. «Чацкий — декабрист»,— писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев.

Да, идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.

Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» » Шпоры для студентов

Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста.

Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой:

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науке он вперит ум, алчущий познаний,

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим «высоким и прекрасным».

Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова.

В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности.

Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества. Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого.

Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким. И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали. И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму».

Горе от ума – это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей.

Автор, таким образом, на примере главного героя утверждает, что «горя от ума» не будет, когда в человеке соединится зрелость, глубина проникновения в суть вещей и разумность во всех отношениях.

Иллюстрация к комедии Александра Грибоедова «Горе от ума», 1913, Фотография, картинки и права управляемого изображения.

Рис. HEZ-2678457

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>
Частное использование/презентация | 59,99 €
Информативный сайт | 89,99 €
Издательский. Книга внутри | 139,99 €
Путешествия и туризм | 159,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 169,99 €
Корпоративное общение | 239,99 €
Прямой маркетинг | 349,99 €

Рассчитать стоимость другой лицензии

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ХЭЗ-2678457 Фотограф: Коллекция: Образ наследия Пользовательская лицензия: Управление правами Дата съемки: 23.

04.2018 Наличие высокого разрешения: до л 26 МБ А4 (2855 х 2801 пикселей — 24,2 х 23,7 см — 300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Эксклюзивность: Пожалуйста, свяжитесь с нами, если вы хотите получить лицензию на это изображение с исключительными правами.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

Грибоедов Александр Сергеевич Критические очерки

Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 7 июня 2022 г., редакция eNotes. Количество слов: 988

Александр Сергеевич Грибоедов ок. 1795-1829 гг.

Русский драматург, поэт, публицист.

Один из самых умных и высокообразованных аристократов России в начале девятнадцатого века, Грибоедов был опытным драматургом, наиболее известным благодаря роману Горе от ума (1831; Горе от ума ), который многие критики считают величайшей комедией в истории русской литературы.

Спектакль быстро превзошел одобрение критиков и стал частью культурной ткани страны. Соратник русский писатель Иван Гончаров так описывал это явление: «Сразу уловив ее красоту и не находя в ней никаких изъянов, грамотные массы износили рукопись в клочья, в стихи, в полустишии; всю его суть и мудрость они перенесли в разговорную речь; они превратили миллион в копейки».

Биографическая информация

Хотя о дате рождения Грибоедова имеется много противоречивых сведений, многие источники утверждают, что он родился 4 января 1795 г., другие относят его рождение к 1790 г. Его отец, Сергей Иванович Грибоедов, жил отдельно от семьи. и мало общался с сыном. Грибоедова воспитывала его мать, Настасья Федоровна Грибоедова, которая позаботилась о том, чтобы ее сын получил первоклассное образование. В 1803 г. Грибоедов поступил в Московское университетское дворянское училище, где в 1808 г. получил литературное образование, а в 1810 г. — юридическое. Еще студентом он начал писать стихи, и одно из его стихотворений было напечатано в «Московском журнале».

0118 Вестник Европы за 1809 год.

Грибоедов поступил на службу в русскую армию в 1812 году и следующие четыре года служил адъютантом генерала. В это время он публиковал фрагменты военной переписки в «Вестнике Европы». После увольнения из армии Грибоедов поступил на дипломатическую службу в Петербург. В это время он начал писать пьесы, некоторые в сотрудничестве с другими драматургами. В рамках своей работы в Министерстве иностранных дел Грибоедов был направлен в русскую дипломатическую миссию в Персию в 1818 году. Он изучал персидский язык, живя там, и был награжден шахом за свою службу. В ноябре 1821 г. он был направлен в Тифлис на службу к генералу Алексею Петровичу Ермолову, министру иностранных дел.

Грибоедов, по-видимому, сформулировал идею своего шедевра «Горе от ума » еще в 1816 году, но на самом деле пьеса не была завершена самое раннее до 1823 года, а полностью она была поставлена ​​только в 1831 году. В пьесе много отсылок к современной российской политике. привлекла внимание цензоров, которые несколько лет пресекали попытки опубликовать или поставить произведение. Те, кто читал пьесу, в том числе Александр Пушкин, широко хвалили произведение, а растущий критический и популярный успех в конечном итоге вынудил российское правительство снять запрет. Хотя полная степень его причастности неизвестна, Грибоедов был связан с руководителями восстания декабристов 1825 года, а некоторые критики связывали республиканские идеалы революционеров с социальной критикой Горе от ума. Он был заключен в тюрьму на четыре месяца, но в конце концов был помилован и освобожден, получив годовой оклад и повышение до судебного советника в качестве компенсации за интернирование. Он вернулся на службу на Кавказ, и его опыт оказался бесценным в переговорах о мирном урегулировании войны России с Персией. Договор, написанный Грибоедовым, был подписан в апреле 1828 года. Вскоре после этого ему в качестве нового посла было поручено возглавить русскую миссию в Персии. Перед вступлением в должность он посетил Тифлис и возобновил знакомство с Ниной Чавчавадзе, дочерью поэта; они поженились в августе 1828 года, и он отправился в Тегеран. В январе 1829 г., все члены русской миссии, включая Грибоедова, были убиты персидской толпой. Похоронен на вершине горы в Тифлисе.

Основные работы

Единственное известное произведение Грибоедова — « Горе от ума, », которое часто сравнивают с «Мизантропом» Мольера . Двойной сюжет пьесы включает, с одной стороны, классический любовный треугольник между Чацким, Софьей и Молчалиным, а с другой — серьезную критику московского общества. Социальная критика и намеки на политических деятелей и события привели к жесткой цензуре, и при жизни Грибоедова были опубликованы лишь отрывки из пьесы; однако рукописные копии вычищенной версии были широко распространены в литературном сообществе России.

Хотя Грибоедов написал несколько пьес, некоторые в сотрудничестве с другими драматургами, а также ряд стихов и эссе, остальные его произведения сегодня практически неизвестны. Некоторые из его рукописей погибли вместе с ним во время персидской резни, другие остались непереведенными. Только Горе от ума продолжает привлекать внимание критиков и публики.

Критический прием

Комедия Грибоедова « Горе от ума » имела огромный успех еще при жизни драматурга, хотя ее чаще читали, чем смотрели. Пушкин, назвавший Грибоедова «одним из умнейших людей России», как сообщается, считал пьесу большим достижением. Большая часть критического внимания к работе была сосредоточена на влиянии очень умного главного героя Мольера в Le Misanthrope, Alceste и отвращение персонажа к лицемерию современного общества. Иветт Луриа предполагает, что долг Грибоедова перед Мольером значителен, и этот долг часто не признается российскими учеными. Однако она допускает, что и советские критики, и русские критики более ранней эпохи, возможно, больше концентрировались на политическом послании произведения, которое характерно для социальной и политической сцены Москвы и никоим образом не напоминает пьесу Мольера.

Уильям Эдвард Браун хвалит Горе от ума за новаторское изображение сложных и «психологически живых» персонажей. По словам Брауна: «Люди Грибоедова — единое целое; они интуитивно воспринимаются как завершенные психологические сущности, и их язык, их жесты, их образ мышления — все это неотъемлемые части их личности». Александр Гершкович рассуждает и о характеристике Грибоедова, в частности Чацкого, утверждая, что он является не только первым, но и единственным «эффективным и последовательным портретом индивидуализма в русской литературе в европейском масштабе». Для Гершковича тот факт, что Чацкий совершенно один и «со всеми воюет», делает его скорее западным героем или антигероем, чем русским.

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Александр Сергеевич Грибоедов. Введение» Литературная критика девятнадцатого века Эд. Линн М. Зотт. Том. 129. Гейл Сенгаж 2004 eNotes.com 16 марта 2023 г.

Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.

См. eNotes без рекламы

Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *