Trojden | Крестовые походы: Ведюшкин В. А.
Каковы были итоги и значение Крестовых походов?
1. «Так хочет Бог!» В конце XI века Византия обратилась к Западу с просьбой помочь в борьбе с турками-сельджуками, отнявшими у неё Малую Азию. В это время стали более опасными дороги, по которым христианские паломники добирались до Палестины. Здесь, в Святой земле, прошла земная жизнь Иисуса и находились главные святыни христиан.
Призыв о помощи был услышан. В ноябре 1095 года папа Урбан II выступил с речью после окончания церковного собора во французском городе Клермон.
Вспомните, что такое церковный собор.
В собравшейся толпе были рыцари, крестьяне, горожане, ведь речь шла о том, что важно для всех. Урбан II говорил о том, как неверные издевались над паломниками и разрушали церкви. Он призвал изгнать мусульман из Святой земли. Участникам похода Урбан II обещал отпущение грехов, а павшим в бою — райское блаженство. Тем, кто отправится в Палестину, папа обещал не только небесные, но и земные богатства.
Воодушевлённая толпа прервала его речь возгласами: «Так хочет Бог!» Люди тут же вырезали из материи кресты и нашивали их себе на одежду в знак того, что решили отправиться на отвоевание Гроба Господня. Призыв Урбана II был услышан по всей Европе. Готовясь к походу, люди за бесценок продавали своё имущество, чтобы собрать оружие, одежду, наличные деньги. Так начались Крестовые походы, длившиеся два столетия.
Христос во главе войска крестоносцев. Миниатюра XIV в.
Рыцарь-крестоносец. Английская миниатюра XIII в.
Почему в Европе оказалось столько людей, готовых отправиться за тридевять земель, чтобы сражаться с опасным врагом? В чём причины Крестовых походов? Конечно, сыграли свою роль глубокие религиозные чувства крестоносцев.
Но, наряду с высокими побуждениями, ими двигали и вполне земные мотивы.
Крестьяне отправлялись на Восток в надежде обрести там свободу и землю. Среди рыцарей многие, будучи младшими сыновьями в семьях, не могли рассчитывать на большое наследство и должны были сами добиться богатства.
Аристократы и государи искали себе новых владений и подданных. Купцам завоевание восточных стран сулило новые возможности разбогатеть. Наконец, католическая церковь во главе с папой стремилась расширить сферу своего влияния далеко на Восток, усилить позиции католицизма в соперничестве с православием и укрепить авторитет пап в Западной Европе. Церковь стала главным организатором Крестовых походов.2. Первый Крестовый поход. Первыми весной 1096 года в путь на Восток выступили толпы крестьян. К ним примкнули группы рыцарей и горожан. Не имея припасов и снаряжения, бедняки по пути в Святую землю нередко грабили местных жителей. О военной стороне дела не заботились, будучи уверены, что Христос и так обеспечит победу своему воинству.
Осенью толпы крестьян переправились в Малую Азию и в первом же сражении были перебиты сельджуками.
Летом и осенью в путь двинулись отряды рыцарей во главе с герцогами и графами. Их сопровождали вассалы, оруженосцы и слуги. Единого предводителя у крестоносцев не было, наибольшим авторитетом пользовался герцог Готфрид Бульонский из Лотарингии.
Взятие Антиохии. Миниатюра
Крестовые походы
Найдите на карте государства крестоносцев и их главные города.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме основан в IV в.
Переправившись через Босфор, крестоносцы с боями прошли всю Малую Азию и Сирию. Несмотря на лишения и тяжёлые потери, они сражались с невиданным воодушевлением. В 1099 году их отряды достигли Иерусалима. Город был взят штурмом и разграблен.
3. Крестоносцы на Востоке. Один из предводителей крестоносцев был избран королём Иерусалима. Правители трёх других государств, образованных крестоносцами на захваченных землях, принесли ему вассальную клятву. В государствах крестоносцев господствовали феодальные порядки, перенесённые ими из стран Западной Европы. Бароны, вассалы государей, в свою очередь были сеньорами для рыцарей.
Поединок христианского рыцаря с сарацинским воином. Миниатюра
Господство крестоносцев на Востоке не могло быть прочным. Во-первых, вместе с феодальными отношениями сюда неизбежно переносились феодальная раздробленность и усобицы. Во-вторых, удобных для обработки земель здесь было немного, следовательно, число феодов и рыцарей, готовых за них сражаться, тоже было ограниченно. В-третьих, покорённые местные жители оставались мусульманами и подвергались жесточайшему угнетению. Пока сарацины — так называли мусульман в Европе — воевали с христианами порознь, те ещё могли сопротивляться, но стоило мусульманам объединиться — и силы становились неравными.
Важную роль в истории Крестовых походов сыграли духовно-рыцарские ордены.
Рыцари вместо молитвы и труда должны были с оружием в руках сражаться за веру. Члены ордена подчинялись только папе и своим руководителям, во главе которых стоял Великий магистр.
Древнейшим был орден госпитальеров. Ещё до Крестовых походов возник госпиталь Святого Иоанна (отсюда второе название ордена — иоанниты). Позже те, кто сначала ухаживал за ранеными, стали сами воевать с неверными. Когда мусульмане отвоевали Палестину, орден перебрался на остров Родос. В начале XVI века Родос был захвачен турками, и монахи-рыцари нашли пристанище на Малые (отсюда ещё одно название ордена — Мальтийский).
Второй орден известен как орден тамплиеров (от французского слова «тампль» — храм). Первая резиденция ордена располагалась там, где когда-то стоял храм Соломона. По всему христианскому миру получали тамплиеры щедрые пожалования, и со временем в их руках скопились баснословные богатства, которыми они умели распорядиться, не брезгуя и ростовщичеством.
Третий крупный орден объединял в основном немецких рыцарей, поэтому его часто называли Немецким или Тевтонским орденом. Для борьбы с язычниками-пруссами этот орден вскоре перебрался в Прибалтику, где создал собственное государство.
Духовно-рыцарские ордены сыграли немалую роль в защите Святой земли, но изменить исход борьбы им было не под силу.
4. Короли-соперники. Уже в середине XII века мусульмане захватили одно из государств крестоносцев — графство Эдессу. Чтобы вернуть его, был предпринят Второй Крестовый поход, оказавшийся неудачным. К тому же у христиан на Востоке появился грозный противник — султан Салах-ад-Дин (в Европе его называли Саладин), объединивший под своей властью Египет, Месопотамию и Сирию. Это был храбрый воин и талантливый полководец. В 1187 году Саладин захватил Иерусалим.
Среди христиан известие об утрате Иерусалима вызвало новый всплеск религиозных чувств. Был организован Третий Крестовый поход (1189—1192), его возглавили император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. В походе участвовали огромные силы. Однако после неожиданной смерти императора большая часть немецких воинов повернула назад. К тому же в рядах крестоносцев не было единства: воины брали пример со своих государей, соперничавших друг с другом.
Саладин. Миниатюра
Твердыня крестоносцев в Сирии — замок Крак-де-Шевальё
Ричард Львиное Сердце. Миниатюра
Блестящий и вспыльчивый Ричард, не знавший себе равных в бою, сделал на Крестовый поход главную ставку в своей жизни. Чтобы собрать дотоле невиданное крестоносное воинство, он буквально ограбил свои владения. Филипп, видевший ограниченность своих ресурсов и потому осторожный, был изворотливым политиком. Он думал не столько о походе, сколько о том, что наступит после него.
После двухлетней осады крестоносцам всё же удалось взять важную крепость Акра. Но после этого король Франции сразу же вернулся домой. Ричард, оставшись в одиночестве, заключил с Саладином перемирие и тоже отправился домой, но на обратном пути надолго попал в плен, а позже погиб при осаде замка.
5. На переломе. Предводители Четвёртого Крестового похода (1202—1204) решили добраться до Египта на венецианских кораблях. Но в Венецию явилось намного меньше крестоносцев, чем предполагали, и денег для оплаты перевозки у них не хватило. За отсрочку платежа крестоносцам пришлось захватить христианский город Задар, соперничавший с Венецией.
Затем к крестоносцам прибыли посланцы византийского царевича, отец которого был свергнут своим братом. Обещая щедро заплатить за помощь, царевич просил вернуть ему трон. Его поддержали венецианцы, надеявшиеся укрепить своё влияние в Византии. Крестоносцы согласились. В апреле 1204 года они штурмом овладели Константинополем. Впервые столица империи ромеев стала добычей врага. Победители разграбили богатейший в Европе город, не пощадив даже храмы.
Золотая монета Иерусалимского королевства. XII в.
Четвёртый Крестовый поход
Захватив баснословные богатства, крестоносцы не захотели продолжить поход. На развалинах побеждённой Византии они основали своё государство со столицей в Константинополе — Латинскую империю. Правда, всю территорию Византии крестоносцы покорить не смогли. В 1261 году Ромейская держава была восстановлена.
Четвёртый Крестовый поход стал переломным в крестоносном движении. Религиозного рвения, воодушевлявшего первых крестоносцев, уже не было. Дважды воины Христовы обратили своё оружие против христиан и показали себя беспощадными грабителями. Крестоносное движение утрачивало всякий смысл.
6. Упадок и конец крестоносного движения. Многие в Европе пытались понять, почему крестоносное движение зашло в тупик.
Бронзовые кони, увезённые крестоносцами в Венецию
Проповедники внушали народу мысль, что безгрешные дети скорее смогут освободить Иерусалим, чем запятнавшие себя грехами рыцари. В 1212 году тысячи детей выступили в поход, чтобы вернуть Иерусалим. Многие дети вернулись домой, а остальные попали в руки корыстных дельцов и были проданы на невольничьих рынках Египта. Таков был печальный финал Крестового похода детей.
В XIII веке было организовано ещё четыре Крестовых похода, но особого успеха они не имели. Без помощи из Европы владения крестоносцев на Востоке были обречены. Их территория постоянно сокращалась. И вот уже в конце XIII века французский поэт с горечью написал: «Нам час пришёл — за ратью рать — Святую землю покидать!» В 1291 году пала последняя крепость крестоносцев на Востоке — Акра. Эпоха Крестовых походов закончилась.
О воздействии Крестовых походов на судьбы Востока и Запада нельзя судить однозначно. С одной стороны, грандиозные двухсотлетние усилия оказались для католического Запада исторической неудачей; удержать христианские святыни не удалось. Мусульманскому миру Крестовые походы принесли жертвы и разрушения, гибель памятников культуры. Тяжелейший удар был нанесён по Византии. Вражда между католическим Западом и православной Византией ещё более усилилась. С другой стороны, укрепились торговые связи между Востоком и Западом, расширились знания мусульман и христиан друг о друге. Европейцы многому научились на Востоке. Но история Крестовых походов — ещё и история о том, как два разных мира не смогли научиться терпимости друг к другу. И в любом случае Крестовые походы — одна из самых ярких страниц в истории Средневековья.
Статуя крестоносца, вернувшегося домой. XII в.
Из речи Урбана II на Клермонском соборе
(В изложении хрониста XII века Роберта Рёймсского)
Земля эта, которую вы населяете, стеснена вашей многочисленностью и едва может прокормить тех, кто её обрабатывает. Вот почему вы друг друга кусаете и пожираете, ведёте войны и наносите друг другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на путь Святого гроба, отнимите землю эту у нечестивого народа, покорите её себе… Иерусалим — это пуп земли, край плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай… И этот-то царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в плену у врагов и уничтожается народами, не ведающими Господа. Он… не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку.
К кому в первую очередь обращался Урбан II? Как вы считаете, какие его доводы были наиболее убедительными для людей того времени?
1. Объясните название: «Крестовые походы». 2. Каковы были причины Крестовых походов? 3. Одна из хроник XII века о Первом Крестовом походе называется «Деяния Бога через франков». Какая мысль заключена в этом названии? 4. Установите, как связаны причины Крестовых походов и состав их участников. 5. По карте учебника определите, через какие государства и города проходили пути воинов-крестоносцев — участников Первого Крестового похода. 6. Обобщите факты по истории Первого, Третьего и Четвёртого Крестовых походов в таблице: а) годы, б) участники, их цели, в) основные события, г) основные итоги. 7. Какой момент в движении крестоносцев был поворотным и почему? 8. В чём заключались причины слабости государств крестоносцев? 9
9. Придумайте рассказ от лица крестьянина, рыцаря или монаха (на выбор), услышавшего речь папы Урбана II в ноябре 1095 г. в Клермоне. 10. Составьте портреты государей — предводителей Третьего Крестового похода по плану: а) положение в феодальной иерархии, б) цели участия в Крестовых походах, в) особенности поведения, г) какое имел влияние, д) удалось ли ему осуществить свои цели. Можно ли на основе этих характеристик выявить общее в мотивах деятельности, особенностях поведения и др.? Используйте ресурсы Интернета.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
1. Можно ли считать, что в Средневековье противники церкви рассматривались как враги государства? Приведите свои доводы. 2. Почему войну против альбигойцев назвали Крестовым походом? Отличались ли Альбигойские войны от Крестовых походов? А если отличались, то чем? 3. Определите последовательность событий: 1) разграбление крестоносцами Константинополя, 2) призыв папы Урбана II в Клермоне, 3) разделение церквей, 4) падение Акры, 5) взятие крестоносцами Иерусалима во время Первого Крестового похода, 6) захват Саладином Иерусалима.
Мы запомнили, что:
• Церковь пользовалась в Средние века исключительным влиянием и обладала огромными богатствами.
• В середине XI века долго вызревавшее соперничество между Римом и Константинополем привело к расколу христианства на католицизм и православие.
• В результате клюнийской реформы и успешной борьбы с императорами папство к концу XI века усилилось и стало организатором Крестовых походов.
• Крестовые походы, хотя в конечном счёте и не достигли своей цели, сыграли важную роль, укрепив связи между Востоком и Западом.
• На рубеже XII—XIII веков папство достигло вершины могущества, диктуя свою волю светским государям и расправившись с помощью инквизиции с наиболее опасными ересями.
Наши проекты и исследования
1. История одного из средневековых монастырей Западной Европы (по выбору: Санкт-Галлен, Вестминстерское аббатство, Клюни, Сен-Дени).
2. История одного из духовно-рыцарских орденов.
3. Франциск Ассизский.
4. Крестоносцы в Константинополе.
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Причины слабости государств крестоносцев. В чем заключались причины слабости государств крестоносцев
На вопрос история 6класс. в чем заключались причины слабости государств крестоносцев? заданный автором Аня Качанова лучший ответ это Четвертым крестовым походом заканчивается большое военно-колониальное движение на Восток. Чем объяснить остановку и конечную неудачу всего этого движения, всколыхнувшего огромные массы и стоившие Западной Европе неисцелимых жертв? Конечно, большую роль сыграло здесь политическое объединеие Востока под властью египетских султанов и усиление отпора крестоносцам.
Но все же главной причиной были экономические и политические перемены в жизни Западной Европы. К 13 в. всюду в Европе наблюдается значительный рост производственных сил. Улучшилась техника сельского хозяйства, всюду распространяется техника трехполье. Крестьян частично начали переводить на денежную форму феодальной ренты. Денежная рента открывала -по крайне мере для зажиточного крестьянства-возможность повышения производительности своего хозяйства и возможность известного накопления.
Ко всему этому, необходимо добавить разделение труда между городом и деревней. Таким образом, Европа была в состоянии прокормить более многочисленное население, и влияние стихийных катастроф несколько смягчилось. Одновременно произошел ряд важнейших перемен в политической жизни Европы. Укрепилась королевская власть, подавлялась феодальная вольница, сокращались феодальные усобицы.Феодалы сделались более оседлыми.Для голодного рыцарства открылись более близкие объекты для грабежа и захвата, прежде всего Прибалтика. Обедневшие рыцари находили себе и другое применение -службу в наемных войсках королей.
Наконец, венецианцы, генуэзцы, провансальские и каталонские купцы заключали выгодные договоры с мусульманскими государями и не нуждались больше в помощи крестоносцев.
Словом, у всех общественных классов, принимавших участие в первых крестовых походах, к рассматриваемому периоду (этот рубеж наступил после четвертого крестового похода, то чем уже говорилось) ослабел интерес к рискованным заморским предприятиям. Все выше изложенное и послужило причиной окончания целой эпохи средневековья -эпохи крестовых походов.
Для Европы крестовые походы означали прежде всего огромные человеческие жертвы, при отсутствии каких либо видимых территориальных приобретений (последний оплот крестоносцев-Кипр, был присоединен в15 в. к Венеции). Кто действительно, оказался в выигрыше, так это Венеция и Генуя. Венецианцы и Генуэзцы, несмотря на вытеснение, крестоносцев из Сирии и Палестины, остались господами в средиземноморской торговле. Генуя обосновалась в византийских владениях, создала ряд торговых факторий на берегах Черного моря. Венеция завязала тесные отношения с Египтом. За счет торговой монополии происходило громадное обогащение. Спрос на шелка, пряности, жемчуг, которые итальянские купцы ввозили в Западную Европу, приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. Все это способствовало зарождению финансовой аристократии, развитию банковского дела и созданию предпосылок для капиталистических отношений.
Для церкви, крестовые походы означали в конечном итоге падение ее авторитета. Неслучайно, после четвертого крестового похода ни феодалы, ни простой народ практически не реагировали на призывы пап. 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.
Культура. Крестовые походы ознакомили Европу с техникой и культурой Востока; впрочем не всегда возможно определить каким образом культура восточных передавалась на Запад. Крестовые походы были не единственным путем общения между Востоком и Западом. Арабы многое передали Западу через свои владения в Сицилии и особенно через Кордовский халифат. Византийская империя была посредницей не только в торговле, но и в передаче достижений в культуре и техники.
3.8. Причины слабости Латино-Иерусалимского королевства
Господство западных завоевателей на Востоке не было прочным. Их государства представляли собой маленькие, слабо связанные между собой княжества. Они тянулись узкой полосой вдоль восточносредиземноморского побережья и были разбросаны на большой территории: Антиохия отстояла от Иерусалима более чем на 300 км, Эдесса — почти на 200 км от Антиохии. Восточная граница этих государств — она постоянно изменялась — растянулась в общем на расстояние свыше 1 тыс. км. Между тем сами крестоносцы жили главным образом в городах и в укрепленных замках: они не чувствовали себя в безопасности. Даже возле небольших деревушек вроде аль-Биры в окрестностях Иерусалима или Дабурии у подножия горы Тавор приходилось сооружать башни и иные укрепления. Хрупкие узы вассалитета были единственной основой, соединявшей местных феодалов с центральной властью. Уже в правление Амори I прекратился рост числа фьефов — поместий: сказывалась нехватка земель. Отсюда — ограниченность ресурсов для пополнения рядов рыцарства и слабость самих рыцарских контингентов в государствах крестоносцев.
С юга Иерусалимскому королевству угрожал Египет. Нападения египтян приходилось отражать чуть ли не ежегодно как с суши, так и с моря: не было такого прибрежного города, который бы не атаковали — и порой не без результатов — египетские корабли. Неоднократно и крестоносцы, со своей стороны, порывались захватить эту страну. В 1104 г. Бодуэн I уже уступил генуэзцам третью часть «Вавилона» (Каира) — настолько иерусалимский король был уверен в своей победе над Египтом, которой так и не суждено было быть одержанной.
Некоторый прогресс в этом направлении оказался достигнут только в середине XII в.: в 1153 г. крестоносцы овладели Аскалоном. Ряд попыток завоевать долину Нила предпринял в 60-х годах король Амори I, однако никаких сколько-нибудь долговременных успехов даже против внутренне ослабевшего к тому времени Египта он не сумел достичь. Лишь иногда там удавалось получать богатую добычу, взимать дань с египетских правителей и выбивать коммерческие привилегии. В 1167 г. войска Амори I оккупировали саму Александрию: на Фаросском маяке был поднят королевский флаг. Вскоре, однако, из Александрии пришлось уйти.
Со стороны Сирийской пустыни на государства крестоносцев совершали набеги отряды сельджукских атабегов и эмиров. Правда, на границе были сооружены мощные крепости вроде «Скалы пустыни», но они не в состоянии были полностью оградить франкские княжества, в особенности северные, от этих подчас внезапных и энергичных налетов. Много раз крестоносцы предпринимали усилия для того, чтобы овладеть большими городами Сирии — Дамаском и Халебом; все эти старания, однако, заканчивались неудачами.
Западные захватчики вечно враждовали друг с другом. Дележ добычи, распределение ленов и должностей давали поводы к бесконечным раздорам среди крестоносцев всех поколений. Если в эпоху основания латинского владычества на Востоке баронов связывало в какой-то мере единство, пусть и поверхностное, религиозных целей, то в дальнейшем оно уступило место все более обострявшимся противоречиям реальных интересов завоевателей. Соображения, касавшиеся политических, военных или хозяйственных выгод, всегда брали верх над мотивами религиозного порядка. Поэтому «франкские и мусульманские князья, — пишет американский историк Г.С. Финк, — легко забывали взаимную вражду и становились союзниками, если того требовали их дипломатические и военные интересы». Правда, дружественные отношения франков с мусульманами тоже продолжались недолго. Затишье, во время которого производился обмен пленниками, налаживались дипломатические контакты, бароны и эмиры наносили любезные визиты друг другу и состязались между собой в выражениях рыцарской куртуазности, обычно скоро прекращалось, и война вновь разделяла недавних союзников или друзей. Усама ибн Мункыз рассказывает, как некий князь, прибывший на паломничество и остановившийся при дворе короля Фулько, «подружился со мной, привязался ко мне и называл меня «брат мой»; между нами была большая дружба, и мы часто посещали друг друга». Когда же чужестранец предложил писателю, чтобы тот послал с ним в Европу любимого сына Мурхафа — «пусть он посмотрит на наших рыцарей, научится разуму и рыцарским обычаям», — Усама решительно отказался. «Мой слух, — пишет он, — поразили эти слова, которых не мог бы произнести разумный; ведь если бы даже сын мой попал в плен, плен не был бы для него тяжелее, чем поездка в страну франков».
Отношения пришельцев с местной знатью были в целом проникнуты недоверием. Восточные феодалы, с которыми потомкам первых крестоносцев и случалось порой сближаться, в душе всегда презирали кичливых и заносчивых франков. Последние выглядели в их глазах дикарями. Усама ибн Мункыз, образованнейший человек своей эпохи, большой книголюб (его библиотека насчитывала 4 тыс. томов, и, когда однажды от рук франков пропало все его имущество, он более всего сокрушался по поводу гибели библиотеки — именно это «останется раной в моем сердце на всю жизнь», — писал он), считал франков «только животными, обладающими достоинством доблести в сражениях и ничем больше, так же как и животные обладают доблестью и храбростью при нападении».
Господствующий класс государств крестоносцев был весьма немногочислен. Под началом иерусалимских королей, как видно из документов, никогда не состояло свыше 600-700 конных рыцарей (вассалов и субвассалов), обычно же на службу к ним являлось гораздо меньше воинов. Численность войска Бодуэна I не превосходила размеров современного батальона! Состав гарнизона среднего города равнялся 30-80 рыцарям. Даже при условии «всеобщей мобилизации» латинян, способных носить оружие, королевство могло выставить не более 2 тыс. тяжеловооруженных рыцарей и 20 тыс. легковооруженных стрелков. Привилегированная верхушка Латинского Востока жила среди озлобленного, враждебно настроенного и гораздо более многолюдного по сравнению с франкским местного населения, представляя собой как бы военный лагерь, окруженный и, по выражению Ж. Прауэра, постоянно осажденный противником. По исчислениям историков, франкские колонизаторы, селившиеся в городах и крепостях, составляли к концу 80-х годов XII в. не более 100-120 тыс. Сил одних только вассалов было недостаточно для того, чтобы держать в покорности это население и одновременно отражать нападения соседей — мусульман.
Многие в Европе пытались понять, почему крестоносное движение зашло в тупик.
Проповедники внушали народу мысль, что безгрешные дети скорее смогут освободить Иерусалим, чем запятнавшие себя грехами рыцари. В 1212 году тысячи детей выступили в поход, чтобы вернуть Иерусалим. Многие дети вернулись домой, а остальные попали в руки корыстных дельцов и были проданы на невольничьих рынках Египта. Таков был печальный финал Крестового похода детей.
В XIII веке было организовано ещё четыре Крестовых похода, но особого успеха они не имели. Без помощи из Европы владения крестоносцев на Востоке были обречены. Их территория постоянно сокращалась. И вот уже в конце XIII века французский поэт с горечью написал: «Нам час пришёл — за ратью рать — Святую землю покидать!» В 1291 году пала последняя крепость крестоносцев на Востоке — Акра. Эпоха Крестовых походов закончилась.
Статуя крестоносца, вернувшегося домой. XII в.
О воздействии Крестовых походов на судьбы Востока и Запада нельзя судить однозначно. С одной стороны, грандиозные двухсотлетние усилия оказались для католического Запада исторической неудачей; удержать христианские святыни не удалось. Мусульманскому миру Крестовые походы принесли жертвы и разрушения, гибель памятников культуры. Тяжелейший удар был нанесён по Византии. Вражда между католическим Западом и православной Византией ещё более усилилась. С другой стороны, укрепились торговые связи между Востоком и Западом, расширились знания мусульман и христиан друг о друге. Европейцы многому научились на Востоке. Но история Крестовых походов — ещё и история о том, как два разных мира не смогли научиться терпимости друг к другу. И в любом случае Крестовые походы — одна из самых ярких страниц в истории Средневековья.
Из речи Урбана II на Клермонском соборе (В изложении хрониста XII века Роберта Рёймсского)
- К кому в первую очередь обращался Урбан II? Как вы считаете, какие его доводы были наиболее убедительными для людей того времени?
Земля эта, которую вы населяете, стеснена вашей многочисленностью и едва может прокормить тех, кто её обрабатывает. Вот почему вы друг друга кусаете и пожираете, ведёте войны и наносите друг другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на путь Святого гроба, отнимите землю эту у нечестивого народа, покорите её себе. .. Иерусалим — это пуп земли, край плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай… И этот-то царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в плену у врагов и уничтожается народами, не ведающими Господа. Он… не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку.
- Объясните название: «Крестовые походы».
- Каковы были причины Крестовых походов?
- Одна из хроник XII века о Первом Крестовом походе называется «Деяния Бога через франков». Какая мысль заключена в этом названии?
- Установите, как связаны причины Крестовых походов и состав их участников.
- По карте учебника определите, через какие государства и города проходили пути воинов-крестоносцев — участников Первого Крестового похода.
- Обобщите факты по истории Первого, Третьего и Четвёртого Крестовых походов в таблице:
- годы,
- участники, их цели,
- основные события,
- основные итоги.
- Какой момент в движении крестоносцев был поворотным и почему?
- В чём заключались причины слабости государств крестоносцев?
- Придумайте рассказ от лица крестьянина, рыцаря или монаха (на выбор), услышавшего речь папы Урбана II в ноябре 1095 г. в Клермоне.
- Составьте портреты государей — предводителей Третьего Крестового похода по плану:
- положение в феодальной иерархии,
- цели участия в Крестовых походах,
- особенности поведения,
- какое имел влияние,
- удалось ли ему осуществить свои цели.
Можно ли на основе этих характеристик выявить общее в мотивах деятельности, особенностях поведения и др.? Используйте ресурсы Интернета.
крестовых походов | Определение, история, карта, значение и наследие
Крестовые походы
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 1095 — 1571
- Участники:
- христианство ислам
- Контекст:
- Совет Клермона
- Основные события:
- Альбигойский крестовый поход Битва при Хатине Осада Эдессы Осада Дамаска Битва за Лиссабон
- Ключевые люди:
- Боэмонд I Эдуард I Людовик IX Симон де Монфор, граф Лестер Пий II
Просмотреть весь соответствующий контент →
Популярные вопросы
Сколько крестовых походов было и когда они происходили?
Крестовых походов было как минимум восемь. Первый крестовый поход длился с 1096 по 1099 год. Второй крестовый поход начался в 1147 году и закончился в 1149 году. Третий крестовый поход начался в 1189 году.и завершился в 1192 г. Четвертый крестовый поход начался в 1202 г. и завершился в 1204 г. Пятый крестовый поход длился с 1217 по 1221 г. Шестой крестовый поход произошел в 1228–29 гг. Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился в 1254 году. Восьмой крестовый поход состоялся в 1270 году. Были и более мелкие крестовые походы против диссидентских христианских сект в Европе, включая Альбигойский крестовый поход (1209–1229). Так называемый Народный крестовый поход произошел в ответ на призыв Папы Урбана II к Первому крестовому походу, а Детский крестовый поход состоялся в 1212 году9.0003
Какова была цель крестовых походов?
Крестовые походы были организованы западноевропейскими христианами после столетий мусульманских войн за экспансию. Их основными целями были остановить экспансию мусульманских государств, вернуть христианству Святую землю на Ближнем Востоке и вернуть территории, которые ранее были христианскими. Многие участники также считали, что проведение того, что они считали священной войной, было средством искупления и способом искупления грехов.
Подробнее читайте ниже: Первый крестовый поход и создание латинских государств
Кто был предводителем крестовых походов?
Первый крестовый поход возглавили Раймон де Сен-Жиль, Годри де Буйон, Хью де Вермандуа, Боэмонд из Отранто и Роберт из Фландрии, а Народный крестовый поход последовал за Петром Отшельником. Второй крестовый поход возглавили король Франции Людовик VII и император Германии Конрад III. Среди лидеров Третьего крестового похода были император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, Филипп II Август из Франции и особенно Ричард I (Ричард Львиное Сердце) из Англии. Различные французские дворяне откликнулись на призыв Папы Иннокентия III к Четвертому крестовому походу. Солдаты Пятого крестового похода последовали за Андреем II Венгерским и французским графом Иоанном Бриенским, титулярным королем Иерусалима. Император Священной Римской империи Фридрих II возглавил Шестой крестовый поход, а король Франции Людовик IX (Святой Людовик) возглавил два последних крестовых похода.
Были ли крестовые походы успешными?
Первый крестовый поход, созванный в ответ на просьбу о помощи византийского императора Алексея Комнина, был поразительно успешным. Крестоносцы завоевали Никею (в Турции) и Антиохию, а затем захватили Иерусалим и основали ряд государств, управляемых крестоносцами. Однако после того, как мусульманский лидер Занги захватил один из них, Второй крестовый поход, созванный в ответ, потерпел поражение при Дорилее (недалеко от Никеи) и потерпел неудачу в попытке завоевать Дамаск. Третий крестовый поход, названный после того, как султан Саладин завоевал государство крестоносцев Иерусалим, привел к захвату Кипра и успешной осаде Акко (ныне в Израиле), а силы Ричарда I победили силы Саладина в битве при Арсуфе и в Яффо. . Ричард подписал с Саладином мирный договор, разрешающий христианам доступ в Иерусалим. Четвертый крестовый поход — вместо нападения на Египет, тогда центр мусульманской власти — разграбил византийский христианский город Константинополь. Ни один из следующих крестовых походов не увенчался успехом. Взятие Акры в 129 г.1 султана мамлюков аль-Ашрафа Халила положило конец правлению крестоносцев на Ближнем Востоке.
Подробнее ниже: Результаты крестовых походов
Были ли долгосрочные результаты крестовых походов?
Крестовые походы замедлили продвижение исламской мощи и, возможно, предотвратили попадание Западной Европы под власть мусульман. Государства крестоносцев расширили торговлю с мусульманским миром, принеся в Европу новые вкусы и продукты. Крестовые походы оказали заметное влияние на развитие западной исторической литературы, оставив множество хроник и свидетельств очевидцев. Однако Константинополь так и не вернулся к своей былой славе после разграбления Четвертым крестовым походом, и раскол между восточным и римско-католическим христианством еще больше укоренился. Исламский мир видел в крестоносцах жестоких захватчиков, что способствовало возникновению недоверия и негодования по отношению к христианскому миру.
Подробнее читайте ниже: Результаты крестовых походов
Крестовые походы , военные экспедиции, начавшиеся в конце 11 века, которые были организованы западноевропейскими христианами в ответ на многовековые мусульманские захватнические войны. Их целью было сдержать распространение ислама, вернуть себе контроль над Святой Землей в восточном Средиземноморье, завоевать языческие области и вернуть бывшие христианские территории; они рассматривались многими их участниками как средство искупления и искупления грехов. Между 1095, когда начался Первый крестовый поход, и 1291 г., когда латинские христиане были окончательно изгнаны из своего королевства в Сирии, были многочисленные экспедиции в Святую Землю, в Испанию и даже на Балтику; Крестовые походы продолжались в течение нескольких столетий после 1291 года. Крестовые походы быстро пришли в упадок в 16 веке с приходом протестантской Реформации и падением папской власти.
Приблизительно две трети древнего христианского мира были завоеваны мусульманами к концу XI века, включая важные регионы Палестины, Сирии, Египта и Анатолии. Крестовые походы, пытавшиеся сдержать это продвижение, поначалу добились успеха, основав христианское государство в Палестине и Сирии, но продолжающийся рост исламских государств в конечном итоге свел на нет эти достижения. К 14 веку турки-османы обосновались на Балканах и проникли глубже в Европу, несмотря на неоднократные попытки дать им отпор.
Крестовые походы представляют собой противоречивую главу в истории христианства, а их эксцессы были предметом многовековой историографии. Крестовые походы также сыграли важную роль в экспансии средневековой Европы.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.