О степане разине: РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Стенька Разин.

Донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов.

Происхождение. Поход «за зипунами»

Степан Разин принадлежал к домовитому казачеству Дона. Родился в станице Зимовейской, из которой происходил и другой знаменитый бунтовщик – Емельян Пугачев. Его отец – Тимофей Разя – входил в число казачьей старшины. Крестным отцом Степана был сам атаман войска Донского Корнила Яковлев.

Современники отмечали склонность Стеньки Разина к авантюрам, его военную подготовку, опыт и хитрость. Кроме того, он обладал способностью внушать страх и любовь.

С посольством казаков Разин бывал в Москве, возглавлял отдельные казачьи походы, дважды совершал паломничество от Дона до Соловецких островов.

Весной 1667 года Степан решил пойти «за зипунами», то есть за добычей, собрав отряд из голутвенных (бедных) казаков. На Волге близ Царицына им удалось разграбить торговые суда со множеством ценных товаров, при этом изрубив всех сопротивлявшихся и пополнив свой отряд ссыльными и стрельцами. Разин разбил несколько отрядов, высланных против него, и вышел в Каспийское море, по которому отправился к Яицкому городку. Его Стеньке удалось захватить обманом. После этого к городку по р. Яик прибыл отряд правительственных войск (1700 человек) во главе с И. Ружинским, но он был разгромлен разинцами. Тогда Москвой был смещен астраханский воевода, а против казаков выступили четыре отряда стрельцов и пеших, собранных в городах Поволжья. Однако посылаемые войска терпели поражение, а все правительственные переговорщики, призывавшие Разина «отстать от воровства», были убиты.

В марте разинцы достигли западного побережья Каспия, где соединились с отрядами «вольных людей» атаманов С. Кривого, Бобы и др.

Каспийский поход

Выйдя на Каспий, Разин и его люди совершали набеги на прибрежные города, отправившись затем к персидским берегам. У города Решт казаки встретились с персидским войском. Тогда они пошли на хитрость, заявив, что желают перейти в холопство к шаху. Пока персы решали, как быть, Разин и его отряд, буйствовавший в Реште, столкнулся с местными жителями, после чего разинцы разграбили и сожгли Фарабад, Астрабад и многие селения южного побережья Каспийского моря. Зиму казаки провели на полуострове Миян-Кале, затем перебравшись на остров Свиной, где пробыли два месяца. Здесь в июле 1669 года произошло морское сражение, в котором иранский флот потерпел поражение. Тогда в плен к Разину и попала персидская княжна, дочь Мамед-хана, которая затем была утоплена.

С огромной добычей казаки появились в Астрахани. Разин вернул воеводам свой бунчук, пушки, знамена и пленных. Казаки били челом царю, прося его простить их и отпустить на Дон, что в итоге и случилось. В сентябре Разин оставил Астрахань, по пути на Дон продолжая грабить торговые суда.

Восстание 1670-1671 годов

Восстание Степана Разина было сложным и огромным по масштабу явлением. Некоторые историки называют его гражданской войной, советская историография считала его войной крестьянской, однако в нем принимали участие не только беглые крестьяне, но и казачество, посадские и служилые люди, бурлаки.  Кроме того, участниками восстания были и другие народности: чуваши, марийцы, татары, мордва. Разин рассылал среди народа «прелестные письма», в которых призывал уничтожать сильных мира сего, но на народного заступника жестокий и беспринципный казак, жаждавший наживы, точно не походил. Стоит отметить, что восстание носило стихийный характер.

В октябре 1669 года Степан Разин вернулся на Дон. Здесь, на острове Кагальницком он построил свой городок, в котором насчитывалось 1500 казаков, в мае 1670-го их было уже 5 тысяч.

Для выяснения обстановки на Дон был послан дворянин Г. Евдокимов. Здесь Стенька слукавил, назвав дворянина не царским посланником, а боярским лазутчиком, тем самым якобы демонстрируя свою лояльность царю и нелюбовь к «изменникам»-боярам. В результате Евдокимов  был утоплен по решению казачьего круга.

В мае Разин окончательно решил идти на Волгу против «государевых изменников». 15 мая 1670 года 7 тыс. разинцев осадили Царицын, который удалось взять. Вскоре войско восставших составляло уже около 10 тыс. человек, у него имелось порядка 80 стругов. Расчитывая взять Разина в тиски, с севера к Царицыну подошел стрелецкий отряд И. Лопатина (1 тыс. человек), У Черного Яра встало войско воеводы князя С. Львова в 5 тыс. человек. В итоге в начале июня стрельцы были разбиты, а войско Львова перешло на сторону Стеньки.

В ночь с 21 на 22 июня разинцы штурмовали Астрахань. Отвлекая людей воеводы Прозоровского  в одном месте, восставшие сумели прорваться в город в другом. До 500 жителей города было казнено, а их имущество разграблено.

Разраставшееся войско Разина стали делить на десятки, сотни и тысячи, у которых были свои командиры. Разин обладал своей артиллерией, судовой ратью, конными частями, пехотой. Именно она составляла основу войска, но состояла из не обученных военному делу людей, вооруженных чем придется.

Поручив Астрахань отряду Василия Уса и Федора Шелудяка, Разин двинулся вверх по Волге. Саратов и Самара без боя перешли на его сторону. На всем своем пути он рассылал «прелестные письма» с призывами постоять за царя и убивать предателей бояр и чиновников, а на его судах плыли якобы патриарх Никон и сын царя Алексея Михайловича Алексей.  В разгар бунта число восставших доходило до 200 тыс. человек.

В августе Алексей Михайлович провел смотр 60-тысячной армии, которая отправлялась на подавление мятежников. Тогда же восставшие осадили и взяли Симбирск, за исключением его кремля. Царская армия под командованием опытного военачальника князя Ю. Долгорукого встала в Арзамасе. Часть войска подошла к Казани, откуда люди воеводы князя Ю. Барятинского пришли на помощь осажденным в симбирском кремле. В ходе ожесточенного сражения, которое состоялось 3(13) октября 1670 года, Разин был ранен. После этого он с ближайшими соратниками уплыл по Волге к Дону, где скрылся.

Царской армии сопутствовал успех, она одерживала победы, постепенно рассеивая восставших. С мятежниками воеводы обходились беспощадно, расправившись со многими тысячами человек.

Казнь

Продержаться на Дону Стеньке Разину не удалось. В апреле 1671 года его Кагальницкий городок был взят правительственными войсками. Атаман Корнила Яковлев,  опасаясь царского гнева, со своими казаками схватил мятежника и выдал воеводам. В Москву Разина привезли в начале июня в кандалах на повозке с виселицей, к которой он был прикован. В Земском приказе глава бунтовщиков подвергся тяжким пыткам.

6(16) июня 1671 года Степан Разин был казнен на Болотной площади путем четвертования. После отсечения головы части тела атамана были нанизаны на копья, а внутренности брошены собакам. Разин был предан анафеме, поэтому его останки были закопаны на татарском кладбище. С ним вместе был казнен его брат Фрол. 

Степан Разин

Главное

О Степане Разине, удалом предводителе мятежных казаков, мы знаем из школьного курса истории, а также из песни «Из-за острова на стрежень», которрую написал самарский поэт Дмитрием Садовниковым в 1872 году. Слава защитника крестьян крепка на Самарской земле, где многое связано с атаманом Разиным. В Жигулевских горах есть пещера, которая носит его имя, о ней ходит немало легенд. Другой волжский утес назван в честь ближнего сподвижника атамана — Федоре Шелудяке. До сих пор ходят легенды о сокровищах предводителя крупнейшего восстания, припрятанных в Жигулевских горах.

История

Разин выступал за всеобщее равенство и установление власти казачества, о чем открыто заявлял в своих «подметных грамотах».

26 августа 1670 года повстанческая армия Степана Разина заняла Самару. Жители крепости испугались полного разорения, открыли ворота и встретили армию атамана хлебом-солью и колокольным звоном.

Согласно легендам, Степан Разин со своими товарищами разбойничал в Жигулевских горах. И там же припрятан знаменитый клад. Горы были удобны для того, чтобы спрятать золото: и овраги тут, и пещеры. И места приметные – потом самому легче найти, где клад зарыт, не то, что в ровных степях.

В то время в районе села Переволоки проходило множество торговых кораблей, а разбойники баловались грабежами. Здесь Степан Разин со своими людьми совершали набеги на купеческие корабли. А если судну удавалось уйти от разбойников, то казаки переволакивали свои судна к реке Усе, выходили по ней в Волгу и опережали купцов, встречая их снова на другой стороне Самарской Луки.

Недалеко от села Малая Рязань сохранилась пещера, в которой, по преданию, Степан Разин прятался со своим отрядом. Легенда гласит, что Разин даже хотел проложить подземный проход который бы соединил северный и южный берег Самарской Луки, чтобы еще больше сократить путь для набегов на купеческие суда.

Крестьянская война под руководством Степана Разина завершилась в 1671 году. Разин и его сторонники были разгромлены, сам атаман взят в плен и казнён.

Состояние

В Самарской области несколько мест связаных с именем Разина. Одна из улиц Самары носит имя Степана Разина. Пещера, в которой прятался с отрядом атаман, теперь называется пещерой Степана Разина, она находится в 2 км от села Малая Рязань, на берегу Волги.

Многие пытаются найти в этих местах знаменитый клад Стеньки Разина. Однако за три с половиной века прибрежный рельеф изменился, осыпался. Поэтому в знаменитую пещеру теперь приходится заходить, согнувшись в три погибели, а загадочный клад ни с одной картой не найдешь.

Так или иначе, сейчас главное сокровище Самарской Луки – это её уникальная природа.

Сегодня пещера Степана Разина и ее окрестности являются историческим памятником.

Впечатления

Нас привлекают места, с которыми связаны интересные легенды. Посещение мест, где когда-то скрывался знаменитый народный герой, впечатляет, расширяет кругозор и знакомит с краем с необычной стороны.

Маршрут к пещере Степана Разина оборудован местами для отдыха. Недалеко от пещеры есть несколько обустроенных родников.

Внутрь пещеры можно попасть только согнувшись. А ведь когда-то атаман со своими соратниками заезжали в нее на конях!

Стоит послушать местные легенды: о Степане Разине на Самарской Луке говорят, как о герое, мистическом и всемогущем персонаже. Каждая история передает дух времени и то, как люди были благодарны и восхищены свершениями Степана Разина.

На территории Самарской Луки образы Степана Разина используются повсеместно. Здесь можно увидеть скульптуры с изображением атамана, прочесть стихи и прозу, в которых его упоминают, приобрести сувенир, где он изображен.

 

{{objectCandidate.short_description}}

Привязан к брендам:

 

Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate.site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

Восстание казака Стеньки Разина: что было при царе Тишайшем на Дону

Ростов-на-Дону, 29 марта 2018. DON24.RU. Сегодня, 29 марта, 389 лет со дня рождения царя Алексея Романова – сына первого царя династии Романовых и отца Петра I. Именно при этом правителе произошло восстание донского казака Стеньки Разина – человека, который впоследствии стал фольклорным героем.

Царь Алексей Романов родился 29 марта 1629 года. Править начал в 1645 году. Получил прозвище Тишайший, несмотря на то, что при нем случились раскол Православной церкви и бунты: Соляной, Медный, а также восстания донского казака Степана Разина в 1667–1770 и 1670–1671 годах. Последнее в дальнейшем стали называть Крестьянской войной. Как отмечал историк Михаил Кузахметов в эфире радио «Эхо Москвы», такое прозвище может быть связано с тем, что царь смотрел на все происходящее со стороны, созерцательно. При этом он не был тихим человеком – любил охоту, принимал активное участие в военных действиях, но одновременно с тем был дружелюбным. Умер царь 8 февраля 1676 года.

Как писал атаман Всевеликого войска Донского, политический деятель и публицист Петр Краснов в книге «Картины былого Тихого Дона», во время правления Алексея Романова, летом 1645 года, казаки разгромили крымских татар, за что Алексей Романов отправил похвальную грамоту и знамя войску Донскому. Он поручил воевать с крымскими и ногайскими татарами, а «с турецкими людьми под Азовом жить мирно».

«Это было уже не первое знамя, пожалованное государем Московским донским казакам. Знамя есть воинская святыня, под которой собираются верные долгу воины и с которой они идут в бой с врагом. Знамя должно напоминать воину, что он присягал служить честно и верно своему государю», – пишет Краснов.

Он также рассказывает о донском казаке Степане Разине.

«В 1667 году по Дону, на площадях и улицах, в самом Черкасском городке раздался давно забытый клич: «На Волгу-матушку рыбку ловить, на Черное море за ясырями, на Хвалынское за добычей! Атаманы-молодцы, послушайте!» То кричал статный и видный казак с русой окладистой бородой и длинными вьющимися вокруг лба кудрями – Черкасской станицы (по другой версии, он родился в станице Зимовейской-на-Дону. – Прим. ред.) казак Степан Разин», – пишет публицист.

Как отмечают исследователи, Разин решил восстать против феодально-крепостнических порядков в России в связи с тем, что самодержавие начало притеснять вольных казаков, в том числе его старшего брата Ивана убили за то, что тот пытался вместе с отрядом казаков уклониться от участия в войне с поляками. В основном Степана поддерживали наиболее бедные, недавно пришедшие на Дон крестьяне, ставшие казаками. Во время правления Алексея Тишайшего этот атаман ходил вместе с казаками на Волгу и Яик, по Каспийскому морю в Персию, затем снова на Волгу, брал Царицын, Астрахань, Саратов и Самару. Однако в 1671 году наиболее зажиточные  и проживающие в низовьях Дона казаки стали все больше недолюбливать главу бунтовщиков, и в результате передали его на царский суд в Москву, где его казнили.

«Как ни велики были преступления Разина после того, как он пошел против царя и стал пьянствовать, но первая слава его как победителя персов, слава старинного донского охотничьего атамана и смелого начальника, оказалась выше этого. Дон простил его. Казаки, присудившие Разина к смертной казни, сложили о нем немало песен», – пишет Краснов.

Ранее мы рассказывали о роли Николая I и Александра II в истории донского края.

Степан Разин | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Описание
    Степан Разин [Видеозапись : электронный ресурс] : [документальный фильм] / режиссер: Солома А. ; автор и ведущий: И. Андреев ; оператор: Иванов В. ; монтаж: Рожкова Е., Давлетшин К. ; администратор: Петрова Е. — Электронные данные (1 видеофайл : 319, 2 МБ). — (Санкт-Петербург: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина , 2013). — (Цикл «Бунты в России»). —
Системные требования: ПК 1 ГГц или выше ; ОЗУ 512 МБ или выше ; ОС Windows ; Windows Media Player ; видеоадаптер ; звуковая карта.
Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.
Заглавие с экрана.
На титульных кадрах: Русский Исторический Канал представляет Бунты в России.
Продолжительность: 25 мин 32 с. Цв., зв.
В верхнем правом углу каждого кадра марка телеканала: «365».
Оригинальный ресурс: Степан Разин : [документальный фильм] / режиссер: Солома А. ; автор и ведущий: И. Андреев ; оператор: Иванов В. ; монтаж: Рожкова Е., Давлетшин К. ; администратор: Петрова Е. Москва : ООО «Русский Исторический Канал», 2008. Файл в формате avi на жестком диске.
Копирование пользователями не разрешается.
Фильм из цикла «Бунты в России» из коллекции документальных фильмов Русского Исторического Канала. Создатели фильма сосредотачивают внимание на характеристике личности руководителя восстания — Степане Разине, описывают причины, ход, итоги и историческую значимость крестьянской войны .
I. Солома, Андрей. II. Андреев, Игорь Львович (историк). III. «Русский Исторический Канал», общество с ограниченной ответственностью (Москва).1. Разин, Степан Тимофеевич (ок. 1630 — 1671) — Документальные фильмы. 2. Власть (коллекция). 3. Народ (коллекция). 4. Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина — 1667 — 1671 — Документальные фильмы. 5. Документальные фильмы.
ББК 63.3(2)45-4я04
Источник электронной копии: Русский Исторический Канал
Место хранения оригинала: Русский Исторический Канал

Разин: рушим легенды. Спрятал ли разбойник клад и стрелял ли в крест

14 октября исполняется 350 лет Синбирской битве — решающему сражению между войсками Степана Разина и князя Юрия Барятинского. За прошедшие века личность атамана Разина обросла такими легендами, что сложно понять, какие из них имели под собой почву из были, а какие нет.

Часть из этих легенд напрямую связана с нашим городом и регулярно появляется даже в серьезных материалах с посылом «так оно и было». Я беру на себя смелую миссию — с помощью исторических фактов и логики разрушить часть этих легенд.

Был ли клад?

Пожалуй, самая известная легенда о Степане Разине — то, что он спрятал клад. Чаще всего ее рассказывают в Самарской и Ульяновской областях. Самарцы говорят, что Стенька спрятал его в Жигулевских горах. У нас вариантов размещения казачьего тайника огромное количество. Самый адекватный — в окрестностях Синбирска, а значит, где-то в черте Ульяновска. Самый бредовый — у села Шатрашаны Сурского района. Почему бредовый? Потому что сам Разин дотуда не дошел. Разве что его передовые отряды.

А что же с окрестностями Синбирска? Здесь даже историки не могут дать точного ответа. С одной стороны, разинцы действительно могли оставлять на своем пути резервы на случай отступления. С другой — на пленении Разина восстание не закончилось. Спустя год Синбирск осаждали отряды его соратника — есаула Федора Шелудяка. Так что если тайники и оставили, то их вполне могли вскрыть те, кто снова шел вверх по Волге. Ведь пропитание-то на что-то нужно было закупать. Не только же бояр и купцов грабить.

Но есть и еще один факт, который как бы говорит: клад Степана Разина — это миф. Причем миф, выдуманный его братом Фролом. Дело в том, что Фрол, будучи приговоренным к казни, пошел на сделку с государством, пообещав выдать все тайники старшего брата. После этого Фрола еще пять лет возили по Волге и Дону, но ни одного тайника он так и не вспомнил. Да, скорее всего, и не знал. Большинство историков склоняются к версии, что таким образом Фрол выторговал себе пять лишних лет жизни. Народ же объяснял невозможность найти клады тем, что старший Разин наложил на них проклятие, ибо был колдуном.

Однако клады как таковые в наших краях вполне могут быть. Лет за 100 — 150 до восстания Разина Средняя Волга была местом обитания разбойников и вольных казаков Волжской вольницы. Они грабили купеческие караваны, а «ясырь» — награбленное — вполне могли прятать в Жигулевских и Сенгилеевских горах. Позже были о разбойничьих схронах смешались с легендами об атамане и приобрели нынешний вид сказаний о кладах Степана Разина.

Был ли выстрел?

Чуть менее популярная легенда пытается некой мистикой объяснить то, почему разинцы не взяли Синбирский кремль. Звучит она так: «По стенам кремля решили провести крестный ход. Разин это увидел, взял пищаль и выстрелил в крест. За этого его Бог наказал, а защитников кремля уберег».

Что не так с этой легендой? Хотя бы то, что она выставляет осажденных идиотами. В течение месяца кремль находился практически под непрекращающимся обстрелом со стороны разинцев. Еще они не раз закидывали его горящими поленьями и соломой. И вот в такой обстановке защитники идут крестным ходом по стенам, подставляя себя пулям? Странно, не так ли?

Куда более правдивой выглядит версия, что духовенство действительно внесло свой вклад в поражение разинцев. Но не белое, оставшееся в осажденном кремле, а черное — монахи Покровского кремля. И помог им в этом… алкоголь. Все лето 1670 года казаки и примыкавшие к ним стрельцы и крестьяне жили в таком режиме: взяли город, покуражились, пошли вверх по Волге, снова взяли город… Так было начиная с Астрахани и до Самары. Но месячная осада Синбирска привела к тому, что в войске началось разложение. Падала дисциплина, уследить за всем многотысячным войском атаман не мог. И все чаще бойцы Разина прикладывались к чарке. То, что вином их активно снабжали именно лояльные Москве монахи, очень похоже на правду.

А потому, когда князь Барятинский подступил к Синбирску (ныне Ульяновск), его встретило весьма деморализованное войско. Если добавить то, что профессионалов в лице казаков и стрельцов в нем было куда меньше, чем плохо обученных военному делу крестьян, то поражение разинцев становится весьма логичным. Без всяких легенд про стрельбу по крестному ходу.

Был ли безбожник?

Пожалуй, самая молодая легенда о Разине не имеет прямого отношения к Синбирску. Интересна она тем, что большую популярность получила уже в XXI веке. Легенда гласит, что Стенька был принципиальным безбожником и едва ли не язычником. Якобы об этом говорит тот факт, что венчаться казакам атаман повелел не в церкви, а обходя вокруг дерева, как это делали первые донские казаки.

Однако другие факты легко опровергают безбожничество Степана Разина. Даже без учета того, что в молодости он совершал паломничества в Соловецкий монастырь.

Итак, во-первых, как уже было отмечено выше, атаман запрещал грабить монастыри. Во-вторых, новых сторонников к себе он заманивал «прелестными письмами», в которых говорил, будто его поддержал низложенный патриарх Никон. И даже будто бы он с ним в походе. Стал бы безбожник зарабатывать себе авторитет именем вчерашнего верховного клирика?

Но если первые два факта можно списать на хитрость и расчетливость Стеньки, то третий факт, описанный даже в иностранных источниках, точно опровергает легенду о Разине-язычнике. Перед самой казнью Степан Разин перекрестился на Казанский собор, возле которого находилось лобное место. Вряд ли язычник стал бы осенять себя перед смертью крестным знамением.

Кстати, самая невероятная легенда о Степане Разине бытовала в среде русских крестьян вплоть до начала XX века. В ней казненный атаман представал неким мужицким мессией, который рано или поздно вернется и отомстит барам за все страдания. Примечательно, что в европейских легендах что-то подобное говорится о великих королях прошлого.

Игорь УЛИТИН

Бренды — Heineken

«Степан Разин» — пиво с большой историей, которое не боится идти в ногу со временем.

Легендарное пиво Петербурга, история которого началась со старейшей пивоварни в России (год основания — 1795). Пиво нескольких поколений петербуржцев. Бренд, который знает настоящее лицо Северной Столицы, говорит о людях и о внутренней, настоящей жизни города.

В 2016 году «Степан Разин» заключил спонсорский контракт с ФК «Зенит» — самым главным и настоящим символом Питера! Ведь ничто так не объединяет людей, как любимая футбольная команда.

В Санкт-Петербурге бренд представлен 3 линейками: «Петровское», «Специальное» и «Зенитовское».

В 2016 году бренд обновил свой дизайн. Герой бренда вновь вернулся на этикетку, а также на этикетках появилась символика ФК «Зенит», для того, чтобы анонсировать партнерство двух питерских брендов.

«Степан Разин» — пиво с большой историей, которое не боится идти в ногу со временем.

Легендарное пиво Петербурга, история которого началась со старейшей пивоварни в России (год основания — 1795). Пиво нескольких поколений петербуржцев. Бренд, который знает настоящее лицо Северной Столицы, говорит о людях и о внутренней, настоящей жизни города.
Подробнее


В 2016 году «Степан Разин» заключил спонсорский контракт с ФК «Зенит» — самым главным и настоящим символом Питера! Ведь ничто так не объединяет людей, как любимая футбольная команда.

В Санкт-Петербурге бренд представлен 3 линейками: «Петровское», «Специальное» и «Зенитовское».

В 2016 году бренд обновил свой дизайн. Герой бренда вновь вернулся на этикетку, а также на этикетках появилась символика ФК «Зенит», для того, чтобы анонсировать партнерство двух питерских брендов. Скрыть

Вся продукция выпускается в соответствии
с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

Поиск в Национальной части РФ единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии ТС http://188.254.71.82/rds_ts_pub/ В появившемся окне необходимо заполнить предложенные ячейки (одну или несколько, в зависимости от имеющейся информации об интересующем документе) и нажать кнопку «Поиск».

Связаться с нами

Разин Степан Тимофеевич

Степан Тимофеевич Разин

Разин Степан Тимофеевич (около 1630-1671) — донской казак, предводитель Крестьянской войны 1670-1671 гг., охватившей Поволжье, Дон и Слободскую Украину.

Интерес к этому стихийному народному восстанию и легендарной личности Степана Разина проявился у Пушкина еще в 1820-х годах. В ноябре 1824 в письме к брату Л.С.Пушкину поэт выдвинул задачу собирания исторических известий о Степане Разине — «единственном поэтическом лице русской истории» (1). История Разинского восстания и личность его предводителя нашли отображение и поэтическое осмысление в творчестве Пушкина (10). Коснулся он этих сюжетов и на страницах «Истории Пугачева» (2), и в черновых вариантах ее рукописи (3).

В кратком очерке истории Яицкого казачьего войска, приведенном в первой главе книги, Пушкин поведал о вторжении вольницы Разина в «яицкие жилища». Яицкие казаки встретили пришельцев как неприятелей, но их городок был взят Разиным, «сим отважным мятежником» (4). Следует заметить, что Пушкин, использовав неверные свидетельства источников, ошибочно полагал, будто Разин захватил главное поселение здешних казаков — Яицкий городок. На самом деле то был Гурьев-городок в низовьях Яика, которым Разин овладел за пару лет до своего восстания — захватил в июле 1668 и покинул в марте 1669, отправившись во второй Каспийский поход. (В источниках XVII в. Гурьев иногда именовался Яицким каменным городком по выстроенной в нем каменной крепости).

Пушкин склонен был сопоставлять два великих народных движения: Разинское восстание 1670-1671 и выступление 1773-1775 под предводительством Е.И.Пугачева, усматривая сходство в их социальной и политической направленности. В одном из примечаний к восьмой главе «Истории Пугачева» поэт сопоставил успехи Разина и Пугачева, а также обстоятельства их казни (5). В записке, отправленной 9 сентября 1834 к А.И.Тургеневу, он указывал на близость личностных их масштабов и значения каждого для своего времени: «Симбирск в 1670 году устоял против Стеньки Разина, Пугачева того времени» (6). При посещении 19 сентября 1833 Бердской станицы Пушкин со слов И.А.Бунтовой записал ее рассказ-воспоминание о старой яицкой казачке Разиной и ее сыне пугачевце Степане Андреевиче Разине — двойном тезке знаменитого предводителя Разинского восстания. Поэт перенес этот рассказ в рукопись пятой главы «Истории Пугачева», но по указанию Николая I, цензуровавшему рукопись, вынужден был изъять из текста неуместное, по мнению царя, упоминание о Степане Разине. Это было уже повторно высказанное императором недовольство интересом Пушкина к «крамольной» личности. Впервые это имело место в 1827, когда Пушкин предпринял попытку получить разрешение на публикацию «Песен о Стеньке Разине». Шеф жандармов А.Х.Бенкендорф передал Пушкину слова императора: «Песни о Стеньке Разине, при всем поэтическом своем достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева» (7). С той поры минуло восемь лет, но отношение не изменилось.

Упоминания о С.Т.Разине имеются также в записках современников Пугачевского восстания И.И.Осипова (8) и И.С.Полянского (9).

Примечания:

1. Пушкин. Т.XIII. С.121;

2. Пушкин. Т.IX. С.5, 7, 8, 88, 89, 148;

3. Там же. С.401, 402, 412, 460;

4. Там же. С.8;

5. Там же. С.148;

6. Пушкин. Т.XV. С.189;

7. Пушкин. Т.XIII. С.336;

8. Пушкин. Т.IX. С.565;

9. Там же. С.579;

10. Гроссман Л.П. Степан Разин в творчестве Пушкина // Ученые записки Московского педагогического института имени Потемкина. М., 1952. Т.ХХ. Вып.2. С.54-81.

Биографическая справка перепечатывается с сайта
http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/tom2_fr.html
 
(Авторы и составители энциклопедии: доктор исторических наук Овчинников Реджинальд Васильевич, академик Международной академии гуманизации образования Большаков Леонид Наумович
)


Вернуться на главную страницу Разина

 

Стенька Разин | Encyclopedia.com

(ок. 1630–1671), лидер восстания донских казаков, герой народных песен и легенд.

Степан Тимофеевич Разин, также известный как Стенька Разин, — герой бесчисленных народных песен, легенд и произведений искусства. Самый популярный мотив — это его (легендарное) принесение в жертву своей невесты, персидской царевны, которую он бросает в Волгу ради казачьей солидарности. На протяжении последних трех столетий имя Степана Разина ассоциировалось в сознании россиян со свободой, социальной справедливостью, героическим и авантюрным мужеством.Философ Николай Александрович Бердяев, оценивая феномен коммунизма в России, охарактеризовал его как синтез Маркса и Стеньки Разина.

Степан Разин, сын донского казака атамана (военачальник) и, как говорят, пленная турчанка, приобрел известность среди казаков в относительно молодом возрасте. Таким образом, не было недостатка в добровольцах, когда он возглавил серию грабительских экспедиций в низовья Волги в 1667 г. и на Каспийское море в 1668 г. и снова в 1669 г., особенно среди многих обнищавших новоприбывших на Дон, в основном бывших крестьян, спасшихся от крепостничества.В отличие от других казачьих вождей, Разин приветствовал пришельцев и культивировал среди своих людей дух казачьего братства и равенства (устаревшего к тому времени). Его экспедиции были необычайно успешными: русские и персидские караваны были разграблены, персидские торговые поселения и города были опустошены, персидский флот потерпел поражение, а воины Разина завоевали богатство и славу.

Вернувшись в Россию, Разин отошел от традиций, сохранив свою банду нетронутой и не поделившись добычей с признанными казачьими вождями.Более того, когда он проходил через нижневолжские города Астрахань и Царицын, под его знамя стекались сотни жителей города, беглых крестьян и даже солдат. Командиры русских гарнизонов не решились остановить народного героя и позволить ему и его людям беспрепятственно вернуться на Дон.

Собрав армию численностью от семи до десяти тысяч человек, Разин объявил в 1670 году новую кампанию, направленную на сведение счетов с царскими боярами и чиновниками, «предателями и угнетателями бедноты».»Города Саратов и Самара открыли ему свои ворота; русские крестьяне и коренные народы подняли восстание десятками тысяч по всему Нижнему и Среднему Поволжью. Повстанцы намеревались двинуться на Москву, хотя они и утверждали, что были верны Они потерпели поражение, когда осадили следующий крупный город Симбирск, разгромленный регулярной правительственной армией, которая воспользовалась несогласованностью между казаками и крестьянами. Стенька Разин бежал на Дон, где в 1671 г. попал в плен к людям своего крестного отца, предводителя донских казаков Корнило Яковлева.Стенька Разин и его младший брат Фрол были доставлены в Москву в железной клетке и казнены 6 июня 1671 года.

См. Также: казаков; фольклор; крестьянство

библиография

Филд, Сесил. (1947). Великий казак: Восстание Стеньки Разина против царя всея Руси Алексея Михайловича. Лондон: Х. Дженкинс.

Фурманн, Джозеф Т. (1981). Царь Алексий: его правление и его Россия. Галф Бриз, Флорида: Международная академическая пресса.

Елена Павлова

Пираты и каперы: история морского пиратства

Россия XVII века страдала от чрезмерных налогообложение потеря свободы, повсеместная бедность и перемещение крестьянство. в отличие многие, донские казаки имел некоторую автономию от Российского государства. Они возмущался любой правительственный вмешательство в их дела.Они дорожили свободой а также независимость, и временами боролись, чтобы защитить эти привилегии. Хотя они ловил рыбу на Дону, в степях охотились и пасли овец, крупный рогатый скот и лошади, обстоятельства заставили некоторых обратиться к пиратству, чтобы к выживать. Легкие и легко маневренные лодки позволяли им быстро ударить прибрежный поселения, затем бегите, прежде чем кто-либо встанет на защиту против их. Поскольку Москва извлекала выгоду из торговли с Персией, государство воздвиг виселица в 1632 году повесить казачьих пиратов и искоренить пиратство.

Степан Тимофеевич Разин, он же Стенька Разин или Расин, родился в семье старого казака семья, жившая на реке Дон. Его семьи статус в в сообщество поставило Степана в ситуации, которые научили его стать проницательным переговорщик.Он служил своему народу с отличием и в результате завоевали их доверие и уважение. По какой-то причине однако он развитый сильная ненависть к людям привилегированным и власть. Его братья казнь за дезертирство его полка, возможно, ускорила Степан восстание но никакая документация не поддерживает эту теорию.

янв. Стройс, голландский моряк, описал Степана в 1669 как храбрый человек в лице и стройный в его конечности, высокие и прямое тело, рябое, но только так, как скорее стать скорее чем изуродовать его хорошим поведением, но суровым и жестокий. Он был прирожденным лидером, понимавшим настроение крестьянин класс. Его харизма привлекала к нему людей и влияла на их поведение. Еще те, кто его знал, описывали резкие перепады настроения, особенно когда он был пьяный, что привело к насилию, в котором он убил невиновных люди. В течение в одном из таких случаев он якобы утопил свою любовницу, потому что она не могла воевать с ним.

В Апрель 1667 г. он и около тысячи казаков ставить в море для приключений и грабежей на Каспии Море. Когда русский правительственные чиновники слышали об этом, они пытались остановить Степан, а он не слушал. Он захватил торговые суда принадлежащий к царь и патриарх присвоили их богатые грузы, и выпущенный политический пленные направлялись в Астрахань и Терки.Когда пираты плыли мимо крепости в Царицыне, пушки молчали. Таким образом он приобрел репутация непобедимость. Его ряды пополнялись, пока он не командовал двадцатью. тысяча люди. Он основал свою базу операций на острове в Глава Терек Река, которая позволяла ему перехватывать идущие торговые суда. для россии через Волга.Его первые успехи не смогли обеспечить достаточно, чтобы накормить его пестрая команда, поэтому он решил атаковать прибрежные города Персии.

Дербент был процветающим портом на западном побережье Каспийского моря. Море. Когда Разин и его люди атаковали, жители были удивлен. Хотя они отбивались, им плохо противостояли казаки, кто зарезанный как защитники, так и невинные.В июле они приехали на Яитзике, хорошо защищенный городок, окруженный толстой каменной стеной. Степан и сорок пираты переоделись паломниками и просили Разрешение молиться в соборе. Оказавшись внутри, они одолели охранники, бросили открыть ворота, и вскоре со своими товарищами заняли город без драка.Когда командир гарнизона и сто семьдесят солдаты отказался присоединиться к пиратам, они были зарезаны.

Шах Персии приказал одному из своих военачальников преследовать и устранить Казачьи пираты. В Баку Степан и его люди взяли больше, чем один сотня пленные и семь тысяч овец.В то время как они отмечен Персидский войска атаковали. Более четырехсот пиратов были убит, но Степан и другие сбежали, чтобы совершить дополнительные набеги на южное побережье из Каспий. Они часто маскировались под торговцы и получил доверие местных горожан перед тем, как бросить им вызов а также грабеж свои дома и магазины.

Во всем зимой пираты жили в болотистый леса на полуострове Миан-Калех между Фарахабадом и Астрабад. Неоднократные нападения персов и недостаток еды и вода постепенно уменьшилось количество пиратов.

В Июнь 1669 г. Менеди-хан и тридцать семьсот персы напали на казаков на море.Персидский полководец приковал его корабли вместе в попытке окружить и открыть огонь по меньше, ниже Казак сосуды. Удачный выстрел от пиратов, однако, зажег журнал флагмана персов. Когда это судно взорвался, все, кроме три их кораблей затонули, потому что они были прикованы цепями все вместе.Многие персы погибли, а пираты взяли много пленных, в том числе ханы сын. Всего казаков погибло пятьсот, но больше были ранен. Усталые, но богатые, они отправились домой.

Степан последний пиратский рейд состоялся два месяца позже когда он захватил два персидских торговых судна с грузом сокровища, которые включены чистокровные лошади, подарок шаха Персия царю Алексей Романов. Русский флот преследовал Степана, но ни они, ни пираты пожелал вести бой. Вместо этого Степан принял полное помилование. при условии чтобы он вернулся к реке Дон, сдал оружие и лошади, релиз всяких сажающих персов и переверни всех русских солдаты, у которых присоединился пираты.Его власть и влияние на население в целом было такие, однако, что эти условия было трудно обеспечить соблюдение. Хотя сдал перисанских пленников, Степан сохранил все свои корабли и в большинство его орудий, а также чистокровных. Он не повернуть над любыми дезертирами.

Сказки о подвигах Степана снова рассказали и очередной раз. Он приветствовал бездомных и обездоленных крестьян, которые стекались к его лагерь как братья. Со временем пираты стали повстанческая армия но поскольку его последователи почитали царя, Степан был осторожно, никогда не говорить против своего суверена.Я не подниму меч против Великий государь. Я бы лучше отрубил себе голову с этим или будь утонул в реке. Вместо этого он обвинил их проблемы на бояре дворянство, преградившее нам путь к морю и Волга, а мы таким образом стали голыми и голодными. (Аврич, Павел. Русский Повстанцы, страница 79)

Хотя заклеймили разбойником и отступником, крестьяне видел в Степане освободителя.Царицын свободно открылся его ворота и бросил убитого правителя в реку. Чтобы легко победить других гарнизонов, Разин приказал дезертирам изобразить подкрепление для получить доступ к города. В Астрахани дезертиры помогали Казаки масштабируют стены в течении ночи. На следующее утро они притащили губернатор в вершину колокольни и сбросил его с парапета. Те офицеры тех, кто остался верен царю, постигла худшая судьба.

с более двухсот тысяч последователей, Разин прошел по Москве. В Симбирске его войска встретили опытные войска, верные в царь. Произошла жестокая битва и затяжной осада, что длился месяц.После того, как Степан разделил свои силы, чтобы собрать более территория царское подкрепление внезапно напало на его лагерь. Дважды раненый, он сбежал. Это было его первое поражение, и он потерял ауру из непобедимость. Обученные войска выследили измученные и убегая повстанцы которые были насажены на колья, прибиты к доскам, разорваны на клочья, или пороли до смерти.

Страх потеря их свободы и автономии, Казак старейшины схватили Разина и одного из его братьев, и доставил их Москва. После того, как царь Алексий допросил Степана, палачи пороли его, отделенный его ноги и руки из суставов, заклеймили его горячим железо, тогда побрился его голову и капала на нее ледяная вода.На шесть Июнь 1671 г. Степан был казнен на Красной площади. Его голова и конечности были установлен на ставки а остальную часть его тела скармливали собакам. Брат Степан, сидел в тюрьме пять лет, прежде чем его обезглавили. Степан мама и дядя тоже были казнены.

Царь Алексис извлекла несколько ценных уроков из Степан Разин.Он наложил строгую дисциплину на свой войска. Он сделал уверен, что они получали зарплату на регулярной основе и запретил их эксцессы. Обеспечив более жесткое правление донских казаков, он нанял этот воин всадники от имени Государства Российского.

Хотя Степан Разиньш пытается добиться большего Свобода поскольку казаки имели противоположный эффект, он стал замученный герой чей память увековечена в фольклоре.Он стал Русский Робин Худ, храбро встретивший смерть, как шотландец Уильям Уоллес отказался подчиниться Английский старше трех столетия назад.

Далее Чтение:

Стенька Разин — Периферия РоссииПериферия России

[ Крис Макклеллан ]

Народные восстания могут дать историкам уникальный взгляд на социальные, культурные и экономические условия в определенное время и в определенном месте.Массовые восстания обычно являются результатом различных недовольств различных участников; из-за этого неоднородного качества несколько участвующих групп могут легко создать свою собственную версию восстания и включить ее в свою национальную историю. Однако эти разнообразные интерпретации и мотивы могут также подорвать силу этих национальных мифов, а мотивационный потенциал восстания для последующих поколений может быть уменьшен из-за отсутствия объединяющей истории предыдущих восстаний.Восстание Степана Разина на Дону и Поволжье между 1667 и 1671 годами отражает эти элементы народного восстания. Разин собрал обширных и разнообразных последователей, но его послание не предлагало жизнеспособной альтернативы централизованному российскому государству и не могло согласовать различные мотивы повстанцев. Были вовлечены несколько национальных групп, а также русские, но восстание в значительной степени отражало социально-экономические проблемы, а не этнические, религиозные или национальные жалобы. Хотя восстание вселило скрытую надежду на возможное освобождение масс, оно не послужило хорошей основой для построения национальных мифов о сопротивлении царскому империализму.

Корни восстания Разина уходят в начало династии Романовых и конец Смуты. Правительству царя Михаила (1613-1645) удалось подавить серьезные бои, но не устранить глубинные причины кризиса, так что «в низовьях Волги и в« диких полях »южной границы бандитизм оставался повсеместным и грозил вспыхнуть. в любой момент к открытому восстанию »(Avrich, 51). В течение следующих трех четвертей века царь Михаил, а затем царь Алексий (1645-1676) стремились к централизации административной и военной власти, чтобы предотвратить повторение Смутного времени, включая Кодекс законов 1649 года, который кодифицировал крепостное право и жестко связал все элементы общества на свои места (Avrich, 52).Новый Кодекс помог спровоцировать первые волны переселенцев на территорию Донского казачества, поскольку крестьяне искали убежища от крепостного права (согласно казачьей традиции, любой человек, добравшийся до Дона, считался свободным человеком, и «с Дона никто передан »правительству) (Avrich, 61-2). Вновь инкорпорированные этнические группы интерпретировали политику централизации царского государства как жестокое иностранное господство, которое вынудило бы их принять чужой социальный и административный порядок и в конечном итоге подчинить свою идентичность чужой религии и культуре (Kappeler, 153).

Война с Польшей и Швецией, начавшаяся в 1654 году, обострила проблемы крестьян. Это прервало восстановление экономики и реконструкцию (которые продолжались после Смутного времени), вызвав рост налогов и спроса на солдат (Avrich, 53). Эти факторы способствовали притоку разнообразных колонистов, легальных и нелегальных, на донские казачьи земли, в том числе православных славян, мусульманских татар, языческих ясаков со Среднего Поволжья и старообрядцев (Сандерленд, 30). Проблема с рабочей силой, созданная этим массовым исходом, заставила правительство в 1658 году взять на себя возвращение беглых крепостных в качестве государственной ответственности; Тысячи беглых крестьян были взяты в плен в Среднем Поволжье и Тамбовской области, которые были будущими опорными пунктами Разина (Блумберг, 269).Новые поселенцы концентрировались на берегах рек и в основном полагались на сельское хозяйство — практика, которой казаки избегали как угрозу своей автономии (Avrich, 61). Население территории Дона утроилось между 1645 и 1670 годами, истощив лесные массивы и богатые аллювиальные почвы и опустошив ресурсы дикой природы (Сандерленд, 31). Новички вызвали раскол между устоявшимися нижестоящими казаками-домовладельцами ( домовитых ), которые контролировали казачье общество со своей базы в Черкасске и в целом имели хорошие отношения с Москвой, и новоприбывшими «голыми» вверх по течению ( golytba или golutvennye ) Казаки, недовольные имперской политикой и нежеланием «домовладельческих» казаков включать их в казачью общину (Аврич, 63).Сам Степан Тимофеевич Разин происходил из «домовладельческой» группы и был крестником войскового атамана Корнило Яковлева, предводителя донских казаков, но организовал экономически неблагополучных «голых» казаков, сначала в казачьей традиции. пиратских набегов, а затем в открытом восстании (Avrich, 66).

Донские казаки привыкли совершать набеги в Крым, но между 1661 и 1665 годами крымчане расширили и улучшили свои оборонительные укрепления, чтобы предотвратить набеги казаков и калмыков.Разин решил отказаться от традиционных маршрутов набегов по Дону в сторону Персии и, в конечном итоге, в Россию (Ходарковский, 137). В апреле 1667 года он отправился в свою первую экспедицию, чтобы совершить набег на Каспийское море и основать военную базу в Яицке. Царь Алексей попросил своего крестного, Корнило Яковлева, обуздать Разина, но на этом раннем этапе Яковлев не чувствовал угрозы со стороны Степана и не хотел подчиняться царю против своего товарища-казака (Аврич, 70). Разин легко захватил конвой и сделал заявление своим пленникам, которое определило оставшуюся часть его мятежной карьеры, сказав им: «Идите, куда хотите.Я не буду заставлять вас присоединиться ко мне, но тот, кто решит пойти со мной, будет вольным казаком. Я пришел воевать только с боярами и богатыми сеньорами. Что касается бедных и простых людей, я буду относиться к ним как к братьям »(Аврич, 70, курсив мой).

Разин без сопротивления продолжил спуск по Волге, и его миф о непобедимости рос. Вместо этого отряды стрельцов (русских гвардейцев), посланные, чтобы остановить его, дезертировали, мотивированные своим собственным низшим сословием и неудовлетворенностью своей оплатой (Аврич, 71).Войска Разина взяли Яицк и, как и планировали, зимовали там, снова выступив в марте 1668 года с 30 штругами (русскими баркасами, хорошо приспособленными для плавания по рекам и внутренним морям), чтобы совершить набег на побережье Дагестана от Дербента до Баку (Аврич, 71-2). Его успехи были омрачены суровой зимой и растущим сопротивлением персов, включая флот персидских галер и 3700 солдат под командованием Менеди-хана. Его струги победили галеры в июне 1669 года, и эта победа добавила ему растущей репутации, но люди Разина были больны из-за плохого снабжения, и около 500 человек были убиты в битве, поэтому он повернул обратно к Дону (Avrich, 72-3).Его люди вошли в Астрахань как победоносные и героические воины после того, как воевода князь Иван Прозоровский полностью помиловал Разина, если он откажется от своих тяжелых кораблей и орудий и освободит пленных и присоединившихся к нему перебежчиков-стрельцов. Разин не выполнил соглашение, а популярность Разина гарантировала, что воевода, опасаясь, что его собственные стрельцы окажутся ненадежными, не будет пытаться обеспечить его соблюдение (Аврич, 73).

Разин покинул Астрахань в сентябре 1669 года, чтобы основать укрепленную базу на острове Кагальник на реке Дон.Его репутация «выросла до богоподобных размеров», как и его группа последователей, которых к весне 1670 года насчитывалось более четырех тысяч (Avrich, 76). К этому времени Разин превратил эту группу разъяренных, разочарованных людей из шайки (банды пиратов) в войско (армию повстанцев), нацеленную на богатых и правительственных чиновников, и он убедился в слабости официальной России, чей силы либо перешли на его сторону, либо были легко побеждены (Avrich, 77). В этот момент Разин пытался заключить союз с днепровскими и западноукраинскими казаками, но их глубокое соперничество сорвало его планы по созданию великой Донской республики (Аврич, 77).Казачьи дивизии возникли гораздо ближе к дому Разина, когда в декабре 1669 года царь послал Герасима Евдокимова к своему крестному Яковлеву, чтобы удержать Разина (Аврич, 78). Разин ворвался в круг (казачье собрание), где они собирались, объявил царского посланника шпионом, избил его и утопил на Дону, убив нескольких старейшин, которые пытались помешать ему (Аврич, 78). . Это взбесило царя, который немедленно попытался перекрыть все поставки в казачий край, чтобы наказать и покорить их (Аврич, 78).

Семь тысяч донских казаков встали вместе с Разиным в марте 1670 года, когда он объявил о своем намерении атаковать врагов и предателей царя, бояр и воевод, «дать свободу простому народу» и пообещал «служить и умереть за народ». Дом Пресвятой Богородицы и Великого Государя »(Аврич, 79). Один из помощников Разина, Васька Ус (который несколько лет назад возглавил неудавшееся восстание), обманом взял Царицын и разбил правительственные войска, посланные для его отбоя (Аврич, 80).Следуя казачьим традициям и в духе заявлений Разина о защите простых людей, он установил самоуправление в Царицыне, в комплекте с казачьим собранием (кругом). Этот орган, возможно, внес значительный вклад в окончательное поражение Разина, когда проголосовал за то, чтобы направить восстание сначала в Астрахань, а затем снова вернуться в Москву, что позволило царю укрепить свою оборону и привлечь лояльные группы, такие как калмыки, чтобы помочь остановить поток беглецов и снабжение войсками Разина (Аврич, 80-81).

Многие стрельцы на российской границе оказались ненадежными против сил Разина. Они разделили многие недовольства повстанцев, поскольку они также были жителями посадов (окраин поселений простых людей, окружающих центр города, монастырь или цитадель) форпостных городов, которые были «переполнены потенциальными повстанцами», которые были бедными, безродными, перегруженными с налогами и недовольством правительственными монополиями (Avrich, 56-7). Стрельцы в Черном Яре подняли мятеж и убили своих офицеров, прежде чем открыть город Разину, и 2600 стрельцов под командованием князя Львова из Астрахани отказались сражаться, дезертировав вместо этого, «чтобы помочь ему [Разину] убить господ, воевод, чиновников и других чинов». дворян »(Аврич, 82-3).Астрахань, «окно Москвы на Восток» и богатый, стратегически важный город, пал в результате двусторонней атаки Разина, силы которого разграбили город и «убили чиновников и чиновников, полковников и стрельцов, московских дворян и астраханская шляхта »(Аврич, 87). Разин установил казацкое правление в Астрахани, и город был упорядочен в то время, когда он находился там, но когда он оставил его в руках других, дисциплина перешла в власть толпы (Аврич, 88).

После Астрахани торжества Разина усилились.Саратов и Самара пали без сопротивления из-за внутренних восстаний горожан, реагирующих на ужасающие условия и революционный призыв Разина (Аврич, 89). Разин использовал листовки и тайных агентов для распространения своего послания по всей России, заявляя, что он «едет на Русь, чтобы установить там казачий путь, чтобы все люди были равны», и вдохновлял крестьян сжигать имения и титулы (всего несколько зашли так далеко, что убили своих хозяев) (Avrich, 89-90). Нерусские народы на Волге также присоединились к Разину; Соплеменники мордвы, мари и чувашей были крестьянами, пока русская и татарская знать не конфисковали их земли, и они восстали против насильственного крещения, убив архиепископа Рязанского (Аврич, 90).Некоторые башкиры, калмыки и татары также присоединились к восстанию, но большинство их сородичей остались верны царю (Аврич, 91). Женщины были задействованы в качестве пропагандистов и даже командиров (включая мать Разина), а низшее духовенство, разделявшее многие экономические проблемы, побуждающие других присоединиться к ним, способствовало написанию «крамольных писем» и созданию ауры религиозного фанатизма вокруг повстанческой армии. (Аврич, 92). Разин приобрел мессианский характер, который правительство безуспешно пыталось дискредитировать, но Разин был больше озабочен распространением своего революционного послания, чем ведением религиозной войны, поэтому он адаптировал свои заявления для обращения к различным местным конфессиям, включая мусульман (Avrich, 93-5). .Им восхищались и почитали за его храбрость, и его называли Батюшка («Батюшка»), выражение нежности и уважения к царю (Blumberg, 272). Он также пытался повысить легитимность своего движения, заявляя о наличии (якобы, а оказывается, на самом деле) мертвого царевича Алексия и опального патриарха Никона, в котором Разин видел жертву боярского заговора, но который отказался поддержать движение Разина. (Аврич, 95-7).

К лету 1670 г. Разин контролировал 800 миль Волги и приближался к Москве, пользуясь значительной поддержкой населения (Avrich, 97).Царь Алексей послал князя Юрия Долгорукого, чтобы перехватить и уничтожить силы повстанцев, используя опытные, хорошо обученные войска ветеранов польской войны (Аврич, 97). Решающая схватка произошла в Симбирске, последнем оплоте перед Москвой, под контролем воеводы князя Ивана Милославского, который был популярным и уважаемым вождем среди своих стрельцов. Разин начал свое наступление 5 сентября 1670 года, но его традиционно вооруженная крестьянская банда не могла сравниться с опытными войсками, вооруженными современным оружием, даже с численным преимуществом четыре к одному (Avrich, 98).Защитники города, рассчитывая на прибытие подкрепления во главе с князем Юрием Барятинским, держали Разина в страхе в течение месяца осады, пока Барятинский не вступил в строй 1 октября, а Разин полностью отступил к 3 октября. послал некоторые силы, чтобы распространить свое движение и построить более широкую базу поддержки, прежде чем отправиться в Москву, но тактика не удалась, и его разделенные силы не могли сравниться с царскими армиями (Аврич, 100-104). Брат Разина, Фролка, 27 сентября потерпел почти одновременное поражение при Коротояке, и оба основных отряда казаков отступили за Дон.

Восстание продолжало распространяться в Кадоме, Курмыске, Саранске, Ломове, Керенске и Тамбове в течение нескольких месяцев, а набеги казаков, крестьян и соплеменников распространили восстание до реки Оки, вызывая беспокойство в столице (Аврич, 105- 6). К ноябрю 1670 года Долгорукий доложил царю, что территория «от Симбирска до Казани и от Казани до Москвы» усмирена царскими войсками (Аврич, 107-8). Фролка попытался сплотиться и продолжил осаду Тамбова, но через пять недель, 5 декабря, войска князя Ромодановского настигли его и настигли отступающих казаков у Бойкино, остановив восстание до того, как оно вошло в глубь России (Аврич, 108 ).Мятежники рассеялись во всех направлениях: одни в Сибирь, другие — к своим запорожским кузенам на Днепре, третьи — в леса, но большинство из них было выслежено и казнено или изгнано (Аврич, 109). Официальное подавление восстания было гораздо более жестоким, чем повстанческое движение, которое его спровоцировало, и правительство использовало публичные пытки и казни, чтобы снова запугать население и заставить его подчиниться (Avrich, 109). Тысячи русских крестьян, а также чувашей, мордва и марийцев между Казанью и Нижним Новгородом были казнены, а их села сожжены.На официальном допросе марийцы объяснили, что их мотивировали листовки Разина, но они также хотели «вернуть себе исконные земли, которых государство лишило их» (Аврич, 110). Разные мотивы такого рода помогли привлечь к восстанию Степана Разина большое количество последователей, но они также мешают группировкам, если вообще возможно, заявлять о восстании как о своем «национальном» ответе российскому империализму.

Когда правительственные войска захватили сельскую местность, Разин отступил в Кагальник, чтобы оправиться от ран и перегруппироваться.В феврале 1671 года он выступил с отрядом «голых» казаков (теперь намного меньше), чтобы свергнуть установленную казачью власть в Черкасске, но сторонники Яковлева и Михаила Самаренина не дали ему войти в поселение после недели попыток, а Разин вернулся в Кагальник (Аврич, 111). Наконец, признав Разина угрозой, Яковлев встал на сторону царя, который в марте прислал полную оплату казачьего жалования (годовой субсидии на охрану границ империи) и 2000 драгун (первая такая имперская сила, когда-либо вошедшая на территорию донских казаков) 1671.Затем Яковлев напал на Степана в Кагальнике 14 апреля, схватил Степана и Фролку и отвел их под охраной в Москву (Аврич, 112). Хотя их вождь и главная крепость ушли, наследие оппозиции никогда не могло быть полностью уничтожено среди «голых» казаков.

Разин просил аудиенции у царя, которого до конца считал хорошим человеком, ставшим жертвой боярского влияния. Алексис допросила его, а затем передала на пытки; его били кнутом, вырывали конечности из суставов, заклеивали, на бритую голову капали холодную воду.6 июня 1671 года Разин был доставлен на Красную площадь для казни «за злые и гнусные поступки против Бога, за предательство Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, а также за разорение и разорение всего Московского государства» (Аврих , 112-3). Его мать и дядя были казнены примерно в одно время за участие в восстании, но его брат находился в плену, пока не был окончательно обезглавлен в 1676 году. Царь наградил Яковлева и Самаренина за их заслуги, но это было началом конца Казачья независимость.В августе 1671 года казаки присягнули царю Алексею и стали московскими подданными (Аврич, 113). Астрахань была последним оплотом повстанцев, который пал от царских войск, но только после долгой осады и отчаянной кровавой бойни в конце. К январю 1672 г. Москва праздновала полную победу над восстанием и восстановление порядка на землях Московии (Аврич, 115).

Восстание было горьким напоминанием о том, что даже части степи, на которую претендовала Москва, по большей части все еще находились вне прямого государственного контроля (Сандерленд, 31).В конце концов, восстание Разина помогло ускорить многие тенденции, которые он надеялся обратить вспять, такие как централизация государственной власти и посягательства на казачью автономию. Разин остается влиятельной и популярной фигурой в России даже сегодня; о нем рассказывается больше песен и легенд, чем о любом другом популярном герое, и ему приписываются сверхчеловеческие способности и даже бессмертие (Avrich, 120). Царские власти пытались бороться с его наследием, и цензоры даже запретили публикацию частей пушкинских «Песен Стеньки Разина», потому что считали, что некоторые песни оправдывают его действия как продукт праведного гнева (Blumberg, 273).Даже Владимир Ленин отождествлял себя с сопротивлением Разина высшим элитам и посвятил ему памятник в Первомай 1919 года (Blumberg, 273).

Восстание Разина было разрушительным и до сих пор служит мощным символом сопротивления, но в значительной степени оно было спровоцировано социально-экономическими условиями, а не этнической или религиозной напряженностью. Разин обратился к православным русским, а также к мусульманам и старообрядцам; Как и в правительстве, Разин и казаки считали, что людям в каждом регионе нужно разрешить идти своим собственным путем в религии.Модель казачьей республики, которую Разин реализовал в завоеванных городах, обещала демократическую Россию, которая была быстро уничтожена централизующей, бюрократизирующей и милитаризирующей авторитарной Москвой. Казаки и другие народы Дона и Волги теряли все больше и больше автономии по мере того, как Москва и Санкт-Петербург становились сильнее, и, хотя более поздние восстания действительно имели место (например, Пугачев), ни один из них не смог реализовать видение Разина о народном правительстве. Различные племена, участвовавшие в восстании, также не смогли обеспечить свою независимость; тысячи соплеменников были немедленно казнены, и в течение последующих поколений русская иммиграция в плодородные земли продолжала угрожать их культурному выживанию.Разин возглавил разноплановое многонациональное восстание, но не смог преодолеть разногласия между различными племенами и народами, чтобы объединить их всех против реальной общей угрозы со стороны Москвы, как показали разногласия между казаками, калмыками, башкирами и другими. Восстание Разина в конечном итоге было в значительной степени провалом, потому что оно не могло повлиять на виды изменений, за которые боролись его лидеры и участники. Человек, которого Пушкин называл «самой поэтической фигурой в истории России», так и остался героем легенд и песен, но не эффективным образцом для подражания национального самосознания или массового социального прогресса.

____________________________________________________________

Процитированные работы

  • Пол Аврич, Русские повстанцы, 1600-1800 (Нью-Йорк: Schocken Books, 1972).
  • Арнольд Блумберг, изд. Великие лидеры, великие тираны? Современные взгляды мировых правителей, вошедших в историю (Вестпорт: Greenwood Press, 1995).
  • Андреас Каппелер, Российская империя: многонациональная история (Harlow: Pearson Education, 2001).
  • Майкл Ходарковский, Степные границы России: становление колониальной империи, 1500-1800 (Блумингтон: издательство Индианского университета, 2002).
  • Уиллард Сандерленд, Укрощение дикого поля: колонизация и империя в российских степях (Итака: издательство Корнельского университета, 2004).

Любимый повстанец России и его кровавый поворот 345

345 лет назад, Разинщина подошла к концу. Двухлетнее восстание под предводительством казака Степана («Стеньки») Разина походило на неистовую волну, хлынувшую к северу от бурного Каспийского моря, хлынувшую по берегам Волги, посеяв разруху, а затем отступив почти так же стремительно, как и прибыл.

Более двух столетий мятежный Разин был источником вдохновения для писателей и художников, которые прославляли и превозносили казака, превращая его в романтического героя. Как исключительно храбрый, отчаянный и умный лидер, Разин подстрекал своих последователей к восстанию, ясно давая понять, что их борьба идет не с царем, а с коррумпированными боярами и воеводами , и он пообещал свободу всем, кто присоединится к нему. борьба. Они боролись, сказал он, против « плохих бояр, гнилых предателей» и за установление абсолютного равноправия казачества.

Нет ничего более романтичного, чем плакат к фильму Стеньки Разина

Но за романтической фигурой Разина скрывается более сложная реальность о причинах и следствиях восстания в истории России. В России было четыре крупных восстания, которые в советское время назывались «крестьянскими войнами». Однако правда в том, что в двух наиболее значительных восстаниях — возглавляемых Болотниковым и Разиным — именно казаки, а не крестьяне, были движущей силой и главными участниками боевых действий. Свободолюбивые казаки были верны царю, поскольку он субсидировал и поддерживал их существование в обмен на защиту России казаками.Но они также быстро восстали против тех, кого считали предателями короны.

Семнадцатый век удачно окрестили «веком восстаний». От голода до военных поражений и напряженности в правительстве весь регион превратился в пороховую бочку. И Степан Разин со своей бандой станет запалом.

Начав с того, что возглавил сообщество разбойников на Волге (взимая дань с проходящих судов), Разин и его банда направились на юг, чтобы грабить города на Каспии, особенно в Персии.Вернувшись к русским берегам в 1669 году, Разин и его отряд отправились в Астрахань на кораблях с шелковыми парусами. Вот тогда и начался грабеж.

К 1670 году некогда пестрая и слабо организованная группа разбойников превратилась в более или менее организованный полк, крещенный огнем и страстно преданный своему вождю. В мае Разин под прикрытием донесения до казачьего штаба штурмовал города Черкасск и Царицын с войсками около 7000 человек. В июне пали правительственные опорные пункты Черный Яр и Астрахань.

Восстание Разина в Астрахани.

В «традиции» массовых восстаний в России единственным действующим законом была власть насилия. Таким образом, так называемая «борьба за социальную трансформацию» (как говорят по-советски) подобных восстаний обычно была не более чем кровавым и беспощадным преступным террором. Восстание Разина не было исключением. Повстанцы сплотились вокруг казачьих отрядов и изменнических правительственных войск. Обнищавшие крепостные присоединились к армии Разина, не задумываясь, вдохновленные, среди прочего, возможностью покрасить город в красный цвет или заполучить собственность местных помещиков.

Когда была взята Астрахань, Разин сам убил воеводы города , а Астрахань подверглась трехнедельной жестокости кровопролития. Город также был объявлен казачьей республикой с правителем Разина. Надеясь на милосердие, власти Самары и Саратова без боя сдали свои города.

Именно у Симбирска в октябре 1670 года войска Разина наконец пошатнулись. Разин был тяжело ранен в бою, ставшем поворотным моментом. Между тем по всей Западной России восстали крестьяне и зарезали своих помещиков и воевод.Таким образом, хотя Степан и его брат Фрол были схвачены 14 апреля 1671 года в Кагальнике, очаги сопротивления продолжались в 1671 году.

Конец истории был вполне предсказуем. Степан Разин был доставлен в Москву в кандалах, жестоко замучен (и допрошен царем Алексеем) и заживо расквартирован на Красной площади в Лобном месте 6 июня 1671 года. Его голова и конечности были поставлены на колья, а туловище брошено собакам.

Нет, это не Стенька Разин. Но именно так выглядит Лобное Место сегодня (или в 2012 году).

Итак, по «русской традиции» расправа против повстанцев была даже более жестокой, чем их собственное поведение в взятых ими городах и землях.

Нет конца интерпретациям восстания Разина. Некоторые видят в этом логический результат властной центральной власти, чрезмерного налогообложения и призыва на военную службу; другие как борьба между отбросами и вершинами общества; другие по-прежнему представляют собой простой бандитизм, который вылился в бунт из-за глубоко укоренившегося негодования.Несомненно, это были все эти вещи, а также решительная битва центра против границы, в которой региональная автономия в конечном итоге уступила место все более централизованному и автократическому правлению — то, что происходило по всей Европе в семнадцатом веке.

Этот аспект остро ощущался казаками. В августе 1671 г. на Дон прибыли послы из Москвы и принесли царю присягу. Для казаков, последовавших за Разиным, его восстание стало началом конца их жизненного пути.

Изображение предоставлено Викимедиа (все)

Версия этой статьи впервые появилась в сентябрьском / октябрьском выпуске журнала Russian Life за сентябрь / октябрь 2011 года под заголовком «Стенька Разин и Государство Российское».

Восстание Степана Разина

Апогеем народных беспорядков в XVII веке было восстание казаков и крестьян под руководством С.Т. Разин .

Это движение возникло в станицах донских казаков. Эта свободная земля Дона всегда привлекала беглецов из южных и центральных областей русских государства . Здесь они были защищены неписаным законом — « не выдаются с Дона». Правительство нуждалось в услугах казаков для защиты южных границ и поэтому вынуждено было выставить с такими самообладателями. правительство земли.

Степан Тимофеевич Разин происходил из станицы Зимовейская и принадлежал к знатному казачьему роду , поэтому обладал высоким авторитетом среди. В 1667 году он привел тысячный отряд к Волге, затем к реке Яик , где он взял Яицк. Летом 1668 г. Разин имел 2-тысячную -ю армию , успешно действовавшую на территории Персии (Ирана), у побережья Каспия.Изъятые ценности Разин, человек, обменяли на русских на пленных, которые затем пополнили армию. Летом 1669 г. казаки разгромили флот персидского шаха у острова Свиной (южнее Баку). Это сильно осложнило российско-иранские отношения и обострило правительство против казачества.

В начале от октября , 1669. Разин вернулся через Астрахань на Дон, где его встретили победно .Вдохновленный удачей, он начал подготовку новой кампании . На этот раз «за вид Царь против изменников-бояр». Поход только казаков по Волге на север перерос в крестьянские беспорядки. Казаки оставались военным ядром армии. Но с притоком огромных масс беглых крестьян, народы Поволжья Область — Мордва, татары , чуваши социальная направленность движения сильно изменилась.

В мае 1670 года 7-тысячное войско С. Разин захватил город Царицын. И при этом он победил стрелец , войск, посланных из Астрахани и Москвы . Установив казачье самоуправление в Царицыне и Астрахани, Разин двинулся на север. Саратов и Самара пришли через к себе партия самостоятельно бесплатно будет . Разин обратился к жителей Поволжья с призывом присоединиться к восстанию и борьбе с предателями, т. Е.е. бояре, дворяне, воеводы, чиновники. Восстание г. охватило обширную территорию, где действовали многочисленные войска во главе с атаманами М. Осиповым, М. Харитоновым, В. Федоровым, монахиней Аленой и другими.

В сентябре 1670 года войско Разина подошло к Симбирску и осадило месяц . Напуганное правительство объявило мобилизацию и в августа , 1670 г. 60-тысячное войско было переброшено в Среднее Поволжье. В начале октября правительственная армия во главе с Ю.Барятинский разгромил основные силы войск Разина и присоединился к Симбирскому гарнизону под командованием воеводы И. Милославского. Разин с небольшим отрядом отправился на Дон, где надеялся собрать новую армию. Но его предали казачьи вожди и передали правительству.

июня 4 июня 1671 года он был доставлен в Москву и через два дня казнен на Красной площади. В ноябре 1671 года пала Астрахань — последний бастион восставших.Участники восстания подверглись жестоким репрессиям . Только в Арзамасе казнили 11 тысяч человек.

Зарубежные сводки о расстреле Степана Разина. Новые документы из Стокгольмского архива | Казаков

Анисимов Э. В., Дыба и кнут. Политический поиск и русское общество в XѴIII веке, Москва, 1999.

Буганов В. И., Розыскное дело Степана Разина, Отечественная история, 1, 1994, 28–42.

Буганов В.И., Разин и разинцы. Документы, описание современников, Москва, 1995.

Дросте Х., Майер И., «Кристофф Кох (1637–1711) — швед в Москве», в: С.Г. Брандцог, П. Геринг, К. Уотсон, ред., Путешествующие хроники: новости и газеты раннего Нового времени. Период восемнадцатого века, Лейден, Бостон, 2018.

Гольдберг А. Л. К истории сообщений о восстании Степана Разина // Маньков А.Г., ред., Записки иностранцев о восстании Степана Разина, Ленинград, 1968, 157–164.

Гольдберг А. Л., «Deutsche Quellen des 17. Jahrhunderts über Stepan Razin», в: Х. Грассхофф, У. Леманн, Hrsg., Studien zur Geschichte der russischen Literatur des 18. Jahrhunderts, Берлин, 1970, 209–232.

Дженсен К., Майер И., Придворный театр в России XѴII века. Новые источники, Москва, 2016.

Коллманн Н.С., Преступление и наказание в России раннего Нового времени, Кембридж (Массачусетс), 2012.

Кёрбер Э.-Б., Messrelationen. Geschichte der deutsch- und lateinischsprachigen «messentlichen» Periodika von 1588–1805 (= Presse und Geschichte — Neue Beiträge, 92), Бремен, 2016.

Майер И., «Как Западная Европа была информирована о Московии? Восстание Разина в центре внимания », в: С. Франклин, К. Бауэрс, ред., Информация и империя: механизмы коммуникации в России, 1600–1850, Кембридж, 2017, 113–151.

Маньков А.Г., ред., Записки иностранцев о восстании Степана Разина, Ленинград, 1968.

Маньков А.Г., ред., Иностранные известия о восстании Степана Разина. Материалы и исследования, Ленинград, 1975.

.

Неклюдов С.Ю. Фольклорный Разин: аспект демонологический // В Умбре: Демонология как семиотическая система. Альманах, М., 2014, 237–274.

Peacey A., «Мой друг Газетер: дипломатия и новости в Европе семнадцатого века», в: Дж. Раймонд, Н. Моксхэм, ред., News Networks in Early Modern Europe (= The Handpress World, 35) , Лейден, 2016, 420–442.

Попов М. Я., «О месте казни и погребения С. Т. Разина», Вопросы истории, 8, 1961, 208–212.

Раух Г., фон, «Moskau und der Westen im Spiegel der schwedischeniplomatischen Berichte der Jahre 1651–1655», Archiv für Kulturgeschichte, 34, 1952, 22–66.

Шамин С. М., Куранты XѴII столеты. Европейская пресса в России и возникновение русской периодической печати, Москва, Санкт-Петербург, 2011.

Швецова Е. А., сост., Крестьянская война под предводителем Степана Разина. Сборник документов, 2/2, Москва, 1959.

Швецова Е. А., сост., Крестьянская война под предводителем Степана Разина. Сборник документов, 3, Москва, 1962.

Сменцовский М. Н. История казни Степана Разина, Каторга и ссылка, 3, 1932, 129–136.

Соловьев В. М., Современные и потомки о восстании С. Т. Разина, М., 1991.

Велке М., «Rußland in der deutschen Publizistik des 17. Jahrhunderts (1613–1689)», Forschungen zur osteuropäischen Geschichte, 23, Берлин, 1976, 105–276.

Heineken приобретает пивоварню Степана Разина в России

07 июля 2005 г. — В результате этой сделки доля рынка Heineken в России вырастет до 10% с объемами более 8 миллионов гектолитров, что еще больше укрепит позицию Heineken на третьем месте на пятом по величине и быстрорастущем рынке пива в мире. .

07.07.05 Heineken N.V. объявила о подписании соглашения о приобретении 100% пивоваренного завода Степана Разина в Санкт-Петербурге, Россия.

Сделка будет профинансирована за счет имеющихся денежных средств и подлежит утверждению регулирующими органами. Приобретение будет способствовать увеличению прибыли в 2006 году и приведет к увеличению стоимости в 2007 году. По договоренности обеих сторон цена приобретения не разглашается.

В результате этой сделки доля рынка Heineken в России вырастет до 10% с объемом более 8 миллионов гектолитров, что еще больше укрепит позицию Heineken, занимающую третье место на пятом по величине и быстрорастущем рынке пива в мире.

Пивоварня Степана Разина расположена во втором городе России, Санкт-Петербурге, расположенном в Северо-Западном регионе, на долю которого приходится 13% всего рынка пива. После этого приобретения Heineken получит позицию номер один в Санкт-Петербурге и позицию номер два в Северо-Западном регионе, увеличившись с 14% доли рынка до 32% в совокупности. Торговая мощность завода составляет 2,3 миллиона гектолитров. Портфель состоит из региональных пивных брендов «Степан Разин», «Калинкин» и «Ординар», общий объем которых составляет 1 штуку.4 миллиона гектолитров пива в 2004 году. В 2004 году доля Степана Разина на национальном рынке составляла 1,7%, доля рынка в Северо-Западном регионе — 18%, а в Санкт-Петербурге — 32%.

Heineken в России владеет портфелем международных и национальных брендов Heineken, Buckler, Bochkarev, Ohota, Stepan Razin, Löwenbrau (последний варится по лицензии), Draft Guinness и Kilkenny (распространение с 1 июля 2005 г.) и региональных брендов Shikhan. , Седой Урал, Соляная Пристань, Окское, Волга, Русич, Соболь, Патра, Стрелец, Жигулевское, Калинкин и Ордынар.

Чтобы связаться с нашей редакцией, напишите нам по адресу редакционная @ cnsmedia.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *