О повести временных лет краткое содержание: «Повесть временных лет» краткое содержание летописи – читать пересказ онлайн

Содержание

Краткое содержание Повесть временных лет по главам для читательского дневника

Написанная на древнерусском «Повесть временных лет», она же «Несторова летопись», она же – «Первоначальная летопись» принадлежит перу монаха Киево-Печерского монастыря Нестору, трудившегося над нею с 1110 по 1118 год.

Начало образования земли Русской летописец берет от библейских времен Ноя, чьи сыновья после его кончины, — Иафет, Хам и Сим по-братски, методом жеребьевки, разделили между собой Землю:

  • Иафету достался Север и Запад;
  • Хаму – весь Юг;
  • Сим стал управлять Восточной частью.

После свержения разгневанным Богом Вавилонской башни единый народ, заселявший Землю, рассеялся семьюдесятью этносами. Один из образовавшихся народов, — Русичи, наряду с Варягами, шведами и немцами расселяется по владениям Иафета.

При этом Русичи изначально облюбовали Дунай, в последующем мигрировав в поля и леса окрест Днепра, и превратились в полян и древлян.

Нестором дана и диаметрально противоположная характеристика степных и лесных жителей:

  • поляне, — мирные, порядочные жители;
  • древляне, — разбойники и скоты.

Путешествие апостола Андрея

Далее летопись повествует о святом Андрее из Рима, который, уча христианству, пришел в Крым, оттуда – вверх по Днепру. Останавливаясь на ночлег, апостол предрекает своим ученикам появление благодати в виде великого города. Так в летописи появляется свидетельство о создании Киева.

Андрей путешествует и в землю словен (ставшую Новгородом), о которой рассказывает изумленным землякам как о земле людей, принимающих странные, но необходимые ритуальные омовения.

Кий

Полянами правят три брата, сидящих на отдельных холмах Приднепровья и построивших город Киев (в честь старшего):

  • Кий;
  • Щек;
  • Хорив.

Кий снискал почестей в Византийском Царьграде, и совершил неудачную попытку осесть в Киевце, построенном им возле Дуная.

Хазары

Когда братьев не стало, хазарский отряд стал требовать с полян дань, и каждая изба дает хазарам по мечу.

Однако радость хазарских воинов была недолгой: их старейшины предупредили о недобром знаке, который сулили полянские обоюдоострые мечи. Предсказание свершилось: русские княжества пленили неудавшихся завоевателей.

Название «Русская земля»

В летописи византийцев упоминается о походе на Царьград какой-то «руси», чья земля охвачена междоусобицами: северные, включая новгородских словен, народы под данью варяг, южные, вместе с полянами, — под властью хазар.

Северные племена сбрасывают захватчиков за Балтийское море, и решают позвать от других варягов, народ которых звался «русью», себе единого князя.

На зов откликнулись три брата:

  • Рюрик, ставший княжить у словен в Новгороде;
  • Синеус, — у весей в Белозерске;
  • Трувор, — у кривичей в Изборске.

Через два годя, в связи со смертью младших братьев, Рюрик становится единым князем, передавая в управление варягам-руси города. Так, новое государство, в честь правителей, стало зваться «Русской землею».

Аскольд и Дир

Два боярина Рюрика, с его позволения, отправились с военным походом в Царьград, по дороге попав в государство покойных Кия, Щека и Хорива.

Поход окончился полным поражением: по молитвам византийского царя буря разбила двести кораблей Аскольда и Дира.

Умирает Рюрик, оставляя малолетнего Игоря. Наместник Олег узнает о незаконном княжении Аскольда и Дира в Киеве, судит их с дружиной и убивает.

Наместничество Олега

Игорь провозглашает «Киев будет матерью Российским городам!», пленяет древлян и княжит в Киеве, и облагает данью Царьград.

Но вещему Олегу предсказано погибнуть от своего любимого коня. Конь давно умер, и Олег, смеясь над пророчеством, ногой толкает его череп. Змея выползает из останков, и смертельно жалит князя.

Смерть Игоря

Игорь обложил древлян еще большей данью, и идет на Царьград дважды. Во второй раз Византия дает Игорю богатую дань, но алчные дружинники надоумливают Князя совершить еще один поход на древлян.

Возмущенные жители Искоростеня убивают Игоря вместе с дружиной.

Месть Ольги

Древляне, став свободными, решили княгиню Ольгу сделать женой своего князя Мала. Однако мстя за смерть мужа, Ольга убивает всю знать, приехавшую в Киев на сватовство, и с помощью птиц сжирает город Искоростень.

Крещение Ольги

Язычница Ольга принимает крещение от византийского царя в Царьграде, избежав, таким образом, свадьбы с ним.

Войны Святослава

Неподкупный и суровый сын Ольги ведет много завоевательских войн, снискав уважение и признание греков.

Возвращаясь домой, Святослава с остатками дружины осаждают печенеги: весной князь преодолевает осаду, но погибает от князя Кури.

Крещение Руси

Сын Святослава, Владимир, становится князем Киева. Он отказывает магометянам из-за запрета их религии есть свинину и пить вино. Также отказывает католикам и иудеям.

Владимир все оттягивает крещение, пока не теряет зрение. Чудесно исцелившись, он принимает христианство и крестить Русь.

Борьба с печенегами

Белгород, осажденный печенегами, вот-вот сдастся из-за голода. Старцы варят овсяный кисель, и разыгрывают перед печенегами чудесное превращение воды в колодцах в пищу. Изумленные печенеги снимают осаду.

Расправы с волхвами

Воевода Киевского князя, Ян Вышатич, расправляется с волхвами, убивающими и издевающимися над народом.

Победа над половцами

Владимир Мономах со Святославом Изяславичем идут на половцев, убегающих в страхе от дружин русичей. Владимир казнить клятвопреступника, — князя половцев Белдюзя.

Живший во время правления Ярослава Мудрого, примерно в 65 летнем возрасте Нестор, на основе свидетельств о прошлом и Библии, в наставление своим современникам и потомкам, описал историю горячо любимой им Руси, посвятив главы происхождению названия государства, и всем княжествам, правящим Русской землей.

И сегодня «Несторова летопись» необыкновенно поучительна, преподнося сквозь многие века урок потомкам оставить вражду, и объединяться, поскольку только в единстве сила и величие народа.

Оцените произведение: Голосов: 244

Читать краткое содержание Повесть временных лет. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Повесть временных лет

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Оперы Моцарта Дон Жуан

    Дон Жуан — богатый соблазнитель и обманщик женщин. У него есть слуга Лепорелло, который не одобряет похождений своего господина. Действие произведения происходит в Испании.

  • Краткое содержание Тёма и жучка Гарин-Михайловский

    Однажды, проснувшись ночью, Тема спросил у своей няни, где его любимая собака Жучка. Она сказала ему, что какой-то живодер бросил её в темный колодец. Тема сразу представил старый заброшенный колодец в саду

  • Краткое содержание Русский лес Леонов

    Окончив школу, Поля Вихрова приезжает в Москву, чтобы продолжить учебу. Ее мама Елена Ивановна, работающая в Пашутинской больнице, осталась дома.

  • Краткое содержание Паустовский Бакенщик

    Автор приходит на озеро. Здесь он должен встретиться с бакенщиком. Бакенщик человек немолодого возраста. Он умный и мудрый. Бакенщика зовут Семеном. Несмотря на свой пристойный возраст, он не любить сидеть сложа руки.

  • Краткое содержание 25 профессий Маши Филипенко Успенский

    Книга Э. Успенского повествует о веселых и интересных приключениях озорной девчонки, ученицы третьего класса, Маши Филипенко.

«Повесть временных лет» краткое содержание летописи по главам

Настройки

Размер шрифта

Данное произведение было составлено в Киеве. Точный год написания не знает никто, как и фамилию автора. Имеются лишь сведения, что это был монах Киево-Печерского монастыря по имени Нестор. Тест переписывался не раз, но в целом сюжетная линия осталась прежней. Краткое содержание «Повести временных лет» Нестора Летописца по главам – это воспроизведение истории Древней Руси. В летописи описаны важнейшие исторические события, происходящие в тот непростой период. Происхождение Русской земли, жизнеописание первых русских князей.

  • Центральные персонажи – князья династии Рюриковичей, а также церковные иерархи.

«Так начнем повесть сию…»

После великого потопа и смерти Ноя перед его сыновьями встал вопрос, как разделить земли, чтобы никого не обидеть. В результате раздела Хам стал владельцем земель на юге. Симу отошел восток. Иафету достались земли северные и запад. Братья условились между собой никогда не вступать в долю друг друга, живя каждый в своей части. Человечество на тот момент было единым. Их численность увеличивалась. Тогда было решено построить столп до неба, и возле него возвести Вавилон. Сорок лет его строили, но так и не достроили. Бог спустился на землю оценить строительство и остался недоволен. Он разрушил столп, смешал и разделил людей на 72 народа, раскидав их по матушке земле.

От одного из них получились славяне, поселившись на землях потомков Иафета. Многие из них осели на Дунае и Днепре. Каждый из народов назывался по имени того места, где оседал. Поляне жили на полянах. Это был стыдливый, тихий и кроткий народ, сохранивший обычаи отцов. Древляне, живущие в лесной чаще были подобны диким зверям. Для них не было ничего святого. Делали что хотели. Убивали своих, ели нечистое, семей не заводили, но при желании могли умыкнуть чужую девицу. Точно так же себя вели половцы.

Святой Андрей отправляется вверх по течению Днепра. По дороге видит сказочно красивое место. Он сказал ученикам, что здесь будет возведен великий город. Позже здесь появится город Киев, названный в честь Кия, одного из полян. После его смерти власть перешла хазарам, требующим платить подать. Тогда поляне дают с каждого дома по мечу. Старейшины удивлены. Они предрекают полянам, что в скором времени дань будут собирать они.

В 1852 году впервые появляется название «Русская земля». Устав от постоянного противостояния, племена решили выбрать общего князя. Им стал Рюрик, обосновавшийся в Новгороде. Два боярина Рюрика, Аскольд и Гир, подмяли под себя Киев, оставшийся без правителя. Поход бояр на Византию окончился полным поражением. Спастись удалось единицам.

После смерти Рюрика княжество перешло к Олегу, его родственнику. Он выселяет из Киева Аскольда и Гира, а сам занимает их место. Киев становится столицей земли русской. Олег возводит новые города, взимает дань с племен, завоевывает земли. Покорив Царьград получает прозвище Вещий. Укус ядовитой змеи лишает его жизни. Власть переходит Игорю. Народ не признает нового правителя. Тогда он идет на древлян и налагает на них еще большую дань. Поход на Царьград окончился полным провалом. Укрепив флот, Игорь идет на Византию, уверенный в победе. Византийский царь предлагает Игорю дань. Князь соглашается, но ему показалось этого недостаточно. Он возвращается к древлянам, чтобы собрать с них еще, вызвав гнев и ненависть к себе. Игоря убивают.

После его смерти, Ольга возвращается в Киев, чтобы отомстить убийцам мужа. Молодая вдова завидная партия для повторного замужества. Древляне, убившие Игоря из-за его жадности и алчности, засылают к ней сватов. Ольга была хитра и коварна. Она устроила ловушку для них. После этого, собрав войско, двинулась на древлян с единственной целью разнести их в пух и прах.



Начало княжения Святослава, сына Игорева

Ольга отправляется в Царьград. Византийский царь пленен умом и мудростью женщины. Он задаривает ее подарками и делает ей предложение. Свадьба не состоялась из-за того, что Ольга призналась в том, что она язычница. Царь с патриархом крестят ее. Константин становится ее крестным, а по христианским законам жениться на крестной дочери противозаконно. Ольга возвращается в Киев. Там она и доживала до конца дней своих в заботах о сыне Святославе и внуках.

Святослав вырос и возмужал, став отличным воином. Много городов взял, но его целью был Переяславец, где он планировал жить. Болгары не приняли его. Разгневанный, он угрожает грекам, что завоюет Царьград, так же как и Переяславец. Византийский царь, узнав про планы Святослава посылает к нему греков с дарами от которых он отказывается, взяв только оружие.

Период правления князя составил 28 лет. Смерть он принял от рук печенежского князя Куря. Из черепа Святослава сделали чашу, используя ее как сосуд для питья вина. Власть переходит его сыну Владимиру, похотливому развратнику и язычнику. Долгое время он не мог определиться какую веру принять, остановившись в итоге на христианстве. Повлиял на ход его решения брак с христианкой, сестре византийских царей.

Русь становится православной. Языческие божки подчистую уничтожены. На их месте воздвигнуты церкви. Людей крестили, детей отдавали в ученье книгам. Не давали покоя лишь печенеги, но и с ними удалось расправиться Владимиру, правда, прибегнув к обману.



Об убиении Бориса

Следующим на престол после смерти Владимира взошел его старший сын Святополк. Не все были рады такой смене власти. Народ желал видеть другого правителя на престоле, Бориса, младшего сына Владимира. Святополк ненавидел Бориса и мечтал его погубить. Подговорил он своих поданных на преступление. Проткнули Бориса копьями, подкравшись в шатер, когда он лежал на кровати своей.

Одной смерти Святополку показалось мало. Следующей жертвой должен стать другой его брат, Глеб. Обманом заманил он его к себе, сославшись на болезнь отца. Услышав о том, что отец захворал и дни его сочтены, Глеб не раздумывал ни минуты. Он седлает коня и мчится со своею дружиной, боясь опоздать и не успеть попрощаться. Посланные Святополка захватили корабль Глеба, а его самого зарезали, как ягненка. Глеба похоронили рядом с Борисом. Возрадовался убийца злодеяниям своим. Загордился собой. Решив на этом не останавливаться, Святополк задумал уничтожить всех братьев, чтобы в одиночку владеть русскою землей.

Ярослав, узнав о злостных деяниях брата — разгневался. Печальные вести сыпались на него одна за другой. Смерть братьев, отца, воинов из дружины и всему виной один человек, его брат. Ярослав собирает войско и идет на Святополка. Услышав, что брат идет на него войной, Святополк собирает бесчисленное количество воинов и выходит с ними на берег Днепра, противоположный тому на котором был Ярослав.

Начало княжения Ярослава в Киеве

Три месяца стояли братья напротив друг друга по разные стороны Днепра, не решаясь вступить в бой. Пока Святополк пил с дружиной, Ярослав переправился на берег. Сошлись они в схватке кровавой. Затрещал под ними лед. Победа была явно на стороне Ярослава. Святополк, понимая, что бой проигран, бежит в Польшу. Не давала ему покоя победа Ярослава. Объединившись с Болеславом и поляками он вновь идет на брата. Благодаря уму Болеслава на этот раз победа на их стороне. Ярослав бежит в Новгород. Собрав войско, Ярослав наносит ответный удар. Святополк бежит к печенегам. В скором времени у Ярослава рождается сын, нареченный Владимиром.

Наслаждаться спокойной семейной жизнью не давал брат Мстислав. Прийти к мирному соглашению удалось при помощи договора. Только когда они разделили по Днепру земли, Мстислав успокоился.

У Ярослава рождается третий сын, Святослав. Четвертого сына назвали Всеволод. После смерти Мстислава, Ярослав полностью берет власть в свои руки. Во времена его правления вера христианская стала плодиться и расширяться. Всюду появлялись монастыри и церкви. Благодаря ему стало развиваться книжное чтение. Перед смертью состоялся между ним и его сыновьями серьезный разговор. Князь просил детей жить мирно, во всем слушаясь друг друга. Разделив между ними города, приказал никогда не переступать границ владений других братьев и изгонять их. Похоронили его в Киеве, доставив гроб в церковь святой Софии.



Начало княжения Изяслава в Киеве

Исполняя волю покойного отца, заняли братья свои престолы по разным городам. Старшему сыну Ярослава, Изяславу достался Киев. Неспокойные были времена. Всюду войны кровавые, битвы великие. Половцы наступали, не останавливаясь ни перед чем. После первого поражения с ними, Изяслав и Всеволод бежали в Киев. Святослав нашел спасение в Чернигове. Киевляне прибежали к князю с просьбой дать им оружие и коней и еще раз сразиться с неприятелем. Не послушал их князь, отказал, вызвав гнев народа. Взбунтовалась толпа, вынудив Изяслава бежать из города. Нельзя оставлять такие поступки безнаказанными. Князь, собрав войско возвращается в Киев, где жестоко наказывает зачинщиков бунта за своеволие, восстановив свою репутацию и вернув власть.

В Ростовской области был неурожай. В это время из Ярославля явились два волхва, объявив что знают, кто запасы держит. Ходили они по Волге, обвиняя во всем зажиточных жен. Многие жены были убиты, а их имущество они присваивали себе. Слухи о бесчинствах волхвов дошли до Яня, сына Вышатина, воеводы киевского князя. Обратился он с просьбой к белозерцам привести их к нему. Когда ему доставили пленных, он велел бить их и выдергивать бороды. После этого вывел их к людям у которых они убили родных и близких, предоставив им возможность самим расправиться с убийцами. Так виновные были наказаны. Самосуд свершился.

Во время жестокой сечи близ Чернигова погибает Борис, сын Вячеслава и Изяслав, сын Ярослава. Плакал о князе весь город, любим он был народом. Не отвечал он злом на зло, прощая людям их ошибки. Был добрым человеком. Ненавидел ложь, признавал лишь правду.

Начало княжения Всеволода в Киеве

После смерти Изяслава престол занял его сын Всеволод, став князем всея Руси. Своему сыну Владимиру он отдал Чернигов. Ярополку достался Владимир и Туров. Больших трудов стоило ему отбивать атаки, претендующих на трон племянников, желающих заполучить ту или иную волость. Много сил и нервов было потрачено на то, чтобы удержать власть любой ценой. Кровные междоусобицы значительно подорвали здоровье Всеволода. Князь старался продолжить дело князя Ярослава, занимаясь продвижением христианства в массы. Православные церкви строились, создавались монастыри. В последние минуты жизни с ним рядом были его сыновья Владимир и Ростислав. Погребение состоялось в храме св. Софии в г. Киеве. В памяти людей он оставил исключительно хорошие воспоминания. Он был боголюбивым человеком. Любил правду. Жалел сирых и убогих, воздерживался от пьянства и похоти.

Владимир встречается со Святополком, претендующим на престол отца. Уладить вопрос путем мирных переговоров не получилось. Планы были нарушены наступлением половцев, держащих путь на Русь. В неравной схватке с врагом братья терпят поражение. Их народ оказывается во вражеском плену. Лишь спустя несколько лет братьям удалось одержать победу над половцами. Они пошли в брод через рубеж прямо во вражеский стан. Поскакав на конях на врага, обратили они их в бегство, рубя на ходу головы ненавистных половцев. Были перебиты все иноплеменники во главе с их князем Тугорканом.

Поучение

Владимир Мономах решил составить грамоту. Некое послание для потомков. Если кому-то не понравится сие чтение, просьба не глумиться над стариком. Смысл его заключался в том, чтобы творить добрые дела, не соревноваться с хитрыми и лукавыми, не завидовать творящим беззаконие. Лишь кроткие по характеру люди унаследуют землю и насладятся миром. Господь накажет тех, кто замышляет плохое и накажет их, зная, что настанет день и все вернется грешному. Надо всегда помогать тому, кто нуждается в помощи. Давать милостыню просящим и не ждать ничего взамен. Душа человека должна быть чистой и непорочной. Тело худым, беседа кроткой. Строго следовать слову Господне. Ни лениться, не суетиться. Не забывать благодарить бога за каждый прожитый день. Молиться перед сном. Только так можно победить дьявола. Не убивать ни праведного, ни виновного. Не клясться, ни креститься без нужды. Старых чтить, как отца. Молодых, как братьев своих. Не забывать больных. Навещать их как можно чаще. Провожать покойника, ибо все смертны. Каждому, проходящему мимо, говорить доброе слово напутствия. Любить жену, но не давать ей власти над собою. Превыше всего иметь страх Божий. Если все послание не удастся запомнить, то надо стараться как можно чаще просто перечитывать его. Хорошее не забывать, чего не умеешь, учиться.

Продолжение по Ипатьевской летописи

Пришла в голову Владимира мысль позвать Святополка с собой на борьбу с язычниками. Дружина Святополка отговаривала его от похода. Однако он решил, что такие серьезные дела необходимо решать сообща. Братья решили встретиться и обговорить этот вопрос в шатре, каждый со своей дружиною. Долго они не могли определиться, кто первый начнет разговор. В итоге слово первое молвил младший из братьев, Владимир. Беседа была долгой, но результативной. Поход на половцев состоится.

Битва была жесткой. Многочисленное войско половецких и русских воинов сошлись в смертельной схватке. Много потерь было среди своих и чужих. Падали люди с обеих сторон. Струсили половцы перед натиском русских. Ударились в бега. Господь бог был в этот день на стороне русских князей. Не без его помощи удалось одержать победу, сокрушив врага. Возвратились князья домой с великой славою. Молва об их победе разнеслась по всем городам и весям.

Людям явилось очередное знамение. Ничего хорошего оно не предвещало. Увидели в нем предвестника смерти Святополка. Вскоре после этого разболелся князь. Болезнь оказалась сильнее. В апреле месяце Святополк скончался. Похоронили его в церкви святого Михаила, которую он сам когда-то построил. Народ и дружина князя искренне оплакивали его. После смерти мужа, княгиня раздала все богатство по монастырям, попам, сирым да убогим. Люди удивлялись и поверить не могли в такую щедрость. На десятый день киевляне посовещались и послали гонцов к Владимиру Мономаху с просьбой прийти в Киев и занять престол. После этого Владимир долго плакал. Он никак не мог прийти в себя после смерти брата. В Киев решил не ходить. Киевляне оказались весьма настойчивы. Они пришли к Владимиру во второй раз и предупредили, что если он откажется от престола, то много зла произойдет. Их доводы возымели должное действие. Князь дал утвердительный ответ.



Начало княженья Владимира, сына Всеволодова

Встречали Владимира в Киеве со всеми подобающими почестями. Занял он стол отца своего и деда. Все люди были рады этому событию. Половцы, прослышав о кончине Святополка, двинулись к Выру. Владимир, собрав сыновей и племянников, двинулся туда же. К нему присоединился Олег. Половцы в страхе бежали.

Своих сыновей Владимир рассадил по разным городам. Одного в Переяславле, другого в Смоленске. Святослава после смерти похоронили в Переяславле, где он правил последнее время. Русские князья, братья по крови, Владимир, Давыд и Олег собрались для обсуждения серьезного вопроса. Решили они перенести мощи Бориса и Глеба в церковь каменную, возведенную ими в знак памяти им. Сначала освятили церковь, а уже потом перенесли туда тела. Много народу собралось в тот день. После отпевания был накрыт огромный стол. Три дня ели нищие и странники, случайно оказавшиеся в этих местах.

И снова знамение показало, что быть беде. Умирает Олег Святославович. Владимир строит мост через Днепр.

Сокращенно «Повесть временных лет» Нестора Летописца

Краткое содержание «Повесть временных лет»

Основания Киева

Было три брата: старшего звали Кий, среднего – Щек, а самого младшего – Хорив. Братья имели прекрасную сестру, имя которой было Лыбедь. И сидели братья на трех горах. Кий сидел на той, что есть сейчас Боричев спуск. Гора, на которой сидел Щек сейчас зовется Щекавица, а место, где сидел младший брат – Хоревицей. Вот однажды решили они основать большой город, а название ему дали в честь старшего брата. Следовательно, город стал называться Киев. Возле него находился лес, где хорошо ловился разнообразный зверь.

Много кто утверждает, что Кий – это перевозчик. Но он не может им быть хотя бы потому, что он ходил в Царьград. Кий был князем киевским, и сам греческий царь очень любил его визиты, так как относился к царя очень уважительно. Возвращаясь обратно в Киев, на его пути встретилось такое место, что находилось на реке Дунай. Очень пришлось по душе Кию это место, поэтому он решил основать здесь городок и стать его князем. Но племена не дали князю осуществить его мечту. Поэтому и до сих пор это место называют Киевец, как память о том, что Кий когда-то хотел здесь остаться. Однако он все же вернулся к основанному им городу, где и умер. А за ним умерли его два брата и сестра.

Нападение хазар
Иллюстрация к «Повести временных лет»

После того, как умерли старшие братья Кий, Щек и Хорив, а вместе с ними еще и сестра их Лыбедь, поляны начали испытывать огромных притеснений со стороны других народов. К таким народам следует отнести древлян, хазар и других. Но самыми смелыми оказались хазары. Они начали требовать у полян дани. Те, недолго думая, решили отдать им дань в виде мечей, которые они собрали с каждого дома полянина. Хазары, собрав дань, понесли мечи до своих обладателей, чтобы показать достижения. Обладатели спросили у своего хазарского народа о том, откуда они принесли дань. На что те указали на место, которое находилось в горах у могучей реки Днепр.

Эти мечи пришлись не по нраву обладателям хазар, ибо оружие полян было острым с двух сторон и это означало, что они вернутся за своей данью, да еще и за большей. Так оно и случилось: обладают поляны над хазарами и до сих пор.

Месть княгини Ольги древлянам

После того, как муж Ольги умер от рук древлян, осталась она сама в Киеве со своим маленьким сыном Святославом. Но древлянам смерти князя киевского было мало, и они потребовали несколько большего. Поэтому они решили захватить еще и Ольгу для того, чтобы их князь Мал имел возможность жениться на ней. А с сыном княгини они решили делать все, что захотят. Поэтому отправили древляне лучших мужей, которых было двадцать, для осуществления этого позорного намерения.

И сразу же Ольгу оповестили, как только древляне оказались на землях киевских. Она вышла к ним с вопросом: «Чего пришли к нам, гости дорогие?» А древляне говорят: «Приплыли мы, княгиня, на лодках к тебе. Убили мы твоего мужа, ибо грабил и издевался он над народом нашим. А тебе предлагаем стать дружной князя Мала, потому что он добрый и народ у него хороший».

Умная княгиня Ольга сказала, что ей нравятся слова древлян, и поэтому приказала им идти отдыхать в лодках. Сама же видала распоряжение, чтобы на тюремном дворе начали копать большие и глубокие ямы. Настало утро, и княгиня позвала гостей. По ее приказу, занесли киевляне врагов своих на лодках вплоть до ям, куда и бросили их. Стали молить они о спасении своем, тогда Ольга приказала им выбрать лучших мужей и прислать к ней, ибо без этого киевляне не позволят ей стать женой их князя. Этих лучших мужей она закрыла в печи, где они и умерли. Летом в 946 году Ольга собрала лучших воинов, чтобы те убили древлян. И встретились два народа на поле боя.

Киевский народ был сильнее врагов, поэтому и одержал победу над ними. Ольга пошла к Искоростень, потому что именно здесь умер ее муж. Долго она не могла взять этот город. Но потом обратилась к жителям города со следующими словами: «За мужа я своего уже отомстила. Теперь я хочу от вас лишь дани». Но в них не было чем платить, поэтому хитрая княгиня попросила в качестве дани воробьев и голубей.

Древляне очень обрадовались этому и начали собирать. К птичкам Ольга приказала привязать трут. Вечером птички вернулись до своих родных мест, и тогда весь Искоростень покрылся огнем. Вот так отважная княгиня отомстила за смерть любимого.

Повесть временных лет Нестора летописца

Писатель и историк того времени Нестор детально описывает события, произошедшие на Руси. Произведение повествует о правителях, князьях и ключевых событиях того времени.

Повествование начинается с теории о появлении славян. Как появилась такая народность, как славяне? Нестор возвращается к библейской истории. После Всемирного потопа у Ноя остаётся три сына, которая делят землю между собой. Западные и северные страны закрепляются за сыном по имени Иафет. После люди решают построить Вавилонскую башню, чтобы достигнуть Бога. Бог проявляет ярость и разделяет людей, теперь у каждого народа свой язык. Так и появляются славяне, которые живут в пределах Иафета. Славяне идут к Дунаю, и обосновываются у Днепра. Отсюда и происходят поляне и древляне. Поляне жили в полях, древляне в лесах. Поляне отличались спокойным и тихим нравом, чего не скажешь о древлянах, которые вели разбойный образ жизни, убивают и развратничают.

Святой апостол на славянской земле. В то время по земле активно проповедовалось Слово Божие, на славянскую землю Божественное послание принёс апостол по имени Андрей. Сначала он прибыл в Крым, затем отправился вверх по реке Днепр. Именно в том месте, где апостол остался на ночевку, святой предрек появление великого города Киева. Пророчество сбылось.

Дома, в Риме, Андрей рассказывает своим друзьям о славянской земле и дивится традициям славян.

Киев был создан тремя братьями, которых звали Кий, Щек и Хорив.

После смерти всех братьев, на полян начали нападать хазары. Они требовали дань со славянского народа. Все семьи были вынуждены отдать меч для хазар, но недруги недолго радовались, вскоре хазарский каганат был разбит.

Уделы Руси были обложены данью со всех сторон. Север был подчинен варягам, а юг – хазарам. На славянскую землю приходит княжить варяг по имени Рюрик и два его брата. Сначала они разделили землю между собой, но, когда братья скончались все земли перешли под правление Рюрика. Русская земля пошла от соплеменников Рюрика, которые именовались «русями».

Князь Рюрик скончался, у него остался сын по имени Игорь, но он был совсем мал. На время правление принял Олег, ближайший родственник. Он придаёт смерти бояр, которые решили самовольно править Киевом. Правление Олега была наполнено победными войнами и успехами. Но князь скоропостижно умер от укуса змеи, как ему и предсказали.

Правление принимает сын Рюрика – Игорь, но чрезмерно обложил народ данью, за что и его и убивают у города Искоростень. У Игоря остаются жена Ольга и сын Святослав. Правление принимает Ольга, которая отличается удивительной мудростью. Она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Первая приняла христианство.

Сын Святослав был сильным и замечательным воином, одержал множество побед в битвах, но его убили печенеги, когда тот возвращался домой.

Бразды правления переходят к Владимиру, внуку Ольги. Он ведет развратный образ жизни, признает языческих богов. К Владимиру приходят представители различных религий, но он не желает принимать какую-либо из них, разве что подумывает о христианстве. Но принятие решения затягивалось, пока правитель не ослеп. После того, как он чудесным образом прозрел, он сразу принимает православие и крестит всю Русь.

Старцы Руси одержали победу над печенегами, после успешно разыгранного старцами чуда. Печенеги испугались и решили сдаться.

Однажды на Русь повадились ходить волхвы. Своими чудесами они очаровывали и обманывали народ. Через своё якобы волшебство ограбили бесчисленное количество людей. Расправу над волхвами учинил Ян Вышатич, он и освободил народ от этих подлецов.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Повесть временных лет Нестора летописца. Читательский дневник

Советуем почитать

Краткое содержание: Сказание о белгородском киселе

Древнерусское сказание о белгородском киселе является частью летописи временных лет. Данная летопись есть исторический документ, где отображены события, происходящие в Киевской Руси. Если познакомиться с содержанием сказания о белгородском киселе, то вы поймете, что речь идет о происходящих событиях глубокой давности, когда еще Русь Киевская подвергалась постоянным набегам, в том числе и набегам печенегов, которые периодически нападали на города, грабили их, убивали людей.

Повесть временных лет Сказание о белгородском киселе

Повесть временных лет и ее сказание о белгородском киселе отправляет нас в далекое прошлое, когда киевским князем был Владимир. В то время печенеги, проведав об отсутствии князя в городе, приступом решили взять Белгород, но не получилось, поэтому они решили осадить Белгород, из которого никого не выпускали и куда никого не впускали. Так проходили дни, в городе наступил голод, люди стали впадать в отчаяние и уже были готовы сдаться. На вече уже решили, что лучше пожертвовать жизнями немногих, нежели всем умереть с голоду. Но тут вызвался старик, который предложил печенегов обхитрить, а так как терять было нечего, на собрании народ согласился рискнуть.

Знакомясь со сказанием о белгородском киселе и читая его дальше, понимаем, в чем суть. Так, по совету старика, все жители отыскали у себя дома остатки зерна, отрубей, овса, из которых потом сделали болтушку. Эту болтушку в кадке опустили в вырытый колодец, а во второй колодец поместили кадку с сытой, что была приготовлена из найденного меда. Когда все было готово, были приглашены печенеги, которые подумали, что жители города вот-вот сдадутся. Вот только горожане сдаваться и не собирались, мало того, они захватчикам сказали, что и десять лет продержаться. А то и больше, ведь даже земля на их стороне и кормит их каждый день. С этими словами они подвели захватчиков к колодцам, набрали подготовленной смеси и сварили кисель, которым накормили и печенегов, и жителей города. Такого печенеги не ожидали и, решив, что таким образом они не перестоят русский народ, ушли враги, освободив город.

Если говорить о сказании о белгородском киселе и отвечать на вопрос: «Кто автор?», то здесь все просто, ведь предания сочинялись народом. Они сочинялись и передавались из поколения в поколение, дабы показать, насколько русский народ был находчивым, умным и имел всегда чувство патриотизма. Так героями сказания о белгородском киселе являются печенеги, русский народ и старец, который предложил хитрый план.

Главная мысль сказания о белгородском киселе заключается в вере в лучшее, и даже в сложной ситуации никогда не сдаваться, а пробовать любыми способами, даже хитростью, получить победу над противником.

Может пригодиться для сочинений

Повесть временных лет аудиокнига слушать онлайн knigiaudio.club