О мандельштам: Осип Мандельштам — стихи. Читать стихотворения Осипа Мандельштама

Стихи Осипа Мандельштама о любви. Читать любовные стихотворения Осипа Мандельштама на портале «Культура.РФ»

Литература

Каталог стихотворений

Осип Мандельштам — стихи

О любви

Осип Мандельштам

Осип Мандельштам начал писать стихи еще в школьные годы. Он изучал историю литературы, переводил европейских классиков, публиковал исследовательские статьи и прозу. За одно из стихотворений поэта дважды репрессировали. Последнюю ссылку — на Дальний Восток — Осип Мандельштам не пережил.

Подробнее

Публикация

Тест: угадайте писателя по домашнему интерьеру

Рассматриваем кабинеты Пушкина, Тургенева и Чехова

Подборка

Книги о любви от приложения «НЭБ Свет»

«Алые паруса», «Руслан и Людмила», «Драма на охоте» и другие романтические истории

Публикация

Литературные дома Петербурга

Где Белинский благословил Достоевского и как жители творческих коммуналок проводили вечера

Публикация

Первые профессии русских писателей

Из посредственных чиновников и инженеров — в знаменитые литераторы

Публикация

Аудиокниги для школьников по произведениям русских классиков

Школьная литература в аудиоформате

Подборка

10 тестов по русской литературе для школьников и их родителей

Проверьте, кто из вас успешнее справится с заданиями

Все теги

О жизни

О природе

О любви

О родине

О женщине

О войне

О свободе

О весне

О детях

Романтические

Серебряный век

Философские

Осип

Мандельштам

Бессонница. Гомер. Тугие паруса…

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

О любви

Осип

Мандельштам

Нежнее нежного

Нежнее нежного

Лицо твоё,

О любви

Осип

Мандельштам

Возьми на радость из моих ладоней…

Возьми на радость из моих ладоней

Немного солнца и немного меда,

О любви

Осип

Мандельштам

Я ненавижу свет…

Я ненавижу свет

Однообразных звезд.

О любви

Осип

Мандельштам

Невыразимая печаль

Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,—

О любви

Осип

Мандельштам

За то, что я руки твои не сумел удержать…

За то, что я руки твои не сумел удержать,

За то, что я предал соленые нежные губы,

О любви

Осип

Мандельштам

Tristia (Я изучил науку расставанья)

Я изучил науку расставанья

В простоволосых жалобах ночных.

О любви

Осип

Мандельштам

О свободе небывалой…

О свободе небывалой

Сладко думать у свечи.

О любви

Осип

Мандельштам

Я наравне с другими хочу тебе служить

Я наравне с другими

Хочу тебе служить,

О любви

Осип

Мандельштам

Не спрашивай, ты знаешь

Не спрашивай: ты знаешь,

Что нежность безотчетна

О любви

Осип

Мандельштам

Я вздрагиваю от холода…

Я вздрагиваю от холода —

Мне хочется онеметь!

О любви

Осип

Мандельштам

Золотистого меда струя из бутылки текла…

Золотистого меда струя из бутылки текла

Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:

О любви

Осип

Мандельштам

Мастерица виноватых взоров…

Мастерица виноватых взоров,

Маленьких держательница плеч!

О любви

Осип

Мандельштам

Кинематограф

Кинематограф. Три скамейки.

Сентиментальная горячка.

О любви

Осип

Мандельштам

Твоим узким плечам

Твоим узким плечам под бичами краснеть,

Под бичами краснеть, на морозе гореть.

О любви

Осип

Мандельштам

Не веря воскресенья чуду…

Не веря воскресенья чуду,

На кладбище гуляли мы.

О любви

Осип

Мандельштам

Жизнь упала, как зарница…

Жизнь упала, как зарница,

Как в стакан воды ресница.

О любви

Осип

Мандельштам

Кассандре

Я не искал в цветущие мгновенья

Твоих, Кассандра, губ, твоих, Кассандра, глаз,

О любви

Осип

Мандельштам

Твоя весёлая нежность

Твоя весёлая нежность

Смутила меня:

О любви

Осип

Мандельштам

Из полутемной залы, вдруг…

Из полутемной залы, вдруг,

Ты выскользнула в легкой шали –

О любви

Осип

Мандельштам

Я в хоровод теней

Я в хоровод теней, топтавших нежный луг,

С певучим именем вмешался,

О любви

Осип

Мандельштам

Соломинка

Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне

И ждешь, бессонная, чтоб, важен и высок,

О любви

Осип

Мандельштам

Твоё чудесное произношенье

Твоё чудесное произношенье —

Горячий посвист хищных птиц;

О любви

Осип

Мандельштам

И поныне на Афоне…

И поныне на Афоне

Древо чудное растет,

О любви

Осип

Мандельштам

На влажный камень возведённый

На влажный камень возведённый,

Амур, печальный и нагой,

О любви

Осип

Мандельштам

Как этих покрывал и этого убора…

— Как этих покрывал и этого убора

Мне пышность тяжела средь моего позора!

О любви

Биографии

Валентин

Катаев

Драматург

Писатель

Поэт

Российская империя

Антон

Дельвиг

Издатель

Поэт

Российская империя

Давид

Бурлюк

Художник

Поэт

Российская империя

Расул

Гамзатов

Общественный деятель

Поэт

Публицист

СССР

Александр

Вертинский

Поэт

Исполнитель

Российская империя

Борис

Рыжий

СССР

Алексей

Толстой

Писатель

Поэт

Российская империя

Евгений

Евтушенко

Общественный деятель

Режиссер

Сценарист

Писатель

Поэт

СССР

Андрей

Белый

Писатель

Поэт

Российская империя

Александр

Грин

Писатель

Поэт

Российская империя

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Мандельштам Осип Эмильевич — биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги

Осип Мандельштам начал писать стихи еще в школьные годы. Он изучал историю литературы, переводил европейских классиков, публиковал исследовательские статьи и прозу. За одно из стихотворений поэта дважды репрессировали. Последнюю ссылку — на Дальний Восток — Осип Мандельштам не пережил.

«Первое признание читателями»

Объявление о вечере поэзии (слева направо): поэты Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и художник Юрий Анненков. 1914 год. Фотография: Музей «Анна Ахматова. Серебряный век», Санкт-Петербург

Объявление о вечере поэзии (слева направо): поэты Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и художник Юрий Анненков. 1914 год. Фотография: Музей «Анна Ахматова. Серебряный век», Санкт-Петербург

Осип Мандельштам. Париж, Франция, 1909–1910 годы. Фотография: Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Осип Мандельштам родился в 1891 году в Варшаве. Его отец, Эмилий Мандельштам, был купцом первой гильдии, занимался производством перчаток. Он самостоятельно изучал немецкий язык, увлекался германской литературой и философией, в юности жил в Берлине. Мать — Флора Вербловская — занималась музыкой.

В 1897 году семья переехала в Петербург. Родители хотели дать детям хорошее образование и познакомить их с культурной жизнью Северной столицы, поэтому Мандельштамы жили между Петербургом и Павловском. Со старшим сыном Осипом занимались гувернантки, он с раннего детства учил иностранные языки.

«По разумению моему, все эти француженки и швейцарки от песенок, прописей, хрестоматий и спряжений сами впадали в детство. В центре мировоззрения, вывихнутого хрестоматиями, стояла фигура великого императора Наполеона и война двенадцатого года, затем следовала Жанна д’Арк (одна швейцарка, впрочем, попалась кальвинистка), и сколько я ни пытался, будучи любознательным, выведать у них о Франции, ничего не удавалось, кроме того, что она прекрасна»

В 1900–1907 годах Осип Мандельштам учился в Тенишевском коммерческом училище — одной из лучших столичных школ. Здесь использовали новейшие методики преподавания, ученики издавали журнал, давали концерты, ставили спектакли. В училище Осип Мандельштам увлекся театром, музыкой и написал свои первые стихи. Родители не одобряли поэтических опытов сына, но его поддерживал директор и преподаватель словесности, поэт-символист Владимир Гиппиус.

После окончания училища Мандельштам уехал за границу. Он слушал лекции в Сорбонне. В Париже будущий поэт познакомился с Николаем Гумилевым — позже они стали близкими друзьями. Мандельштам увлекался французской поэзией, изучал романскую филологию в Гейдельбергском университете Германии, путешествовал по Италии и Швейцарии.

Иногда Мандельштам приезжал в Петербург, где знакомился с русскими поэтами, посещал литературные лекции в «Башне» у Вячеслава Иванова и в 1910 году впервые напечатал свои стихотворения в журнале «Аполлон».

В 1911 году молодой поэт поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В тот же год он присоединился к «Цеху поэтов» Николая Гумилева. В литературную группу входили Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Михаил Кузмин. Осип Мандельштам публиковал в петербургских изданиях стихи, литературные статьи, выступал со своими произведениями на сцене. Особенно часто — в кабаре «Бродячая собака».

В 1913 году вышел первый сборник стихотворений молодого поэта — книга «Камень». Его брат, Евгений Мандельштам, позже вспоминал: «Издание «Камня» было «семейным» — деньги на выпуск книжки дал отец. Тираж — всего 600 экземпляров. После долгого раздумья мы сдали весь тираж на комиссию в большой книжный магазин Попова-Ясного. Время от времени брат посылал меня узнавать, сколько продано экземпляров, и когда я сообщил, что раскуплено уже 42 книжки, дома это было воспринято как праздник. По масштабам того времени в условиях книжного рынка это звучало как первое признание поэта читателями».

Перед революцией Осип Мандельштам несколько раз гостил у Максимилиана Волошина в Крыму. Там он познакомился с Анастасией и Мариной Цветаевыми. Между Мариной Цветаевой и Мандельштамом вспыхнул короткий, но бурный роман, по окончании которого разочарованный в любви поэт даже собирался уйти в монастырь.

Прозаик, переводчик, литературовед

Осип Мандельштам. 1910-е годы. Фотография: Музей «Анна Ахматова. Серебряный век», Санкт-Петербург

Осип Мандельштам (справа) и поэт Рюрик Ивнев. Харьков, Украина, 1919 год. Фотография: Московский государственный музей С.А. Есенина, Москва

Осип Мандельштам. Около 1925 года. Фотография: Музей «Анна Ахматова. Серебряный век», Санкт-Петербург

После октябрьского переворота Мандельштам некоторое время служил в Петербурге, а потом переехал в Москву. Однако голод вынудил его покинуть и этот город. Поэт постоянно переезжал — Крым, Тифлис. В Киеве он познакомился с будущей женой — Надеждой Хазиной. В 1920 году они вместе вернулись в Петербург, а спустя еще два года — поженились.

«У него никогда не было не только никакого имущества, но и постоянной оседлости — он вел бродячий образ жизни. Это был человек, не создававший вокруг себя никакого быта и живущий вне всякого уклада»

В 1922 году вышла вторая книга стихов Осипа Мандельштама «Tristia» с посвящением Надежде Хазиной. В сборник вошли произведения, которые поэт написал в годы Первой мировой войны и во время революционного переворота. А еще спустя год была опубликована «Вторая книга».

В 1925 году Мандельштаму стали отказывать в печати стихов. В следующие пять лет он почти ушел от поэзии. В эти годы Осип Мандельштам выпустил много литературоведческих статей, автобиографическую повесть «Шум времени», книгу прозы «Египетская марка», произведения для детей — «Примус», «Шары», «Два трамвая». Он много переводил — Франческо Петрарку и Огюста Барбье, Рене Шикеле и Иосифа Гришашвили, Макса Бартеля и Жана Расина. Это давало молодой семье хоть какой-то доход. Итальянский язык Осип Мандельштам изучал самостоятельно. Он прочитал оригинальный текст «Божественной комедии» и написал эссе «Разговор о Данте».

В 1933 году в ленинградском журнале «Звезда» вышло «Путешествие в Армению» Мандельштама. Он позволил себе и откровенные, порой резкие описания молодой Советской республики и колкости в адрес известных «общественников». Вскоре вышли разгромные критические статьи — в «Литературной газете» и «Правде».

«Очень резкое сочинение»

Осип Мандельштам с тещей Верой Хазиной. Воронеж, 1934 год. Фотография: Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург

Поэтесса Анна Ахматова (справа) в гостях у Осипа Мандельштама и его жены Надежды Мандельштам (в центре). Москва, 1934 год. Фотография: Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург

Осип Мандельштам. Фотография из следственного дела. 1938 год. Фотография: Музей «Анна Ахматова. Серебряный век», Санкт-Петербург

Осенью того же года появилось одно из самых известных сегодня стихотворений Мандельштама — «Мы живем, под собою не чуя страны…». Он прочитал его примерно пятнадцати знакомым. Борису Пастернаку принадлежат слова: «То, что Вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но факт самоубийства, которого я не одобряю и в котором не хочу принимать участия».

Поэт уничтожил бумажные записи этого стихотворения, а его жена и друг семьи Эмма Герштейн выучили его наизусть. Герштейн позже вспоминала: «Утром неожиданно ко мне пришла Надя [Мандельштам], можно сказать влетела. Она заговорила отрывисто. «Ося написал очень резкое сочинение. Его нельзя записать. Никто, кроме меня, его не знает. Нужно, чтобы еще кто-нибудь его запомнил. Это будете вы. Мы умрем, а вы передадите его потом людям».

«Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина»

На Мандельштама донесли. Сначала его выслали в Чердынь-на-Каме. Позже — благодаря заступничеству Николая Бухарина и некоторых поэтов — Мандельштам с женой смогли переехать в Воронеж. Здесь он работал в журналах, газетах, театрах, писал стихи. Позже они были опубликованы в сборниках «Воронежские тетради». Заработанных денег катастрофически не хватало, но друзья и родственники поддерживали семью.

Когда срок ссылки закончился и Мандельштамы переехали в Калинин, поэта вновь арестовали. Его приговорили к пяти годам лагерей за контрреволюционную деятельность и отправили этапом на Дальний Восток. В 1938 году Осип Мандельштам умер, по одной из версий, в больничном лагерном бараке недалеко от Владивостока. Причина его смерти и место захоронения доподлинно неизвестны.

Произведения Осипа Мандельштама были запрещены в СССР еще 20 лет. После смерти Сталина поэта реабилитировали по одному из дел, а в 1987 году — по второму. Его стихи, прозу, мемуары сохранила Надежда Мандельштам. Что-то она возила с собой в «рукописном чемодане», что-то держала только в памяти. В 1970–80-х годах Надежда Мандельштам опубликовала несколько книг-воспоминаний о поэте.

Осип Эмильевич Мандельштам | Русский поэт

Год рождения:
15 января 1891 г. Варшава Польша
Умер:
27 декабря 1938 года? возле Владивостока Россия
Механизм/стиль:
Акмеисты

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Осип Эмильевич Мандельштам , Мандельштам также пишется Мандельштам , (род. 3 января [15 января по новому стилю] 1891, Варшава, Польша, Российская империя [ныне в Польше] — умер 27 декабря 1938, Вторая Речка транзитом лагерь, недалеко от Владивостока, Россия, СССР [сейчас в России]), крупнейший русский поэт, прозаик и литературный публицист. Большинство его работ не публиковались в Советском Союзе в эпоху Иосифа Сталина (1929–1953) и были почти неизвестны поколениям российских читателей до середины XIX века.60-е годы.

Мандельштам вырос в Санкт-Петербурге в еврейской семье, принадлежащей к верхушке среднего класса. Его отец был торговцем кожей, который отказался от раввинского образования ради светского образования в Германии, а его мать была образованным представителем русской интеллигенции. После окончания в 1907 году элитного частного Тенишевского училища и неудачной попытки вступить в эсер-террористическую организацию Мандельштам отправился во Францию ​​учиться в Сорбонне, а затем в Германию, чтобы поступить в Гейдельбергский университет. После возвращения в Россию в 1911 г. он обратился в христианство (крещен финскими методистами) и, таким образом, освобожденный от еврейской квоты, продолжил обучение в Санкт-Петербургском университете. Он покинул его в 1915 году, не получив ученой степени.

Викторина «Британника»

Любимая литература: правда или вымысел?

Любите литературу? Эта викторина выясняет правду о любимых писателях и историях, старых и новых.

Первые его стихи появились в петербургском журнале Аполлон («Аполлон») в 1910. В ответ на ранние футуристские манифесты Мандельштам вместе с Николаем Гумилевым, Анной Ахматовой и Сергеем Городецким основал акмеистическую школу поэзии, попытку систематизировать поэтическую практику нового поколения петербургских поэтов. Они отвергали расплывчатый мистицизм русского символизма и требовали ясности и конкретности изображения, четкости формы и смысла в сочетании с широкой эрудицией (охватывающей античность и европейскую историю, особенно культурную, включая искусство и религию). Свое поэтическое кредо Мандельштам изложил в своем манифесте 9.0041 Утро Акмеизма (написано в 1913 г., опубликовано в 1919 г.; «Утро акмеизма»).

В 1913 году его отец финансировал публикацию его первого тонкого сборника стихов Kamen

( Stone ), за которым в 1916 и 1923 годах последовали более крупные тома с тем же названием. Название было символом акмеистов: и особенно Мандельштама — отождествление с культурной сущностью Санкт-Петербурга, классической традицией западноевропейской цивилизации и архитектурным выражением его духовного и политического наследия. Первые два выпуска Камень (1913 и 1916) сделал Мандельштама полноправным членом славной когорты русских поэтов. Его последующие сборники — Вторая книга (1925; «Книга вторая»), представляющие собой переименованное, исправленное издание Тристия (1922) и Стихотворения (1928; «Стихотворения»), — снискали ему репутацию ведущего поэт своего поколения.

Не желая служить рупором политической пропаганды (в отличие от Владимира Маяковского), Мандельштам считал «диалог со своим временем» нравственным императивом поэта. На Первую мировую войну и революцию он откликнулся серией историко-философских медитативных стихотворений, являющихся одними из лучших и глубоких в корпусе русской гражданской поэзии. По темпераменту и убеждениям сторонник партии эсеров приветствовал крах старого режима в 1917 и выступал против захвата власти большевиками. Однако его опыт во время Гражданской войны в России (1918–1920) не оставлял сомнений в том, что ему не место в Белом движении.

Как русский поэт, он чувствовал, что должен разделить судьбу своей страны, и не мог выбрать эмиграцию. Как и многие российские интеллектуалы того времени (сочувствующие движению «Смена ориентиров» или «попутчики»), он заключил мир с Советами, не отождествляя себя полностью с большевистскими методами или целями. Во время гражданской войны Мандельштам жил попеременно в Петрограде, Киеве, Крыму и Грузии при самых разных режимах. В 1922, после издания своего второго тома стихов
Тристия
, поселился в Москве и женился на Надежде Яковлевне Хазиной, с которой познакомился в Киеве в 1919 году. поставил его на обочину советского литературного истеблишмента, но не уменьшил его положения как главного поэта своего времени как среди литературной элиты, так и среди самых проницательных читателей поэзии в большевистском правительстве (Мандельштаму покровительствовал Николай Бухарин). После Tristia Поэтическое творчество Мандельштама постепенно уменьшалось, и, хотя некоторые из наиболее значительных его стихотворений («Грифельная ода» и «1 января 1924 года») были написаны в 1923–1924 годах, оно полностью прекратилось в 1925 году.

Получить Подпишитесь на Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Отвернувшись от поэзии, Мандельштам создал одни из лучших мемуарных проз ХХ века (

Шум времени [ Шум времени ] и Феодосия [«Феодосия»], 1923) и небольшой экспериментальный роман (« Египецкая марка » [«Египетская марка»], 1928). В 1920-е годы он также опубликовал серию блестящих критических эссе («Конец романа», «Девятнадцатый век», «Барсучья нора: Александр Блок» и др.). Вошедшие в сборник «О поэзии » (1928; «О поэзии»), эти очерки вместе с его «Разговор о Данте » (1932; «Разговор о Данте ») должны были оказать неизгладимое влияние на русское литературоведение (особенно о Михаиле Бахтине и формалистах). Это были его последние книги, изданные в Советском Союзе при жизни.

Как и многие его коллеги-поэты и писатели, Мандельштам в 1920-е годы зарабатывал на жизнь художественными переводами. В 1929 году, в напряженной политизированной атмосфере сталинской революции, Мандельштам оказался втянутым в скандал с авторскими правами, который еще больше отдалил его от литературного истеблишмента. В ответ Мандельштам создал «

Четвертая проза » (1930?; Четвертая проза ) — монолог потока сознания, высмеивающий лакейство советских писателей, жестокость культурной бюрократии и абсурдность «социалистического строительства». Эта книга не издавалась в России до 1989.

В 1930 году, благодаря все еще могущественному покровительству Бухарина, Мандельштаму было поручено поехать в Армению, чтобы наблюдать и фиксировать ход пятилетнего плана. Результатом стало возвращение Мандельштама к поэзии (цикл «Армения» и последующие Московские тетради ) и Путешествие в Армению , мощный образец модернистской путевой прозы. Часть поэзии того периода, наряду с Путешествием , публиковалась в периодической печати. Очищенный от прежнего скандала, Мандельштам вернулся в Москву в качестве видного члена писательского сообщества, чему способствовало кратковременное потепление в культурной политике в 1932–34.

Однако самостоятельность Мандельштама, его отвращение к моральному компромиссу, чувство гражданской ответственности и ужас перед репрессиями против крестьянства поставили его на путь столкновения со сталинской партией-государством. В ноябре 1933 года Мандельштам написал жгучую эпиграмму на Сталина, которую впоследствии прочитал многим своим друзьям («Мы живем, не чувствуя страны под ногами»). Зная о растущей оппозиции Сталину внутри партии, которая достигла апогея в 1934 на XVII съезде партии (26 января — 10 февраля) Мандельштам надеялся, что его поэма станет городским фольклором и расширит базу антисталинской оппозиции. В поэме Мандельштам представляет Сталина как «убийцу крестьян» с червеобразными пальцами и тараканьими усами, который наслаждается массовыми пытками и казнями. По доносу кого-то из своего окружения Мандельштам был арестован за эпиграмму в мае 1934 года и отправлен в ссылку со сталинским приговором «изолировать, но защитить». Мягкий вердикт был продиктован стремлением Сталина привлечь на свою сторону интеллигенцию и улучшить свой имидж за границей, что соответствовало его политике проведения Первого съезда советских писателей (19 августа34).

Стресс от ареста, заключения и допросов, вынудивший Мандельштама разглашать имена друзей, слышавших от него декламацию стихотворения, привел к затяжному приступу душевной болезни. Находясь в больнице провинциального города Чердыни (на Урале), Мандельштам попытался покончить жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна, но выжил и был переведен в более гостеприимный город Воронеж. Там ему удалось частично восстановить душевное равновесие. Как ссыльному, которому была предоставлена ​​высшая «защита», ему разрешили работать в местном театре и на радиостанции, но вынужденную изоляцию от среды он переносил все труднее. Мандельштам загорелся идеей искупить свою обиду на Сталина и превратиться в нового советского человека. Этот воронежский период (1934–37) был, пожалуй, самым продуктивным в творчестве Мандельштама как поэта, дав три замечательных цикла:

Воронежские тетради ( Воронежские тетради ), а также его самое длинное стихотворение «Ода Сталину». В некотором смысле кульминация «Воронежских тетрадей» «Ода Сталину» — это одновременно и блестящий пиндаровский панегирик своему мучителю, и христоподобная просьба к «отцу всех людей» пощадить крест. Сочиненный великим поэтом, он представляет собой уникальный памятник ментальному ужасу сталинизма и трагедии капитуляции интеллигенции перед насилием и идеологическим диктатом сталинского режима.

В мае 1937 г., отбыв наказание, Мандельштам выехал из Воронежа, но, как бывший ссыльный, не получил прописки в радиусе 100 км от Москвы. Нищий, бездомный, страдающий астмой и сердечными заболеваниями, Мандельштам упорно пытался реабилитироваться, обходил квартиры писателей и офисы Союза писателей СССР, читал свою «Оду», умолял о работе и возвращении на родину. нормальная жизнь. Друзья поэта в Москве и Ленинграде взялись за сбор средств, чтобы спасти Мандельштамов от голодной смерти. 19 марта38 марта генеральный секретарь Союза писателей Владимир Ставский донес на Мандельштама начальнику охранки Николаю Ежову, как на человека, сеющего смуту в писательском сообществе. Обвинение включало в себя экспертную оценку творчества Мандельштама писателем Петром Павленко, который отмахивался от Мандельштама как от простого стихотворца, скупо восхваляя лишь несколько строк «Оды».

Через месяц, 3 мая 1938 года, Мандельштам был арестован. Осужденный на пять лет ИТЛ за антисоветскую деятельность, скончался в пересыльном лагере под Владивостоком 27 декабря 19 года.38. «Ода» оставалась неизданной до 1976 года.

Пожалуй, больше, чем любой другой поэт своего поколения, за исключением Велимира Хлебникова, Мандельштам отличался полной преданностью своему призванию поэта-пророка и поэта-мученика. Без постоянного места жительства и постоянной работы, но в течение короткого перерыва в начале 1930-х годов он жил жизнью архетипического поэта, распространяя рукописи среди своих друзей и полагаясь на их память для «архивирования» своих неопубликованных стихов. В первую очередь благодаря усилиям его вдовы, умершей в 19 г.80 утрачено то немногое из поэзии Мандельштама; она поддерживала жизнь его произведений во время репрессий, запоминая их и собирая копии.

После смерти Сталина издание произведений Мандельштама на русском языке возобновилось, и первый том поэзии Мандельштама вышел в 1973 году. Но это было раннее американское двухтомное аннотированное издание Мандельштама Глеба Струве и Бориса Филиппова (1964), наряду с книгами воспоминаний Надежды Мандельштам, которые привлекли к творчеству поэта внимание новых поколений читателей, ученых и единомышленников. В России на рубеже XXI века Мандельштам оставался одним из самых цитируемых поэтов своего времени.

Григорий Фрейдин

Биография Осип Мандельштам | Русская поэзия

Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938) Великий современный русский поэт, публицист и переводчик родился в Варшаве в 1891 году. В 1897 году семья переехала в Санкт-Петербург. Он получил формальное образование в Тенишевском училище, частично в Сорбонне в Париже и в Гейдельбергском университете в Германии, но так и не получил ученой степени. Он прекрасно знал английский, французский и немецкий языки.

В Санкт-Петербурге посещал Проакадемию Вячеслава Иванова, Санкт-Петербургское философское общество. Позже он поступил в поэтическую школу акмеизма Гумилева, Гильдия поэтов . Его первые опубликованные стихи появились в августе 1910 года в Аполлон . Его первая книга стихов Stone вышла в 1913 году и сразу же принесла ему признание как одного из лучших талантов России.

Как писал Монас, «когда пришла русская революция, он встретил ее с определенными надеждами, не лишенными страха и опасения». В своей литературной прозе он рассуждал об отношении художника к обществу. После Шум времени (1922-23), четыре основных произведения Мандельштама в литературной прозе: Египетская марка (1927), Четвертая проза (1928-30), Путешествие в Армению (1931-32), и Разговор о Данте (весна-лето 1933). Как предположил Фрейдин, его отношение ко всему советскому проекту, включая роль Сталина в нем, было гораздо более сложным, чем это часто предполагалось, и не может быть сведено к романтическому представлению о поэте как о Давиде, постоянно сражающемся со своим Голиафом (Freidin 2001).

Во время Гражданской войны (1918-21) Мандельштам жил попеременно в Петрограде, Киеве, Крыму и Грузии при разных режимах. В 1922 году он опубликовал сборник стихов  Tristia. Согласно Фрейдину, «поэзия Мандельштама, эрудированная, резонирующая с историческими аналогиями и классическими мифами, поставила его на периферию советского литературного истеблишмента» (Фрейдин 1987). Ему было очень трудно публиковаться и поддерживать себя в советском контексте.

В 1922 году поселился в Москве и женился на Надежде Яковлевне Хазиной, с которой познакомился в Киеве в 1919. В 1920-е годы, как и многие его коллеги-поэты и писатели, Мандельштам зарабатывал на жизнь художественными переводами. В 1929 г. его несправедливо обвинили в плагиате, и в напряженной, политизированной атмосфере сталинского террора ему запретили печатать. В 1930 году он написал стихотворение «Волк » (последняя строка добавлена ​​в 1935 году), иллюстрирующее состояние интеллектуального, «звериного» характера современного существования в начале 1930-х годов. В литературе о Мандельштаме это стихотворение воспринимается как обвинительный акт времени. Метафоры волкодав (что не волк, а волкодав), «кровавые кости в колесе» соответствуют характеру изображаемых времен. По мнению некоторых литературоведов, череда мощных образов и метафор, ощущение смертельной опасности для поэта в «волкодавом возрасте» вызывает в памяти события жизни Мандельштама конца 1920-х — начала 1930-х годов (Лекманов 2010). В этом стихотворении, как и во многих стихах Осипа Мандельштама, представлен образ жестокого, гнетущего и мучительного мира, ставшего невыносимым для поэта.

В 1933 году поэт написал эпиграмму на Сталина, которую впоследствии читал многим своим друзьям ( Мы живем, не чувствуя страны под ногами ). В стихотворении Сталин, «убийца крестьян, с червеобразными пальцами и тараканьими усами, наслаждается оптовыми пытками и казнями» (Фрейдин 2001). Эпиграмма дошла до слуха Сталина, и Мандельштам был арестован в мае 1934 года. Это был его первый арест, закончившийся ссылкой (вместе с женой) в южный город Воронеж. Воронежские тетради , в которых собраны все его стихи с 1930 по 1937 год. Эти стихи сохранились в устной форме у жены Мандельштама — она запоминала каждое слово его стихов, когда было опасно брать перо в бумагу (Мандельштам 1970). Позже она опубликовала их под названием «Воронежские тетради ». В 1937 году Мандельштам был вторично арестован как «враг народа» и приговорен к пяти годам ГУЛАГа. Умер в пересыльном лагере под Владивостоком зимой 1938.

За тридцать лет его имя практически исчезло из печати в СССР. Осип Мандельштам был реабилитирован после смерти Сталина, и в 1974 году в Ленинграде вышел сборник его стихов. Надежда Мандельштам написала мемуары «Надежда против надежды », в которых она рассказала о своих усилиях по защите, тиражированию и распространению запрещенной поэзии своего мужа. В начале 1970-х годов несколько экземпляров этой книги были контрабандой вывезены на Запад и появились в английском переводе.

Источники

Фрейдин, Грегори.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *