О граде божьем произведение: О граде Божьем — блаженный Аврелий Августин

Содержание

О граде Божием (комплект из 2-х книг) (Аврелий Августин)

2 809 ₽

2 234 ₽

+ до 421 балла

Бонусная программа

Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.

Купить

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В наличии

В наличии в 3 магазинах. Смотреть на карте

9

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В наиболее известном сочинении философа и богослова Аврелия Августина «О граде Божием» представлена уникальная концепция философии истории. Августин описывает историю человечества как сосуществование двух сфер — Града Божьего и Града Земного.

Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, отдалившимися от Бога.

Описание

Характеристики

В наиболее известном сочинении философа и богослова Аврелия Августина «О граде Божием» представлена уникальная концепция философии истории. Августин описывает историю человечества как сосуществование двух сфер — Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, отдалившимися от Бога.

Омега-Л

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «О граде Божием (комплект из 2-х книг) » есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Аврелий Августин «О граде Божием (комплект из 2-х книг) » и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой.

Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Блаженный Августин Аврелий



Блаженный Августин Аврелий

354-430

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Блаженный Августин

Аврелий Августин Блаженный (354-430) -, крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных «отцов церкви». Он оказал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья.

Годы жизни Августина пересекаются с годами жизни Прокла и даже приходятся на более ранний период, чем жизнь некоторых неоплатоников. Поэтому некоторые исследователи полагают, что его творчество лучше рассматривать в русле греческой философии. Более того, Августин пришел к христианству через манихейство под воздействием трудов неоплатоников.

В философии Августина много от неоплатоников, однако душа его, сочинений религиозный, не сорместимый с духом античной философии. Родина Августина — город Тагаст (Северная Африка) — современный Алжир. Интерес к философии у него появился под влиянием чтения трактатов Цицерона. Августин оставил после себя богатое литературное наследство. Им написаны десятки значительных произведений: «Против академиков», «О блаженной жизни», «О бессмертии души», «Об учителе», «О свободе воли», «Исповедь», «О граде Божьем» и др. По своим философским воззрениям Августин сначала примыкал к манихейству — религиозному течению, исповедовавшему противоположность добра и зла, света и тьмы, — но, разочаровавшись в нем, примкнул к скептицизму академиков.

После знакомства с Амвросием Медиоланским, оказавшим на него большое влияние, и чтения трудов неоплатоников Августин стал склоняться к христианству, которое принял в 387 г. Он развернул активную деятельность по распространению христианского вероучения, что дало возможность исследователям его творчества называть его «молотом еретиков». Религиозно-философская система Августина представляет собой соединение библейского мировоззрения с теми положениями неоплатонизма, которые приемлемы для христианского вероучения. Центральный пункт философской системы Августина — Бог, поэтому она исключительно теоцентрична. Согласно Августину, Бог представляет собой высшую сущность, он — единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего, все остальное определяется и зависит от божественной воли. Первенство Бога над всем остальным имеет для Августина большое философско-теологическое значение, так как в этом случае он выступает причиной любого существования и всех изменений в мире. Бог сотворил мир и продолжает постоянно творить его.

Проблема креационизма раскрывается Августином всесторонне и с различных сторон. Августин стоит на позициях дуализма Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью зависят от него, Бог же от человека и природы никак не зависит. Идея постоянного творения мира Богом приводит Августина к концепции фатализма, что является характерной чертой-августианизма. Все, что происходит в мире, совершается по воле высшего существа — Бога, поэтому в мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает. Даже развитие растений и животных предопределено волей Бога, который трансцендентно определяет зарождение и развитие индивидуальных существ. Это приводит к иррационалистическому истолкованию действительности Августином, полагавшим, что таинственные, непостижимые человеком явления природы вполне определяет воля Божья. Креационистская доктрина Августина по-своему трактует природу и человека. Для Августина весь органический мир не обладает одушевленностью, не говоря уже о неорганическом мире.

Душой обладает только человек. Душа человека создается Богом и после этого существует вечно. В работе «О величине души» он Пишет, что душа «не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни огонь, ни соединение всех этих элементов или также некоторых из них» [1, 2].

Августин понимает человеческую душу как нематериальную сущность, как бестелесное образование. При этом он считает, что человеческая нематериальная душа находится в материальном теле человека, и здесь возникает проблема их взаимодействия, но не дает ответа на этот вопрос. В произведении «О граде Божьем» он пишет: «Тот способ, каким души соединяются с телами и становятся живыми существами, в полном смысле слова удивителен и решительно непонятен для человека: а между тем это и есть человек» [XXI, 10]. Разделяя тело и душу человека, Августин отдает превосходство человеческой душе над телом. Он рассматривает душу как «разумную субстанцию, приспособленную для управления телом» [О величине души. XII, 22].

Августин наделяет душу не только разумной способностью, но и способностью к волевой деятельности.

В воле Августин видел характерную особенность человеческого существа, именно воля определяет человеческую активность, а не мышление, которое в основном пассивно отражает предметы окружающего мира. Рассматривая проблему человеческой воли, Августин приходил к утверждению о ее свободе. В связи с проблемой Бога Августин должен был решать и проблему теодицеи — проблему существования Бога-творца и зла в мире. В решении этой проблемы он исходил из неоплатоновского подхода, рассматривавшего зло не как нечто самостоятельное, а как недостаток добра. Августин руководствовался текстом Священного писания, в котором говорилось, что Верховный творец добр по своей природе и все, что творит, он творит по образу и подобию своему. Поэтому Бог создает определенный порядок и форму вещей в соответствии со своими идеями, которые являются образцами для любой сотворенной вещи. Следовательно, зло — это просто отсутствие добра, а не нечто самостоятельное. Здесь проявилось стремление Августина снять ответственность за зло в мире с Бога, так как божественные идеи творят только добро, а зло возникает вследствие искажения материей божественного образа и уменьшения добра в вещах.
В связи с проблемой креационизма Августин рассматривал проблему времени, которая имеет общефилософское, а не только теологическое значение. «Что такое время? — спрашивал он в своей «Исповеди» и отвечал: — Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик» [XI, 14, 17].

При решении этого вопроса Августин прежде всего обращается к Богу и полагает, что время не существовало до сотворенных Богом вещей, в возникло вместе с ними по воле Божьей. Рассматривая проблему времени, Августин утверждает, что при анализе времени мы впадаем в парадоксы. Думая о природе времени, мы приходим к выводу, что его нельзя измерить, так как прошлое время не существует, раз оно прошло, будущее время еще не существует, так как т наступило, а настоящее время становится прошлым, как только осуществляется. В конце концов Августин решает, что время — это определенный вид протяженности, и то, что мы измеряем, когда измеряем время, — это впечатления и отпечатки памяти. Обращаясь к своему сознанию, он говорит: «В тебе, как я сказал, я измеряю периоды времени. Я измеряю как время настоящие впечатления, которые вещи производят на меня в то время, как они проходят мимо меня. Я не измеряю сами вещи, а только впечатления, которые оставляют вещи, когда они проходят мимо меня. Это есть то, что я измеряю периоды времени». Августин решает трудность проблемы несуществования прошлого и будущего времени ссылкой на впечатления, память и ожидания будущих событий. Подчеркивая быстротечность и изменяемость окружающих вещей реального мира, Августин указывал на вечность Бога, который не изменяем. Августин не обошел и проблему соотношения веры и разума. Как и другие «отцы церкви», он превозносит веру за счет разума. Им провозглашена формула: «верю, чтобы понимать», которая выражала требование, чтобы вера предшествовала пониманию. Веру Августин представлял себе не только как веру в авторитет Священного писания, но и как веру в авторитет церкви. Однако в вопросах познания он больше склоняется к рационализму. Признавая существование чувственного восприятия предметов, Августин в то же время полагал, что все это происходит в силу деятельности души, которая постоянно заботится о своем теле. Он считал, что чувственное познание не способно дать достоверного знания и только человеческий ум в состоянии преодолеть скептицизм. Августа» утверждал, что человек не может сомневаться в своем мышлении, и это является несомненным фактом. «Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это (свое сомнение) как некоторую истину» [Об истинной религии. XXDC, 73].

Это положение часто рассматривают в качестве аналогичного декартовского «Cogito, ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Конечно, зерно рационалистического подхода к познанию у Августина существует, однако отождествлять эти положения, разделенные тысячелетием, нельзя, так как Августин не вкладывал в свое положение того смысла, который Декарт вкладывал в свое «Cogito». Кроме того, это положение следует рассматривать в системе августианизма, который придавал божественному творчеству и божественному вмешательству первенствующее значение в познании. Бог у Августина выступает «отцом нашего озарения». Человек лишь пассивно воспринимает божественные идеи. Познание настоящих истин происходят посредством божественного озарения. В своих произведениях Августин много внимания уделял проблеме греха в божественного предопределения. Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека и виновна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и Еву свободными, но они ввали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога. Употребив свою свободную волю вопреки божественным заповедям, Адам создал пропасть между человеком и Богом. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. Грех заключается в том, что человека влечет к земным благам, он впадает в самонадеянность, воображает, что может без помощи Бога жить в мире и овладевать им. Большинство людей совершают греховные поступки вследствие того, что это уже предопределено Богом. Только меньшинство совершает морально безупречные деяния, но отнюдь не по своей доброй воле, а потому, что это предопределено свыше. Так что большинство грешников не может рассчитывать попасть в Рай, ибо на них не снизошла божеская благодать. В этом состоит понятие божеского ‘предопределения: к добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю.

Свою доктрину Августин развивал в борьбе с пелагианством -течением, которое отстаивал монах Пелагий. Пелагий отрицал наследственность первородного греха Адама и испорченность вследствие этого всего человечества. Он полагал, что человек действительно обладает свободной волей, которая дает ему возможность пойти по пути или добра, или зла, и здесь нет божеского предопределения. Благодать Бога Пелагий видел лишь в помощи, которая оказывалась Богом человеку в соответствии с его заслугами. Все это не могли принять Августин и церковь, поскольку этим подрывались власть и авторитет церкви. Пелагианство было в конце концов осуждено церковью. Исходный пункт моральной доктрины Августина — безграничная любовь к Богу. Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь человека, должна вытеснить любовь человека к человеку. Это Августин продемонстрировал своей собственной жизнью, выгнав перед обращением в христианство свою любимую жену с единственным ребенком. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу», — пишет Августин в «Граде Божием» [XIV, 4].

Отсюда проистекает аскетизм морального учения Августина, согласно которому добродетель состоит в том, чтобы отказаться от большего количества вещей, которыми живет обычный человек. В согласии с основными положениями эллинистической философии Августин полагал, что цель человеческой жизни — счастье человека, которое состоит в познании Бога и испытании души. Августин защищал концепцию неравенства людей, которое рассматривал как необходимое явление в социальной жизни общества. Неравенство, полагал он, будет всегда в обществе и здесь бессмысленно что-либо менять, так как богатство одних и бедность других обусловлены божественным промыслом. Августин был один из первых, кто поставил в своем творчестве проблемы-философии истории, сделав попытку объяснить ход человеческой истории. В своей «Исповеди» он писал, что большинство людей в своей ограниченной жизни «не обладают способностью проникать в дух предшествующих веков и сопоставлять этот дух с духом настоящего времени» [Ш, 7].

Интерес Августина к общим проблемам истории возник в связи с разграблением Рима готами в 410 г. под руководством короля Алариха. Понимание истории Августином является провиденциалистким, так как власть и воля Бога распространяется не только на жизнь отдельного человека, но и на все общество, его историю. циалистским, так как власть и воля Бога распространяются не только на жизнь отдельного человека, но и на все общество, его истерию. В своей философии истории Августин проводил периодизацию истории земных обществ, которая у него состоит из шести периодов по аналогии с шестью днями творения. Этими шестью возрастами человеческой жизни у Августина являются: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость. Первая эпоха начинается с детей Адама и Евы и продолжается до потопа, а последняя началась с прихода Христа и возникновения христианства и закончится со вторым пришествием Христа и концом человечества. Для Августина все происходящее в мире определяется борьбой двух царств: царства Божьего и царства земного. Этим Августин переносил дуализм Бога и природы на общественное развитие. Божье царство состоит из людей избранных, на которых снизошла божественная благодать к спасению, земное царство состоит из людей, которые обречены на греховную жизнь.

В первом царстве обитают те праведные люди, которые руководствуются в жизни только любовью к Богу, во втором — те, которые забывают о Боге. Однако на земле общество перемешано из праведников и грешников, т.е. царства Божье и земное соединены вместе. Августин подвергает критике все то в обществе, что связано с земным царством. Он указывает на насильственный характер государства, которое называет «великой разбойничьей организацией». Августин осуждает все эгоистические стремления к накоплению богатств, низменные страсти, попытки господствовать над людьми. В то же время критика общества и государства ограничена его теологическими воззрениями, так как, согласно Августину, любая власть, даже самая плохая, возникает по воле Бога и осуществляет все то, что ей предназначено провидением, т. е. поддерживает порядок и скрепляет социальные узы. Августин противопоставляет государство и церковь. Если государство — это царство греха и основано на любви только к самому себе, то церковь основана на самоотверженной любви к Богу.

Церковь — это общество Христа и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь — это представитель царства Божьего на земле. Философия истории Августина при всей своей теологичности заложила основы теории общественного прогресса. История общества имеет начало и все время развивается по пути своего совершенствования. Эта история имеет смысл и предназначение — победу христианства во всемирном масштабе. В последующих концепциях социального прогресса последний стал уже связываться не с прогрессом в деле христианизации, а с прогрессом в развитии производства и наук.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.


Вернуться на главную страницу Блаженного Августина

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Город Божий: вечная классика Августина О вневременном городе | Христианская история

Римская империя рушилась. Это была христианская империя большую часть века, но теперь варвары-готы ломились в ее двери. Поэтому Августин попытался укрепить веру своей паствы книгой, которую он назвал «Город Божий ».

Написанная более 15 веков назад, она стала бесспорной классикой. Шедевр Августина, начатый в 413 году нашей эры и появлявшийся частями в течение следующих 13 лет, породил бесчисленное множество других книг и статей. Более поздние философы и теологи находились под его сильным влиянием, и его влияние ощущалось в литературе и историографии. Наибольшее влияние она оказала на саму христианскую церковь, как и следовало ожидать от книги, написанной епископом, который был великим теологом, а также философом и администратором.

Это было написано в ответ на определенный исторический контекст. В 410 году нашей эры Аларих и его готы, германские варвары с севера, разграбили Рим. Поскольку Рим на протяжении тысячелетия был бесспорной королевой цивилизации, ее падение потрясло древний мир. Как выразился Джером: «Весь мир погиб в одном городе». Йозеф Пипер отмечает: «Для самого Августина и всех, с кем он имел дело, Рим был не чем иным, как символом порядка в мире». Многие обвиняли христианство в падении Рима, предполагая, что языческие боги разозлились из-за того, что империя продвигала христианство. Ответ Августина был Город Божий .

Книга охватывает широкий спектр тем. Как и следовало ожидать из его названия, он противопоставляет «Город Божий» «городу людей». Но он также имеет дело с творением, временем, происхождением зла, человеческой свободой, божественным знанием будущего, воскресением тела, окончательным судом, счастьем, Воплощением, грехом, благодатью и прощением (среди прочего). Огромный объем работы впечатляет.

Не менее впечатляет качество рассуждений Августина. Он предлагает широкий, глубокий, богатый и в целом ясный анализ очень трудных тем — тем, на которые легко писать туманно и глупо. Даже там, где человек склонен не соглашаться, все равно можно многому у него научиться.

Кроме того, он часто просто красноречив. Рассмотрим, например, его краткое описание сути христианства: «Сын Божий, приняв человечество, не разрушив своей божественности, установил и основал эту веру, чтобы мог быть путь для человека к человеческому Богу через Божий мужчина.» На предположение, что люди могут быть спасены от своих грехов своими собственными усилиями, без благодати Божией, его краткий ответ таков: «Без Него что мы сделали, как не погибнуть в Его гневе?» О человеческом страдании как о свидетельстве отсутствия или безразличия Божия он пишет: «Бог наш везде присутствует, всецело везде; не привязан к какому-либо месту. Он может присутствовать незамеченным и отсутствовать, не двигаясь; когда он подвергает нас невзгодам, то либо для того, чтобы доказать наше совершенство, либо для того, чтобы исправить наши несовершенства; и в обмен на наше терпеливое терпение временных страданий Он приготовил для нас вечную награду». Это содержательные, заставляющие задуматься ответы на сложные вопросы. Не то, чтобы это отвечает только , но видно, что Августину есть что сказать, и в целом говорит очень хорошо.

Основная причина его постоянного влияния очень проста: многое из того, что Августин предлагает своим читателям, является очень грубым изложением христианства. Он видит и убедительно заявляет о некоторых из самых основных выводов христианского евангелия. Это евангелие, если использовать современный термин, является вестью о «твердой любви», и он не видит другой любви, которая действительно стоила бы того, чтобы иметь ее.

Христианство часто представлялось как решение проблемы успеха: каждый должен добиться успеха, и Бог предлагает успех тем, кто поверит. Успех, в свою очередь, обычно определяется с точки зрения власти, финансовой безопасности и собственности. Представления такого рода, выдающие себя за христианство, изобилуют в американской культуре. У Августина, как и в самом Новом Завете, нет такого «Евангелия». Это правда, что проповедь такого рода послания выглядела бы немного поверхностно на фоне краха цивилизации. Но это никогда не было посланием Августина, и то, что он сказал перед падением Рима, не было чем-то, что ему позже пришлось изменить перед лицом войны, жестокости, бедности и смерти, которые пришли с этим падением. В конце концов, независимо от того, какие города возвышаются или рушатся, смерть и страдания ждут каждого человека — и нас сейчас, и тех, кто жил в 410 году нашей эры. Любое «евангелие», которое стоит услышать, должно прямо смотреть в лицо этому факту.

Многие потеряли все, что у них было, из-за армий завоевателей. Августин писал этим людям: «Заповедь нашего Господа гласит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. И те, которые вняли этому наставлению, во время скорби доказали, как хорошо им было сказано не пренебрегать этим самым верным учителем и самым верным хранителем их сокровищ. Ибо если многие радовались тому, что их сокровища хранились в местах, на которые враг случайно не наткнулся, то насколько более обоснованной была радость тех, которые по совету своего Бога бежали со своими сокровищами в крепость, недоступную ни одному врагу. может достичь… те, кто теперь раскаиваются в том, что они не послушались его, научились правильному использованию земных благ, если не благодаря мудрости, которая могла бы предотвратить потерю, по крайней мере благодаря опыту, который следует за этим».

Здесь Августина интересует вопрос ценности и стоящая за ней человеческая природа. Если человек есть не более чем биологически развитое животное, которое живет несколько лет на земле, а затем больше не существует, то не исключено, что жизнь мужчины или женщины, насколько она того стоит, состоит в изобилии того, что он или она обладает, что весь смысл жизни заключается в приобретении и наслаждении как можно большим количеством вещей, в стремлении к богатству, удовольствию и власти в максимально возможной степени. Но если жизнь человека на этой земле составляет лишь малую часть всего его существования, и если цель жизни осуществляется только в том случае, если человек любит Бога всем сердцем, душой, разумом и силой, а других любит, как самого себя, то то, что сказал Иисус, уместно.

Люди взвешивают потерю имущества по разным шкалам, в зависимости от их взглядов на людей и человеческую жизнь. С точки зрения Августина, настоящая трагедия не в том, что кто-то теряет все свое имущество, а в том, что он в первую очередь любил это имущество. И он предполагает, что если потеря их аннулирует любовь к ним, то человек на самом деле получил значительную чистую прибыль.

Точка зрения Августина здесь, безусловно, просто точка зрения христианства. Он серьезно относился к Новому Завету в этом вопросе, верил ему и следил за его выводами. Так, он говорит: «Они потеряли все, что имели? Их вера? Их благочестие? Имущество сокровенного сердца человека, которое драгоценно в очах Божьих? Они потеряли эти? Ибо таково богатство христианина, которому богатый апостол сказал: «Благочестие с довольством — великое приобретение». Ибо мы ничего не принесли в этот мир и, несомненно, ничего не можем унести. Имея пищу и одежду, довольствуемся этим». Если Августин по-христиански прямо говорит о имуществе, то в большей степени он говорит о самой жизни: жестоких способов. Ну, а если это тяжело вынести, то это, несомненно, общий удел всех, кто рождается в этой жизни. В том, по крайней мере, я уверен, что еще не умер человек, которому не суждено было когда-нибудь умереть. Теперь конец жизни ставит самую длинную жизнь в один ряд с самой короткой … Что смерть не должна считаться злом, которое является концом хорошей жизни; ибо смерть становится злом только из-за возмездия, которое следует за ней. Таким образом, те, кому суждено умереть, должны спрашивать не о том, какой смертью они должны умереть, а о том, куда их приведет смерть». Дело не в том, что Августин не ценит жизнь; дело в том, что он ценит ее и смерть в христианских рамках.


В этих областях Августин прямо посмотрел на то, что христианство должно сказать об основных и трудных вопросах, ясно увидел это и убедительно сообщил. Если есть единственная причина продолжающегося влияния его сочинений на самые разные культуры и времена, то это она.

Как и следовало ожидать, Августин ясно осознавал существование и глубину зла. Как и всякий, у кого есть глаза, чтобы видеть, он видел это и в своем сердце, и в событиях своего дня. Он считал, что зло предполагает добро в той мере, в какой добро не предполагает зла; зло, предположил он, есть испорченное добро, а добро — это не исправившееся зло. Он утверждал, что «…без сомнения, зло может быть недостатком или пороком только там, где природа прежде не была испорчена. Порок тоже настолько противен природе, что не может не повредить ей. И поэтому отступление от Бога не было бы пороком, если бы не природа, чьей собственностью было пребывать с Богом. Так что даже злая воля есть сильное доказательство доброты природы».

Почему кто-то должен принимать ценности, которых придерживался Августин, или его богословие? Августин предлагает ответ в только что процитированном отрывке. Он подразумевает, например, что, если нет ценности в том, чтобы быть человеком, нет ничего плохого в разрушении человеческой жизни: если нет ценности в том, чтобы быть хорошим человеком, нет ничего плохого в том, чтобы быть злым человеком. И есть ценность даже в злом человеке; то, что человек злой, не означает, что его можно уничтожить. Человеческая природа имеет ценность. Только так может быть неправильным отнимать человеческую жизнь, и только так может быть неправильно оставаться всегда ребячливым. Трагедия — это комплимент, которым зло платит добру, и чем больше трагедия, тем больше предполагается добра. Поскольку для нас нет большего блага, чем быть сотворенными по образу Божьему и искупленными Его любовью, нет большей трагедии, чем осквернение этого образа или отвержение этой любви. Грех, хотя и нарушает закон Божий, по-своему также свидетельствует о существовании и природе Бога. Таким образом, даже само зло, которое многими рассматривается как свидетельство либо против доброты Бога, либо против его существования, для Августина является свидетельством того, что Бог существует и добр.

Ранее предполагалось, что Августин справедливо видел содержание христианства как послание «жесткой любви», не содержащее обещания христианам всеблагополучной жизни и свободы от страданий. Особенно ясно это проявляется, когда он пишет: «И кто настолько нелеп и ослеплен, чтобы иметь наглость утверждать, что среди бедствий этого бренного состояния народ Божий или хотя бы один-единственный святой живет или умер? когда-нибудь жил и будет жить без слез и боли…?» Августин не забыл, как и многие, что слуга не лучше своего господина.

Другим проявлением его смиренного духа в этой работе, хотя она легко теряется в массе глубокомыслия, является его ученая скромность. Это и очаровательно, и откровенно. Например, в отношении комментариев Павла в 1 Фессалоникийцам о «тайне беззакония» он говорит: «Откровенно сознаюсь, что не знаю, что он имеет в виду», и продолжает просто рассказывать нам о интерпретациях, которые были предложены. О продолжительности «дней» в Книге Бытия он пишет: «Что это были за дни, нам чрезвычайно трудно или даже невозможно представить, а сколько еще можно сказать!» Желая взяться за самые сложные темы и умея делать это с большим мастерством, он также может признать свое невежество и сказать, что на данный момент он зашел так далеко, как только мог.


Вероятно, было бы неправильно не упомянуть еще об одной теме, по которой справедливо известны взгляды Августина. Если кто-то считает, что Бог создал мир в определенное время, то, по-видимому, должно было пройти много времени, прежде чем он что-либо создал. Можно было бы легко задаться вопросом, почему мир был создан, когда он был, а не раньше или позже. Августин не считал, что Бог создал мир в какое-то конкретное время (или в несколько последовательных моментов времени). Он считал, что само время и мир сотворены вместе, и писал, что «верно, мир создан не во времени, а одновременно со временем».

Обсуждение этих тем, среди многих других, происходит в общем контексте обсуждения двух городов. « Град Божий , о котором мы говорим, есть тот самый, о котором свидетельствует то Писание, которое превосходит все писания всех народов своим божественным авторитетом и подчинило своему влиянию все виды умов, и это не благодаря случайным интеллектуальным движением, но, очевидно, явным божественным промыслом. Ибо написано: «Слава возвещается о тебе, град Божий». небесный град любовью к Богу в презрении к себе». Важно помнить, что «презрение к себе», о котором упоминает Августин, — это не презрение к человеческой природе, созданной по образу Божию и восстановленной в покаянии и вере. Скорее, это презрение к человеческой природе, которая утверждает свою независимость от Бога. Он говорит, что Бог «говорит с той частью человека, которая лучше всего, что есть в нем, и чем лучше всего один Бог. Ибо, поскольку человек наиболее правильно понимается (или, если это невозможно, то, по крайней мере, считается) сотворенным по образу Божию, то, без сомнения, именно та его часть, благодаря которой он возвышается над животными, приближает его к Высшему. . Но так как сам ум, хотя и способный от природы к рассудку и разумению, лишен способности из-за осаждающих и закоренелых пороков не только наслаждаться и пребывать в его неизменном свете, но даже и терпеть его неизменный свет, пока он постепенно не исцелится, не обновится и не станет способное к такому блаженству, оно должно было, во-первых, быть пропитано верой и таким образом очищено». Именно человека, «ослабленного одурманивающими и закоренелыми пороками» — себялюбием, которое меньше любит других и еще меньше Бога, — Августин описывает как достойного презрения не только со стороны Бога, но и со стороны самого себя.

Все это едва царапает поверхность. Его цель не в том, чтобы попытаться обсудить, даже вкратце, все темы, которые Августин обсуждает в «Город Божий ». Нет и намерения отрицать, что Августин был, как говорится, «человеком своего времени» с теми ограничениями, и преимуществами, которые были у него в силу того, что он был частью древней западной культуры, а не какой-то другой. Дело в том, что богословие и философия Августина имеют дело с различными, даже транскультурными темами, проблемами и заботами. То, что он сказал тогда, актуально и сейчас. Откровенно говоря, это гораздо лучшее чтение, чем книги многих современных богословов и философов. Подобно вечному Граду Бога, он устоял, когда пали более поверхностные сущности.

Кит Э. Янделл — заведующий кафедрой философии Висконсинского университета в Мэдисоне.
Щелкните здесь для перепечатки информации о христианской истории.

Город Божий: вневременная классика Августина О вневременном городе

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ПАДАЛА. Это была христианская империя большую часть века, но теперь варвары-готы ломились в ее двери. Поэтому Августин попытался укрепить веру своей паствы книгой, которую он назвал «Город Божий ».

Написанная более 15 веков назад, она стала бесспорной классикой. Шедевр Августина, начатый в 413 году нашей эры и появлявшийся частями в течение следующих 13 лет, породил бесчисленное множество других книг и статей. Более поздние философы и теологи находились под его сильным влиянием, и его влияние ощущалось в литературе и историографии. Наибольшее влияние она оказала на саму христианскую церковь, как и следовало ожидать от книги, написанной епископом, который был великим теологом, а также философом и администратором.

Это было написано в ответ на определенный исторический контекст. В 410 году нашей эры Аларих и его готы, германские варвары с севера, разграбили Рим. Поскольку Рим на протяжении тысячелетия был бесспорной королевой цивилизации, ее падение потрясло древний мир. Как выразился Джером: «Весь мир погиб в одном городе». Йозеф Пипер отмечает: «Для самого Августина и всех, с кем он имел дело, Рим был не чем иным, как символом порядка в мире». Многие обвиняли христианство в падении Рима, предполагая, что языческие боги разозлились из-за того, что империя продвигала христианство. Ответ Августина был Город Божий .

Книга охватывает широкий спектр тем. Как и следовало ожидать из его названия, он противопоставляет «Город Божий» «городу людей». Но он также имеет дело с творением, временем, происхождением зла, человеческой свободой, божественным знанием будущего, воскресением тела, окончательным судом, счастьем, Воплощением, грехом, благодатью и прощением (среди прочего). Огромный масштаб работы впечатляет.

Не менее впечатляет качество рассуждений Августина. Он предлагает широкий, глубокий, богатый и в целом ясный анализ очень трудных тем — тем, на которые легко писать туманно и глупо. Даже там, где человек склонен не соглашаться, все равно можно многому у него научиться.

Кроме того, он часто просто красноречив. Рассмотрим, например, его краткое описание сути христианства: «Сын Божий, приняв человечество, не разрушив своей божественности, установил и основал эту веру, чтобы мог быть путь для человека к человеческому Богу через Божий мужчина.» На предположение, что люди могут быть спасены от своих грехов своими собственными усилиями, без благодати Божией, его краткий ответ таков: «Без Него что мы сделали, как не погибнуть в Его гневе?» О человеческом страдании как о свидетельстве отсутствия или безразличия Божия он пишет: «Бог наш везде присутствует, всецело везде; не привязан к какому-либо месту. Он может присутствовать незамеченным и отсутствовать, не двигаясь; когда он подвергает нас невзгодам, то либо для того, чтобы доказать наше совершенство, либо для того, чтобы исправить наши несовершенства; и в обмен на наше терпеливое терпение временных страданий Он приготовил для нас вечную награду». Это содержательные, заставляющие задуматься ответы на сложные вопросы. Не то, чтобы это  отвечает только , но видно, что Августину есть что сказать, и в целом говорит очень хорошо.

Основная причина его постоянного влияния очень проста: многое из того, что Августин предлагает своим читателям, является очень грубым изложением христианства. Он видит и убедительно заявляет о некоторых из самых основных выводов христианского евангелия. Это евангелие, если использовать современный термин, является вестью о «твердой любви», и он не видит другой любви, которая действительно стоила бы того, чтобы иметь ее.

Христианство часто представлялось как решение проблемы успеха: каждый должен добиться успеха, и Бог предлагает успех тем, кто поверит. Успех, в свою очередь, обычно определяется с точки зрения власти, финансовой безопасности и собственности. Представления такого рода, выдающие себя за христианство, изобилуют в американской культуре. У Августина, как и в самом Новом Завете, нет такого «Евангелия». Это правда, что проповедь такого рода послания выглядела бы немного поверхностно на фоне краха цивилизации. Но это никогда не было посланием Августина, и то, что он сказал перед падением Рима, не было чем-то, что ему позже пришлось изменить перед лицом войны, жестокости, бедности и смерти, которые пришли с этим падением. В конце концов, независимо от того, какие города возвышаются или рушатся, смерть и страдания ждут каждого человека — и нас сейчас, и тех, кто жил в 410 году нашей эры. Любое «евангелие», которое стоит услышать, должно прямо смотреть в лицо этому факту.

Многие потеряли все, что у них было, из-за армий завоевателей. Августин писал этим людям: «Заповедь нашего Господа гласит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. И те, которые вняли этому наставлению, во время скорби доказали, как хорошо им было сказано не пренебрегать этим самым верным учителем и самым верным хранителем их сокровищ. Ибо если многие радовались тому, что их сокровища хранились в местах, на которые враг случайно не наткнулся, то насколько более обоснованной была радость тех, которые по совету своего Бога бежали со своими сокровищами в крепость, недоступную ни одному врагу. может достичь . . . те, кто теперь раскаиваются в том, что они не послушались его, научились правильному использованию земных благ, если не благодаря мудрости, которая могла бы предотвратить потерю, то, по крайней мере, благодаря опыту, который следует за этим».

Здесь Августина интересует вопрос ценности и стоящая за ней человеческая природа. Если человек есть не более чем биологически развитое животное, которое живет несколько лет на земле, а затем больше не существует, то не исключено, что жизнь мужчины или женщины, насколько она того стоит, состоит в изобилии того, что он или она обладает, что весь смысл жизни заключается в приобретении и наслаждении как можно большим количеством вещей, в стремлении к богатству, удовольствию и власти в максимально возможной степени. Но если жизнь человека на этой земле составляет лишь малую часть всего его существования, и если цель жизни осуществляется только в том случае, если человек любит Бога всем сердцем, душой, разумом и силой, а других любит, как самого себя, то то, что сказал Иисус, уместно.

Люди взвешивают потерю имущества по разным шкалам, в зависимости от их взглядов на людей и человеческую жизнь. С точки зрения Августина, настоящая трагедия не в том, что кто-то теряет все свое имущество, а в том, что он в первую очередь любил это имущество. И он предполагает, что если потеря их аннулирует любовь к ним, то человек на самом деле получил значительную чистую прибыль.

Точка зрения Августина здесь, безусловно, просто точка зрения христианства. Он серьезно относился к Новому Завету в этом вопросе, верил ему и следил за его выводами. Так, он говорит: «Они потеряли все, что имели? Их вера? Их благочестие? Имущество сокровенного сердца человека, которое драгоценно в очах Божьих? Они потеряли эти? Ибо таково богатство христианина, которому богатый апостол сказал: «Благочестие с довольством — великое приобретение». Ибо мы ничего не принесли в этот мир и, несомненно, ничего не можем унести. Имея пищу и одежду, довольствуемся этим». Если Августин по-христиански прямо говорит о имуществе, то в большей степени он говорит о самой жизни: жестоких способов. Ну, а если это тяжело вынести, то это, несомненно, общий удел всех, кто рождается в этой жизни. В том, по крайней мере, я уверен, что еще не умер человек, которому не суждено было когда-нибудь умереть. Теперь конец жизни ставит самую длинную жизнь в один ряд с самой короткой. . . Что смерть нельзя считать злом, которое является концом хорошей жизни; ибо смерть становится злом только из-за возмездия, которое следует за ней. Таким образом, те, кому суждено умереть, должны спрашивать не о том, какой смертью они должны умереть, а о том, куда их приведет смерть». Дело не в том, что Августин не ценит жизнь; дело в том, что он ценит ее и смерть в христианских рамках.

В этих областях Августин прямо взглянул на то, что христианство должно сказать об основных и трудных вопросах, ясно увидел это и убедительно сообщил. Если есть единственная причина продолжающегося влияния его сочинений на самые разные культуры и времена, то это она.

Как и следовало ожидать, Августин ясно осознавал существование и глубину зла. Как и всякий, у кого есть глаза, чтобы видеть, он видел это и в своем сердце, и в событиях своего дня. Он считал, что зло предполагает добро в той мере, в какой добро не предполагает зла; зло, предположил он, есть испорченное добро, а добро — это не исправившееся зло. Он утверждал, что «. . . без сомнения, порочность может быть недостатком или пороком только там, где природа прежде не была испорчена. Порок тоже настолько противен природе, что не может не повредить ей. И поэтому отступление от Бога не было бы пороком, если бы не природа, чьей собственностью было пребывать с Богом. Так что даже злая воля есть сильное доказательство доброты природы».

Почему кто-то должен принимать ценности, которых придерживался Августин, или его богословие? Августин предлагает ответ в только что процитированном отрывке. Он подразумевает, например, что, если нет ценности в том, чтобы быть человеком, нет ничего плохого в разрушении человеческой жизни: если нет ценности в том, чтобы быть хорошим человеком, нет ничего плохого в том, чтобы быть злым человеком. И есть ценность даже в злом человеке; то, что человек злой, не означает, что его можно уничтожить. Человеческая природа имеет ценность. Только так может быть неправильным отнимать человеческую жизнь, и только так может быть неправильно оставаться всегда ребячливым. Трагедия — это комплимент, которым зло платит добру, и чем больше трагедия, тем больше предполагается добра. Поскольку для нас нет большего блага, чем быть сотворенными по образу Божьему и искупленными Его любовью, нет большей трагедии, чем осквернение этого образа или отвержение этой любви. Грех, хотя и нарушает закон Божий, по-своему также свидетельствует о существовании и природе Бога. Таким образом, даже само зло, которое многими рассматривается как свидетельство либо против доброты Бога, либо против его существования, для Августина является свидетельством того, что Бог существует и добр.

Ранее предполагалось, что Августин справедливо видел содержание христианства как послание «жесткой любви», не содержащее обещания христианам всеблагополучной жизни и свободы от страданий. Особенно ясно это проявляется, когда он пишет: «И кто настолько нелеп и ослеплен, чтобы иметь наглость утверждать, что среди бедствий этого бренного состояния народ Божий или хотя бы один-единственный святой живет или умер? когда-либо жил и будет жить без слез и боли. . . ?» Августин не забыл, как и многие, что слуга не лучше своего господина.

Другим проявлением его смиренного духа в этой работе, хотя она легко теряется в массе глубокомыслия, является его ученая скромность. Это и очаровательно, и откровенно. Например, в отношении комментариев Павла в 1 Фессалоникийцам о «тайне беззакония» он говорит: «Откровенно сознаюсь, что не знаю, что он имеет в виду», и продолжает просто рассказывать нам о интерпретациях, которые были предложены. О продолжительности «дней» в Книге Бытия он пишет: «Что это были за дни, нам чрезвычайно трудно или даже невозможно представить, а сколько еще можно сказать!» Желая взяться за самые сложные темы и умея делать это с большим мастерством, он также может признать свое невежество и сказать, что на данный момент он зашел так далеко, как только мог.

Вероятно, было бы неправильно не упомянуть еще об одной теме, по которой справедливо известны взгляды Августина. Если кто-то считает, что Бог создал мир в определенное время, то, по-видимому, должно было пройти много времени, прежде чем он что-либо создал. Можно было бы легко задаться вопросом, почему мир был создан, когда он был, а не раньше или позже. Августин не считал, что Бог создал мир в какое-то конкретное время (или в несколько последовательных моментов времени). Он считал, что само время и мир сотворены вместе, и писал, что «верно, мир создан не во времени, а одновременно со временем».

Обсуждение этих тем, среди многих других, происходит в общем контексте обсуждения двух городов. « Град Божий   , о котором мы говорим, есть тот самый, о котором свидетельствует то Писание, которое превосходит все писания всех народов своим божественным авторитетом и подчинило своему влиянию все виды умов, и это не случайным интеллектуальным движением, но, очевидно, явным божественным промыслом. Ибо написано: «Слава возвещается о тебе, град Божий». небесный град любовью к Богу в презрении к себе». Важно помнить, что «презрение к себе», о котором упоминает Августин, — это не презрение к человеческой природе, созданной по образу Божию и восстановленной в покаянии и вере. Скорее, это презрение к человеческой природе, которая утверждает свою независимость от Бога. Он говорит, что Бог «говорит с той частью человека, которая лучше всего, что есть в нем, и чем лучше всего один Бог. Ибо, поскольку человек наиболее правильно понимается (или, если это невозможно, то, по крайней мере, считается) сотворенным по образу Божию, то, без сомнения, именно та его часть, благодаря которой он возвышается над животными, приближает его к Высшему. . Но так как сам ум, хотя и способный от природы к рассудку и разумению, лишен способности из-за осаждающих и закоренелых пороков не только наслаждаться и пребывать в его неизменном свете, но даже и терпеть его неизменный свет, пока он постепенно не исцелится, не обновится и не станет способное к такому блаженству, оно должно было, во-первых, быть пропитано верой и таким образом очищено».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *