Недоросль — Художественная литература
Оглавление
- Полный текст
- Действие первое
- Явление I
- Явление II
- Явление III
- Явление IV
- Явление V
- Явление VI
- Явление VII
- Явление VIII
- Действие второе
- Явление I
- Явление II
- Явление III
- Явление IV
- Явление V
- Явление VI
- Действие третье
- Явление I
- Явление II
- Явление III
- Явление IV
- Явление V
- Явление VI
- Явление VII
- Явление VIII
- Явление IX
- Действие четвертое
- Явление I
- Явление II
- Явление III
- Явление IV
- Явление V
- Явление VI
- Явление VII
- Явление VIII
- Явление IX
- Действие пятое
- Явление I
- Явление II
- Явление III
- Явление IV
- Явление V
- Явление VI
- Явление VII
- Явление последнее
- Комментарии
Комедия в пяти действиях
Действующие лица:
Простаков.
Г‑жа Простакова, жена его.
Простаков, сын их, недоросль.
Еремеевна, мама Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Скотинин, брат г‑жи Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.
Действие в деревне Простаковых.
Явление I
Г‑жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.
Г‑жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.
Митрофан отходит.
Явление II
Г‑жа Простакова, Еремеевна, Тришка.
Г‑жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.
Г‑жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!
Тришка. Да, ведь портной-то учился, сударыня, а я нет.
Г‑жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.
Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.
Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.
Г‑жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.
Митрофан. Да вот и батюшка.
Явление III
Те же и Простаков.
Г‑жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?
Простаков (от робости запинаясь). Me… мешковат немного.
Г‑жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.
Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.
Г‑жа Простакова. А ты сам разве ослеп?
Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.
Г‑жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.
Г‑жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
Явление IV
Те же и Скотинин.
Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?
Г‑жа Простакова. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?
Скотинин. Нет.
Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.
Скотинин. Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.
Г‑жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г‑жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г‑жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г‑жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г‑жа Простакова. Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Г‑жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г‑жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г‑жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо…
Г‑жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Митрофан с Еремеевною выходят.
Явление V
Г‑жа Простакова, Простаков, Скотинин.
Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г‑жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…
Г‑жа Простакова (показывая, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим.
Г‑жа Простакова. Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ища братец может подумать, что мы для интересу ее к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г‑жа Простакова. Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г‑жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству ее деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота.
Г‑жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
Простаков. Странное дело, братец, как родня на родню походить может. Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости.
Скотинин. Это подлинно диковинка! Ну пусть, братец, Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство; да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?
Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство, я так рассуждаю.
Явление VI
Те же и Софья.
Софья вошла, держа письмо в руке и имея веселый вид
Г‑жа Простакова (Софье). Что так весела, матушка? Чему обрадовалась?
Софья. Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила.
Г‑жа Простакова (испугавшись, со злобою). Как! Стародум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!
Софья. Да он никогда не умирал.
Г‑жа Простакова. Не умирал! А разве ему и умереть нельзя? Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтоб мы дали тебе волю. Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня в чужих руках, найдет способ меня выручить. Вот чему ты рада, сударыня; однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой, конечно, не воскресал.
Скотинин. Сестра, ну да коли он не умирал?
Простаков. Избави боже, коли он не умирал!
Г‑жа Простакова (к мужу). Как не умирал! Что ты бабушку путаешь? Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? Неужто таки и грешные-то мои молитвы не доходили! (К Софье. ) Письмецо-то мне пожалуй. (Почти вырывает.) Я об заклад бьюсь, что оно какое-нибудь амурное. И догадываюсь от кого. Это от того офицера, который искал на тебе жениться и за которого ты сама идти хотела. Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма! Я доберусь. Вот до чего дожили. К деушкам письма пишут! девушки грамоте умеют!
Софья. Прочтите его сами, сударыня. Вы увидите, что ничего невиннее быть не может.
Г‑жа Простакова. Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай.
Простаков (долго смотря). Мудрено.
Г‑жа Простакова. И тебя, мой батюшка, видно, воспитывали, как красную девицу. Братец, прочти, потрудись.
Скотинин. Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Софья. Позвольте мне прочесть.
Г‑жа Простакова. О матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих не очень тебе верю. Вот, я чаю, учитель Митрофанушкин скоро придет. Ему велю…
Скотинин. А уж зачали молодца учить грамоте?
Г‑жа Простакова. Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он робенка не неволит. Вить, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пора его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе и чины. Чем же плоше их Митрофанушка? Ба! да вот пожаловал кстати дорогой наш постоялец.
Явление VII
Те же и Правдин.
Г‑жа Простакова. Братец, друг мой! Рекомендую вам дорогого гостя нашего, господина Правдина; а вам, государь мой, рекомендую брата моего.
Чему научила меня комедия Фонвизина «Недоросль»? :: Умняшка.Ру
Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» — произведение, которое, действительно, учит читателя. Давайте разберемся, какие же уроки преподает нам это творение?
Автор в пьесе под емким и лаконичным названием «Недоросль» показывает, что выглядеть, как главный герой, пятнадцатилетний необразованный человек по имени Митрофан — глупо и непозволительно. Ведь чтобы не оказаться в подобной ситуации, достаточно просто не лениться, получить образование, благо возможностей — огромное количество. Автор делает акцент на том, как глуп Митрофанушка, считающий жизнь без знаний приемлемой. Комедия учит читателя, что быть образованным и грамотным — это хорошо, а пример с Простаковых брать не нужно.
Еще один урок, который дает нам это произведение, заключается в том, чтобы не относиться к окружающим жестоко. Госпожа Простакова не считает крепостных за людей, позволяет себе не только унижать их, но и избивать. А разве имеет значение социальное положение человека, разве оно влияет на что-то? Нет и еще раз нет! Ко всем без исключения нужно относиться по-доброму, уважая человеческое достоинство. Митрофан ведет себя по-хамски и грубо, копируя безобразное поведение своей матушки. Помещица, в конечном итоге, получает то, к чему стремилась. Сын, воспитанный ею, — грубый и равнодушный молодой человек, который не уважает и ее саму.
Комедия Фонвизина учит еще и тому, что формирование человеческой личности напрямую зависит от родительского воспитания. Поведение Митрофана — отражение воспитания госпожи Простаковой, точнее даже будет сказать, его отсутствия. Этот урок станет полезным не только старшему поколению, но и молодому, которому еще предстоит примерить на себя роль родителей и вырастить детей в соответствии с моральными принципами и нравственными устоями.
Все, что мы отмечали раньше, несло отрицательную оценку. Но есть и положительные герои в пьесе Фонвизина. Они, так же, как и их оппоненты, учат нас жизни. Стародум, Софья, Милон и Правдин показывают, что нравственные принципы — самое важное, на что должен ориентироваться человек. Главные качества, которые необходимо в себе развивать и поддерживать — честность, справедливость, чувство собственного достоинства.
И тему службы автор затрагивает неслучайно. Таким образом он учит нас тому, что нужно с любовью и уважением относиться к своему Отечеству, ценить то место, где мы родились и живем.
Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что Фонвизин заставляет читателей задуматься над тем, что душевное богатство важнее, чем материальный достаток. Чистая, открытая и добрая душа — главное достоинство человека. И при этом совершенно не важно, сколько у него денег, пусть даже не будет ни гроша. А еще автор комедии обращает внимание на то, что все плохие поступки человека рано или поздно будут наказаны. Простаковы теряют свое имение, оно переходит к Правдину. Скотинин также получает предупреждение: если его издевательства над крепостными не прекратятся, он будет наказан. Финал этого произведения заставляет верить, что добро все же сильнее, чем зло.
Смотри еще сочинения по комедии «Недоросль»:
МУСОР | английское значение — Cambridge Dictionary
Учитывая его относительно высокое содержание артефактов, любое повторное захоронение, весьма вероятно, было мусором внутри самого форта.
Из Кембриджского корпуса английского языка
А энергия рекуперируется из гетерогенного топлива мусор борется за экономическую конкурентоспособность.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Промежуточные пункты сбора отходов почти всегда были перекрыты, а единственная действующая свалка мусора располагалась в море.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Иными словами, первичные отложения, такие как полы и незагрязненные
Из Кембриджского корпуса английского языка
Серьезные писатели не занимаются такой ерундой , решает она.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Они не любят солнечный свет и прячутся среди сухой соломы и других мусор в полях.
Из Кембриджского корпуса английского языка
До 1910-х годов мусорных телеги далеко не ездили.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Одну очистили от навоза, другую от мусора , в третью подняли по новой лестнице, третью наняли для хранения вина.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Перенаселенность жилья, канализация и такие сомнительные практики, как плевание и метание мусора из многоэтажек оказались в центре внимания.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Некоторые посещали секонд-хенды или обыскивали хлама контейнера и приобретали ковры, стулья, картины, посуду и украшения.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Технократы продвигали деструктор как наиболее эффективное средство нейтрализации опасности для здоровья населения, создаваемой разлагающимся мусором .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Отсутствовала система удаления мусора типа одноразовых подгузников, оставленных сборщиками.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эксперты утверждали, что повторное использование и утилизация мусора были неэффективными и негигиеничными методами утилизации отходов.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Увертюра, модный хлам с последним битом чеканит первый.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Следовательно, при отсутствии достаточного количества мусора деструктор отключался на короткие периоды времени; при возобновлении горение было несовершенным, пока температура не поднялась.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Просмотреть все примеры мусора
Эти примеры взяты из корпусов и источников в сети. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Вот что каждый должен знать об отходах
Управление твердыми отходами — это универсальная проблема, затрагивающая каждого человека в мире.
Как вы можете видеть в нашем новом отчете, What a Waste 2.0: Global Snapshot of Solid Waste Management to 2050 , , если мы не будем правильно обращаться с отходами, это может нанести вред нашему здоровью, окружающей среде и даже наше процветание.
Плохо управляемые отходы загрязняют Мировой океан, засоряют стоки и вызывают наводнения, переносят болезни, усугубляют проблемы с дыханием в результате сжигания, наносят вред животным, которые неосознанно потребляют отходы, и влияют на экономическое развитие, например, посредством туризма.
Без срочных действий эти проблемы только усугубятся. Вот что должен знать каждый.
Во-первых, быстрая урбанизация, рост населения и экономическое развитие приведут к увеличению глобального образования отходов на 70% в течение следующих 30 лет.
Ежегодно в мире образуется более 2 миллиардов тонн твердых бытовых отходов. Если не принять срочных мер, в следующие 30 лет этот показатель увеличится почти на три четверти до 3,4 млрд тонн.
В Восточной Азии образуется около четверти мировых отходов, при этом образование отходов растет быстрее всего в странах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии.
Хотя на страны с высоким уровнем дохода приходится лишь 16% населения мира, они производят более одной трети мировых отходов.
[Чтобы узнать больше о глобальных тенденциях и данных об отходах, посетите www.worldbank.org/what-a-waste ]
Второй, в странах с низким уровнем дохода, более 90% отходов не утилизируются – их либо выбрасывают на свалку, либо сжигают.
Страны с доходом выше среднего и с высоким уровнем дохода обеспечивают почти всеобщий сбор отходов. В странах с высоким уровнем дохода более одной трети отходов утилизируется путем переработки и компостирования.
Страны с низким уровнем доходов собирают только около половины отходов в городах и только около одной четверти в сельской местности. Многое еще предстоит сделать в области сбора отходов в странах с низким уровнем дохода.
В-третьих, пластмассы — очень сложная и сложная проблема.
В 2016 году в мире образовалось 242 миллиона тонн пластиковых отходов.
Мы могли бы сделать из него около 24 триллионов пластиковых бутылок. Их объем воды мог бы заполнить 4,8 миллиона бассейнов олимпийского размера.
Даже когда пластиковые отходы собираются, во многих странах нет возможности перерабатывать отходы, что приводит к их свалке или неправильному обращению с ними.
Пластмассы в реках, водных путях и океанах становятся особенно актуальной проблемой. Около 90% морского мусора составляет пластик.
Отходы растут, но растет и глобальный импульс к поиску решений, позволяющих остановить эту волну и сделать управление отходами более устойчивым.
Многие решения уже существуют. Например, есть разные способы сократить количество пластиковых отходов: меньше производить, меньше потреблять и включать пластик в общие планы управления отходами.
Всемирный банк все активнее сотрудничает с развивающимися странами мира, чтобы инвестировать в устойчивое управление отходами и решать проблемы, связанные с инфраструктурой, управлением, финансированием и потенциалом.
Данные о твердых отходах и планирование также являются частью решения. Важно понимать, сколько и каких видов отходов образуется и где. Это может помочь правительствам разработать более эффективную политику и планы по обращению с отходами с учетом местных условий.
Управление отходами может быть дорогостоящим – это может быть самая большая статья бюджета для многих местных органов власти. Тем не менее, правильное обращение с отходами имеет экономический смысл.
Несобранные отходы и плохо утилизированные отходы оказывают значительное воздействие на здоровье и окружающую среду. Стоимость устранения этих воздействий во много раз превышает стоимость разработки и эксплуатации простых адекватных систем обращения с отходами.
В эпоху быстрой урбанизации и роста населения управление твердыми отходами является критически важным элементом для устойчивых, здоровых и инклюзивных городов и сообществ. Однако, когда речь идет о развитии города, его часто отодвигают на второй план.
Если не принять никаких мер, мы заставим себя и наших детей жить в мире с большим количеством отходов и чрезмерным загрязнением. Жизни, средства к существованию и окружающая среда заплатят еще более высокую цену, чем они уже есть.
Мы уже знаем, что нужно сделать, чтобы обратить эту тенденцию вспять. Нам просто нужно, чтобы все слои общества приняли срочные меры.
Рациональное управление отходами касается каждого. Время действовать сейчас.
ПОДРОБНЕЕ:
- Скачать отчет «What a Waste 2.0»
- Посетите базу данных «What a Waste 2.