О чем булгаков собачье сердце: Михаил Булгаков | Сочинения | Собачье сердце

Содержание

OZON.ru

Самара
  • Ozon для бизнеса
  • Мобильное приложение
  • Реферальная программа
  • Зарабатывай с Ozon
  • Подарочные сертификаты
  • Помощь
  • Пункты выдачи
Каталог ЭлектроникаОдеждаОбувьДом и садДетские товарыКрасота и здоровьеБытовая техникаСпорт и отдыхСтроительство и ремонтПродукты питанияАптекаТовары для животныхКнигиТуризм, рыбалка, охотаАвтотоварыМебельХобби и творчествоЮвелирные украшенияАксессуарыИгры и консолиКанцелярские товарыТовары для взрослыхАнтиквариат и коллекционированиеЦифровые товарыБытовая химия и гигиенаМузыка и видеоАвтомобили и мототехникаOzon УслугиЭлектронные сигареты и товары для куренияУценённые товарыOzon ExpressOzon PremiumOzon GlobalТовары в РассрочкуПодарочные сертификатыOzon СчётСтрахование ОСАГОРеферальная программаOzon TravelОzon ЗОЖДля меняЗона лучших ценOzon MerchOzon для бизнесаOzon КлубOzon LiveМамам и малышамТовары OzonOzon ЗаботаЭкотоварыДоставка от 2 часовSALEЗаходи за призами Везде 0Войти 0Заказы 0Избранное0Корзина
  • TOP Fashion
  • Premium
  • Ozon Travel
  • Ozon Счёт
  • LIVE
  • Акции
  • Бренды
  • Магазины
  • Сертификаты
  • Электроника
  • Одежда и обувь
  • Детские товары
  • Дом и сад
  • Зона лучших цен

Произошла ошибка

Вернуться на главную Зарабатывайте с OzonВаши товары на OzonРеферальная программаУстановите постамат Ozon BoxОткройте пункт выдачи OzonСтать Поставщиком OzonЧто продавать на OzonSelling on OzonО компанииОб Ozon / About OzonВакансииКонтакты для прессыРеквизитыАрт-проект Ozon BallonБренд OzonГорячая линия комплаенсУстойчивое развитиеOzon ЗаботаПомощьКак сделать заказДоставкаОплатаКонтактыБезопасностьOzon для бизнесаДобавить компаниюМои компанииПодарочные сертификаты © 1998 – 2022 ООО «Интернет Решения». Все права защищены. Версия для слабовидящихOzonИнтернет-магазинOzon ВакансииРабота в OzonOZON TravelАвиабилетыRoute 256Бесплатные IT курсыLITRES.ruЭлектронные книги

«Собачье сердце»: описание и анализ повести Булгакова — Булгаков М.А.

«Собачье сердце» — повесть М.А. Булгакова. Повесть создавалась в январе-марте 1925 г. и предназначалась для альманаха «Недра», однако не была опубликована по цензурным причинам. Тем не менее, о существовании повести было известно московской публике, так как Булгаков читал ее в марте 1925 г. на литературном собрании «Никитских субботников». Позднее она распространялась в «самиздате». Впервые опубликована: «Студент» (Лондон, 1968, №№9 и 10), «Грани» (Франкфурт, 1968, №69). Первая отечественная публикация — «Знамя» (1987, №6).

«Собачье сердце» Булгакова завершает собой цикл сатирических повестей 20-х годов, в число которых входят написанные чуть ранее «Дьяволиада» (1924 г.) и «Роковые яйца» (1925 г.). Повесть разными своими сторонами связана с многочисленными литературными и внелитературными источниками, в ней соединились разнообразные жанровые элементы.

Прежде всего повесть «Собачье сердце» Булгакова вписывается в параметры жанра фантастического приключения, фабульно напоминающей такое произведение, как роман английского фантаста Г. Уэллса «Остров доктора Моро» (1896 г.), где осуществляется эксперимент по выведению «гибрида» человека и животного. Этой стороной повесть входит в русло активно развивающегося в 20-е гг. жанра научной фантастики (А.Н. Топстой, А. Беляев).

При всем том, нельзя не принимать в расчет явной пародийной окраски фантастического сюжета, на которую указывает и само название, и подзаголовок — «Чудовищная история». Эксперимент героя повести профессора Филиппа Филипповича Преображенского, приведший к непредсказуемому результату, появлению человекособаки, тесно связан с распространенными в 20-е гг. естественнонаучными опытами и медицинской практикой по омоложению человеческого организма. Булгаков, будучи врачом, был хорошо знаком с публикациями на эту тему. Кроме того, немаловажно и то обстоятельство, что прототипом профессора Преображенского был дядя Булгакова, врач-гинеколог Н.

М. Покровский, живший на Пречистенке, где и разворачиваются события повести.

Однако под внешним покровом научно-приключенческого жанра, так же как и в повести «Роковые яйца», скрывалась глубокая метафора с серьезным сатирическим подтекстом. Мотивы и образы повести так или иначе представляли собой отражение взглядов писателя на характер самих исторических событий 1917 г. и их последствий. Эксперимент Преображенского по пересадке собаке гипофиза «полупролетария» Клима Чугункина и появление таким образом Полиграфа Полиграфовича Шарикова прочитывался как художественная проекция титанического социального эксперимента XX века, приведшего к чудовищным результатам. В образе Шарикова получила пародийное воплощение идея «нового человека», рожденного революционным взрывом и марксистской теорией (впрочем, о «новом человеке» грядущих эпох говорили в то же время и теософы, и ницшеанцы). Устами Преображенского Булгаков высказал мысль об опасности безоглядного волюнтаристского вторжения не только в биологическую природу человека, но и в социальные процессы общества.

Гротеск, ирония, пародия стали средствами яркой социально-психологической характеристики общественной атмосферы 20-х годов.

Социально-сатирическая направленность повести «Собачье сердце» Булгакова, метафорический подтекст позволяют сблизить ее с жанром антиутопии, ярким образцом которой стал роман Е.И. Замятина «Мы» (1921 г.). Подобно ему, «Собачье сердце» звучит как предупреждение о грозных последствиях исторического эксперимента, избежать которые можно, лишь вернув все в прежнее естественное русло.

Развернутая многослойная художественная метафора «Собачьего сердца» содержит в себе также скрытые евангельские и инфернальные мотивы. Характер их воплощения стал этапом движения писателя к идеям и образной структуре главного романа «Мастер и Маргарита». В свете этого движения, определенную значимость приобретают время, место действия, личности и даже фамилии главных героев. Операция над Шариком начинается вечером 23 декабря, а очеловечивание пса завершается в ночь на 7-е января, то есть «преображение» происходит между католическим и православным Рождеством, что намекает на вселенский масштаб последствий.

С другой стороны, этот временной промежуток может рассматриваться как результат «дьявольской ошибки», вызванном сменой календарных стилей, и тогда действие повести приобретает мистический оттенок, совершаясь в некой «хронологической пустоте», во «временном вакууме» между двумя Рождествами. Полиграф Полиграфович — воплощение не Христа, а дьявола, о чем свидетельствует само имя, взятое им в светских «святцах» (имя Полиграф — буквально: «многопишущий» — очевидно содержит намек на кабинетные теории XIX в., перекроившие судьбы сотен миллионов людей, ворвавшись в мир XX в.; возможно также толкование в духе Ортеги-и-Гассета, где Шариков оказывается «человеком массы», массового тиражирования идей полиграфией).

Особое значение имеет и фон действия: квартира профессора, расположенная на Пречистенке (название, так же включающееся в круг религиозных ассоциаций) является своего рода «моделью» небесного царства, или Вселенной. Состоящая из семи комнат (сакральное число — семь дней творения), она стоит посреди окружающего ее Хаоса, сохраняя строгий порядок и иерархию ада (кухонный очаг), рая (кабинет и столовая) и чистилища (смотровая и операционная). Сам Преображенский, подобно Создателю, обладает властью над жизнью и смертью — он возвращает молодость.

Среди многочисленных интерпретаций текста «Собачьего сердца» есть и попытки «расшифровать» его образы как скрытые намеки на реальные исторические лица. Так, пародированными прототипами Шарикова оказываются Ленин и Троцкий. Согласно иным версиям, Шариков это невежественный и косноязычный Сталин, которого выпестовали на свою погибель Ленин (Преображенский) и Троцкий (Борменталь). На стене в кабинете профессора висит портрет физиолога Мечникова, внешностью напоминающий «прародителя» русской революции Маркса. Прочитанная под этим углом зрения, тайнопись Булгакова воспроизводит в образной форме перипетии борьбу за власть внутри стана большевиков в середине 20-х годов.

По повести снят художественный фильм «Собачье сердце» (1988 г., «Ленфильм», режиссер В. Бортко, в главных ролях Е. Евстигнеев и В. Толоконников).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред.

С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Анализ повести «Собачье сердце» Булгакова М.А.

В “Собачьем сердце”, одной из трех московских повестей, М. Булгаков создает гротескный образ современности. Повесть основана на типичном для гротеска мотиве превращения: в основе ее сюжета — история о том, как появилось на свет существо, соединившее в себе обычную бродячую дворнягу и люмпена, алкоголика Клима Чугункина.

Действие повести начинается с того, что профессор Преображенский, который омолаживает нэпманов и советских чиновников и занимается улучшением человеческой породы, заманивает к себе домой собачку, чтобы потренироваться в проведении пересадок гипофиза. Обыденное поначалу происшествие (приманка бродячей собаки) благодаря реминисценциям из поэмы А. Блока — буржуй, безродный пес, плакат, которым играет ветер (“Ветер, ветер — / На всем Божьем свете!”), — приобретает несвойственный ему масштаб, провоцирует ожидание чуда преображения. Дальнейшее развитие событий и их фантастический поворот, освобождающий силы не добра, а зла, придают мистический смысл бытовой интриге, создавая гротескную ситуацию, основанную на совмещении повседневного и глобального, правдоподобного и фантастического, трагического и комического.

Булгаков использует фантастическое допущение: ошпаренный кипятком пес с Пречистенки и завсегдатай пивных, трижды судимый Клим Чугункин превращаются в фантастическое существо — человекопса Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Превращение Шарика в Шарикова и все, что за этим последовало, предстает у Булгакова как буквальная реализация популярной в послереволюционные годы идеи, суть которой выражена в словах известного партийного гимна: “Кто был ничем, тот станет всем”. Фантастическая ситуация помогает обнажить абсурдность этой идеи. Ta же ситуация обнаруживает абсурдность другой не менее популярной мысли — о необходимости и возможности создания “нового человека” из люмпенизированной массы.

В художественном пространстве повести акт преображения подменяется вторжением в святая святых самого мироздания. Экспрессивные детали, использованные при описании операции, которая должна служить созданию новой “породы” людей, подчеркивают абсурдный, сатанинский смысл насилия над природой.

В результате фантастической операции благодарный, привязчивый, верный, смышленый пес, каким он являлся в первых трех главах повести, превращается в тупого, способного на предательство, неблагодарного псевдочеловека, фантастическую гремучую смесь под названием “Шариков”, которая приобрела сегодня нарицательное значение.

Соотнесение парадоксально несхожих ситуаций (Преображение Господне — и операция по пересадке половых желез), а также и их последствий (просветление — усиление темного, агрессивного начала) усиливает характерное для гротеска впечатление абсурдности мира. Ситуация получает сюжетное развитие, основанное на совмещении правдоподобного и фантастического.

Вчерашний Шарик обретает “бумаги” и право на прописку, устраивается на работу в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов; пес пытается “зарегистрироваться” с барышней, дворняга претендует на жилплощадь профессора и пишет на него донос. Профессор Преображенский оказывается в трагикомическом положении: порождение его ума и рук грозит самому факту его существования, покушается на основы его мироустройства, чуть не губит его “вселенную” (многозначителен мотив “потопа”, вызванного неумением Шарикова обращаться с водопроводными кранами).

Взаимоотношения Шарикова и Преображенского обостряются благодаря существованию провокатора — представителя “низовой власти” Швондера, стремящегося “уплотнить” профессора, отвоевать у него часть комнат — другими словами, указать интеллигенции на ее место в сегодняшнем мире. Соединяя линии Швондера и Шарикова, Булгаков использует характерный для гротеска прием реализации метафоры, когда метафора приобретает буквальное значение: Швондер “спускает собаку” — для наступления на профессора использует Шарикова: производит Шарикова в “товарищи”, внушает ему мысль о его пролетарском происхождении и о преимуществах последнего, находит ему службу в соответствии с влечением сердца, “выправляет” ему “бумаги” и внушает мысль о праве на жилплощадь профессора. Он же вдохновляет Шарикова написать на профессора донос.

Гротескный образ Шарикова заставил исследователей поставить вопрос об отношении Булгакова к некоторым нравственным традициям русской литературы, в частности к характерному для интеллигенции комплексу вины и преклонения перед народом. Как свидетельствует повесть, Булгаков отвергал обожествление народа, но при этом не снимал вины ни с Преображенского, ни со Швондера. Он смело показал своего рода невменяемость народа, ничем не защищенного ни от экспериментов Преображенского (символична изначальная готовность Шарика обменять свою свободу на кусок колбасы), ни от “идейной” обработки Швондера. С этой точки зрения конец повести также пессимистичен: Шарик не помнит, что с ним произошло, ему отказано в прозрении, он не приобрел какого-либо иммунитета к посягательствам на его независимость.

Булгаков полагал, что в ситуации, когда швондеры использовали в своих целях унаследованное от прошлого недоверие народа к интеллигенции, когда люмпенизация народа приобретала угрожающий характер, традиционное представление об отсутствии у интеллигенции права на самозащиту подлежало пересмотру.

“Неотразимость безоружной истины” — это выражение одного из персонажей романа Б. Пастернака “Доктор Живаго”, Николая Николаевича Веденяпина:

“Я думаю, — говорит Веденяпин, — что если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, все равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемой человечества был бы цирковой укротитель с хлыстом, а не жертвующий собой праведник. Ho в том-то и дело, что человека столетиями поднимала над животным и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность ее примера”.

Подобной идеальной модели поведения хотел бы следовать Преображенский, который отвергает право на насилие по отношению к другому человеку и призывает доктора Борменталя во что бы то ни стало сохранять “чистые руки”. Ho возможность следовать этой модели Булгаков опровергает развитием ситуации, которая ставит под угрозу само существование людей культуры.

Иван Арнольдович Борменталь выступает как представитель нового поколения интеллигенции. Он первым решается на “преступление” — возвращает Шарику его первоначальный облик и тем самым утверждает право человека культуры на борьбу за свое право быть.

Острота проблематики, мастерское использование фантастики сделали повесть Булгакова значительным явлением в русской литературе XX в.

Собачье сердце, Булгаков. Проблема безнравственности в произведении

Произведения Михаила Афанасьевича Булгакова заставляют скрупулезно анализировать фабулы повестей и вложенные туда идеи. Последние, отличаясь своей специфичностью и многогранностью, остаются в умах народа уже довольно продолжительное время. Они не спешат растрачивать свой потенциал для обсуждения.

Повесть «Собачье Сердце» — известное произведение мастера, написанное в 1925 году, но пропущенное в печать спустя шестьдесят лет. Запрет был спровоцирован именно острым содержанием рукописи, описывающим жизнь и быт времен советского периода 20-х годов.

Фабула «чудовищной истории»

Перед нами труп молодого человека, который еще недавно был жив и носил имя Клима Чугункина. Профессор Преображенский, чувствуя потребность в экспериментах, вынимает важнейшую железу внутренней секреции, – гипофиз, а также половые железы, и решается пересадить эти фрагменты дворовому псу Шарику, который должен со временем стать «человеком». Немудрено, что такая фантазия совершенно справедливо была охарактеризована самим автором как «чудовищная история».

По поводу собственно названия повести можно сказать, что слово «собачье» означает здесь «чрезвычайно дурное». Добрый и ласковый пес превращается в отвратительное, злое и невоспитанное подобие человека, олицетворяя все низкие пороки рода. Это одна из существенных проблем «Собачьего сердца».

Характеристика персонажей повести

Известны на родине и за границей талантливый профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский является главным протагонистом повести. Его работа и устремления направлены на омолаживающие операции. Днем к нему приходят пациенты, а перед сном трудолюбивый профессор набирается новых знаний, изучая медицинские фолианты.

Этот человек, ярко симпатизирующий дореволюционным убеждениям, символизирует высокую образованность и несомненную воспитанность. Однако профессор не отказывает в удовольствии потешить свой желудок вкусными яствами или возвысить свою гордыню в высоких кругах общества.

Пес Шарик – очень умное и добродушное четвероногое создание, которое вполне могло бы стать другом гофмановскому коту Мурру, если не было бы трансформировано в человека. Шарик справедливо подходил к определению людей, видя душу в их глазах.

Форму одежды Шарик игнорировал, как самый мудрый из людей. Профессор Преображенский произвел большое впечатление на собаку в их первую встречу, которая спровоцировала большие перемены в судьбах героев. Стоит отметить, что органы, пересаженные Шарику, были взяты у человека три раза судимого, любящего выпивку и драки.

Какие проблемы в повести «Собачье сердце»

Первая проблема заключается в том, что профессор «хотел как лучше», а вышло иначе. Задуманный в благих целях эксперимент дал устрашающие и отвратительные результаты. Сама внешность человекоподобного существа выражала низкую и порочную натуру. Лоб его сидел довольно низко, говоря о том, что рационального поведения от него ожидать не стоит. «Человеческие» качества донора пересилили «собачьи» особенности реципиента.

Эволюция пса, которая может быть охарактеризована деградацией, доставляет создателю множество неприятностей. Преображенский понимает, что новосозданный Полиграф Полиграфович нуждается в культурном облагораживании, видя, как он ведет диалоги с окружающими, насколько распущен и злобен.

Попытки изменения природного менталитета Шарикова становятся второй неразрешимой задачей для профессора. Человек с собачьим сердцем совершенно отрицает театр и книги, хороший тон и смирение, страстно устремляясь в пороки, игрища и безграничный эгоизм. Эта проблема «Собачьего сердца» накладывается на первую, все больше раздувая невыносимое отторжение отрицательного элемента порядочным окружением.

В ироничном гротеске отображена в «Собачьем сердце» проблема взаимоотношения интеллигенции и простого народа после революции. Подонки тоже должны иметь своего наставника. Шагая путем ненависти и зависти, Шариков обретает такого учителя в лице председателя домкома Швондера. Булгаков ярко описывает сквозь призму поступков и устремлений «недочеловека» собственно отношение к подобным людям.

Маргинал ненавидит человека, работающего головой, а придя к власти, с жадностью бросается на богатства, уничтожает прекрасное и совершенно не знает милосердия, особенно к тем, кто раньше был в его окружении. Какие проблемы «Собачье сердце» рассматривает? В том числе и взаимодействия различных слоев общества.

Как бороться с чудовищем?

Обретя в своем творении, на которое возлагал огромные надежды, врага и доносчика, профессор видел лишь один путь – вернуть все на свои места. Мудрая поговорка гласит: природа не терпит над собою насилия. Преображенский понял свои промахи и внял голосу разума, говорящего, что такие эксперименты к добру не ведут. Пусть возвращение в исходное состояние станет справедливым финалом повести, главной целью которой было саркастическое высмеивание существующих порядков и гротескных попыток исправления сущности индивида.

Предпосылки к написанию повести

Совершенно очевидно, что революционные происшествия 1917 года взволновали каждого, кому не чужда история великого Российского государства. Свое мнение имел М. А. Булгаков, грациозно развернутое на страницах нашумевшей повести «Собачье сердце». Большие переживания по поводу знакового переворота, принесшего, как и любая революция, огромные человеческие потери, дали колоссальный потенциал для думающих людей. Проницательный взгляд со стороны явственнее видит недочеты правления. Но критику рад услышать лишь тот, кто желает лучшего для других.

Краткий итог

  • Шариков, благодаря собственной проворности, завистливому уму и отрицанию всего интеллектуального, поднимается с низов социальной лестницы до небывалых высот, которые сулят ему право творить безнаказанное зло.
  • Безнравственные намерения некогда доброго пса отрицаются людьми, желавшими ему блага, и поощряются хитрыми и жадными до злорадства «друзьями», которые могут предать тогда, когда ты уже не нужен.
  • Профессор Преображенский, имеющий как бы право отцовства, решается вернуть все на свои места. «Я тебя породил, я тебя и убью», — вполне мог произносить доктор, взрастивший чудовище, олицетворяющее хитрую и завистливую порочность.
  • Проблемы «Собачьего сердца» Булгакова актуальны до сих пор, не говоря о том, что они существовали на заре человечества.

Реальное и ирреальное в произведениях М.

А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита». Собачье сердце Булгаков М.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Булгаков М.А. / Собачье сердце / Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита».

    Творчество М.А. Булгакова – одна из прекраснейших страниц литературы, национальное достояние русского народа. Он следует литературным традициям Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина.
    Большинство произведений Михаила Афанасьевича – это, в первую очередь, произведения о современном писателю мире, в которых происходит осмысление автором основ того общества, которое создавалось в нашей стране в 20-е – 30-е годы прошлого столетия; это попытка разобраться в непростом, противоречивом времени, его процессах.
    Писатель вошел в мою жизнь как автор повестей, рассказов и фельетонов 20-ых годов, восхитительного романа «Мастер и Маргарита», чудовищной истории «Собачье сердце».
    Хотелось бы остановиться на произведениях «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце», которые отличаются причудливыми переплетениями реального и фантастического, прекрасного и безобразного. Это обусловлено тем, что окружающая писателя действительность была столь нелепа и отвратительна, что вполне могла казаться фантасмагорической.
    Герои этих произведений живут в одной и той же реальности- Москве первой четверти XX века. Живописная картина действительности того времени показана автором удивительно конкретно, исторически и психологически достоверно.
    Так, например, в «Собачьем сердце» Булгаков не только представил пороки времени, но открыто выступил противником установившегося в стране порядка, при котором порядок отсутствовал, а восстановилась некая вакханалия ничтожеств.
    В повести «Собачье сердце» звучит злободневная и одновременно вечная тема: опасность «революционного» преобразования природы и человека. Для раскрытия этой темы Булгаков, на мой взгляд, очень удачно использует элементы фантастики, сатиру, гротеск, которые идеально сочетаются с бытовым фоном.
    Герой повести «Собачье сердце», профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский, занимается модной в то время проблемой омоложения человека. Писатель отдает должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за границей, работоспособен ( принимает пациентов, а после, вечером, изучает медицинскую литературу), лечит представителей власти. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, не торопясь пообщаться со своим помощником Борменталем. Профессор рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение. Борменталь пытается возразить, что кроме советских газет, нет никаких, и Преображенский категорически замечает: «Вот никаких и не читайте». Кстати, газеты здесь не случайны: устами профессора автор выступает против продажности печати.
    Профессор может позволить себе быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что «новоблагословенная очень приличная. Тридцать градусов». Филипп Филиппович возражает: «Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать», потом он пророчески добавляет: «Они туда что угодно могут плеснуть». Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в те годы.
    Профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент уже в замысле фантастичен: создать новое существо путем пересадки собаке части человеческого мозга. Будучи гениальным и образцовым ученым, он при проведении своих опытов упустил из виду одну «незначительную» деталь, которая впоследствии оказалась совсем не деталью, — не предусмотрел возможность получения не тех результатов, которые были им намечены. Шарик, будучи вечно голодным горемычным уличным псом, очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы первой четверти XX столетия, делает умозаключения. После операции этот умный, ласковый и по-своему неглупый пес превратился в грубого и невоспитанного хама, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина – трактирного балалаечника, пьяницы и дебошира, убитого в драке. Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл, но, как и другие ничтожества после революции, он во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Ему, наследнику Чугункина, не понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития.
    Вчитываясь в страницы произведения, яснее и четче представляешь неприглядную картину жизни тех лет.
    Первой проблемой, с которой столкнулся Шариков, после своего таинственного перерождения, была проблема отсутствия документов. «Как же так без документа? – говорит он профессору, – Сами знаете, человеку без документа строго воспрещается существовать». Шариков у автора желает именовать себя Полиграфом Полиграфовичем. И здесь высмеивается автором преувеличение значимости бумаг и зависимость от них человека. Не столь важно, как появился на свет человек, лишь бы у него были в порядке документы. Столь удачно высмеянные формализм и бюрократия 30-ых годов, кстати, преследуют нашу страну и по сей день.
    Не задумываясь о моральной стороне дела, новые хозяева жизни реквизируют «лишние» жилплощади у «буржуев». Полиграф Полиграфович Шариков при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену.
    Таким образом на страницах повести «Собачье сердце» Булгаков поднимает вопрос коммуналок, не изжитый до сих пор.
    Шариков достаточно быстро адаптируется к действительности, занимает место в системе и даже получает работу, становится пусть небольшим, но начальником, возглавляет подотдел очистки. Он хорошо понимает свои права, не стремясь выполнять какие – либо обременительные обязанности.
    Итак, булгаковский Шариков совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак в санитары по очистке города от бездомных собак и кошек. Что ж, преследование своих – характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения. Но Булгакову важно было выделить кошек как жертв шариковых, так как кошки так и не стали слепыми рабами человека. Истребление инакомыслящих начнется позже, но автор предчувствовал это и мастерски отразил, представляя два вида животных, не терпящих друг друга.
    Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности – донос на профессора Преображенского, который становится характерной чертой социалистического общества на долгие времена.
    Конечно, не фантастический научный эксперимент сам по себе стремился изобразить в своем произведении М.А. Булгаков, и в повести «Собачье сердце» он не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда «никто» вдруг становится «всем», но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы.
    Профессор, предвидя будущие катастрофы, исправил свою ошибку: Шариков вновь превращен в пса, который доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.
    Таким образом, фантасмагория в «Собачьем сердце» помогает Булгакову ярче, острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принимал в новой действительности. Этот художественный прием является тем оружием, которым он сражается со швондерами и шариковыми, и талант писателя делает это оружие особенно опасным, но в то же время выглядит это увлекательно, смешно. Например, улыбку вызывают внутренние монологи и умозаключения голодного, продрогшего уличного пса Шарика: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например, — покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас»; «Он умственного труда человек…, этот не станет пинать ногой». С интересом следишь и за ходом фантастического эксперимента по пересадке собаке части человеческого мозга.
    Успешно использует фантасмагорию Булгаков и в последнем романе «Мастер и Маргарита». Форма этого романа яркая, необычная. В нем переплетены несколько сюжетных линий, каждая из которых подчинена раскрытию замысла писателя. У литераторов до сих пор вызывает споры жанровая уникальность романа. Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистика и так далее. Это так происходит потому, что роман соединяет в себе все жанры сразу, даже те, которые вместе существовать не могут.
    Я бы выделил на грандиозной сценической площадке произведения три «сегмента»: исторический, реальный и фантастический. Они рядом, примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами.
    При чтении произведения мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней перед Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. Действия романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины, творчество.
    С большим волнением и интересом знакомишься с тем, о чем говорится в историческом «сегменте». Это повествование о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Главным его стержнем является тема виновности Пилата, который является сложной драматической фигурой. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, Пилат склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может слукавить. Из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков», — слышит во сне Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок», — неожиданно вмешивается внутренний голос Пилата и самого автора. Трусость – крайнее проявление внутренней подчиненности, «несвободы духа», главная причина подлостей на земле. И наказан за нее Пилат страшными муками – муками совести. Тема совести – одна из центральных в романе.
    Таким образом, в историческом «сегменте» сосуществуют возвышенное и безобразное. Возвышенное, по мнению Булгакова, — это верность идеям, доброта и свободомыслие, которые проповедует Иешуа. А рядом низменное – в предательстве, корысти Иуды, в трусости Понтия Пилата.
    Далекие сцены в Ершалаиме абсолютно реальны. У читателей создается впечатление в полном правдоподобии происходящего. История Иешуа Га-Ноцри лишь в самом начальном варианте романа имела одного рассказчика – дьявола. Поощряемый недоверием собеседников на скамейке, Воланд начинает рассказ как очевидец того, что случилось две тысячи лет назад в Ершалаиме. Кому, как не ему, знать всё: это он незримо стоял за плечом Пилата, когда тот решал судьбу Иешуа. Но рассказ Воланда был продолжен уже как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке. А дальше эстафета передается Маргарите, читающей по спасенным тетрадям фрагменты романа мастера о смерти Иуды и погребении. Три точки зрения, а картина одна, хоть и запечатленная разными повествователями. В этом как бы залог неоспоримой достоверности случившегося.
    В московском пространстве сосуществуют два «сегмента» — реальный и фантастический, которые причудливо переплетаются друг с другом.
    К реальному «сегменту» относится очень интересная и увлекательная история. Это история мастера и Маргариты.
    На фигуре мастера я вижу свет возвышенного, во-первых, потому что он соотносится с великим Фаустом. Ему тоже свойственна жажда познания, поиск истины, он тоже ищет то мгновение, которое можно назвать прекрасным. Во-вторых, он близок Иешуа. Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, гордость, способность сопереживать человеческому горю. В-третьих, мастер весь живет во власти творчества, осмысляя свои возвышенные идеи и претворяя их в образы. Мастера занимают вечные общечеловеческие проблемы, которыми он мучается как творец. И он не случайно для своего романа выбрал определенное время: оно слишком напоминало писателю свое время.
    Рядом с мастером через весь роман Булгакова проходит Маргарита, его любовь, мечта, счастье. Она не только красива и умна. Она постоянно борется за мастера и собственное счастье с ним, найдя в себе силы в буквальном смысле слова подняться над суетой, убожеством, ханжескими запретами, жертвуя собой, она находит поддержку только у Воланда, то есть у Сатаны.
    А рядом с образами мастера и Маргариты и высоким строем их мыслей и чувств живет низменное. Это целая галерея писателей из МАССОЛИТа, которые ради собственного благополучия пишут в угоду власти. Этим людям не ведомы честь, совесть, свобода. Их фамилии говорят сами за себя: Богохульский, Абабков, Павианов. Низкими и безобразными этих людей делают пресмыкательство перед инструкциями, умение «держать нос по ветру», хамелеонство и злоба. Вот почему ненавидят этих героев мастер и Маргарита, и так сатирически описывает их Булгаков.
    А теперь обратимся к третьему пласту повествования – фантастическому.
    Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мастере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую. Это литературный прием, с помощью которого изображены бесчисленные уродства нашего быта.
    В столице появляется Сатана и его свита, которые грозой проносятся над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Воланд оказывается в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Правда, суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость.
    Дьяволиада понадобилась Булгакову еще и для того, чтобы показать нам, что грань между добром и злом действительно мала: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.
    Единственным абсолютно положительным героем романа «Мастер и Маргарита» является Иешуа Га-Ноцри. Он носитель «света», проповедующий добро и любовь ко всем людям. У Иешуа своя жизненная философия: «…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Он, никому не причинивший зла ни мыслью, ни поступком, видит лучшее, что порою спрятано в человеке, верит в силу добра и добрую природу человека, убежден в том, что на земле не будет больше зла, подлости, если все люди будут счастливы и свободны духовно.
    Перед лицом смерти Иешуа остается верен своим убеждениям, поэтому и заслуживает «свет». С помощью добра он побеждает Понтия Пилата ( прокуратор принимает идеи, проповедуемые Иешуа), заставляет дьявола доносить до людей истину ( «Иисус существовал»,- говорит Воланд Берлиозу и Бездомному на Патриарших прудах), выносить человеку справедливый приговор по заслугам после его смерти, карать зло и помогать тем людям, чья совесть чиста, которые несут в себе добро.
    Прочитав роман «Мастер и Маргарита», понимаешь, что Булгакову удалось найти необычное в самом обыденном, сделать необычайное близким. В его произведениях фантастическое и мистическое обретает вполне реальное объяснение, обязательно мотивировано. Читателям «Мастера и Маргариты» дана возможность выбора, они могут воспринимать текст в соответствии со своими взглядами на жизнь.
    Реальные и фантастические, отражающие пороки и воспевающие всё прекрасное, что есть в жизни (любовь, милосердие, добро), булгаковские истории были прекрасно поняты читателями, как его времени, так и нашего.
    Булгакову в повести «Собачье сердце» и в романе «Мастер и Маргарита» с помощью причудливого переплетения реального и ирреального удалось показать поучительную картину сложнейшей механики текущей жизни, вечной борьбы в ней сил созидания и разложения. Эти, полные глубокого смысла, повествования обращены в будущее и являются книгами на все времена, чему способствует их высочайшая художественность.


Добавил: lesa2004

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Собачье сердце / Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита».


Смотрите также по произведению «Собачье сердце»:


Михаил Булгаков Собачье сердце в списке 100 лучших книг всех времен

У-у-у-у-у-гу-гуг-гуу! О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал. Негодяй в грязном колпаке — повар столовой нормального питания служащих центрального совета народного хозяйства — плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий. Господи, боже мой — как больно! До костей проело кипяточком. Я теперь вою, вою, да разве воем поможешь.

Чем я ему помешал? Неужели я обожру совет народного хозяйства, если в помойке пороюсь? Жадная тварь! Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперек себя шире. Вор с медной мордой. Ах, люди, люди. В полдень угостил меня колпак кипятком, а сейчас стемнело, часа четыре приблизительно пополудня, судя по тому, как луком пахнет из пожарной пречистенской команды. Пожарные ужинают кашей, как вам известно. Но это — Последнее дело, вроде грибов. Знакомые псы с Пречистенки, впрочем, рассказывали, будто бы на Неглинном в ресторане «бар» жрут дежурное блюдо — грибы, соус пикан по 3 р. 75 к. порция. Это дело на любителя все равно, что калошу лизать… У-у-у-у-у…

Бок болит нестерпимо, и даль моей карьеры видна мне совершенно отчетливо: завтра появятся язвы и, спрашивается, чем я их буду лечить? Летом можно смотаться в сокольники, там есть особенная, очень хорошая трава, а кроме того, нажрешься бесплатно колбасных головок, бумаги жирной набросают граждане, налижешься. И если бы не грымза какая-то, что поет на лугу при луне — «милая аида» — так, что сердце падает, было бы отлично. А теперь куда пойдешь? Не били вас сапогом? Били. Кирпичом по ребрам получали? Кушано достаточно. Все испытал, с судьбой своей мирюсь и, если плачу сейчас, то только от физической боли и холода, потому что дух мой еще не угас… Живуч собачий дух.

Но вот тело мое изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно. Ведь главное что — как врезал он кипяточком, под шерсть проело, и защиты, стало быть, для левого бока нет никакой. Я очень легко могу получить воспаление легких, а, получив его, я, граждане, подохну с голоду. С воспалением легких полагается лежать на парадном ходе под лестницей, а кто же вместо меня, лежащего холостого пса, будет бегать по сорным ящикам в поисках питания? Прохватит легкое, поползу я на животе, ослабею, и любой спец пришибет меня палкой насмерть. И дворники с бляхами ухватят меня за ноги и выкинут на телегу…

Комплексный анализ текста повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Московский институт открытого образования

Кафедра филологических наук

Анализ повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Бутримова Н.С.

Москва, 2014

Михаил Афанасьевич Булгаков создал свою повесть «Собачье сердце» в период революционных изменений в России. М.А. Булгаков относился к тем писателям, которые критиковали социалистическое строительство, высмеивали методы построения социалистического общества. Жанр антиутопии становится своеобразной формой борьбы против абсурдного государственного устройства.

Сатирическая повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году, а опубликована только через 62 года в 1987 году. Это сложная и многозначная повесть. Профессор Преображенский из милейшего пса Шарика путем эксперимента создает «редкую мразь» Шарикова. Этот эксперимент обнажает абсурд, творящийся в обществе в 20-е годы XX века. Произошедшая революция ведет к полному развалу страны. Россия практически уничтожена. Булгаков уже тогда понимал, что произошло. Он, не стесняясь, высмеивает советскую власть, «певунов» , говорит о необходимости каждому заниматься своим делом. «… Хотя, если когда-нибудь, если будет свободное время, я займусь исследованием мозга и докажу, что вся эта социальная кутерьма – просто-напросто больной бред…» В итоге, 7 мая 1926 года рукопись повести «Собачье сердце» была конфискована.

Очень много споров возникает вокруг названия повести. Сам автор заставляет своих героев задуматься над тем, кто о них получился в результате эксперимента. Человек с собачьим сердцем? Но самое страшное заключается в том, что пес совершенно ни при чем, у Шарикова «…именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе». Профессор Преображенский полностью отдает отчет в том, что он сделал: «… Милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают!..» Возможно, сердце собаки Шарика и было самым человечным и добрым, вообще, собака – это преданное и любящее существо.

Такой персонаж как Швондер – это тоже человек с собачьим сердцем, без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер – воспитанник пролетариата — группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.  Булгаков говорит о том, что среди нас очень много людей с собачьими сердцами, и они проявляют себя в определенные моменты, например, мать, отказывающаяся от своего ребенка.

Булгаков пишет, что собачья сущность в Шарикове заключается только в охоте на котов, но и она скоро пройдет и останется самое страшное – Клим Чугункин, который получил вторую жизнь.

Композиция повести «Собачье сердце», скорее всего, кольцевая. Произведение начинается монологом Шарика и заканчивается размышлениями Шарика. Полиграф Шариков пропал, будто его и не существовало вовсе. Пес Шарик не помнил своего «человеческого» прошлого, он знал только одно: «Так свезло мне, так свезло…просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире…»

В повести присутствуют несколько повторяющихся фраз милейшего пса Шарика: « Свезло мне…». Пес увидел в загадочном господине спасение, он готов руки целовать, только за кусок «гнилой лошади».

Развитие сюжета повести дает читателю возможность увидеть как меняются персонажи Булгакова. Пес Шарик превращается сначала в «новый организм», потом в Шарикова Полиграфа Полиграфовича, и опять в милейшего пса Шарика. Профессор Преображенский предстает перед читателем господином, не товарищем, не гражданином, а именно господином, очень эмоциональным уверенным в себе человеком, для которого характерны горестные восклицания, громоподобный голос»: «…Филипп Филиппович вошел в азарт, ястребиные ноздри его раздувались. Набравшись сил после сытного обеда, гремел он, подобно древнему пророку, и голова его сверкала серебром…» Что же происходит с «древним пророком» после операции? Шарик становится человекоподобным существом, беспрерывно ругающимся, в нем воскресает Клим Чугукин. Все это производит на Филиппа Филипповича «удивительно тягостное впечатление», он теряет самообладание, становится нервным. Доктор Борменталь в «Истории болезни» пишет, что после совещания с Филиппом Филипповичем «впервые…видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным». Здесь и появляется старик впервые. Ученик профессора глубоко уважает своего учителя, но повторяющееся «старик» не оставляет сомнения в том, что опыт профессора Преображенского сломал этого сильного человека, который становится прежним профессором после возращения милейшего пса Шарика: «Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства, предстал пред ночными гостями и извинился, что он в халате». Профессор Преображенский — потрясающий персонаж, он откровенно издевается над домоуправлением, постоянно повторяя одну и ту же фразу : «Пропал калабуховский дом!», приводя тем самым в негодование товарищей.

Булгаков дает своим героям более чем говорящие имена: Шарик – детская игрушка, несущая радость, в этом слове присутствует уменьшительно-ласкательный суффикс, такого пса хочется погладить, от него не ждешь никакой подлости. Филипп Филиппович – дословно «любящий коней», в этом есть свой особый смысл, конь не подпустит к себе плохого человека с «собачьим сердцем».

Профессор Преображенский являет собой образец русской интеллигенции, он — владелец 8-ми комнатной квартиры, в которой он не только живет, но и работает. После революции он остался жить и работать в Москве, он не способен бросить друга в трудной ситуации: «Я – московский студент, а не шариков!», его квартира наполнена особыми вещами, создающими общий уют: « Свет заливал целую бездну предметов, из которых самым занятным оказалась громаднейшая сова, сидящая на стене на суку». И речь его являет собой образец дореволюционной школы: «Голубчик», он обращается ко всем, даже к Шарикову на «Вы», тем не менее, в его речи можно увидеть и просторечные слова, которые совершенно естественным образом вписываются в его образ.

Клим Чугункин – с одной стороны, Клим переводится как милостивый, но Булгаков дает ему «замечательную» фамилию Чугункин. Чугун – тяжелый металл, но тем не менее, он очень хрупок. Как раз в таких людях и нуждалась революция: с одной стороны спокойный, мягкий, милостивый, а с другой – очень хрупкий, его легко сломать, подмять под себя, и если это происходило, то чугункины всей своей тяжестью наваливались на людей, уничтожая все человеческое на своем пути. В своей повести Булгаков соединяет Клима Чугункина с новым творением Полиграфом Полиграфовичем. Тем самым он хочет показать всю абсурдность новой власти, всю ее лживость, стремление к разрушению. Михаил Булгаков смеется над «новой эрой» и появляется Полиграф – детектор лжи, необходимый для установления истины. Полиграф Полиграфович Шариков лишает людей надежды на светлое будущее. Шариков – «хам и свинья», алкоголик, доводящий своим пьянством жителей квартиры до сумасшествия, лжив ( «ранен на колчаковских фронтах», занимает деньги у Швондера на книги и их пропивает). При этом труслив, он боится доктора Борменталя и вооружается револьвером, он пишет доносы на профессора. Булгаков перестает очеловечивать Шарикова: «Он сам бросился в объятия неизбежного и гавкнул злобно и отрывисто…», «…пролаял он…».

Такие персонажи как Швондер, Вяземская и Пеструхин вообще не заслуживают имен, они товарищи без пола, совершенно одинаковые, люди с собачьими сердцами.

Особенность повествования заключается в том, что Булгаков намеренно не дает одному лицу вести рассказ. В первой главе рассказчиком выступает пес Шарик, но тем не менее он ведет свой рассказ от имени автора, автор все знает, он знает и имя загадочного господина, и историю барышни-машинистки. «История болезни» описана от имени доктора Борменталя, начало его записей – сухое изложение фактов, которое постепенно меняется, видно как он нервничает, появляются кляксы, он пишет неровным почерком, появляются восклицания. В последней главе повествователем опять является пес Шарик, таким образом, в повести авторская оценка рассредоточена между несколькими персонажами: Преображенским, Борменталем и Шариком.

Повесть Булгакова являет собой фантастическое произведение, операция, превращение пса в человека и опять в собаку. Булгаков использует любимый им прием: игра света и тьмы. «Полезли сумерки, скверные, настороженные, одним словом – мрак» и «Мастер и Маргарита» : «Тьма, пришедшая с моря, накрыла ненавидимый прокуратором город».

В повести «Собачье сердце» очень ярко показаны люди разных классов, условия жизни, речь. Шариков – являет собой низшее существо, его речь изобилует нецензурной бранью, хамским поведением по отношению к профессору и доктору. Булгаков прибегает в повести к метафорам, сравнениям и эпитетам: «… Атмосфера в обуховских комнатах была душная», «…как седой Фауст…», «…седой волшебник…».

Булгаков использует смешение стилей: во время беседы Швондер использует лексику официально-делового стиля. По мнению профессора Преображенского, это неоправданное употребление «стоял вопрос об уплотнении». Отсюда и вопрос: «Кто на ком стоял?»

«Собачье сердце» — философское произведение, сочетающее в себе и сарказм и фантастику.  Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Богу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ласкового пса сотворил “двуногое чудовище” без всякого понятия о чести, совести, признательности. Благодаря Полиграфу Полиграфовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вносит в размеренную и спокойную жизнь профессора дискомфорт.
Свою ошибку профессор исправляет, «переделывая» Шарикова в Шарика. Швондеру и его компании он объясняет: «Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм!»
Да, это острая сатира на социалистическое общество, в котором утверждалось право «каждой кухарки управлять государством». М.А. Булгаков высмеял попытки большевиков сотворить нового человека.

Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведения оставались под запретом. Но сейчас у нас есть возможность переосмыслить все то, что происходило и постараться лишить мир такого чудовища как шариков.

Собачье сердце — Михаил Булгаков Лийзы Эннусте (ENG)

Какую книгу почитать? Какие авторы лучшие? Что другие люди думают о книге, которая мне нравится? Что такое смысл жизни? Почему мы здесь? Есть ли в жизни больше? Это все правильные вопросы. Хулиган Гамлет пытается ответить хотя бы на некоторые из них с помощью нашей новой рубрики « Книжный клуб хулиганов », которую в основном курирует специалист по цифровому маркетингу / спортсменка / икона моды / влиятельный человек в социальных сетях Лийза Эннусте .Это книжный КЛУБ, так что вы всегда можете присоединиться, написав нам, что вы думаете и чувствуете об этих книгах, читали ли вы, планируете ли читать и т. д. книга «Собачье сердце» Михаила Булгакова.

 

Книжный клуб хулиганов: Собачье сердце – Михаил Булгаков

Лийза Эннусте

Август был плодотворным месяцем – мне удалось закончить 4 книги, поэтому было непросто выбрать, о чем писать.Однако, когда я прочитал «Мастера и Маргариту» Булгакова в начале этого года, и он возглавил мои книжные чарты (хотя у меня не было возможности просмотреть его), я решил углубиться в его второе известное произведение — «Собачье сердце».

 

 

Собачье сердце — это наполненная сатирой история о бродячей собаке, которую известный врач заманил в прекрасный дом, а после страшной операции ей имплантировали гипофиз и гениталии умерший преступник. Эта процедура превращает его в звероподобного гибрида, наследующего больше характеристик от каторжника, чем от бедной собачки.

В коротком романе больше слоев, которые можно увидеть с поверхности. Я думаю, что знакомство с политическими порядками того времени, когда автор писал этот рассказ, необходимо. Булгакову было 33 года, и это были первые годы существования Советского Союза (1925 г.), что запретило ему публиковать почти все свои (впоследствии успешные) произведения. Рукопись «Собачьего сердца» была конфискована и окончательно опубликована в России в 1987 году (через 47 лет после смерти Булгакова). Булгаков оказался в интересном положении, когда его творческая свобода была угнетена режимом, но к нему благоволил сам Сталин, который даже устроил его во МХАТ и более 15 раз ходил на одну из его пьес.Цензура, однако, повергла писателя в депрессию, и он вложил в свой последний роман – «Мастер и Маргарита» (вы это поймете, когда прочтете) все самое дикое творчество и эмоции.

На мой взгляд, книга посвящена двум основным темам.

Прежде всего, это сатирический, провокационный жест против советской власти, коммунизма и порождаемых им ленивых, безответственных людей. Профессор-хирург в книге кажется отражением самого Булгакова — оба они были образованными людьми, с медицинским образованием, которых раздражали грубые и простодушные умы «товарищей» и неэффективность режима.

Профессор в книге очень громко заявляет о своих антисоциалистических взглядах, и это иллюстрируется его постоянными спорами с большевистским жилищным комитетом, с которыми ему приходится иметь дело на протяжении всей книги. Тем не менее, профессор знает, что его взгляды в конечном итоге могут иметь последствия, и даже его слава не спасет его от участи (возможного убийства или отправки в трудовой лагерь).

Книга написана легко и весело, но когда начинаешь думать о предыстории, становится грустно.

Во-вторых, Булгаков рассматривает вопрос о том, «что делает нас людьми». Для автора это представление о морали, этикете и том, что составляет основу цивилизованного человека. Собаку по кличке Шарик затаскивают на операционный стол, вставляют гениталии и гипофиз (крошечный орган в основании мозга) человека (в данном случае покойного преступника). Существо, очнувшееся на операционном столе, ходит на двух ногах и тут же начинает ругаться и курить. Говорит – ругательства – ответственности не берет, ворует одинаково у товарищей и ни к чему не проявляет уважения.

Ближе к концу книги к профессору приходят следователи милиции, допрашивая его о возможных преступлениях против Шарика. (примечание: офицеры, конечно, были подсказаны большевистским жилкомом, который не был в хороших отношениях с профессором)

»
Офицер: «Извините, профессор, не собака. Это произошло, когда он был мужчиной. Вот в чем беда.
– Потому что говорил? – спросил профессор. — Это не значит, что он был мужчиной.
»

В заключение — я имею в виду, что я люблю сатиру и поэтому люблю булгаковский стиль.Как он может быть таким интересным и забавным на таких серьезных и часто депрессивных вещах. В его книгах все по делу.

Связанные

Собачье сердце Михаила Булгакова

Книга граничит с научной фантастикой во многом так же, как Цветы для Элджернона; основанный на реальности чрезмерными научными экспериментами, в данном случае пересадкой яичек человека собаке.

Операция такого рода должна дать собаке Шарику форму человеческого тестостерона, тем самым придав его поведению более гуманизированные элементы.Тем не менее, он трансформируется далеко за пределы, предоставляя бездомной собаке способность думать как человек, а также говорить как человек.

Немного истории

Впервые предложенная к печати в 1925 г., она была отклонена отчасти из-за Льва Каменева, который в то время был ведущим партийным деятелем. Позже рукопись была конфискована у Булгакова секретной полицией Советского Союза, хотя вмешался Максим Горький, и спустя четыре года она была возвращена в свои руки.

Тем не менее, он был напечатан в Советской России только в 1987 году, хотя на английском языке он был опубликован в 1968 году издательством Harvill Press.

Провокация — идеальное слово для описания этой книги. С самого начала понятно, что автор хочет затянуть вас в свой мир, разжевать и выплюнуть обратно. Бедные иммигранты и истощенные собаки, бродящие по унылому социалистическому государству, тон не становится светлее.

Чудо-бездомный Шарик

«Объект эксперимента: кобель в возрасте ок. 2 года. Порода: Дворняга. Имя: «Шарик». Шерсть редкая, пучками, коричневатая со следами опаления.Хвост цвета топленого молока. На правом боку следы зажившего ожога второй степени».

Мы впервые знакомимся с Шариком, который интересуется сибирским городом в поисках остатков еды, борясь за свое выживание. Он проходит мимо пожилого господина Филиппа Филипповича, хирурга, оперирующего в своей квартире в центре Москвы.

‘По доброте. Единственный возможный метод при общении с живым существом. Вы ничего не добьетесь с животным, если будете использовать террор, независимо от того, на каком уровне его развития может быть.

Михаил Булгаков, глава 2

Шарик соблазняется колбасой из первосортного мяса, но вскоре становится подопытным кроликом для своих безумных идей.

В семикомнатной квартире, набитой советскими революционерами, план воплощается в жизнь, когда один из жильцов приводит мертвого «прохожего», готового стать добрым донором для фанатичного процесса. .

По мере того, как Шарик начинает трансформироваться, сначала ходить на двух ногах, а затем произносить полные предложения, меняется и его отношение к другим, особенно к кошкам.

Есть несколько случаев, когда он либо старается изо всех сил причинить вред кошачьим, либо нападает на них, не обращая внимания на то, кто или что находится вокруг него. Эти вспышки часто приводят в смятение его хозяина Филипповича.

Это еще один интересный момент, на который стоит обратить внимание, помог ли Филипп Филиппович создать из Шарика то животное, которым он является сейчас, он все еще его хозяин, или поскольку у Шарика теперь есть собственное свободомыслие, он больше не связан этими узами?

— Это твои проблемы, — с тихой злобой сказал Швондер. «Вам решать, родился он или нет… Это был ваш эксперимент, профессор, и вы произвели на свет гражданина Шарикова». собака не может адекватно обеспечить себя и по-прежнему сохраняет некоторые из своих собачьих черт, таких как погоня за кошками, но, с другой стороны, у нее есть способность улавливать информацию вокруг себя и формировать собственное мнение.

Книга представляет собой черную комедию, граничащую с научно-фантастической антиутопией, одновременно конфронтационную и захватывающую.

С одной стороны сумасшедший ученый; готовый рискнуть своими средствами к существованию, чтобы осуществить свои научные мечты. С другой стороны; человек-пес с его чрезмерно политическими теориями о том, что правильно и что неправильно.

Заключительные мысли

Собачье сердце — увлекательное чтение от начала до конца. Поскольку в книге всего 123 страницы (мягкая обложка), при желании ее можно проглотить за один присест. Это держит историю напряженной, персонажей под контролем, а удар более выраженным.

Отличная сатира о советском государстве и о том, как Булгаков относился к подавлению свободы в те времена.

Кроме того, медицинские подробности описываются во всех их ужасных подробностях, добавляя к общей «гадкой» привлекательности книги.

Пожалуйста, поделитесь этим сообщением, используя кнопки ниже. Это имеет огромное значение для сайта и позволяет другим узнать о статье. Не забудьте подписаться на мою бесплатную ежемесячную рассылку с эксклюзивным контентом и призами!

Добро
  • Провокационная проза
  • Уникальный сюжет
  • Сатира

7.5 3,75 5

Общий балл /10

Ссылки

Корнуэлл, Н., и Кристиан, Н. (1998). Справочник по русской литературе . Лондон: Фицрой Дирборн, изд.

Britannica, TE of E. (2019, 20 августа). Лев Каменев. Получено с https://www.britannica.com/biography/Lev-Kamenev

Dog’s Heart, A (без сокращений) – Naxos AudioBooks

Reviews

Написанная в 1925 году, но не издававшаяся в России еще 62 года, повесть Булгакова представляет собой острую сатиру на утверждение о том, что коммунизм создаст лучшего человека. Хирург Преображенский вживляет гипофиз и яички пьяного большевика добродушному бродячему псу по кличке Шарик. В результате дикарь «Шариков» — чудовищная пародия на любой коммунистический идеал, который становится насильником и котодушителем. Создание рассказчиком набора персонажей, включая собаку, блестяще и подчеркивает черноту булгаковской комедии.

Рэйчел Редфорд , Наблюдатель


Собачье сердце , сатира Булгакова 1925 года на видение сталинской России преобразования человечества, идеально подходит для чтения вслух.Рой Макмиллан вкладывает сердце и душу в начальные завывания невзрачной дворняги, с точки зрения которой сначала рассказывается история, а затем в повествование остальной части дурацкой истории о попытках хирурга сделать собаку человеком.

Проблема в том, что он такой же грубый и возмутительный человек, как и собака. Но это не лишает его права доносить на профессора в тайную полицию. История заканчивается с таким же апломбом, как и начинается: улыбка гарантирована.

Кристина Хардимент , Таймс


[…] Мне очень понравилось идеальное прочтение Роем Макмилланом романа Михаила Булгакова « Собачье сердце ».Это идеальная сатира, комментирующая не только человеческую природу, но и Россию 1920-х годов, когда коммунизм порождал странные парадоксы. В этой сказке мы встречаемся с уважаемым хирургом, который пересаживает человеческие железы бездомной собаке с ужасными результатами. Собака перенимает все худшие черты человеческого донора.

К сожалению, Булгаков так и не дожил до публикации этого рассказа или любой из его пьес. Сталин запретил все его работы, хотя и уберег писателя от ужасной участи некоторых других интеллектуалов его эпохи.Эта полная аудиокнига предлагает много смешков, а также пищу для размышлений.

Алиде Кольхас , Seniors Review


Примечания к буклету

Магический реализм — словосочетание, в основном ассоциирующееся со стилем конца 20 века; но в более общем смысле это прекрасно применимо к творчеству Михаила Булгакова, а также к нескольким случаям из его жизни. Большая часть его жизни была далека от магии и слишком реалистична. Это началось достаточно хорошо.Родившийся в Киеве, его отец был профессором Духовной академии (старшего сына он назвал в честь святого покровителя их родного города), и Михаил ходил в местную школу, увлекался литературой, театром и искусством, а затем изучал медицину в Киеве. Университет. Первый из трех его браков был заключен в 1913 году с Татьяной, с которой он видел «Фауста» Гуно около 10 раз. Но Первая мировая война прервала его учебу, и он вступил в Красный Крест, прежде чем работать в небольшом госпитале в Смоленске.Он вернулся в Киев, чтобы начать свою собственную практику, и в процессе ему удалось избавиться от морфиновой зависимости, которая у него началась после ранения или заражения на фронте. Но все надежды на мирную карьеру врача в родном городе быстро развеялись. Россия пережила революцию, и, несмотря на все его попытки избежать ее, он был вовлечен в последовавшую за этим Гражданскую войну.

Различные группировки, боровшиеся за власть после революции, нуждались во врачах, и Булгаков записался (хотя и без особого энтузиазма) в Белую гвардию, а позже был завербован (с такой же неохотой с его стороны) в Красную Армию. Его отправили на Северный Кавказ, где он едва не погиб от приступа болезни; и решил, что то, что он начал писать, могло быть тем, в чем заключался его истинный талант. И вот первый из его моментов волшебства. Согласно его автобиографии:

Однажды в 1919 году, когда я ехал ночью на поезде, я написал небольшой рассказ. В городе, где остановился поезд, я отнес рассказ издателю газеты, который и опубликовал рассказ.

Как до смешного прямолинейно! Если бы другие писатели додумались до этого.Он переехал в Москву в 1921 году и начал серьезно писать — сатирические очерки, рассказы, публицистику — и начал приобретать известность. После того, как его первый брак распался, он женился на Любови Белозерской, а также опубликовал (в серийной форме) свой короткий роман Белая гвардия о семье среднего звена, оказавшейся втянутой в Гражданскую войну. Но хотя его сатирические взгляды могли доставлять удовольствие, они также находились под наблюдением. У Булгакова были серьезные сомнения по поводу новой России и того, чего она пыталась достичь. Как буржуазный интеллигент с антисоветскими наклонностями он был именно тем подрывником, которого хотела подавить новая, неэлитарная, пролетарская, атеистическая Россия. Поэтому, когда в 1925 году он написал « Собачье сердце », неудивительно, что его квартира подверглась обыску, а рассказ был конфискован. Несомненно, его запретили потому, что власти сочли его в некотором роде издевательством над попыткой создать Нового Советского Человека, архетипического идеального гражданина. Они были правы.

Сталин устроил ему
вернуть
в театр
и адаптировать пьесы
Гоголя

Собачье сердце — это научно-фантастическое фэнтези с оттенком H.реализм Г. Уэллса (Булгаков был поклонником), а также проницательный социальный комментарий и дьявольский фарс. Наука берет свое начало в трансплантации обезьяньей железы, которая имела место в начале 20-х годов. Это рассматривалось как средство увеличения продолжительности жизни и мужественности и было чем-то вроде сенсации. В то же время Коммунистическая партия пыталась привить населению своего идеального гражданина — человека, готового подчинить свою индивидуальность общему благу, оставаясь при этом физически сильным и преданным делу.Булгаков видел слабость (даже зло) такой идеологии; увидел, что люди не так легко поддаются таким догматическим сдвигам и слишком подвержены ошибкам, чтобы гарантировать успех. Так что в его басне показана Россия, куда пересаживают худшее из человечества, а худшее из коммунистической системы выставляется на посмешище. Он поставил это в очень реальной Москве, наполнив ее диким, ликующим брио, прорезающим тьму в ее сердцевине.

Но обнаружив, что его прозу отвергают (и оскорбляют; один рецензент предложил вывести его на улицу и бить тазом), Булгаков обратился к театру и в течение нескольких лет относительно успешно сотрудничал с Московским Художественным театром.Он поставил несколько собственных пьес, в том числе «Дни Турбиных» , инсценировку «Белая гвардия» , поклонником которой, по необъяснимым причинам, был Сталин. Но очень мало других было. Его суматошная и яркая сатира была слишком близка к советской кости, и к концу 1920-х годов все, что он писал, было запрещено.

Именно в это мрачное темное время, безработный, почти безработный, он пошел на огромный риск и был вознагражден вторым кусочком магии.Многие члены его семьи эмигрировали в конце Гражданской войны, и в 1930 году Булгаков написал письмо с жалобой на обращение с ним и просьбой разрешить самому покинуть страну. В ответ ему позвонили. От Сталина. Неудивительно, что Булгаков решил, что на самом деле он не хочет уезжать из страны, но утверждает, что ему не разрешают работать. Сталин устроил ему возвращение в театр и экранизацию пьес Гоголя. Несмотря на это поразительное везение, его жизнь не была по-настоящему облегчена.Его работы по-прежнему находились под запретом — даже его оперные либретто в Большом театре и его пьеса о молодости Сталина (которую сам субъект запретил, потому что она изображала его слишком мягким) — и его шедевр «Мастер и Маргарита » должен был быть написан на секрет. Он снова развелся и снова женился, на этот раз на Елене Шиловской, и продолжал писать адаптации, которые так и не были выпущены, и прозу, которая никогда не публиковалась. Но и он не был уничтожен. Он ослеп за год до смерти в результате наследственного заболевания почек.

Но его работа сохранилась. Булгаков стал символом творческой гуманности против государственной машины. Его работы создавались тайно, затем постепенно начали появляться в отредактированных формах, прежде чем, наконец — иногда более чем через 50 лет после их написания — появились полностью. Гневное, точное, ярко-творческое и блестяще-абсурдное произведение Булгакова рассматривало русскую жизнь с точки зрения, столь же поразительной сегодня, сколь и смелой тогда. Он добавил своим творениям магию фейерверков, которые не померкли.

Заметки Роя Макмиллана


(PDF) Ирония в романе М. Булгакова «Собачье сердце»

https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.05.444

Автор, ответственный за переписку: Савельева Татьяна Геннадьевна

Отбор и сравнение -рецензия под ответственность Оргкомитета конференции

eISSN: 2357-1330

интерпретировать название рассказа. Проанализируем основные средства, помогающие писателю передать ироническое отношение к главным героям.Более того, профессор Преображенский, несмотря на силу и обаяние

его личности, тоже не избегает его. Предметом иронии в начале рассказа является пес

Шарик, рассказчик, который начинает рассказ.

Например, в монологе пса Шарика присутствуют метаязыковые выражения – «средства

описать и прокомментировать сказанное, как именно, кем, с какой целью и т. д.». Эти

выражения отражают представления носителей языка о типичных способах общения с использованием естественного

языка, особенностях произношения, коммуникативном намерении и экстралингвистическом эффекте говорения, статусе

говорящего и адресата.Уже на первых страницах, когда появился Филипп Филиппович

, основным коммуникативным фоном «речи» Шарикова была собачья ирония по отношению к

профессору: «…он такой скандал затеет! Он напишет в газеты — меня кормили, Филипп

Филиппович!» (Булгаков, 1991, с. 25). Также ирония проявляется по отношению к цели

исследований профессора: как бы отвечая на вопрос плаката «Возможно ли омоложение?» Шарик констатирует: «Естественно

можно.Запах меня омолодил, поднял с живота…», то есть уверяет, что омоложение

возможно конечно; более того, Шарику хватит даже колбасы (Булгаков, 1991).

Для создания иронического эффекта Булгаков неоднократно использует специальные речевые приемы –

фразеологизма, так как «эти единицы являются не столько средством наименования, сколько средством эмоционального и

оценочного отношения к означаемому» ( Вучкович, 2017, с.57). Так, трансформация фразеологизма

«интеллектуальный работник» призвана подчеркнуть характер труда и социальный статус

Преображенского (ведь барин — это тот, кто не занимается физическим трудом): «Он владыка интеллигентного

труда, с утонченной остроконечной бородой и седыми усами, мохнатый и лихой, как бывало у французских рыцарей

. ..» (Булгаков, 1991, с. 28).

Казалось бы, Шарик передразнивает здесь манеру речи «революционных деятелей» и

выражает свое подчеркнуто уважительное отношение к Филиппу Филипповичу.Однако при дальнейшем чтении

становится понятно, что это подготовка иронического эффекта (с использованием метаязыковых выражений):

подчеркнутая уважительность диссонирует с характеристикой профессора и чувством

превосходства, выраженным Шариком: «. ..но все равно не отдашь. О, я очень хорошо знаю богатых людей»

(Булгаков, 1991, с. 31).

В монологе Шарика тоже присутствует самоирония, заканчивающаяся самораскрытием в виде комментария

.После «вдумчивых» выводов и «игры» психолога (рассуждения о глазах и т.п.),

например, такое самораскрытие (после попытки получить колбасу от Преображенского и

лести перед ним) представляет комментируя: «Наша рабская душа, гнусная судьба!» (Булгаков, 1991, с. 32).

Наконец, ироническое отношение автора к двум главным героям рассказа –

псу Шарику (как его рассказчик в начале рассказа) и профессору Преображенскому, причем ирония имеет одну

основу, которая раскрывается в их сравнении. «Ироническое отношение автора к своему рассказчику есть феномен

, который можно представить как планомерное участие читателя в интерпретации текста» (Падучева,

1996, с. 19). Кроме того, скрыто сравнение склада ума бездомного пса Шарика и знаменитого

профессора Преображенского; хронотопически обособлены тексты с монологами бездомной собаки и описание

речей европейского бытового титула.Поэтому иронический смысл может

Собачье сердце (ТВ, 1988)

Этот фильм (и да, это фильм — снят как двухсерийный, но две части вместе сводятся к чуть более 2-м часам) является одним из невоспетых шедевров мирового кинематографа. Очень благовоспитанный, но в то же время абсолютно дикий обличитель советской власти и типа людей, которые при ней процветали, фильм является верной экранизацией давно запрещенной одноименной книги Михаила Булгакова.Декорации безупречны, и режиссер принял блестящее решение снимать в монохромной сепии, добавляя ощущение подлинности там, где выцветшие цветные воплощения конца 80-х едва ли не испортили бы фильм. Я не буду много говорить о сюжете, который заслуживает того, чтобы его открыл сам зритель, но спектакли — настоящий оскароносный материал; особого упоминания заслуживает Э. Евстигнеев, который играет старого профессора с таким присутствием, серьезностью и доброй мудростью, что одним словом или жестом он в конечном итоге крадет каждую сцену, в которой он находится.Второй, конечно, Существо/Шариков, сыгранный до ужасающего совершенства В. Толоконниковым, куда более страшный персонаж, чем Ганнибал Лектер, потому что мало того, что он существует в реальной жизни — целые страны управлялись людьми. как и он на протяжении всей истории, со всеми вытекающими последствиями.

Несмотря на то, что это социально-политическая аллегория, стоит отметить, что фильм также полон юмора, хотя и мрачного — есть много откровенных комедий, которые не заставили меня так смеяться, как этот фильм.Более того, когда смеешься над этим фильмом, возникает не только чувство веселья, но и понимание и согласие, что всегда является плюсом.

Вряд ли у меня есть претензии к этому фильму — единственный небольшой недостаток — это тон интеллектуального/буржуазного снобизма, который я иногда улавливал от «просвещенных» персонажей. Но это мелкая придирка.

К сожалению, западные лицензионные компании обошли стороной этот фильм. Очень жаль, что один из лучших во всех отношениях фильмов томится невосстановленным и непереведенным (что не должно быть невероятно сложно — хотя все культурные отсылки и революционная терминология обязательно исчезнут при переводе, основные темы фильма должны быть доступным для всех).Пока мы, скрестив пальцы, ждем выпуска Criterion, я подумываю о том, чтобы самому создать английские субтитры. Увидим, как это получится.

Стадия: «Собачье сердце»

Для Михаила Булгакова превращение российского крестьянства и пролетариата в господствующий класс мало чем отличалось от операции по превращению дворняги в человека. Вы можете нарядить его, чтобы он выглядел соответствующе, но первоначально его поведение останется грубым, грубым и социально неприемлемым.

В булгаковском «Собачьем сердце», новая инсценировка которого Фрэнком Галати идет в субботу труппой театра «Алхимия», профессор Преображенский — специалист по «омоложению», сделавший успешную карьеру на реставрации сексуальное мастерство стареющей буржуазии с незначительными побочными эффектами, такими как позеленение волос пациентов.

Однажды вечером Профессор заманивает домой бродячую собаку колбасой, называет ее Шариком и отдает в управление свою семикомнатную квартиру. Собака, как и пролетариат, все вытерпит, пока ее желудок сыт. И вот однажды Профессор пересаживает Шарику человеческие яички и гипофиз, и собака становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. За короткое время он теряет волосы и хвост, у него появляется всепоглощающий вкус к водке, погоне за женщинами и политикой.

Пес, теперь уже товарищ Шариков, начинает читать Энгельса («бла-бла-бла») и становится на сторону Жилкома, который хочет разделить квартиру профессора или хотя бы реквизировать его столовую («Даже Айседора У Дункана нет столовой!») для бездомных.

Попутно Булгаков предлагает свой язвительно-сатирический взгляд на русскую революцию. Профессор запрещает кому-либо «говорить о медицине или большевизме за обеденным столом» и предписывает своим тучным пациентам «читать «Правду», чтобы похудеть». «до одного дня в 1917 году, когда исчезли все галоши. Теперь вы должны запереть свои галоши».

Написанная в 1925 году повесть «Собачье сердце» была отклонена советскими властями для публикации.Возможно, мерилом того, как революция обретает чувство юмора, является тот факт, что «Собачье сердце» было поставлено в прошлом году в Московском ТЮЗе и стало самым популярным билетом в городе.

Мастерская инсценировка мистера Галати делает вечер юмористическим, несмотря на слабые выступления в постановке «Алхимия». Под руководством Гиты Донован слишком много преувеличенного позерства и скатывания в декламационную школу фарса. Барри Крамер весьма хорош в роли собаки, лая, воя и кусая блох с лучшими из них.ТОВАРИЩ СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ СОБАКИ Михаила Булгакова; адаптировано Фрэнком Галати; режиссер Гита Донован; сценограф, Рой Хайн; световой дизайн, Майк Балдассари; дизайн костюмов Джудит Морс; звуковой дизайн, Фрэнк Милитари; постановщик сцены, Тед Марку.

Представлено театральной труппой Алхимия, управляющим директором Джеффри Доу. По адресу 354 West 45th Street. Дог… Барри Крамер Проф. Преображенский… Марк В. Конклин Федор/Пеструхин/Инспектор Астровский…

Давид Славин Зина…Юланн Роза Дарья…Иветт Эдельхарт Иван Арнольдович Борменталь…Ричард Кунео мадам. Слава/Старая карга… Джудит Морс Мистер Медбедрович… Ларри Суонсон Фотопопов… Джозеф Парди Вяземская… Кэрол Дирман Гражданин Васнецова… Ферн Дорси

Рецензия на книгу: «Собачье сердце» Михаила Булгакова | by Kate Berry

Часть первая из моей серии обзоров novellafest

источник: Getty Images

Шарик, бездомная дворняга, лежит в волдырях и умирает в московском снегу, , когда добрый незнакомец предлагает ему колбасу из конины и новый дом, хотя, как узнает ничего не подозревающий Шарик, есть несколько довольно зловещих условий.

Незнакомец оказывается Филиппом Филлоповичем, профессором медицины, который лиризирует утрату свобод и роскоши при советской власти за охлажденной на снегу икрой и изысканными винами. Он представляет собой полную противоположность облаченному в синеву жилищному комитету, которого Булгаков рисует с нежностью, свойственной абсцессу.

Филипп Филлопович — персонаж, напоминающий Виктора Франкенштейна; в его эгоизме, в его пренебрежении к страданиям своих подданных и в его безудержном самовозвеличивании посредством бесплатной медицинской практики, в отношении которой он не проявляет никаких моральных угрызений совести.Профессор чудовищен, то, что он делает с Шариком, очень тревожно, и, как и доктор Франкенштейн, хотя он и успешен, он довольно недоволен результатами своего эксперимента.

Как и в «Мастере и Маргарите», Булгаков придает своим героям в абсурдной, часто лихорадочной прозе удивительную, кинетическую природу. Повесть сначала ведется от лица Шарика, переходит в эпистолярное повествование в виде медицинских записей и наблюдений ассистента профессора доктора Больменталя, наконец, история передается всемогущему рассказчику.Это изменение точки зрения держит темп на протяжении большей части новеллы и приводит нас, задыхаясь, к судьбе, которая, возможно, наиболее благоприятна для бедного Шарика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.