Нюкта | это… Что такое Нюкта?
У этого термина существуют и другие значения, см. Нюкта (значения).
Иное название этого понятия — «Никс»; см. также другие значения.
Ню́кта, Ни́кта (др.-греч. Νύξ, Νυκτός, «ночь») — божество в греческой мифологии[1], персонификация ночной темноты.
Согласно Гесиоду, Нюкта родилась из Хаоса (в изложении Гигина, от Хаоса и Мглы[2]), является одной из первичных мирообразующих потенций. Никта родила светлого Эфира и Гемеру (День) (от своего брата Эреба, олицетворяющего вечный мрак)[3], а также ещё Танатоса (Смерть)[4], Гипноса (Сон)[4], Гераса (Старость)[4], Эриду (Раздор)[4], Керу (Насильственную смерть; под именем кер могут также выступать несколько богинь)[4], Мора («отвечавшего» за рок и насильственную смерть)[4], Харона, перевозчика умерших в Аид, — силы, скрывающие в себе тайны жизни и смерти, вызывающие дисгармоничность в бытии мира, без которой, однако, немыслим ни мир, ни его конечная гармония.
Жилище Нюкты расположено в бездне Тартара; там встречаются Нюкта-Ночь и День-Гемера, сменяя друг друга и попеременно обходя землю. Рядом дома сыновей Никты — Сна и Смерти, на которые никогда не смотрит Гелиос.
Орфики считали Нюкту (а не Хаос) первоисточником бытия. В орфической теогонии из Дервени Нюкта — «кормилица богов», с которой начинается родословие[6]. Согласно орфикам, было три Нюкты: первая «прорицает», вторая «почтенная», с ней соединяется её отец Фанес, а третья рождает Дику[7]. Ей посвящен III орфический гимн, где её отождествляют с Афродитой[8]. По Мусею, все происходит от Ночи и Тартара
[9].Её прорицалище в Мегарах[10]. Давала прорицания в Дельфах[11].
В честь Нюкты названы два небесных тела. Это имя носят астероид «Нюкта» с порядковым номером 3908 и один из пяти спутников Плутона — «Никта», открытый в 2005 году и получивший название 21 июня 2006 г. на сессии Международного астрономического союза.
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.218, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.470
- ↑ Гигин. Мифы. Введение 1
- ↑ Гесиод. Теогония 123—125
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8
- ↑ Софокл, фр.1018b
- ↑ Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.46; Дамаский. О первых началах 124
- ↑ Орфика, фр.
99 Керн
- ↑ Орфические гимны III 2
- ↑ Мусей, фр.1 Керн; Комментарий А. А. Тахо-Годи в кн. Античные гимны. М., 1988. С.329
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 40, 6
- ↑ Схолии к Пиндару. Пифийские песни Введение // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.172; Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 28
Хтонические божества |
| ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Земля |
| ||||||
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини Портал |
Ночь I — Склад Са_вы — ЖЖ
Ни́кта, Никс, Нюкта, Нюкс (др. -греч. Νύξ, Νυκτός, «ночь») — в греческой мифологии одно из древнейших божеств, персонификация ночи.
В древнегреческой мифологии сова как спутница и атрибут богини Ночи не упоминается. Изображение совы рядом с Никтой появилось в эпоху Возраждения.
Со времен заката античной культуры, сова уже не мудрое божество, а чаще всего символ тьмы и смерти, нечистой силы, колдовства.
Кому, как не ночной птице сове, сопровождать богиню ночи? Логично.:)
Гесиод ( (древнегреческий поэт и рапсод, кон. VIII — нач. VII вв. до н. э.)
О происхождении богов (Теогония):
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
Ночь родила еще Мора ужасного с черною Керой.
Смерть родила она также, и Сон, и толпу Сновидений.
Мома потом родила и Печаль, источник страданий,
И Гесперид,- золотые, прекрасные яблоки холят
За океаном они на деревьях, плоды приносящих.
Мойр родила она также и Кер беспощадно казнящих.
[Мойры — Клофо именуются, Лахесис, Атропос. Людям
Определяют они при рожденье несчастье и счастье.]
Тяжко карают они и мужей и богов за проступки,
И никогда не бывает, чтоб тяжкий их гнев прекратился
Раньше, чем полностью всякий виновный отплату получит.
Также еще Немезиду, грозу для людей земнородных,
Страшная Ночь родила, а за нею — Обман, Сладострастье,
Старость, несущую беды, Эриду с могучей душою.
Charles-Joseph Natoire (1700-1777), Французский художник.
Аллегория: ”Ночь, держащая Сон и Смерть”. Лувр.
Жилище Никты расположено в бездне Тартара:
Там и от темной земли, и от Тартара, скрытого в мраке,
И от бесплодной пучины морской, и от звездного неба
Все залегают один за другим и концы и начала,
Страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут.
Бездна великая. Тот, кто вошел бы туда чрез ворота,
Дна не достиг бы той бездны в течение целого года:
Ярые вихри своим дуновеньем его подхватили б,
Стали б швырять и туда и сюда. Даже боги боятся
Этого дива. Жилища ужасные сумрачной Ночи
Там расположены, густо одетые черным туманом.
Сын Иапета пред ними бескрайне широкое небо
На голове и на дланях, не зная усталости, держит
В месте, где с Ночью встречается День: чрез высокий ступая
Медный порог, меж собою они перебросятся словом —
И разойдутся; один поспешает наружу, другой же
Внутрь в это время нисходит: совместно обоих не видит
Дом никогда их под кровлей своею, но вечно вне дома
Землю обходит один, а другой остается в жилище
И ожидает прихода его, чтоб в дорогу пуститься.
К людям на землю приходит один с многовидящим светом»
С братом Смерти, со Сном на руках, приходит другая,-
Гибель несущая Ночь, туманом одетая мрачным.
Гравюра «Nox», 1645 г.
Joachim von Sandrart (немецкий художник, 1606-1688 г.г.)
British Museum
………………………………….
Гравюра «Богиня», ок. 1588-1590 г.г.
Хендрик Голциус ( голландский гравер , рисовальщик и живописец, 1558 — 1617, Харлем )
British Museum
………………………………….
Гравюра «Nox» ок. 1770-1773 г.г.
Кристиан Бернхард Роде (немецкий художник и гравер, 1725 -1797 г.г., Берлин.)
British Museum
………………………………….
Гравюра , Аллегория Ночи, ок. 1780-1790 г.г.
Джованни Вольпато, итальянский гравёр ,1735 — 1803 г.г., Рим.
Гравюра сделана с фрески «La Notte», находящийся в Casino Ludovisi, Рим, и написанной итальянским художником Гверчино ( также известен как Барбьери, Джованни Франческо, 1591 — 1666 г.г.).
British Museum
………………………………….
Гравюра «Nox», 1704 г.
Джироламо Фрезза, италянский архитектор и гравёр, 1671 — 1748 г.г., Рим.
Гравюра сделана с фрески «Nox», находящийся в Palazzo Verospi (в настоящее время Credito Italiano), Рим, и написанной в 1611-1612 годах итальянским художником Франческо Альбани (1578-1660 г. г.).
British Museum
………………………………….
А тут День и Ночь ездят по небу в одной колеснице. Пока День спит, колесницей правит Ночь, и наоборот. 🙂
Гравюра» День и Ночь/Nox», около 1580 г.
Мартен Ван Клиф (нидерландский художник, 1527 — 1581 г.г., Антверпен)
British Museum
………………………………….
«Ночь», карандаш, уголь
Роберто Лаплаза (испанский художник, 1842- 1895 г.г., Бильбао.)
Bilbao Fine Arts Museum
………………………………….
И, в заключение: три гравюры из серии «Шесть часов Дня и шесть часов Ночи»
Как утверждают, эта серия гравюр основана на фреске гения Высокого Ренессанса -Рафаэля Санти из Урбино (1483-1520 г.г.). Сама фреска к концу 19 века уже не существовала, увы. Но 12 разных гравёров таким образом сохранили копию шедевра по частям.:)
Гравюры были опубликованы в 1805-6 годах.
«Ora Prima di Notte»
Эжен Бурже (гравер, Франция)
«Ора Seconda di Notte»
Жан-Франсуа Рибо ( гравёр, Франция, 1767–1820 г. г.)
«Ora Quarta di Notte»
Дамур (французский издатель и гравёр)
картинки кликабельны
Ночь, Луна, Заря и Солнце — Греческий Миф
Содержание
Селена и Эндимион,от Альберта Обле Медленно путешествует по небу в своей колеснице, запряженной черными конями, богиня Ночи — Нукта. Своим темным покрывалом она охватила землю. Тьма окутала все. Возле колесницы богини Ночи теснятся звезды и льется на землю неуверенный мерцающий свет — это юные сыновья богини Зари — Эос и Астрей. Есть много; они усеивали все темное ночное небо. Но тут как бы на востоке появляется легкое зарево. Становится все жарче и жарче. На небеса восходит богиня Луны – Селена. Быки медленно тянут ее колесницу по небу. Спокойно, величаво путешествует по небу богиня Луна в своем длинном белом одеянии, с полумесяцем надо лбом. Оно кротко освещает спящую землю, заливая все серебристым сиянием. Облетев небосвод, богиня Луна спустится в глубокую пещеру на горе Латам в Карии. Там он лежал, затонувший; в вечном сне прекрасный Эндимион. Селена влюблена в него. Она наклоняется над ним, ласкает его и шепчет ему слова любви. Но Эндимион, сонный, не слышит ее, оттого Селена так грустна, и от того печален ее свет, который она льет на землю ночью.
Утро все ближе. Богиня луны давно спустилась с неба. Восток едва покраснел. Предвестник зари Эосфороса, Дневной сон, ярко сияет на востоке. Дует легкий ветерок. Он зажигает восток все ярче. Вот розовоперая богиня Зари – Эос, открывает двери, из которых скоро выйдет лучезарный бог Солнца – Гелиос. В ярко-оранжевом одеянии, с розовыми крыльями, богиня Зари взлетает к яркому небу, залитому розовым светом. Богиня выливает росу из золотого сосуда на землю, и роса окропляет траву и цветы алмазоподобными каплями. Все на земле пахнет, ароматы разносятся повсюду, Пробужденная земля радостно встречает бога восходящего солнца – Гелиоса.
Лучезарный бог отправляется в небо с берегов океана на четырех крылатых конях в золотой колеснице, выкованной Гефестом. Лучи восходящего солнца освещают горные вершины, и они возвышаются, словно охваченные огнем. Звезды бегут с неба при виде бога солнца; они прячутся один за другим в лоне темной ночи. Колесница Гелиоса поднимается все выше и выше. Он путешествует по небу с лучистым венком на голове и длинным сияющим одеянием и изливает свои живительные лучи на землю, даря ей свет, тепло и жизнь.
Завершив свое ежедневное путешествие, бог солнца спускается в священные воды Океана. Там его ждет золотая ладья, на которой он плывет обратно на восток в страну солнца, где находится его великолепный дворец. Ночью бог солнца отдыхает там, чтобы вернуть на следующий день свое былое великолепие.
Похожие сообщения:
Хап, или Хапи, Бог Нила
Выше уже было сказано, что бог Осирис, вероятно, в додинастические времена был речным богом или богом воды, и что в ходе время, когда он стал отождествляться с Хапом или Хапи, богом Нила; когда такое отождествление имело место, у нас нет возможности узнать, но то, что это, несомненно, имело место, очевидно из большого количества отрывков в текстах всех периодов. Значение имени бога Нила еще не было удовлетворительно объяснено, и происхождение, предложенное для него жрецами в позднединастический период, никоим образом не помогает нам; несомненно, что Хеп, позже Хап, — очень древнее название Нила и бога Нила, и, вероятно, это имя было дано реке додинастическими жителями Египта. Одно из древнейших упоминаний о Хеп встречается в тексте Унаса {строка 187, где сказано: «Бодрствуйте, о посланники Ка, бодрствуйте, о вы, которые легли, вставайте, о вы, находящиеся в Кенсет, «О вы, престарелые, вы, Великий Ужас, {Сетаа’ур, который исходит от Хепа, вы, Ап-уат, который «исходит из Дерева Асерт, уста Унаса» чисты». Важно отметить, что Хеп упоминается в связи с Кенсетом, теперь Кенсет здесь означает первый ном Египта, в который входили Первый Катаракт и его острова Элефантина, Сахель, Филы, Сенмут и т. кажется, что бог Нила Хеп и Ап-уат, «открыватель путей», даже в V династии были связаны с местами, в которых в более поздние времена считалось, что Нил берет свое начало.






