Нюкта богиня: Недопустимое название | Риордан Вики

Нюкта | это… Что такое Нюкта?

У этого термина существуют и другие значения, см. Нюкта (значения).

Иное название этого понятия — «Никс»; см. также другие значения.

Ню́кта, Ни́кта (др.-греч. Νύξ, Νυκτός, «ночь») — божество в греческой мифологии[1], персонификация ночной темноты.

Согласно Гесиоду, Нюкта родилась из Хаоса (в изложении Гигина, от Хаоса и Мглы[2]), является одной из первичных мирообразующих потенций. Никта родила светлого Эфира и Гемеру (День) (от своего брата Эреба, олицетворяющего вечный мрак)[3], а также ещё Танатоса (Смерть)[4], Гипноса (Сон)[4], Гераса (Старость)[4], Эриду (Раздор)[4], Керу (Насильственную смерть; под именем кер могут также выступать несколько богинь)[4], Мора («отвечавшего» за рок и насильственную смерть)[4], Харона, перевозчика умерших в Аид, — силы, скрывающие в себе тайны жизни и смерти, вызывающие дисгармоничность в бытии мира, без которой, однако, немыслим ни мир, ни его конечная гармония.

Иногда в число детей Нюкты включают также Немесиду (Месть)[4], Апату (Обман)[4], Онира — бога вещих и лживых сновидений[4], Мома — бога насмешек[4], гесперид[4], мойр (богинь судьбы)[4][5].

Жилище Нюкты расположено в бездне Тартара; там встречаются Нюкта-Ночь и День-Гемера, сменяя друг друга и попеременно обходя землю. Рядом дома сыновей Никты — Сна и Смерти, на которые никогда не смотрит Гелиос.

Орфики считали Нюкту (а не Хаос) первоисточником бытия. В орфической теогонии из Дервени Нюкта — «кормилица богов», с которой начинается родословие[6]. Согласно орфикам, было три Нюкты: первая «прорицает», вторая «почтенная», с ней соединяется её отец Фанес, а третья рождает Дику[7]. Ей посвящен III орфический гимн, где её отождествляют с Афродитой[8]. По Мусею, все происходит от Ночи и Тартара

[9].

Её прорицалище в Мегарах[10]. Давала прорицания в Дельфах[11].

В честь Нюкты названы два небесных тела. Это имя носят астероид «Нюкта» с порядковым номером 3908 и один из пяти спутников Плутона — «Никта», открытый в 2005 году и получивший название 21 июня 2006 г. на сессии Международного астрономического союза.

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.218, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.470
  2. Гигин. Мифы. Введение 1
  3. Гесиод. Теогония 123—125
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 Гесиод. Теогония 211—225
  5. Софокл, фр.1018b
  6. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.46; Дамаский. О первых началах 124
  7. Орфика, фр. 99 Керн
  8. Орфические гимны III 2
  9. Мусей, фр.1 Керн; Комментарий А. А. Тахо-Годи в кн. Античные гимны. М., 1988. С.329
  10. Павсаний. Описание Эллады I 40, 6
  11. Схолии к Пиндару. Пифийские песни Введение // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.172; Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 28
Хтонические
божества
ОсновныеАид · Персефона · Гея · Деметра · Геката · Танатос
Эринии
Тисифона · Алекто · Мегера
Рожденные на землеГекатонхейры · Киклопы · Гиганты · Корибанты · Мелии · Тельхины · Тифон · Судьи: Минос · Эак · Радамант
Земля
ГруппыАмазонки · Ветры · Кентавры · Драконы · Гарпии · Сатиры · Нимфы · Сирены
НимфыОреады · Дриады и Гамадриады · Наяды · Нереиды · Напеи · Лимониады · Плеяды
ГероиГеракл · Ахилл, Гектор и Троянская война · Одиссей и Одиссея · Ясон и Аргонавты · Персей и Горгона Медуза · Эдип против Фив · Тесей и Минотавр · Триптолем
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини 
·
Мифические народы · Мифические существа
Портал

Ночь I — Склад Са_вы — ЖЖ

Ни́кта, Никс, Нюкта, Нюкс (др. -греч. Νύξ, Νυκτός, «ночь») — в греческой мифологии одно из древнейших божеств, персонификация ночи.

В древнегреческой мифологии сова как спутница и атрибут богини Ночи не упоминается. Изображение совы рядом с Никтой появилось в эпоху Возраждения.
Со времен заката античной культуры, сова уже не мудрое божество, а чаще всего символ тьмы и смерти, нечистой силы, колдовства.
Кому, как не ночной птице сове, сопровождать богиню ночи? Логично.:)

Гесиод ( (древнегреческий поэт и рапсод, кон. VIII — нач. VII вв. до н. э.)
О происхождении богов (Теогония):

Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
Ночь родила еще Мора ужасного с черною Керой.
Смерть родила она также, и Сон, и толпу Сновидений.
Мома потом родила и Печаль, источник страданий,
И Гесперид,- золотые, прекрасные яблоки холят
За океаном они на деревьях, плоды приносящих.
Мойр родила она также и Кер беспощадно казнящих.
[Мойры — Клофо именуются, Лахесис, Атропос. Людям
Определяют они при рожденье несчастье и счастье.]
Тяжко карают они и мужей и богов за проступки,
И никогда не бывает, чтоб тяжкий их гнев прекратился
Раньше, чем полностью всякий виновный отплату получит.
Также еще Немезиду, грозу для людей земнородных,
Страшная Ночь родила, а за нею — Обман, Сладострастье,
Старость, несущую беды, Эриду с могучей душою.

Charles-Joseph Natoire (1700-1777), Французский художник.
Аллегория: ”Ночь, держащая Сон и Смерть”. Лувр.


Жилище Никты расположено в бездне Тартара:


Там и от темной земли, и от Тартара, скрытого в мраке,
И от бесплодной пучины морской, и от звездного неба
Все залегают один за другим и концы и начала,
Страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут.
Бездна великая. Тот, кто вошел бы туда чрез ворота,
Дна не достиг бы той бездны в течение целого года:
Ярые вихри своим дуновеньем его подхватили б,
Стали б швырять и туда и сюда. Даже боги боятся
Этого дива. Жилища ужасные сумрачной Ночи
Там расположены, густо одетые черным туманом.
Сын Иапета пред ними бескрайне широкое небо
На голове и на дланях, не зная усталости, держит
В месте, где с Ночью встречается День: чрез высокий ступая
Медный порог, меж собою они перебросятся словом —
И разойдутся; один поспешает наружу, другой же
Внутрь в это время нисходит: совместно обоих не видит
Дом никогда их под кровлей своею, но вечно вне дома
Землю обходит один, а другой остается в жилище
И ожидает прихода его, чтоб в дорогу пуститься.
К людям на землю приходит один с многовидящим светом»
С братом Смерти, со Сном на руках, приходит другая,-
Гибель несущая Ночь, туманом одетая мрачным.

Гравюра «Nox», 1645 г.
Joachim von Sandrart (немецкий художник, 1606-1688 г.г.)
British Museum
………………………………….………………………

Гравюра «Богиня», ок. 1588-1590 г.г.
Хендрик Голциус ( голландский гравер , рисовальщик и живописец, 1558 — 1617, Харлем )
British Museum
………………………………….……

Гравюра «Nox» ок. 1770-1773 г.г.
Кристиан Бернхард Роде (немецкий художник и гравер, 1725 -1797 г.г., Берлин.)
British Museum
………………………………….…….

Гравюра , Аллегория Ночи, ок. 1780-1790 г.г.
Джованни Вольпато, итальянский гравёр ,1735 — 1803 г.г., Рим.

Гравюра сделана с фрески «La Notte», находящийся в Casino Ludovisi, Рим, и написанной итальянским художником Гверчино ( также известен как Барбьери, Джованни Франческо, 1591 — 1666 г.г.).

British Museum
………………………………….…….

Гравюра «Nox», 1704 г.
Джироламо Фрезза, италянский архитектор и гравёр, 1671 — 1748 г.г., Рим.

Гравюра сделана с фрески «Nox», находящийся в Palazzo Verospi (в настоящее время Credito Italiano), Рим, и написанной в 1611-1612 годах итальянским художником Франческо Альбани (1578-1660 г. г.).
British Museum
………………………………….…….
А тут День и Ночь ездят по небу в одной колеснице. Пока День спит, колесницей правит Ночь, и наоборот. 🙂

Гравюра» День и Ночь/Nox», около 1580 г.
Мартен Ван Клиф (нидерландский художник, 1527 — 1581 г.г., Антверпен)
British Museum
………………………………….…….

«Ночь», карандаш, уголь
Роберто Лаплаза (испанский художник, 1842- 1895 г.г., Бильбао.)
Bilbao Fine Arts Museum
………………………………….…….

И, в заключение: три гравюры из серии «Шесть часов Дня и шесть часов Ночи»
Как утверждают, эта серия гравюр основана на фреске гения Высокого Ренессанса -Рафаэля Санти из Урбино (1483-1520 г.г.). Сама фреска к концу 19 века уже не существовала, увы. Но 12 разных гравёров таким образом сохранили копию шедевра по частям.:)
Гравюры были опубликованы в 1805-6 годах.

«Ora Prima di Notte»

Эжен Бурже (гравер, Франция)

«Ора Seconda di Notte»

Жан-Франсуа Рибо ( гравёр, Франция, 1767–1820 г. г.)

«Ora Quarta di Notte»

Дамур (французский издатель и гравёр)

картинки кликабельны

Ночь, Луна, Заря и Солнце — Греческий Миф

Содержание

Селена и Эндимион,от Альберта Обле

Медленно путешествует по небу в своей колеснице, запряженной черными конями, богиня Ночи — Нукта. Своим темным покрывалом она охватила землю. Тьма окутала все. Возле колесницы богини Ночи теснятся звезды и льется на землю неуверенный мерцающий свет — это юные сыновья богини Зари — Эос и Астрей. Есть много; они усеивали все темное ночное небо. Но тут как бы на востоке появляется легкое зарево. Становится все жарче и жарче. На небеса восходит богиня Луны – Селена. Быки медленно тянут ее колесницу по небу. Спокойно, величаво путешествует по небу богиня Луна в своем длинном белом одеянии, с полумесяцем надо лбом. Оно кротко освещает спящую землю, заливая все серебристым сиянием. Облетев небосвод, богиня Луна спустится в глубокую пещеру на горе Латам в Карии. Там он лежал, затонувший; в вечном сне прекрасный Эндимион. Селена влюблена в него. Она наклоняется над ним, ласкает его и шепчет ему слова любви. Но Эндимион, сонный, не слышит ее, оттого Селена так грустна, и от того печален ее свет, который она льет на землю ночью.

Эос (1895), Эвелин де Морган, Лондон

Утро все ближе. Богиня луны давно спустилась с неба. Восток едва покраснел. Предвестник зари Эосфороса, Дневной сон, ярко сияет на востоке. Дует легкий ветерок. Он зажигает восток все ярче. Вот розовоперая богиня Зари – Эос, открывает двери, из которых скоро выйдет лучезарный бог Солнца – Гелиос. В ярко-оранжевом одеянии, с розовыми крыльями, богиня Зари взлетает к яркому небу, залитому розовым светом. Богиня выливает росу из золотого сосуда на землю, и роса окропляет траву и цветы алмазоподобными каплями. Все на земле пахнет, ароматы разносятся повсюду, Пробужденная земля радостно встречает бога восходящего солнца – Гелиоса.

Лучезарный бог отправляется в небо с берегов океана на четырех крылатых конях в золотой колеснице, выкованной Гефестом. Лучи восходящего солнца освещают горные вершины, и они возвышаются, словно охваченные огнем. Звезды бегут с неба при виде бога солнца; они прячутся один за другим в лоне темной ночи. Колесница Гелиоса поднимается все выше и выше. Он путешествует по небу с лучистым венком на голове и длинным сияющим одеянием и изливает свои живительные лучи на землю, даря ей свет, тепло и жизнь.

Завершив свое ежедневное путешествие, бог солнца спускается в священные воды Океана. Там его ждет золотая ладья, на которой он плывет обратно на восток в страну солнца, где находится его великолепный дворец. Ночью бог солнца отдыхает там, чтобы вернуть на следующий день свое былое великолепие.

Похожие сообщения:

Хап, или Хапи, Бог Нила

Выше уже было сказано, что бог Осирис, вероятно, в додинастические времена был речным богом или богом воды, и что в ходе время, когда он стал отождествляться с Хапом или Хапи, богом Нила; когда такое отождествление имело место, у нас нет возможности узнать, но то, что это, несомненно, имело место, очевидно из большого количества отрывков в текстах всех периодов. Значение имени бога Нила еще не было удовлетворительно объяснено, и происхождение, предложенное для него жрецами в позднединастический период, никоим образом не помогает нам; несомненно, что Хеп, позже Хап, — очень древнее название Нила и бога Нила, и, вероятно, это имя было дано реке додинастическими жителями Египта. Одно из древнейших упоминаний о Хеп встречается в тексте Унаса {строка 187, где сказано: «Бодрствуйте, о посланники Ка, бодрствуйте, о вы, которые легли, вставайте, о вы, находящиеся в Кенсет, «О вы, престарелые, вы, Великий Ужас, {Сетаа’ур, который исходит от Хепа, вы, Ап-уат, который «исходит из Дерева Асерт, уста Унаса» чисты». Важно отметить, что Хеп упоминается в связи с Кенсетом, теперь Кенсет здесь означает первый ном Египта, в который входили Первый Катаракт и его острова Элефантина, Сахель, Филы, Сенмут и т. кажется, что бог Нила Хеп и Ап-уат, «открыватель путей», даже в V династии были связаны с местами, в которых в более поздние времена считалось, что Нил берет свое начало.

В строках, что Унас должен есть в подземном мире и в Сехет-Аару, или Елисейские поля, где он должен жить, ясно, что бог Нила и Ап-уат были призваны послать воды реку из Кенсета, чтобы они могли производить зерно для нужд короля. В другом отрывке {Унас, строка 431 упоминается разрушительная сила Хеп, и говорится, что дома тех, кто похищает пищу короля, будут отданы ворам {?, а их жилища — Великому Хеп. Хеп, или Хапи, всегда изображается в образе мужчины, но грудь у него женская, и они предназначены для обозначения сил плодородия и питания, которыми обладает бог. Как египтяне разделили свою страну на две части, Южную и Северную, так они разделили реку, и так появились бог Нила на юге и бог Нила на севере. Была предпринята попытка показать, что Южный Нил был той частью реки, которая текла из Судана в Филе, но это не так, поскольку египтяне полагали, что Нил берет свое начало в Первом пороге, в Керти. , или Двойная Пещера», а Ниэль Юга находился на небольшом расстоянии к северу от современного Асьюта.
У бога Юга Нила на голове гроздь лотосов, первый называется Хап-Сброс, а последний Hap-Meht, Когда две формы Hep или Hapi обозначены как одна фигура, бог держит в своих руках два растения, папирус и лотос, или две формы, которые, как он полагает, изливают два Нила. С помощью красивого рисунка, на котором изображены два бога Нила, связывающие узлом стебли лотоса и папируса, эмблема союза Юга и Севера, как легкая модификация рисунка, была вырезана по бокам. тронов королей с самых ранних времен, чтобы указать, что троны Юга и Севера были Русские объединились, и что власть государей, восседавших на таких тронах, распространялась на Верхний и Нижний Египет. Когда однажды Хапи был признан одним из величайших египетских богов, он быстро стал отождествляться со всеми великими первобытными творческими богами, и, наконец, он был объявлен не только творцом вселенной, но и творцом всего сущего. что и все это, и все вещи в нем возникли. В очень ранний период он впитал в себя атрибуты Ну, первозданной водной массы, из которой Ра, бог Солнца, появился в первый день творения; и в результате он считался отцом всех существ и вещей, которые, как полагали, были результатом его рук и его потомства.
Когда мы рассматриваем огромное значение, которое Нил имел для Египта и его жителей, легко понять, почему бог Нила Хапи занимал уникальное положение среди богов страны и как он стал считаться существом столь же великим, как , если не больше, чем сам Ра. Свет и тепло Ра дали жизнь всем людям и животным, и все живое погибло. Кроме того, в Хапи было что-то очень таинственное, что заставляло считать его природой, отличной от Ра, в то время как движение бога Солнца было очевидно для всех людей, а места его восхода и захода были известны всем. люди, египтяне, правда, в какой-то период своей истории считали, что источник вод бога Нила неизвестен. Египтяне, правда, в какой-то период своей истории полагали, что Нил вытекает из-под земли между двумя горами, лежащими между островами Элефанте и островом Филе, но они не имели точного представления, где и как произошло наводнение. происходили, и подъем и падение реки, несомненно, были для них настоящей загадкой. Глубокое почтение и поклонение, которое они воздавали Нилу, как это можно найти в папирусе XVIII или XIX династии, гласит: — «Почтение тебе, о Хапи, ты «появляешься в этой земле, и ты приходишь с миром».
чтобы сделать Египет «живым». Ты — Поилка (или Плодоноситель полей, которые сотворил Ра), ты даешь жизнь всем животным, ты напоишь всю землю непрестанно, когда нисходишь на нее с небес. Ты ты друг хлеба и ЧАБУ, {т. Ты творец ячменя, и «ты делаешь храмы непоколебимыми, ибо миллионы лет покоя» твоих пальцев были мерзостью для тебя. Ты — «господин бедных и нуждающихся». Если бы ты был низвергнут на «небесах», боги пали бы ниц, и люди «погибли бы». ложись и отдохни ……… Твоя форма — «форма Кхэнсу. Когда ты сияешь на земле, восклицания «радость восходят, ибо все люди веселятся, и всякий сильный «получает пищу, ты сильный в пище и питии», ты творец всех вещей, владыка божественной пищи, приятное и избранное… Ты выращиваешь траву для скота и обращаешь внимание на то, что приносится в жертву каждому богу. Лучшее благовоние — это то, что «течет за тобой, ты господин двух земли. Ты наполняешь амбары, набиваешь хлебом амбары и внимаешь делам бедных и нуждающихся. Ты «заставляешь растить траву и зелень, чтобы желания» всех могли быть удовлетворены, и ты не уменьшился от этого.
Ты делаешь свою силу щитом для человека». Следующий отрывок представляет особый интерес, поскольку он доказывает, что автор гимна чувствовал безнадежность попытки описать такого могущественного и таинственного бога Нила». Он «не может быть изваян в камне, его не видно в образах», на которых установлены венцы Юга и Севера и «ураев, ему нельзя совершать ни дел, ни приношений. Он «не может быть выведен из своего тайные обители, ибо место, «где он находится, не может быть известно. Его нельзя найти в» записанных святынях, нет жилища, которое было бы достаточно большим, чтобы вместить его, и ты не можешь сделать его образы в своем «сердце». ……. Его имя в Туате неизвестно, Бог «не проявляет своих форм, и праздны образы, касающиеся «них». Из этого отрывка ясно, что египтяне воздавали особую честь Хапи что он действительно считался «Отцом богов» и создателем вещей, которые существуют, и что эпитет «Vivifier, особенно подходил ему. Следует также отметить, что в одном аспекте Хапи отождествлялся с Осирисом, т. е. Осирисом-Аписом или Сераписом, в позднединастические времена, когда каждое святилище этого двойного бога называлось «Серапеумом», Хапи считался включенным в число формы бога. Из ряда отрывков, найденных главным образом в сравнительно поздних текстах, мы узнаем, что праздник ежегодного подъема Нила отмечался по всему Египту с большой торжественностью, и статуи бога Нила проносились по городам и деревням, чтобы люди могли чтите его и молитесь ему. Когда половодье было обильным, связанные с ним религиозные обряды совершались с размахом великого великолепия, и все классы праздновали. Древнеегипетский праздник имеет аналог у мусульман в том, что отмечается ими около 17 июня и называется Лелет ан-Нукта, т. е. Ночью Капли, потому что считается, что ночью чудесная капля падает с неба в Нил и заставляет его подняться. Выше было сказано, что Осирис отождествлялся с Хапи, а раз это так, то Исида считалась женским аналогом Хапи, но мало сомнений в том, что в очень ранние династические времена другие богини были назначены ему женами или сестрами. Таким образом, Хапи с Юга женским аналогом, несомненно, была Нехебет, но тогда эта богиня была лишь формой Исиды в династические времена, какой бы она ни была в додинастический период. На севере Египта древняя богиня Уатч-Ура, по-видимому, была эквивалентом Нехебет на юге. Но Хапи также отождествлялся с Нут, великой первозданной водной бездной, из которой возникло все сущее, и поэтому его женским аналогом была Нут или одна из ее многочисленных форм. Древнейшей формой этой богини является Мут, или Матт, или Мауит, которая упоминается в тексте Унаса {строка 181. Текст в целом показывает, что покойный царь отождествляется с Хапи, богом Нила, и, таким образом, стал господином богини Нила Юга и Севера, ибо сказано: «О Ра, будь добр к Унасу в этот день, как вчерашний день. Унас был соединен с богиней Мут, «и вдохнул он дыхание Исиды, и он был соединен» с богиней Нехебет, и он был мужем «Прекрасной». Упоминание Мут, Исиды и Нехебет в этой связи доказывает, что все эти три богини, что даже когда был написан текст Унаса, древние богини Мут и Нехебет отождествлялись с Исидой задолго до того, как были написаны копии Текстов пирамид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *