Нравственные искания пьера безухова: Нравственные искания Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Жизненные искания Пьера Безухова (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») (Война и мир Толстой Л. Н.)

Образ Пьера Безухова является одним из самых важных в романе Толстого «Война и мир». Автор знакомит нас со своим героем уже с первых страниц произведения, в салоне Анны Павловны Шерер. Современники отмечали заметное сходство между этим персонажем и самим автором. Действительно, Пьер Безухов выражает многие заветные мысли писателя. Но отождествлять их во всем не следует.

Этот образ задумывался как контрастный к образу князя Андрея. В ранних редакциях романа это различие подчеркнуто больше, чем в основном издании. «Он и его друг Андрей, — писал автор, — в этом взгляде на жизнь были до странности противоположны один другому». Пьер «всегда хотел что-то сделать, но он «ничего не умел сделать то, что хотел». Князь Андрей ни во что не желает вмешиваться, «но с практической цепкостью ухватывается за каждое дело и, увлекаясь, сам и других увлекал в деятельность». Они идут совершенно разными путями и приходят к разным результатам, но их объединяет верная дружба и верность истине.

Эти герои Толстого контрасты не только по характеру, но и по внешнему облику. Пьер по наружности представлял полную противоположность князю Андрею: «В сравнении с тонкими, твердыми, определенными чертами князя Андрея, черты Пьера казались особенно пухлы, крупны, определенны». Во многом он напоминает большого ребенка. Пьер чувствует свое двойственное положение в свете: богатый наследник знаменитого дворянского рода и незаконнорожденный сын. Сначала Пьер не понимал многих тайных пружин света. Он был увлечен идеями Наполеона, принимал участие в бесконечных забавах и пиршествах московской «золотой» молодежи. Каждый раз он зарекался не ходить к ним, но всякий раз нарушал свою клятву. Умом герой понимал, что поступает нехорошо, но не чувствовал этого сердцем.

Пьера спасла дружба с Андреем Болконским. Он всегда смотрел на него, как на старшего брата. Восторженный, пылкий Пьер восхищается аналитическим, строгим умом князя Андрея. Природная наивность Пьера на руку интригам его новых родственников. Князь Василий сразу понимает, что Пьера будет очень легко обмануть. Он успешно сватает за него свою коварную, обольстительную, холодную дочь Элен. Семейная жизнь Пьера превращается в страшный сон. Сначала Элен пытается скрывать свои измены, позже они становятся явными. Терпение Пьера закончилось.

На одном из приемов Долохов прилюдно намекнул ему на измены жены. Пьер вызвал обидчика на дуэль. Сам герой психологически очень тяжело переживал это событие. Перед дуэлью он постоянно мучился противоречиями. Но дуэль все же состоялась. Пьер не умел стрелять, он произвел выстрел наугад. Сама дуэль показалась ему злой, бессмысленной игрой.

С этого момента в душе Пьера происходит перелом. Начинаются его духовные искания. Он вдруг явно осознает все лицемерие тех людей, которые окружали его в жизни. Герой стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Здесь он наивно верит, что участвует в благородном деле, помогает людям всего мира. Безухову кажется, что в масонской ложе состоят добропорядочные, благородные люди. Деятельность Пьера обращается к крестьянам. Он предполагает завести для них больницы, школы. Пьер даже устраивает поездку по своим владениям. Ему показывают якобы счастливые лица облагодетельствованных им крестьян. И Пьер верит в то, что он действительно помог своим крепостным. В разговоре с князем Андреем он радуется своим добрым начинаниям, которые на самом деле оказались пустой иллюзией.

Идиллические мечтания Пьера не имели практической направленности. А князь Андрей, исходивший из соображений личной выгоды, сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер. У Пьера нет практической жилки. Он далек от реальной жизни. Ему не хватает той воли и деловитости, которая отличает Андрея Болконского. Но Пьер стремится сделать жизнь других людей лучше, добрее.

И Пьер, и Андрей — «славные люди». Они оба не лишены недостатков. Но главное их достоинство заключается в том, что они способны преодолевать свои недостатки. Это глубоко мыслящие, честные люди, которые не боялись ставить и решать самые острые вопросы своей и общественной жизни.

Пьер очень чуток к чужому горю, боли. В трудную минуту он поддержал юную Наташу. С приближением 1812 года сознание Пьера меняется. Он предчувствует большие перемены в своей жизни. Поэтому с такой большой надеждой герой смотрит на комету 1812 года. Самый важный этап жизни героя начинается со вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. В нем просыпается воля, он непосредственно присутствует на Бородинском поле при сражении.

Перед сражением Безухов пытается решить для себя жизненно важные вопросы. Пьер чувствует, будто в его голове вертится огромный винт. На Можайской дороге ему встречается обоз с ранеными. Они знают, что идут на смерть, но при этом не теряют присутствия духа. Ополченцы преодолевают свой страх, они знают, что в бою надо вести себя как следует: «Всем народом навалиться хотят, один конец сделать хотят». Пьер поражен их поведением. После масонской ложи он разуверился в честности и бескорыстности добрых помыслов. Ему показалось, что он понял одну страшную истину: каждый спасается от жизни, как может. Кто-то женщинами, кто-то деньгами, кто-то картами. Но цель у всех одна — забыть о неизбежной смерти. При Бородине герой осознал, что есть в жизни более высокие стремления, чем животный страх погибнуть.

Солдаты сразу мысленно приняли Пьера в свои ряды и называли его «наш барин». Герой находился в эпицентре сражения. Он видел мужество обычных, скромных людей. Но именно они привели к нравственной победе в Бородинском сражении. Сам Пьер обрадовался встрече с этими простыми, прекрасными людьми. Он понял огромную силу народа. Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии.

Пьер с легкостью ушел от великосветского круга. Он радостно входит в новый, большой мир. У Платона Каратаева он учится смирению, кротости, вековой мудрости народа. Пьер не может принять кровь и убийство этой войны. Он видит, что простые французские и русские солдаты не враждуют друг с другом в осажденной Москве. Сам Пьер был на волоске от гибели, но остался жить, потому что противник отнесся к нему по-человечески. Тогда у героя возникает желание убить главного зачинщика войны — Наполеона. По всем расчетам Пьера это был настоящий антихрист. Но герою все же удается удержаться от греха. Он оставляет планы по убийству Наполеона, да оно ничего не решило бы в общем ходе войны.

Тяжелое и, в то же время, славное время испытаний закончилось. Из него Пьер вынес много важных уроков. Он женится на Наташе, и в их семье царит полное взаимопонимание. Пьер по праву обретает долгожданное счастье, как в личной, так и в общественной жизни.

Он проделал огромную эволюцию от неловкого, нерешительного мечтателя до активного исторического деятеля. Автор дает нам намеки, что Пьер участвует в движении декабристов. Это означает одно: духовные искания героя привели его к служению подлинным интересам своей родины, своего народа.

ПУТЬ ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») | План-конспект урока по литературе (10 класс):

         ПУТЬ  ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ  ИСКАНИЙ  ПЬЕРА  БЕЗУХОВА

          (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)                             

ЦЕЛЬ  УРОКА: раскрыть образ жизни Пьера, его поиски смысла жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ: текст произведения (1 , 2  т.), иллюстрации.

ПЛАН  УРОКА:

  1. Организационный  момент.
  2. Тема  урока, постановка  цели.
  3. Вопросы  на  знание  текста.
  4. Чтение  и  анализ  отдельных  эпизодов:
  1. Пьер в салоне А. П. Шерер. Ориентация на идеи Наполеона, идеи         французской революции.
  2. Дружба Пьера с князем Андреем.
  3. У Анатоля Курагина.
  4. Наследник  ( эпизод с портфелем ).
  5. Женитьба на Элен, духовный кризис, дуэль с Долоховым.
  6. В среде масонов.
  7. Поездка в Киев и свои южные имения, неудачная попытка ввести преобразования, облегчить участь крестьян. На пароме с А. Болконским.
  8. Неудовлетворённость деятельностью масонов, разрыв с петербургскими масонами.
  9. Рассеянная, бессмысленная жизнь, духовный кризис.
  10. Вспыхнувшее чувство к Наташе.

       5.  Подведение  итогов  урока.

         

ХОД   УРОКА:

  1. Организационный  момент.
  2. Тема  урока  «Путь идейно –нравственных исканий Пьера Безухова».                             Цель урока : через чтение и анализ эпизодов раскрыть образ жизни Пьера, его поиски смысла жизни.
  3. Вопросы  на  знание  текста  романа.                                       

           Вы к сегодняшнему уроку должны были ознакомиться с главами, в которых речь идёт о Пьере Безухове. Я хочу предложить вам несколько вопросов на знание текста с целью, чтобы вы сами для себя отметили, насколько профессиональны вы как читатели.

  1. При  каких обстоятельствах в романе впервые появляется Пьер Безухов?
  2. Как были наказаны за историю с квартальным Анатоль Курагин, Долохов и Пьер Безухов?
  3. Как изменилось положение Пьера со смертью отца?
  4. Какое событие произошло в жизни Пьера? ( т. 1 ч.3 )
  5. Каковы обстоятельства дуэли Пьера с Долоховым?
  6. О чём говорили князь Андрей и Пьер на пароме в Богучарове?
  7. Хозяйственная деятельность Пьера в киевских имениях. В чём она заключалась? ( т.2 ч.2 гл.10 )
  8. В каком эпизоде выясняется, что Пьер не умеет обращаться с оружием?

           (дуэль с Долоховым; Пьер спрашивает у секунданта, куда нужно нажимать).  

  1. Повествование в романе строится с позиции авторского всеведения.                                                                                      Однако  целый ряд эпизодов « увиден глазами персонажей ». Приведите пример    эпизодов, увиденных глазами Пьера ( Бородинское сражение ).

4.Чтение и анализ отдельных эпизодов.  

         Сегодня мы с вами попытаемся прочитать эти главы с литературоведческой точки зрения, дать оценку образу Пьера Безухова. Обращаясь к ряду эпизодов, вы поймёте, насколько всё значимо в романах Толстого, насколько важна каждая деталь в тексте его произведений.

         Одним из важнейших свойств человека Л. Н. Толстой считал способность к внутреннему изменению, его стремление к самосовершенствованию, нравственный поиск. Для Толстого человек – часть Вселенной, и ему интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении понять самого себя.

            Его любимые герои – Андрей Болконский и Пьер Безухов – натуры ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. В жизни обоих можно выделить несколько этапов, на которых меняется их мировоззрение, в душе происходит определённый перелом.

            Мы уже познакомились с духовными исканиями Андрея Болконского. Подобно князю Андрею, Пьеру также свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Пьер шёл по иным жизненным дорогам, иные испытания он перенёс, но им тоже всегда руководило желание быть хорошим.                                                                                    

  1. Пьер в салоне А. П. Шерер. Ориентация на идеи Наполеона, идеи французской революции.
  • Где мы впервые знакомимся с героем? Найдите страницы в романе, зачитайте, на что нужно обратить внимание, на что сделать акцент; что выделить, что нам поможет в оценке героя.
  • Что и как говорит о Пьере Толстой?
  • Чем выделяется среди гостей Пьер?
  • Пьер в оценке других героев.
  • Что говорят или думают о Пьере гости салона и сама хозяйка?
  • Как относится к Пьеру Андрей Болконский? Какие слова в тексте являются тому подтверждением?
  • Какая улыбка у Пьера?

            Образ Пьера был задуман как образ будущего декабриста. В салоне А. П. Шерер Пьер защищал перед ярыми монархистами идеи французской революции, восхищался Наполеоном, ошибочно видя в нём главу революционной Франции.

            Чувствуется, что Пьер особенно дорог автору. Толстой говорит о своём герое, как говорит о любимом сыне, в котором и радует, и тревожит жадный интерес к миру, громадная энергия и почти детская непосредственность. Нечто отцовское слышится и в доброй иронии автора, часто свойственной словам его о Пьере.

              Пьер – незаконный сын графа Безухова, известного екатерининского вельможи, ставший наследником титула и огромного состояния, «массивный, толстый молодой человек со стриженою головою, в очках», его отличает умный, робкий, наблюдательный и естественный взгляд. Он умён, склонен к философским рассуждениям, мягок и добросердечен, сострадателен к другим, добр, непрактичен и подвержен страстям. Ему характерна непосредственнось, искренность, горячность; он не будет вести разговоры лишь для времяпрепровождения.  А. Болконский   характеризует  Пьера  как  единственного

« живого человека » среди всего света.

  1. Дружба Пьера с князем Андреем.

(очень важный момент в жизни Пьера)

Т. 1  ч. 1  гл. 5, 6          Разговор Пьера и  князя Андрея.

  • О чём они беседуют?
  • Каково отношение А. Болконского к Пьеру в данном эпизоде?
  • Как Пьер относится к Болконскому?
  • Почему Пьер дорожил этой дружбой?

       3.    У  Анатоля  Курагина.

              Т. 1  ч. 1  гл. 6

  • Как изображён здесь Пьер?
  • Как к нему относится автор?

                 В Пьере постоянно идёт борьба духовного с чувственным; внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов. Он поклонник Руссо, Монтескье, увлёкших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека. С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании А.  Курагина, ведет беспутную жизнь, и здесь в нём проявляется то разгульно – барское начало, воплощением которого был когда-то его отец.

        4.    Наследник.

  • Почему Пьер становится богатым наследником?
  • Эпизод с портфелем.

        5.   Женитьба на Элен, духовный кризис, дуэль с Долоховым.

  • Почему князю Василию и Элен удаётся  « окрутить» Пьера?

       Под влиянием молодости и окружающей обстановки Пьер совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на Элен ( чувственное одерживает верх над духовным). Но Пьер всё больше осознаёт, что его жена – безнравственная женщина. В нём растёт недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя.

           Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона.

  • Как ведёт себя Пьер?

            Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы. Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собой и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить её на новых, добрых началах.

  • Какой ценой удалось Пьеру вырваться из курагинского плена?
  • Объясните внутренний монолог Пьера ( его содержание и построение ) на станции в Торжке.
  • Какое состояние Пьера передано сравнением с винтом, вертящимся вхолостую?  

( «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?» ).

        6.   В среде масонов.

              Т.2    ч.1  гл.6,7 ;    ч.2 гл.1-4;    ч.3 гл.7

   В  этот критический момент Пьер попадает в руки масона Баздеева.

  • Что привело Пьера к масонам?
  • В чём и как эпизод вступления Пьера в масонский орден соотнесён с изображением великосветского салона А. П. Шерер?
  • Как понимает учение масонов Пьер?

              Пьер задумывается над вопросами о смысле жизни человека.

« Проповедник » ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на  началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве, любви.

               Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя.

        7.   Хозяйственная деятельность Пьера.  На пароме с А. Болконским.

               Т. 2  ч. 2  гл. 10

             Мечтательный, непрактичный, доверчивый Пьер искренне стремится облегчить положение своих крестьян.

  • Расскажите, какие новшества вводит Пьер и к чему это приводит?
  • Почему хозяйственная деятельность Пьера оказывается безрезультатной? Почему он терпит неудачу?

               Своими новыми представлениями о жизни  Пьер делится с А. Болконским.    Сцена «На пароме»      т. 2  ч. 2  гл. 11,12

  • Каков главный вопрос спора?
  • На чьей стороне автор?
  • Почему этот разговор так важен?

( жизнь для других и жизнь для себя ).

        8.   Неудовлетворённость деятельностью масонов.

  • Почему Пьер разочаровался в масонстве?

            Пьер убеждается в бесплодности масонского движения и отходит от него.

Карьеризм, ханжество, лицемерие, свойственные высшему свету, проникли в среду масонов. Многие из них искали средство расширения светских связей.       Пьер убеждается, что масонов интересуют не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни».                            

  (Эгоистические потребности, прикрытые красивыми словами).

         9.   Духовный кризис.

                  ( раскрыть понятие )

              Пьером владеет глубокая ипохондрия  ( «и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого» ). Он опять стал ездить в клуб, много пить. Пьер не видит выхода из сложившейся ситуации, утрачивает смысл жизни, утрачивает идеалы.

         10.   Любовь к Наташе.

                 Немеркнущим светом озарила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе. Толстой показывает пробуждение этого чувства, сначала незаметного для самого Пьера, но постепенно сильнее и сильнее охватывающего всё его существо. Нежная, бережная любовь, дружеское участие и молчаливое преклонение перед любимой девушкой – эти чувства возвышали Пьера над окружающими, казались ему самому столь же чистыми и величественно прекрасными, как звёздное небо с яркой кометой, далёкое от шумных и грязных улиц города.

  • Каким предстаёт перед нами Пьер в конце 2 тома?
  • Что является тому причиной?
  • Каковы жизненные итоги Пьера накануне 1812 года?

      5.   Подведение  итогов  урока.

уроков жизни, любви и потерь из «Войны и мира» Толстого | Росс Карвер-Картер

«Большой, рыхлый, мешковатый» монстр может многому нас научить

В 1812 году русского художника Иллариона Прянишникова/Википедия

Война и мир головокружительна своей широтой, но ослепляет всех путь через; он длится семь лет и содержит в общей сложности 559 символов. Есть многочисленные исторические камеи, в том числе один из предков Толстого, а также знаменитый прусский военный теоретик Клаузевиц. Более того, Наполеон присутствует во многих сценах, как, среди прочих, царь Александр I и русский генерал Кутозов.

Книга представляет собой эстафету сознания, когда повествование переходит от ума к сознанию и продвигает историю вперед; в какой-то момент он даже пишет с точки зрения волка! Толстой пишет почти кинематографическим способом, уменьшая масштаб, чтобы дать нам отстраненный взгляд на события, и затем приближая людей, которые их населяют.

Говоря о «Война и мир », Толстой заметил:

«Это не роман, и тем более не поэма, и еще менее историческая хроника. «Война и мир» — это то, что автор хотел и смог выразить в той форме, в которой это выражено».

Автор Генри Джеймс, как известно, полагал, что это «большой, рыхлый, мешковатый монстр» , и во многих отношениях он прав: весь эпилог представляет собой расширенный диалог о силе, которая движет народами, свободной воле , детерминизм и исторический метод. Книга перемежается аналогичными отступлениями, в которых обсуждаются ошибки современных историков в понимании того, что движет коллективными человеческими действиями.

Несмотря на то, что масштабы романа захватывают дух, в его основе лежит центральное трехчастное повествование, в котором прослеживается духовное и романтическое развитие Пьера Безухова, Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Эти персонажи взрослеют во время наполеоновских войн, опустошивших Европу, и посреди этого хаоса открывают для себя любовь, переживают потери и ищут смысл в тени войны.

Наряду с этими тремя есть богатый состав людей, излучающих наружу, включая брата Наташи Николая, сестру Андрея Марию и многих других. Как и следовало ожидать, эта книга богата мудростью и многое может сказать современному миру о том, как жить, любить и справляться с потерями. В этой статье я надеюсь поделиться некоторыми уроками, которые я извлек при первом чтении этого текста. Без лишних слов, давайте углубимся в:

Счастье — это внутренняя работа

Пьер Безухов — беспокойная душа, и, унаследовав состояние от своего отца, попадает в ловушку социального альпиниста Элен — светской красавицы и дочери интригана. Князь Василий. Вскоре после свадьбы у нее роман с его другом Долоховым, и Пьер в ярости вызывает его на дуэль. Ранив Долохова, Пьер впадает в глубокое экзистенциальное отчаяние и начинает долгий, напряженный поиск смысла, кульминацией которого становится то, что он попадает в плен во время сожжения Москвы и в конце концов двинулся на запад с отступающей французской армией. Едва избежав расстрела, Пьер оказывается заключенным в сарае с солдатами-крестьянами. Именно здесь он знакомится с Платоном Каратаевым.

Платон Каратаев — простая душа, материально нищий, живущий от мгновения к мгновению, утешенный непоколебимой верой в Бога и добро. Он читает русские пословицы, хотя часто забывает, что сказал через несколько мгновений, и отдает половину своего маленького пайка своей верной собаке. Он поет «как птица» и спит как камень, молясь о том, чтобы каждое утро вставать, как буханка хлеба. По общему мнению, жизнь Платона была чередой несчастий, и все же, в отличие от Пьера, он доволен и легкомысленно подходит к трудностям. Даже в аду заточения Платон умудряется быть веселым, благотворительным и верным.

Так в чем же его секрет? Его философия проста:

«Самое прекрасное — ладить с другими людьми»

О пленении он весело говорит:

что приходит».

Кроме того, Платон, в отличие от Пьера, никогда не задерживается слишком долго на проблеме и благодаря стоической отстраненности кажется непроницаемым для отчаяния:

ничего не значил для Пьера, а между тем он любил и проявлял нежность ко всякому существу, встречавшемуся ему в жизни, особенно к людям, не к конкретным людям, а только к тем, кто случайно оказывался перед его глазами. Он любил свою собаку, своих товарищей, французов, и он любил Пьера, своего соседа». Несмотря на все это, Пьер чувствует, что «не испытал бы ни минуты горя, если бы они расстались».

Благодаря этой простой философии Платон обрел душевное и душевное спокойствие, которого Пьер так долго добивался. Пьер ищет ответы в масонах, нумерологии, любви и телесных удовольствиях, но пока он смотрит на жизнь как на загадку, которую нужно разгадать, ничто не заполняет мучившую его дыру.

Платон становится своего рода духовным наставником Пьера, показывая ему, что, чтобы обрести желанный покой, он должен меньше думать и больше ценить. Кроме того, своими действиями он показывает Пьеру, что вместо того, чтобы интеллектуализировать мораль, он должен просто поступать правильно и быть силой добра в мире.

Платон показывает нам, что счастье идет изнутри, и что человек в максимальной роскоши может быть гораздо более унылым, чем крестьянин-солдат, призванный против его воли, который гноится в сарае с кандалами вокруг лодыжек.

Как сказал философ-стоик Эпиктет:

«На человека влияют не события, а его взгляд на них».

Пьер до плена, кажется, рассматривал жизнь как одно большое проклятие и мучает себя, пытаясь во всем этом разобраться. Платон, напротив, воспринимает жизнь как благо, отказывается от чувства контроля над окружающим и лелеет маленькие удовольствия, облегчающие страдания. Он является стоическим ответом на многотомные духовные вопросы Пьера.

Наконец, Платон напоминает нам, что наше восприятие мира может превратить ад в рай, но также и рай из ада. Другими словами, мы раскрашиваем мир в соответствии с тем, как мы его видим.

Эскиз Пьера Безухова работы М.С. Башилов/http://sites.utoronto.ca/tolstoy/tolstoy-and-the-arts/works/war/pierre.htm

Чрезмерное мышление может парализовать нас

Пьер постоянно борется со своей собственной смертностью, природой истину и почти любой метафизический вопрос, который может возникнуть. Эта чрезмерная мысль не только не приносит утешения, но и вселяет в него чувство все большей безнадежности:

После дуэли с Долоховым Пьер сидит на санной станции и теряется в вихре философских размышлений:

«В какое бы направление ни шла его мысль, он все возвращался к одним и тем же неразрешимым, но неотвратимым вопросам. Как будто работа его головы сорвала главный винт, который скреплял его жизнь. Винт не входил и не выходил; он просто крутился, ничего не кусая, всегда в одной и той же дыре, и он не мог остановить его вращение… Что плохо и что хорошо? Что мы должны любить и что мы должны ненавидеть? Для чего жизнь и что я? Что такое жизнь? Что такое смерть? Что это за сила, которая управляет всем? Он продолжал спрашивать себя. И ни на один из этих вопросов не было ответов, кроме одного нелогичного ответа, который не отвечал ни на один из них».

Пьер никогда не отвечает на эти вопросы, по крайней мере интеллектуально, но Платон и его живой, дышащий Бог захватывают сердце Пьера и дают ответ на его духовные вопросы, мучающие его годами.

Винтик наконец перестает вращаться, и Пьер видит, что простота, вера, милосердие и доброта, открытые опытом, а не мыслью, — вот что нужно, чтобы успокоить его беспокойную душу. Он отказывается от того единственного слова, которое так его мучило: «Почему?», и живет по совести, будучи светом в мире, где возможно, и делая добро ради добра. Раньше Пьер доводил себя до отчаяния, а потом искал отвлечения от этого распутным образом жизни. Его мучило лицемерие мира, и он страстно желал обратить людей в свою точку зрения.

Вера, которую принимает Пьер после плена, интуитивно понятна и проста; Пьер снова влюбляется в жизнь и решает наслаждаться каждым мгновением вместо того, чтобы спрашивать, почему ему дано это мгновение:

«Теперь он научился видеть во всем великое, вечное и бесконечное… удовольствие наблюдать за постоянно меняющейся, бесконечно великой и непостижимой жизнью, которая его окружала».

Кроме того, он больше не позволяет себе огорчаться противоречиями других, а просто прислушивается к мнению людей и любит их такими, какие они есть. Более того, вместо того, чтобы зацикливаться на своем моральном выборе, он действует по совести и каждый день делает все возможное; Вместо того чтобы размышлять о смысле своей жизни, он принимает мудрость Кьеркергора о том, что:

«Жизнь можно понять только в обратном направлении, но ее нужно прожить вперед»

Трансформация Пьера, вызванная его контактом с Платоном и невзгодами от рук французов, показывает, что мы можем создавать проблемы, которые не не туда из-за чрезмерного размышления и упускают красоту жизни, напрягаясь, чтобы увидеть абстрактные, метафизические истины. Кроме того, одержимость этими мыслями просто порождает новые мысли, делая человека глухим и немым по отношению к простым, вездесущим радостям жизни. Это не означает, что мы должны отказаться от разума или покончить с философией, просто мы должны признать ограниченность нашего ума и природы и изо дня в день стремиться к лучшему.

Иллюстрация Леонида Пастернака 1893 года к книге «Война и мир/Википедия»

Где есть любовь, там и жизнь мир живых. Все три персонажа, особенно Андрей и Наташа, спасаются от отчаяния актом любви и любви.

Возможно, это звучит сентиментально, но тем не менее это правда; люди — существа, связанные с отношениями, и почти все мы живем для кого-то или чего-то большего, чем мы сами. Как однажды сказал К. С. Льюис о дружбе, это не то, что имеет ценность для выживания, а скорее то, что придает ценность выживанию.

По словам Толстого, ради любви стоит жить.

Увидев воочию смерть Андрея, Наташа становится призрачной и далекой, уходит от мира и теряет всякие надежды и мечты о будущем. Ее горе убивает честолюбие, и она страдает в данный момент, изнуренная душевной раной. Ее родители в отчаянии от того, что она всего лишь тень себя прежней, и обращаются к врачам, чтобы попытаться вылечить ее бесконечную меланхолию.

В конце концов, Наташа все-таки вырывается из норы отчаяния, но не благодаря введенным лекарствам. Вместо этого ее медленно возвращают к жизни, даря и получая любовь; сначала любовью к матери и облегчением ее горя, а затем дружбой, которую она разделяет с Марией. Наконец, ее жажда жизни возвращается, когда она влюбляется в Пьера:

«Любовь Наташи, терпеливая и настойчивая, не приносила ни объяснений, ни утешения, но, обволакивая графиню со всех сторон, с каждой секундой манила ее обратно в страну живых… И вот как Рана Наташи заживала. Она считала, что ее жизнь кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что суть ее жизни — любовь — еще жива в ней. Когда пробудилась любовь, пробудилась жизнь».

Отец Наташи умирает по естественным причинам, что повергает ее мать в яму отчаяния; любя свою мать и залечивая ее душевную рану, Наташа также находит исцеление своей собственной раны. В то же время любовь, которую она разделяет с Марией, дает ей силы идти вперед и терпеть каждый день.

Как многие скажут, жизнь для других придает жизни Наташи смысл, а помогая другим, она помогает и себе. Ее выздоровление от душевного отчаяния завершается, когда она осознает свою любовь к Пьеру, и его любовь к ней:

«»Мари, ты что-нибудь знаешь?» сказала вдруг Наташа с озорной улыбкой на лице, подобные которого княжна Марья давно не видала.

Потеря Андрея оставляет ее полуживой и немой, но перспектива новой любви пробуждает в ней жажду жизни, и давно отсутствовавшая улыбка снова оживляет ее лицо, когда она думает о ней.

Точно так же Андрея возвращает на грань отчаяния его любовь к Наташе. Его первая жена, которой он эмоционально пренебрегает, умирает при родах, заставляя его раскаиваться в жестоком обращении с ним. Убитый горем и виноватый, Андрей удаляется в свой загородный дом на Лысых Горах, духовно и физически вдали от жизни Москвы или Санкт-Петербурга. Здесь он отвлекает себя управлением своим имением.

Во время посещения дома Ростовых по делам, он знакомится с Наташей, а позже танцует с ней на большом балу. Он глубоко влюбляется и страстно признается в этом своему другу Пьеру:

«Я бы никогда не поверил, если бы кто-нибудь сказал, что я могу так любить… это совсем не похоже на то, что я чувствовал раньше. Весь мир теперь для меня разделился надвое: Одна половина — она, и это все счастье, надежда и свет; другая не она, и все это страдание и мрак…»

Пьер замечает духовную перемену, которую предвещает любовь в своем друге:

«Его друг был теперь таким, каким он казался, новым человеком, совсем изменился. Куда делась его депрессия, его презрение к жизни, все это разочарование?»

В очередной раз показано, что любовь во всех ее формах является жизненной силой, которая спасает сломленные, разочарованные души от отчаяния. Когда Андрей уходит в себя, его дух увядает и он разочаровывается. Только когда он выходит из этой изоляции и позволяет себе любить и быть любимым, он избегает своего отчаяния.

Когда мы переживаем потерю, будь то смерть или расставание, нам легко уйти в себя и отказаться от жизни. Война и мир показывает нам, что независимо от того, насколько глубоко нам больно и каким безрадостным может показаться будущее, всегда есть путь назад к жизни через любовь, если только мы позволим себе испытать его.

Мы должны использовать наши головы, а также наши сердца, при выборе партнера

Общая тема в Война и мир заключается в том, что те, к кому нас тянет романтически, не всегда являются теми, кто лучше для нас, и что в нашем стремлении быть любимыми мы можем привязаться к тем, кто может причинить нам боль. Продолжая, мы очень искусно обманываем себя, что похоть — это любовь, и даже перепишем нашу историю с человеком, чтобы сделать это более правдоподобным. Возьмем, к примеру, Наташу, которую сметает среброязычный Анатолий — отъявленный донжуан.

В романе Наташа переживает многочисленные перипетии и формируется своими романтическими ошибками. В детстве она обещает выйти замуж за Бориса, друга семьи и военного социального альпиниста. Позже она влюбляется в Андрея, и они обручены, однако при одном условии: свадьба должна быть отложена на год по указанию отца Андрея, а это означает, что Наташа окажется вдали от своего жениха, стремясь любить и быть любил.

Вдали от жениха, раздражаясь от его писем и чувствуя, что ее лучшие годы проходят, она увлечена преследованием Анатоля и поглощает его признание в любви. Ее ближайшая подруга Соня находит любовное письмо с подробным описанием плана побега и говорит ей, что это принесет разрушения, но она чувствует, что думать о любви было бы кощунством; что в делах сердечных надо следовать своему сердцу.

Соня выдает план Наташи сбежать с Анатолем своим родителям, и попытка сорвана, оставив Наташу неуравновешенной и убитой горем. В конце концов, однако, она признает, что ее попытка интрижки была ошибкой, и глубоко раскаивается в своих действиях.

Из этого мы можем кое-чему научиться. Во-первых, наше настроение меняется, наши страсти переменчивы, и нас иногда, даже часто, возбуждают люди, с которыми мы глубоко несовместимы. На самом деле мы часто желаем чего-то только потому, что это запрещено, а не потому, что это принесет счастье или удовлетворение. Нам всем было бы полезно проанализировать свои эмоции и реалистично оценить тех, к кому нас тянет.

Кроме того, из покушения на роман Наташи можно извлечь еще один урок. Иногда мы так влюблены в идею быть любимыми или так хотим подарить любовь, что довольствуемся людьми, которые нам не подходят:

«Ей стало жаль себя, жаль, что все это время впустую, проходя бесполезно, никому не нужная, а ей так хотелось любить и быть любимой».

Так много людей попадают в эту ловушку, полагая, что время уходит, и в результате с головой бросаются в отношения или дела, которые не приносят им ничего, кроме страданий. Более того, многие часто упускают из виду тревожные флажки в спешке с поиском партнера, считая, что любые отношения лучше, чем ничего. Нам всем было бы полезно оценить свои мотивы, когда нас тянет к новому человеку, и выяснить, что заставляет нас желать его — любовь или что-то гораздо менее благородное.

Иногда мы должны честно спросить себя: влюблены ли мы в идею любви или влюблены в человека перед нами?

Заключительное слово

Я умоляю вас пройти долгий путь и прочитать его самостоятельно, вместо того, чтобы полагаться на мое объяснение текста. Любая рецензия или статья о книге будет в каком-то смысле неполноценной, и один элемент будет подчеркнут за счет другого.

Возможно, понятно, что людей часто пугает книга из-за ее размера и репутации — я определенно боялась. Все опасения, которые у меня были, были отброшены после первых сотен страниц, и последовало долгое и радостное путешествие. Отбросьте свои страхи, выделите немного времени и погрузитесь в эту мастерскую работу, как бы вы ни называли ее.

Пьер Безухов и практика | by Brian E. Denton

День 236 Года Войны и Мира

(Источник)

G Ален, врач Марка Аврелия, считал, что лучшими врачами должны быть также и философы . «Какая причина, — писал Гален, — остается для того, чтобы врач, занимающийся Искусством способом, достойным Гиппократа, не быть философом? Ибо, поскольку для того, чтобы открыть природу тела, различия между болезнями и показания к лекарствам, он должен упражнять свой ум в рациональном мышлении, и так как, чтобы он мог усердно заниматься этими вещами, он должен презирать богатство и проявлять умеренность, он уже должен владеть всеми частями философии: логической, научной и этической».

Философ, как и врач, должен вести практику. Чтобы сохранить свою практику, врач обязуется часто повышать медицинское образование. Точно так же философ должен поддерживать свою практику в актуальном состоянии. Одним из рецептов, предложенных Галеном для достижения этой цели, было регулярное ежедневное чтение Золотых стихов Пифагора

. Привычное повторение философских предписаний, утверждал Гален, заставляет ум созерцать и помнить о воздержании, логике и этике.

Созерцательный и внимательный интеллект — именно то, что нужно Пьеру Безухову сегодня, когда он встречается с графом Ростопчиным, а затем возвращается домой с плохими новостями.

Первый Пьер терпит обиды Растопчина, который чуть ли не обвиняет его в предательстве, в союзе со своими собратьями-масонами в либеральном восстании против Российской империи. Когда он возвращается домой — имейте в виду, что он не отдыхал должным образом после участия в ужасающем Бородинском сражении, — он терпит раздражающие просьбы разных москвичей. Наконец, как будто всего этого не хватило на один день, он читает письмо, которое жена написала ему, сообщая ему об их разводе.

Этого достаточно, чтобы свести с ума кого угодно. Но Пьер не теряет рассудка. Вместо этого он фокусирует его. Как и предписал бы Гален, он вспоминает философию своего сна. Звучат в его уме безобразия дня, но Пьер встречает их повторением того, что он выучил:

Простота есть покорность Богу. Страдание необходимо. Смысл всего. Надо забыть и понять .

Пьер мог так же легко поддаться своему разочарованию. Он мог бы разозлиться на свое несчастье и сойти с ума от бешеного гнева. Вместо этого, подобно совету Сенеки лечить болезнь гнева, как только она обнаружена, Пьер укрепляет свой разум здоровой дозой самолечения: он декламирует свою руководящую философию, пока не успокоится достаточно, чтобы заснуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *