«Новое мышление» Горбачева
Автор: Александр Барсенков, доктор исторических наук, профессор факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова
К 1980-м гг. Советский Союз, несмотря на обеспечение обороноспособности, индустриальное развитие и несомненные достижения в области образования, науки, культуры, выглядел на международной арене все менее убедительно. Успехи Запада в построении социального государства, расширение демократических начал в управлении, переход к постиндустриальному развитию – все это превращалось в исторический вызов теряющему динамизм и внешнюю привлекательность СССР. Сказывались и последствия холодной войны: прямые военные расходы СССР с 1947 г. по 1991 г. составили в долларах США (по курсу 1993 г.) 10 трлн 39 млрд, что равнялось 12,6 % национального дохода страны в эти годы. Американцы же потратили 9 трлн 471 млрд или 5,6 % своего национального дохода – им соревнование с СССР обходилось дешевле. Утративший способность к саморазвитию, измотанный гонкой вооружений Советский Союз остро нуждался во внутренних реформах, что было невозможно без преодоления конфронтации начала 1980-х гг.
В этих условиях в марте 1985 г. страну возглавил М. С. Горбачев, которому предстояло решать беспрецедентные по масштабам и сложности задачи, связанные с поиском новой модели социального развития СССР и выстраивания отношений с внешним миром. Введение принципов «нового мышления» во внешней политике СССР, по сути, привело к изменению всего мирового порядка. В 1989–1991 гг. произошли главные события, связанные с окончанием «новой холодной войны»: «бархатные революции» в странах Восточной Европы, объединение Германии, уход СССР из зоны конфликтов в странах «третьего мира», радикальные сокращения обычных и ядерных вооружений, роспуск Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи.
«Мирное наступление» СССРУже в первых выступлениях Горбачев заявлял, что СССР намерен проводить конструктивную внешнюю политику, учитывающую интересы каждого государства, и не будет стремиться к военному превосходству. Серьезность намерений Москва подтвердила тем, что с весны 1985 г. пошла на ряд односторонних шагов. Впоследствии Горбачев назовет это «тактикой стимулирования партнера».
Важным сигналом перемен стало назначение в июле 1985 г. на должность министра иностранных дел СССР бывшего руководителя компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе, ранее не имевшего опыта в международных делах. Горбачеву был нужен человек, не связанный с прежним главой МИД А. А. Громыко ни профессиональными, ни личными обязательствами. Пост заведующего международным отделом ЦК КПСС занял А. Ф. Добрынин, до этого в течение двадцати пяти лет бывший послом СССР в США. Горбачев, с одной стороны, желал воспользоваться связями Добрынина в американском истеблишменте, а с другой – демонстрировал новые приоритеты. Однако намного более значимым было стремительное возвышение А. Н. Яковлева, с лета 1985 г. ставшего, по сути, главным советником Горбачева. Им разрабатывалась концепция перестройки, предусматривавшая революционные изменения (а по сути – демонтаж) советской системы. По свидетельству Е. М. Примакова, именно Яковлеву принадлежала и идея «нового политического мышления». Во внешнеполитическую команду входили также А. С. Черняев, В. А. Медведев, Г. Х. Шахназаров, И. Т. Фролов, Г. А. Арбатов, Е. М. Примаков.
Вначале, в период консолидации власти, Горбачев действовал осторожно. Но по мере укрепления своих позиций, как вспоминал А. Ф. Добрынин, стиль руководства генсека становился всё более авторитарным: «От подробного рассмотрения и принятия решений и обязывающих директив Горбачев стал переходить к тому, чтобы использовать максимальную свободу рук на переговорах с главами других государств. Постепенно Горбачев достиг своей цели – практически самостоятельно определял и осуществлял внешний курс страны. Всё это стало особенно очевидным с 1989 г.».
Одной из «новаций» советской дипломатии середины 1980-х гг. стала попытка начать диалог не с Соединенными Штатами, а с Европой. В МИД рассчитывали, договорившись с европейцами без США, произвести на американцев «отрезвляющий эффект перехвата инициативы». Поэтому первый зарубежный визит нового лидера КПСС был сделан в октябре 1985 г. во Францию, которая демонстрировала бóльшую, чем другие союзники Вашингтона, самостоятельность. В Париже Горбачев выдвинул ряд важных инициатив. Он выразил готовность заключить соглашение по ракетам средней дальности в Европе отдельно от договоров по космическим и стратегическим вооружениям, что являлось отступлением от «пакетного» подхода А. А. Громыко. Советский лидер также соглашался пойти с Западом на обмен планами уведомляемой военной деятельности. Это было беспрецедентное по тем временам решение, против которого всегда возражали в Министерстве обороны. В Париже он обратился к руководству США с призывом к взаимному сокращению ядерного оружия на 50 %. И, наконец, там же была высказана увлекавшая Горбачева идея строительства «общеевропейского дома».
Выдвинутые во Франции предложения советский лидер обсуждал 19–21 ноября 1985 г. с американским президентом в Женеве. Если в Москве искали новые подходы, то в Вашингтоне, напротив, придерживались преемственности стратегических задач. Возглавивший в 1980 г. США Р. Рейган исходил из уверенности в экономическом ослаблении Советского Союза. В программной речи в январе 1984 г. от СССР предлагалось добиваться исключения угрозы и применения силы при урегулировании международных конфликтов, сокращения огромных арсеналов, укрепления доверия в мире через расширение контактов между странами и свободный обмен информацией и идеями. По инициативе государственного секретаря Дж. Шульца, к этому было добавлено положение о необходимости соблюдения в СССР прав человека. Реализация этой программы должна была, по мнению ее разработчиков, стать для СССР условием прекращения «новой холодной войны».
В Женеве Горбачев, в соответствии с рекомендациями советских военных экспертов, настаивал на разоруженческой проблематике, критиковал американскую Стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Р. Рейган столь же твердо следовал логике своего «пакета». Ни о чем договориться не удалось, но итоги встречи казались обнадеживающими: лидеры установили личный контакт и отказались от практики длительных предварительных консультаций. Рейган впервые в истории советско-американских отношений на столь высоком уровне заговорил о проблеме с соблюдением прав человека в СССР. Тогда Горбачев отверг обвинения в их нарушении, указав, что это является внутренним делом страны. Столь же уверенно он уходил и от предложений разобраться с международными конфликтами в регионах, где США и СССР поддерживали противостоящие силы. Таким образом, к концу 1985 г. советско-американский диалог был возобновлен, а СССР вновь сделал ставку на приоритетность взаимодействия с США.
В 1986 г. Москва продолжила «мирное наступление». 15 января Горбачев выступил с программным заявлением о ликвидации ядерного оружия в мире к 2000 г. На первом этапе (в течение 5–8 лет) следовало вдвое сократить ядерные запасы СССР и США, а также их ракеты средней дальности в Европе. На втором этапе (5–7 лет) к разоружению подключились бы другие державы, а на третьем – завершилась ликвидация всех оставшихся ядерных средств. Сам Горбачев высоко оценивал эту программу. Большинство же западных экспертов считало, что в полной мере она неосуществима. Мнение многих советских военных и дипломатов выразил руководитель делегации СССР на Стокгольмской конференции по безопасности и разоружению в Европе О. А. Гриневский: «Эффективно для публики, но несерьёзно для дела».
Свобода выбора без внешнего давленияКлючевой вехой в становлении новой советской внешнеполитической доктрины стал XXVII съезд КПСС, на котором идеи «нового мышления» были представлены в виде хорошо выстроенной концепции. Ее основой стала идея целостного взаимозависимого мира, единство которого обусловлено глобальным характером существующих вызовов и угроз. Это резко контрастировало с традиционным представлением о том, что мировое развитие определяется борьбой двух систем. Основную тревогу у Горбачева вызвало наличие ядерного оружия и гонки вооружений. Поэтому безопасность следовало обеспечивать предельно низким уровнем военного баланса, из которого необходимо полностью исключить любое оружие массового уничтожения. Вооруженные силы следовало сократить до пределов «разумной достаточности», что требовало принятия государствами исключительно оборонительных военных доктрин.
Горбачев выступал за многовекторную внешнюю политику, не замыкавшуюся на отношениях с какой-то одной, пусть даже очень важной, страной. При этом требовалось руководствоваться соблюдением баланса интересов, отказавшись от «дипломатии с нулевой суммой», когда победа одной стороны оборачивается поражением другой. Тем самым Западу демонстрировалось, что СССР готов не только вернуться к разрядке, но и перейти к сотворчеству, со-развитию. Отталкиваясь от идеи целостности и взаимозависимости мира, Горбачев призвал к созданию всеобъемлющей системы международной безопасности, что предусматривало осуществление на взаимной основе комплекса мер не только в военной, но и в политической, экономической и гуманитарной сферах. Одной из ключевых была идея свободы выбора, в соответствии с которой все страны могут определять свой внутренний курс и международную политику без внешнего давления.
После съезда разработка новых подходов продолжилась. Смелые и резкие формулировки прозвучали 23–24 мая 1986 г. на закрытой конференции в МИД. Горбачев подчеркнул, что без направления в гражданские отрасли средств, идущих на военные расходы, развивать отечественную экономику невозможно и время работает против СССР. Перед МИД ставилась задача искать компромиссы и занимать более гибкую позицию на переговорах.
На конференции генеральный секретарь резко критиковал структуры, отвечавшие за внешнюю политику, и сетовал, что те «идут не в ногу, отстают от замыслов и практических шагов нового руководства». Недовольство вылилось в серьезные кадровые изменения. С мая 1986 г. перестановки в МИД стали массовыми, приобретя характер «кадровой чистки»: к маю 1987 г. были заменены 7 из 9 заместителей министра, 7 из 10 послов по особым поручениям, 8 из 16 заведующих территориальными отделами, 68 из 115 послов. Дипмиссии в ведущих странах Запада возглавили новые люди.
С середины 1986 г. политика уступок вызвала существенные подвижки на всех переговорных площадках. Это казалось важным, поскольку после Женевы советско-американские отношения оставались напряженными. Поэтому подготовке встречи с Рейганом в Исландии, намеченной на осень 1986 г., придавалось особое значение. Горбачёв рассчитывал ошеломить Рейгана смелостью предложений. Советская сторона выступала за действительно серьезные – на 50 % – сокращения каждого из трех видов стратегических наступательных вооружений (межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках, тяжелых бомбардировщиков). При этом Советский Союз соглашался оставить за рамками переговоров американские ядерные средства передового базирования. СССР готов был пойти на полную ликвидацию советских и американских ракет средней дальности в Европе. Уступкой здесь стал отказ от учета ядерных сил Великобритании и Франции, входивших в общий с США блок НАТО. В космической сфере стороны должны были взять на себя обязательство соблюдать Договор по ПРО 1972 г. Однако накануне встречи Москва уже допускала возможность выхода из него через 15 лет. Все эти предложения носили пакетный характер и были жестко взаимосвязаны.
На прошедшей 11–12 октября 1986 г. встрече в Рейкьявике удалось разрешить большинство спорных вопросов, касавшихся сокращения ядерного оружия, но эпохальные соглашения не были подписаны из-за отказа Рейгана ввести ограничения на СОИ. Между тем исландский саммит стал возможен лишь потому, что еще на стадии подготовки американцы увязали его проведение с обязательным обсуждением «гуманитарных» вопросов. Поэтому в Рейкьявике работали уже две экспертные группы: одна занималась контролем над вооружениями, другая – региональными конфликтами и правами человека в СССР.
Формально рейкьявикская встреча не была успешной, но она убедила советское руководство, что для сближения с США необходим конструктивный диалог по всему спектру проблем. И то, что в СССР с начала 1987 г. особое внимание уделялось прежде всего реформам общественно-политического устройства, возможно, не было просто совпадением. Позднее М. Тэтчер называла этот саммит поворотным пунктом всей «новой? холодной войны». Едва ли случайно памятник в честь ее завершения впоследствии установили именно в столице Исландии.
Для решения новых задач создавались специальные структуры. В МИД СССР было образовано Управление по международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека, в ЦК КПСС появился сектор по правам человека. Важным шагом по налаживанию практического сотрудничества стало создание в апреле 1987 г. совместной советско-американской комиссии, которую возглавили замминистра иностранных дел А. В. Адамишин и помощник государственного секретаря США Р. Шифтер. Формально речь шла о взаимодействии в самом широком смысле, фактически же комиссия обсуждала использование в СССР психиатрии для репрессивных целей, положение политических заключенных, свободу слова в СМИ, ограничение прав граждан публично выражать свое мнение и участвовать в религиозной жизни, расширение культурных и научных обменов и особенно – упрощение эмиграции из СССР. По мнению американцев, перемены в СССР шли в правильном направлении: имелись в виду документы XIX конференции КПСС (28 июня – 1 июля 1988 г.), где определялись параметры радикальной реформы политической системы в СССР.
Важнейшим итогом диалога с США стало подписание 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне двустороннего Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Для этого Москве пришлось пойти на серьезные уступки: в феврале, вопреки возражениям военных, было принято решение не связывать единым «пакетом» переговоры о РСМД и других видах вооружения. Кроме того, сокращение носило асимметричный характер: СССР уничтожал 1846 единиц, а американцы – 846. В СССР это объясняли неодинаковой ценностью ракет с точки зрения их стратегического расположения, а также расчетом на то, что это лишь первый шаг в реализации намеченной СССР в январе 1986 г. планетарной программы ликвидации ядерного оружия к 2000 г.
Новое мышление как основа международных отношенийБольшой международный резонанс в конце 1987 г. вызвала книга Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», изданная тиражом в 5 млн экземпляров на 64 языках в 160 странах. В ней «новое мышление» рассматривалось как всеобщая, универсальная основа международных отношений. Эта концепция нашла отражение и в выступлении Горбачева в ООН 7 декабря 1988 г. Оно задумывалось как своеобразный «анти-Фултон» – символ окончания «новой холодной войны». Основное внимание в речи уделялось созданию нового мирового порядка на основе всеобъемлющей системы коллективной безопасности при руководящей роли ООН. Готовность двигаться к такому миру подкреплялась заявлением о сокращении в одностороннем порядке Вооруженных Сил СССР, о выводе из Восточной Европы более 40 % танковых дивизий и уменьшении количества советских войск вдоль границы с Китаем.
На Западе речь Горбачева встретили с интересом и пониманием. В прессе ее сравнивали с «политическим Перл-Харбором», поскольку советскому руководителю удалось одномоментно сделать то, что оказалось не под силу странам НАТО: радикально снизить степень угрозы Вооруженных Сил СССР. В США Горбачеву был оказан восторженный прием: его приветствовали ликующие толпы жителей Нью-Йорка, в солидных западных СМИ появилось немало хвалебных статей. Однако официальный Вашингтон отреагировал сдержанно, назвав речь Горбачева очередным пропагандистским шагом. В советско-американском диалоге с начала 1989 г. наступила пауза, вызванная сменой руководства в США.
Новое политическое мышление во внешней политике СССР
Новое политическое мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Примечательно, что в начале этого же года Михаил Горбачев говорил о консерватизме и приверженности традициям, прежде всего, во внешней политике. И всего через пару месяцев произошло изменение практически на 180 градусов. Для правильного понимания сути событий нужно уяснить, что новый подход касался исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал внутренние дела СССР.
Концепция нового политического мышления сводится к следующим пунктам:
- Разделение мира на 2 лагеря (капиталистический и социалистический) признавался неэффективным. Новая концепция – мир един, целостен и неделим.
- Отвергалась любая идея решения международных конфликтов силовым способом. Новая концепция – все проблемы должны решаться миром и дипломатическими методами.
- Приверженность к государственным интересам и ценностям фактически отметалась. Новый подход – общечеловеческие ценности должны господствовать над всеми остальными. То есть, прямым текстом говорилось – интересы государства это ерунда, главное, чтобы мировые общечеловеческие ценности не пострадали. Причем соблюдение этих ценностей СССР возлагало исключительно на себя, а остальные – могут не соблюдать.
Это три составляющие, на которых базировалось новое политическое мышление. На первый взгляд – все они разумны. Но если оторваться от простых слов и рассмотреть вопрос с точки зрения геополитики и развития социализма – Горбачев фактически выступил в роли изменника Родины. Судите сами – в условиях борьбы социализма и капитализма Горбачев объявляется, что все достижения предыдущих правителей СССР и поколений людей, нужно признать неэффективными.
Теперь якобы нужно со всеми помириться, разоружиться и спокойно жить, прославляя общечеловеческие ценности. Более того, признание факта, что мир стал однополярным, в условиях очень острого конфликта между США и СССР – это фактически признание того, что СССР уходит с мировой политической арены и признает господство США. Именно поэтому введение нового политического мышления в СССР со стороны Горбачева – настоящее предательство. Почему этому не помешала партия? КПСС была устроена так, что на всех ключевых постах были людей, которые заботились не об интересах Родины, а о том, чтобы удержать власть, в следствие чего практически во всем поддерживали Генерального Секретаря партии. Но вернемся в новому мышлению в политике и посмотрим, как оно развивалось в СССР.Первые шаги новой политики
До 1985 года пост главы МИД (министерство иностранных дел) занимал А. Громыко. Причем должность эту он занимал на протяжении 30 лет. Перевести человека, который 30 лет работал с одним мышлением и приоритетами, на другие рельсы – крайне тяжело (если не сказать, что невозможно).
- Поиск партнерства с США. То есть – идти на существенные уступки в одностороннем порядке только ради одобрительного взгляда Америки. Это и есть начало сдачи своих позиций.
- Разблокирование региональных конфликтов. На первый взгляд разумная вещь, но именно здесь лежат истоки таких региональных конфликтов, как Приднестровья, Чечня, Южная Осетия и другие конфликты.
- Помощь другим странам без навязывания им социалистического режима в качестве приоритетного.
Теперь остановимся подробнее на каждом из этих направлений.
Поиск партнерства с Соединенными Штатами
Налаживание отношений между СССР и США было нужно миру, поскольку беспрецедентная гонка вооружения была реальной угрозой миру. И в 1985 году страны впервые начали делать шаги навстречу друг другу, организуя, для начала, двусторонний диалог. В 1985 году Горбачев встречается с Рейганом в Женеве, а в 1986 году с Бушем-старшим в Рейкьявике. После этого последовал визит Председателя ЦК партии в Вашингтон в 1987, и президента США в Москву в 1988 году. Главная тема всех встреч на начальном этапе – разоружение стран. В дальнейшем речь шла уже об экономическом партнерстве
Новое политическое мышление подтолкнуло СССР к подписанию соглашения с США об уничтожении ядерного оружия до 2000 года. Как мы знаем – эти соглашения выполнены не были.
Историческая справка. Отношения СССР и США при новом политическом мышленииРазблокирование региональных конфликтов
Противостояние СССР и США до 1985 года очень часто сводилось к региональным конфликтам, когда каждая из держав пыталась установить контроль за третьей строй или географическим регионом. Горбачев решил от этого отказаться. В некоторых случаях это привело к положительным моментам, но глобально – это был страшный удар по СССР, который «в раз» потерял влияние над многими важными регионами. Причем это ослабление было односторонним, поскольку США что тогда, что сейчас, крайне неохотно идет на ослабление своих позиций, где бы то ни было.
В этой ситуации многие историки находят положительный аспект – вывели армию из Афганистана, прекратили тем самым бессмысленную гибель советских граждан (напомню, что вывод войск произошел 15 февраля 1989 года). После этого в декабре того же года последовало осуждение со стороны ЦК КПСС введение войск в Афганистан. Партия объявила это ошибкой. С точки зрения обывателя – все хорошо, война закончилась. Но с глобальной точки зрения эти события как раз в лучшей степени характеризуют новое политической мышление и перестройку. То, что раньше представляло собой государственные интересы, теперь стало ошибкой. И то, что раньше считалось ошибкой, — теперь стало государственным интересом. К чему привело это изменение позиции руководства СССР мы знаем…
Также необходимо отметить и другие шаги по разблокировки региональных конфликтов:
- Вывод советских войск из Монголии в 1989 году. Формально это вело к нормализации отношений с Китаем.
- Полны отказ от вмешательства во внутригосударственные дела африканских стран (Ангола, Эфиопия, Никарагуа, Мозамбик, и другие).
- Попытка наладить отношение Израиля и Палестины. В 1991 в Мадриде были подписаны соглашения, стабилизации ситуации на Ближнем Востоке не случилось (нет ее и до сих пор).
- Дружественные СССР правительства Ливии и Ирака были лишены социалистической опеки. Но это было только начало. Весь ужас заключается в том, что во время «кризиса в Персидском заливе» СССР выступило на стороне Запада, против государств, всего год назад были дружественными.
Новое политическое мышление в СССР привело к тому, что некоторые локальные конфликты были разрешены, и было снято международное напряжение. Но какой ценой этого удалось добиться? Фактически СССР «сдает» Ливию, Ирак, Африку, Ближний Восток, Монголию, а в замен не получает ничего! Происходит сознательное ослабление своих позиций для того, чтобы вызвать одобрение Запада. И это также стало лакмусовой бумагой окончания власти Советов. Горбачев фактически во всеуслышание заявил, что сделает все для одобрения Западом, в том числе и откажется от своих геополитических интересов, и оставит в сложном положении союзников. Ведь в Ливии и Ираке были правительства дружественные СССР, и вот от этих самых правительство СССР просто отворачивается! И это только вершина айсберга, куда масштабнее и трагичнее оказались дела в Европе, но об этом чуть ниже…
Вывод войск из ЧехословакииОтказ от поддержки социалистического лагеря
В результате переворотов во всех странах произошла смена власти и политического курса. Пришедшие политики выступили с резким осуждением СССР, а также объявили об изменении курса развития страны на 180 градусов (считай переход к капитализму, к покровительству США). Таким образом СССР добровольно утратило контроль над всей Восточной Европой, что очень пагубно сказалось на политическом весе страны. И способствовало этому именно новое политическое мышление.
Фактически Горбачев перечеркнул все плоды Великой Победы. Все рычаги влияния, которые СССР получил в результате победы над Германией, и в результате освобождения стран Европы, — были потеряны! Не прошло и 50 лет, а результатов победы не оказалось! За что погибали советские солдаты в Европе? За то, чтобы Горбачев и его команда наплевали на свою историю и начали развал страны? Но история еще назовет все имена мерзавцев, которые за это ответственны.
Историческая справка.Итоги нового политического мышления
Новое политическое мышление имело следующие результаты:
- Поражение в «холодной войне». После того, как Горбачев пошел на всевозможные уступки США – глобальная напряженность в мире иссякла. С одной стороны это позитивно, но куда важнее, что в результате СССР перестал котироваться на мировой арене, а в течение всего нескольких лет деятельности Горбачева – страны такой не стало.
- В результате в мире сохранилась одна сверхдержава – США.
- Ослабление военной мощи России, в результате распада СССР, утечки кадров и технологий, которые сопровождали весь процесс перестройки и распада Союза.
- Как следствие предыдущего пункта – обострение региональных конфликтов . Самый известный – Северный Кавказ, истоки которого лежат именно в новом политическом мышлении.
- СССР утратил контроль и экономическую связь с восточноевропейскими странами.
- СССР и затем Россия оказались в затруднительном положении. Они утратили контроль над Восточной Европой, что по плану Горбачева должно было способствовать партнерским отношениям с Западом. Но этого не случилось! В результате Россия не стала своей для Запада, а контроль над Востоком утратила.
Новое политическое мышление Горбачева это глупость космического масштаба, когда 1 человек сделал все, чтобы его Родина прекратила существование. Можно только гадать делалось это осознано или нет, но факт заключается в том, что именно из-за нового мышления в политике СССР утратил все, включая и статус государственности.
Какова была роль экономики?
Закончить данный материал я хочу опровержением широко распространенного мифа, что новое политическое мышление было необходимо, поскольку экономика СССР задыхалась, находилась в глубоком кризисе, и вот-вот должна была рухнуть. Ведь, если спросить сегодня у большинства людей «Почему случилась перестройка и изменение курса СССР?» — многие будут кивать на экономику. В том числе на это кивает огромное число экспертов и журналистов. Но все они тем самым показывают собственную некомпетентность, и вот почему…
- Кризиса в СССР не было. Можно поднять горы финансовых отчетов того времени – в лучшем случае там находится «застой». Но между застоем и кризисом разница гигантская.
- Кризис был на в СССР, а в США, где в октябре 1987 года рухнул фондовый рынок и последовал страшный экономический кризис, который многие сравнивают с «великой депрессией».
- В 1991 году, после распада СССР, Маргарет Тэтчер сказала: «Советский Союз не представлял для нас угрозы в военном плане, у нас был для них достойный ответ. Но Советский Союз представлял для нас угрозу в плане экономики, поскольку плановая экономика, помноженная на энтузиазм, неизбежно привела бы к тому, что западные странные потеряли бы мировой рынок».
Поэтому искать причину развала Союза нужно не в экономике (там было в целом все не плохо), а в элите, которая перестала думать о стране и мечтала стать собственником. Но об этом будем говорить в дальнейших материалах.
Источники и дополнительный материалпо теме:
- «Реформы Горбачева и судьба союзного государства: 1985-1991» — Барсенков А.С. Москва, 2001
- «Неповторимое: трагедия Отечества (1985-1991)» т6 — Варенников В.И. Москва, 2001-2002
- «Политическая история современной России. 1985-2001» — Согрин В.В. Москва, 2001
международных отношений ХХ века | История и факты
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Международные отношения ХХ века , история отношений между государствами, особенно великими державами, примерно с 1900 по 2000 год. В первой половине века, в эпоху мировых войн и начала холодной войны, преобладало соперничество этих держав. Во второй половине года европейская государственная система была заменена, главным образом благодаря этим войнам, мировой системой с множеством центров как силы, так и раздора. Эта статья представляет собой единое комплексное повествование об изменяющемся контексте мировой политики с начала Первой мировой войны до XIX века.90-е. Поскольку внутренние дела занимают важное место в анализе внешней политики каждого государства, читатель должен обратиться к истории отдельных стран для получения более подробной информации.
Для обсуждения военной стратегии, тактики и ведения мировых войн см. Первая мировая война и Вторая мировая война.
Истоки Первой мировой войны, 1871–1914 гг.
Сорок три года мира между великими державами Европы подошли к концу в 1914 году, когда акт политического терроризма спровоцировал смертельный бой между двумя великими союзными системами. Кампания южных славян против австрийского владычества в Боснии, кульминацией которой стало убийство наследника Габсбургов в Сараево, стала искрой. Этот локальный кризис быстро охватил все державы Европы через механизмы Тройственного союза и Тройственной Антанты, дипломатические договоренности, призванные как раз повысить безопасность их членов и сдержать потенциальных агрессоров. Таким образом, долгосрочные причины войны можно отнести к силам, которые подтолкнули к формированию этих союзов, усилили напряженность между великими державами и довели, по крайней мере, некоторых европейских лидеров до отчаяния, чтобы добиваться своих целей даже с риском всеобщего война. Эти силы включали милитаризм и массовую мобилизацию, нестабильность во внутренней и международной политике, вызванную быстрым промышленным ростом, глобальный империализм, народный национализм и рост социал-дарвинистского мировоззрения. Но вопрос о том, почему началась Первая мировая война, следует рассматривать вместе с вопросами о том, почему закончился мир и почему в 1914, а не до или после.
Бисмарковская система, 1871–1890 гг.
В течение десятилетий после 1871 года европейская карта и мировая политика были менее запутанными, чем в любое время до или после. Объединение Италии и Германии устранило скопление центральноевропейских княжеств, восходящих к Священной Римской империи, а распад Восточной и Юго-Восточной Европы на мелкие и враждующие государства (процесс, который привел к термину балканизация ) был не за горами. передовой. Там еще господствовали старые империи, Российская, Австро-Венгерская и Османская (Турецкая). Меньшие державы Европы, в том числе те, которые когда-то были великими, такие как Нидерланды, Швеция и Испания, практически не играли никакой роли в делах великих держав, если только их собственные интересы не были непосредственно затронуты. Как физический размер, так и эффект масштаба, важный в индустриальную эпоху, сделали более мелкие и менее развитые страны бессильными, в то время как остаточные дипломатические привычки, восходящие к Венскому конгрессу 1815 года, сделали великие державы единственными арбитрами европейской политики.
Во всем мире больше нигде не существовало дипломатической системы европейского образца. Исход гражданской войны в США и англо-американское урегулирование канадской границы гарантировали, что Северная Америка не разовьет многостороннюю систему баланса сил. Южная и Центральная Америка распались на 17 независимых республик после окончательного отступления испанского владычества в 1820 г., но новые латиноамериканские государства были обращены внутрь себя, их центры населения и ресурсы были изолированы горами, джунглями, огромным расстоянием и спорами между они представляли в основном местный интерес. Доктрина Монро, провозглашенная Соединенными Штатами и проводившаяся в жизнь британским флотом, была достаточной, чтобы избавить Латинскую Америку от новых европейских авантюр, единственное серьезное исключение — гамбит Наполеона III в Мексике, — произошедший в то время, когда Соединенные Штаты были заняты гражданской войной. Когда Соединенные Штаты приобрели Аляску у русского царя, а Канада получила статус доминиона, в обоих случаях в 1867 году европейские владения на материковой части Америки сократились до трех небольших гвианских колоний в Южной Америке и Британского Гондураса (Белиза). Северная Африка к востоку от Алжира все еще номинально находилась под эгидой османского султана, в то время как Африка к югу от Сахары, за исключением нескольких европейских портов на побережье, была terra incognita. Британцы урегулировали свою власть на Индийском субконтиненте после подавления индийского восстания 1857–1858 годов, в то время как Китайская и Японская империи оставались ксенофобскими и изоляционистскими. Таким образом, кабинеты великих европейских держав находились в зените своего влияния.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Сама Европа к 1871 году, казалось, вступала в эпоху политического и социального прогресса. Закон о Второй реформе в Великобритании (1867 г.), Третья французская республика (1875 г.), торжество национализма в Италии и Германии (1871 г.), установление всеобщего избирательного права для мужчин в Германии (1867 г.), равенство венгров в монархии Габсбургов (1867 г.). ), освобождение крепостных в России (1861 г. ) и введение свободной торговли основными европейскими государствами, казалось, оправдывало веру в мирную эволюцию Европы в сторону либеральных институтов и процветания.
Международный мир также казался обеспеченным после того, как Отто фон Бисмарк объявил новую Германскую империю удовлетворенной державой и поставил свои значительные таланты на службу стабильности. Канцлер знал, что Германия может соперничать с любым соперником в военном отношении, но опасался возможности коалиции. Поскольку Франция никогда не смирится со своим пониженным статусом и потерей Эльзас-Лотарингии, навязанной договором, положившим конец франко-германской войне, Бисмарк стремился сохранить Францию в изоляции. В 1873 году он вызвал в воображении призрак монархической солидарности и сформировал Dreikaiserbund (Союз трех императоров) с Австро-Венгрией и Россией. Такая комбинация всегда была уязвима перед австро-русским соперничеством по Восточному вопросу — проблеме, как организовать враждующие балканские народы, постепенно освобождающиеся от дряхлой Османской империи.
После восстания славянских провинций Боснии и Герцеговины против османского владычества в 1875 году и войны России с Османской империей два года спустя Dreikaiserbund распался. Бисмарк добился компромисса на Берлинском конгрессе (1878 г.), но австро-российские дружеские отношения не были восстановлены. Таким образом, в 1879 году Бисмарк заключил постоянный военный союз мирного времени с Австрией, после чего царское правительство, чтобы добиться расположения Германии, согласилось на возобновление Драйкайзербунда в 1881 году. Италия, ища помощи для своих средиземноморских амбиций, присоединилась к Германии и Австро-Венгрии. сформировать Тройственный союз в 1882 г.
Очередной балканский кризис, разразившийся в Болгарии в 1885 году, вновь соблазнил Россию расширить свое влияние до ворот Константинополя. Бисмарк не смел выступать против русских, чтобы не подтолкнуть их к союзу с мстительной Францией. Поэтому вместо этого он играл повивальную бабку в англо-австро-итальянской комбинации под названием Вторая средиземноморская Антанта, которая блокировала российские амбиции в Болгарии, в то время как сам Бисмарк заключил договор о перестраховании с Санкт-Петербургом в 1887 году. Восточный вопрос снова был разрешен, и союзы Германии сохранен.
Россия Содержание «Новое мышление» — лозунг Горбачева во внешней политике. на общих морально-этических принципах для решения глобальных проблем а не на марксистско-ленинских концепциях непримиримого конфликта между капитализмом и коммунизмом. Вместо того, чтобы щеголять советскими военными власть, Горбачев предпочитал осуществлять политическое влияние, начиная от расширение дипломатических отношений и экономического сотрудничества для лично приветствует публику во время спонтанных встреч дома и за рубежом. Горбачев умело использовал мировые СМИ и сделал ранее немыслимые уступки в решении региональных конфликты и переговоры об оружии. Помимо помощи Советскому Союзу получить более широкое признание в семье наций, «Новое мышление» примирительной политики по отношению к Западу и ослабления советского контроль над Восточной Европой в конечном итоге привел к краху коммунизма и окончание холодной войны. Советско-американские отношения начали улучшаться вскоре после Горбачева стал генеральным секретарем. Первая встреча на высшем уровне между Рейганом и Горбачева в Женеве в ноябре 1985 г. В октябре следующего года два президента обсудили сокращение стратегических вооружений в Рейкьявике, не добившись существенного прогресса. В конце лета 1987 г. Советский Союз уступил в давнем вопросе ракет средней дальности. ядерное оружие в Европе; на саммите в Вашингтоне в декабре того же года Рейган и Горбачев подписали Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Договор — см. Глоссарий), исключая все средства средней и меньшей дальности. ракет из Европы. 19 апреля88, Афганистан и Пакистан подписали соглашение, с Соединенными Штатами и Советским Союзом в качестве гарантов, призывая для вывода советских войск из Афганистана к февралю 1989 г. Впоследствии Советский Союз уложился в срок для выхода из соглашения. Горбачев также усердно добивался более тесных отношений с Китаем. Улучшение китайско-советских отношений долгое время зависело от решения несколько вопросов, в том числе советская поддержка вьетнамских вооруженных сил присутствие в Камбодже, советская оккупация Афганистана и большое количество советских войск и оружия, дислоцированных на территории Китая. северная граница. Действия СССР по решению этих проблем привели к тому, что китайцы правительство согласится на встречу на высшем уровне с Горбачевым в Пекине в мае 1989, первый после китайско-советского раскола в 1950-х годах. Отношения СССР с Европой заметно улучшились при Горбачеве период, главным образом из-за Договора о РСМД и молчаливого согласия СССР на Крах коммунистического правления в Восточной Европе в 1989-90 гг. Поскольку Вторжение Советского Союза в Чехословакию в 1968 г. придерживались Доктрины Брежнева, отстаивая существующий порядок в социалистические государства. В течение первой половины правления Горбачева Советский Союз продолжал эту политику, но 19 июля89, в своем выступлении перед Совета Европы (см. Глоссарий), Горбачев настаивал на суверенное право каждого народа выбирать свой собственный общественный строй». формулировка, которая едва не опровергла доктрину Брежнева. Однако к тому времени контроль Советского Союза над своей внешней империей уже показывал признаки распада. В тот июнь коммунистический режим в Польше держался относительно свободно парламентские выборы, а коммунисты проиграли все состязания. сиденье. В Венгрии коммунистический режим неуклонно ускорял свое реформ, реабилитируя Имре Надя, лидера коммунистов-реформаторов 1956 восстание и демонтаж укреплений вдоль границы с Венгрией. с Австрией. В конце лета восточногерманские отдыхающие начали бегство на Запад через эту дыру в железном занавесе. Они также влились в посольство Западной Германии в Праге. Восточногерманское государство началось кровоизлияние, поскольку тысячи его граждан искали лучшего и свободная жизнь на Западе. Поскольку правительство Восточной Германии находится под растущим давлением, чтобы остановить оттока, оставшиеся восточные немцы демонстрировали на улицах реформа. После свержения лидера коммунистической партии Восточной Германии Хонеккера не удалось навести порядок, власти бессистемно открыли берлинскую Стена 19 ноября89. В ту же ночь, когда пала Берлинская стена, Коммунистическая партия Болгарии свергла своего давнего лидера Тодора Живкова. Две недели спустя Чехословакия приступила к своему «Бархатному революции», тихо свергнув коммунистических лидеров страны. импровизированная встреча на высшем уровне на Мальте в декабре 1989 года, Горбачев и Президент США Джордж Х.У. Буш заявил об окончании холодов Война. На протяжении 1990 и 1991 годов контролируемые Советским Союзом учреждения в Восточной Европу разобрали. В 19 января90 Совет Экономического Взаимопомощи Саммит помощи (Comecon — см. Глоссарий), несколько государств Восточной Европы призывал к роспуску этой фундаментальной экономической организации советской империи, и участники саммита согласились пересмотреть свои многосторонние связи. На следующем саммите в январе 1991 г. растворился сам. В марте 1990 года Горбачев призвал к преобразованию Варшавский договор в политическую организацию, но вместо органа официально расформирован 19 июля91. Советские войска были выведены из Центральной Европы. в течение следующих четырех лет — из Чехословакии и Венгрии к середине 1991 г. и из Польши в 1993 г. К середине лета 1990 г. Горбачев и западногерманские канцлер Гельмут Коль разработал соглашение, по которому Союз присоединился к объединенной Германии в рамках НАТО. К июньскому саммиту 1990 г. в Вашингтоне советско-американские отношения улучшились до такой степени, что Горбачев охарактеризовал как почти «партнерство» между двумя странами, и Президент Буш отметил, что отношения «продвинулись очень, очень долго». путь из недр холодной войны». 19 августа90, советская Союз присоединился к Соединенным Штатам в осуждении иракского вторжения в Кувейте и поддержали резолюции Организации Объединенных Наций о восстановлении Кувейта. суверенитет. В ноябре 1990 года США, Советский Союз и большинство европейских государств подписали Обычные вооруженные силы в Европе Договор (Договор об ОВСЕ — см. Глоссарий), предусматривающий сокращение боевых танков, боевые бронированные машины, артиллерия и истребительная авиация» Атлантического океана до Уральских гор». В годы Горбачева улучшения в советско-американских отношения были не без осложнений. Например, в 1991 г. попытка посредничества Евгения Примакова в кувейтском конфликте пригрозили подорвать требование союзной коалиции о выводе войск Ираком безусловно из Кувейта. После подписания ДОВСЕ, возникли споры по поводу соблюдения Советским Союзом договора и советского усилия военных изменить назначение оружия или переместить его так, чтобы оно не будет подпадать под действие договора. Давление Соединенных Штатов привело к решению этих вопросов, и ДОВСЕ вступил в силу в 1992. Советское подавление движений за независимость в странах Балтии в Январь 1991 года также замедлил улучшение отношений с США. Состояния. К лету 1991 года американо-советские отношения показали новые признаки импульса, когда Буш и Горбачев встретились в Москве, чтобы подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1 — см. Глоссарий). Под СНВ, впервые большое количество межконтинентальных баллистических ракеты должны были быть уничтожены. Договор предусматривал сокращение примерно 35 процентов в боеголовках баллистических ракет Соединенных Штатов и около 50 процентов боеголовок советских баллистических ракет в течение семи лет ратификации договора. Горбачев недавно посетил Группу Встреча на высшем уровне Seven (G-7; см. Глоссарий) для обсуждения его предложений по западным помогать. Горбачев также установил дипломатические отношения с Саудовской Аравией. Южная Корея, а на закате существования Советского Союза Израиль. Внешняя политика Горбачева снискала ему много похвал и восхищения. Для его усилия по снижению напряженности сверхдержав во всем мире, он был удостоен Нобелевской премии мира в 1990 г. По иронии судьбы, в результате частые слухи о консервативном перевороте, лидере советской империи, чьи предыдущие правители содержали деятелей оппозиции Леха Валенсу и Андрея Сахаров от сбора своих Нобелевских премий, не смог собрать свою в собственности до 19 июня91. ПерестройкаВнутренняя политика в эпоху Горбачева проводилась преимущественно три программы, названия которых стали нарицательными: перестройка (перестройка — см. Глоссарий), гласность (публичное озвучивание — см. Глоссарий) и демократизация (демократизация — см. Глоссарий). Первый из них был применен в первую очередь к экономике, но оно предназначалось для обозначения общества в общий. За время советской власти общество в Советском Союзе стал более урбанизированным, более образованным и более сложным. Старые методы увещевания и принуждение были неуместны, но правительство Брежнева скорее отрицал перемены, чем овладевал ими. Несмотря на усилия Андропова вновь ввести некоторую меру дисциплины, коммунистическая сверхдержава оставался застойным. Как только Горбачев стал призывать к более смелым реформам, «разгон» уступил место перестройка . В первые годы своего правления Горбачев говорил о перестройке , но только в начале 1987 года лозунг стал полномасштабной кампанией и дают практические результаты. В то время были приняты меры по создание кооперативов и совместных предприятий (см. Программу «Перестройка », гл. 6). На пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г. Горбачев недвусмысленно навесил ярлык на свою программу передачи экономический и политический контроль. По экономике перестройка означало большая свобода действий при принятии решений руководителями предприятий, определенная степень индивидуальной инициативы и возможность получения прибыли. В январе 1988 года вступил в силу новый Закон о государственных предприятиях, позволяя предприятиям устанавливать многие свои собственные цены и заработную плату. Полученные результаты были неутешительны, однако, потому что рабочие требовали высокой заработной платы увеличивается. По мере того как правительство печатало больше денег, продукты продавались дороже. цены вне официальной экономики. Таким образом, товары, обычно продаваемые в штате магазины по фиксированным ценам быстро исчезли, так как их расхватали спекулянты или производители прекратили поставки. К 19 сентября88, многие основные продукты не найти даже в Москве. В 1988-89 годах Горбачев также отдал приказ обкомам партии прекратить вмешательство в экономике, а штаты госкомитетов и министерств сократил вовлечены в экономику, чтобы предотвратить их дальнейшее вмешательство с этим. Без государства и партии, которые скрепляют его и направляют После этого экономика вошла в свободное падение (см. Непредвиденные результаты реформ, гл. 6). Летом 1990 года Ельцин, избранный председателем Верховный Совет Российской Республики в мае поддержал радикальное экономическое план реформ, который означал бы конец многих особых интересов внутри партии. Горбачев, в свою очередь, представил гораздо менее «Президентский план», который Верховный Совет Советской Союз прошел. Ельцин пригрозил, что Российская республика продолжит с первоначальным радикальным планом, но вскоре после этого приостановил его. В январе 1991 года Горбачев сменил премьер-министра Николая Рыжкова, которые стали отождествляться с экономическими неудачами режима, с Валентин Павлов, противник радикальных реформ. Павлов немедленно вызвал массовую панику, изымая банкноты крупного номинала из обращение и ограничение возможности общественности конвертировать их в банкноты меньшего номинала. Этот шаг, направленный на сокращение огромных сумм оборот денег и наказать «черных спекулянтов» за накопление крупные денежные знаки, только усилили недоверие народа к советской правительство. Экономика продолжала катиться вниз по спирали, а Горбачев и Шеварднадзе пришлось просить у Запада финансовой помощи, чтобы предотвратить крах. Отступление Горбачева ознаменовало собой последнюю экономическую реформу доминировала в повестке дня советского правительства. ГласностьПоскольку перестройка терпела неудачу, две политики, призванные способствовать этому, гласность и демократизация , были выходит из-под контроля. Мобилизовать население в поддержку перестройки , Горбачев и его помощник Александр Яковлев ввели гласность , политика либерализации информационных потоков, направленная на обнародование коррумпированность и неэффективность брежневской политики и коллеги — качества, которые русская публика давно признала и принятый в его руководство, но это никогда не признавалось Кремль. Нравится перестройка эта политика привела к непредвиденным результатам. Горбачев намеревался придать форму новой информации, исходящей от его правительства таким образом, чтобы поощрять политическое участие в поддержка его экономических и социальных программ. Вместо этого процесс ставя под сомнение всю сталинскую систему, неизбежно вели к вопросы о мудрости Ленина, человека, позволившего Сталину подняться на первое место. Поскольку Ленин был бесспорным основателем Советский Союз, затем процесс зашел еще дальше, в виде открытых допросов. означало, что каким-то образом Советский Союз, предположительно невосприимчивый к таким сомнения, потеряло смысл своего существования. Официальное объявление гласности , запланированное на в середине 1986 года произошло событие, которое придало этому термину новый смысл. В апреле 1986 года произошел взрыв реактора Чернобыльской АЭС. Станция, расположенная на севере Украины, охватывала Белоруссию, Прибалтику, части России и Скандинавии с облаком радиоактивной пыли (см. таблицу 3, Приложение). Усилия по локализации аварии и ее сопутствующая реклама была обработана с исключительной неумелостью, установка гласность шесть месяцев назад, когда официальные источники новостей изо всех сил пытались контролировать поток информации населению. Несмотря на неуклюжую реакцию советского правительства на Чернобыльский эпизод, Горбачев повернул аварию в свою пользу, сославшись на это как пример экономической необходимости перестройки . Принимая их реплика от Горбачева, по всему Советскому Союзу средства массовой информации сообщили о многочисленных примерах неэффективного управления ресурсами, отходами, экологический ущерб и последствия этого ущерба для здоровья населения. В советских республик, эти разоблачения имели непреднамеренный эффект ускорение формирования народных фронтов, выступающих за автономию или независимость. Официально контролируемая фаза гласности начала изучение «белых страниц» советской истории. литературный журналы, заполненные давно запрещенными произведениями таких писателей, как Анна Ахматова, Иосиф Бродский, Михаил Булгаков, Борис Пастернак и Андрей Платонов. Газеты и журналы печатали рассказы о сталинских деяниях. репрессии, концлагеря и братские могилы. Произведения марксист. теоретик Николай Бухарин, расстрелян в 19 г.38 за предполагаемого правого отклонение, появилось. Раскрывая преступления коммунистической партии против Советский народ, и крестьянство в особенности, гласность еще больше подорвали советский федерализм и способствовали распаду Советский Союз. ДемократизацияК 1987 году Горбачев пришел к выводу, что проведение его реформ требует больше, чем дискредитация старой гвардии. Он изменил свою стратегию с пытаясь работать через КПСС в том виде, в каком она существовала, а вместо этого степень политической либерализации. 19 января87, он обжаловал руководители партии к народу и призвали к демократизации , вливание «демократических» элементов в советскую Стерильный, монолитный политический процесс Союза. За Горбачева, демократизация означало введение многокандидатных, а не многопартийных, выборов местные партийные и советские учреждения. Таким образом он надеялся омолодить партия с прогрессивными кадрами, которые выполняли бы его институциональную и политические реформы. КПСС сохранит единоличное право на бюллетени. коробка. Несмотря на намерения Горбачева, элементы многопартийности уже кристаллизовались. В отличие от предыдущих советских правителей, Горбачев разрешил создание неофициальных организаций. В Октябрь 1987, газета молодежи КПСС, Комсомольская правда , сообщил, что неформальные группы, так называемые неформалы , были «растет так же быстро, как грибы под дождем». Обеспокоенность эти группы включали окружающую среду, спорт, историю, компьютеры, философии, искусства, литературы и сохранения исторической ориентиры. 19 августа87, сорок семь неформально провел конференции в Москве без вмешательства властей. Фактически, одним из неофициальных участников был Ельцин. В начале 1988 г. около 30 000 неформалов существовало в Советском Союзе. Через год их число превысило удвоился. Эти неформальные группы породили народные фронты, которые, в свою очередь, породили политические партии. |