Новгород концы и улицы: Древний Новгород | izi.TRAVEL

Древний Новгород | izi.TRAVEL

Новгород не раз перестраивался, но сумел сохранить древние направления своих улиц. По их топонимике хорошо можно проследить прошлое города – теперь на домах появились таблички со старыми, еще дореволюционными названиями: улица Бояна, Рогатица, Любяница, Розважа, Досланя, Людогоща…«По дымным улицам церквушки, Проваливаясь в грязный снег, Как на пригорок побирушки, Бредут в одиннадцатый век», – писал о новгородских улицах Всеволод Рождественский.

Но сначала надо вспомнить, что улицы в древнем Новгороде появились далеко не сразу. Первоначально город делился на пять небольших поселков, которые новгородцы называли «концами». В Людином конце жили гончары и льняники. В Загородском – бояре и посадники. В Неревском селились кожевники, кузнецы и красильщики. В Славенском – сапожники. В Плотницком – мастеровые люди. Первоначально концы состояли из укрепленных усадеб. В каждом были соборная церковь и монастырь. Застраивались концы очень компактно. Только со временем соединявшие их дороги превратились в городские улицы.

Ширина и направление улиц оставались неизменными с 10-го по 15-й век. Новгородские улицы были узкими, шириной три-четыре метра. При этом они тщательно мостились. Вдоль улиц прокладывали три лага из бревен диаметром 18-20 сантиметров. На них поперек укладывались плахи плоской стороной кверху из бревен диаметром 25-30 сантиметров. Кроме этого, вдоль мостовой были проложены деревянные желоба и трубы для сточных вод. В то время когда в Западной Европе горожане еще месили уличную грязь, Новгород был полностью замощен. Для сравнения: в Париже первые мостовые появились в 12-м веке, а в Лондоне только в 15-м.

За сохранностью мостовых строго следили. Они обновлялись по мере изношенности, примерно раз в двадцать лет. Согласно «Уставу Ярослава о мостах», изданному еще в 13 веке, все горожане несли повинность по мощению своего города. В нем говорилось, кто и на каких участках должен был следить за исправностью мостовой. Только на Холопьей улице археологи вскрыли 25 настилов мостовой. Другими словами, за 500 лет улицу мостили 25 раз. В среднем раз в 20 лет.

Когда на раскопках в Новгороде стали находить берестяные грамоты, выяснилось, что едва ли не все население средневекового города было поголовно грамотным. Большинство грамот было обнаружено в слоях 13-го и 14-го веков и дошло до нас благодаря свойствам новгородской почвы. Все они написаны, а вернее, процарапаны на бересте костяными или деревянными стержнями. В них обрывки живой речи, деловой переписки, любовных признаний. Например, таких: «От Микиты к Ульяне. Пойди за меня. Я тебя хочу, а ты меня».

Жил в 13-м веке в Новгороде мальчик Онфим. Учился, царапал на бересте слова и рисунки. Через 700 лет археологи нашли целую охапку его грамот. Теперь они хранятся в особой витрине московского Исторического музея. На одной из них мальчик нарисовал всадника на коне, который пронзает копьем супостата, и подписал «Онфим». Мы ничего не знаем о нем и о его судьбе. Но очень возможно, что Онфиму было суждено дожить до Ледового побоища и битвы на Неве, до славных побед Александра Невского над шведами и немецкими рыцарями.

Новгородцы немало потрудились над украшением своего города. Современные искусствоведы очень долго искали ответ, как могли древние зодчие найти такие совершенные пропорции, отвечающие золотому сечению, если строили храмы без всяких чертежей, на глазок? А потом археологи нашли инструмент новгородского строителя – медную трость. На трость нанесены три шкалы. Первая ориентирована на тьмутараканскую сажень. Вторая – на обычную новгородскую. Третья – на косую новгородскую. Соотношение между первыми двумя дает цифры золотого сечения. Пользуясь парной мерой, древние строители получали эти восхитительные пропорции, совершенные в своей простоте. Обычно план строения чертили прямо на земле. И здесь же на месте находили нужное соотношение частей.

Почти все новгородские церкви по форме очень просты. Их эстетическая привлекательность в красивой глади белых стен и изящных силуэтах. Богатый декор был необязателен. Обычно стены покрывались небольшими нишами и крестиками, которые не отличались правильной формой и размещались в беспорядке. В отличие от большинства древних русских городов, которые строились тесно и скученно, в Новгороде церкви распределены равномерно по всей городской территории.

Кроме религиозного большому количеству новгородских церквей есть и другое объяснение.

File:Olearius Novgorod commons.wikimedia.org
Автор:Адам Олеарий / Adam Olearius
Лицензия:en.wikipedia.org

КОНЕЦ — Русь Изначальная

AdminБыт, Культура и быт

  Отдельные части крупного поселения, в особенности города, назывались «концами». Это были своего рода «районы», нередко самоуправляющиеся, с развитой внутренней организацией и очень самостоятельные. Летописи и иные документы минувших эпох рассказывают нам, как, например, новгородские концы по своей инициативе созывали общегородское вече для решения того или иного вопроса. Концы издревле соперничали друг с другом.

Между ними проводились «спортивные» состязания в молодечестве – кулачные бои «стенка на стенку» (в Древней Руси это были не «пьяные побоища», а именно спорт и даже зачастую – ритуальное действо). Концы нередко выступали как политические партии, призывая к назначению или смещению посадника (об этом должностном лице только что говорилось), а то и князя. Доходило дело и до вооружённых столкновений между недовольными друг другом концами. И с большой вероятностью можно предположить, что горожанин, зашедший в чужой конец, чувствовал себя не вполне уютно…

  Когда город отправлял куда-либо важное посольство, в нём непременно участвовали выборные от каждого конца, причём совершенно не обязательно начальники, и такая система уважения к правам всех свободных людей держалась в Новгороде ещё в ХV веке.

  Каждый конец имел своё кладбище, своё святилище (в христианскую эпоху – церковь), своё собственное вече и предводителя, которого избирали жители – «кончанские люди», или попросту «кончане». Кончанское вече собиралось на особой площади. Крупные концы включали более мелкие «административные единицы» – улицы и сотни. Учёные предполагают, что такая организация была отчасти военизированной.

Сотни, улицы, концы в случае войны формировали воинское ополчение, а старейшины превращались в боевых командиров. Летописи рассказывают нам: псковскую рать возглавляли воеводы, «отряженные (то есть назначенные) от концов»…

  Наиболее полно изучены историками городские концы Новгорода и Пскова. По этой причине систему концов считают иногда принадлежностью только этих двух северных городов, но такое мнение ошибочно. Старинные документы подтверждают, что концы были во многих русских городах, причисляемых к древнейшим. По пять концов было в Ладоге, Старой Руссе, Ростове; три конца насчитывалось в Смоленске; уцелело название одного из концов, входивших в состав Киева.

  Известно, что существовали концы и в городах более поздних, основанных по распоряжению князей: в Москве, Серпухове, Туле…

  Во всём ли был древний конец подобен нашему району? Современный город распадается на районы по мере своего роста. При всей внешней схожести, взаимоотношения города и концов строились совершенно иначе.

Город не разделялся в какой-то момент на концы, а, напротив, образовывался из ранее существовавших концов – вернее, из поселений, затем становившихся концами. Города, как правило, возникали не на пустом месте – каждому предшествовал укреплённый племенной центр либо поселение в выгодной точке торгового пути. Но в племенных (к тому времени часто межплеменных) центрах неизбежно жили представители разных племён, а в «торжках» – и вовсе разных народов. Естественно, выходцы из одних мест, близкие по крови, обычаям и языку, тянулись друг к другу, старались селиться рядом. Вот и получалось, что город с его кремлём и посадом при своём возникновении включал в себя не одно поселение, а сразу несколько – и притом весьма разношёрстных. Классический пример тому – Новгород.


Панорама древнего Новгорода.
X век

  Последними исследованиями историков и археологов установлено, что каждый новгородский конец первоначально был самостоятельным поселением. Через реку друг от друга жили ильменские словене, кривичи и два финно-угорских народа – меряне и чудь. Каждое поселение имело свою непростую структуру, каждое само по себе было совокупностью родовых гнёзд. По-видимому, в конце IХ века созрела необходимость действовать заодно. Не исключено, что «помогла» в этом и какая-то внешняя сила, а может быть, необходимость с такой силой бороться. Недаром на территории первоначальной Новгородской крепости находилось то, что всех объединяло: святилище, кладбище, вечевая площадь. «Политическое» объединение со временем привело и к физическому слиянию. Но ещё столетия спустя внутренняя организация каждого конца хранила память о прежней родовой общине. А вместо привычного нам «Новгорода» звучало «Новый Город», и жители именовали себя «новОгородцами». Город был «новым» по отношению к своим концам, бывшим посёлкам. (Заметим, что эту точку зрения разделяют отнюдь не все современные археологи. Многие настаивают, в частности, что город был «новым» по отношению к более древнему поселению, известному как Рюриково Городище. Впрочем, споры на тему о том, по отношению к чему именно Новгород был «новым» – может быть, к Старой Ладоге? или Старой Руссе? – не ослабевают уже которое десятилетие…)

  В любом случае, выражаясь по-современному, древние города были своеобразными федерациями.

  В заключение отметим, что членение на концы, вполне подобные славянским, прослежено учёными у немалого числа старинных городов Азии, Африки и Европы. И всюду отчётливо выступает их связь с древнейшими родовыми отношениями. Ничего удивительного: ведь такие отношения были, да и остаются, общими для всего человечества. Вот только задирать прохожего из-за того, что он забрёл «не на свою улицу», «не в свой конец», современному человеку вряд ли годится.

автор статьи М. Семенова

  

Десятинный рв в Великом Новгороде

В 2008 г. были проведены масштабные исследования в северо-западной части средневекового Новгородского «Людина Конца» недалеко от Рождественского Десятинного монастыря. Четыре задействованные траншеи имели общую площадь 3400 м2, и исследования проводились на уровнях с 10 по 17 века.

Хотя культурный слой в Десятинном рве по новгородским меркам был не очень толстым — около 2-2,5 м —, он дал богатый материал для нашего изучения того периода в той части города, которая впервые заселилась и заселилась в конец 10 и 11 вв.

Он важен еще и потому, что дал материал, касающийся топографии и планировки владений, особенностей материальной культуры XII–XIV вв. Коллекция артефактов с этого сайта составила около 7000 находок.

В районе раскопок было исследовано более 30 владений площадью от 300 до 800 м2 с 12 по начало 15 века. Они находились по сторонам двух улиц Добрыни и Волосовой, первое упоминание о которых в письменных источниках датируется 1130–1160 годами.

В конце 10 века рассматриваемая территория была разделена на прямоугольные участки дренами, пропущенными в естественную почву. Они были проложены вдоль грунтовых дорог, которые вели на запад от городища на берегу реки Волхов, составлявшего ядро ​​будущего города Людин Конец. Первоначальные участки по каким-то причинам не использовались, и в течение нескольких лет территория представляла собой не более чем пашню. Борозды в естественной почве и вспаханном слое прослеживаются на всем раскопе. В культурном слое обнаружены ручная и ранняя точеная керамика, наконечник от деревянного плуга, арабские монеты, стеклянные бусы, поясные пластины и амулет из медвежьего клыка.

В 1020-х годах возле улицы Волосова было возведено сложное сооружение, которое можно сравнить с темницей или тюрьмой. Подземная часть этого сооружения сохранилась в виде котлована диаметром 5 м и глубиной 3 м с остатками строения из вертикальных досок. В 1030-х годах его заменило бревенчатое строение квадратной формы размером 230х240 см, сохранившееся до высоты 28–30 бревенчатых рядов. Внизу имелись две скамейки и уборная в виде ямы. Похоже, что темница существовала около 20 лет.

Во второй половине XI в. территория была разделена плетением на участки под сады и наделы. В одном из них уцелело несколько десятков стволов яблонь. В этом слое найдены западноевропейские монеты, поясные украшения, кресты, лопаты и косы.

В начале 12 века улицы впервые были вымощены деревом, а промежутки между улицами были заняты владениями, отделенными друг от друга частоколом. В отложениях XII века было обнаружено пять уровней сооружений и дорог, существовавших около 100 лет и в которых был сконцентрирован весьма репрезентативный набор находок. Во всех владениях XII в. отмечены следы различных ремесел.

В начале 13 века исследуемая территория пришла в запустение. Появление собственности подошло к концу, и улицы также перестали использоваться. Освободившуюся территорию заняли огороды. Лишь в конце 13 века на месте прежних улиц были проложены новые деревянные мостовые. Вдоль этих дорог вновь возникали владения с многочисленными постройками, а при раскопках были получены значительные коллекции артефактов. Остатки мостовых и бревенчатых построек прослеживались в жилых ярусах вплоть до начала 15 века.

Об особом статусе тех, кто жил в раскопанных владениях, свидетельствует множество монет и свинцовых печатей, собранных в этом районе. Среди монет 12 серебряных дирхемов различных династий Арабского халифата VIII–X вв. и 51 западноевропейский денарий конца X–XI вв.

Европейские монеты представлены двумя кладами XI века, состоящими соответственно из 23 и 4 монет, а также из 24 одиночных денариев. Первый клад содержал 22 немецких денария, в основном из Саксонии и Фрисландии, и один датский денарий. Второй содержал монеты из Фрисландии, Саксонии и Нижней Лотарингии. Среди отдельных монет были денарии из различных германских государств, датируемые второй и третьей четвертями XI века и имитации последних, английские пенни конца X и начала XI веков и скандинавские (?) имитации английских монет. . Чешская монета, найденная в одном из таких кладов, времен правления Болеслава II и датируемая концом X века, была первой в своем роде, найденной в Новгороде.

Коллекция печатей насчитывала 70 единиц хранения: 59 средневековых русских печатей XI-XV вв., 8 бланков и 3 византийских печати XII в., а также около 380 русских, домонгольских свинцовых печатей и пять западноевропейских купеческих печати 15-16 веков. Среди печатей было 15 булл, отштампованных с использованием новых матриц.

Необычайно высокая концентрация тюленей свидетельствует о вовлечении местных жителей в XII в. в торговые операции, связанные с доставкой в ​​Новгород шкур пушных зверей из дальних лесов Русского Севера. Западноевропейские купеческие печати свидетельствовали о том, что Новгород вел торговлю со странами Европы, откуда ввозил различные виды тканей — в основном тонких и дорогих сортов.

Уровни 15-го, 16-го и 17-го веков в траншее оказались сильно нарушены последующей деятельностью, но они содержали богатый набор материалов.

П.Г. Гайдуков, О.М. Олейников и Н.Н. Фараджева

Преображенская церковь — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Новгород Великий, Северо-Запад, Россия

Церковь Преображения Господня на улице Ильина находится в дальнем конце торгового квартала Великого Новгорода (Новгорода Великого). Он представляет исключительную культурную ценность для России, так как только в этом храме сохранились подлинные фрески великого русского иконописца Феофана Грека.

Первая деревянная церковь на этом месте появилась в 1103 году, но из-за частых пожаров ее часто перестраивали. Нынешний одноглавый каменный храм датируется 1374 годом. Деньги на храм собирали жители улицы Ильина, главной улицы Словенского края.

Феофан Грек — один из трех выдающихся русских иконописцев, в том числе Андрея Рублева и Дионисия. Он родился в Константинополе в 1340 году, в годы заката Византийской империи. В возрасте 30 лет он приехал в Россию, где поселился в Великом Новгороде. Именно там его и прозвали Греком.

Фрески «Святые праотцы» в Троицком приделе Спасо-Преображенского храма, автор Феофан Грек

Фреска Спас в Преображенском храме – выдающийся шедевр монументальной живописи Феофана Грека

Троицкий Спасо-Преображенский придел Церковь — здесь все стены расписаны собственноручно Феофаном Греком

В 1378 году артель Феофана Грека получила заказ на роспись церкви Преображения на Ильиной улице от богатого новгородского боярина Василия Даниловича. Самым известным произведением Феофана Грека является монументальная фреска Христа Вседержителя на куполе храма. Сохранилось также множество фресок, написанных самим Феофаном Греком, на клиросах Троицкого придела, а также у входа в храм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *