Норманская теория
Норманская теория (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. В российской и советской историографии норманизму традиционно противопоставляется антинорманизм (обе концепции как отдельные существуют только в России/СССР/постсоветских странах, за рубежом обе считаются политизированными, в той или иной степени отрицающими полиэтническое происхождение и взаимовлияние культур славян, тюрок, алан, финно-угров, скандинавов, других этносов времени становления Древнерусского государства и поэтому ненаучными, и работы зарубежных учёных только ошибочно называются «антинорманистскими», даже если они подтверждают отдельные тезисы антинорманистов.).
Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси.
Аргументы норманистов
Древнерусские летописи
В 862 г. для прекращения междоусобиц племена восточных славян (кривичи и ильменские словене) и финно-угров (весь и чудь) обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол (см. статью Призвание варягов, Русь (народ) и Рюрик). Откуда призвали варягов, летописи не сообщают. Можно примерно локализовать местожительство Руси на побережье Балтийского моря («из-за моря», «путь к варягам по Двине»). Кроме того, варяги-русь ставятся в один ряд со скандинавскими народами: шведами, норманнами (норвежцами), англами (датчанами) и готами (жители о. Готланд — совр. шведы):
И сказали себе словене: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». |
Более поздние летописи заменяют термин варяги псевдоэтнонимом «немцы», объединяющим народы Германии и Скандинавии.
Летописи оставили в древнерусской транскрипции список имён варягов-руси (до 944 года), большинство отчётливой древнегерманской или скандинавской этимологии. В летописиу поминаются следующие князья и послы в Византию в 912 году: Рюрик (Rorik), Аскольд, Дир, Олег (Helgi), Игорь (Ingwar), Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн,Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид. Имена князя Игоря и его жены Ольги в греческой транскрипции по синхронным византийским источникам (сочинениям Константина Багрянородного) фонетически близко стоят к скандинавскому звучанию (Ингор, Хелга).
Первые имена со славянскими или иными корнями появляются лишь в списке договора 944 года, хотя вожди западно-славянских племён с начала IX века известны под отчётливо славянскими именами.
Письменные свидетельства современников
Письменные свидетельства современников о руси перечислены в статье Русь (народ). Западноевропейские и византийские авторы IX—X веков идентифицируют русь как шведов,норманнов или франков. За редким исключением арабо-персидские авторы описывают русов отдельно от славян, помещая первых вблизи или среди славян.
Важнейшим аргументом норманской теории является сочинение византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (949 г.), где приводятся названия днепровских порогов на двух языках: росском и славянском, и толкование названий на греческом.
Таблица названий порогов: | |||||
Славянское название | Перевод на греческий | Славянская этимология | Росское название | Скандинавская этимология | Название в XIX веке |
Эссупи | Не спи | 1. 2. Уступи (уступы) | — | 1. — 2. др.-шв. Stupi : водопаду (дат.п.) | Старо-Кайдацкий |
Островунипрах | Островок порога | Островъныи прагъ | Улворси | др.-шв. Holmfors: островному порогу (дат.п.) | Лоханский и Сурский пороги |
Геландри | Шум порога | — | — | др.-шв. Gaellandi: громкий, звенящий | Звонец, в 5 км от Лоханского |
Неасит | Гнездовье пеликанов | Неиасыть (пеликан) | Аифор | др.-шв. Aeidfors: водопад на волоке | Ненасытецкий |
Вулнипрах | Большая заводь | Вълньныи прагъ | Варуфорос | др.-исл. Barufors: порог с волнами | Волнисский |
Веручи | Кипение воды | Вьручии(кипящий) | Леандри | др. | Не локализован |
Напрези | Малый порог | 1. На стрьзи (на стрежне) 2. Порожний, напрасный | Струкун | др.-исл. Strukum: узкой части русла реки (дат.п.) | Лишний или Вольный |
При этом Константин сообщает, что славяне являются «данниками» (пактиотами — от лат. pactio «договор») росов. Этим же термином характеризуются сами же росские крепости, в которых жили росы.
Археологические свидетельства
Арабский путешественник Ибн Фадлан в деталях описал обряд захоронения знатного руса сжиганием в ладье с последующим возведением кургана. Данное событие относится к 922 году, когда согласно древнерусским летописям русы ещё разделялись от подвластных им славян. Могилы такого типа обнаружены под Ладогой и более поздние в Гнёздове. Способ захоронения вероятно возник в среде выходцев из Швеции на Аландских островах и позднее с началом эпохи викингов распространился на Швецию, Норвегию, побережье Финляндии и проник на территорию будущей Киевской Руси.
Предметы скандинавского происхождения найдены на всех торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI вв. происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси. Известно так же около 100 находок граффити в виде отдельных рунических знаков и надписей.
В 2008 году на Земляном городище Старой Ладоги археологами обнаружены предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола, возможно позднее ставшее символическим трезубцем — гербом Рюриковичей. Похожее изображение сокола отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941 гг.).
При археологических исследованиях слоев IX—X веков в Рюриковом городище обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды викингов, обнаружены предметы скандинавского типа (железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка валькирии и др. ), что свидетельствует о присутствии выходцев из Скандинавии в Новгородских землях во времена зарождения русской государственности.
Возможные лингвистические доказательства
Целый ряд слов древнерусского языка имеет доказанное древнескандинавское происхождение. Существенно, что проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, слова бытовые и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова: варяги, колбяги, тиун, стяг, пуд, якорь, ябедник, кнут, голбец и другие.
История теории
Иван Васильевич часто хвастал, что предки его не русские, как бы гнушаясь своим происхождением от русской крови. Это видно из слов его, сказанных одному англичанину — золотых его дел мастеру. Отдавая слитки для приготовления посуды, царь велел ему хорошенько смотреть за весом. «Русские мои все воры, — сказал он. — Я не русский, предки мои германцы». Дж. Флетчер, 1591 |
Впервые тезис о происхождении варягов из Швеции выдвинул король Юхан III в дипломатической переписке с Иваном Грозным. Развить эту мысль попытался в 1615 году шведский дипломат Пётр Петрей де Ерлезунда в своей книге «Regin Muschowitici Sciographia». Его почин поддержал в1671 году королевский историограф Юхан Видекинд в «Thet svenska i Ryssland tijo åhrs krijgs historie». По мнению В. Меркулова, большое влияние на последующих норманистов оказала «История шведского государства» Олафа Далина.
Широкую известность в России норманская теория получила в 1-й половине XVIII века благодаря деятельности немецких историков в Российской Академии наук Готлиба Зигфрида Байера (1694—1738), позднее Герарда Фридриха Миллера, Штрубе-де-Пирмонта и Августа Людвига Шлёцера.
Против норманской теории, усмотрев в ней тезис об отсталости славян и их неготовности к образованию государства, активно выступил М. В. Ломоносов, предложив иную, не скандинавскую идентификацию варягов. Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение). Один из первых русских историков середины XVIII века В. Н. Татищев, исследовав «варяжский вопрос», не пришёл к определённому выводу относительно этнической принадлежности призванных на Русь варягов, но предпринял попытку объединения противоположных воззрений. По его мнению, основанному на «Иоакимовской летописи», варяг Рюрик происходил от норманского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины Гостомысла.
Норманскую версию принял Н. М. Карамзин. В свою очередь, С. М. Соловьев, признавая происхождение первых князей и дружины норманскими, в целом оценивал их влияние как незначительное. Двумя наиболее видными представителями антинорманистского направления были С. А. Гедеонов и Д. И. Иловайский. Первый считал русов балтийскими славянами — ободритами, второй, наоборот, подчёркивал их южное происхождение.
Советская историография, после некоторого перерыва в первые годы после революции, вернулась к норманнской проблеме на государственном уровне. Основным аргументом был признан тезис одного из основоположников марксизма Фридриха Энгельса о том, что государство не может быть навязано извне, дополненный официально пропагандируемой в то время псевдонаучной автохтонистской теорией лингвиста Н. Я. Марра, отрицавшей миграции и объясняющей эволюцию языка и этногенез с классовой точки зрения. Идеологической установкой для советских историков стало доказательство тезиса о славянской этнической принадлежности племени «русь». Характерные выдержки из публичной лекции доктора исторических наук Мавродина, прочитанной в 1949 году, отражают состояние дел в советской историографии сталинского периода:
Естественно, что «учёные» прислужники мирового капитала стремятся во что бы то ни стало опорочить, очернить историческое прошлое русского народа, принизить значение русской культуры на всех этапах её развития. |
Советская историческая наука, следуя указаниям Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, положив в основу замечания товарищей Сталина, Кирова и Жданова на «Конспект учебника по Истории СССР», разработала теорию о дофеодальном периоде, как периоде зарождения феодализма, и о варварском государстве, возникающем в это время, и приложила эту теорию к конкретным материалам истории русского государства. Таким образом уже в теоретических построениях основоположников марксизма-ленинизма нет и не может быть места норманнам как создателям государства среди «диких» восточно-славянских племён.
Историк и археолог Б. А. Рыбаков многие годы представлял советский антинорманизм. С 1940-х годов он отождествлял русов и славян, помещая первое древнеславянское государство, предшественника Киевской Руси, в лесостепь Среднего Поднепровья.
В 1960-е годы «норманисты» вернули позиции, признавая существование славянского протогосударства во главе с русью до прихода Рюрика. И. Л. Тихонов называет одну из причин, почему в 1960-е годы многие становились норманистами:
…отход от научного официоза воспринимался и как своего рода «научное диссидентство», фронда, а это не могло не привлекать молодых людей, политическое диссидентство которых ограничивалось чтением Гумилева и Бродского, распеванием песен Галича, да анекдотами про Брежнева […] Некоторая оппозиционность вполне устраивала нас и создавала некий ореол вокруг участников «Варяжского семинара» |
Предметом дискуссии стала локализация объединения русов с каганом во главе, получившего условное название Русский каганат. Востоковед А. П. Новосельцев склонялся к северному расположению Русского каганата, в то время как археологи (М. И. Артамонов, В. В. Седов) помещали каганат на юге, в районе от Среднего Поднепровья до Дона. Не отрицая влияния норманнов на севере, они всё же выводят этноним Русь из иранских корней.
Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухиным была создана концепция возникновения Древнерусского государства, раскрывающая важную роль скандинавских торговых дружин в катализации социального расслоения и развития общества восточнославянских и финских народов. Данная концепция, признавая варягов скандинавами, а раннюю русь выходцами из Скандинавии, отличается от классического норманизма умеренностью в оценки роли скандинавов и комплексным рассмотрением имеющихся археологических, лингвистических и письменных источников. Призвание Рюрика на княжение рассматривается как фольклорное отражение договорных отношений (древнерусский термин «ряд») между племенной знатью восточных славян и финнов с одной стороны и варяжской дружиной во главе с князем — с другой стороны.
Антинорманская и норманская теория кратко о главном и сути происхождения Древнерусского государства
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 241.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 241.
Над вопросом о возникновении Руси ученые ломают головы уже около 300 лет. Еще до появления в Российской империи первых исторических факультетов сформировались норманская и антинорманская теории. Сторонники этих теорий, норманисты и антинорманисты, спорят о кто был основателем первого восточнославянского государства в 862 году, варяги-скандинавы или сами славяне.
Кратко о норманской теории
Создателем норманской теории происхождения Древнерусского государства был работавший в Российской академии наук немецкий историк Байер Готлиб Зигфрид.
Рис. 1. Норманская теория Миллер.Байер не знал русского языка. В России он работал с 1725 по 1736 год. Он был сотрудником кафедры со специализацией на восточных языках. Среди таковых были санскрит, китайский, монгольский, калмыцкий, маньчжурский. При жизни его труды не встретили критики со стороны Российских ученых. Его точка зрения на участие скандинавов в создании Древнерусского государства не была такой уж и уникальной. Ранее, в XVII веке похожие взгляды высказывали шведские дипломаты и историографы. К таковым относились:
- Шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда.
- Шведский историк Юхан Видекинд.
- Историк Олаф Далин, Автор книги “История шведского государства”
Критика норманской теории началась в 1749 году. Историков да и просто ученых тогда в России было немного, поэтому основным полемистом стал Михаил Ломоносов. Он сам окончил Марбургский университет в Гессене на территории современной Германии. Его оппонентом в полемике вокруг происхождения Древнерусского государства стал историк немецкого происхождения Герхард Фридрих Миллер, который родился в Вестфалии и работал в Российской империи с 1725 по 1783 год.
Труд Миллера назывался “Происхождение народа и имени российского”. Напечатан он был только 1768 году, после смерти Ломоносова, который стал автором “Древней Российской истории”.
Главные идеи норманистов с XVIII века следующие:
- Мирный характер призвания варягов восточными славянами в 862 году.
- Рюрик и его братья (Синеус и Трувор) были варяги-скандинавы.
- Слово “Русь” имеет шведское происхождение.
- Имена первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга) имеют скандинавское происхождение.
- До прихода варягов восточные славяне были отсталыми и не могли создать собственного государства.
Миллер продуктивно работал в России, организовал главный Московский архив и исследовал Сибирь. По итогам путешествия он напечатал “Описание Сибирского царства”.
Рис. 2. Михаил Ломоносов.Суть антинорманизма
В своей работе “Древняя Российская история” Михаил Ломоносов развивал мысль об ошибочности норманской теории. Рюрика он считал не скандинавом, а представителем полабских славян с юго-западного берега Балтийского моря. Ломоносовская теория этногенеза славян получила название “сарматская”. Аланов он считал славянами, а не предками ираноязычных осетин. К славянам он относил еще и балтов, то есть предков современных латышей и литовцев.
Противники норманской теории имеют следующие аргументы:
- К 862 году у восточных славян уже существовали органы власти, которые можно считать прообразом государственных институтов – князь, вече и дружина.
- Приглашение иноплеменника на роль князя было показателем готовности к формированию государства.
- Племенные союзы сложились вокруг Киева и Новгорода еще до Рюрика.
- К сплочению восточнославянские племена подталкивала внешняя угроза, например, Хазария.
- Варяги дали восточным славянам правящую династию и быстро ассимилировались.
- Синеус и Трувор, скорее всего, вымышленные братья Рюрика.
- Археологические данные говорят о том, что элементы скандинавской культуры практически исчезли к началу XI века.
Дело Ломоносова в XIX веке продолжили историки-славянофилы – Дмитрий Иловайский и Степан Гедеонов. С середины XX века, по мере развития археологии, число сторонников антинорманизма выросло. К таковым относились академик Борис Рыбаков историк Андрей Сахаров.
Что мы узнали?
Дискуссия по вопросу о создании Древнерусского государства и участии в этом представителей скандинавского этноса идет с середины XVIII века. Аргументация норманистов и антинорманистов менялась по мере развития исторической науки и, особенно, археологии.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Надежда Шандровская
10/10
Оценка доклада
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 241.
А какая ваша оценка?
Крестный отец UX: Дон Норман и дизайн, ориентированный на пользователя
Сегодня мы воспринимаем аббревиатуру UX как должное. Но концепция дизайна, ориентированного на пользователя, когда-то была маргинальной и причудливой.
Первым человеком, занявшим должность, в названии которой было указано «Взаимодействие с пользователем», был Дон Норман, придумавший ныне вездесущий термин, когда работал в Apple в середине 90-х. Книга Нормана 1988 года «. Дизайн повседневных вещей » остается своего рода библией UX, рекламируя итеративную разработку и беспроблемные отношения между пользователем и объектом.
Но кто этот человек и что такое ориентированный на пользователя дизайн?
Истоки дизайна, ориентированного на пользователя: одиссея Дона Нормана в 80-х годах от профессора до гуру дизайна
«Я путешествую по миру и постоянно сталкиваюсь с новыми объектами.
Откуда мне знать, как их использовать?»
— Don Norman
Формально говоря, Дон Норман — когнитивист и инженер по юзабилити (однажды он был награжден медалью Бенджамина Франклина в области компьютерных и когнитивных наук). С практической точки зрения, большая часть работы его жизни связана с исследованиями и пропагандой дизайна, ориентированного на пользователя.
В настоящее время Норман занят в качестве соучредителя и почетного директора Nielsen Norman Group, самопровозглашенной «элитной» исследовательской и консалтинговой фирмы, занимающейся исследованиями пользовательского опыта. Он также был замечен на TED, говорящим о беспокойстве и удовольствии в творческом процессе и о том, почему хороший дизайн делает нас счастливыми.
Норман изучал электротехнику и математическую психологию в Массачусетском технологическом институте и Пенсильванском университете соответственно. Затем он начал свою карьеру в качестве еще одного скромного академика, доцента Калифорнийского университета в Сан-Диего (UCSD), где он основал Институт когнитивных наук.
В 1981 году он вызвал большой резонанс, написав в авторитетном журнале Datamation о том, что у Unix ужасный пользовательский интерфейс. Этот изящный кусочек полемики позиционировал его как общественного деятеля, борющегося за конечного пользователя, роль, которую он сохраняет по сей день.
Через несколько лет после ликвидации Unix, во время творческого отпуска в отделе прикладной психологии Кембриджского университета, Норман озарился дизайном, и его идеи о пользовательском опыте стали значительно более глубокими и целостными.
Катализатором стала унизительная встреча Нормана со знакомыми, но незнакомыми британскими кранами, дверями, выключателями и другими повседневными предметами, которые, как ему казалось, он освоил в детстве. Соответственно наказанный, он был вынужден рассмотреть «воспринимаемую возможность» (или элементарную связь) между пользователем и используемым предметом; другими словами, «как мы [управляемся] в мире, состоящем из десятков тысяч объектов».
Норман убедительно изложил свою философию ориентированного на пользователя дизайна в «Дизайн повседневных вещей 9».0006 . 25 лет спустя, в 2013 году, он выпустил переработанную, расширенную версию с примерами, более актуальными для цифровой эпохи.
В трактате Нормана представлены тематические исследования объектов, с которыми мы взаимодействуем каждый день на Земле, от дверных ручек до компьютеров и телефонов. Он показывает, как выглядит хороший и плохой дизайн на широком спектре устройств, предлагая нам подумать обо всем ежедневном «пользовательском опыте», который мы считаем само собой разумеющимся, и почему одни вещи нас удовлетворяют, а другие заставляют хотеть их разбить.
Дизайн повседневных вещей мгновенно стал классикой после выпуска и во многом остается центральным элементом долгой карьеры Нормана. Потрепанные, потрепанные экземпляры книги украшают офисную библиотеку многих творческих профессионалов, предлагая простые, полезные принципы, применимые к широкому спектру дизайнерских проектов.
Обнаруживаемость, понимание и многое другое: UX и
Дизайн повседневных вещейИсследуя тактильное и когнитивное взаимодействие между объектом и пользователем, Норман сформулировал новые идеи о том, как можно объединить общение между ними для улучшения опыта. использования объекта.
Такой подход к дизайну аккуратно отодвигает на второй план вопрос внешней привлекательности, повсеместно раздражая надменных эстетов. Для Нормана самое важное в повседневных вещах — это то, насколько хорошо они служат пользователю, а не их декоративная ценность (т. е. форма следует за функцией).
В самом начале Дизайн повседневных вещей Норман выдвигает идею о том, что двумя наиболее важными компонентами хорошего дизайна являются возможность обнаружения и понимания.
Прежде всего, мы должны быть в состоянии «открыть» или воспринять причину существования объекта и то, что он может и сможет сделать для нас. Затем нам нужно «понять» это; другими словами, быть в состоянии выяснить, как работает эта вещь и для чего предназначены все ее составные части.
Норман описывает фундаментальные принципы взаимодействия с объектами: аффордансы, означающие, отображение, обратная связь и концептуальные модели.
Обозначения — это видимые знаки или звуки, которые сообщают пользователю значение. Они указывают, что происходит, что можно сделать и/или можно предпринять альтернативные действия.
Несколько примеров: двери с надписью «Нажми» на них; отсутствие толпы на платформе станции метро, что указывает на то, что поезд только что ушел; или следы на снегу.
В идеале эти принципы должны быть оптимизированы в соответствии с потребностями пользователей, работая вместе, чтобы обеспечить пользователям приятные впечатления. В этом, как предполагает Норман, и состоит «великолепный дизайн».
Дизайн повседневных вещей также представил концепцию «Семи этапов действия» на сцене разработки продукта.
Норман выделяет семь этапов проектирования продукта от начала до конца. Четыре стадии составляют выполнение, а три стадии составляют действие, как показано ниже:
формирование цели-> формирование намерения-> задание действия-> выполнение действия-> восприятие состояния мира-> интерпретация состояния мира-> оценка результата
На случай, если вы вышли из зоны Проходя через этот поток, суть семи этапов заключается в устранении неполадок, чтобы продукт работал интуитивно и давал результаты, понятные пользователю.
Это основной контрольный список для дизайнеров, чтобы убедиться, что у них нет слишком большой пропасти выполнения, в этом случае пользователю приходится слишком много думать и отвлекаться от намеченной задачи, или слишком большой пропасти оценки, в в этом случае результат генерируется объектом/системой/пользовательским интерфейсом/и т.д. непонятно или не соответствует ожиданиям пользователей.
Норман выступает против традиционных процессов линейного проектирования, выступая за итеративную разработку.
Пользователи участвуют в процессе исследований и разработок, что позволяет разработчику определить контекст использования и, следовательно, требования пользователя. Оттуда проектные решения могут быть предложены и оценены в соответствии с требованиями пользователя. Эти четыре этапа повторяются итеративно до тех пор, пока не будет найдено проектное решение, отвечающее потребностям пользователя на желаемом уровне.
Помимо практических соображений эффективности, Норман также исследует эмоциональную составляющую взаимодействия с пользователем. Он утверждает, что эмоции — это «система обработки информации в голове, определяющая, что хорошо, а что плохо, безопасно или опасно, и в большинстве случаев она имеет приоритет над познанием».
Это означает, что продукт должен быть не только «эффективным», но и аффективным — стимулировать эмоциональную вовлеченность пользователя и поддерживать его самооценку, социальную жизнь и желаемое психическое состояние (т. е. не раздражаться). на вещь, которую вы построили).
Эта захватывающая, широко важная концепция исследована более подробно в одной из других книг Нормана, Эмоциональный дизайн .
Пара критических замечаний по дизайну, ориентированному на пользователя, просто на всякий случай.
Не пытаясь лопнуть здесь какие-либо пузыри в форме Дона Нормана, но стоит отметить, что у ориентированного на пользователя дизайна есть свои недоброжелатели.
Одним из распространенных аргументов против принципов Нормана является их предполагаемая недальновидность и отсутствие воображения типа «большая идея».
Неггинг всегда происходит примерно так: дизайн, ориентированный на пользователя, работает на основе глубокого, современного исследования готовой публики и ее существующих рутин и желаний, что здорово и все такое, но это означает, что вы не можете задействуйте будущие возможности любым радужным, меняющим правила игры способом. А как насчет публики через десять лет и формы рынка после массового внедрения той или иной технологии?
Еще один антинорманнский аргумент касается моральных и экологических последствий создания вещей, ориентированных на пользователя. Когда «пользователь прав», а задача дизайнера состоит просто в том, чтобы предоставить максимально привлекательный опыт без трения, без бремени учета экологических издержек или просвещения общественности, призрак чрезмерного расточительства поднимает голову.
Кроме того, оптимизация продукта (то есть устранение препятствий для обучения) может привести к отсутствию понимания истинной внутренней работы указанного продукта, что приведет к «отуплению» поведения пользователя. Следовательно, полностью функциональные продукты могут быть брошены на свалку, когда они перестанут вызывать сочувствие пользователей в соответствии с причудами дня.
Хотя эти критические замечания вполне обоснованы, дизайн, ориентированный на пользователя, остается незаменимым и доминирующим по ряду причин.
Для стартапов итеративная методология Нормана «маленький шаг» — это именно то, что доктор прописал для быстрого создания эффективного и пригодного для использования продукта. Многие из нас просто не умеют мыслить на межзвездном уровне longue durée , как Илон Маск или Билл Гейтс. Нет ничего принципиально плохого в желании создать отличный инструмент для дискретного набора задач, который приносит реальную пользу пользователям здесь и сейчас.
Моралистическому возражению дизайну, ориентированному на пользователя, также можно противопоставить множество примеров дизайна, ориентированного на пользователя, приносящего пользу в мире. Возьмем, к примеру, Interaction Design Foundation, датскую неправительственную/независимую некоммерческую организацию, которая стремится донести обучение UX-дизайну на уровне Лиги плюща до глобальной аудитории по дешевке. При поддержке Стэнфорда, IBM и других тяжеловесов, курсовые работы фонда с открытым исходным кодом экспортируют датскую модель бесплатного образования для поощрения социальной мобильности посредством дизайна во всем мире.
Почему дизайн, ориентированный на пользователя, важен для стартапов?
Во время презентации продукта 90-х годов Стив Джобс продемонстрировал дизайн, ориентированный на пользователя, отвечая на печально известную атаку хекла. После некоторого напряженного сжимания бутылки с водой и задумчивого взгляда на свои 501-е Levi’s с индивидуальной заплатой, он говорит:
«Вы должны начать с обслуживания клиентов и вернуться к технологиям, а не наоборот».
Для Джобса не имело смысла заставлять руководителей отдела маркетинга «садиться с инженерами и выяснять, какие потрясающие технологии у нас есть и как мы собираемся продвигать их на рынок».
Взгляните также на горячую перепалку между одним из основателей Apple, программистом/инженером Стивом Возняком и Джобсом в фильме Майкла Фассбиндера «, Стив Джобс, ». Это полностью выдумка, но она довольно хорошо иллюстрирует философию Джобса в реальной жизни. Джобс, возможно, был безжалостным капитаном индустрии (особенно в этом фильме), но он знал, что должен направить хороший корабль Apple к человечеству, а это означало спуститься и разрабатывать для людей их уровня.
У Возняка были мозги, у Джобса были мускулы; они заработали много денег.
Это правда, что Стив Джобс и компания. были очень, очень талантливы, но их действия также были весьма своевременными, и они очень выиграли от деловой среды 80-х и 90-х годов, длительного компьютерного бума, когда открывались большие возможности для использования. Тогда, конечно, была конкуренция, особенно в середине и конце 90-х, но в наши дни конкуренция в погоне за потребительскими деньгами экспоненциально жестче (спасибо, Интернет).
Тем не менее, достоинства принципов проектирования, ориентированных на пользователя, остаются прежними. Повторим еще раз (не могу удержаться), дизайн, ориентированный на пользователя, по-прежнему отлично подходит для небольших команд, потому что он действительно экономный и позволяет вам разрабатывать свой продукт в соответствии с идентифицируемыми потребностями пользователей.
Прежде чем тратить деньги на разработку чего-либо, вы должны сначала определить, хочет ли кто-нибудь, чтобы это существовало. Следя за потенциальными пользователями и определяя характер их проблемы, вы также развиваете чувство сопереживания, которое, в свою очередь, дает информацию о вашей способности разработать решение с их точки зрения.
Дизайн, ориентированный на пользователя, играет на сильных сторонах маленького человека. Это позволяет вашему бизнесу избавиться от небольшой проблемы, используя вневременные принципы психологии, познания, действия, эмоций и взаимодействия, решая отдельные проблемы, которые другие компании могут быть слишком большими, отвлеченными или поставленными в свои задачи. способы выявления и/или адекватного решения.
Если вы не Apple, Microsoft или какой-либо другой гигант с большими карманами, очень важно знать, будет ли продукт использоваться, и лучший способ сделать это — поговорить с людьми.
В конце концов, как отмечает Норман в книге «Дизайн повседневных вещей» , самые радикальные инновации терпят неудачу или принимаются годами, в то время как постепенные инновации сравнительно быстро находят более широкое применение.
Наблюдение за данными, создание персон на основе поведения пользователей, сбор отзывов и повторное итеративное тестирование — само по себе не совсем то, что меняет мир. Но, эй, если Дон Норман и научил нас чему-то, так это тому, что все мелкие детали имеют большое значение.
Норман Фэйрклаф: теория и дискурс
Вы верите всему, что читаете? Или вы думаете, что важно критически относиться к тому, что нам говорят? Если вы считаете важным быть критическим, вы, вероятно, согласитесь с теорией Нормана Фэйрклафа. Фэрклаф заявил, что дискурс (письменный, устный или визуальный язык) часто используется для создания или поддержания структур власти в обществе. Он представил свой подход к критическому анализу дискурса как способ выделить и выявить случаи использования языка таким образом.
Эта статья познакомит вас с Норманом Фэйрклафом и его основной теорией, объяснит, что такое критический анализ дискурса (CDA), и предоставит пример того, как проводить CDA.
Норман Фэйрклаф
Норман Фэйркло (1941-настоящее время) — британский профессор лингвистики и английского языка. Работа Фэйрклафа оказала большое влияние в области языка и власти, и он широко известен как пионер критического анализа дискурса (CDA). CDA — это метод, используемый для анализа роли дискурса в построении знаний, идеологии и власти.
Дискурс = Дискурс относится к любому устному, письменному или визуальному языку. Согласно Фэйрклафу, термин «дискурс» может использоваться для установления связи между языком и обществом в целом.
Фэйрклаф считает, что язык является формой социальной практики. Это означает, что язык — это больше, чем просто словарный запас и грамматика; это жизненно важная часть жизни людей, и ею обычно занимается большинство членов общества. Из-за этого убеждения на работу Фэйркло повлияли лингвистическая теория (включая работы Майкла Холлидея) и социальная теория (включая работы Мишеля Фуко).
Вскоре мы рассмотрим анализ критического дискурса, но сначала давайте рассмотрим теорию Фэйрклафа.
Теория Нормана Фэйрклафа
Фэйркло наиболее известен своими теориями взаимоотношений между языком, властью и обществом.
Язык и сила Нормана Фэйрклафа
В его книге Язык и сила (1989) Фэйрклаф исследовал, как язык пересекается с социальными структурами власти, предположив, что его можно использовать для создания, изменения и поддержания властных отношений в современном обществе.
Теория языка и власти Фэйрклафа основана на теории дискурса Мишеля Фуко, которая предполагает, что власть вездесуща и поддерживается и понимается посредством «принятого знания».
Фэйрклаф интересовался тем, как язык используется для создания этих знаний, и часто использовал политические речи, чтобы подчеркнуть свою теорию. В Language and Power (1989), он критически проанализировал выступления Маргарет Тэтчер (экс-премьер-министр Великобритании в 1979-1990 гг. ), чтобы увидеть, как Тэтчеризм стал новым «здравым смыслом» (т.е. общепринятым знанием и идеологией) в ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Тэтчер хотела спровоцировать отход от социалистических идеалов послевоенной Британии к капиталистической экономике свободного рынка.
Взгляните на следующую речь. Как, по-вашему, Тэтчер использовала язык, чтобы дать себе возможность построить новый «здравый смысл»?
Ваша работа, работа бизнеса, заключается в том, чтобы подготовиться к использованию возможностей, которые предлагает единый рынок, насчитывающий почти 320 миллионов человек.
Только подумайте, какая это перспектива. Единый рынок без барьеров — видимых или невидимых — дающий вам прямой и беспрепятственный доступ к покупательной способности более 300 миллионов самых богатых и преуспевающих людей мира. […]
Это не сон. Это не видение. Это не план какого-то бюрократа. Это по-настоящему. И это только через пять лет. — Речь на открытии кампании единого рынка, Маргарет Тэтчер, 19 лет. 88.
Фэйрклаф также говорил о языке, используемом в рекламе, и его власти над обществом. Он ввел термин « синтетическая персонализация », чтобы описать то, как крупные корпорации обращаются к потенциальным клиентам на личном уровне, чтобы создать чувство дружбы.
Fairclough предполагает, что этот процесс состоит из трех этапов:
Используйте личные местоимения, неформальный язык и персонализированные культурные ссылки для построения отношений с потенциальными клиентами.
Тщательно выбирайте словарный запас и визуальные эффекты, используемые для манипулирования мировоззрением читателей, и убедитесь, что они соответствуют продаваемой идеологии.
Создайте потребителя, готового принять продаваемое ему идеологическое послание.
L’Oréal — « Потому что вы этого достойны »
Этот знаменитый слоган помогает построить повествование о том, что ценность и счастье женщин напрямую связаны с косметическими продуктами, которые они покупают. Он также использует местоимение второго лица «вы», чтобы создать впечатление, что читатель обращается к вам напрямую — это иногда называют «прямым обращением».
Рис. 1. Прямое обращение создает более личную связь с читателем.
Норман Фэйрклаф: другие известные работы и рекомендации для дальнейшего чтения
Фэйрклаф много писал о языке и обществе, и эта статья является лишь введением в его самую влиятельную работу. Если вы решите изучать английский язык в университете, вы, скорее всего, снова встретитесь с Fairclough. Вот несколько советов по дальнейшему прочтению, когда этот день наступит!
Н. Фэрклаф. Язык и глобализация . (2006)
Н. Фэрклаф. Дискурс и социальные изменения . (1992)
Норман Фэйркло: Критический анализ дискурса (CDA)
Критический анализ дискурса — это междисциплинарный подход (не теория!), используемый для анализа роли, которую язык (письменный, устный или визуальный) играет в построении знаний, идеология и власть.
Междисциплинарный подход = Подход, основанный на двух или более академических дисциплинах. Например, CDA основан как на лингвистической, так и на социальной теории.
Критический анализ дискурса признает язык социальной практикой и помещает его в социальный контекст, обращая внимание на то, что говорит кому и где . CDA стремится проанализировать существование доминирования, власти и контроля, проявляемых в языке, и критически исследует роль, которую язык играет в создании и поддержании социального неравенства.
Согласно Фэрклоу, анализ власти в дискурсе можно разделить на две дисциплины:
Власть в дискурсе — Анализ лексики, стратегий и языковых структур, используемых для создания власти. Некоторые общие языковые особенности, используемые для создания ощущения силы, включают: повелительные глаголы, риторические вопросы, личные местоимения, эмоциональный язык и аллитерацию.
Вот обзор основных принципов CDA
- Взгляд на язык в контексте более широкого общества.
- Рассмотрите такие вещи, как пол, этническая принадлежность, раса, культура и спросите, как эти социальные факторы представлены и построены в дискурсе.
- Подумайте, кто самые маргинализированные люди в обществе и кто самые влиятельные.
Каковы основные цели анализа критического дискурса?
При проведении критического анализа дискурса важно помнить, зачем вы это делаете и чего вы надеетесь достичь.
Вот основные цели CDA:
Увидеть, как смысл и идеология создаются с помощью языка.
Для раскрытия силовых структур.
Чтобы понять, как можно поддерживать власть и злоупотреблять ею с помощью языка.
Чтобы побудить людей задавать вопросы о том, что им говорят и почему.
Чтобы вернуть голос исторически маргинализированным или угнетенным людям.
Использование критического анализа дискурса
Критический анализ дискурса не ограничивается только письменным текстом и может использоваться для анализа всех форм дискурса. Вот лишь несколько примеров:
Помните, что речь также включает образы и цвета.
Норман Фэйрклаф: дискурс и социальные изменения
Как упоминалось ранее, Фэйрклаф признает язык социальной практикой и считает, что между текстами, взаимодействиями и контекстом существуют отношения. Трехмерную модель Fairclough (1995) № можно использовать в качестве основы для проведения CDA и выявления этих взаимосвязей. Фэрклаф предложил анализировать дискурс в три этапа: описание, интерпретация , и объяснение .
Три аспекта анализа критического дискурса
Описание
Анализ самого текста, включая грамматику, синтаксис, лексику, фонологические особенности, литературные приемы (например, риторические вопросы) и образы.
Интерпретация
На этом этапе анализируется, как создается и распространяется дискурс, а затем потребляется читателем/слушателем, т. е. происходит взаимодействие. На этом этапе дискурс осознается как дискурсивная практика.
Объяснение
На этом этапе исследуется связь между взаимодействием с дискурсом и социальным контекстом. Здесь дискурс должен быть помещен в более широкое общество и рассматриваться как социальная практика.
Трехмерная модель Fairclough для критического анализа дискурса.
При проведении КДА попробуйте задать себе следующие вопросы:
Кто написал этот текст и для кого он предназначен?
Какой рассказ продвигается?
Кому полезен этот текст? Кого он маргинализирует?
Достоверны ли доказательства?
Какие идеи нормируются этим дискурсом?
Где сила дискурса? Где сила дискурса?
Не существует установленного способа проведения критического анализа дискурса, и методы, как правило, отличаются в разных дисциплинах.
Критический анализ дискурса: пример
Давайте рассмотрим потенциальный процесс, через который вы можете пройти при критическом анализе газетной статьи .
1. Описание
Сначала рассмотрим сам текст.
Что за язык? Является ли он эмоциональным, убедительным, дружелюбным, требовательным и т. д.?
Использовались ли литературные приемы?
Какие изображения?
Какой заголовок?
2. Интерпретация
Далее рассмотрим создание статьи и то, как она будет воспринята и интерпретирована читателями. Подумайте, что это за газета (бульварная, широкоформатная, онлайновая и т. д.) и кто является целевой аудиторией.
Подумайте о мотивах статьи и вопросе:
Кто будет это читать?
Представлена ли определенная идеология?
Кому это может быть полезно?
Кто является владельцем газеты?
Кто автор статьи?
3. Объяснение
Наконец, поместите статью в контекст более широкого общества. Рассмотрим
Нынешние культурные нормы и ценности
Кто самые влиятельные члены общества, а кто самые маргинализированные
Текущий политический климат
Что такое нынешний «здравый смысл» в стране.
4. Изучите отношения
Этот этап, пожалуй, самая сложная часть процесса! Помните, мы сказали: «Фэрклаф признает язык социальной практикой и считает, что между текстами, взаимодействиями и контекстом существуют отношения». На самом деле нет правильного или неправильного способа сделать это, и аспекты, на которые вы будете обращать наибольшее внимание, будут зависеть от контекста вашего исследования или эссе.
Норман Фэйрклаф — Основные выводы
- Работа Фэйрклафа оказала большое влияние в области языка и власти, и он широко известен как пионер критического анализа дискурса (КДА).
- Фэйрклаф считает, что язык является формой социальной практики, и утверждает, что термин «дискурс» может использоваться для установления связи между языком и обществом в целом.
- Фэйрклаф исследовал, как язык пересекается с социальными структурами власти, и предположил, что его можно использовать для создания, изменения и поддержания властных отношений в современном обществе.