Норманнская проблема: Норманнская проблема в отечественной исторической науке

Норманнская проблема

Норманнская проблема в отечественной историографии–этопроблема реального участия и роли варягов в создании и развитии древнерусского государства или славяно — скандинавских связей.Начало дискуссии по норманнскому вопросу было положено в XVIII в. исследованиями работавших в России немецких ученых Г.З.Байера, Г.Ф.Миллера, А.Л.Шлецера. На основании летописных и других источников, они впервые сделали вывод о том, что название “Русь” и великокняжеская династия Рюриковичей — скандинавского происхождения, и само государство было создано ими. В условиях “бироновщины” подобные выводы были восприняты как обоснование теории норманнского завоевания славян, неспособности последних к созданию своей государственности. Это, в частности, вызвало резко отрицательную оценку М.В. Ломоносова. В к. XVIII — XIX вв. политическая острота дискуссий стерлась, мирное призвание варягов и их участие в образовании древнерусского государства признавали все крупнейшие русские историки: М.

Н. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Показательно и то, что празднование 1000-летия России состоялось в 1862 г., и в честь этой даты в Новгороде был торжественно открыт памятник. Но противостояние норманистов и антинорманистов все же сохранилось. Особенно оно обострилось в 30-40-е годы нашего века в силу чисто политических причин: в ответ на гитлеровскую пропаганду, использовавшую факт о призвании варягов для обоснования превосходства “арийской расы”, а также после Великой Отечественной войны, когда в стране развернулась борьба с “космополитизмом” и преклонением перед “иностранщиной”. В результате был возрожден “вульгарный” антинорманизм — он становится генеральной линией советской историографии. То есть, чисто научная и даже второстепенная для выяснения генезиса государственности проблема о происхождении названия “Русь” и правящей династии, активно использовалась для целей, очень далеких от науки. Современными исследователями решается задача преодоления этого непростого наследия, возвращения дискуссии в пределы науки, выработки взвешенных и обоснованных ответов на поставленные вопросы.

Изложим наиболее важные аспекты современной норманнской проблемы.

Концепция колонизации Руси скандинавами, “норманнского завоевания” противоречит известному археологическому и историческому материалу. Он свидетельствует о зарождении контактов славян и скандинавов около середины VIII в.В северной Руси в это время уже существуют особые типы полиэтничных и полифункциональных поселений, где изначально вместе живут славяне, финны, балты, скандинавы. Примерами таких поселений могут служить Ладога, Новгород, Белоозеро.

Вторая половина VIII — середина IX вв.— решающее время в прокладывании и освоении водных военно-торговых путей международного значения, вокруг которых складывалась территория Древнерусского государства. Наиболее важные из них — Великий Волжский путь и Великий Днепровский путь. Волжский путь (“серебряный мост” или “из варяг в арабы”) вел из Балтийского моря на Волгу, а затем через Каспий к странам Ближнего и Среднего Востока, Арабским халифатам.

Днепровский путь (“из варяг в греки”) — из Балтики в Черное море, к Византии, которая являлась крупнейшим центром международной торговли. Эти торговые пути активно прокладывают с одной стороны — арабы, а с другой — варяги, прирожденные корабельщики, воины и торговцы. Северная Русь, осваивая водные пути, начинает продвижение к югу, а завоевание Любеча, Смоленска, Киева (882 г.) позволило установить контроль над Днепровским путем.

Международная торговля, видимо, сыграла в объединении восточно-славянских земель куда большее значение, чем развитие зернового хозяйства и городских ремесел. Для нормального функционирования и обеспечения защищенности торговых путей необходима была организующая военная сила: это поясняет характер взаимоотношений славян и скандинавов. Русь специализировалась на торговле пушниной, рабами, воском, медом и др. А завозилось монетное серебро, ткани, каменные и стеклянные бусы, благовония, пряности, вино, оливковое масло, сушеные фрукты, оружие.

Центральным со времени возникновения норманнской проблемы был вопрос о происхождении этнонима “русь”.Версий высказано много, однако более веские доказательства, на наш взгляд, собраны по следующей: этноним “русь” происходит из скандинавского слова, воспринятого славянами через финское “ROOTS, RUOTSI”, что означало–“шведы”. “Русью” славяне первоначально называли именно норманнов. Русью был и Рюрик с дружиной, и другие пришельцы из Скандинавии. Но поскольку они навсегда связали свою судьбу с местным населением, дали начало великокняжеской династии, имя “русь” закрепилось. Этническое содержание слова постепенно сменяется социальным (т.е. русью называли князей, их воинов-дружинников, купцов), а затем стало названием всего государства и его народа. Это произошло, когда, по сообщению летописи (830 — 40-е гг.), и варяги, и славяне, и прочие “прозвашася русью”. Так в IX в. была определена двойная природа Русского государства: славянского в своей основе и, одновременно, изначально полиэтничного.

Варяги-русь, наряду с отдельными группами финнов, балтов, тюрков, также являются предками славянского в основе древнерусского этноса, сыграв особую роль в формировании его военно-торговой аристократии.

Вероятно, к концу X в.

процесс ассимиляции варягов славянами был закончен, прекращается употребление шведского языка, скандинавские имена сохраняются, но не преобладают. В великокняжеской династии все первые князья носили скандинавские имена: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга. Но уже сын Ольги (сер. X в.) носит звучное славянское имя Святослав, а далее Ярополк, Владимир, Мстислав, Судислав, Ярослав, Святополк… Процесс ассимиляции варягов ярко иллюстрируется первыми договорами Руси с Византией. В договоре князя Олега 912 г. читаем: “Мы от рода русского: Карлы, Инегельд, Фарлоф, Веремуд, Рулав, Руалд, Фрелав, Руар, Гуды, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид…” Спустя 33 года, в договоре князя Игоря, преобладают уже, бесспорно, славянские имена: Святослав, Володислав, Предислав, Борич, Синко. ..

Отметим, что для мировой истории подобное происхождение этнонима не является исключительным. Аналогий множество. Так, в IV -VI вв. германские племена франков завоевали Галлию и оставили Франции свое имя и правящую династию; тюрки болгары, вторгшиеся в VII в. на территорию южных славян, дали название славянскому царству и основали его правящую династию.

Из других версий происхождения этнонима отметим получившую наибольшее распространение: он выводится из географических названий Среднего Поднепровья с корнем “-рос-“ (р. Рось, оз. Россава). Однако она не подтверждается данными филологов. По их мнению, связать названия “рось” и “русь” лингвистически невозможно (“о” не переходит в “у” по законам развития древнерусского языка), а названия с корнем “-рус-” в этом регионе имеют более позднее, вторичное происхождение.

В VIII — IX вв. славяне и варяги находились на одной стадии общественного развития: распада родоплеменного строя и перехода к классовому обществу; варяги не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности.

Видимо, речь может идтио славяно – варяжском синтезена этапе создания русского государства.

«Норманнская теория — абсурдное дело!» | Статьи

Общество

Читать iz.ru в

Озвучить текст

Выделить главное

вкл

выкл

Как известно, президент отправился в <A href=»http://iz.ru/community/article204914&quot; target=»_blank»>поездку в Новгород Великий и Старую Ладогу</A>. С точки зрения тех историков, которые являются противниками так называемой норманнской теории происхождения российского государства, именно в этих краях зародилась наша государственность. А основателями ее были не пришлые варяги, а сами славяне. С директором Института российской истории членом-корреспондентом РАН Андреем САХАРОВЫМ на эту тему беседует Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.<BR><BR>- Интерес к российскому Северо-Западу, к таким городам, как Новгород, Старая Ладога, которые явились в этом районе центрами начальной восточнославянской цивилизации, всегда был велик.

Сохраняется он и сегодня, в пору, когда разговор идет о проблемах укрепления российской государственности, когда мы возвращаемся к ее истокам. Для историков все это — единое целое: 2 тысячи лет — очень небольшой исторический период. Когда мы говорим о Старой Ладоге, о Новгороде, мы неизменно возвращаемся к вопросу, который уже несколько сотен лет тревожит научную и широкую общественность. Мы возвращаемся к вопросу о варягах, об их роли в истории нашей страны, об их этнической принадлежности (поскольку с этим связан не просто интерес к тому, какой национальности были варяги, а интерес к тому, какие процессы шли на просторах Восточной Европы, на просторах Северо-Запада нашей страны). Кто доминировал в них, кто играл «первую скрипку»? И в этом плане для нас интерес к проблеме варягов является интересом не столько политическим (как это пытаются изобразить), не столько вопросом, связанным с русскими или псевдорусскими амбициями; это вопрос чисто научного порядка — расселение славянства, взаимодействие различных его ветвей на территории России.
..<BR><BR><B>- Известно, что на этот счет существуют две точки зрения, которые продолжают между собой бороться…<BR><BR></B>- Да. Бороться за влияние на историческую науку. Это точка зрения о том, что варяги — представители южнобалтийского, поморского славянства, больших племенных конфедераций, которые в VIII-IX-X веках практически доминировали на южных берегах Балтики и определили многое в истории, религии, культуре этого региона (и оказали огромное влияние на судьбы и на развитие восточного славянства). В частности, на Северо-Запад, где развивались первые центры русской государственности — Старая Ладога и Новгород.<BR><BR>Есть и другая точка зрения, которую отстаивают уже больше 200 лет. Она появилась в момент шведской агрессии против русских северо-западных земель, попытки захвата Новгорода и всех прилегающих территорий…<A class=anon href=»http://www.inauka.ru/history/article48927.html#half&quot; target=_blank><U><FONT color=#0033cc>Полностью статью читайте на Известиях Науки</U>.
..</FONT></A>

Реклама

Постановка задачи в UX Discovery

Проведение открытий может быть сложной задачей. Многие команды начинают поисковые исследования, не имея четкого представления о том, какую проблему они хотят решить. Когда это происходит, открытия извиваются и приводят к снижению морального духа команды и заинтересованных сторон. Что еще хуже, некоторые открытия начинаются с поиска решений, а не проблем, которые эти решения призваны решить. (Помните: если вы исследуете только решения в открытии, вы не делаете настоящего открытия!)

Чтобы избежать этих проблем, потратьте время заранее, чтобы определить и сформулировать проблему . Если вы не знаете проблему, вам не удастся ее решить! Чем лучше сформулирована проблема, тем легче и эффективнее ее можно решить. Одним из приемов, помогающих командам сформулировать проблему, является формулировка проблемы.

Что такое постановка задачи?

Прежде всего, важно не путать постановку задачи с концепцией дизайн-мышления точки зрения 9Заявление 0012 или заявление о потребности пользователя. (Они обычно создаются на этапе обнаружения, но обычно они создаются только на более позднем этапе открытия, после завершения исследования пользователей.)

Определение: Постановка задачи — это краткое описание проблемы, которую необходимо решить .

Это полезное средство обзора, позволяющее сосредоточить команду на проблеме, которую необходимо изучить и впоследствии решить. Постановка проблемы ясно дает понять, что необходимо сделать при открытии, а что выходит за рамки. Постановка проблемы также является отличным средством коммуникации; хорошо написанные могут быть использованы для того, чтобы заручиться поддержкой заинтересованных сторон в том, почему важно изучить и решить проблему.

Вот несколько примеров условий задачи.

  1. Пользователи нашего приложения газеты часто экспортируют контент из нашего приложения, а не делятся им через наше приложение. Это проблема, потому что целевая аудитория с меньшей вероятностью узнает, что контент получен из нашего приложения, что приводит к снижению коэффициента конверсии. Это также проблема для пользователей приложений, поскольку экспорт контента занимает много времени и может привести к снижению использования приложения.
  2. Торговые представители тратят много времени на планирование, что приводит к визитам каждый месяц. Поскольку планирование выполняется вручную — с использованием электронных таблиц Excel и печатных бумажных списков, — торговым представителям трудно достичь своих целей. Многие жалуются, что отслеживание того, что приводит к посещению, отнимает у них время, которое они могут провести с ними. Это проблема, потому что, когда цели не достигаются, бизнес рискует потерять доход.
  3. Каждый год многие заявители звонят в контактный центр, чтобы получить обновленную информацию о своем заявлении. Кандидаты часто проводят много времени в ожидании разговора с агентом. Поскольку сотрудники контакт-центра не имеют доступа к информации о делах, они не могут отвечать на запросы соискателей. Эта ситуация вызывает разочарование как у заявителей, так и у персонала, контактирующего с клиентами, и представляет собой расходы для отдела, которых можно избежать.

Рекомендуется написать описание проблемы как можно раньше в ходе исследования, так как это поможет установить цели и задачи исследования. Многие команды составят формулировку задачи в виде Открытие семинара.

Как написать описание проблемы

Описание проблемы должно включать:

  1. Предыстория проблемы. В какой организации или отделе возникла проблема и в чем проблема? Почему возникла проблема? Обратите внимание, что в некоторых случаях вы можете не знать точных причин проблемы. Именно для этого и нужны открытия: чтобы выявить первопричины. (В этом случае вы можете добавить этот аспект после того, как проведете исследование)
  2. Люди, затронутые проблемой. Конкретная проблема может затронуть несколько групп пользователей по-разному. В заявлении о проблеме вы должны указать, как проблема влияет на пользователей. В некоторых случаях проблема может затронуть внутренних сотрудников (особенно сотрудников службы поддержки клиентов), поскольку они часто несут на себе основную тяжесть плохого взаимодействия с пользователем, например, при работе с недовольными клиентами.
  3. Влияние проблемы на организацию. Если проблема не будет устранена, как это повлияет на организацию? Ущерб репутации? Оплата неизбежных расходов? Потеря внерыночной доли? В некоторых случаях может потребоваться количественная оценка воздействия, чтобы убедить вашу организацию решить проблему. Ваше открытие может включать в себя определение того, во сколько эта проблема обходится организации, и эта информация может оказаться в вашем описании проблемы.

Чтобы собрать соответствующие факты для формулировки проблемы, вы можете использовать простую технику, называемую 5 Ws , который включает в себя ответы на приведенные ниже вопросы. Это задание можно включить в семинар по открытию вне с вашей командой и заинтересованными сторонами.

  • Кто затронут этой проблемой?
  • В чем проблема ?
  • Где возникает эта проблема?
  • Когда возникает проблема?
  • Почему возникает проблема? Почему проблема важна?

Если у вас нет ответов на все вышеперечисленные вопросы, не паникуйте! Хотя вы должны знать, в чем проблема, вы можете не знать точно, почему она возникла. Это то, что должно решить ваше открытие. На протяжении всего процесса обнаружения вы можете вернуться к постановке проблемы и дополнить ее.

Важно, чтобы условия задачи были хорошо написаны и соответствовали своей цели. Постановка задачи следует :

  • Не составлять длинный список несвязанных проблем . Усилия по открытию должны иметь одну формулировку проблемы, и формулировка проблемы должна быть сосредоточена на одной проблеме. Конечно, одна проблема может вызвать другие проблемы, и эти связанные проблемы могут быть добавлены к вашему описанию проблемы. Но перечисление множества несвязанных между собой проблем — признак того, что вы слишком много берете на себя.
  • Не содержит раствор . Оставьте решения вне формулировки проблемы. В начале открытия слишком много неизвестных, поэтому лучшее решение неочевидно. В конце вашего открытия вы сможете уверенно выдвигать идеи решений, которые решают проблему и учитывают то, что вы узнали.
  • Будьте кратки . Формулировки проблем эффективны, когда они лаконичны. Если вы сможете сократить формулировку проблемы до нескольких предложений, другие быстро поймут, на чем вы сосредоточены и почему, а что выходит за рамки. Потратьте некоторое время на составление и переработку формулировки проблемы вместе с вашей командой.

Условия задачи не должны быть отрицательными

Примеры, которые я приводил до сих пор, были отрицательными — речь шла о чем-то, что нужно исправить. Однако постановка задачи может также фиксировать возможности (в этом случае их иногда называют 9).0005 заявления о возможностях вместо заявлений о проблемах, хотя они пишутся и используются таким же образом).

Вот пример описания проблемы, в котором подчеркивается возможность, а не проблема, которую необходимо решить:

Процесс покупки нового дома может занять много времени и требует множества действий в автономном режиме. Это означает, что продажи часто занимают много времени, чтобы закрыться. Это возможность сделать покупку дома быстрее и проще и, таким образом, повысить рейтинг удовлетворенности клиентов и продажи.

В заявлении о возможностях нам нужно выделить разрыв между тем, где мы находимся сейчас (настоящее состояние), и тем, где мы хотим быть в будущем (желаемое состояние). Чтобы подчеркнуть этот пробел, можно задать хороший вопрос: чего мы хотим достичь?

Как использовать формулировки задач

Постановку проблемы можно использовать в качестве отправной точки для структурирования вашей исследовательской работы. Например, если формулировка проблемы касалась улучшения процесса покупки жилья, цель открытия должна состоять в том, чтобы узнать о возможностях сделать покупку дома быстрее и проще. Когда у нас есть цель открытия, становится легче узнать, какие неизвестные нуждаются в исследовании. Например, в этом случае мы, вероятно, хотим знать такие вещи, как:

  • Какие действия покупатели жилья считают сложными или требующими много времени?
  • Какие действия или варианты использования могут замедлить процесс покупки дома и почему?
  • Как в настоящее время выглядит путешествие из конца в конец?

Когда вы начнете исследование, вы можете вернуться к постановке проблемы и уточнить ее, особенно если вы узнали первопричины или сколько проблема стоит вашей организации. Еще одна причина обновить формулировку проблемы — если открытие меняет направление — что может произойти, когда новые области интереса выявляются в ходе поискового исследования. Наконец, в конце процесса обнаружения можно сообщить постановку проблемы вместе с вашими выводами и рекомендациями, чтобы обеспечить полное описание процесса обнаружения.

Резюме

Постановка задачи — это краткое описание проблемы, которую необходимо решить. Написание формулировок проблемы в начале процесса обнаружения может создать согласованность и поддержку в отношении проблемы, которую необходимо решить, и задать направление для последующих действий по обнаружению. Чтобы сформулировать формулировку проблемы, сосредоточьтесь на том, кого затрагивает проблема, как она это делает и почему важно решить проблему.

Подробнее: Discoveries: Building the Right Thing, однодневный курс на конференции UX.

Решение правильной проблемы и поиск собственного решения: интервью с Доном Норманом —

В группе LAUX Meetup Люк Свенсон из Media Contour смог разыскать Дона Нормана, автора книги «Дизайн повседневных вещей: пересмотренный и Расширенное издание и узнайте его мысли о решении проблем, выявлении правильной проблемы и о том, почему копирование ваших конкурентов неразумно в мире, где вы должны сосредоточиться на своих сильных сторонах.

Ваша книга начинается с того, что вы предлагаете дизайнерам задать «Пять почему» при попытке решить проблемы своих клиентов. Как эта техника может помочь нам обнаружить новые идеи?

Одним из важных навыков хорошего дизайнера является определение реальной проблемы. Большинство дизайнеров становятся жертвами этого. Клиент говорит, чего он хочет, чего он хочет достичь, а затем дизайнер предлагает решение, но он никогда не спрашивает, действительно ли это основная проблема. Если вы копнете немного глубже в поисках фундаментальной проблемы, ваше исследование может привести к творческим и инновационным решениям, иногда полностью устраняющим первоначальную проблему.

Можете ли вы привести пример того, как обнаружение фундаментальной проблемы может помочь нам улучшить взаимодействие с пользователем?

Опять же, все дело в решении реальной проблемы. Один из лучших примеров — старый видеомагнитофон. Люди изо всех сил пытались установить время — первый президент Джордж Буш даже язвительно заметил, что одной из целей его администрации было убедиться, что люди могут понять, как программировать свои видеомагнитофоны. Но почему вы должны «программировать» видеомагнитофон, сообщая ему канал и время. Вы не хотите смотреть канал в определенное время, вы хотите смотреть шоу. Это то, что мы делаем сегодня. Мы не устанавливаем время. Мы не программируем: мы просто ищем название шоу, которое хотим, и говорим: «Запиши».

Понимание того, что улучшение качества записи [было фундаментальной проблемой], привело к изобретению цифрового видеорегистратора. Как видите, настоящие проблемы были глубже. Это относится ко всему остальному: вы должны спросить, почему. Попробуйте спросить «почему» пять раз, чтобы найти настоящую проблему.

В своей книге вы также описываете, как дизайн-мышление может помочь выявить глубинные проблемы наших клиентов.

Существует идеальный процесс проектирования, ориентированный на человека, который позволяет вам понять, в чем заключается реальная проблема. Например, предположим, что есть компания по производству модной одежды, которой необходимо создать веб-присутствие. Они посмотрели на своих конкурентов, а затем донесли свои потребности до дизайнера. Дизайнер должен действительно разобраться в том, что является основной проблемой для этой компании.

Здесь происходит несколько вещей. Во-первых, вам нужно сделать шаг назад и спросить, действительно ли вам нужен веб-сайт? Какие еще есть варианты, которые помогут вам достичь ваших целей? Конечно, вы не можете так разговаривать со своим клиентом, если не знаете его очень хорошо. Таким образом, процесс выявления реальной проблемы не может быть слишком очевидным. Вы должны делать это так, чтобы это казалось естественным, а это не самая простая вещь в мире.

Но все же я бы попытался понять компанию и ее потребности. Один важный момент: не копируйте конкурентов. Вместо этого узнайте, что уникального в компании, и сделайте так, чтобы веб-сайт отражал эту уникальность. Он должен выделяться; она должна помочь отличить компанию от всех остальных в мире: действовать по-другому, быть по-другому.

Вы говорите о важности команд. Как небольшие студии с ограниченными ресурсами могут создать эффективную команду?

Многое зависит от того, чем занимается ваша компания. Тимбилдинг — это выполнение определенных ролей. Малые предприятия должны сосредоточиться на привлечении людей, которые могут выполнять несколько ролей. Создание команды — это объединение людей с разными навыками, но не менее важно, чтобы у них были разные точки зрения. Вы также должны следить за тем, чтобы все они были в курсе событий, чтобы они могли внести свой вклад, когда представится возможность. Речь идет о том, чтобы у членов вашей команды была возможность совершать прорывы.

Как насчет «фитурита». Почему гораздо важнее сосредоточиться на сильных сторонах, чем копировать конкурентов?

Вы должны выделяться. Вы должны выглядеть не так, как другие. Возьмите количество телефонов Android на рынке сегодня. Они все выглядят одинаково, верно? Не показывать совпадения. Не совпадайте по дизайну.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *