Краткое содержание сон смешного человека достоевский: Краткое содержание «Сна смешного человека» Достоевского: жизнь не без сюрпризов

Краткое содержание «Сна смешного человека» Достоевского: жизнь не без сюрпризов

Рассказ Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека» был создан, а затем опубликован в периодическом издании «Дневник писателя» в 1877 году. Достоевский определил жанр своего произведения как «фантастический рассказ». При жизни автора это произведение ни разу не перепечатывали.

Молодой человек, от лица которого ведётся повествование, принял решение покончить с собой. Он приготовил револьвер, собираясь застрелиться. Так и не решившись на роковой шаг, главный герой уснул. Необычный мир, увиденный им в сновидении, напоминал Землю. Однако эта реальность была полностью лишена зла: здесь не воровали, не ненавидели, не ревновали, не испытывали зависти. Постепенно идеальный мир начинает меняться прямо на глазах молодого человека. Вскоре от добра и красоты ничего не остаётся. К главному герою приходит понимание – причиной происходящего стал он сам. Проснувшись, молодой человек чувствует изменения внутри себя. Он больше не хочет умирать. Главный герой намерен жить дальше и менять мир вокруг себя любовью и добром.

Характеристика персонажа

О главном герое читателям становится известно от него самого. Он рассказывает, что его с детства считали странным, смешным и смеялись над ним. Со временем смешной человек отдалился от общества настолько, что стал считать мир вокруг себя иллюзией, созданной специально для него. Постепенно главный герой приходит к уверенности в том, что вселенная перестанет существовать, как только угаснет его сознание.

Эгоцентризм ожесточил и сделал равнодушным от природы доброго смешного человека. В тот день, когда он собирался покончить с собой, он встретил на улице девочку, нуждавшуюся в помощи. Она пыталась подойти к смешному человеку, но он грубо отогнал её от себя. Придя домой, главный герой искренне раскаялся в содеянном, что ещё больше омрачило и без того мрачное настроение.

Кризис медленно охватывал душу смешного человека. Он уже не первый день находился в угнетённом состоянии, когда неожиданно полученный «знак свыше» заставил его всерьёз задуматься о самоубийстве. Главный герой увидел на небе звезду. Вероятно, ту же самую звезду в тот вечер увидела не одна сотня людей. И только для смешного человека она стала «знаком», поданным ему для того, чтобы он оборвал свою жизнь.

Смешной человек проходит через внутренние мытарства и переживает острый душевный кризис. Войдя в контакт с бессознательной частью своей психики, он, наконец, постигает истину. Идеальный мир, представший в сновидении, превращается в ту мрачную реальность, от которой пытался скрыться главный герой. В этот момент к нему приходит знание о том, что в произошедшем виноват только он сам. Смешной человек настолько недоволен миров вокруг себя, что видит его хуже, чем он есть на самом деле.

Непростое детство главного героя, в котором он был вынужден терпеть незаслуженное унижение, заставило его думать о том, что общество состоит исключительно из злых и жестоких людей. Смешной человек ни от кого не ожидает добра и сам отказывается от помощи ближним. Увидев странный сон, главный герой ощущает единственный выход из кризиса: он сам не должен становиться носителем и передатчиком агрессии.

Главная идея

Мир не настолько идеален, чтобы ждать от него приятных сюрпризов, но и не настолько плох, чтобы стремиться уйти из него. Добро и зло сосуществуют в одном пространстве. Каждому человеку предстоит сделать выбор, приняв ту или иную сторону.

Несмотря на то, что «Сон смешного человека» представляет собой всего лишь небольшой рассказ, большинство литературоведов сходятся во мнении о том, что это произведение занимает одно из наиболее значимых мест в творчестве писателя.

Образ Утопии

Достоевский считает свой рассказ «фантастическим». Однако никакой фантастики в произведении читатель так и не находит. В рассказе описана вполне заурядная действительность, в которой пришлось жить и самому автору. Каким бы необычным ни был сон, он не даёт право считать произведение фантастическим, поскольку странные сновидения могут присниться каждому. На вопрос о том, почему Достоевский считает сюжет своего рассказа фантастическим, можно дать множество непохожих друг на друга ответов. Каждый критик ответит по-своему.

Роль снов в творчестве писателя

Писатель неоднократно уделял внимание снам в своём творчестве. Не стал исключением и «Сон смешного человека». Краткое содержание любого сновидения пересказать бывает довольно трудно. Происходящее во сне слишком нелогично для того, чтобы понять сюжет «фильма».

Сон главного героя можно назвать скорее утопическим, чем фантастическим. В своём сновидении смешной человек видит тот мир, в котором ему хотелось бы жить. В «фильме» представлены ожидания главного героя.

Ошибка смешного человека состоит в том, что он воспринимает окружающую реальность только с одной стороны. В фантазиях главного героя живёт утопический образ мира, в котором царит безграничная любовь между людьми. Столкнувшись с одним из проявлений враждебности окружения, смешной человек словно убеждается: этот мир ужасен! Однако ни идеал главного героя, ни «горькая правда», с которой ему пришлось столкнуться, не могут охарактеризовать всю вселенную.

Символы в рассказе

Читателю нетрудно увидеть в произведении Достоевского несколько символов. Прежде всего, это звезда, по непонятным причинам, ставшая для главного героя руководством к роковым действиям. Пятиконечную звезду можно сравнить с пентаграммой, которую нередко связывают с сатанизмом.

Девочка, встреченная главным героем, становится вторым важным символом рассказа. Маленькое беспомощное существо символизирует ребёнка внутри самого главного героя. Несмотря на внешнее безразличие к жизни, окружающим и даже некоторую жестокость, смешной человек продолжает оставаться беззащитным и несчастным. По мнению самого главного героя, именно эта девочка и удержала его от рокового шага. Смешного человека начинают мучить вопросы, связанные с незнакомым ребёнком, что и заставляет его отложить самоубийство.

Сон главного героя основан на мифе о том, что человечество в своём развитии прошло несколько эпох. Миф возник ещё в античные времена и не является вымыслом Достоевского.

Согласно легенде, первой эпохой, через которую прошло человечество, был так называемый «золотой век». Этот период сопоставим с библейским раем. Люди жили счастливо и ни о чём не заботились. «Золотой век» сменился «серебряным», который впоследствии сменился «медным». Последним настал «железный век», самая несчастная из всех эпох. Мимолётные упоминания о «золотом веке» можно найти во многих романах Ф. М. Достоевского. Измученным тяжёлой жизнью людям в какой-то момент удаётся почувствовать что-то похожее на радость и любовь ко всем ближним. В рассказе «Сон смешного человека» тема потерянного рая раскрыта наиболее подробно. Писатель создаёт картину идеального мира во всех подробностях.

Заслуживает внимания еще одна повесть Федора Достоевского “Записки из Мертвого дома”, в которой автор развивает тему тюремной жизни и психологии каторжников.

Так же стоит прочитать повесть Достоевского “Записки из подполья”, написанные в форме писем и воспоминаний вымышленного героя, который недоволен своим местом в обществе и мирской несправедливостью.

Виновником деградации рая, согласно мнению Достоевского, становится сам человек. Идеальный мир был разрушен не стихийным бедствием, а действиями главного героя, научившего обитателей Утопии лгать и любить ложь.

Автор: Виталий Дубына

Рассказ Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека»: философия смыслов

«Сон смешного человека» появился в «Дневнике писателя» и имел подзаголовок «Фантастический рассказ», что говорит об утопическом содержании произведения. Оно написано в очень сжатой и лаконичной форме, но проблемы, которые раскрываются в нем, неисчерпаемы. В своем рассказе Ф.М. Достоевский размышляет как об одиночестве отдельного человека, так и об одиночестве и равнодушии всего человечества. Главный посыл заключается в том, что общество больно и излечить его уже никто и ничто не в состоянии.

В центральной фигуре «смешного человека» просматривается амбивалентный образ смешного и вместе с тем мудрого юродивого. Но при этом поражает полнота самосознания героя. «…Если был человек на земле, больше всех знавший про то, что я смешон, то это был сам я». Он один знает Истину, но никто ему не верит, и поэтому он смешной: «Я смешной человек. Они меня называют теперь сумасшедшим. Это было бы повышение в чине, если б я все еще не оставался для них таким же смешным, как и прежде. Но теперь уж я не сержусь, теперь они все мне милы, и даже когда они смеются надо мной — и тогда чем-то даже особенно милы. Я бы сам смеялся с ними, — не то что над собой, а их любя, если б мне не было так грустно, на них глядя. Грустно потому, что они не знают истины, а я знаю истину. Ох, как тяжело одному знать истину! Но они этого не поймут. Нет, не поймут» [1, с. 14].

Равнодушие главного героя и его пренебрежительное отношение к жизни зародились в один момент, когда он вдруг осознал, что «всем все равно». Главный герой рассказа находится на пороге того нигилистического восприятия жизни, когда вопросов относительно бытия настолько много, что ни наука, ни религия, ни общество не могут дать прямого ответа на них. Генезис нигилизма тесно соприкасается с пафосом науки. Человек воспринимается исключительно как часть природы. Если истина сведена к математической формуле, последняя истина мира — движение материальных частиц, а правда о человеке раскрывается на анатомическом столе, то зачем нужны эпифеномены, придуманные, навязанные человечеству — такие как добро, зло, совесть, преступление? Границы нравственности, морального долга начинают размываться. Наука силится дать ответ на любой вопрос, но очевидно, что этого недостаточно. Всё в мире материальном становится относительным: вера, добро, зло, религия. Наука не способна постичь всех глубин человеческой жизни.

Герой рассказа, казалось бы, дошел до крайней степени безразличия, отверг все, приобрел револьвер, но ощутил внезапную жалость к плачущей девочке, бегущей навстречу ему. Тем не менее он подчиняется воле рассудка, который твердит, что никакой жалости он не может испытывать, ведь скоро он умрет и все исчезнет. «Можно сказать даже так, что мир теперь как бы для меня одного и сделан: застрелюсь я, и мира не будет, по крайней мере для меня. Не говоря уже о том, что, может быть, и действительно ни для кого ничего не будет после меня, и весь мир, только лишь угаснет мое сознание, угаснет тотчас как призрак, как принадлежность лишь одного моего сознания, и упразднится, ибо, может быть, весь этот мир и все эти люди — я-то сам один и есть» [1, с. 19].

Примечателен тот факт, что при описании внутреннего состояния героя, который находится в реальности, природа предстает перед ним во всей своей мерзости, окружающее пространство, события, люди — словом, все происходящее говорит о том, что обстановка оказывает давление на героя. Он приходит к выводу, что вся наша вселенная существует, пока мы существуем, то есть стоит ему умереть — и вся она уничтожится. Здесь Ф.М. Достоевский поднимает очень интересный философский вопрос. А что, если мир, в котором мы живем, — плод нашего воображения? Уверены ли мы, что предметы, исчезающие из поля нашего зрения, не исчезают совсем? [2] Это бедная и маленькая комната с чердачным окном, где герой сидит при свете свечи в старом покойном кресле. За перегородкой слышен шум — отставной капитан и его компания пьют водку и играют в штосс. Прошлой ночью у них была драка, но пожаловаться никто не смеет, потому что даже хозяйка боится капитана. В другой комнате живет маленькая худая женщина с тремя детьми, которые всегда болеют.

Далее — центральная тема кризисного сна; воскресение человека через познание Истины. Во сне развивается утопическая тема земного рая, пережитого героем. Причем этот рай находится на той самой звезде, которую видел герой в момент принятия решения о самоубийстве. Этот рай — точная копия нашей планеты, но имеющий существенное отличие. Люди, которых он видит на этой планете, абсолютно счастливы и живут в полной гармонии с миром и друг с другом. Когда смешной человек появляется на этой планете, происходит ужасное событие: в определенный момент в души людей закрадывается грех. Сначала они научились лгать, затем убивать, клеветать, ревновать и т.д.: «Они научились лгать и полюбили ложь и познали красоту лжи … Затем быстро родилось сладострастие, сладострастие породило ревность, ревность — жестокость… скоро брызнула первая кровь: они удивились и ужаснулись, и стали расходиться, разъединяться. Явились союзы, но уже друг против друга. Начались укоры, упреки. Они узнали стыд, и стыд возвели в добродетель. Родилось понятие о чести, и в каждом союзе поднялось свое знамя … Они познали скорбь и полюбили скорбь, они жаждали мучения и говорили, что Истина достигается лишь мучением … Целые войны поднялись из-за этой идеи … Но чувство самосохранения стало быстро ослабевать, явились гордецы и сладострастники, которые прямо потребовали всего иль ничего. Для приобретения всего прибегалось к злодейству, а если оно не удавалось — к самоубийству. Явились религии с культом небытия и саморазрушения ради вечного успокоения в ничтожестве. Наконец, эти люди устали в бессмысленном труде, и на их лицах появилось страдание, и эти люди провозгласили, что страдание есть красота, ибо в страдании лишь мысль» [1, с. 23].

После пробуждения герой восклицает, что он познал Истину! Истина, в понимании героя, есть знание о совершенстве мира, о том, что могло бы быть, если бы человек не встал на путь греха. Но здесь есть некая двойственность: с одной стороны, ничего нового не открывается человечеству. «Возлюби ближнего своего как самого себя» — мы слышали это сотни раз, но герой говорит об открытии, о прозрении… Да, слышали, но не осознавали, не придавали значения, относились как к непостижимому идеалу, утопии.

В рассказе есть еще один момент, на котором стоит подробно остановиться. Главный герой обвиняет в растлении людей этой чудесной планеты самого себя. «Я простирал к ним руки, в отчаянии обвиняя, проклиная и презирая себя. Я говорил им, что все это сделал я, я один, что это я им принес разврат, заразу и ложь! Я умолял их, чтоб они распяли меня на кресте…» [1, с. 24]. Неужели герой желает быть новым Христом? Но Христос был распят за грехи человечества, которые взял на себя, однако Он не был их причиной! Что же получается: герой рассказа, являющийся грешным человеком, пришедший в их мир из-под земли, из могилы, ставший источником греха, желает быть распятым подобно Христу? Но согласно Библии источником греха является не кто иной, как сатана. То есть получается, что во сне движущей силой образа героя является именно он. Данная гипотеза подтверждается и тем, что герой кончает жизнь самоубийством.

Он поражен еще одним грехом — гордыней. И, даже будучи в могиле, заявляет: «…Знай, что никогда и никакому мучению, какое бы ни постигло меня, не сравниться с тем презрением, которое я буду молча ощущать, хотя бы в продолжение миллионов лет мученичества!..» [1, с. 15] После чего темное существо и переносит героя на ту чудесную планету. И вот он, получивший инициацию сатанинской гордыни, развращает человечество, а потом умоляет распять его на кресте, чтобы искупить грехи. Но искупить грехи человечества способно абсолютно невинное существо, а перед нами одержимый гордыней самоубийца.

Финал рассказа остается открытым: герой просыпается и решает проповедовать Истину. Через всё произведение красной нитью проходит мысль о необходимости твердой веры человека в Бога. А если нет Бога, то на его место претендует сам человек, что ведет к полнейшему разрушению. Таким образом, главная мысль рассказа заключается в том, что человечество, отрицающее Бога, стоит на пути саморазрушения.

 

Библиографический список:

1. Достоевский Ф.М. Рассказы. — М.: Современник, 1983.

2. Как философы открыли, что мир существует в сознании человека? (элеаты, Демокрит, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант) [Электронный ресурс] // Библиотека Sci.House. — http://bookish.link/filosofiya-osnovi/kak-filosofyi-otkryili-chto-mir-suschestvuet-29449.html.

Сон смешного человека Краткое содержание

Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.

Эти заметки были предоставлены членами сообщества GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас внести свой собственный вклад.

Написано людьми, которые хотят остаться анонимными

История начинается с самоописания рассказчика от первого лица, человека, который называет себя «нелепым человеком».

Он считает, что осознает как в себе, так и в реальности, что нет ничего, что действительно существовало бы или, по крайней мере, имело бы какое-то связное значение. Это откровение сделало его безнадежным, озабоченным и, тем не менее, вообще ничем не занятым. Он решил, что хочет застрелиться, но никогда не может заставить себя сделать это — никогда не кажется подходящим моментом.

Однажды он решает, что ночью он застрелится. Однако по пути домой у него происходит встреча, которая заставляет его встревожиться и усомниться в своей новообретенной решимости: он сталкивается с молодой девушкой, которая не может найти свою мать и просит его о помощи. Раздраженный, он отмахивается от нее, а когда она не уходит сразу, он начинает кричать и топать ее ногами, пока она не убегает, плача. Само по себе это событие не беспокоило, но рассказчик начинает чувствовать себя виноватым в своих действиях, которые касаются его самого: если нет смысла, никто не имеет значения, так почему он должен чувствовать себя виноватым за эгоизм?

Сидя в кресле, собираясь застрелиться, он продолжает размышлять об этом инциденте, пока не засыпает. Во сне ему снится его самоубийство: выстрелив себе в сердце, его кладут в гроб и хоронят. В конце концов его забирает из этой могилы эфирное существо, которое переносит его во вселенную, которая очень похожа на нашу, даже в точную копию Земли, но не омраченную грехом и эгоизмом. На этой совершенной Земле люди характеризуются радикальной и бьющей через край любовью, которая революционизирует понимание рассказчиком человеческой природы. Он очень быстро понимает, что так и должна быть жизнь, и в свою очередь начинает любить это общество.

Однако само присутствие несовершенного эгоизма рассказчика постепенно портит этот совершенный мир. Люди начинают лгать, обманывать и воровать, и любовь, которая характеризовала все действия, угасает, пока мир не станет не лучше нашего собственного. На самом деле, он очень похож на наш; мужчины используют стремление к знаниям, чтобы оправдать эгоизм и унижение, и они произносят следующий абзац, чтобы объяснить себя:

«Мы можем быть лживыми, злыми и несправедливыми, мы знаем это и плачем об этом, мы скорбим об этом; мы мучаем и наказываем себя, может быть, больше, чем тот милосердный Судия, Который будет судить нас и Чье имя мы не знаем. Но у нас есть наука , и с ее помощью мы найдем истину и придем к ней сознательно.Знание выше чувства, сознание жизни выше жизни.Наука даст нам мудрость,мудрость откроет нам законы,а знание законов счастья выше счастья» (18).

Рассказчик просыпается и обнаруживает, что он сидит в кресле, рядом с ним заряженный пистолет, и изменения, произошедшие в его характере, поразительны. Он больше не думает о самоубийстве, но немедленно и безмерно благодарен за

жизнь , чувство, которое проникает в каждый уголок его души. Теперь он рассказывает, что другие все еще находят его смешным с его радикальным учением о любви, но он так счастлив в своей уверенности, что эти насмешки его не беспокоят. В конце рассказа рассказчик выслеживает маленькую девочку, которая начала эту цепочку событий, заканчивающихся на восторженной ноте радости.

Обновите этот раздел!

Вы можете помочь нам, пересматривая, улучшая и обновляя эта секция.

Обновите этот раздел

После того, как вы подадите заявку на раздел, у вас будет 24 часа , чтобы отправить черновик. Редактор рассмотрит отправку и либо опубликует ее, либо предоставит отзыв.

Как цитировать https://www.gradesaver.com/the-dream-of-a-ridiculous-man/study-guide/summary в формате MLA
Анонимный «Сон смешного человека». GradeSaver, 14 августа 2020 г. Интернет. Цитировать эту страницу
Сон смешного человека Вопросы и ответы

Раздел «Вопросы и ответы» для «Сон смешного человека» — отличный ресурс, чтобы задавать вопросы, находить ответы и обсуждать роман.

Задайте свой вопрос

Сон смешного человека Темы

Эти заметки были предоставлены членами сообщества GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас внести свой собственный вклад.

Автор Полли Барбур

Очень похоже на Скруджа в классическом романе Чарльза Диккенса. Рождественская песнь в прозе. .

Перед своим сном мужчина настолько пресытился жизнью, что даже не удосужился покончить с собой. Он вообще ни на что не может набраться сил, кроме как на жалобы и недоброе отношение к людям, хотя эта черта в себе ему не очень нравится. Он полностью открыт для перемен, но боится, что перемены бесполезны, потому что думает, что жизнь бесполезна. Мечта приходит к нему как раз вовремя. Через сон он видит, что большинство людей негативно влияют на мир, потому что они по существу негативны в своем взгляде на жизнь. Они эгоистичны, эгоцентричны и забыли жить жизнью любви. Это всех злит, а злые люди не очень счастливы. Это ясно показано во сне.

Пережив свой сон и увидев негативное влияние, которое лично он оказывает на окружающий мир, мужчина понимает, как было бы прекрасно, если бы он жил в любви и разделял важность любви с окружающими. Он увидел ошибочность своего пути и благодаря увиденному сну мгновенно изменился.

Сначала человек полагает, что ни в чем на свете, ни в самой жизни нет смысла, поэтому нет нужды ни к кому быть милым, потому что и милость, и недоброжелательность, с которой он относится к другим, все равно ничего не значат . Когда он видит, что это не так, он очень раскаивается и приходит к пониманию, что на самом деле любовь — единственное, что может изменить мир или придать ему какой-то смысл.

Человек становится евангелистом, живя с любовью в сердце, и хотя его часто высмеивают и высмеивают за его новые взгляды, он настолько уверен, что ответом является любовь, что позволяет оскорблениям и насмешкам не действовать на него.

Потому что человек чувствует, что ничто не имеет значения, ему все безразлично, в том числе и его собственная жизнь. У него нет мотивации. У него нет энергии. Ему нечего ожидать, потому что ничто в его будущем ничего не значит. Такая интерпретация мира и жизни вообще опасна, потому что заставляет человека поверить, что его действия не имеют значения; его злоба не имеет значения, и поэтому он может быть настолько жестоким, насколько хочет, и позволить себе это, потому что он все равно считает это бессмысленным.

Когда человек понимает, что он действительно имеет значение, он понимает, что его слова и его действия тоже имеют значение. Он видит себя частью большей картины и начинает смотреть вовне, а не внутрь себя. Его жизнь улучшается, когда он перестает видеть жизнь бессмысленной, и это улучшение его собственной жизни также улучшает жизнь окружающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *