Николай первый император: Всё, что нужно знать о Николае I, в 10 пунктах • Arzamas

Неизвестные страницы жизни императора Николая I раскрывает Президентская библиотека

Информация о материале
Опубликовано: 17 августа 2021
Просмотров: 5973

В 2021 году отмечается 225 лет со дня рождения Николая I. К этой юбилейной дате на портале Президентской библиотеки обновлена и существенно дополнена подборка материалов, посвящённая императору.

Входящие в неё редкие старинные издания и современные исследования, биографические очерки и воспоминания современников, личная переписка царя и его мемуары позволяют по-новому взглянуть на личность Николая Павловича.

«Образ нашей детской жизни был довольно схож с жизнью прочих детей, за исключением этикета, которому тогда придавали необычайную важность, — читаем в издании «Воспоминания о младенческих годах Императора Николая Павловича, записанные Им собственноручно» (1906). — Спали мы на железных кроватях, которые были окружены обычной занавеской. Полагался также белый бумажный ночной колпак, которого мы, однако, никогда не надевали, ненавидя его». А вот что писал Николай про переезд в только что построенный Павлом Михайловский замок: «Помню, что всюду было очень сыро и что на подоконники клали свежеиспечённый хлеб, чтобы уменьшить сырость. Всем было очень скверно…» Родители делали всё возможное, чтобы дети не замечали неприятных перемен: «Отец часто приходил нас проведывать, и я очень хорошо помню, что он был чрезвычайно весел. Сёстры мои жили рядом с нами, и мы то и дело играли и катались по всем комнатам и лестницам в санях, т. е. на опрокинутых креслах; даже моя матушка принимала участие в этих играх…»

… Рано лишившийся отца Николай очень ценил крепкие родственные узы. «Как семьянин, — пишет автор очерка «Император Николай» (1894), — Николай Павлович был вообще безупречен. Кроме того, он отличался необыкновенной устойчивостью характера, твёрдостью убеждений и положительно рыцарской прямотою».

Со своей супругой, Александрой Фёдоровной, урождённой прусской принцессой Фредерикой Луизой Шарлоттой Вильгельминой, Николай Павлович прожил более 37 лет, воспитав четырёх сыновей и трёх дочерей.

Он окружал жену вниманием и любовью, заботой и поклонением. Однажды, рассказывает историк Иван Божерянов в «Жизнеописании императрицы Александры Феодоровны, супруги императора Николая I» (1900), в день её рождения, «…в Петергофе, по выходе из церкви, Император стал во главе Кавалергардского полка, шефом котораго была Государыня. Как простой генерал, он командовал полком во время парада, отдав воинския почести своему шефу, — Императрице, — смотревшей на парад с одной из дворцовых террас. Под бюстом Императрицы Александры Феодоровны, работы Рауха, Император приказал подписать слова: „Cчастие моей жизни“». «Вечным памятником обожания» называет Божерянов созданный Николаем в честь супруги дворцово-парковый ансамбль Александрия в Петергофе и «наполняющие его окрестности, которые Император Николай Павлович дарил своей нежнолюбимой жене».

Было в Петергофе ещё одно место, не сохранившееся до наших дней, которое часто посещали Николай Павлович и Александра Фёдоровна. Это построенный императором сельский домик, который он называл «Никольским». «Дубовые скамьи и столы, бревенчатыя стены, простая посуда, русская печь — всё это было совершенно просто. В сенцах… солдатская шинель, которую Государь надевал, когда в домик приезжала Государыня кушать чай. Он угощал её здесь, как свою хозяйку. При домике был разведён садик, имелось две коровки, на случай, если Государыня захотели откушать молочка», — рассказывал Николай Ермилов, составитель сборника «Черты из жизни императора Николая Павловича: по рассказам современников» (1900). Кстати, сама Александра Фёдоровна в разговорах с приближёнными часто называла себя «петергофской помещицей»…

В книге Ермилова также описывается идиллия, царившая между супругами и в Петербурге. «Не предполагая быть русским императором и будучи Великим князем, Николай Павлович жил в Аничковском [современное название — Аничков. — Ред.] дворце чрезвычайно просто, замкнувшись в кругу любимой семьи своей, как обыкновенный смертный. Он редко появлялся при дворе… Всё своё время он посвящал семье своей, занимался музыкой, рисовал, читал… Насколько была дорога его сердцу подобная тихая семейная жизнь, свидетельствуют следующия слова, сказанныя им своей супруге: — Если кто-нибудь тебя спросит, в каком уголке мира скрывается истинное счастие, сделай одолжение, пошли этого человека в аничковский рай».

Такой образ жизни был по душе и великой княгине: «Мне немного требовалось, чтобы быть довольной, — раз я могла быть с моим мужем, мне не нужно было ни празднеств, ни развлечения: я любила простоту и была домоседкою… я предпочитала хороший летний вечер всем балам в мире, а задушевную беседу осенью у камелька — всем зимним нарядам», — признавалась она.

Первые тучи над «аничковским раем» появились в день, когда Александр I сообщил супругам о решении цесаревича Константина отказаться от прав на наследование трона, передав их Николаю. В книге историка Григория Василича «Восшествие на престол императора Николая I» (1909) приводятся слова Николая Павловича: «Мы с женой остались в положении… человека, идущаго… по дороге, усеянной цветами, когда вдруг разверзается под ногами пропасть…»

Смерть Александра I и безрезультатные попытки убедить Константина не отказываться от престола вынудили Николая принять непростое решение. 12 декабря 1825 года он писал: «Воля Божия и приговор братний надо мной совершается. 14-го числа я буду государь или мёртв. Что во мне происходит, описать нельзя… нет несчастливее меня! Да будет воля Божия!»

14 декабря 1825 года, в день, на который была назначена переприсяга, на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание декабристов. В книге «Император Николай I и его царствование» (1859) подробно описаны события этого дня, атмосфера всеобщей растерянности, подавленности и страха — со стороны как восставших, так и усмирявших бунт: «„Какое начало царствования!“ — сказал Император вышедшей к нему у дворца Императрице. Грустное и тягостное безмолвие было красноречивейшим ответом».

Николай I правил Российской империей 30 лет. Его царствование было ознаменовано многими преобразованиями — как удачными, так и не выдержавшими испытание историей. Неизменным оставалось лишь отношение Николая к своим близким. В книге «Черты из жизни императора Николая Павловича» приводится такой эпизод. В середине сороковых годов, во время приезда в Англию Император встретил одного из пажей, который прислуживал ему ещё в 1817 году. «Много лет прошло с тех пор, как я был здесь в последний раз, — сказал Николай Павлович. — Теперь я император и дедушка. Вы думаете, что я счастливый человек потому, что я „великая особа“. Да, я счастлив, но не потому, почему вы думаете, и покажу вам сейчас, в чём заключается моё счастие». Николай открыл шкатулку и достал из неё миниатюрные портреты. «Вот, сказал он, — источник моего счастия: жена и дети».

Ночь с 1 на 2 марта 1855 года была последней в жизни императора. Николай Павлович был в полном сознании. Он исповедался, благословил императрицу и наследника… «Я всегда молился за Россию и за всех вас; буду молиться и там. Вы же, — обратился Император ко всем присутствующим, — останьтесь навсегда, как были доселе, в тесном союзе любви семейственной».

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Историческое образование и региональное развитие

Михаил Юрьевич Лермонтов — подарок императору

Виртуальная экскурсия по Библиотеке Бестужевских курсов

  • Император Николай I

Император Николай I. Биография — детство и юность.

Источник:
М. Полиевктов «Николай I. Биография и обзор царствования»
Москва, 1918 год

Введение

В основу настоящей книги легли два различных текста:
составленная автором для Биографического Словаря Императорского Русского Исторического Общества биография императора Николая I и курс, посвященный обзору николаевской эпохи, читанный им на Петроградских Высших Женских Курсах и застенографированный. Курс помог автору установить его основные точки зрения на николаевское царствование и определил построение книги; биография дала фактическое содержание. Курс был рассчитан на два года. В первый год удалось сделать лишь обзор правительственной деятельности; второй год предполагалось посвятить обществу и течениям общественной мысли в николаевское царствование. Изменение в учебном плане преподавания русской истории на Курсах помешало выполнить в целом намеченную программу, и вторая половина курса осталась непрочитанной. Это заставляет автора отказаться на время от мысли — дать обзор николаевской эпохи, и ограничиться на первых порах более скромною задачею — биографией и обзором царствования императора Николая I.

Под Москвою в Петровском-Разумовском, май 1916.

Детство и годы учения


великого князя Николая Павловича.

Портрет Великий князь Николая Павловича,
Миниатюра.
Худ. А.П. Рокштуль
1806 год.

Третий сын цесаревича Павла Петровича, великий князь Николай Павлович родился в последний год царствования императрицы Екатерины II, 25 Июня 1796 года. Первое время после своего рождения Николай Павлович, как в свое время и его старшие братья Александр и Константин, был взят на попечение самою императрицею [1]; но уже б ноября того же года императрица скончалась, и заботы о его воспитании перешли непосредственно к его родителям. После кончины императора Павла императрица Мария Федоровна официально передала воспитание своих младших сыновей — Николая и родившегося в 1798 году Михаила — в ведение вступившего на престол своего старшего сына. Император Александр Павлович, однако, подтвердив распоряжения, какие были сделаны на этот счет его покойным отцом, далее почти совершенно не вмешивался в это дело, и фактически заботы о воспитании младших великих князей по-прежнему продолжали лежать на императрице-матери.

Воспитание великого князя Николая протекало всецело в тесном домашнем кругу царского семейства, в обстановке гатчинской придворной жизни со всеми теми характерными особенностями, какие эта жизнь приняла в царствование императора Павла.

Сам Павел Петрович питал к своим младшим детям теплое искреннее чувство и влагал в свои отношения к ним и к их воспитателям много непринужденности. У великих князей Николая и Михаила Павловичей в их раннем детстве установились доверчивые отношения к их отцу. Николай Павлович особенно пользовался его любовью, и сам был очень к нему привязан. Наоборот, в отношениях императрицы Марии Федоровны к ее младшим детям преобладал официальный тон. Не обладавшая большою сердечностью, императрица Мария Федоровна подчинила воспитание своих младших детей, особенно вначале, строгому этикету, была с ними суха и холодна и редко выходила из пределов известного церемониала: по заведенному императрицей порядку младшие великие князья и княжны ЛИШЬ в течение немногих часов в день видали своих родителей. У Николая Павловича в его отношениях к матери первоначально преобладало чувство учтивости, лишь позднее уступившее место более теплому чувству.

Первоначальное воспитание Николая Павловича было доверено, главным образом, двум лицам: статс-даме Шарлоте Карловне Ливен и англичанке мисс Лайон. Обе они были назначены еще самой императрицею Екатериною, но сумели снискать расположение и ее невестки. Ливен скоро стала личным другом Марии Федоровны, что в данном случае имело немалое значение в виду тех натянутых отношений, какие существовали между императрицею и великокняжескою четою. Курляндская уроженка, рожденная баронесса Гаугребен, г-жа Ливен как нельзя более пришлась по душе Марии Федоровне. Обе они вносили в дело воспитания известную чисто немецкую аккуратность, чисто немецкую сдержанность и некоторую узость педагогических взглядов. Как человек, Ливен отличалась, по-видимому, большой сердечностью, и, быть может, под ее влиянием развилась у Николая большая любовь к уюту, к частной жизни, к семейному очагу, что впоследствии постоянно так сильно выдвигалось у него на первый план. С раннего детства в нем стал складываться человек частной жизни, подготовлялся семьянин. Позднее и к вопросам государственного характера он зачастую подходил с меркой частной жизни, а такая мерка, в свою очередь, вполне совпадала с известною узостью его взглядов, стремлением все свести к элементарным основаниям, не осложняя чересчур разрешения вопросов. Особенно сильное влияние на развитие характера Николая Павловича оказала его няня, шотландская уроженка, мисс Лайон (Jane Lyon; впоследствии по мужу Вячеслова). Прямая, смелая и решительная, мисс Лайон нередко брала на себя идти вразрез с данными ей инструкциями и даже отваживалась иногда противоречить императрице Марии Федоровне, на что решались очень немногие. Помимо воспитания характера, мисс Лайон привила своему питомцу и определенные симпатии и антипатии. До приглашения ее к великому князю, она служила в семействе Чичериных. С ними ей пришлось быть в 1794 г. в Варшаве во время вспыхнувшего там восстания против русских. Николай Павлович часто слышал от мисс Лайон о пережитых ею в это время страшных сценах и унаследовал от нее на всю жизнь неприязненное чувство к полякам и евреям. Позднее на почве этого чувства развились определенные политические принципы [2].

С 1800 г. воспитание Николая Павловича перешло в мужские руки. Есть известие, что первоначально заходила речь о назначении его воспитателем гр. Сем. Ром. Воронцова, бывшего в то время посланником в Англии; император Павел был против этого назначения, так как не доверял Воронцову, зная его англоманство. Выбор императора пал на генерала Матвея Ивановича Ламздорфа, незадолго до этого назначенного директором сухопутного кадетского корпуса (нынешний первый в в Петрограде). По общему отзыву, Ламздорф, не отличаясь широким образованием, не отличался и педагогическими способностями, обращался с своим воспитанником не только сурово, но и жестоко и ставил своею главною целью переломить его на свой лад. Жестокая и грубая педагогика Ламздорфа столкнулась, однако, в данном случае с очень неподатливым элементом — упрямым и резким характером подрастающего великого князя, что вряд ли могло принести благие результаты. Одновременно с назначением Ламздорфа, к великому князю были приставлены «кавалерами»: генерал- майор Н. И. Ахвердов и полковники П. И. Арсеньев и П. П. Ушаков, вносившие в воспитание более кроткие меры и имеющие (особенно Ахвердов) больше влияния на своего воспитанника [3].

Первоначальное образование Николая Павловича носило довольно случайный характер. Те лица, в чьих руках сосредоточивалось воспитание Николая Павловича, были отчасти и его первыми учителями. Так, первым молитвам (по-русски) его обучила мисс Лайон; только с 1803 г. уроки Закона Божьего стал давать ему его духовник Павел Криницкий. Русским языком занимался с великим князем очередной кавалер. Ахвердов давал, кроме того, уроки русской истории и географии, а с 1804 г. обучал арифметике и сообщал первые сведения по артиллерийскому и инженерному искусству. Первые уроки французского языка давала сама императрица Мария Федоровна; в 1802 г. на эти уроки был приглашен эмигрант француз де-Пюже преподававший также всеобщую историю и всеобщую географию, а также и чистописание. Немецкому языку (а позднее, с 1813 г., также и латинскому, и греческому) обучал Аделунг, известный историк и археолог. Уроки английского языка, начавшаго входит в моду после свержения Наполеона, Николай Павлович начал брать с июля 1813 г. у Седжерса. Уроки музыки, которую вначале очень не любил Николай Павлович, давал с 1804 г. Теппер. Рисование, любимое искусство Николая Павловича, преподавал сначала (с 1804 г.) проф. Акимов, а с 1810 г. — проф. Шебуев. Танцам обучали Лепик и Юар (Ниаrd), верховой езде — берейтор Эггер и фехтованию (с 1809 г.) — Сивербрюк.

С 1809 г. возникает мысль заменить первоначальное преподавание более серьезным систематическим курсом, который приближался бы к университетскому типу. Помимо общих соображений, здесь играло роль стремление императрицы Марии Федоровны ослабить чрезмерное увлечение играми военного характера и вообще военными занятиями, естественно развивавшееся в младших великих князьях в условиях тогдашней придворной жизни, и оживить в них мало развитый интерес к наукам. Одно время предполагалось даже отправить великих князей Николая и Михаила Павловичей слушать лекции в Лейпцигский университет, но эта мысль не встретила сочувствия у императора Александра Павловича. Взамен этого он находил возможным, чтобы его младшие братья посещали лекции в учреждаемом в то время Царскосельском лицее. Последовавшие вскоре за этим события 1812 г., однако, этому послужили помехой. Все ограничилось лишь тем, что занятия великого князя — как в классах, так и во внеклассное время — приняли более систематический характер, были начаты высшие науки, и сверх лиц, уже преподававших, было приглашено несколько профессоров. Сравнительно широко было обставлено преподавание политических наук. С 1809 г. Аделунг начал свои лекции по логике и морали; с 1810 г. проф. Шторх — свой курс политических наук. Этот курс подразделялся на науку общежительную, куда входили философия истории, государственное и народное право и политическая экономия, и правительственную, куда входили теория правительственных форм и политика; последняя обнимала учения | о законодательстве, администрации, суде, полиции, военном управлении, государственном хозяйстве, народном просвещении и духовном управлении. Наряду со Шторхом следует упомянуть проф. Кукольника, читавшего великому князю естественное право, и известного юриста того времени, чье имя ставят иногда наряду со Сперанским, проф. Балугьянскаго, читавшего ему энциклопедию и историю права, а несколько позднее, в 1815 и 16 гг., науку о фииансах. Сравнительно с такой постановкой преподавания политических наук, приходится отметить крайне слабую постановку исторического образования. Изучение русской истории не пошло дальше элементарных уроков Ахвердова, оборвавшихся к тому же к 1816 г, на эпохе Иоанна Грозного и Смуты; всеобщей — дальше уроков де Пюже. Наоборот, на преподавание точных наук и военного искусства было обращено, по-видимому, гораздо больше внимания. Первоначальное преподавание алгебры, геометрии, физики и инженерного искусства было поручено известному ученому, профессору и академику Крафту [4].

С конца 1808 г. Крафт начал свой курс высшей математики и опытной и теоретической физики, куда были включены также сведения по механике, технологии, фортификации и артиллерии. С конца 1809 г., по предложению Крафта, было решено выделить и поставить более систематично преподавание военных наук. Организацией преподавания этих наук заинтересовался сам государь Александр Павлович — почти единственный случай его вмешательства в воспитание его младших братьев. Выработать программу и вести преподавание военных наук было поручено инженерному генералу К. И. Опперману, который предложил в свои помощники полковника артиллерии А. И. Марковича и полковника-лейтенанта Джанотти. Опперман и Джанотти являлись видными силами в области военной техники; благодаря их преподаванию молодой великий князь, всей окружающею его атмосферою все более и более увлекаемый на путь внешней военной выправки, посвятил в свое время немало часов изучению более насущных вопросов военного искусства. Под влиянием Оппермана, с именем которого мы встретимся еще ниже, военно -инженерное искусство стало любимым делом Николая Павловича; из него выработался на всю жизнь хороший военный инженер. На уроках Джанотти, отличавшихся большою серьезностью, а также Марковича, Николай Пав-лович ознакомился с началами стратегии. Уроки сводились к чтению и разбору различных сочинений об отдельных кампаниях (между прочим Жиро и Ллойда о последних кампаниях 1814 и 1815 гг.), а также к разбору самостоятельных проектов, темы которых носили иногда довольно злободневный характер. Так, в начале 1815 г. Николай Павлович давал отчет Опперману о составленном им «Трактате о войне против соединенных сил Пруссии и Польши» и около этого же времени разбирал с Джанотти проект «Об изгнании Турок из Европы при известных данных условиях».

Вообще надо заметить, что общераспространенное мнение, будто бы великий князь Николай Павлович получил гораздо более скудное и одностороннее образование, чем его старшие братья, следует принимать с большими оговорками. Трудно даже ответить определенно, воспитывали ли его, как простого великого князя, или уже теперь принимали в расчет его предназначение? Программа курса профессора Шторха заставляешь предполагать последнее. Рассматривая в целом программу образования великого князя, нельзя не признать, что перед нами программа, в которой политический науки занимают видное место. Правда, наряду с этим видное место занимают и науки военные. Надо, однако, помнить, что в глазах самого императора Александра военное дело получает к этому времени все большее и большее значение в общей системе государственного управления. К началу XIX в. государственное управление сравнительно с восьмидесятыми годами XVIII в. милитаризируется, и это не могло не отразиться и на системе воспитания лиц императорской фамилии. Новое поколете великих князей, к которому принадлежал Николай Павлович, проходило иную школу, чем его старший брат, школу, на которой сказалось влияние не столько века политических мыслителей, сколько века воинских потрясений наполеоновской эпохи. В глазах самого императора Александра, однако, это и была теперь та школа, которую должен был пройти будущий правитель государства. Образование великого князя Николая Павловича не было скудно, но его учителя, при всей своей эрудиции, зачастую оказывались плохими преподавателями, и это прежде всего относится к его преподавателям политических иаук. Отдавая должное учености Шторха, Кукольника и Балугьянскаго, Николай Павловйч сам отзывался впоследствии об их лекциях как о черезчур отвлеченных и сухих. Среди остальных учителей, по-видимому, лишь Опперман и Джаиотти выделялись талантливостью и живостью преподавания. Идеи Шторха могли оказать влияние на великого князя лишь позднее, в более зрелом возрасте. В данный момент военное дело должно было стать его любимым занятием. Систематическое обучение великого князя к тому же, окончилось довольно рано — к середине 1813 г. Императрица Мария Федоровна не прочь была его несколько продолжить; современный политическая события с этого времени все более и более начинают нарушать правильный ход занятий. Занятия почти совершенно прерывались в 1814 и в начале 1815 гг. С 1815 и в течение 1816 гг. читались лишь некоторые курсы.

Сохранилось довольно много данных, рисующих ту обстановку, в какой протекли детские и юношеские годы Николая Павловича, те отношения, какие сложились у него к его окружающим также его собственный характер, его вкусы и наклонности. Выше было сказано об его отношениях к отцу и матери. Его старшие братья выросли под влиянием тяжелых отношений между их отцом и бабкою. Родившись в последний год царствования Екатерины, Николай не мог, конечно, сознательно воспринимать эту семейную драму.

Память о покойной императрице оставалась, однако, тяжелым воспоминанием в царской семье, и отсюда — то неприязненное отношение к бабке, которое Николай Павлович унаследовал, очевидно, от своих родителей и которое сохранилось у него до конца его жизни. Детство самого великого князя протекло под влиянием гнетущих воспоминаний об обстоятельствах вступления на престол его старшего брата, в той тяжелой атмосфере, которая создалась во дворце после 11 марта 1801 года. Пятилетним ребенком Николай был свидетелем тех тягостных сцен, которые разыгрались тогда во дворце. Затем последовали первые годы царствования Александра, обрисовывавшиеся перед младшим поколением великих князей опять-таки, конечно, не как время широких преобразований, но как годы тяжелого семейного разлада, прежде всего, между государем и императрицею-матерью, — когда Александр, как бы отлученный в своем собственном семействе, встречал глухую оппозицию всем своим начинаниям среди своих близких. Разница в летах между Николаем Павловичем и его старшими братьями и сестрами была слишком велика для того, чтобы в юном возрасте у него могла установиться с ними настоящая близость. Строгостью установленного Мариею Федоровною этикета объясняется почти полное отсутствие у Николая Павловича в его детстве товарищей в играх и занятиях[5] Все его детство протекало исключительно в обществе его младшего брата Михаила Павловича и их младшей сестры Анны Павловны, с которыми у него на всю жизнь остались искренние дружеские отношения. Это было младшее поколение царской семьи, ТОТ детский мир, который стоял в стороне от протекавших событий, но в котором постепенно складывалось к этим событиям определенное отношение, не раз сказывавшееся позднее, когда Николаю приходилось выступать в зрелом возрасте. В характере Николая Павловича с детства замечалось сочетание сердечности и прямоты с жесткостью и угловатостью. Он был ласков и внимателен к окружающим, но проявлял в то же время иногда излишнюю резкость. Совершенно чуждый жестокости, он мог быть подчас довольно грубым. Вспыльчивый и стремительный, он обладал и большой долей настойчивости, но не всегда умел быть достаточно сосредоточенным, что отражалось в известной степени на его занятиях. Шумный в забавах и играх, он обыкновенно был серьезен и задумчив, и только порою, по отзывам его воспитателей, на него находили периоды неудержимой веселости.

Отмечают, кроме того, его излишнюю робость и застенчивость, а также, по-видимому, чисто нервную трусливость, проявляющуюся, однако, крайне неровно. Так, в детстве он очень боялся грозы и фейерверков и долго не мог побороть страха, слыша выстрелы. Напротив, с самого начала он не обнаружил не малейшей боязни ездить верхом и с детства смело садился на лошадь.

Из игр великие князья Николай и Михаил Павловичи любили почти исключительно военные, начиная их чуть ли не с постели.

В то же время Николай Павлович очень любил шахматы. Он любил рисовать, рисовал хорошо, и занимался даже гравированием. Музыку в детстве и в юношеские года Николай Павлович, по его собственному признанию, совершенно не любил. Любовь к этому искусству развилась в нем значительно позднее. Но он всегда любил хорошее церковное пение; сам пел иногда с певчими, и много занимался придворных хором.

В своих учебных занятиях он предпочитал, по-видимому, науки точные и практические, мало проявляя склонности к отвлеченным и умозрительным дисциплинам. Чистая математика и политические науки в одинаковой степени не пользовались его симпатиями. Зато прикладная физика и механика возбуждали в нем большой интерес. Особенно он любил инженерное искусство, знал его хорошо и позднее любил говорить «Мы, инженеры» …

Вообще, как в детстве военные игры, так и в юношеском возрасте военные занятия делались все более и более предметом его увлечения. К гражданским наукам он чувствовал всего менее склонности. Это постоянно озабочивало его воспитателей и, прежде всего, императрицу-мать, всячески старавшуюся отвлечь своих младших сыновей от исключительного пристрастия к военному делу, и всегда поэтому неохотно соглашавшуюся на долгое пребывание великих князей в военной среде.

В 1810 году Николаю Павловичу даже было предложено его воспитателями написать сочинение на тему «доказать, что военная служба не есть единственная служба дворянина, но и что другие занятия для него столько же полезны и почтенны». Великий князь не написал ничего, и дело кончилось тем, что Ахвердов должен был сам продиктовать Николаю Павловичу все сочинение.

Читать далее

Николай I | Биография, факты и достижения

Николай I

Смотреть все СМИ

Год рождения:
6 июля 1796 г. Россия
Умер:
2 марта 1855 г. (58 лет) Санкт-Петербург Россия
Должность/Офис:
император (1825-1855), Россия царь (1825-1855), Россия
Дом/Династия:
Династия Романовых
Известные члены семьи:
супруга Александра отец Пол сын Александр II брат Александр I брат великий князь Константин Павлович

Просмотреть все материалы по теме →

Николай I , русский полностью Николай Павлович , (род. 6 июля [25 июня по старому стилю], 1796, Царское Село [ныне Пушкин], близ Санкт-Петербурга, Россия — умер 18 февраля [2 марта по новому стилю] 1855, Санкт-Петербург), российский император (1825–55), часто считающийся олицетворением классического самодержавия. За свою реакционную политику его называли императором, заморозившим Россию на 30 лет.

Молодость

Николай был сыном великого князя Павла и великой княгини Марии. Примерно через три с половиной месяца после его рождения, после смерти Екатерины II Великой, отец Николая стал императором России Павлом I. У Николая было трое братьев, двоим из которых, будущему императору Александру I и Константину, было 19 лет.и старше его на 17 лет. Это был третий, Майкл, младше его на два года, и сестра Энн, которые стали его товарищами в детстве и близкими друзьями на всю жизнь.

Пол был крайне невротичным, властным и деспотичным. Тем не менее, считается, что он проявлял доброту и внимание к своим младшим детям и что, на самом деле, он нежно любил и лелеял их. Он был убит во время дворцового переворота 1801 года, сделавшего Александра императором, когда Николаю не было и пяти лет. Мария, напротив, оставалась формальной и холодной в отношении к детям, что очень соответствовало ее общему характеру. Она принадлежала, по-видимому, к тем людям, которые сочетают многочисленные общепринятые добродетели с некоторой жесткостью и отсутствием теплоты. По словам компетентного наблюдателя: «Единственным недостатком этой необыкновенной женщины была ее чрезмерная, можно сказать, требовательность к своим детям и к людям, зависящим от нее».

Образование

Первым опекуном и воспитателем будущего императора была шотландская медсестра Джейн Лайон, назначенная Екатериной II для ухода за младенцем и постоянно пребывавшая с Николаем в течение первых семи лет его жизни. Из Лиона молодой великий князь узнал даже такие вещи, как русскую азбуку, свои первые русские молитвы и свою ненависть к полякам (по крайней мере, ему нравилось впоследствии возводить происхождение своей горькой антипатии к этим людям в истории, рассказанные его няней). о своем тяжелом опыте в Варшаве в неспокойном 179 году4).

Викторина «Британника»

История: правда или вымысел?

В 1802–1803 годах мужчины заменили женщин в окружении Николая, и началось его регулярное образование. По указанию генерала Мэтью Ламсдорфа в нем подчеркивалась строгая дисциплина и формализм. Подрастающий великий князь изучал французский и немецкий языки, а также русский язык, всемирную историю и общую географию на французском языке, а также историю и географию России. В учебную программу были добавлены религия, рисование, арифметика, геометрия, алгебра и физика. Николай также обучался танцам, музыке, пению и верховой езде и в раннем возрасте познакомился с театром, костюмированными балами и другими придворными развлечениями.

В 1809 году вступила в силу более продвинутая учебная программа, включающая курсы от политической экономии, логики, моральной философии и естественного права до стратегии. В языковую программу были добавлены английский, латинский и греческий языки. Хотя в целом мнение о том, что Николай не был подготовлен для своей роли русского государя, ошибочно, он мало что получил от обучения, которое он нашел жестким и утомительным. Он любил только военное дело, став прекрасным военным инженером и знатоком ряда других областей военных знаний. При этом он всегда оставался в душе преданным младшим офицером.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Обстоятельства также благоприятствовали милитаризму. Образование Николая, как и его младшего брата, было прервано и в значительной степени прекращено великой борьбой против Наполеона в 1812–1815 годах. Великим князьям разрешили вступить в армию в 1814 году, и, хотя они не участвовали в реальных боевых действиях, они пережили пьянящие эмоции тех знаменательных лет, а также наслаждались возможностью остаться в Париже и других местах в Западной и Центральной Европе. 4 ноября 1815 года на торжественном обеде в Берлине Александр I и король Фридрих-Вильгельм III встали, чтобы объявить о помолвке Николая и принцессы Шарлотты Прусской (Александры, после того как она приняла православие).

Торжественная свадьба состоялась примерно через 20 месяцев, 13 июля 1817 года. Брак представлял собой династическое и политическое соглашение, к которому стремились оба правящих дома, которые вместе выступали в решающие годы против Наполеона, а затем на Венском конгрессе — мирное урегулирование после наполеоновских войн — и оно оказалось исключительно успешным. Николай был не только влюблен в свою жену, но и очень сильно привязался к своему тестю, а также к своим королевским братьям, один из которых впоследствии стал его соправителем, королем Фридрихом Вильгельмом IV. Кроме того, Николая сильно привлекал прусский двор и, тем более, прусская армия. Он чувствовал себя удивительно счастливым и домашним в своей приемной семье и стране, которую в течение многих лет старался посещать как можно чаще.

Для завершения обучения великий князь Николай был отправлен в два учебных плавания — обширное путешествие по России, длившееся с мая по сентябрь 1816 года, и путешествие в Англию, где будущий император провел четыре месяца в конце того же года и начале 1817 года. Русское путешествие преодолело много земли с большой скоростью и было весьма поверхностным, но представляет интерес для историка из-за заметок о том, что Николай, следуя наставлениям матери, взял на себя все увиденное и услышанное. Наблюдения великого князя, как правило, касаются внешности, а не причин, и отражают ряд его предубеждений, в том числе его острую неприязнь к полякам и евреям. Такие быстрые инспекционные туры впоследствии стали чуть ли не навязчивой идеей императора.

В Англии Николас останавливался в основном в Лондоне, хотя и побывал во многих других местах. Хотя он действительно присутствовал на открытии парламента и в целом получил некоторые знания об английской политике, его единственные записанные комментарии на этот счет были неблагоприятными. Будущему императору было гораздо приятнее осматривать военные и военно-морские центры. Его любимым английским компаньоном был герцог Веллингтон. Менее чем через год после возвращения в Россию и через несколько месяцев после женитьбы Николая назначили генерал-инспектором армейских инженерных войск. В последующие годы он занимал еще несколько воинских должностей, но второстепенного значения.

Российская Империя | История, факты, флаг, расширение и карта

Российская Империя

Смотреть все СМИ

Дата:
2 ноября 1721 г. — 15 марта 1917 г.
Основные события:
Русская революция Русско-японская война Русско-турецкие войны Русская революция 1905 года Крымская война
Ключевые люди:
Петр I Екатерина Великая Сергей Юльевич, граф Витте Константин Петрович Победоносцев династия Романовых
Похожие темы:
славянофил Манифест освобождения декабрист западник
Похожие места:
Россия Москва Санкт-Петербург Киев

Просмотреть весь связанный контент →

Российская Империя , историческая империя, основанная 2 ноября (22 октября по старому стилю) 1721 года, когда Российский Сенат пожаловал Петру I титул императора (императора) всея Руси. Отречение Николая II март 15 декабря 1917 года ознаменовался концом империи и ее правящей династии Романовых.

Узнайте о могущественном царском правлении огромной Российской империи, покрывающей одну шестую поверхности Земли

Посмотреть все видео к этой статье

Империя зародилась, когда русское дворянство искало новую родословную для своей монархии. Они нашли его в Михаиле Романове, молодом боярине (дворянине), избранном царем в 1613 году. Ранние Романовы были слабыми монархами. Коронованный в 17 лет, Михаил разделил престол в решающие годы своего царствования со своим отцом, патриархом Филаретом. Сын Михаила Алексис взошел на престол в 1645 году в возрасте 16 лет; он находился под сильным влиянием сначала Бориса Ивановича Морозова, а затем патриарха Никона. Федор III, которому на момент восшествия на престол в 1676 году было всего 14 лет, также уступил много власти фаворитам. Несмотря на это, все трое были народными царями, оставившими после себя хорошую репутацию в народе и которых славянофилы XIX в.ХХ века идеализировали русских монархов как образец. Правительство в этот период обычно находилось в руках лиц, которые по тем или иным причинам пользовались личным влиянием на царей. Народное недовольство обычно оборачивалось против этих фаворитов, а не против самого царя, например, во время городских восстаний (1648–50), приведших к ссылке Морозова, и великого крестьянского восстания (1670–71) под предводительством казака Стеньки Разина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *