Никитин хождение за три моря какие моря: Хождение Афанасия Никитина за три моря: история и память

Хождение за три моря | izi.TRAVEL

Говорят, что нет пророка в своем отечестве. Но с купцом Афанасием Никитиным дела обстоят по-другому. Тверичи считают его самым знаменитым своим земляком. Его именем названа городская набережная, многопалубный теплоход и даже марка местного пива. И неважно, зачем Никитин ходил за три моря – был ли он шпионом, или просто любопытным купцом. Главное, что за 30 лет до португальского мореплавателя Васко да Гамы, он увидел и описал Индию.

Никитин хорошо знал персидский и несколько тюркских языков. Изъездил с товарами всю Русь и татарское Поволжье. Доходил до Кафы и Хорезма. Летом 1466 года тверские купцы выбрали его главой каравана, который отошел от волжских берегов в заморское плавание. Торговцы направлялись через Нижний Новгород, Казань, Астрахань, города Дербент и Баку в далекий Хорасан – закаспийскую державу тимуридов. На продажу они везли дорогие товары, в том числе меха, высоко ценившиеся на азиатских рынках.

Поначалу плавание складывалось благополучно. Но где-то под Астраханью, в одной из волжских проток, на караван напал отряд астраханского хана Касима. Татары засыпали купеческие струги стрелами. Несколько человек погибли, а одно судно с товарами потеряло управление и село на мель. Но на этом злоключения не закончились. В Каспийском море уцелевшие два корабля разметала буря. Один из них выбросило на берег в районе современной Махачкалы, где местные жители кайтаки разграбили судно и захватили купцов в плен.

Наконец, Никитин, лишившийся большей части своего имущества, добрался до Дербента (город в Дагестане). Прежде всего он начал хлопотать об освобождении пленных. Кайтаки купцов освободили, но награбленное не вернули. В Тверь Афанасий возвращаться не спешил. Как и большинство купцов, он покупал товары в долг и, вернувшись на родину с пустыми руками, вполне мог попасть в долговую яму. Никитин решил попытать счастья в далекой Индии, о которой много слышал от иноземных купцов. Так начались его странствия, которые продолжались шесть лет.

Из Дербента Никитин добрался до Баку, а оттуда до Апшерона. В местечке Сураханы он побывал в храме огнепоклонников, где из-под земли вырывалось пламя, а на высоких храмовых башнях горел огонь. Затем двинулся в персидский Мазендаран на южный берег Каспия и прожил там в городе Саре полгода, потом пересек всю Переднюю Азию, Иранское нагорье и вышел на побережье Персидского залива к Ормузу.

В оживленном порту Ормуза пересекались многие торговые пути. На волнах покачивались китайские джонки и индийские тавы, а на базарах продавали специи, ткани, жемчуг, золото, серебро. Здесь тверской купец решил поправить свои финансовые дела. Узнав, что в Индии дорого ценятся арабские скакуны, он купил породистого жеребца и сел на корабль, идущий в эту далекую загадочную страну.

Первым индийским городом, в котором оказался Никитин, был Чаул на Малабарском побережье к югу от современного Мумбая. Индийцы удивили Афанасия цветом кожи и почти полным отсутствием одежды. Лишь у тех, кто был побогаче и познатнее, на голове и на бедрах были куски материи. Но даже у бедных на руках и на ногах звенели золотые украшения. Никитин недоумевал, почему, если есть золото, нельзя купить хоть какую-нибудь одежду. В Чауле ему не удалось выгодно продать коня, и он на своем арабском скакуне продолжил путешествие через Западные Гаты вглубь страны.

В Джуннаре предприимчивый тверской купец хотел было продать коня местному хану. Но тот, соблазнившись превосходным скакуном, попытался отнять его силой. Узнав, что продавец иноверец, хан вызвал Никитина во дворец и потребовал от него принять ислам. В противном случае грозился отнять жеребца, а его самого продать в рабство. На размышление хан дал Афанасию четыре дня. Никитина спас случай – помог знакомый харасанский купец по имени Мухаммед, который уговорил хана сменить гнев на милость.

После сезона дождей, дождавшись, когда просохнут дороги, Никитин повел коня дальше в Алланд, где открывалась большая ярмарка и где он надеялся выгодно продать его. Но напрасно. На ярмарке собралось около 20 тысяч скакунов. Конкуренция была велика – бизнес не заладился. Только в Бидаре он наконец-то продал своего жеребца, которого пришлось кормить целый год, потратив на это немало денег.

Большой и многолюдный Бидар в то время был столицей мусульманского государства Бахмани. Он поразил Никитина тем, что по его улицам ползали большие змеи, а ночью город охраняли несколько сот вооруженных воинов султана.

File:RR5110-0018R commons.wikimedia.org
Автор:Банк России
Лицензия:

О проекте «Хождение за три моря»

В рамках реализации Международной интеграционной инициативы «Хождение за три моря» Ассоциация «Афанасий Никитин» приступила к реализации мероприятий тематической платформы «Кадровый потенциал и образование в интересах устойчивого развития Волжско-Каспийского региона».

Ассоциация активно взаимодействует с профильными министерствами и ведомствами, российскими и зарубежными образовательными учреждениями и бизнес сообществом в целях нахождения оптимального баланса возможностей российских ВУЗов и глобальных целей социально-экономического развития, профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов и формировании кадрового потенциала Волжско-Каспийского региона.

Наши цели:

❏ привлечение внимания заинтересованных сторон к необходимости гармонизации образовательных программ региональных систем образования с текущими, средне- и долгосрочными потребностями государства и бизнеса в Волжско-Каспийском регионе;

❏ повышение конкурентоспособности российского образования, межрегиональное сотрудничество, расширение экспорта образовательных услуг в прикаспийские государства, содействие развитию человеческого потенциала Евразии.

В ходе подготовки тематической платформы Ассоциация развивает партнерские отношения с НИУ ВШЭ, Астраханским госуниверситетом, МГУ им. М.В. Ломоносова.

Мы заинтересованы в расширении круга участников тематической платформы и приглашаем к сотрудничеству.

Ассоциация «Афанасий Никитин» – некоммерческая организация, членами которой являются российские и зарубежные организации, заинтересованные в развитии производственного и транспортно-логистического потенциала Волжско-Каспийского региона, экспорта продукции АПК с использованием МТК «Север-Юг».

Международная интеграционная инициатива «Хождение за три моря» это многофункциональная онлайн и оффлайн площадка межрегиональной и межстрановой коммуникации представителей государств, субъектов Российской Федерации, общественных объединений и бизнес-сообществ Волжско-Каспийского пояса развития Евразии.

География инициативы охватывает субъекты РФ, расположенные по пути следования Афанасия Никитина — Тверская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Нижегородская области, Чувашская республика и республика Татарстан, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская области, республики Калмыкия и Дагестан и другие регионы Волжско-Каспийского пространства, а также иностранные государства — Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Иран, Индия.

Мы в социальных сетях:

Facebook www.facebook.com/groups/JourneyBeyondThreeSeas

Telegram www.t.me/Afanasy_Nikitin

Instagram www.instagram.com/_afanasy_nikitin_

Интернет www. afanasy-nikitin.ru

Новости и события www.facebook.com/JourneyBeyondThreeSeas

Контакты:

109004, Москва, улица Станиславского, дом 22, строение 2

[email protected]

МОЛОДЦОВ Олег Владимирович

Члена Оргкомитета инициативы, координатор направления «Кадровый потенциал и образование» МИИ «Хождение за три моря»

Церковь Иконы Божией Матери Иверской

Феодосия, Кавказ и Черное море, Россия

Церковь Иконы Божией Матери Иверской – древнейшая церковь Феодосии. Он был построен в 1348 году у стен генуэзской крепости Кафа в Армянском квартале города. Всего в этом квартале было пять церквей, четыре из которых сохранились до наших дней. Руины пятого храма были найдены при раскопках.

Население Кафы во времена генуэзского правления на 2/3 состояло из этнических армян. После возведения внешних стен генуэзской крепости Кафа некоторые армяне основали собственную коммуну и поселились у восточной стены. Позже они обнесли свою общину стеной и назвали этот квартал Айоц Берд (Армянская крепость). Здесь построили пять церквей, церковь Иконы Божией Матери Иверской – самая большая из них.

После завершения строительства Армянская церковь была освящена в честь Иоанна Крестителя. В 1474 году знаменитый русский путешественник Афанасий Никитин провел в Кафе несколько зимних месяцев. Он вернулся из путешествия по Индии и отдохнул в городе.
Здесь же он работал над своей книгой «Хождение за три моря». В церкви Иоанна Крестителя он молился о возвращении здоровым в родную Тверь. Он покинул город всего за несколько месяцев до того, как турки вторглись в Крым. В 1475 году турки взяли штурмом все генуэзские крепости в Крыму: Кафу, Судак и Балаклаву.

Афанасий Никитин вышел из Кафы с последним русским торговым караваном, но не доехал до родной Твери. Умер от болезни в Смоленске. В память о пребывании Афанасия Никитина в Кафе и его молитвах в церкви Иоанна Предтечи рядом с храмом установлен его памятник.

В царствование Екатерины II армяне были переселены из Феодосии на Нижний Дон, поэтому местность Айоц Берд пришла в запустение. Учитывая, что территория была отгорожена стеной, ее стали использовать как место для карантина. Все вернувшиеся из азиатских стран были обязаны провести 40 дней в квартале Айоц Берд.

В 1875 году Армянская церковь св. Иоанна Крестителя стала православной церковью, которая была освящена в честь Иконы Божией Матери Иверской. Сейчас используются оба названия храма: церковь Иконы Божией Матери Иверской и церковь Иоанна Предтечи. Из-за этого иногда встречаются неточности в названиях, тем более, что рядом находится церковь Иоанна Богослова. Иоанн Креститель и Иоанн Богослов — разные люди.

Согласно древним летописям, фрески в храме Иконы Божией Матери Иверской написаны в XV веке известным русским живописцем Феофаном Греком. В советское время церковь была закрыта и использовалась как склад, поэтому старинные фрески не сохранились. В России есть только одна церковь, где сохранились фрески Феофана Грека: церковь Спаса на Ильине в Великом Новгороде.

Контрабандист света

Работа над первым индийско-советским совместным фильмом Через три моря привела меня в прошлом году в Советский Союз. Этот фильм режиссера К.А. Аббаса и В.Пронина, о русском путешественнике Афанасии Никитине, который приехал в Индию в XV веке, опередив Васко да Гаму примерно на двадцать лет. Я пробыл в Советском Союзе восемь месяцев и работал на киностудии «Мосфильм», где когда-то работали такие мастера кино, как Эйзенштейн, Пудовкин и Довженко. Сегодня традиции студии продолжают такие режиссеры, как Ромм, Рошаль, Чукрай, Александров, Пырьев, Юткевтич. Как член семьи «Мосфильма», я даже за такой короткий период смог вблизи изучить советское кино и разделить кое-что из волнения серого фасада московского художественного мира. Нынешняя полемика была вызвана неординарным и поразительным характером Калатозова.0022 Летят Журавли ; нынешними объектами восхищения были « Сестры » Рошаля (по роману Алексея Толстого «Хождение по мукам ») и герасимовская версия «

» Шолохова «Тихая заря» .

Но самой большой наградой для меня была возможность увидеть вторую часть Ивана Грозного — запрещенного шедевра, ставшего легендой. Это была мечта. Когда я приехал в Советский Союз, я составил список старых и новых советских фильмов, которые мы с индийскими коллегами хотели посмотреть. Иван возглавлял список, конечно, но это был последний фильм, который нам попался. После длительных переговоров был организован показ в крошечной проекционной комнате, обычно используемой исполнительным директором студии. Всего в нем было дюжина мест, и показ фильма держался в строжайшем секрете. Однако каким-то образом слухи разошлись, и маленькая будка площадью десять квадратных футов была забита до отказа. Оказалось, что мало кто видел фильм за одиннадцать лет, прошедших с тех пор, как Эйзенштейн закончил его.

Я взял с собой блокнот и карандаш, чтобы сделать несколько заметок с помощью моего переводчика. Приклеенные к экрану глаза и лихорадочно царапающие в темноте руки — возможно, это был не лучший способ посмотреть фильм, которого я ждал все эти годы. Но я стремился сохранить как можно больше опыта.
 

Иван Грозный, часть II  в основном посвящен конфликту Ивана с православной церковью и боярами. Бояре собираются вокруг боярыни Евфросинии Старицкой, которая, как пчелиная матка, руководит всем действием. Митрополит Филипп возглавляет церковный бунт, и он и Евфросиния работают рука об руку. Евфросиния, имевшая ранее (в Часть 1 ) отравил царицу Ивана, Анастасию, теперь планирует убийство Ивана. Однако ее заговор дает осечку, и погибает ее сын Владимир Андреевич. Фильм заканчивается тем, что вся ярость стареющего Ивана обрушивается на бояр, церковь и всех перебежчиков, мешающих его делу консолидации русской нации.

‘Мы, художники, забыли те великие идеи искусства, которым призвано служить. Мы забыли, что главное в искусстве — его идейное содержание. В Вторая часть «Ивана Грозного» мы допустили искажение исторических фактов, что сделало фильм бесполезным и порочным в идеологическом отношении. Мы должны полностью подчинить наши творения интересам просвещения советских людей».

Опубликованное заявление Эйзенштейна из журнала «Культура и жизнь»

После кратких титров фильм открывается прологом, представляющим кадры из первой части фильма. Усталый и одинокий царь вернулся в Москву в окружении своих лейб-гвардейцев-опричников «в черных плащах, с метлой и эмблемой собачьей головы на седлах». Как Иван бормочет себе под нос: «У меня нет друзей; Бог — мой друг», — короткое воспоминание о его детстве. (Эта последовательность, по-видимому, была взята из Пролога к

Часть I которую, по словам Мари Сетон, Эйзенштейн удалил после редактирования первой части Иван .) Мальчик восьми лет, его мать только что умерла; он готовится ко сну. Боярин Шуйский закидывает ноги на кровать. Молодой Иван плачет. «Убери ноги с маминой постели!» Злобно смеясь, Шуйский отвечает: «Твоя мать была стервой, и Бог знает, кем был твой отец…»

Воспоминание заканчивается, Иван обращается к митрополиту Филиппу и ищет его дружбы: «Я просить тебя не как царь, а как друг — не оставляй его в покое. » Когда Филипп отвергает его, возникает пугающее чувство одиночества и уныния. Подходит к Ивану Малюта, один из пожизненных сторожей: «Я твоя собака. Я твой друг. Вы должны предпочесть свою собаку своему священнику».

Царь Часть II интроспективен, похож на Гамлета. Он бормочет себе под нос: «Какое право имеешь ты, царь Иван, судить? И по какому праву ты носишь меч возмездия?» Он мчится в опочивальню давно умершей Анастасии в сопровождении Федора Басманова, первого из лейб-гвардейцев, преданных ему на службу. Федор сообщает Ивану, что Анастасию отравила Евфросиния, но чашу жене подал сам Иван. Слова Федора «будь твердым» напоминают слова Анастасии перед ее смертью и сдерживают его исступление.

Снаружи, во дворе:’

На снегу стоит Малюта. На колени перед ним бояре. Их трое, все из семьи Количевых. Сабли свистят, головы падают.

Царь спускается на двор:

Глаза Царя горят не от восторга, а от печали.

Царь не благодарит, но снимает шляпу.

И крестится широким жестом, в память павших,

И вдруг заявляет: «Мало!»

Над телами зарезанных бояр митрополит Филипп клянется: «Церковь больше царя.

Завтра я его согну, раздавлю».

Средство смирения Ивана – чудодейственная игра еврейских детей в огненной печи, разыгрываемая в соборе.

В собор входит Царь.

Филипп выходит навстречу царю. Он останавливается перед печью.

Трое отроков поют своими хрустальными голосами, бесстрастно, невыразительно, не понимая слов, хором ангельской прозрачности. И эти слова летят навстречу царю: «Зачем же вы, бессовестные халдеи, беззаконному царю служите? Что же вы, бесовские халдеи, радуетесь сатанинскому Царю? — надругательство, мучитель…»

Иван с удивлением слышит слова; но продолжает, как будто он не слышал их. Он идет к Филиппу за благословением. Трижды он склоняет голову; но Филипп трижды отворачивается, и песня продолжается:

«Теперь увидишь чудо;
Владыка земли
Да будет низвергнут
Господом Небес»

С кафедры Филипп атакует Ивана, угрожая ему местью небес:

‘Поклонись Церкви , Иван, так и подавай! Упраздните спасателей, пока не стало слишком поздно».
Ударив посохом о землю, Иван восклицает: «Отныне я буду тем, кем ты называешь меня!»
‘От смерти спасает
От пламени спасает,
Царя низвергает
И смиряет…’

Сам ангел падает в печь и сгорает.

Часть прихожан падают на колени.

Халдеи падают

Эван стоит в окружении огня: «Ужасным я стану!»

Царь движется быстро; Филиппа арестовывают. С помощью церкви Евфросиния сразу же приступает к замыслу убийства Ивана. Пимен, епископ Новгородский, поручает совершить это дело своему духовнику Петру. Женоподобный сын Евфросинии, Владимир Андреевич, пугается, как мышь, когда ему говорят, что он должен унаследовать царя. Чтобы утешить его, страшная старуха прижимает его к себе и поет колыбельную.

Вся следующая сцена, в которой Владимир готовится получить нож, предназначенный Ивану, выделена цветом. Сцена — банкет. Спасатели смеются и аплодируют, а среди них танцует девушка в маске. Иван, явно в приподнятом настроении, настаивает на том, чтобы перепуганный Владимир облачился в царские регалии. Одетый в черную архиерейскую мантию, Иван кланяется Владимиру и предлагает ему выпить. Почему-то сцена, в которой со свечой в руке подвыпивший, нервный Владимир ведет процессию в собор, напомнила мне обряд индуистского жертвоприношения.

С этого момента фильм снова становится черно-белым. Приняв Владимира за царя, Петр вонзает нож ему в спину. Владимир падает на пол собора, как опрокинутый манекен. Наступившую тишину нарушает торжествующий голос боярыни Евфросинии, которая, ставя ногу на распростертое тело, восклицает: «Смотрите, люди, Иван умер». группы, идущей крестным ходом, боярыня принимает его за привидение. Убийцу Питера приводят к Иану, который спрашивает: «Почему ты его держишь? Он только клоуна убил!» Тело Владимира утаскивают.

Отныне Иван продолжает ломать кобре голову измены и предательства. Пимена арестовывают; Евфросиния убита. Фильм заканчивается тем, что монах поет перекличку жертв Ивана в соборе. «Не за себя, а за Родину», — бормочет царь, усталый, но твердый в своем намерении.

На протяжении всего фильма ощущаешь внутренний конфликт Ивана. Как и Гамлет, он разрывается внутри себя, та же меланхолия, та же самосозерцательность. Однако есть разница в том, что Иван, всегда сосредоточенный на своем деле объединения России, никогда не медлит в действии. Тем не менее интерпретация Эйзенштейном характера царя в Часть II была неприемлема для советских властей в контексте политической ситуации, сложившейся на момент ее завершения.

В директиве ЦК КПСС о фильме «Большая жизнь» (4 сентября 1946 г.), обсуждая ошибки, в которые впали такие режиссеры, «как товарищи Луков, Эйзенштейн, Пудовкин, Козинцев и Трауберг», говорилось: « Эйзенштейн во второй части «Ивана Грозного» показал свое незнание исторических фактов, изобразив прогрессивную армию «опричников» бандой дегенератов, подобных американскому Ку-клукс-клану, а Ивана Грозного человеком сильной воли и характера. , как человек без воли и малохарактера, что-то вроде Гамлета.

Фильм задумывался как трилогия. Вся схема была задумана до фашистского вторжения, но съемки начались только в начале 1943 года в Алма-Ате, на Урале, куда были эвакуированы московская и ленинградская мастерские. Правительство Казахстана предоставило свой новый Дворец культуры в распоряжение Эйзенштейна. Большую часть стрельб приходилось вести ночью, так как днем ​​электроэнергию приходилось отводить на военные заводы. Эйзенштейн писал, проектировал и руководил; Прокофьев написал партитуру; Фотографами были Эдуард Тиссе (покинувший Эйзенштейна во время работы) и Андрей Москвин.

Часть I была выпущена в декабре 1944 года и имела большой успех. Большая часть II части была отстреляна одновременно с Частью I , а остальные в течение зимы 1944-45 гг. Эйзенштейн не закончил редактирование Часть II до февраля 1946 года. В день, когда работа была завершена, Эйзенштейн потерял сознание от первого из тяжелых сердечных приступов, положивших конец его работе над фильмом, на вечеринке, устроенной в честь вручения премии Сталинская премия I степени за Иван Грозный, часть первая . Он частично выздоровел, узнав об официальном неодобрении, которое вызвал его фильм.

Эйзенштейн поставил передо мной целый ряд сложных задач. Он потребовал, чтобы я развил и вывел образ царя Ивана, синхронизировав процесс с развитием действия фильма… растянутого на более чем двадцать лет царской жизни. Я должен был показать сложный процесс, который происходил в его сознании.

Николай Черкасов

Эйзенштейн предложил доработку второй части Ивана. Он и Черкасов добились встречи со Сталиным в Кремле, и Сталин поддержал проект по пересъемке некоторых сцен в «Иване» и возобновлению работы над третьей частью трилогии, которая должна была быть цветной. Однако Эйзенштейн так и не оправился настолько, чтобы возобновить стрельбу. 11 февраля 19В возрасте 48 лет, через несколько дней после своего пятидесятилетия, он умер в одиночестве в своей квартире в Потылике, все еще работая над изучением цветной кинематографии. Эйзенштейн, обнажая сокровенные тайники своего разума, сумел создать «цельного» Ивана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *