Интересные факты об Афанасии Никитине
Афанасий Никитин – знаменитый тверской купец и путешественник, прославившийся тем, что в своих странствиях дошёл до Индии ещё до того, как туда приплыл Васко де Гама. Таким образом, он остался в истории в качестве первого русского путешественника, что посетил Персию и Индию. Помимо этих стран по пути он также бывал в Турции и в Сомали.
О своих путешествиях он оставил произведение «Хожение за три моря», в котором оставил подробные сведения о тех местах, где побывал. Однако даже сейчас биография путешественника остаётся тайной. Осталась неизвестной даже его фамилия, так как Никитин – отчество, а не фамилия. Всё это давало повод исследователям предполагать, что его и не было вовсе, а знаменитое «Хожение» — уже поздняя фальсификация. В пользу этой теории можно сказать, что, действительно, в записях тверского купца достаточно много неточностей.
И тем не менее, учёные всё же пришли к выводу, что произведение подлинное, так как, в отличие от того же «Слова о полку Игореве», оно известно в нескольких экземплярах, а отрывки их «Хожения» упоминаются в летописях XV века.
Существует ещё одна теория, согласно которой Афанасий Никитин путешествовал лишь до Ормуза, крупного порта, расположенного у Персидского залива. Там он и получил все сведения об Индии от многочисленных торговцев, моряков и путешественников, встретившихся ему там. В пользу этой гипотезы говорит то, что некоторые детали из «Хожения» выглядят чересчур неправдоподобными и фантастическими, а в датах и событиях есть много неточностей. Другим доказательством этой теории является и то, что, помимо описания Индии, в книге приводятся сведения и о берегах Африки и Аравии, которые были с одной стороны известны жителям Ормуза, а с другой стороны, лежали они далеко от Индии.
Другой деталью книги Афанасия является и его интерес к местным обычаям и традициям. В своём произведении он часто вставляет цитаты и выражение на местных языках, что говорит о начитанности автора и о его способности к языкам. Мало того, он ещё и переводит эти фразы на русский язык, стараясь объяснить их будущим читателям.
Также ничего не известно и о деятельности Афанасия Никитина, за исключением того, что он был купцом. Ни цели его путешествия, ни род занятий, ни ещё какие-либо сведения о его жизни просто-напросто не сохранились. Вследствие этого личность путешественника по-прежнему остаётся теорией для исследователей, отчего учёным остаётся только гадать и строить теории, чтобы догадаться, кем же был в действительности автор «Хожения».
Даёт почву для размышлений и то, что к Афанасию при дворах восточных правителей относились отнюдь не как к простому купцу, а скорее уж как к послу.
Это позволяет предположить, что, возможно, Афанасий Никитин, помимо деловой поездки, выполнял и некое тайное дипломатическое поручение. Даже его смерть представляет для учёных загадку. После того, как Афанасий возвращается домой, он загадочно умирает неподалёку от Смоленска, находящегося на тот момент в составе Великого княжества Литовского. Его записи же оказываются в руках поданных московского князя. Так, его дневник оказывается в Московии. На этом загадки не заканчиваются. Едва только его записи попали в Москву, как тут же оказались в руках княжеских чиновников, из чего следует вывод, что записи представляли большую ценность для их государя.
Чтобы лучше понять контекст этой теории, стоит углубиться в историю России XV века. Это было непростое время для нашей страны, а в особенности для Тверского княжества, чьим поданным и был Афанасий Никитин. Период раздробленности русских княжеств постепенно подходил к концу, а на первый план выдвинулась Московия, постепенно поглощающая окружающие государства одно за другим.
Помимо самой Москвы, всего среди княжеств остались лишь: Тверь, Рязань, Новгород, Псков и Вятка. Как раз таки в этот период к власти в Московском княжества пришёл Иван III, который и войдёт в истории, как человек, который окончательно присоединит к своим владениям вышеперечисленные государства. Из этого следует, что, если эта теория верна, Афанасий Никитин действительно был тайным послом тверского князя, который должен был искать союзников для своей родины.
Остаётся неопределённой и дата начала путешествия. По одним сведениям, это был 1458 год, а по другим, 1466. Есть и третья точка зрения, согласно которой было два путешествия, совершённые в эти даты. Причём, одно было направлено в Астрахань и в Казань, а второе в Индию. Однако убедительных доказательств путешествия в 1458 году нет, а потому принято отсчитывать «Хожение» с 1466 года.
В 1466 году тверской купец Афанасий Никитин отправляется из своего родного города в Ширванскую землю, располагающуюся на территории современного Дагестана.
Будучи обычным купцом, у него всё же были охранные и путевые грамоты, как от великого князя, так и от тверского архиепископа. Путешествует он не в одиночестве, а в сопровождении других купцов. Всего у них было два корабля. Интерес представляет и то, что до нас не дошли имена людей, путешествовавших с ним. И тут непонятно, умышленно ли Афанасий не упомянул их в своих записях или же случайно. Путь шёл по Волге, мимо Углича и Костромы. Поскольку в то время между Тверью и Москвой был мир, его без проблем пропускают дальше.
Далее Афанасий Никитин желал соединиться во время пути с послом великого князя Московского, Василием Паниным, но тот уже двинулся дальше. Самому же тверскому купцу пришлось остаться в Нижнем Новгороде на целых две недели, чтобы встретиться с Хасан-беком, ширваншахским послом, который к тому моменту возвращался из Москвы на родину. В дальнейшем путешествовал Афанасий и его спутники уже в составе его посольства.
Далее Афанасий описывает, как они благополучно миновали такие города, как Казань, Услан, Орда и Сарай.
Остаётся загадкой, почему они решили напасть на посла совершенно другого и нейтрального к ним государства. Сам Афанасий не упоминает ни о причинах нападения, ни о том, чьими поданными были нападавшие. Однако неприятности на этом не кончаются. Весь последующий путь до Ширвана русским приходилось часто сталкиваться с трудностями и неприятностями. Так, в ходе плаванья их группа попала в сильный шторм, в результате чего один из кораблей разбился, а его экипаж попал в плен. Сам Афанасий, к счастью, находился на другом корабле вместе с послом.
Прибыв в Дербент, Афанасий обращается к Хасан-беку и к московскому послу Василию Панину с просьбой добиться того, чтобы отпустили захваченных в плен купцов.
По словам Никитина, часть его спутников впоследствии пытались вернуться домой, а часть осталась жить в Ширване. Впоследствии сам Афанасий отчасти объясняет причину своего путешествия, упоминая в «Хожении», что когда-то на родине он взял в долг товар, но вследствие пропажи вернуть его не смог. Сам по себе этот непокрытый долг грозил тем, что он мог стать холопом. Однако, невзирая на это, он несколько раз ещё делал попытки вернуться в Тверь, но по неясным причинам его не пропускали через Астрахань. Впоследствии вернулся он только по Днепру.
Какое-то время Афанасий со спутниками провёл в Ширванской земле. Сначала в Дербенте, потом же перебрался в Баку.
О его роде занятий в то время – неизвестно, сам автор «Хожения» сохраняет молчание. Затем он по всё тем же неясным причинам путешествует дальше, за море. Он доплывает до Ченокура, проводит там полгода, после чего отправляется в Сари, где провёл месяц. Сделав там небольшой отдых, он отправляется дальше.
Впоследствии он путешествует по землям Ирана, странствуя от города к городу. О многих из этих городов он и вовсе не упоминает, ограничиваясь лишь тем, что там было «много ещё городов больших». Помимо этого, Афанасий также интересуется и историей этих мест. Так, один из отрывков «Хожения» посвящён древнему городу Рея, оставшемуся в истории в качестве места, где когда-то был убит внук Мухаммеда, Хусейн. К тому моменту, как его посетил Афанасий, город уже давно разрушили завоеватели, а потому русскому путешественнику пришлось смотреть лишь на древние руины. Автор подробно описывает историю этого города, заодно излагая мысли о тяжёлом положении на его родине, где к тому моменту шла война Новгорода и Москвы.
Его путешествие по Ирану заканчивается в Ормузском заливе, который отделяет Персидский залив от Индийского океана. По его словам здесь он впервые из своего народа мог наблюдать приливы и отливы. Также это место примечательно тем, что здесь Афанасий впервые за долгое время встречает христианское и там же отмечает Пасху. Это очень важная часть для исследователей, поскольку из этого следует, что путешествие по Ирану продолжалось явно больше года, так как до того Афанасий, будучи отделён от христиан, не мог праздновать Пасху. Также, исходя из текста «Хожения», как раз таки в Ормузе к нему приходит мысль начать вести дневник. Здесь он и записывает всё, что приключилось с ним до этого, прежде чем отправиться дальше.
В Ормузе Афанасий садиться на один из индийских кораблей и отправляется в Индию. Досконально неизвестно, была ли Индия изначальной целью его путешествия, или же мысль посетить эту страну появилась у него позже, уже во время поездки. Сам же Афанасий упоминает, что у него были сведения о малодоступности лошадей в Индии.
Сами эти животные считались там весьма дорогими, а потому он принял решение поехать вместе с жеребцом, после чего выгодно его там продать. Высадился Афанасий в Северной Индии, в порту Камбей, а затем двинулся в сторону города Чаула, находящегося на полуострове Индостан, где и провёл несколько лет.
Афанасий Никитин оставил подробнейшие сведения об удивительном быте индийцев, отмечая те черты, что для русских людей были новинкой. Так, купца удивляло то, что жители этой страны в основном ходят голыми. Даже правители, по его словам, ограничиваются покрывалом на голове и на бёдрах. Поражает его и удивительная плодовитость и многодетность индийцев. Помимо этого, отмечает он и поразительное богатство местных правителей.
Однако, невзирая на то, как поразила его эта восточная страна, торгового успеха Афанасий там так и не добился. Удалось ему там провести всего одну сделку – перепродажу того самого жеребца, но закончилась эта операция убытком. Вследствие этого ему всё же пришлось отправляться домой.
Поехал Никитин через Иран в сторону Трапезунда, откуда через Чёрное море доплыл в Кафу. Далее он уже по Днепру добирается до Смоленска. Однако вернуться домой ему так и не удалось. Примерно под Смоленском, во владениях Великого княжества Литовского, он загадочным образом умирает, а его рукописи остаются в руках у московских купцов, сопровождавших его в путешествии. Их руками же его записи оказались в Москве, после чего с них были сделаны копии, тем самым сохранив их до наших дней.
Само же «Хожение» впервые было обнаружено Николаем Карамзиным в Троицко-Сергиевском монастыре. Именно Карамзин позже публикует отрывки из книги Афанасия Никитина в своём труде «История государства Российского». В полном виде «Хожение» было опубликовано в 1821 году.
Сами же записи Афанасия Никитина стали одним из самых известных и значимых произведений в древнерусской литературе. Мало того, что там содержаться подробные сведения о чужих страха и культурах, в нём также делается акцент на интересной и сильной личности автора книги, чего в русской литературе ещё не было.
Всё это делает «Хождение за три моря» важным памятником русской культуры.
«Тверь старинная». Как появился памятник путешественнику Афанасию Никитину, который установлен на набережной, носящей его имя
Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют девяносто третий выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.
Сегодня мы расскажем о памятнике человеку, который первым среди русских и европейцев совершил в XV веке путешествие в далекую Индию. Его сочинение «Хождение за три моря» — удивительно точный историко-географический источник не только по Индии, но и другим странам — Дагестану, Персии, Крыму, через которые пролегал путь отважного купца.
Вот так выглядел на чертежах Калининской областной проектной конторы «Облпроект» памятник Афанасию Никитину, который установлен в Твери на набережной, носящей его имя, на левом берегу Волги в 1955 году.
С памятником этим связано одна легенда. Так, рассказывают, что появился памятник после визита Хрущева в Индию в 1955 году. Когда президент Индии Джавахарлал Неру задал ему вопрос, есть ли на родине купца памятник, Никита Сергеевич ответил утвердительно, что памятник давно уже стоит, хотя в действительности его не было. По возвращении домой Хрущев распорядился срочно поставить в Твери памятник Афанасию Никитину.
Авторами памятника являются скульпторы А.П. Завалов, С.М. Орлова, архитектор Г.А. Захарова. Монумент представляет собой бронзовую четырёхметровую статую, стоящую на гранитном постаменте высотой четыре метра на чугунной площадке в форме ладьи, нос которой выполнен в виде головы коня.
На фото экскурсия, организованная в дни весенних каникул Вышневолоцким Домом Работников Просвещения.
Говорят, что первоначально планировалось сделать памятник Садко, но потом заказ поменялся и Садко срочно переделали в Афанасия Никитина, а гусли — в свиток.
Великого путешественника из Твери, первооткрывателя Индии и автора «Хождения за три моря» скульпторы изобразили с охранной грамотой в руке, которую ему дал Тверской великий князь Михаил Борисович. На поясе купца, кстати, кошель с деньгами. На монументе установлена доска с памятной надписью о том, что отважный русский путешественник посетил в 1469-1472 годах Индию. На озеленение вокруг этого объекта ушли 243 куба земли, где посадили деревья, газоны и растительность.
На торжественном открытии монумента присутствовал и К.П.Ш. Менон, в то время посол Индии в Советском Союзе, который отметил, что Никитин – величайший путешественников, открывший новые земли, в то время как об Индии еще не знали в Европе.
Афанасий Никитин – известный русский путешественник, писатель, тверской купец, автор путевых заметок, известных под названием «Хождение за три моря».
Он совершил путешествие в 1468-74 годах по Персии, Индии и Турции. Составил описание этого путешествия в книге «Хождение за три моря». Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. Никитин отправился в путь из Твери: «Пошел я от Спаса святого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича».
Напомним, что всего в мире существует три памятника Афанасию Никитину: в Твери, в западно-индийском городе Ревданде (штат Махараштра, Индия, 2003) и Феодосии (бывшая Кафа, 2008).
Источник: Повесть о путешествии Афанасия Никитина в Индию «Хождение за три моря». Константин Литвицкий «Энциклопедия тверских улиц», архив Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия. Личный архив Валерия КозловскогоИспользуются фото и из собрания ТГОМ, ГАТО, ТОКГ, архива музея ГЭТ и газеты «Калининская правда», Государственного центрального музея современной истории России, альбома «Калинин», «Улицы города Калинина.
Справочник» изд. Московский рабочий 1978 года и автораЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
10 вещей, которые вы должны знать об Афанасии
Эта статья является частью серии «10 вещей, которые вы должны знать».
1. Он был великим раннехристианским защитником полной божественности Господа Иисуса Христа.
С человеческой точки зрения, его защита божественности Христа, как она исповедовалась в Никейском символе веры 325 г., а затем впоследствии развивалась в ряде его трактатов и трактатов, была исключительно использована Богом для сохранения этой фундаментальной христианской истины.
2. Он присутствовал на Никейском соборе в 325 году.
Вероятно, родившийся в христианской семье в Александрии на рубеже четвертого века — вероятно, не ранее 299 года нашей эры — Афанасий был рукоположен в дьяконы в Александрии в 320-х годах и в этом качестве присутствовал на Никейском соборе в 325 году.
Собор был созван для разрешения богословского кризиса, вызванного учением александрийского старца Ария о том, что Христос был создан Богом. Вопреки утверждениям некоторых, маловероятно, чтобы Афанасий говорил что-либо в формальном качестве на соборе — это было бы прерогативой его епископа Александра.
3. Его избрание на роль епископа вызвало споры.
Когда Александр умер в 328 году, Афанасий сменил его на посту епископа перед лицом противодействия со стороны ариан в Александрии, которые объединились с группой под названием мелитиане, чтобы предотвратить избрание Афанасия епископом. Мелитиане были раскольнической группой, порвавшей с Александрийской церковью во время последнего великого гонения (303–311) из-за вопроса о надлежащей церковной дисциплине для тех, кто отступил, а затем хотел вернуться в церковь. Ирония в том, что Афанасий и мелитиане придерживались аналогичной позиции в отношении учения о Троице.
4. Он был уволен с должности епископа за поддержку Никейского символа веры.

Несмотря на то, что Никейский символ веры был утвержден подавляющим большинством голосов на Никейском соборе, арианам удалось вернуться к власти и спровоцировать увольнение ключевых епископов, поддерживавших Никейский символ веры, в том числе Марцелла Анкирского, Евстафий Антиохийский и Афанасий.
5. У него было много врагов.
Ариане и мелитиане выдвинули ряд обвинений против Афанасия. Например, Афанасия обвиняли в том, что он устроил убийство мелитийского епископа Арсения, а затем использовал одну из рук покойного в магических целях. Афанасию пришлось отправиться в Тир, чтобы предстать перед императором Константином, чтобы опровергнуть это двойное обвинение в убийстве и магии. Войдя в комнату, Афанасий сначала убедился, что его обвинители знают, как выглядит Арсений. К их огорчению, «убитого» мужчину доставили живым и невредимым, поскольку он был обнаружен скрывающимся в самом городе Тире.
Но когда Афанасию также было предъявлено обвинение в том, что он поклялся прекратить поставки хлеба из Египта в Константинополь (Египет был житницей Римской империи), если он будет вынужден принять Ария обратно в Церковь, Афанасий признал справедливость обвинения и был сослан в Тревери (современный Трир) на севере Франции с 336 по 337 год.
6. Пять раз был сослан.
Это был первый из пяти изгнаний, четыре из которых были за его защиту божественности Христа от арианства. Два самых длинных, от 339–346 и 356–361, были в Риме и египетской пустыне соответственно. Именно из-за этих изгнанников была придумана поговорка «Athanasius contra mundum» (Афанасий против мира).
Михаил А.Г. ХайкинОрганизованное и удобное знакомство с отцами церкви с 100 по 500 год нашей эры. Хайкин проводит обзор ряда отцов церкви, описывая их роль в истории церкви и их учение по ряду тем.
7. Он тщательно подбирал слова.
Примечательно, что Афанасий нечасто употреблял термин «единосущный» ( homoousios ) — встречающийся в Никейском символе веры для описания божественности Христа, в частности, в том, что Он был «единосущим с Отцом» — до тех пор, пока 350-е годы. До этого Афанасий использовал другие утверждения и образы, взятые из Писания, в защиту божественности Иисуса.
8.
Он написал первый трактат, защищающий полную божественность Святого Духа в 358–359 гг.Его близкий друг Серапион из Фмуиса, города в дельте Нила, рассказал ему о бинитаризме некоторых членов его церкви, которые исповедовали Христа как полного Бога, но утверждали, что Святой Дух должен быть включен в число ангельских существ. Три письма Афанасия к Серапиону были первыми из ряда важных защит божества Духа, написанных в течение следующих тридцати пяти лет или около того.
9. Он написал биографию-бестселлер.
Биография Афанасия египетского монаха Антония, написанная вскоре после смерти монаха в 356 г., была «бестселлером» христианской древности и сыграла ключевую роль в обращении Августина Гиппопотама в 386 г. Среди того, что Афанасий рассказал об Антонии было его феноменальное заучивание наизусть всей Библии. Скорее всего, Афанасий также выучил наизусть большую часть Писания.
10. В одном из его писем содержится самый ранний полный список книг Нового Завета, который мы когда-либо находили.

Пасхальное письмо Афанасия от 367 г. содержит первый известный список книг Нового Завета, точно соответствующий современному списку новозаветного канона. Наряду с Ветхим Заветом Афанасий объявил такие книги «источниками спасения, дабы жаждущие насытились содержащимися в них живыми словами. Только в них провозглашается учение о благочестии».
Майкл А. Г. Хайкин (доктор философии, Университет Торонто) — профессор церковной истории и библейской духовности в Южной баптистской теологической семинарии и директор Центра баптистских исследований Эндрю Фуллера. Он является автором или редактором более двадцати пяти книг, в том числе Новое открытие Отцов Церкви: кто они были и как они сформировали Церковь .
10 вещей, которые вы должны знать о Божьем присутствии
Дж.
Райан Листер
Что значит, что Бог снизошел во Христе и обитает с нами Духом Своим?
10 вещей, которые вы должны знать о Эдемском саду
Нэнси Гатри
30 августа 2018 г.С самого начала Эдем не должен был быть статичным; оно куда-то направлялось.
10 вещей, которые вы должны знать о христианской этике
Уэйн Грудем
24 июля 2018 г.Что такое христианская этика и какую роль она должна играть в жизни верующего?
10 вещей, которые вы должны знать о демонах и сатане
Грэм А.
Коул
Иисус пришел в мир как воплощенный Сын Божий, чтобы совершить более чем одно дело, и среди них было победить дьявола, вкусив смерть.
Связанные ресурсы
Глубокие вещи Бога
Фред Сандерс
Второе издание
Восемь женщин веры
Михаил А.Г. Хайкин
Оуэн о христианской жизни
Мэтью Барретт, Михаил А.Г. Хайкин
На край земли
Михаил А.Г. Хайкин, Джефф Робинсон старший
Crossway — это некоммерческое христианское служение, которое существует исключительно для
цель провозглашения Евангелия через публикации
содержание, основанное на Евангелии и Библии.
Узнайте больше или сделайте пожертвование сегодня на
crossway.org/about.
Афанасий | христианская история | Христианство сегодня
«Те, кто утверждает, что «было время, когда не было Сына», крадут у Бога Его Слово, как грабители.»
«Черный гном» — так называли его враги. А врагов у невысокого темнокожего египетского епископа было предостаточно. Он пять раз был изгнан четырьмя римскими императорами, проведя 17 из 45 лет своего служения епископом Александрии в изгнании. Однако в конце концов его противники-богословы были «изгнаны» из церковного учения, и именно труды Афанасия определили будущее церкви.
Вызов «ортодоксии»
Чаще всего проблема заключалась в его упрямом убеждении, что арианство, господствовавшее в те дни «ортодоксия», на самом деле было ересью.
Спор начался, когда Афанасий был помощником обер-дьякона епископа Александрийского Александра. В то время как Александр проповедовал о Троице «возможно, слишком философски подробно», Арий, пресвитер (священник) из Ливии, заявил: «Если Отец родил Сына, то рожденный имел начало в бытии, и из этого следует, что было время, когда Сына не было».
Спор прижился, но Александр и Афанасий выступили против Ария, утверждая, что он отрицает Троицу. Они утверждали, что Христос не подобен Богу, но тот же самый.
Для Афанасия это не было мудрствованием в теологии. Речь шла о спасении: только тот, кто был полностью человеком, мог искупить человеческий грех; только тот, кто был полностью божественным, мог иметь силу спасти нас. Для Афанасия логика новозаветного учения о спасении предполагала двойственную природу Христа. «Те, кто утверждает, что «было время, когда не было Сына», крадут у Бога Его Слово, как грабители».
Энциклика Александра, подписанная Афанасием (и, возможно, написанная им), подвергала нападкам последствия арианской ереси: «Сын [тогда] есть творение и творение; и Он не подобен Отцу по существу; Он не есть ни истинное и естественное Слово Отца, ни Его истинная мудрость, но Он есть одно из сотворенного и сотворенного и называется Словом и Мудростью из-за злоупотребления терминами… Поэтому Он по природе подвержен изменению.
и изменчивость, как и у всех разумных существ».
Споры распространились, и по всей империи можно было услышать, как христиане поют запоминающуюся мелодию, отстаивающую арианскую точку зрения: «Было время, когда Сына не было». В каждом городе, писал историк, «епископ состязался с епископом, и люди состязались друг с другом, как стаи комаров, дерущихся в воздухе».
Весть о споре дошла до новообращенного императора Константина Великого, которого больше интересовало единство церкви, чем богословская истина. «Разногласия в церкви, — сказал он епископам, — хуже войны». Чтобы решить этот вопрос, он созвал собор епископов.
Из 1800 епископов, приглашенных в Никею, приехало около 300, которые спорили, боролись и, в конце концов, конкретизировали раннюю версию Никейского символа веры. Собор, возглавляемый Александром, осудил Ария как еретика, сослал его и объявил тяжким преступлением обладание его сочинениями. Константин был доволен тем, что мир был восстановлен в церкви.
Афанасий, чей трактат «О воплощении» положил начало ортодоксальной партии в Никее, был провозглашен «благородным защитником Христа». Миниатюрный епископ был просто доволен, что арианство потерпело поражение.
Но это не так.
Епископ в изгнании
Через несколько месяцев сторонники Ария уговорили Константина прекратить изгнание Ария. С некоторыми частными дополнениями Арий даже подписал Никейский символ веры, и император приказал Афанасию, недавно сменившему Александра на посту епископа, восстановить еретика в общении.
Когда Афанасий отказался, его враги распространили против него ложные обвинения. Его обвинили в убийстве, незаконном налогообложении, колдовстве и государственной измене, последнее из которых привело Константина к изгнанию его в Трир, ныне немецкий город недалеко от Люксембурга.
Константин умер через два года, а Афанасий вернулся в Александрию. Но в его отсутствие арианство взяло верх. Теперь церковные лидеры были против него, и они снова изгнали его.
Афанасий бежал к папе Юлию I в Рим. Он вернулся в 346 году, но из-за переменчивой политики того времени его еще трижды изгоняли, прежде чем он вернулся домой, чтобы остаться в 366 году. К тому времени ему было около 70 лет.
Находясь в изгнании, Афанасий большую часть времени писал, в основном для защиты ортодоксальности, но он также сталкивался с языческой и иудейской оппозицией. Одним из его самых значительных вкладов является «Житие святого Антония», которое помогло сформировать христианский идеал монашества. Книга наполнена фантастическими рассказами о встречах Антония с дьяволом, однако Афанасий писал: «Не относитесь недоверчиво к тому, что вы о нем слышите… Учтите скорее, что из них узнали лишь некоторые из его подвигов». На самом деле епископ знал преподобного лично, и жизнеописание этого святого является одним из наиболее исторически достоверных. Она стала одним из первых «бестселлеров» и произвела глубокое впечатление на многих людей, даже помогая язычникам обратиться в христианство: Августин — самый известный пример.
